Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
- Юридическая консультация и адвокаты в Улан Удэ по гражданским делам »
- Административное делопроизводство и его цели »
- Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ.
Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 КАС РФ, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ.
Содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемые к нему документы.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 КАС РФ.
Помимо документов, указанных в статье 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются:
Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;
документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.
К административному исковому заявлению могут быть приобщены иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.
При несоблюдении положений частей 1 и 2 судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 КАС РФ, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков.
В случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании статьи 129 КАС РФ выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами.
Рассмотрение административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принимается к производству суда и рассматривается в порядке и сроки, установленные статьей 141 КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. К участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Суд вправе рассмотреть вопрос о привлечении к участию в административном деле иных лиц, чьи права могут быть затронуты принятым решением.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 КАС РФ. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 КАС РФ, лежит на административном истце.
Суд по ходатайству сторон в случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства, либо по своей инициативе в целях правильного разрешения административного дела вправе вынести определение об истребовании доказательств в соответствии со статьей 63 КАС РФ.
Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления по существу не соответствует части 1 , суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования.
В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании части 2 статьи 196 КАС РФ.
Решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Решение суда принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.
Содержание решения суда должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 КАС РФ и частью 3 .
В резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им после изготовления решения.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов.
Определение суда, вынесенное по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление.
Частная жалоба, представление на определение, указанное в части 6 , рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
помощь адвоката
тел. 8 908 590 52 56.
Статья 245. КАС РФ в последней редакции 2020 года
1. Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
2.1. Органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.
3. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
4. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
5. Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Сутягин, Радюкова, Зенченко, Синицына_Engl_Transl+478
%PDF-1.4 % 1 0 объект >>>]/ON[43 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[43 0 R 100 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 99 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 104 0 R>> эндообъект 42 0 объект >поток GPL Ghostscript 9.052019-06-17T20:23:40+02:002019-06-17T00:49:39+04:00PDFCreator Версия 1.5.02019-06-17T20:23:40+02:00uuid:c894ab0d-92d3-11e9- 0000-506cc84a35fduuid:59cf22bc-0663-4f07-97ee-d7d21b402c21application/pdf
Пленум Верховного Суда готовит постановление в целях обеспечения единообразия судебной практики по оспариванию результатов кадастровой оценки
На заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2 июня 2015 года судьями обсужден проект постановления по вопросам, возникающим при рассмотрении судами оспариваний кадастровой стоимости. Представитель КС сообщил СМИ, что пленарное заседание КС утвердит окончательный вариант в июне.
Большое количество судебных исков по оспариванию кадастровой стоимости побудило ВС принять меры. Другими опасениями были отсутствие единого закона по этому вопросу и перенос прошлым летом места рассмотрения этих споров в суды общей юрисдикции.
Разработчики проекта стремились соответствовать практике арбитражных судов. Ирина Абакумова, судья ВС, пояснила, что подходы одинаковы «в той мере, в какой это позволяют изменения в законодательстве об оценочной деятельности». Начиная с 15 сентября Кодекс административной юстиции (CAJ) будет регулировать разрешение споров об оспаривании кадастровой стоимости.
В проекте судьи указали, в каких случаях суд может рассматривать дело о кадастровой стоимости: при возникновении спора в связи с определением кадастровой стоимости комиссией; когда возникает необходимость установления кадастровой стоимости, отражающей надлежащую рыночную цену; когда необходимо произвести корректировку кадастровой стоимости из-за недостоверных сведений, а также при наличии дополнительных обстоятельств, изменяющих кадастровую стоимость. Использование других требований, таких как налоги или арендные платежи, для пересмотра кадастровой стоимости недопустимо.
Хотя юридические лица должны применять досудебный порядок пересмотра кадастровой стоимости с участием комиссии, проект исключает индивидуальных предпринимателей (ИП) из этого требования. Судьи ВС пояснили, что, поскольку ИП является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, Закон об оценочной деятельности не требует обращения физических лиц через комиссии.
Для лиц, подлежащих обязательному досудебному урегулированию пересмотра кадастровой стоимости, то есть юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, дата подачи соответствует дате обращения в комиссию, а для физических лиц и предпринимателей — дата подачи – когда дело предстает перед судом или комиссией.
В проекте также поясняется, на кого распространяются требования. Бывший собственник недвижимости имеет право потребовать пересмотра кадастровой стоимости, если оценка затрагивает его права в налоговом периоде, в течение которого он или она инициирует заявление. Суды не всегда позволяют арендаторам оспорить кадастровую оценку имущества, находящегося в государственной собственности. Тем не менее, пятый пункт проекта подтверждает право арендаторов на обращение в суд, если арендная плата основана на кадастровой стоимости недвижимости. Арендаторы также могут подать апелляцию, если пересмотр кадастровой стоимости изменился после заключения договора аренды. При аренде частной собственности подход иной. Арендатор может оспорить кадастровую оценку только в том случае, если это право предусмотрено договором. Юристы отмечают, что эти положения создадут неравенство в правах арендаторов в зависимости от типа занимаемого ими имущества. Пункт 7 проекта гласит, что в случае совместной собственности один собственник может подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости всего имущества без согласия других собственников. Возражение остальных сособственников не может быть основанием для отказа в иске.
Обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости возможно в течение пяти лет со дня появления кадастровой стоимости в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), но если к моменту внесения кадастровой стоимости в ГРЭК не появится кадастровая стоимость дату суда, основанием для пересмотра будет вновь внесенная сумма (пункт 3 статьи 245 Административного процессуального регламента). Отсутствие кадастровой стоимости в ГРЭК не является основанием для отклонения апелляционной жалобы. В любом случае пятилетний срок для начала процесса обжалования начнется только тогда, когда появится проводка кадастровой стоимости.
Одно из наиболее важных разъяснений касается пересмотра архивных записей SREC. Проект исключает возможность оспаривания архивной информации, поскольку обновление СРЭК происходит непрерывно. Исключения составляют только исправления технических и кадастровых ошибок (п. 4 ст. 24.20 Закона об оценке и ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости). В результате, если в процессе будет установлено, что архивная кадастровая стоимость непригодна для использования, суд прекращает производство по делу. Однако утверждение новой кадастровой оценки в ходе производства по делу не влечет автоматического прекращения производства по делу и не освобождает суд от рассмотрения дела.
В проекте также предусмотрено распределение судебных расходов. Только в случаях, когда рыночная стоимость определяет кадастровую стоимость, бремя судебных издержек ложится исключительно на заявителя. В этом случае требование заявителя направлено на определение справедливой стоимости сметы и не предполагает опровержения достоверности кадастровой стоимости или наличия спора о праве заявителя на пересмотр кадастровой стоимости. Представляется, что такой подход не соответствует общему принципу взыскания судебных издержек с проигравшей стороны, в частности, когда заявитель впервые обратился в комиссию, отклонившую иск, что требует защиты заявителем своего права в суде на установление рыночная кадастровая стоимость. Для юридических лиц досудебный порядок является обязательным. Согласно буквальному толкованию пункта 25, в проекте не проводится различие между ситуациями, когда заявитель ссылается на комиссию в суде и когда он этого не делает. Во всех остальных случаях судебные издержки оплачивает комиссия, создавшая кадастровую стоимость, получающая финансирование от населения.
Судьи ВС всесторонне завершили проект, который содержит как существенные, так и процессуальные разъяснения.