Публичная собственность на землю: Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся в 2023 году – Юридическая поддержка

ЗК РФ Статья 19. Муниципальная собственность на землю \ КонсультантПлюс

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

ЗК РФ Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 19 ЗК РФ

— Истец хочет признать право собственности на земельный участок, переданный ему в порядке приватизации

— Истец хочет признать свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или право ответчика прекращенным

— Истец хочет признать право собственности на земельный участок, переданный ему при реорганизации юридического лица

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

КонсультантПлюс: примечание.

П. 1 ст. 19 (в ред. ФЗ от 08.12.2011 N 423-ФЗ) применяется к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в муниципальную собственность, возникшим после 08.12.2011.

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ)

1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39. 5 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ)

3.1. Право собственности на земельные участки

Земля может находиться в частной (граждан и юридических лиц) или публичной (государственной) собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и иными федеральными законами[1].

Что касается иных форм собственности на землю, то таковых текущим законодательством не предусмотрено. Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц и является, таким образом, разновидностью частной собственности.

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. 5–5.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, так же как предусмотренные ограничения права собственности, – в главе 7 ЗК РФ.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Во-первых, земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Таким случаем, в частности, является ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В ином случае сделка по приобретению земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте, совершённая в нарушение федеральных законов, является ничтожной[2].

В-вторых, не могут быть приватизированы земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ (п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

В-третьих, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ, и на иных установленных особо охраняемых территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Таких случаев установлено два: указанные лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды[3], а также названные лица не могут обладать земельными участками в границах морского порта[4].

Содержание права собственности

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе на земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение землёй означает иметь возможность обладать им как своим собственным, допускать или ограничивать допуск к нему третьих лиц.

Пользование землёй – это возможность извлекать её полезные свойства, по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Например, собственник земельного участка вправе обращать в свою собственность плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования земельного участка. Это положение соответствует ст. 136 ГК РФ, согласно которой поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

Собственник земельного участка вправе огородить земельный участок и ограничить доступ на него третьих лиц. Если же собственник подобных действий не совершил или иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику[5]. При этом поскольку речь идёт только о проходе, субъектами данного права могут быть исключительно физические лица. Это право распространяется на любой земельный участок, независимо от формы собственности.

Однако действующим законодательством допускаются и случаи, при которых граждане могут свободно находиться на открытых для доступа земельных участках, т. е., по сути, речь идёт о земельных участках общего пользования, а также природных объектах как в черте населённых пунктов, так и за их пределами, где допускается свободное пребывание граждан. Такие случаи действуют только в отношении земельных участков, находящихся в собственности публичных образований.

Пределы пользования природными объектами, расположенными в общедоступных местах, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, а также могут определяться собственником земельного участка. Так, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6 ВК РФ). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8 января 1998 г.

№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 11 ЛК РФ). Ст. 221 ГК РФ устанавливает правило о возможности приобретения права собственности на общедоступные для сбора вещи, которое может применяться при присвоении водных, лесных ресурсов в период пребывания на общедоступных территориях. За самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования предусматривается административная ответственность.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка также вправе:

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространённые полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводнённые карьеры в соответствии с законодательством РФ;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствии с разрешённым использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Данная статья называет только некоторые права собственников земельных участков по их использованию. И это вполне объяснимо, так как перечислить всё, что может делать собственник на своём земельном участке, практически невозможно, поэтому, назвав наиболее важные права, законодатель указал, что собственник может осуществлять и другие права по использованию земельного участка. Правда, речь всё равно идёт о правах, «предусмотренных законодательством».

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом владение, пользование и распоряжение землёй и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с земельным законодательством земля должна использоваться прежде всего в соответствии с её целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешённым использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст.ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

[1] См., например, Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27. 05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Закон РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

 

[2] Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 № 14182/12 по делу № А56-40992/2011.

 

[3] Ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 

[4] Ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

[5] При этом важно заметить, что в то время как ущерб является юридическим понятием и существует механизм его определения, понятие «беспокойство» нормативно не определено и, на наш взгляд, достаточно субъективно, его критерии могут быть установлены только собственником земельного участка. То есть если собственник посчитает, что проходом через участок ему причиняется беспокойство, он имеет право защитить свои права в соответствии со ст. 304 ГК РФ, а именно потребовать устранения всяких нарушений своего права.

 

Государственная собственность на землю в Соединенных Штатах

Почти 40% территории Соединенных Штатов являются государственной землей, которая поддерживается налогоплательщиками и управляется федеральными, государственными или местными органами власти. База данных охраняемых территорий США (PADUS), управляемая Геологической службой США, является официальным перечнем охраняемых территорий Америки и недавно была обновлена. Инструмент карты ниже предоставляет подробную информацию для каждого округа в США. Наведите указатель мыши на округ, чтобы увидеть разбивку собственности на землю. Подробные отчеты можно загрузить, нажав на округ. В диаграмме и таблице ниже представлены сводки на уровне штатов.


Загрузить карту США
(PDF – 47 МБ)

Загрузить карту Запада
(PDF – 48 МБ)


Право собственности на землю по штатам


лес и дикая природа, национальные парки и памятники, заповедники, пастбища, земли государственного фонда, государственные парки и места отдыха, а также городские и окружные парки. Хотя защита федеральных земель может со временем меняться, решения, принимаемые управляющими государственными землями, могут иметь долгосрочное влияние на местные сообщества.

Этот недавний сборник эссе, написанный одними из самых уважаемых ученых, изучающих государственные земли, представляет состояние знаний об экономике огромных природных ресурсов Америки. Очерки демонстрируют, как местные сообщества формируются государственными землями разными способами, в том числе экономически, демографически и с помощью фискальной политики.


Скачать схему в виде изображения


Подпишитесь на нашу рассылку!

Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.

Электронная почта *

Общественные земли влияют на местную экономику

Общественные земли — от обширных охраняемых федеральных территорий до общественных парков и троп — могут разными способами влиять на социально-экономическое положение местных сообществ и могут быть важными экономическими активами. Помимо привлечения туристов, общественные земли привлекают бизнесменов, пенсионеров и рабочих, которые ищут возможности для отдыха, пейзажи и удобства для жизни, которые создают общественные земли.

Например, сельские западные округа с большим количеством федеральных земель в среднем демонстрируют более высокие показатели роста населения, занятости, личного дохода и дохода на душу населения, чем их коллеги. Округа с национальными парками или национальными памятниками поддерживают темпы роста рабочих мест выше среднего и коррелируют с более высоким уровнем дохода на душу населения.

Государственные земли Влияние Местная демография

Значительные демографические изменения произошли в местах с большим количеством федеральных государственных земель. В округах с государственными землями в целом наблюдается положительная чистая миграция. Они также, как правило, имеют большее этническое и расовое разнообразие, чем округа без государственных земель, хотя расовые меньшинства не используют государственные земли в той же степени, что и белые американцы.

Пенсионеры и пожилые американцы, в частности, переезжают в места с охраняемыми общественными землями, принося повышенную долю нетрудовых доходов от инвестиций и пенсионных фондов. Американцы трудоспособного возраста также увеличиваются в районах с государственными землями, находят работу в сфере здравоохранения, недвижимости, розничной торговли и других секторах.

Общественные земли Влияние на местную фискальную политику

Округа с федеральными землями получают компенсацию от федерального правительства за освобождение от налогов федеральных земель в пределах их границ через программу PILT («Платежи вместо налогов») и платежи по распределению доходов, такие как Secure Сельские школы (СРС). Округа со значительной долей федеральных земель могут сильно зависеть от платежей федерального правительства, что может замедлить рост и увеличить экономические риски, связанные с переходной экономикой в ​​сельской местности.

Будущее федеральных земель и местных сообществ взаимосвязано

Управление государственными землями напрямую влияет на местные сообщества. На фискальную политику округа, социально-экономические изменения и качество жизни влияют решения государственного управления земельными ресурсами. Чтобы узнать больше об экономике государственных земель, прочтите соответствующие исследования и найдите данные на уровне округов в настраиваемых отчетах системы экономического профиля.

Методы и источники данных

Данные о собственности на землю взяты из Геологической службы США, Программа анализа пробелов, 2018 г., База данных охраняемых территорий США (PADUS), версия 2.0. PADUS стремится быть полным реестром государственных земель и других охраняемых территорий, собирая «наилучшие доступные» данные, предоставленные управляющими агентствами и организациями. Полнота данных варьируется в зависимости от управляющих агентств и штатов. Местные данные (на уровне города и округа) являются наименее полными.

Невозможно сравнить данные между версиями PADUS из-за изменений в сборе данных и категориях владения между версиями. Headwaters Economics пересекает данные PADUS с географическими границами, полученными Бюро переписи населения США, для расчета разбивки собственности на разных географических уровнях (например, по округам). Для получения более подробной информации, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Определение, пример и типы собственности

Что такое государственная собственность?

Государственная собственность состоит из земли или активов, принадлежащих федеральным, региональным или местным органам власти, и может также включать государственные учреждения или спонсируемые государством организации, такие как библиотеки или парки.

Ключевые выводы

  • К государственной собственности относятся земля или другие активы, которые на законных основаниях принадлежат правительству или государственному учреждению.
  • Государственная собственность может быть зарегистрирована на федеральном уровне, уровне штата или на местном уровне и может предоставлять или не предоставлять неограниченный публичный доступ.
  • Некоторые объекты государственной собственности представляют собой общественные блага, например, парки, библиотеки, дороги, канализационные и водопроводные линии.

Понимание государственной собственности

Государственная собственность часто считается «общественной» собственностью, хотя это не означает, что вся такая собственность находится в свободном доступе для всех граждан. Например, военная база или лаборатория могут принадлежать государству, но доступ к ним будет строго ограничен. С другой стороны, общественная игровая площадка может принадлежать местному правительству и быть бесплатной для всех.

Права собственности определяют теоретические и юридические права собственности на ресурсы и способы их использования. Эти ресурсы могут быть как материальными, так и нематериальными и могут принадлежать отдельным лицам, предприятиям и правительствам.

Государственная собственность может включать в себя жилые, коммерческие и промышленные земли, а также другие физические активы, такие как оборудование. Недвижимость может стать собственностью государства в результате обычных покупок или в случае лишения права выкупа за неуплату налогов или по другим причинам. Государственная собственность может также относиться к собственности, находящейся в ведении федерального правительства, такой как здания консульств и посольств.

Имущество, находящееся в государственной собственности, обычно не облагается налогом.

Некоторые объекты государственной собственности предназначены для общественного пользования и могут финансироваться за счет налогов. Общественное благо, например, — это продукт, который может потреблять один человек, не уменьшая его доступности для других, и от которого никто не может быть лишен. Примеры общественных благ включают правоохранительные органы, национальную оборону, канализационные системы, библиотеки и общественные парки. Как показывают эти примеры, общественные блага почти всегда финансируются государством.

Особые указания

Инвесторы, заинтересованные в земле и других активах, могут принять участие в аукционе государственной собственности, которая в конечном итоге может быть продана по привлекательным ценам.

Например, правительство может конфисковать капитальное оборудование у производителя, объявившего себя банкротом и задолжавшего значительную сумму налогов. Это может быть продано с аукциона другим производителям, которые, вероятно, заплатят меньше за бывшее в употреблении оборудование, чем если бы они купили совершенно новое оборудование.

Государственная собственность и частная собственность

Государственную собственность можно противопоставить частной собственности, которая принадлежит отдельным лицам или корпорациям.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *