Признание гражданина безвестно отсутствующим гк: ГК РФ Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим \ КонсультантПлюс

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Прокурор разъясняет

  • 29 декабря 2014, 00:00

Правовые аспекты признания гражданина безвестно отсутствующим

  Текст

  Поделиться

Согласно ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

В качестве заинтересованных лиц в этом случае могут выступать граждане, например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти и приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Согласно ст. 19 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака с ним в органах ЗАГС по заявлению второго супруга.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий (ст.ст. 276, 277 ГПК РФ).

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, предусмотренные ст. 43 ГК РФ заключаются в том, что имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, выдается содержание и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение о признании его безвестно отсутствующим.

Если один из супругов был признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим, и на этом основании брак с ним расторгнут, то в случае его явки (обнаружения) и отмены решения суда о признании его безвестно отсутствующим, брак может быть восстановлен органом ЗАГС по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ).

Таким образом, закон регулирует и сохраняет права, в том числе и имущественные, граждан, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.

Правовые аспекты признания гражданина безвестно отсутствующим

Согласно ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

В качестве заинтересованных лиц в этом случае могут выступать граждане, например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти и приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Согласно ст. 19 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака с ним в органах ЗАГС по заявлению второго супруга.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий (ст.ст. 276, 277 ГПК РФ).

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, предусмотренные ст. 43 ГК РФ заключаются в том, что имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, выдается содержание и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение о признании его безвестно отсутствующим.

Если один из супругов был признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим, и на этом основании брак с ним расторгнут, то в случае его явки (обнаружения) и отмены решения суда о признании его безвестно отсутствующим, брак может быть восстановлен органом ЗАГС по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ).
Таким образом, закон регулирует и сохраняет права, в том числе и имущественные, граждан, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.

Вопросы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

  1. Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

В соответствии со ст. 38 ГК гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

 

  1. Основания объявления гражданина умершим

В соответствии со ст. 41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 3 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев (п. 1 ст. 41 ГК).

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст.41 ГК).

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 41 ГК).

Объявление гражданина умершим влечет в отношении прав и обязанностей такого гражданина те же последствия, которые повлекла бы его смерть (п. 4 ст. 41 ГК).

 

  1. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Статьей 39 ГК предусмотрены следующие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
  2. Доверительный управляющий имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, принимает исполнение его обязательств, погашает за счет имущества отсутствующего его долги, управляет этим имуществом в его интересах. По заявлению заинтересованных лиц выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать.
  3. Орган опеки и попечительства может и до истечения одного года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
  4. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законодательством.

 

  1. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

 

Статьей 40 ГК предусмотрены следующие основания для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим:

  1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого гражданина.
  2. Если по истечении трех лет со дня назначения доверительного управляющего решение о признании гражданина безвестно отсутствующим не было отменено и не было обращения в суд об объявлении гражданина умершим, орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим.

 

  1. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

 

Статьей 42 ГК предусмотрены следующие последствия явки гражданина, объявленного умершим:

  1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.
  2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных п. 3ст.283 ГК.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость. Если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству как выморочное и было реализовано им с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, то после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.

 

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим предусмотрена ст.ст.361, 368 –372 ГПК.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя.

Производство о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим возбуждается по заявлению заинтересованных лиц.

Суд приступает к производству по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим по истечении сроков, установленных ГК.

В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, дающие основания предполагать смерть гражданина.

Суд при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение о публикации за счет заявителя в местной и республиканской газете объявления о поступившем в суд заявлении с просьбой ко всем гражданам и юридическим лицам, имеющим сведения о гражданине, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, сообщить их суду.

Публикация должна содержать:

1) наименование суда, в который поступило заявление;

2) фамилию, собственное имя, отчество, дату и место рождения гражданина, последнее место его жительства и последнее известное место его пребывания;

3) предложение в течение 2 месяцев с момента публикации сообщить о данном гражданине имеющиеся сведения.

На срок, указанный в публикации, производство по делу приостанавливается. Суд выясняет также, какие граждане (родственники, соседи, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, и разрешает вопрос о вызове их в качестве свидетелей, запрашивает сведения о нем у юридических лиц по последнему известному месту его жительства и месту работы.

О времени рассмотрения дела суд извещает прокурора, участие которого в этих делах обязательно. Суд возобновляет производство по делу по истечении 2 месяцев со дня публикации в газетах объявления и приступает к его рассмотрению, если не получит в этот срок достоверных сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Рассмотрев дело, суд выносит мотивированное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим или об отказе в этом. Решение суда должно содержать фамилию, собственное имя, отчество гражданина, дату и место его рождения, последнее известное место жительства.

При удовлетворении требования суд указывает в решении начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если установлены обстоятельства, угрожающие ему смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

При наличии обстоятельств, указанных в ч.5 ст.370 ГПК, одновременно с признанием гражданина безвестно отсутствующим суд может поставить вопрос о назначении опекуна над его имуществом, если этот вопрос не был решен при подготовке дела. Копия решения суда в этом случае в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу направляется в соответствующий орган опеки и попечительства. В этот же срок после вступления решения суда в законную силу в случае объявления гражданина умершим суд извещает орган, регистрирующий акты гражданского состояния по месту нахождения суда, для регистрации смерти гражданина и при наличии имущества у такого лица извещает государственную нотариальную контору, нотариальное бюро по месту открытия наследства для принятия при необходимости мер по охране наследственного имущества.

Суд не позднее следующего дня после принятия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим, если дети указанного лица остаются без попечения родителей, уведомляет об этом управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства родителей (родителя) для обеспечения государственной защиты детей.

Как распознавание лиц может помочь определить местонахождение потерянных детей

Пропавшие дети включают беглых детей, похищения родителей, пропавших детей-мигрантов без сопровождения, криминальные похищения и потерянных, раненых или пропавших без вести детей. Пропавшие дети подвергаются серьезному риску жестокого обращения в той или иной форме; очень вероятно, что в конечном итоге они будут спать без сна и в 9 раз чаще попытаются покончить жизнь самоубийством. Каждое дело о пропаже ребенка требует особого подхода, при тесном сотрудничестве правительств, правоохранительных органов и неправительственных организаций.

Работая в сфере биометрии, нам нравится быть в курсе последних новостей. Эта тема привлекла наше внимание, и мы были потрясены, узнав, сколько детей ежегодно пропадает без вести по всему миру. Одной из разработок является использование распознавания лиц для определения местонахождения детей. По данным индийского новостного агентства NDTV, почти 3000 детей были обнаружены в Нью-Дели всего через четыре дня после того, как городское полицейское управление приняло экспериментальную программу системы распознавания лиц (FRS). Это значительное улучшение по сравнению с подходом, основанным на упаковке молока.

Так много пропавших без вести детей

Отслеживание тысяч детей, пропадающих каждый год в стране с населением 1,3 миллиарда человек, — невероятно сложная задача. По данным Министерства развития женщин и детей Индии, только в период с 2012 по 2017 год пропало более 240 000 детей, хотя реальное число, вероятно, выше. По оценкам некоторых организаций, истинное число пропавших без вести детей приближается к 500 000 в год. Чтобы помочь усилиям по восстановлению, министерство создало общенациональную онлайн-базу данных под названием TrackChild, где можно размещать и просматривать фотографии пропавших без вести и найденных детей, а информация полиции может быть передана между учреждениями и гражданам.

Статистические данные о масштабах проблемы во всем мире вызывают тревогу:

  • В Австралии ежегодно пропадает около 20 000 детей
  • В Канаде ежегодно пропадает около 45 288 детей
  • В Германии ежегодно пропадает около 100 000 детей
  • В Индии ежегодно пропадает около 96 000 детей
  • На Ямайке в 2015 г. пропало без вести 1984 ребенка
  • В 2015 году в России пропало около 45 000 детей
  • В Испании ежегодно пропадает около 20 000 детей
  • В Соединенном Королевстве ежегодно пропадает около 112 853 детей
  • В Соединенных Штатах ежегодно пропадает около 460 000 детей

Однако это лишь краткое описание проблемы. Во многих странах статистика даже не доступна. Даже имеющиеся статистические данные могут быть неточными из-за занижения сведений/неполного признания, инфляции, неправильного ввода информации о деле в базу данных и удаления записей после закрытия дела.

Пропавшие дети включают беглых детей, похищения родителей, пропавших детей-мигрантов без сопровождения, похищения преступниками и потерянных, раненых или пропавших без вести детей. Пропавшие дети подвергаются серьезному риску жестокого обращения в той или иной форме; очень вероятно, что в конечном итоге они будут спать без сна и в 9 раз чаще попытаются покончить жизнь самоубийством. Каждое дело о пропаже ребенка требует особого подхода, при тесном сотрудничестве правительств, правоохранительных органов и неправительственных организаций.

Биометрия начинает менять правила игры

Индия — не единственная страна, использующая биометрические данные для поиска пропавших детей. Еще в 2013 году в Китае было разработано новое приложение, в котором использовалась технология распознавания лиц, помогающая идентифицировать пропавших без вести. Baobeihuiji (или «Baobeihuiji ») — это неправительственная группа, занимающаяся воссоединением потерянных детей с их родителями. Пользователи приложения фотографируют ребенка, который, по их мнению, потерялся, на свой телефон. Затем приложение использует технологию распознавания лиц для выявления совпадений с базой данных пропавших без вести. Если совпадение найдено, семья уведомляется. По состоянию на май 2017 года на 9-й неделе зарегистрировано 64 000 случаев.Сайт 0039 Baobeihuiji .

Некоторые эксперты считают, что ежегодно похищают до 70 000 китайских детей, в основном мальчиков. Правительство Китая приближает оценку к 10 000, а правительство США оценивает 20 000. Этих детей обычно продают приемным родителям или людям, которые используют их для рабского труда или проституции. Когда Фу Гую было шесть лет, его похитили по дороге домой из школы в Чунцине, Китай. Затем его переправили в Кузнаху, примерно в 1000 милях от него, где он был продан приемным родителям. В результате Baobeihuiji , он воссоединился со своей семьей через 27 лет.

Дебаты о биометрии для помощи потерянным детям

С биометрией существует тонкий баланс между использованием биометрии для получения выгоды и слишком агрессивным вмешательством. Иногда дети пропадают без вести по уважительной причине, например, из-за того, что над ними издеваются, а на самом деле они убегают из дома и не хотят возвращаться.

Когда вы читаете истории о воссоединении детей со своими родителями, это прекрасно, однако должны быть строгие правила для предотвращения неправомерного использования биометрических данных, особенно когда речь идет о пропавших детях, и только власти имеют доступ к базу данных и строгие процессы проверки и консультирования перед возвращением ребенка в среду

Технически дети классифицируются как уязвимые взрослые и подпадают под специальную классификацию в соответствии с законами о защите данных. Это может быть подтверждено в Ирландии, где ранняя позиция ICO и уполномоченных по данным в отношении использования контроля доступа по лицу привела к прекращению его использования в школах.

 

Как биометрия может помочь делу

Компании начинают изучать возможность использования биометрии для поиска пропавших без вести, уязвимых или находящихся в опасности людей. В эти усилия было вложено много исследований, включая помощь университетов в исследованиях и разработках.

Например, компания Marinus Analytics создала инструмент для борьбы с торговлей людьми под названием TrafficJam, помогающий сократить количество часов, затрачиваемых полицией на поиски жертв. Bluestone Technologies также использовала биометрические данные для поиска пропавших без вести на Багамах после того, как они были разрушены ураганом Дориан.

Как видите, полезность биометрических технологий безгранична, и они могут стать большим преимуществом для людей и компаний, когда они объединятся. Являясь лидерами рынка, новаторами, производителями и установщиками систем распознавания отпечатков пальцев и вен, компания Almas Industries имеет все возможности для оказания помощи во всех аспектах биометрического контроля и безопасности. Наши системы эффективны, очень безопасны и просты в эксплуатации. Вы можете организовать бесплатный опрос безопасности без каких-либо обязательств, позвонив нам по телефону 0333 567 6677. При желании вы всегда можете отправить конфиденциальное электронное письмо по адресу [email protected]

Раздел 42Государственные дела и правительство

§ 42-28-3.3. Предупреждение пенсионера.

(a)  Настоящим общее собрание устанавливает, что в случае пропажи пожилого гражданина первые несколько часов имеют решающее значение для поиска такого пожилого гражданина, и что реализация программы оповещения о пропавшем пожилом человеке необходимо для немедленного сохранения общественного спокойствия, здоровья и безопасности.

(b)  Подразделение полиции штата, по согласованию с другими соответствующими учреждениями, включая без ограничений Департамент здравоохранения Род-Айленда должен разработать добровольную партнерство между правоохранительными органами, СМИ и другими соответствующими субъектами для отправки экстренных предупреждений под названием «Программа оповещения о пропавших пожилых людях».

(c)  Для целей § 42-28-3.3 и § 42-28-3.4 «Пропавший без вести пожилой гражданин» означает лицо:

(i)  Чье местонахождение неизвестно;

(ii)  Чьем место жительства на момент объявления о пропаже является Род-Айленд;

(iii)  чей возраст на момент объявления о пропаже составляет шестьдесят (60) лет или старше или является человеком с диагнозом слабоумие;

(iv)  с психическими расстройствами; и

(v)  Чье исчезновение представляет реальную угрозу безопасности и здоровью такого лица, по решению полиции штата или другого правоохранительного органа.

(d)  Психическое расстройство должно быть подтверждено соответствующей документацией. представлен семьей пропавшего пожилого гражданина, законным опекуном, омбудсменом по вопросам долгосрочного ухода, или учреждение длительного ухода, где такое лицо проживает.

(e)  Программа оповещения о пропаже пожилых людей должна план оповещения в рамках реагирования на исчезновение пропавшего пожилого гражданина которые могут быть целесообразно инициированы сотрудниками правоохранительных органов в соответствии с протоколы и процедуры, установленные подразделением государственной полиции после консультаций с соответствующими правоохранительными органами, Управлением по чрезвычайным ситуациям Род-Айленда агентство, Департамент здравоохранения Род-Айленда, государственные и местные чиновники и сотрудничающие представители средств массовой информации («Предупреждение о пропаже пожилого гражданина»).

(f)  Как только правоохранительные органы подтвердят исчезновение пропавшего старшего гражданина, правоохранительный орган получит описательную информацию о пропавшем без вести предупреждение для пожилых людей, свяжитесь с полицией штата, чтобы предоставить описательную информацию в полицию штата и определить контактное лицо в ее ведомстве.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *