Приватизация муниципального имущества это – » » 21.12.2001 N 178- ( ) /

Приватизация муниципальной собственности: государственного имущества

О приватизации муниципальной собственности приходилось слышать всем людям. Процедура эта появилась в 90-х годах прошлого столетия, а пользуются ею до сих пор. Многие граждане сейчас стремятся перевести государственное имущество в частное, так как это даст право его завещать, продавать и обменивать. Вот только не все знают, как проходит данный процесс и что для него понадобится. Понимая, как проходит приватизация муниципальной собственности, можно избежать многих проблем.

Что собой представляет приватизация?

Приватизация – это процедура, выполняющая перевод государственного имущества в частную собственность. Ей воспользоваться можно лишь однажды, и будут тщательно проверять, проходил ли её человек когда-либо. Можно осуществить приватизацию различной муниципальной собственности. Например, квартиры, дачи, гаража и т.д. Главное, чтобы состояние государственного имущества было удовлетворительным, и не нашлось причин для отказа.

Для большинства граждан приватизация бесплатная, и деньги потратить придётся лишь на некоторые мелочи. Сам процесс не займёт много времени, если сделать всё правильно.

Поучаствовать в приватизации могут даже несовершеннолетние дети. Главное, чтобы на это были основания. Если оформление государственного имущества было выполнено на ребёнка, то в права он сможет вступить только в 18 лет.

Бывали случаи, когда мошенники пытались отобрать жилище у людей путём обмана. Если приватизация государственного имущества прошла незаконно, то можно её оспорить или остановить. Главное, чтобы были причины и документальные доказательства, которые подтвердят факт мошенничества.

О чём нужно помнить?

Тем, кто решился на приватизацию муниципальной собственности, следует знать некоторые вещи. Во-первых, надо помнить о том, что обязательно нужно получить согласие от всех людей, которые прописаны в квартире. А если, к примеру, кто-либо из семьи не заинтересован в данной процедуре, то он может написать отказ в пользу родственника. Во-вторых, нужно убедиться, были ли выполнены перепланировки в квартире. Важно, чтобы они были сделаны на законных основаниях, иначе это станет проблемой.

Если квартира сейчас в аварийном состоянии или же она находится в доме, который в скором времени планируют снести, то приватизация не получится. По правилам такое имущество нельзя из государственного перевести в частное.

По законодательству дети обязательно должны участвовать в процедуре. Приватизация не может быть проведена, если менее чем шесть месяцев назад ребёнка выписали из дома. Это нужно учитывать, чтобы процесс прошёл успешно.

Преимущества и недостатки

Приватизация муниципальной собственности имеет как свои плюсы, так и минусы. Полезно будет с ними разобраться, прежде чем решаться на проведение процедуры. Пожалуй, главное преимущество – это обретение полных прав. То есть, человек может при желании продать квартиру или завещать её. А вот если собственность не приватизирована, то распоряжаться ею таким образом будет нельзя.

Также хорошо то, что владельца практически не могут выселить из собственной квартиры. В крайнем случае могут начаться судебные разбирательства. Однако чаще всего, если доходит до того, что имущество приходится продать, человеку отдают деньги.

Удобно также то, что можно практически без ограничений прописывать людей в своём доме. У владельцев муниципальной собственности такой возможности нет. Они могут прописать только членов своей семьи. И при этом нужно получить согласие от других жильцов.

Из минусов можно отметить то, что размер коммунальных платежей немного увеличится. Также при необходимости придётся оплатить капитальный ремонт жилой постройки. Да и на материальную поддержку от государства рассчитывать не придётся.

Также частную собственность в некоторых случаях сложнее унаследовать. Если нет завещания, то после смерти владельца претендовать на квартиру смогут все наследники. Причём им придётся договариваться между друг другом, как лучше поступить.

Взвесив все плюсы и минусы, можно сделать вывод, что приватизация государственного жилища всё-таки нужна. Хоть у этого и есть свои недостатки, но всё-таки положительных сторон больше.

Сколько времени занимает?

Люди нередко интересуются, сколько примерно времени уходит на приватизацию государственного имущества. Однозначный ответ дать не получится, так как у всех выходит по-разному. По закону процедура не должна занимать больше двух месяцев. Но на деле на неё уходит 3-4 месяца. В некоторых случаях приватизация может даже занять до года, если требуются судебные разбирательства.

Скорость зависит от многих вещей. Например, от того, как быстро удастся собрать необходимые документы и получить согласие у всех жильцов. Также роль играет и то, за сколько государственные сотрудники успеют проверить поданные официальные бумаги. И будут ли причины для отказа, а также спорные моменты.

Не стоит ждать, что процесс пройдёт за 2 месяца или даже раньше. Процедура может и затянуться, и нужно быть к этому готовым.

Как проходит?

Приватизация муниципальной собственности проходит в несколько этапов. Можно данной процедурой заниматься самостоятельно, чтобы сэкономить деньги, либо обратиться к специалистам. Во втором случае можно значительно себе облегчить процесс, однако потребуется заплатить. Стоимость зависит от того, насколько сложно проходит оформление договора социального найма.

Начинать нужно с посещения БТИ. Там потребуется вызвать к себе сотрудника, который проведёт обследование государственного жилища. Хоть эта процедура и простая, но может занять до 1 месяца. После неё будет выдан технический паспорт, в котором укажут параметры дома и его площадь.

Далее надо обратиться в ЖЭК, чтобы оформить там официальную бумагу, в которой будут указаны все прописанные в квартире люди. После обращение пройдёт около двух недель, после чего документ выдадут.

В том случае, если на территории муниципальной собственности прописаны дети, потребуется обратиться в органы опеки. Там должны разрешить провести оформление частной собственности. Однако справка, выданная там, будет действовать не более месяца с момента получения.

Теперь надо будет посетить Жилищный отдел, чтобы составить договор приватизации муниципальной собственности. Чтобы всё прошло успешно, должны вместе с владельцем прийти все прописанные члены семьи. Договор в среднем составляют около 14 дней.

После того, как документ сделают, нужно будет обратиться в Управление федеральной регистрационной службы. Там выдадут свидетельство, подтверждающее право на собственность. Теперь можно считать себя владельцем квартиры, которая больше не принадлежит государству. Останется только посетить БТИ, чтобы поставить жилище на учёт.

Какие документы нужны?

Выше уже говорилось, что для того, чтобы провести приватизацию государственного жилища, потребуются определённые документы. Следует отдельно рассмотреть полный список, чтобы точно ничего не забыть.

Документы:

  1. Паспорта жильцов квартиры. Для детей нужны свидетельства о рождении.
  2. Выписка из домовой книги.
  3. Договор социального найма.
  4. Счёт, который подтвердит отсутствие задолженности по коммунальным платежам.
  5. Справка из БТИ и технический паспорт. Там должен быть указан план всего здания.
  6. Ордер на квартиру или справка, разрешающая приватизацию.
  7. Чек об оплате государственной пошлины.
  8. Доверенность на человека, который собирает документы. Её должны подписать все члены семьи.

Важно, чтобы все справки были актуальны на текущий момент, поэтому нужно следить за сроком их действия.

Также необходимо подавать только подлинные документы, так как фальшивку сразу определят. Если человек попытается обмануть, то приватизация государственного жилья не состоится.

Почему могут отказать?

Бывают ситуации, когда приватизацию муниципального жилища выполнить невозможно. Причём отказать могут по разным причинам, и полезно будет знать, по каким именно. В первую очередь стоит помнить, что пройти процедуру будет нельзя, если квартира находится в общежитии или является служебным помещением. Также в процессе не участвуют дома, которые находятся в аварийном состоянии или готовятся под снос. Можно не надеяться на приватизацию, если жилище размещено в закрытом военном городке или же является памятником культуры.

Отказать могут и по другим причинам, например, если у человека недостаточно прав на жильё или же не хватает требуемых документов. Также проблема может возникнуть, если была выполнена перепланировка, о которой не уведомили государство. Стоит отметить те случаи, когда один из прописанных людей не согласен на приватизацию. Тогда провести её в обычном порядке не удастся, и придётся делать всё через суд.

Конечно же, получив отказ, не обязательно сразу сдаваться. Можно попробовать обратиться в суд и попробовать добиться там разрешения на приватизацию. Решение зависит от того, есть ли достаточно веские основания для положительного ответа. В любом случае попытаться стоит, так как нередко в суде разрешали приватизацию, после чего человек её успешно проходил.

Оформив квартиру в свою собственность, человек сможет распоряжаться ей по своему усмотрению. Но стоит помнить о том, что, если процедура была проведена не совсем законно, договор могут аннулировать.

prosobstvennost.ru

Приватизация государственного и муниципального имущества

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

advokat-malov.ru

Вопрос 14. Приватизация муниципального имущества (основные способы).

Приватизация муниципального имущества - возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований в собственность физических или юридических лиц.

Основные принципы приватизации муниципального имущества:

  • Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.

  • Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе.

  • Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Используются следующие способы приватизации муниципального имущества:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

  2. продажа муниципального имущества на аукционе;

  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

  4. продажа муниципального имущества на конкурсе;

  5. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

  6. продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

  7. продажа муниципального имущества без объявления цены;

  8. внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

  9. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

По существу все перечисленные в Законе способы приватизации могут быть сведены к:

- преобразованию крупных и средних муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

- аукционной продаже;

- иным формам продажи;

- внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

Вопрос 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика. (234)

Вопрос 16. Понятие и значение местного бюджета. (243)

Вопрос 17. Бюджетный процесс (основные стадии)

В соответствии со ст. 9 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:

– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

– составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

– определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

– определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

– осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

В Законе о местном самоуправлении (2003) сказано, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В бюджетном процессе, осуществляемом на местном уровне, можно выделить четыре этапа.

1. Составление проекта местного бюджета. Этому этапу предшествуют составление прогнозов социально‑экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

2. Рассмотрение и утверждение местного бюджета.

Орган местного самоуправления, разрабатывавший проект местного бюджета (обычно это местная администрация) вносит проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа муниципального образования.

Порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения определяется правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями БК РФ.

3. Исполнение местного бюджета. Данная процедура осуществляется уполномоченными исполнительными органами местного самоуправления на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного местного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов с поквартальной разбивкой. Данная бюджетная роспись представляется в исполнительный орган местного самоуправления, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета муниципального образования.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

– перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

– распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

– возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

– учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

4. Контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета о его исполнении.Органы муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов. В соответствии с Законом о местном самоуправлении (2003) в муниципальных образованиях могут создаваться специальные контрольные органы муниципального образования. Они образуются в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

studfiles.net

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Последние изменения:

На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки. Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже. Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.

Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)

Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:

  • жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
  • земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
  • предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.
Имущество переоформлялось из муниципального или государственного фонда с единственным главным различием в том, кто ранее им владел – государство или местный муниципалитет.  В последнем случае, помимо общефедерального законодательства, процесс отчуждения и перевода в частную собственность регулируется принятыми в регионе нормативными актами. В силу того, что подобные акты не содержали принципиальных различий, процедура приватизации такого имущества в целом была схожа.
См. Закон о приватизации государственного и муниципального имущества.

Для чего нужна приватизация имущества

Данная статья опубликована на сайте zakon-dostupno точка ru. Если вы ведите эту статью на другом сайте, значит ее украли.

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.
Благодаря переводу имущества в частный сектор, появляются новые возможности инвестиций и расширение числа собственников. Применительно к приватизации жилья, граждане получили возможность решать свои жилищные проблемы самостоятельно, приняв в личное владение недвижимость и распорядившись ею по собственному усмотрению.

Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

  1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
  2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
  3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
  4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
  5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
  6. Через торги на бирже.
  7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
  8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

Это интересно: приватизация комнаты в коммунальной квартире.

Порядок действий

В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.

Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Этап планирования будущих мероприятий.
  2. Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
  3. Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
  4. Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.

Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.

Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.

Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.

Особенности передачи муниципальной собственности

Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам.

Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

  1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
  2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
  3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте: как оформить земельный па в собственность.
Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.

В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2019 zakon-dostupno.ru


Поделиться новостью в соцсетях

 

zakon-dostupno.ru

Приватизация муниципального имущества

Сущность и основные принципы приватизации муниципального имущества

По положениям Конституции РФ в стране признаны несколько видов собственности. Но так было не всегда. Совсем недавно в 90-е годы единоличным собственником всего имущества являлось государство.

На современном этапе законодательно приватизация муниципального имущества регулируется многими законодательными актами. К числу основных из них относятся:

  • ФЗ №178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»
  • Указ Президента РФ №2284 от 24.12.1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»
  • Постановление Правительства РФ №585 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»
  • Постановление Правительства РФ № 584 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»

Определение 1

В общем понятие приватизации муниципального имущества предполагает процедуру отчуждения имущества, которое находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования РФ, в собственность физического или юридического лица.

Основополагающие моменты процедуры приватизации государственного имущества следующие.

Во-первых, приватизация основана на равенстве покупателей государственного и муниципального имущества, на открытости деятельности государственных органов и ОМСУ

Во-вторых, государственное или муниципальное имущество передается в собственность физического или юридического лица исключительно на платной основе или же путем передачи в собственность государства или муниципалитета акций акционерного общества, в капитал которых и вносится государственное или муниципальное имущество

Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется ОМСУ самостоятельно согласно порядка, установленного ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Объектом приватизации в данном случае выступает конкретное муниципальное имущество, которое по закону №178-ФЗ может быть приватизировано. Объектами приватизации не могут выступать: земельные участки (кроме отчуждения таковых), где располагается недвижимость и имущественные комплексы; любые природные ресурсы; жилищный фонд государства или муниципалитета; государственные резервы; имущество РФ или ОМСУ, которое находится за пределами границ РФ; имущество государства или муниципалитета, которое отчуждается по решению суда

Замечание 1

Полный список имущества, не подлежащего приватизации смотрите в ФЗ №178-ФЗ.

Субъекты приватизации муниципального имущества

Субъектами приватизации в данном случае выступают следующие лица.

Потенциальные покупатели приватизируемого имущества (ими могут выступать физические и юридические лица, кроме государственных и унитарных предприятий и учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ или ОМСУ составляет более 25%)

Фактический собственник государственного или муниципального имущества (это РФ, субъект РФ или ОМСУ). От имени собственника выступают и выполняют их функции: Правительство РФ; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Исполнительная власть субъекта РФ; ОМСУ

Процедура приватизации муниципального имущества

Вся процедура приватизации муниципального имущества урегулирован законодательно и предусматривает весь процесс принятия решения и его реализации в отношении того или иного муниципального имущества.

Основу составляют четыре этапа процедуры приватизации. Рассмотрим их подробнее.

Первый этап предполагает составление прогноза приватизации имущества муниципалитета. При его разработке рассматриваются предложения от органов исполнительной власти относительно имущества, находящегося в их ведении. Данный план утверждает ОМСУ ежегодно. План содержит список тех предприятий и учреждений, которые предполагается приватизировать в финансовом году. Кроме того, в плане содержится и краткая характеристика каждого из объектов и планируемые сроки приватизации.

На втором этапе происходит непосредственно утверждение решения о приватизации. Это решение принимается опять же ОМСУ на основании утвержденного ранее плана приватизации. В решении содержатся основные положения:

  • Перечисление имущества и его характеристики
  • Метод приватизации
  • Нормативная стоимость имущества
  • Срок предоставления рассрочки (на случай ее предоставления)
  • Иные важные сведения для процесса приватизации

На третьем этапе происходит непосредственно приватизация муниципального имущества определенным законодательно методом. Способы приватизации также законодательно предусмотрены:

  • Преобразование муниципального предприятия в открытое (только открытое!) акционерное общество
  • Процесс продажи имущества через аукцион
  • Процесс продажи имущества через проведение специализированного аукциона
  • Продажа на конкурсной основе
  • Приватизация через публичное предложение
  • Продажа без объявления стоимости
  • Внесение имущества как вклада в уставный капитал

На четвертом этапе ОМСУ должны предоставить отчет о выполнении или невыполнении плана по приватизации за отчетный финансовый год. Происходит это не позднее 1 мая, следующего за отчетные финансовые года.

Зачем нужна приватизация муниципального имущества

Экономическая система. Которая основывается на единоличном владении государства всем имуществом, потерпела полный крах в конце прошлого столетия. Это отразилось практически на каждом жителе нашей страны. Тот факт и вызвал необходимость разработки новой экономической политики, которая предполагала передачу части имущества в частную собственность для создания здоровой рыночной конкуренции.

Процедура приватизации позволила провести это в максимально короткие сроки. Наличие частной собственности предполагает, что ее владелец на постоянной основе уплачивает налоги. Государство в этом имеет двойное преимущество: получает финансовые средства в момент продажи имущества, а также на постоянной основе получает налоговые поступления от собственника.

spravochnick.ru

Приватизация государственного и муниципального имущества

Под приватизацией понимают отчуждение имущества из собственности государства или муниципальных органов в собственность частного или юридического лица. Данная процедура имеет под собой законные основания и подкреплена нормативными актами. А также законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Такого рода сделки будут носить гражданско-правовой характер.

Основные сведения

Проведение процедуры приватизации имеет гражданско-правовую основу, и, как правило, подкрепляется договорами купли-продажи. В связи с этим процесс отчуждения будет регулироваться нормами гражданского права.

Продавцом имущества, которое будет отчуждено, выступает публичный собственник. Все его функции, цели и полномочия прописаны в федеральном законе о приватизации (ст. п. 1).

Покупателями же в данном случае, выступают физические и юридические лица. Исключения будут составлять те, чья доля публичной собственности в уставном капитале будет более 25%. А также и иные образования публично-правового характера.

Объектами приватизации будут являться:

  • собственные комплексы унитарных организаций вместе с земельными участками, которые они занимают;
  • различные постройки как завершенного строительства, так и находящиеся в процессе, также наряду с земельными участками;
  • акции ОАО;
  • различные исторические памятники, являющиеся культурным наследием;
  • участки земли без построек;
  • жилые постройки.

Как видно, в качестве объектов приватизации выступает недвижимая собственность. Что касается движимого имущества, то путем приватизации оно не передается, обычно здесь достаточно соглашений на куплю-продажу.

Какой порядок приватизации?

Вся последовательность действий при приватизации государственного имущества является урегулированным процессом, который регламентируется нормативными актами и правовыми основами. Вся процедура должна быть исполнена в определенные сроки. И состоять программа приватизации будет из нескольких последовательных этапов.

  1. Первый этап, это необходимость разработать план приватизации (ст. 7 и 8 Закона о приватизации).
  2. Второй этап, это необходимость разработать решение об условиях и целях приватизация муниципального имущества,  а также государственного (ст. 14).
  3. Третий этап, это непосредственное исполнение принятого решения, опираясь на законные акты.

Правительство РФ определяет на очередной финансовый период порядок разработки плана по отчуждению федеральной собственности. Здесь задействованы федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и местного самоуправления, унитарные предприятия, акционерные общества, юридические лица и граждане.

Те лица, которые заинтересованы в приватизации муниципального имущества, должны направить документацию с выраженным желанием, непосредственно в правительство страны.

Непосредственный порядок планирования будущего проведения приватизации будет определен органами государственной власти и местного самоуправления (согласно ст.10 Закона).

Если внимательно изучить настоящее законодательство, а именно 1 п. ст. 7 Закона о приватизации, становится понятно, что план будет утверждаться непосредственно Правительством страны. В нем будут иметься сведения обо всех объектах федеральной собственности, которые на следующий год планируется приватизировать.

Помимо перечня, план будет содержать характеристики на каждый объект собственности, и планируемый период приватизации.

В такой прогнозный план могут быть включены и стратегические предприятия страны или же их акции. Но это происходит только в том случае, когда издается президентский указ о том, что конкретное предприятие исключено из разряда стратегических, либо же участие страны в его деятельности свелось к минимуму.

Далее, составленный план должен быть направлен на рассмотрение в Государственную думу. Наряду с ним, направляется и законопроект о бюджете на следующий финансовый период.

Принятие решения о приватизации

Органом, которое вправе принимать решение про отчуждение собственности в пользу частных лиц, является Правительство РФ, в соответствии со ст. 6 и 14 действующего Закона о приватизации. Данное решение в обязательном порядке содержит:

  • Описание собственности, с указанием ее характеристик;
  • Выбранный способ приватизации;
  • Цена;
  • При наличии рассрочки – период погашения долга;
  • Прочая информация, требуемая для приватизации собственности.

Порядок, в котором будет происходить приватизация, будет определяться непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления самостоятельно.

Какие бывают способы приватизации?

Для того чтобы осуществилась приватизация государственного и муниципального имущества должны быть соблюдены все нормы, прописанные в действующем законодательстве. Согласно статье 13 Федерального закона, имеют место существовать следующие способы отчуждения недвижимости:

  1. когда унитарное предприятие переименовывают в ОАО;
  2. когда преобразовывается унитарное предприятие в ООО;
  3. при реализации государственных и муниципальных имущественных объектов на торгах;
  4. при продаже имущества государства или муниципальных органов на конкурсе;
  5. когда происходит продажа государственных акций ОАО вне территории РФ;
  6. если акции ОАО реализуются посредством торговых представителей;
  7. при публичном предложении реализации имущества;
  8. когда происходит реализация имущества государства или муниципальных органов без объявления на него стоимости;
  9. когда имущество внесено в ОАО в качестве вклада в уставной капитал;
  10. при реализации акций ОАО в результате доверительного управления.

Преобразование унитарного предприятия

Одним из способов приватизации является реорганизация на базе унитарного предприятия ОАО. В данном случае происходит закрытие одного предприятия, то есть прекращение деятельности юридического лица, и открытие другого в новой форме. Для того чтобы на законных основаниях можно было произвести данные действия, необходимо знать важный момент. Так, согласно законодательству, размер уставного капитала в унитарном предприятии должен быть выше минимального размера уставного капитала в акционерном обществе. Данные нормы регулируются правовыми актами.

Если данное положение не соблюдено, тогда приватизация таким способом невозможна. Здесь должны быть применены иные варианты для отчуждения имущества.

Проведение реорганизации унитарного предприятия в ОАО изменит не только организационную и правовую форму юридического лица, а также изменит форму собственности.

Вклад в уставные капиталы

Еще одним вариантом отчуждения собственности является именно внесение имущества в уставной капитал акционерного общества.

  1. Для того чтобы произвести вклад, необходимо получить решение Правительства, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления.
  2. Уставной капитал акционерных обществ предусматривает возможность внесения в них муниципальной и государственной собственности, а также исключительных прав.
  3. В акционерном обществе доля акций государства не может быть менее 25% и еще одна акция. Другой вариант может быть только в случае, если на это есть решение Президента относительно стратегических акционерных обществ.

Для того чтобы государственное или муниципальное имущество было внесено на счет акционерного общества, должны быть соблюдены условия:

  • во время учреждения ОАО;
  • при оплате дополнительных акций, за счет, которого будет увеличиваться уставной капитал акционерного общества.

Как показывает практика, отличаться данный способ приватизации от других будет тем, что именно договор мены будет являться правовой формой сделки, а не соглашение о купле-продаже, как в других случаях.

Отчуждение или приватизация государственного и муниципального имущества в иную собственность является способом перераспределения благ возмездным отчуждением имущества, которое ранее находилось в собственности РФ. Производится это для достижения основных целей, прописанных в государственной программе по приватизации.

consultantor.ru

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок, условия и этапы

Приватизацией называется переход права собственности от государства к частным лицам и организациям. В России ее процедура регулируется ФЗ № 178, нормативными актами различных министерств, ведомств и муниципалитетов. Региональные органы власти могут вносить незначительные изменения в схему проведения приватизации государственного и муниципального имущества, которые не должны противоречить порядку, указанному в федеральном законодательстве.

Процедура приватизации

Приобрести у государства можно практически любое имущество. Исключения составляют военные, стратегические объекты и важные историко-культурные ценности. Например, военнослужащий получает жилье на территории части. Его нельзя получить в собственность, однако пользоваться им может не только он, но и члены семьи.

Есть ограничение и по субъектам приватизационного процесса. Выкупать собственность государства не могут юридические лица, в которых доля органов федеральной или региональной власти составляет более 25%. Порядок приватизации муниципального имущества утверждается каждым муниципалитетом самостоятельно и не должен противоречить федеральному законодательству.

Способ приобретения гос. имущества в собственность зависит от вида приватизации (передаваемого объекта). Большая часть передаваемого в частную собственность государственного имущества приходится на жилье и земельные участки. Приватизация жилых помещений бесплатна для проживающих в них людей. Земля на безвозмездной основе может быть передана только в двух случаях: она перешла по наследству или находится в пожизненном владении.

Еще одним видом приватизации является приобретение государственного или муниципального предприятия. Эта процедура осуществляется на платной основе.

Независимо от вида приватизации процедура передачи в частную собственность проводится в несколько основных этапов:

  • составление перечня отчуждаемого имущества;
  • утверждение этого перечня и порядка передачи;
  • процедура оформления.

Длительность прохождения всех этапов зависит от того, кто является собственником объекта — федеральные власти или региональные. В остальном схема приватизации муниципального имущества (понятие, порядок, способы) идентична государственной.

Переоформление жилья

Жилые помещения, как правило, находятся в управлении местных органов власти. Поскольку

процесс перевода жилищного фонда из государственного в частный носит массовый характер, для его регламентации муниципалитеты издают региональные нормативные акты, где утверждают схему передачи жилья гражданам. Это значительно ускоряет и упрощает прохождение процедуры приобретения дома, квартиры или комнаты.

Безвозмездная передача жилых помещений в собственность граждан имеет некоторые особенности. Для ее осуществления необходимо получить согласие на переоформление от всех членов семьи, которые проживают в приватизируемом помещении, за исключением малолетних детей и ограниченных в дееспособности.

Совершеннолетние участники этой процедуры могут бесплатно стать собственниками квадратных метров только один раз. В дальнейшем такая возможность им предоставляется только на платной основе (выкуп жилья у государства) и не относится к приватизации.

Если хотя бы один из проживающих несогласен с переоформлением жилья, то получать разрешение на изменение статуса квартиры или дома придется через суд. Прибегнуть к помощи судебных инстанций придется и в тех случаях, когда гос. органы отказываются переоформлять в собственность объект недвижимости, необходимо его исключение из перечня неотчуждаемого имущества.

Приобретение в собственность госпредприятий

Способы приватизации государственного и муниципального имущества подробно описаны в ФЗ № 178. При выборе конкретной схемы передачи прав на предприятие или организацию имеет значение размер уставного капитала передаваемого объекта, запланированная продажа всего имущественного комплекса или его части и т. д.

Возмездная передача госсобственности возможна следующими способами:

  • преобразование госпредприятия в ООО или АО;
  • продажа акций;
  • организация аукциона;
  • прямая продажа предприятия без объявления цены;
  • вклад частных лиц или организаций в уставные фонды.

Способы приватизации муниципальной собственности отличаются от федеральной только порядком утверждения ее процедуры. На общегосударственном уровне свое согласие на отчуждение собственности дает правительство страны. Оно же утверждает и порядок передачи прав на объект. Муниципальная собственность находится в ведении местных органов власти, что значительно упрощает проведение приватизационных процедур.

Любое частное лицо может стать участником приватизации государственной и муниципальной собственности.

Прежде чем попытаться приобрести заинтересовавший объект недвижимости или предприятие, необходимо убедиться, что они могут быть внесены в реестр приватизируемого имущества и нет ограничений на их отчуждение из государственной собственности.

chebo.pro

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *