Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда \ КонсультантПлюс
Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)
2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).
3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2021 N 436-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;
4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 19.12.2022 N 542-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра;
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 542-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7 — 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.
(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)
10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)
12. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.
(часть 14 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)
А. Шевченко: Новая программа расселения аварийного жилищного фонда набирает обороты
Сенатор провел круглый стол на тему начала реализации новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области провел
круглый стол на тему «Актуальные вопросы новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда».
Смотрите также
А. Шевченко провел встречу в правительстве Оренбуржья по теме модернизации коммунальной инфраструктуры
Как отметил Андрей Шевченко, реализация новой программы расселения аварийного
жилищного жилья, признанного таковым в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, набирает обороты.
Сенатор напомнил, что публично-правовая компания «Фонд развития территорий» наделена полномочиями по предоставлению финансовой поддержки регионам, осуществлению мониторинга реализации региональных программ расселения аварийного жилищного фонда и выполнению условий предоставления финансирования.
Андрей Шевченко подчеркнул, что средства Фонда, сформированные за счет предоставленной в 2022 году субсидии, по действующим правилам распределяются между теми субъектами Российской Федерации, которые завершили до 1 мая 2022 года реализацию программы расселения аварийного жилищного фонда.
Законодатель обратил внимание на ряд
препятствий, которые могут негативно отразиться на «запуске» новой программы в регионах. Среди них он выделил увеличение в регионах расходов на расселение
аварийного жилищного фонда, связанных с ростом стоимости его строительства. «Чтобы
исключить необходимость оперативного покрытия региональных расходов при росте
стоимости жилья, полагаем целесообразным в новых правилах финансирования
предусмотреть возможность перерасчета лимитов или выделения дополнительных
средств», — сказал Андрей Шевченко.
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
1 из 28
Андрей Шевченко
2 из 28
Вячеслав Тимченко
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
4 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
5 из 28
Андрей Хапочкин
6 из 28
Николай Любимов
7 из 28
Валерий Усатюк
8 из 28
Дмитрий Кузьмин
9 из 28
Мухарбек Барахоев
10 из 28
Сергей Лукин
11 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
12 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
13 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
14 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
15 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
16 из 28
Дмитрий Перминов
17 из 28
Анастасия Жукова
18 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
19 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
20 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
21 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
22 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
23 из 28
Андрей Шевченко
24 из 28
Галина Солодун
25 из 28
Вячеслав Тимченко
26 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
27 из 28
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
28 из 28
Также он отметил, что по новым правилам
уровень софинансирования региональной программы за счет средств федерального
бюджета не должен превышать 60 процентов. «Регионы просят вернуться к пропорции
софинансирования 2019 года — восемьдесят девять на одиннадцать процентов».
«Следующий острый вопрос – это расселение аварийного жилья в рамках реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки (КРТ)», — считает законодатель. По его мнению, КРТ – новый продуктивный механизм развития территорий, одновременного решения задач формирования комфортной городской среды, ликвидации аварийного и ветхого жилья. «При расселении аварийного жилья средства Фонда можно направлять на реализацию КРТ. Однако регионы говорят о невозможности получить финансовую поддержку Фонда, если они не завершили предыдущий этап программы, а также, если в рамках одной территории находятся многоквартирные дома, признанные аварийными в разные периоды».
Андрей
Шевченко также обратил внимание на вопрос строительства наемного жилья и индивидуальных
жилых домов при реализации программ расселения аварийного жилищного фонда. По мнению законодателя, необходимо также наделить регионы правом внедрять в практику свои проекты, позволяющие учитывать специфику регионального климата,
национальных традиций и особенностей.
С основным докладом на заседании выступила директор департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ольга Шарова. «Основной задачей для себя Минстрой считает осуществление «бесшовного» перехода от старой программы к новой», — заявила она, говоря о работе, проводимой для обеспечения такого перехода.
В круглом столе приняли участие сенаторы РФ, депутаты ГД, аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, директор публично-правовой компании «Фонд развития территорий» Андрей Шелковый, представители Министерства финансов РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций и экспертного сообщества.
В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы формирования новых региональных программ переселения из аварийного жилищного фонда, а также предоставление субъектам РФ финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий».
По итогам приняты рекомендации, которые
после соответствующей доработки будут направлены в профильные министерства и ведомства.
Что такое программа переселения и зачем она нужна Москве / Новости / Сайт города Москвы
Новые законы, голосование и рекордное участие — это не выборы, а Программа переселения в Москву. На смену ветхим хрущевским многоквартирным домам в Москве придут благоустроенные жилые районы с современными зданиями, парками, детскими и спортивными площадками.Программа переселения предполагает снос ветхих пятиэтажек и переселение их жильцов в современное жилье. Цель проекта — не допустить превращения пятиэтажек в аварийное непригодное для проживания жилье. Программа предусматривает обеспечение жильцов домов, находящихся на сносе, равноценной благоустроенной жилой площадью в новостройках их района.
В целях защиты интересов нанимателей принят новый закон «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при реализации программы расселения в городе Москве». В законе закреплены такие важные вещи, как, например, добровольность. Программа охватит только те дома, в которых за нее проголосовало не менее двух третей жильцов. Новые квартиры должны быть эквивалентны старым: жилая площадь и количество комнат должны быть как минимум такими же, как в старой квартире, а общая площадь должна быть больше за счет более просторных кухонь, прихожих, коридоров и санузлов. Люди также могут выбрать денежную компенсацию в размере рыночной стоимости квартиры. Наверное, самое главное, что у москвичей есть гарантия, что новая квартира будет в том же районе, что и сносимый дом.
Гарантии для участников программы будут закреплены законодательно как на муниципальном, так и на национальном уровне. В июне Госдума приняла закон о программе переселения в Москве. С 1 июля вступили в силу федеральные и муниципальные законы.
Что такое хрущевские пятиэтажки и почему они устарели Программа охватывает пятиэтажки первого периода панельной застройки 1957-1975 гг. Обычно эти дома называют хрущевками, потому что они массово строились в то время, когда Никита Хрущев занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС. Как правило, это пятиэтажные панельные дома, очень строгие как внутри, так и снаружи. Почему только пять этажей? Потому что это максимальное количество этажей, не требующее лифтов.
В то время хрущёвки были находкой для сотен тысяч москвичей. Бюджетное быстровозводимое жилье решило жилищную проблему для жителей коммуналок, а также для переселенцев из сел. Они были необходимы для расширения города. Обратная сторона медали — низкое качество зданий. Панельные хрущевки имеют плохую звуко- и теплоизоляцию. Комфорт также был сведен к минимуму: маленькие комнаты и крошечные кухни, отсутствие лифта и во многих случаях совмещенный санузел. А борьба с архитектурными излишествами (декрет об устранении излишеств в проектировании и строительстве) обставила пятиэтажки дешевым битумным покрытием крыш.
Однако хрущевки строились как временное жилье. Их предполагалось использовать в течение 25-50 лет. Есть в городе и пятиэтажки более раннего периода, и двух- и четырехэтажные жилые дома с техническими условиями, похожими на хрущевские трущобы. Обо всем этом нужно позаботиться. Еще в 1988 году власти запустили программу переселения так называемой серии сноса. По этой программе новые квартиры получили более 160 тысяч семей.
Кроме того, многие здания несносимой серии находятся в аварийном состоянии. Условия их проживания не отвечают современным требованиям безопасности и комфорта. Новый этап программы расселения должен улучшить жилищный фонд Москвы, не дожидаясь, пока пятиэтажки безвозвратно превратятся в некачественное жилье. Москвичам, проживающим в этих домах, будет предоставлено современное жилье.
Голос Москвы 15 июня завершилось голосование по программе переселения. Жильцы многоквартирных домов, включенных в предварительные списки, проголосовали за или против включения их дома в программу. Участие избирателей намного превзошло ожидания. Всего свое мнение высказали собственники и арендаторы более 240 тысяч квартир в 4,5 тысячах жилых домов, что составляет более 70 процентов от общего числа квартир, включенных в списки для голосования.
За включение своего дома в программу переселения проголосовали жители более 4000 кварталов, что составляет около 90 процентов.
Что ждать на их местеНа смену ветхим пятиэтажкам придут монолитные и современные панельные дома нового поколения. Это будет качественное жилье, построенное по современным проектам с использованием новых энергоэффективных технологий. Новостройки будут иметь удобные вестибюли, низкие пороги и лифты, спускающиеся до уровня вестибюля, чтобы не было необходимости подниматься по ступенькам к лифту.
Дворы и территории вокруг новостроек будут благоустроены по новым стандартам: появятся небольшие скверы, велодорожки, спортивные и детские площадки, другие объекты отдыха. В новых районах появятся освещенные прогулочные зоны с клумбами и скамейками.
Приветствуется международный опыт При реализации программы Москва будет учитывать опыт других городов. Седьмой Московский урбанистический форум стал хорошей возможностью обсудить с зарубежными коллегами проекты релокации жилья. В мире очень мало городов, которые осуществили или осуществляют переселение в масштабах, сравнимых с Москвой. Тем не менее, Стамбул, Сеул и Пекин реализуют аналогичные программы развития застроенных территорий. Опыт Пекина для Москвы особенно интересен тем, что планировка Пекина была предложена советскими проектировщиками, и внешне он очень похож на российскую столицу. У французских коллег тоже есть идеи, которыми они могут поделиться, так как они переселили около 500 районов ветхого жилья, заменив их современным энергоэффективным жильем.
Однако Москва не собирается ограничиваться советами. К проектированию новых кварталов она привлекает лучших российских и зарубежных архитекторов. Например, была приглашена архитектурная фирма Нормана Фостера и многие известные архитекторы из других компаний. В настоящее время обсуждаются перспективы сотрудничества с Herzog & de Meuron и Foster + Partners.
Опыт Foster + Partners интересен Москве тем, что эта компания активно использует технологию BIM (Building Information Modeling) при проектировании зданий. Фирма также реализовала успешные проекты по планированию городской среды в стесненных условиях. Например, расширили набережную, заложили парк, благоустроили дороги и пешеходные зоны в Гонконге.
архитектура голосование пятиэтажки переселение городская среда
Все новостиПрограмма переселения
«Переселение сейчас, пока переселение платит»
9006 7 Outport People
Симани
1986
С новой отраслью производства свежемороженой рыбы, заменившей промысел соленой трески в Ньюфаундленде, вопрос переселения стал тесно связан с модернизацией отрасли. В 1965 году было создано пятилетнее федерально-провинциальное партнерство, и Программа централизации, ранее проводившаяся провинциальным Департаментом социального обеспечения, была заменена Программой переселения рыболовецких хозяйств. Эта программа находилась в ведении Департамента рыболовства на обоих уровнях правительства. Решения в конечном итоге принимались Комитетом по расселению домохозяйств, состоящим из десяти провинциальных и пяти федеральных правительственных чиновников. В 1967 программа была передана недавно созданному провинциальному Департаменту общественного и социального развития, но осталась в ведении рыболовства на федеральном уровне.
Переезд дома в Тринити-Бей, Нидерланды, ок. 1968
В рамках Программы переселения главам каждого домохозяйства была выплачена сумма в размере 1000 долларов для покрытия расходов на перемещение жилья и других построек. Чтобы просмотреть другие изображения, посетите раздел «Переезд» Архива морской истории на их сайте переселения.
Воспроизведено с разрешения Архива морской истории (PF-317.072), Мемориальный университет Ньюфаундленда, Сент-Джонс, Нидерланды.
Теория полюса роста
«План переселения» отличался от Централизации и был основан на теории полюса роста, основанной на работах английского экономиста 17 века Уильяма Петти. Теория предполагает, что развитие в конкретной области будет генерировать дальнейшие спин-офф отрасли, и туда будут переезжать люди. Таким образом, новый план поощрял сельских жителей Ньюфаундленда переезжать в определенные «центры роста», а не в места, которые считались экономически нежизнеспособными, как это было в случае централизации. Были созданы три категории «приемных центров»: крупные центры роста рыболовства, утвержденные центры переселения рыболовов и другие утвержденные приемные пункты.
Процесс переселения
В соответствии с положениями Закона о переселении от 1965 г. в качестве первого шага должно быть проведено общественное собрание с участием не менее 50 процентов всех домохозяев сообщества, рассматривающего вопрос о переселении. На этом собрании будет принято решение о том, что община желает переселения. Затем будет выбран комитет из трех человек, который будет представлять сообщество и вести переговоры с провинциальным Департаментом рыболовства (общественное и социальное развитие после 19 лет).67). Затем комитет должен был распространить в сообществе петицию в поддержку переселения. Это требовало не менее 90 процентов (к 1967 году 80 процентов) подписей домовладельцев и должно было включать выбранное сообщество переселенцев. Мировой судья проверил, что петиция содержит необходимое количество подписей.
Петиция о переселении из Вестерн Коув, 1965 г.
Вестерн Коув находилась на острове Бар-Хейвен в заливе Плацентия, Нидерланды. Чтобы просмотреть другие документы, связанные с переселением, посетите раздел «Документы Архива морской истории» на их сайте переселения.
Предоставлено архивами и специальными коллекциями (коллекция А. Г. Стейси), библиотека QE II, Мемориальный университет Ньюфаундленда, Сент-Джонс, Нидерланды.
«Домохозяин» определяется как глава группы лиц, образующих одно домашнее хозяйство. Эта группа может включать семью, жильцов, служащих, двух или более лиц, не состоящих в родственных связях, двух или более семей, проживающих в одном жилище, или одного человека, проживающего отдельно. Термин «домашнее хозяйство» также включал личные вещи внутри дома или любые предметы в помещении, используемые для работы. Если домовладелец отсутствовал во время распространения петиции, комитет информировал его или ее по возвращении. Если домовладелец поддерживал переселение, он или она был обязан сообщить об этом комитету письмом, которое затем комитет прикладывал к петиции. Интересно, что петиция могла быть подписана супругой отсутствующего домохозяина. Любой домовладелец, который не подписал первоначальную петицию, но уехал, когда остальная часть сообщества переехала, также может претендовать на помощь на тех же условиях, при условии, что он или она переехали в одобренное сообщество.
Общественный комитет направил заполненную петицию директору Программы переселения домохозяйств. Если петиция была одобрена, каждый домовладелец заполнил форму заявки, как указано в Департаменте рыболовства. Главе каждого домохозяйства была выплачена сумма в размере 1000 долларов, чтобы помочь покрыть расходы на перемещение жилья и других построек. Если домовладелец физически не перемещал какие-либо здания, такая же сумма выплачивалась за нарушение, связанное с переездом, и за то, чтобы домовладелец мог переехать в другое место. На каждого члена семьи было выплачено по 200 долларов. Квитанции можно было подавать за проезд и расходы на вывоз личных вещей, рыболовных снастей, лодок и домашнего скота. Переселенцы довольно часто использовали грантовые деньги, чтобы передать свои дома новым общинам. Например, местный торговец в бухте Спенсера, залив Плацентия, построил судно в начале 19 века.60-х годов для буксировки жилых домов для жителей. Г-н Сэмюэл Уильямс из Тэкс-Бич, также в заливе Плацентия, использовал свое собственное судно, чтобы переплыть дома в пятнадцати милях через залив к бухте Арнольда. На некоторых старых фотографиях переселения видно, как судно «Гусиное озеро» сносило жилища для переселенцев еще в 1969 году. Соглашение 1965 года. Прежде чем получить какие-либо деньги, домовладельцы должны были переехать в определенные точки роста или другие одобренные районы в пределах провинции, должным образом заполнить свое заявление и представить свои расходы на проезд и переезд, как указано в правилах.
Провинциальное правительство может распорядиться о сносе зданий, оставленных в эвакуированном районе, если это будет возможно, будет попытка вернуться туда. В правилах четко указывалось, что никто не может вернуться в эвакуированный населенный пункт и занимать собственность или строить там новые здания без разрешения.
Заброшенный дом Джесси Марш, Дир-Харбор, 1992 г.
Дома в оставленных общинах пришли в негодность, и даже с помощью переселения немногие могли позволить себе купить или построить новые дома в другом месте. Дир-Харбор был заброшен в 1965. Чтобы просмотреть другие изображения, посетите раздел Дир-Харбор Архива морской истории на их сайте переселения.
Воспроизведено с разрешения Архива морской истории (PF-317.057), Мемориальный университет Ньюфаундленда, Сент-Джонс, Нидерланды.
Проблемы
Были серьезные проблемы. Три группы испытывали наибольшие трудности: пожилые люди, вдовы и многодетные семьи. Самой большой проблемой было наличие доступного жилья. Для многих это была двойная потеря. Дома в оставленных общинах были бесполезны, и даже при помощи переселения немногие могли позволить себе купить или построить новые дома в другом месте. Пожилые люди, у которых было мало шансов заработать на жизнь, не могли позволить себе начать все заново. Примерно в таком же положении были и вдовы, особенно с маленькими детьми.
Рэймонд Комбден Письмо Исааку Мерсеру, 1958 г.
В письме Комбдена выражены опасения и сомнения многих людей по поводу переселения. Чтобы просмотреть другие документы, связанные с переселением, посетите раздел «Документы Архива морской истории» на их сайте переселения.
Предоставлено архивами и специальными коллекциями (коллекция А. Г. Стейси), библиотека QE II, Мемориальный университет Ньюфаундленда, Сент-Джонс, Нидерланды.
Социолог Ральф Мэтьюз отметил, что трудно определить, кто именно выиграл от переселения. В своих родных общинах многие семьи выращивали овощи и разводили домашний скот. Теперь им приходилось покупать продукты, которые они когда-то производили сами. Поскольку целые общины эвакуировались, торговцы могли также понести значительные убытки, оставив магазины, лавки и причалы. Экономическое исследование затрат и выгод, завершенное в конце 1960-е годы показали, что среднему домовладельцу потребуется более двадцати лет, чтобы возместить то, что было утрачено в финансовом отношении, при условии, что он или она постоянно работают. Несомненно, переселенцы много выиграли в социальном плане; у детей были лучшие возможности для получения образования, более легкий доступ к здравоохранению и все преимущества современной инфраструктуры. Но центры роста не оправдали ожиданий занятости, как это предполагалось в теории полюсов роста. С 1977 г. уровень безработицы в провинции остается неизменно высоким.
Переселение было одним из аспектов планов правительства по диверсификации и модернизации экономики Ньюфаундленда. Но отказ от отдаленных поселений не приблизил провинцию к самоокупаемой рыночной экономике. Некоторые центры роста оказались переполнены с точки зрения занятости, что создало неудобства для рабочей силы и вызвало временную нагрузку на систему образования. Давние жители принимающих общин иногда возмущались тем, что в их общины переселялись переселенцы, особенно люди другого религиозного происхождения. В конечном счете, ни правительство, ни вовлеченные люди не были в полной мере готовы справиться со всеми последствиями переселения. В результате для многих это был травмирующий опыт, который породил чувство горечи, отголоски которого ощущаются до сих пор.
Однако, с точки зрения правительства, программа переселения увенчалась большим успехом, чем централизация. В период с 1965 по 1970 год было переселено 3242 двора общей численностью 16 114 человек из 119 населенных пунктов. Стоимость для федерального правительства составила 5 011 582 доллара; стоимость для правительства Ньюфаундленда — 2 428 198 долларов. Это представляет собой среднюю стоимость 2295 долларов США на домохозяйство или 462 доллара США на душу населения. Эквивалент сегодня (2017 г.) будет составлять 14 684 доллара на семью и 2 956 долларов на душу населения при общей стоимости программы в 47 600 000 долларов.