Призывы к нарушению территориальной целостности рф: УК РФ Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации \ КонсультантПлюс

Содержание

О некоторых вопросах применения статьи 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»

Автор: Машонкина Александра Владимировна

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.10.2022 2022-10-29

Статья просмотрена: 42 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Машонкина, А. В. О некоторых вопросах применения статьи 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» / А. В. Машонкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95857/ (дата обращения: 26.01.2023).



В статье анализируются положения ст.280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Предлагаются пути усовершенствования основных положений.

Ключевые слова : экстремизм, преступления экстремисткой направленности, государственность, территориальная целостность.

На сегодняшний день тема экстремизма является актуальной по всему миру. Преступные деяния, связанные с нарушением нормального функционирования жизнедеятельности государства, появились не так давно, но уже являются весьма распространенными и очень опасными в мировом сообществе в настоящей действительности.

Из-за быстрого развития средств массовой информации, которые сопровождаются доступностью почти каждого члена общества к источникам информации, с каждым годом появляются новые условия, способствующие совершению деяний, которые признаются на территории Российской Федерации экстремистскими.

В связи с этим возникает проблема, как разграничивать преступления экстремисткой направленности с преступлениями иного характера. Довольно часто бывает сложно отличить радикальные, но не запрещенные уголовным законодательством критические суждения о действующей власти, политических партиях, государственного устройства от публичных призывов к нарушению территориальной целостности государства, что представляет сложность в доказывании. Прежде всего, стоит отметить, что преступления экстремисткой направленности обладают наибольшей общественной опасностью, так как посягают, например, не на материальные ценности отдельно взятого человека, а на все государство, что предполагает более строгое и суровое наказание для лиц, совершивших их.

Данные обстоятельства указывает на то, как важно сформировать единый, во всех смыслах, подход к определению понятий экстремизма и преступлений экстремистской направленности, а это, в свою очередь, приведет к правильной квалификации данных видов преступлений, разграничению схожих составов преступлений между собой, единообразному применению норм Уголовного Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Указанные условия стали причиной для пристального внимания со стороны законодателя и правоохранительных органов к всевозможным проявлениям экстремистской деятельности.

В связи с этим уголовный закон Российской Федерации подвергался изменениям, в него уже неоднократно вносились поправки, в том числе была введена в УК РФ Статья 280.1 под названием «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», которая стала предметов дискуссий между учеными [1]. Сторонники одной позиции утверждают, что территориальная целостность и неприкосновенность государства не рассматриваются действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. В связи с чем введение такой нормы, как ст. 280.1 УК РФ, которая направлена на охрану территориальной целостности и неприкосновенности государства, не столько поможет разрешить проблему правильной квалификации данных видов преступлений, разграничению схожих составов преступлений между собой, сколько, наоборот, это затруднит [2].

Считаю, что с данным положением нельзя согласиться, поскольку оно является ошибочным. Для подтверждения данных слов необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации, целостность и неприкосновенность государства относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета. Кроме того, часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее территориальной целостности. Указанные нормы располагаются в первой главе Конституции Российской Федерации, что являются основами конституционного строя Российской Федерации, то есть базовыми принципами государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного государства.

Вместе с тем следует обратиться и к самому Уголовному кодексу Российской Федерации, а именно к статье 2, которая определяет задачи уголовно законодательства. Среди них в качестве объекта охраны Уголовного кодекса статья 2 определяет конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 278 под названием «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти». То есть данная статья предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации [3].

Все это позволяет сделать вывод о том, что нарушение территориальной целостности Российской Федерации будет являться изменением конституционного строя Российской Федерации, то есть территориальная целостность государства все-таки рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.

А значит, нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют [4].

Вместе с тем, объектом посягательства преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ является территориальная целостность Российской Федерации. Но что понимается под нарушением территориальной целостности Российской Федерации, законодатель не уточняет. Указанное обстоятельство дает возможность довольно широкого толкования данной статьи. Полагаю, этот пункт необходимо дополнить следующим: «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, которые могут привести к

1) распаду государства на два или большее число государств;

2) отделению от государства части его территории и образование самостоятельного государства;

3) отделению от государства части его территории и присоединение ее к другому государству».

Считаю, что введение указанных изменений приведет к сокращению ошибок при применении нормы, предусматривающей ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Таким образом, предлагаемые изменения послужат устранению трудностей в уяснении законодательного определения преступлений экстремистской направленности, а также открывают перспективы для дальнейших теоретических изысканий, обозначенных в настоящей публикации проблем.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 433-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6998.
  2. Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. — 2013. — № 1. -С. 259–260.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. Можегова А. А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: диссертация… кандидата юридических наук. — М., 2015,- 169 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, территориальная целостность, конституционный строй, УК РФ, нарушение, неприкосновенность государства, осуществление действий, Уголовный кодекс, действующее российское уголовное законодательство, уголовно-правовая охрана.

Ключевые слова

экстремизм, государственность, территориальная целостность, преступления экстремисткой направленности

экстремизм, преступления экстремисткой направленности, государственность, территориальная целостность

Похожие статьи

Понятие преступлений против основ

конституционного строя

 В рассматриваемой статье автором исследованы правовая природа преступлений против основ

конституционного строя и безопасности государства, а именно раскрыты понятийные категории, обозначено место в системе российского уголовноправового законодательства.

Уголовноправовая оценка действий экстремистской…

…основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации

Следующе понятие экстремизма встречается в Уголовном кодексе Российской Федерации, под

В его тексте нашли призывы к вооруженному свержению конституционного строя.

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная…

Современное состояние

уголовной ответственности за…

 Основной закон Российской Федерации в ч. 3 ст. 4 [1] закрепляет конституционные

Ключевые слова: государственная измена, уголовная ответственность за государственную измену

Формально, в диспозиции ст. 275 Уголовного кодекса РФ указано на отнесение

Само по себе действие примечания распространяется на ст.ст. 275, 276 и 278 Уголовного

О соотношении понятий «общественная безопасность»…

Уголовный кодекс Российской Федерации [6cт.213] сохранил преемственность понимания важности

В современном российском законодательстве [1, ст.3; 5, 6], а также юридической науке

в Уголовном Кодексе РФ [6] и Кодексе об административных правонарушениях РФ.

В гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержатся правовые нормы…

Экстремизм как угроза государственной

целостности Российской. ..

Основы конституционного строя России закреплены в Конституция РФ в которой

Сегодня экстремизм, как одна из основных угроз целостности государства, является одной из

подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации [12].

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная…

Уголовноправовая охрана неприкосновенности частной жизни…

После Октябрьской революции 1917 г. неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, как правовые блага, в течение длительного периода не находили отражения в нормативных правовых актах, в том числе и уголовноправового характера.

Свобода личности как объект

уголовноправовой охраны

…как объект уголовноправовой охраны в Российской Федерации / Н. В. Кирхмаер.

Разрешение проблемы уголовноправовой охраны личной (физической) свободы человека

Данные составы преступлений включены в главу 17 УК РФ «Преступления против свободы, чести

К примеру, А. В. Черных справедливо утверждает, что Уголовный кодекс Российской

Уголовная ответственность и ее основания | Статья в журнале…

Основание уголовной ответственности сформулировано в ст. 8 УК РФ, которая гласит: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».

Признак публичности в

уголовном законодательстве: краткий…

В ПП ВС № 11 [1] разъясняется, что публичные призывы не должны быть направлены на склонение определенных лиц к совершению конкретных уголовно наказуемых деяний, их следует отличать от подстрекательства (например, ст.280.1 УК РФ от ст.279 УК РФ).

Похожие статьи

Понятие преступлений против основ

конституционного строя

 В рассматриваемой статье автором исследованы правовая природа преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, а именно раскрыты понятийные категории, обозначено место в системе российского уголовноправового законодательства.

Уголовноправовая оценка действий экстремистской…

…основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации

Следующе понятие экстремизма встречается в Уголовном кодексе Российской Федерации, под

В его тексте нашли призывы к вооруженному свержению конституционного строя.

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная…

Современное состояние

уголовной ответственности за…

 Основной закон Российской Федерации в ч. 3 ст. 4 [1] закрепляет конституционные

Ключевые слова: государственная измена, уголовная ответственность за государственную измену

Формально, в диспозиции ст. 275 Уголовного кодекса РФ указано на отнесение

Само по себе действие примечания распространяется на ст.ст. 275, 276 и 278 Уголовного

О соотношении понятий «общественная безопасность»…

Уголовный кодекс Российской Федерации [6cт.213] сохранил преемственность понимания важности

В современном российском законодательстве [1, ст.3; 5, 6], а также юридической науке

в Уголовном Кодексе РФ [6] и Кодексе об административных правонарушениях РФ.

В гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержатся правовые нормы…

Экстремизм как угроза государственной

целостности Российской. ..

Основы конституционного строя России закреплены в Конституция РФ в которой

Сегодня экстремизм, как одна из основных угроз целостности государства, является одной из

подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации [12].

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная…

Уголовноправовая охрана неприкосновенности частной жизни…

После Октябрьской революции 1917 г. неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, как правовые блага, в течение длительного периода не находили отражения в нормативных правовых актах, в том числе и уголовноправового характера.

Свобода личности как объект

уголовноправовой охраны

…как объект уголовноправовой охраны в Российской Федерации / Н. В. Кирхмаер.

Разрешение проблемы уголовноправовой охраны личной (физической) свободы человека

Данные составы преступлений включены в главу 17 УК РФ «Преступления против свободы, чести

К примеру, А. В. Черных справедливо утверждает, что Уголовный кодекс Российской

Уголовная ответственность и ее основания | Статья в журнале…

Основание уголовной ответственности сформулировано в ст. 8 УК РФ, которая гласит: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».

Признак публичности в

уголовном законодательстве: краткий…

В ПП ВС № 11 [1] разъясняется, что публичные призывы не должны быть направлены на склонение определенных лиц к совершению конкретных уголовно наказуемых деяний, их следует отличать от подстрекательства (например, ст.280.1 УК РФ от ст.279 УК РФ).

О свободе мнений

27 января 2017 г. 12:06

В жалобе в Конституционный Суд РФ адвокат сослался на правовую позицию ФПА РФ


26 января глава Татарского общественного центра Рафис Кашапов, осужденный по обвинению в возбуждении ненависти или вражды по социальному признаку и в призывах к сепаратизму, подал жалобу в КС РФ с просьбой проверить на соответствие Конституции РФ ст. 280.1 УК РФ. Представляющий его интересы адвокат Рамиль Ахметгалиев отметил, что действующая редакция ст. 280.1 УК РФ запрещает любые критические высказывания относительно территориальной целостности Российской Федерации.

Рафис Кашапов был привлечен к ответственности за публикацию в социальной сети «ВКонтакте» серии статей, в которых он критически высказывался о присоединении Крыма к России. 15 сентября 2015 г. Набережночелнинский городской суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282 и ч. 2 ст. 280.1 УК РФ. При этом при рассмотрении дела суд не установил в высказываниях Кашапова призывов к совершению насильственных действий.

Требуя проверить конституционность ч. 2 ст. 280.1 УК РФ, заявитель обратил внимание, что оспаривает данную норму только в той части и в том смысле, которые позволяют привлекать к уголовной ответственности за выражение мнения и высказывания, не содержащие призывов к насилию и иным насильственным действиям.

Адвокат Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы Рафиса Кашапова, пояснил, что оспариваемая норма позволяет привлекать к ответственности по формальным основаниям, не выясняя и не давая оценки реальности и конкретности призывов.

В тексте жалобы внимание КС РФ обращается на то, что за два с половиной года действия ст. 280.1 УК РФ следственные органы и суды сформировали такую практику ее применения и толкования, что к уголовной ответственности по данной статье привлекаются лица за любые высказывания (не только призывы) об отделении от России части территории.

Адвокат также указал на Постановление Пленума ВС РФ от 3 ноября 2016 г., в котором были даны разъяснения по делам экстремистской направленности. В связи с тем, что тема вызвала широкий общественный резонанс, при подготовке документа ВС РФ обратился к ряду институтов гражданского общества и в том числе в Федеральную палату адвокатов РФ.

В своей правовой позиции ФПА РФ, в частности, предложила дополнить проект постановления следующим абзацем: «Поскольку Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, а международно-правовые стандарты в области прав человека провозглашают право каждого на свободное выражение своего мнения, то выражение лицом своего мнения путем субъективной оценки относительно территориальной целостности Российской Федерации, отличного от принятого федеральными законами Российской Федерации или официально принятой точки зрения, но не содержащее в себе публичных призывов, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ. Выражение своего мнения отличается от публичных призывов тем, что лицо не побуждает и не склоняет кого-либо к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Такое разъяснение, по мнению ФПА РФ, позволило бы правоприменителям и судам разграничить противоправные действия и действия, допустимые и приемлемые в демократическом обществе.

В отличие от ряда других предложений ФПА РФ, которые были восприняты ВС РФ, данное учтено не было.

«Пленум ВС РФ <…> лишь фактически легитимировал сложившуюся судебную практику – к уголовной ответственности по ст. 280.1 УК РФ привлекаются граждане за ненасильственные высказывания, призывы к насильственным действиям, направленным на отделение от Российской Федерации, квалифицируются по другим статьям УК РФ», – подчеркивается в жалобе.

«Новая ст. 280.1 УК РФ, действующая с 9 мая 2014 г., запрещает любые формы критических высказываний по территориальным вопросам. Хвалить можно, критиковать нельзя под угрозой уголовного преследования. Суды во всех делах придают этой статье смысл, который позволяет преследовать граждан за ненасильственные по своему характеру высказывания по вопросам территориальной целостности России: призывы провести референдум, критику законов о принятии в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов и т.д. Иными словами, граждан привлекают за мнимую, иллюзорную угрозу», – пояснил Рамиль Ахметгалиев пресс-службе ФПА РФ.

ПоделитьсяРаспечатать

Поделиться:

Поделиться

Вторжение России в Украину является нарушением Устава ООН, заявил глава ООН в Совете Безопасности

На брифинге в Совете Безопасности Генеральный секретарь сделал следующие замечания:
 
мой недавний визит в Российскую Федерацию и Украину, где я встречался с президентом Путиным и президентом Зеленским 26 и 28 апреля соответственно.

В рамках моего регионального визита я также провел переговоры с президентом Эрдоганом в Анкаре и президентом Дудой в Жешуве, Польша.

Во время моих путешествий я не жалел слов.

Я говорил в Москве то же самое, что и в Киеве – именно то, что неоднократно высказывал в Нью-Йорке.

А именно, что:   

Вторжение России в Украину является нарушением ее территориальной целостности и Устава ООН.

Это должно закончиться ради людей Украины, России и всего мира.

Госпожа Президент, я посетил Москву и Киев с четким пониманием реалий на местах.

Я вошел в зону активных боевых действий на Украине без непосредственной возможности национального прекращения огня и полномасштабной продолжающейся атаки на восток страны.

Перед визитом украинское правительство направило обращение к Организации Объединенных Наций и ко мне лично, публично выраженное вице-премьер-министром, по поводу бедственного положения мирных жителей в разрушенном Мариуполе и, в частности, на заводе «Азовсталь».

Поэтому на встрече с Президентом Путиным я подчеркнул необходимость обеспечения гуманитарного доступа и эвакуации из осажденных районов, в первую очередь из Мариуполя.

Я настоятельно призвал к открытию безопасного и эффективного гуманитарного коридора, чтобы гражданские лица могли добраться до безопасного места с завода «Азовсталь».

Вскоре я получил подтверждение принципиального согласия.

Мы сразу же приступили к интенсивной подготовительной работе с Международным комитетом Красного Креста (МККК) совместно с российскими и украинскими властями.

Нашей задачей было сначала обеспечить безопасную эвакуацию этих мирных жителей с завода «Азовсталь», а затем и остальной части города, в любом направлении, которое они выберут, и доставить гуманитарную помощь.

Рад сообщить о некотором успехе.
 
Вместе Организация Объединенных Наций и МККК руководят чрезвычайно сложной гуманитарной операцией — как с политической точки зрения, так и с точки зрения безопасности.
 
Это началось 29 апреля и потребовало огромной координации и адвокации с властями Российской Федерации и Украины.
 
На данный момент два конвоя безопасного прохода успешно завершены.
 
В первом, завершившемся 3 мая, с завода «Азовсталь» эвакуировали 101 мирного жителя, 59больше из соседнего района.
 
В ходе второй операции, завершившейся минувшей ночью, из города Мариуполя и близлежащих районов эвакуировано более 320 мирных жителей.
 
Идет третья операция, но наша политика заключается в том, чтобы не говорить о деталях ни одной из них до ее завершения, чтобы не подорвать возможный успех.
 
Приятно осознавать, что даже во времена гиперкоммуникаций молчаливая дипломатия все еще возможна и иногда является единственным эффективным способом достижения результатов.
 
На данный момент в общей сложности около 500 мирных жителей нашли долгожданное облегчение после беспощадных обстрелов и дефицита воды, еды и санитарии.
 
Эвакуированные поделились трогательными историями с сотрудниками ООН. Матери, дети, немощные бабушки и дедушки говорили о своей травме. Некоторым требовалась срочная медицинская помощь.
 
Я надеюсь, что продолжение координации с Москвой и Киевом приведет к большему количеству гуманитарных пауз, чтобы обеспечить безопасный проход гражданских лиц с места боевых действий и доставку помощи тем, кто в ней остро нуждается.

Мы должны продолжать делать все возможное, чтобы вызволить людей из этого ада.
 
Заместитель Генерального секретаря и координатор чрезвычайной помощи Мартин Гриффитс сегодня более подробно проинформирует вас о последних усилиях в Мариуполе и дополнительных шагах.

Верховный комиссар Бачелет расскажет о сообщениях о нарушениях международного гуманитарного права и прав человека, возможных военных преступлениях и необходимости привлечения к ответственности.

Как я вчера обсуждал с президентом Зеленским, ООН продолжит расширять гуманитарные операции, спасать жизни и облегчать страдания.

Мои встречи с обоими лидерами также были посвящены важнейшему вопросу глобальной продовольственной безопасности.

И действительно, всемирные последствия этой войны были на виду во время моих последующих поездок в Западную Африку.

В Сенегале, Нигере и Нигерии я слышал прямые свидетельства лидеров и представителей гражданского общества о том, как война приводит к кризису продовольственной безопасности.

Нам нужны быстрые и решительные действия для обеспечения стабильного потока продовольствия и энергии на открытых рынках путем снятия экспортных ограничений, распределения излишков и резервов среди тех, кто в них нуждается, и решения проблемы роста цен на продовольствие для снижения волатильности рынка.

Но позвольте мне внести ясность: значимое решение глобальной проблемы продовольственной безопасности требует реинтеграции сельскохозяйственного производства Украины, а также производства продуктов питания и удобрений в России и Беларуси на мировые рынки, несмотря на войну.

Я сделаю все возможное, чтобы способствовать диалогу, чтобы помочь воплотить это в жизнь.

В то же время война в Украине – во всех ее аспектах – приводит в движение кризис, который также разрушает глобальные энергетические рынки, разрушает финансовые системы и усугубляет крайнюю уязвимость развивающихся стран.

Именно поэтому я создал Группу реагирования на глобальные кризисы по продовольствию, энергетике и финансам, чтобы мобилизовать агентства ООН, многосторонние банки развития и другие международные организации, чтобы помочь странам справиться с этими проблемами.

В частности, мы занимались внесением предложений на весенних встречах МВФ и Всемирного банка.

Война против Украины бессмысленна по своим масштабам, безжалостна по своим масштабам и безгранична по своему потенциалу глобального вреда.

Цикл смерти, разрушения, дислокации и разрушения должен прекратиться.

Пришло время объединиться и положить конец этой войне.

Спасибо.

Как вторжение России в Украину нарушает международное право

Незаконное вторжение

Вторжение России в Украину нарушает статью 2(4) Устава ООН, центральный принцип Устава, который требует от государств-членов ООН воздерживаться от «использования силу против территориальной целостности или политической независимости любого государства».

Предположение президента Владимира Путина и других российских официальных лиц о том, что применение Россией силы оправдано в соответствии со статьей 51 Устава ООН, не имеет ни фактической, ни юридической поддержки. Статья 51 предусматривает, что «ничто в настоящей Хартии не ущемляет неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций». Однако Украина не совершала и не угрожала совершить вооруженное нападение на Россию или любое другое государство-член ООН. Даже если бы Россия смогла доказать, что Украина совершила или планировала совершить нападения на россиян в Донецкой и Луганской областях Украины, статья 51 не позволила бы действовать в порядке коллективной самообороны, поскольку Донецк и Луганск не являются государствами-членами ООН. Более того, они даже не могут считаться государствами по международному праву, несмотря на их предполагаемый выход из состава Украины и признание их независимости Россией.

Подробнее:

Украина

Россия

Международное право

Военные операции

Заявления Путина о том, что Украина совершала «геноцид» против русских в Донецке и Луганске, хотя и являются слабо завуалированной попыткой оправдать применение Россией силы языком международного права, также не подтверждаются фактами и ни в коем случае не будут дать России право начать вторжение в Украину. Конвенция о геноциде определяет геноцид как определенные действия, направленные на полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Нет никаких доказательств того, что Украина участвовала в каких-либо из указанных действий, и уж тем более никаких доказательств намерения полностью или частично уничтожить какую-либо группировку на востоке Украины. Даже если украинское правительство совершило нарушения прав человека в отношении русских на востоке Украины, ни Конвенция о геноциде, ни Устав ООН не разрешают сторонам конвенции или государствам-членам ООН применять силу для исправления актов геноцида или серьезных нарушений прав человека.

Подозрение на отделение

Весь мир на этой неделе

Еженедельный дайджест последних новостей CFR о самых важных событиях недели в области внешней политики, включающий краткие сведения, мнения и разъяснения.
Каждую пятницу.

Просмотреть все бюллетени >

Признание Россией Донецкой и Луганской областей независимыми государствами на прошлой неделе противоречило международному праву, регулирующему государственный суверенитет и отделение. В целом международное право требует уважения территориальной целостности государств и не позволяет регионам государств провозглашать независимость и отделяться. Некоторые эксперты в области международного права считают, что так называемое исправительное отделение допустимо в качестве крайней меры, когда народ пострадал от серьезных нарушений прав человека со стороны правительства штата и не смог осуществить внутреннее самоопределение , , но это мнение меньшинства, и немногие (если вообще есть) юристы, вероятно, будут утверждать, что отделение Донецка и Луганска было оправданным в данном случае.

Справочник России

Действия России кажутся повторением ее действий в Крыму в 2014 году, когда она аннексировала Крым после того, как регион объявил себя независимым от Украины на референдуме. США и большинство европейских стран не приемлют аннексию Крыма Россией и считают, что Россия незаконно оккупирует часть Украины. Россия еще не аннексировала Донецк и Луганск, но может сделать это в будущем. Даже если Россия не аннексирует регионы, мало кто из других членов ООН, вероятно, признает их независимыми государствами. Если Россия их аннексирует, США и большинство европейских стран, скорее всего, сочтут эти регионы незаконно оккупированными Россией.

Ранее Россия признала два региона Грузии независимыми государствами — Южную Осетию и Абхазию — после того, как они объявили о своей независимости в 2008 году. Только четыре других государства-члена ООН — Науру, Никарагуа, Сирия и Венесуэла — признают эти регионы независимыми. Напротив, Россия отвергла провозглашенную Косово в 2008 году независимость от Сербии, утверждая, что косовары не являются отдельным народом и не имеют права на исправительное отделение. С тех пор 97 государств-членов ООН признали Косово независимым государством. Соединенные Штаты и многие европейские страны поддерживают независимость Косово, но утверждают, что его ситуация уникальна и что она не создала прецедента для каких-либо других территориальных отделений.

Ответ международных организаций на действия России

В дополнение к финансовым санкциям, введенным на двусторонней основе Соединенными Штатами и многими другими странами, Россия, вероятно, столкнется с массовым осуждением и изоляцией в международных организациях. Очень немногие правительства и эксперты в области права поверят, что действия России допустимы в соответствии с международным правом. В пятницу Совет Европы приостановил участие России в своем Комитете министров и своей Парламентской ассамблее. Тем временем Совет Безопасности ООН проголосовал за обязывающую резолюцию, осуждающую вторжение и требующую от России прекращения военных действий и ухода с территории Украины. Но Россия как постоянный член Совета Безопасности наложила вето на резолюцию.

В воскресенье Совет Безопасности проголосовал 11–1 (Россия выступила против, трое воздержались) за не имеющую обязательной силы резолюцию, призывающую Генеральную Ассамблею ООН провести экстренное специальное заседание для рассмотрения действий России. Эта резолюция Совета Безопасности согласуется с резолюцией 377(V) Генеральной Ассамблеи ООН от 1950 года (так называемая резолюция «Единство ради мира»), в которой постановлено, что в случае тупиковой ситуации в Совете Безопасности Генеральная Ассамблея «рассмотрит вопрос немедленно». с целью вынесения рекомендаций членам относительно коллективных мер». Генассамблея, вероятно, подавляющим большинством голосов примет резолюцию против действий России как угрозы территориальной целостности, суверенитету и политической независимости Украины, как это было в 2014 году после аннексии Крыма Россией. Генеральная Ассамблея может также поручить ООН провести расследование действий России, призвать государства-члены ввести санкции против России или рекомендовать исключить или отстранить Россию от определенных органов ООН.

Подробнее:

Украина

Россия

Международное право

Военные операции

Кроме того, в воскресенье Украина также подала еще один иск против России в Международный суд ООН, утверждая, что Россия неправильно истолковала Конвенцию о геноциде, чтобы оправдать вторжение в Украину. Международный суд уже рассматривает два иска, которые Украина подала в 2017 году в связи с действиями России в Крыму и на востоке Украины. Путин и другие российские официальные лица могут столкнуться с расследованием Международного Суда за военные преступления, совершенные во время вторжения. Хотя Россия не является участником Римского статута, учредившего Международный уголовный суд (МУС), Украина признала юрисдикцию МУС в отношении преступлений, совершенных на ее территории с 2013 года (кроме преступления агрессии, за которое МУС делает не имеют юрисдикции в отношении лиц, не являющихся сторонами).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *