Протокол 1 к конвенции о защите прав человека и основных свобод: ПРОТОКОЛ [N 1] от 20 марта 1952 года К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД \ КонсультантПлюс

Европейская конвенция по правам человека. История и содержание

15 марта 2022 года Россия уведомила Совет Европы о намерении выйти из этой организации. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вручил соответствующее письмо генеральному секретарю СЕ Майе Пейчинович-Бурич. По мнению главы комитета Государственной Думы РФ по международным делам Леонида Слуцкого, при выходе Россия будет вынуждена денонсировать Европейскую конвенцию по правам человека. В Госдуме готовы приступить к рассмотрению этого вопроса.

ТАСС  рассказыват об истории принятия и содержании Конвенции.

История заключения

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (краткое название — Европейская конвенция по правам человека, ЕКПЧ) — это международный договор, который был подписан в Риме 4 ноября 1950 года и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Его участниками являются все страны — члены Совета Европы (до выхода России — 47 государств). Новые члены СЕ обязаны подписать Конвенцию при вступлении и ратифицировать ее в течение года.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1996 году и ратифицировала ее 30 марта 1998 года. ЕКПЧ вступила в силу на территории РФ 5 мая 1998 года.

Основные положения

Конвенция, состоящая из 56 статей, гарантирует право на жизнь, свободу и безопасность, на справедливое судебное разбирательство, эффективное средство правовой защиты, на уважение частной жизни, свободу мысли и религии, выражения мнения и собраний, а также запрещает пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, рабство и принудительный труд.

Читайте также

Россия покидает Совет Европы. Что это значит и из-за чего было принято такое решение

Текст документа дополняют 16 протоколов (некоторые из них были включены в ее текст). Так, права на собственность, образование и на свободные выборы закреплены в протоколе 1 (1952), запрещение тюремного заключения за долги, высылка граждан и свобода передвижения — в протоколе 4 (1963). Право на апелляцию по уголовным делам, на компенсацию за неправомерное осуждение, а также право не быть судимым или наказанным дважды за одно преступление включены в протоколы 6 и 7 (1983 и 1984). Протокол 12 (2000) запретил общую дискриминацию, 13-й (2002) зафиксировал запрет на смертную казнь при любых обстоятельствах. Протокол 16 (2013) дает возможность верховным судам стран-участниц получать консультации и советы Европейского суда по правам человека. Государства — члены СЕ могут быть участниками всех или нескольких протоколов. Россия не подписала 13-й и 16-й и не ратифицировала 6-й и 12-й протоколы к ЕКПЧ.

ЕСПЧ

Согласно Конвенции, в 1959 году был создан Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Читайте также

Косачев: РФ после выхода из Совета Европы определит перечень конвенций для денонсацииКосачев заявил, что членство России в Совете Европы прекратится в конце финансового года

Он рассматривает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению документа, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. С такой жалобой в Суд может обратиться любой гражданин или житель страны — члена СЕ, если были исчерпаны все судебные возможности на национальном уровне. Решения ЕСПЧ обязательны к исполнению.

С момента создания Суда в нем было зарегистрировано свыше 957 тыс. жалоб. За 1959-2021 годы Судом вынесено свыше 24,5 тыс. решений, примерно 40% из них в отношении трех государств: Турции (3 820), России (3 116) и Италии (2 466). Для более 84% исков ЕСПЧ установил, по крайней мере, одно нарушение Конвенции. Чаще всего нарушаются статьи 5 и 6 (право на свободу и безопасность; на справедливое судебное разбирательство), статья 1 протокола 1 (защита собственности).

Денонсация Конвенции

В соответствии со статьей 58 Конвенции, право на ее денонсацию государство-участник получает по истечении пяти лет с даты присоединения и через шесть месяцев после соответствующего уведомления генерального секретаря СЕ. Однако государство, покидающее Совет Европы, автоматически перестает быть участником ЕКПЧ. Тем не менее, в соответствии с российским законодательством, такое решение потребует от российского парламента принятия федерального закона, отменяющего закон о ее ратификации.

Прекращение участия не освобождает государство от его обязательств по ЕКПЧ в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено до даты вступления денонсации в силу.

Кроме денонсации статья 15 Конвенции предполагает право частичной приостановки ее действия (derogation) «в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации». Начиная с 1957 года, таким правом воспользовались Ирландия, Греция, Великобритания, Турция, Албания, Грузия, Армения, Украина (2014) и Франция.  

14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека. Справка

Конвенция о защите прав человека и основных свобод была разработана Советом Европы и открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 года. Конвенция вступила в силу в сентябре 1953 года.

Опираясь на положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года, авторы Конвенции стремились достичь целей Совета Европы путём защиты и развития прав человека и основных свобод.

Конвенция не только провозгласила некоторые гражданские и политические права и свободы, но также создала механизм обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами‑участниками Конвенции. Контроль за соблюдением обязательств был возложен на три органа: Европейскую Комиссию по правам человека (учреждена в 1954 году), Европейский суд по правам человека (учрежден в 1959 году) и Комитет министров Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел государств‑участников или их представителей.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства‑члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года.

Россия ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998 года.

С момента вступления Конвенции в силу, она была дополнена тринадцатью протоколами. Протоколы №№ 1, 4, 6, 7, 12 и 13 расширили перечень прав человека и основных свобод, провозглашенных Конвенцией. Протокол № 2 наделил Суд компетенцией выносить консультативные заключения. Протокол № 9 предоставил индивидуальным заявителям право самим передавать дела в Суд при условии ратификации Протокола государством‑ответчиком и одобрении Отборочным комитетом. Протокол № 11 преобразовал контрольный механизм. Остальные протоколы касались организации органов, учрежденных Конвенцией, и их процедуры.

12‑13 мая 2004 года в ходе 114‑й сессии Комитета министров Совета Европы на уровне министров в городе Страсбурге был открыт для подписания «Протокол № 14 к Конвенции, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции» (таково полное название документа).
Официальная краткая цель Протокола – повысить эффективность работы Европейского Суда по правам человека в условиях резкого увеличения числа жалоб в связи со вступлением в Совет Европы новых государств – членов.

В специальной Декларации Комитет министров высказался за скорейшую, в течение двух лет, ратификацию Протокола всеми государствами – членами Совета Европы, так как только после этого Протокол может вступить в силу. На сегодняшний день Протокол был ратифицирован всеми государствами – членами Совета Европы, за исключением России.

Госдума РФ в декабре 2006 года отказалась ратифицировать 14‑й протокол, объяснив свою позицию тем, что, по мнению депутатов, новые нормы регламента суда, предусмотренные протоколом, противоречат основам Конвенции, нарушают установленные ею права человека и могут привести к дискриминационному положению России по сравнению с другими странами Европы.

В результате в ходе пленарного заседания Государственной Думы против ратификации проголосовали 138 депутатов, за – только 27 (для принятия закона о ратификации Протокола № 14 необходимо было 226 голосов).

Согласно сообщениям в печати, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявил следующее: «Мы считаем, что эти поправки не отвечают интересам России… Там предлагается единоличное решение судьи, а у нас в законодательстве предусмотрено только коллегиальное решение. В общем, их поправки расходятся с нашим судопроизводством». Депутаты также сочли необоснованным увеличение срока полномочий судей с 6 до 9 лет.

Страсбург негативно встретил решение российского парламента. Без подписи России документ, носящий консенсусный характер, не может вступить в силу. А Суд без реформы не может справиться с ежегодно растущим объемом дел.

23 сентября 2009 года Госдума приняла постановление «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «По поводу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Госдума заявила о готовности вернуться к обсуждению реформы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, но ратификация 14‑ого протокола, который вносит изменения в работу суда, возможна только при его доработке с учетом позиции РФ.

Государственная Дума относит к числу проблемных статью 8 Протокола № 14, согласно которой комитет из трех судей Европейского суда по правам человека наделяется правом выносить постановления без обязательного включения в состав комитета судьи от государства‑ответчика. Данное положение, по мнению Государственной Думы, может поставить под угрозу справедливость и обоснованность выносимых Европейским судом по правам человека постановлений, которые вследствие неучастия в соответствующем комитете судьи от государства‑ответчика могут быть приняты без всестороннего учета особенностей правовой системы этого государства.

Обеспокоенность депутатов Государственной Думы вызывает положение статьи 14 Протокола № 14, наделяющее Европейский суд по правам человека правом осуществлять расследование до решения вопроса о приемлемости жалобы. Использование Европейским судом по правам человека такого права до того, как он, в частности, удостоверится в исчерпании внутренних средств правовой защиты, чревато вмешательством в национальное расследование по делу и даже его подменой. Это едва ли может считаться приемлемым в силу того, что роль Европейского суда по правам человека по отношению к национальному правосудию является субсидиарной.

Вызывают вопросы у депутатов положения статей 10 и 16 Протокола № 14, которые предполагают, что Европейский суд по правам человека в определенных случаях получит возможность посредством разъяснений и заключений по запросам Комитета министров Совета Европы решать, каким образом государству надлежит выполнять постановления Европейского суда по правам человека, что также вступает в противоречие с субсидиарной ролью Европейского суда по правам человека.

Парламентарии отметили, что свою позицию они высказывают «в связи с усилением необоснованной критики позиции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод… и озабоченностью государств – членов Совета Европы перспективами его вступления в силу в полном объеме».

17 декабря 2009 года президент России Дмитрий Медведев провел совещание по вопросу ратификации Протокола № 14 с главами МИД и Минюста.

Позже спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил журналистам, что глава государства обратился к депутатам с просьбой вернуться к рассмотрению 14‑го протокола к Европейской конвенции по правам человека.

По словам председателя нижней палаты парламента, он сразу же дал команду профильному комитету Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству вернуться к рассмотрению документа, выработать предложения и доложить Совету Думы.

18 декабря 2009 года полпред президента РФ в нижней палате парламента Гарри Минх сообщил, что Госдума не планирует ратифицировать до Нового года 14‑й протокол к Европейской конвенции по правам человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [выборки] и Первый протокол [выборки] (3 сентября 1953 г.)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [выборки] и Первый протокол [выборки]( 3 сентября 1953 г.)
Европейская конвенция о защите прав человека и основных Свободы [выборки] и Первый протокол [выборки]
Открыт для подписания Советом Европы 4 ноября 1950.
Вступил в силу 3 сентября 1953 г.
Правительства, подписавшие настоящий документ, являясь членами Совета Европы,

Принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г.;

Учитывая, что настоящая декларация направлена ​​на обеспечение всеобщего и эффективное признание и соблюдение заявленных в нем прав;

Учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и одним из методов, с помощью которых цель, которую необходимо преследовать, заключается в поддержании и дальнейшей реализации Права человека и основные свободы;

Вновь подтверждая свою глубокую веру в те основные свободы, которые являются основой справедливости и мира во всем мире и лучше всего поддерживаются с одной стороны, эффективной политической демократией, а с другой общее понимание и соблюдение прав человека, на которых они зависеть;

Решается, так как правительства стран Европы единомышленников и имеют общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенство закона, чтобы сделать первые шаги для коллективного правоприменения некоторых прав, изложенных во Всеобщей декларации,

Договорились о нижеследующем:

Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют всем в пределах их юрисдикции прав и свобод, определенных в разделе I настоящей Конвенции.

Раздел I

*     *     *

Статья 8
1.     Каждый имеет право на уважение личная и семейная жизнь, его дом и его переписка.
2.     Общественность не должна вмешиваться полномочия с осуществлением этого права, за исключением случаев, когда это соответствует с законом и необходима в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественной безопасности или экономического благосостояния страны, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья или морали или для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 9
1.     Каждый имеет право на свободу мысли, совесть и религия; это право включает свободу менять свою религию или веры и свободы, либо в одиночку, либо в сообществе с другими и в публично или в частном порядке, исповедовать свою религию или убеждения в богослужении, обучении, практика и соблюдение.
2.     Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности либо для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 10
1.     Каждый человек имеет право на свободу выражения мнений. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ. Настоящая статья не препятствует государствам требовать лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинопредприятий.
2.     Осуществление этих свобод, поскольку оно несет с собой обязанности и ответственность, может быть предметом таких формальностей, условия, ограничения или санкции, предусмотренные законом и необходимо в демократическом обществе, в интересах национальной безопасности, территориальная целостность или общественная безопасность, для предотвращения беспорядков или преступления, для защиты здоровья или нравственности, для защиты репутация или права других лиц, для предотвращения раскрытия информации получено конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности судебной власти.

Статья 11
1.     Каждый имеет право на свободу мирного собраний и на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
2.     На выполнение упражнений не накладывается никаких ограничений. этих прав, за исключением тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует наложению законных ограничений на осуществление этих прав военнослужащими, полицией или управления государством.

Статья 12
Мужчины и женщины брачного возраста имеют право вступать в брак и основывать семья, в соответствии с национальными законами, регулирующими осуществление этого верно.

Статья 13
Каждый, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции нарушены, должны иметь эффективное средство правовой защиты перед национальным органом несмотря на то, что нарушение было совершено лицами, действующими в официальном качестве.

Статья 14
Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции обеспечивается без дискриминации по какому-либо признаку, такому как пол, раса, цвет кожи, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, принадлежность к национальному меньшинству, имущество, рождение или другие положение дел.

Статья 15
1.     Во время войны или других чрезвычайных ситуаций угрожая жизни нации, любая Высокая Договаривающаяся Сторона может принять меры в отступление от своих обязательств по настоящей Конвенции в той мере, в какой строго требуется остротой ситуации, при условии, что такие меры не противоречат его другим обязательствам по международным закон.

2.     Никаких отступлений от статьи 2, за исключением в отношении смертей в результате законных военных действий или в соответствии со статьями 3, 4 (пункт 1) и 7 должны быть сделаны в соответствии с этим положением.
3.     Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, пользующаяся этого права отступления сохраняет за Генеральным секретарем Совета Европы полностью проинформирована о мерах, которые она приняла и причины этого. Он также информирует Генерального секретаря Совета Европы, когда такие меры перестали действовать и положения Конвенции вновь полностью выполняются.

Статья 16
Ничто в статьях 10, 11 и 14 не должно рассматриваться как препятствие Высокие Договаривающиеся Стороны от введения ограничений на политическую деятельность пришельцев.

Статья 17
Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как подразумевающее для любого государства, группа или лицо какое-либо право участвовать в любой деятельности или совершать любые действия направленные на уничтожение любых прав и свобод, изложенных в настоящем либо при их ограничении в большей степени, чем это предусмотрено в Соглашение.

Статья 18
Ограничения, разрешенные настоящей Конвенцией в отношении указанных прав и свободы не должны применяться ни для каких иных целей, кроме как для которые им прописали.
*     *      *

ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ

Правительства, подписавшие настоящий документ, являющиеся членами Совета Европы,

Будучи преисполнен решимости принять меры для обеспечения коллективного исполнения определенные права и свободы, кроме тех, которые уже включены в раздел I Конвенции о защите прав человека и основных Свободы, подписанные в Риме 4 ноября 19 г.

50 (далее как Конвенция),

Договорились о нижеследующем:

*     *     *
Статья 2
Никто не может быть лишен права на образование. В упражнении любых функций, которые оно берет на себя в отношении образования и обучения, Государство уважает право родителей на обеспечение такого образования и преподавание в соответствии со своими религиозными и философскими убеждениями.

*    *    *

срок подачи заявки сокращен с 6 до 4 месяцев – Коллизионное право вступил в силу Закон о защите прав человека и основных свобод. Настоящий Протокол будет применяться во всех 47 государствах-участниках. Хотя он был открыт для подписания/ратификации с 2013 года, Италия ратифицировала его только до 21 апреля 2021 года. гармонично (см., например, наши предыдущие посты здесь (Конвенция о похищении детей HCCH) и здесь (транснациональное суррогатное материнство)).

Протокол № 15 внес важные поправки в текст Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). В частности, он включил в преамбулу принцип субсидиарности и доктрину пределов усмотрения, которые давно и последовательно принимаются прецедентным правом Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), и поэтому это приветствуется. поправка.

Теперь он будет читаться следующим образом (статья 1 Протокола):

«Подтверждая, что Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с принципом субсидиарности несут главную ответственность за обеспечение прав и свобод, определенных в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, и что при этом они пользуются свободой усмотрения, подпадает под надзорную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, установленную настоящей Конвенцией».

Большое значение имеет сокращение срока подачи заявления в соответствии со статьей 35 ЕКПЧ: с 6 до 4 месяцев. Эта поправка вступит в силу через 6 месяцев (полагаю, 1 февраля 2022 года). Статьи 4 и 8(3) Протокола гласят следующее:

Статья 4

«В пункте 1 статьи 35 Конвенции слова «в течение шести месяцев» заменить словами «в течение четырех месяцев».

Статья 8(3)

«Статья 4 настоящего Протокола вступает в силу по истечении шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Протокола. Статья 4 настоящего Протокола не применяется к заявкам, в отношении которых окончательное решение по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции было принято до даты вступления в силу статьи 4 настоящего Протокола» (курсив наш). .

Возможно, это реакция на увеличение рабочей нагрузки Суда, что, как представляется, вызывает серьезную обеспокоенность государств-участников. В частности, в Брайтонской декларации отмечается, что «количество заявлений, ежегодно подаваемых в Суд, удвоилось с 2004 года. В настоящее время очень большое количество заявлений находится на рассмотрении во всех первичных судебных инстанциях Суда. Многим заявителям, в том числе с потенциально обоснованной заявкой, приходится годами ждать ответа». Несомненно, это может поставить под угрозу эффективность и надежность ЕСПЧ. Тем не менее, это сокращение времени подачи может также не учитывать дела, которые являются хорошо обоснованными, но в которых стороны поздно осознали, что такие средства правовой защиты/правового возражения были доступны.

Наконец, я хотел бы подчеркнуть отмену права сторон возражать против передачи юрисдикции Большой Палате при определенных обстоятельствах, например, когда дело, находящееся на рассмотрении Палаты, поднимает серьезный вопрос, влияющий на толкование ЕКПЧ или протоколов к ней (ст. 3 Протокола и ст. 30 ЕКПЧ). На мой взгляд, это является улучшением и позволяет избежать задержек, поскольку позволяет Палате сделать такое заявление. Он также обеспечивает согласованность с прецедентным правом ЕСПЧ. Что касается вступления в силу, статья 8(2) Протокола устанавливает следующее:

«Поправка, внесенная статьей 3 настоящего Протокола, не применяется к любому находящемуся на рассмотрении делу, в котором одна из сторон до даты вступления в силу настоящего Протокола возражала против предложения Палаты Суда. отказаться от юрисдикции в пользу Большой палаты»

 

 

https://conflictoflaws.net/News/2020/08/CoL_Banner-1.png 0 0 Майела Селис https://conflictoflaws.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *