Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля

Содержание

Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

Прокурор разъясняет

  • 18 июня 2021, 22:34

У меня свой бизнес и такое впечатление, что только меня все время проверяют различные инстанции, установлен ли какой-то порядок организации проведения проверок в ходе надзорных процедур? Какой закон защищает права предпринимателей?

  Текст

  Поделиться

Регламентация вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется ФЗ от 26.

12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются основные принципы защиты индивидуальных предпринимателей при проведении указанного контроля: уведомительный порядок начала осуществления проверочных действий; презумпция добросовестности предпринимателя; доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых обязательно при осуществлении предпринимательской деятельности; недопустимость однотипных проверок несколькими уполномоченными органами в отношении одного индивидуального предпринимателя и другие.

Законом также очерчены границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен порядок организации и проведения проверок в ходе надзорных процедур.

При проведении проверок должностные лица контрольного органа не вправе:

— проводить проверку требований, не относящихся к компетенции контрольного органа;

— осуществлять плановые проверки в случае отсутствия индивидуального предпринимателя либо его — представителя предпринимателя/юридического лица;

— требовать представления документов, образцы продукции и иную информацию, не являющуюся объектом контрольных мероприятий, а также изымать указанные документы;

— раскрывать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

— превышать установленные сроки проведения проверок.

Согласно приведенному Федеральному закону права индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля заключаются в:

— праве присутствовать при проведении контрольных мероприятий;

— праве давать объяснения по вопросам к предмету проверки;

— праве на получение информации о проводимом мероприятии;

— праве знакомиться с результатами мероприятий по контролю, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в установленном законодательством порядке;

— праве на возмещение убытков, причиненных проведением государственного контроля (надзора).

 

(подготовлено прокурором г. Березники Мусабировым Н.Ф.)

У меня свой бизнес и такое впечатление, что только меня все время проверяют различные инстанции, установлен ли какой-то порядок организации проведения проверок в ходе надзорных процедур? Какой закон защищает права предпринимателей?

Регламентация вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется ФЗ от 26. 12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются основные принципы защиты индивидуальных предпринимателей при проведении указанного контроля: уведомительный порядок начала осуществления проверочных действий; презумпция добросовестности предпринимателя; доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых обязательно при осуществлении предпринимательской деятельности; недопустимость однотипных проверок несколькими уполномоченными органами в отношении одного индивидуального предпринимателя и другие.

Законом также очерчены границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен порядок организации и проведения проверок в ходе надзорных процедур.

При проведении проверок должностные лица контрольного органа не вправе:

— проводить проверку требований, не относящихся к компетенции контрольного органа;

— осуществлять плановые проверки в случае отсутствия индивидуального предпринимателя либо его — представителя предпринимателя/юридического лица;

— требовать представления документов, образцы продукции и иную информацию, не являющуюся объектом контрольных мероприятий, а также изымать указанные документы;

— раскрывать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

— превышать установленные сроки проведения проверок.

Согласно приведенному Федеральному закону права индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля заключаются в:

— праве присутствовать при проведении контрольных мероприятий;

— праве давать объяснения по вопросам к предмету проверки;

— праве на получение информации о проводимом мероприятии;

— праве знакомиться с результатами мероприятий по контролю, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в установленном законодательством порядке;

— праве на возмещение убытков, причиненных проведением государственного контроля (надзора).

 

(подготовлено прокурором г. Березники Мусабировым Н.Ф.)

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (Надзора)

    Во исполнение Указа Президента РФ от 15.05.2008г. №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» при поддержке Минэкономразвития был принят Федеральный закон от 26. 12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, по полномочиям должностных лиц, а также по порядку предоставления юридическим лицом (предпринимателем) информации при проверке. Законом предусмотрена защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. В нем представлены также принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не допускают взимание платы за проведение контрольных мероприятий и получение органами контроля каких бы то ни было отчислений. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) или их представители имеют право участвовать в проведении контроля, получать предусмотренную законодательством информацию, знакомиться с результатами и в случае согласия или несогласия указывать об этом в актах проверок. Предусмотрен порядок обжалования действий должностных лиц контролирующих органов, а также учет контрольных мероприятий, проводимых органами контроля.

Основной идеей данного Закона является совершенствование действующей системы контроля (надзора), направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве.

Законом установлен:

1. порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2. порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведения проверок;

3. права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц, при проведении проверок;

4. права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

    Нормы закона не распространяются на проверки, когда отсутствует взаимодействие проверяющих и бизнесменов или коммерсанты не должны представлять информацию либо исполнять требования ревизоров. Кроме того, не применяется Закон к действиям чиновников в ходе оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора, финансового, налогового и валютного контроля, расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на производстве и некоторых других. Тем не менее, проверяющих ведомств, которые должны следовать Закону, предостаточно, в частности трудовая инспекция, Роспотребнадзор, МЧС и другие.

    Кроме того, Законом установлено при осуществлении каких видов предпринимательской деятельности организация (индивидуальный предприниматель) обязана уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. То есть, прежде, чем начать работу в определенной сфере, предприниматель, или юридическое лицо должны сообщить об этом в соответствующее контролирующее ведомство, уполномоченное Правительством РФ (исполнительный орган). В ст.8 Закона приводится общий перечень таких видов деятельности, но Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления определенных видов предпринимательской деятельности» установлены правила предоставления уведомлений и конкретный перечень работ и услуг, об осуществлении которых необходимо сообщать.

                                     Виды предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых необходимо сообщать

— гостиничные услуги, а также услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания

— бытовые услуги

— услуги общественного питания

— розничная торговля (за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен)

— оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен)

— услуги по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд предпринимателя)

— услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд предпринимателя)

— производство текстильных материалов, швейных изделий

— производство одежды

— производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви

— обработка древесины и производство изделий из древесины и пробки, за исключением мебели

— издательская и полиграфическая деятельность

— деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны)

— турагентская деятельность

    В сообщении предприниматель, или юридическое лицо подтверждает выполнение обязательных требований. К примеру, получение лицензии (если деятельность лицензируется), соответствие работников, зданий и строений осуществляемой деятельности, транспортных средств требованиям нормам, установленным законами и другими нормативными актами, в том числе региональными. Такое уведомление подается после государственной регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции, но до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Важно отметить, что уведомительный порядок не означает, что предприниматель должен получать от властей разрешение. О начале работы следует только проинформировать. В свою очередь чиновники не вправе требовать получать от них разрешение в ответ на это уведомление. Помимо сообщения о начале деятельности коммерсант обязан письменно сообщать об изменении места жительства, места фактического осуществления деятельности. Сведения подаются в течение 10 рабочих дней с даты внесения записей в ЕГРИП или ЕГРЮЛ.

    Законом определены виды проверок, установлен их общий порядок проведения. Кроме того, предусмотрено, что все составленные планы проведения плановых проверок будут направляться в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок, который будет публиковаться на сайте Генпрокуратуры (http://plan.genproc.gov.ru/).

    Организация (ИП) может попасть в план, если прошло 3 года с момента государственной регистрации либо по окончании последней проверки, либо начала осуществления деятельности, о которой нужно уведомлять. Плановые ревизии не могут проводиться чаще 1 раза в течение трех лет. Исключение — коммерсанты, работающие в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Их допускается проверять более двух раз в течение трех лет. Причем предельное число визитов не ограничивается. Поводом для внепланового визита станет окончание срока, установленного в предписании об устранении нарушения, выявленного ранее. Контролеры придут, если получат жалобу от граждан и бизнесменов о нарушении прав потребителей. Анонимные обращения, а также жалобы, из которых неясно, что именно нарушено, чиновники принимать не будут. Еще один повод для внепланового визита — жалобы или информация из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций или непосредственно причинение вреда. Но, в отношении бизнесменов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, проверка по этим поводам может проводиться только после согласования с прокуратурой. Плановая и внеплановая проверки могут быть документарными или выездными. Документарная проверка проводится по месту нахождения контролеров, выездная по месту нахождения организации (индивидуального предпринимателя).

    В соответствии с п.8 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля согласно утверждена Приказом Минэкономразвития от 30. 04.2009 №141.

 

Принцип 1 | Глобальный договор ООН

Устойчивое развитие начинается с принципиального подхода к ведению бизнеса.


Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту прав человека, провозглашенных на международном уровне.

Что это значит?

В этом Принципе изложены основные ожидания Глобального договора ООН от бизнеса в области прав человека, а именно уважение и поддержка прав человека. Соблюдение прав человека означает, что бизнес должен проявлять должную осмотрительность, чтобы не нарушать права человека («не навреди»), и должен устранять неблагоприятные последствия для прав человека, с которыми они связаны. Кроме того, помимо соблюдения прав человека, бизнес поощряется к действиям в поддержку прав человека. Это означает возможность предпринять добровольные действия, чтобы внести позитивный вклад в защиту и реализацию прав человека, будь то посредством основного бизнеса, стратегических социальных инвестиций/филантропии, участия в общественной политике/адвокации и/или партнерства и других коллективных действий. Действия в поддержку прав человека должны дополнять, а не заменять действия по соблюдению прав человека. Особое внимание следует уделять правам уязвимых групп, включая женщин, детей, людей с ограниченными возможностями, коренные народы, трудящихся-мигрантов, пожилых людей и т. д.

Зачем компаниям заботиться?

Уважение прав человека — это правильно, но это также вопрос бизнеса. Несоблюдение прав человека сопряжено с рядом рисков и издержек для бизнеса, включая риск социальной лицензии компании на деятельность, ущерб репутации, бойкот потребителей, подверженность юридической ответственности и неблагоприятные действия правительства, неблагоприятные действия со стороны инвесторов и деловых партнеров, снижение производительности и мораль сотрудников.

В то время как правительства несут основную ответственность за защиту, соблюдение и соблюдение прав человека, другие организации и отдельные лица играют важную дополнительную роль в уважении и поддержке прав человека. Все предприятия во всем мире, независимо от размера или сектора, а также от того, являются ли они участниками Глобального договора ООН, несут основную ответственность за соблюдение прав человека. Это было признано в Руководящих принципах предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН (Загрузить «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: реализация рамок Организации Объединенных Наций «Защита, соблюдение и средства правовой защиты»). Совместная записка Глобального договора и Управления Верховный комиссар по правам человека (УВКПЧ) о связи между Руководящими принципами и обязательствами, взятыми на себя сторонами, подписавшими Глобальный договор, поясняет, что «Руководящие принципы обеспечивают дополнительную концептуальную и оперативную ясность для двух принципов прав человека, отстаиваемых Глобальным договором»9.0003

Уважение и поддержка прав человека также укрепляет деловые отношения с заинтересованными сторонами. Например, работники, к которым относятся с достоинством и уважением, с большей вероятностью будут продуктивными и сохранят верность работодателю. При выборе работодателя новые сотрудники все чаще учитывают социальные, экологические и управленческие показатели компаний. Права человека и инклюзивные бизнес-модели также могут быть источником инноваций для новых продуктов или услуг, доступа к новым рынкам, помогают укрепить социальную лицензию на деятельность и сделать бизнес ценным членом сообщества и общества.

Что могут сделать компании?

Соблюдение прав человека

Бизнес может влиять — как положительно, так и отрицательно — практически на все права человека. Соответственно, бизнес должен учитывать их потенциальное влияние на все права. Однако некоторые фактические или потенциальные последствия потребуют специального рассмотрения, например, когда фактические или потенциальные последствия очень серьезны и/или существует тесная связь между компанией и злоупотреблением.

Что касается содержания прав человека, компании должны, как минимум, обращаться к Международному биллю о правах человека и основным конвенциям Международной организации труда (МОТ). Публикация Human Rights Translated раскрывает основные права человека, провозглашенные на международном уровне, с точки зрения бизнеса и предлагает практические примеры того, как компании нарушают права человека, а также примеры того, как бизнес поддерживает осуществление этих прав. Хотя некоторые права будут иметь большее значение, чем другие, в определенных обстоятельствах, ситуации меняются, поэтому необходима более широкая периодическая переоценка.

Бизнес должен соблюдать все применимые законы и уважать международно признанные права человека, где бы он ни работал. В тех редких случаях, когда национальное законодательство прямо противоречит международным стандартам, компаниям следует искать пути соблюдения принципов международно признанных прав человека. Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с нашей заметкой о передовом опыте, озаглавленной «Выполнение обязанности по уважению в ситуациях противоречащих правовых требований».

Важно отметить, что корпоративная ответственность за уважение существует независимо от обязательств государств в области прав человека. Среди прочего, это означает, что предприятия обязаны уважать права человека, независимо от того, работают ли они в условиях слабого управления или в более стабильном контексте. В областях со слабым управлением риск нарушения прав человека может быть выше из-за контекста. Для получения информации о том, как использовать бизнес-практику, чувствительную к конфликту, в таких контекстах, см. Руководство по ответственному ведению бизнеса в затронутых конфликтом районах и зонах высокого риска: ресурс для компаний и инвесторов.

Определение объема своей ответственности

Компании должны учитывать три набора факторов при определении объема своей ответственности за соблюдение прав человека или, другими словами, риск потенциального негативного воздействия на права человека в связи с поведением их бизнес:

  • Во-первых, необходимо рассмотреть страну и местный контекст, в котором он работает, на предмет любых проблем с правами человека, которые могут возникнуть в этом контексте. Информацию об этом можно получить от НПО, правительства, международных профсоюзов и международных организаций. Существуют также службы, которые стремятся объединить такие специфические для контекста риски в форматы, более удобные для бизнеса, например, оценки страновых рисков Датского института и Maplecroft Maps of Human Rights Risks. Эти и другие методические материалы можно найти в нашей библиотеке. Уделите особое внимание контексту в странах, где законы, как известно, не соответствуют международным стандартам и где правоприменение может быть неадекватным.
  • Второй набор факторов включает рассмотрение вопроса о том, оказывает ли компания неблагоприятное воздействие на права человека или способствует ему посредством своей собственной деятельности в этом контексте, например, в качестве производителей, поставщиков услуг, работодателей и соседей (под «деятельностью» понимается включать как действия, так и бездействие).
  • Затем компаниям следует устранить эти последствия, изменив свою политику и практику, чтобы предотвратить нарушение прав. Примерный список видов деятельности с прямым воздействием может включать сам производственный процесс; продукты или услуги, которые предоставляет компания; практика труда и занятости; обеспечение безопасности персонала и имущества; и лоббирование компании или другая политическая деятельность.
  • Третий набор факторов представляет собой анализ отношений компании с правительством, деловыми партнерами, поставщиками и другими негосударственными субъектами, чтобы определить, могут ли они представлять риск для компании с точки зрения причастности ее к нарушению прав человека. Обратите особое внимание на предоставление или заключение контрактов на товары, услуги и даже некоммерческую деятельность, такую ​​как предоставление в аренду оборудования или транспортных средств. Рассмотрите послужной список тех организаций, с которыми имеет дело ваша компания, чтобы оценить, может ли компания способствовать злоупотреблениям, совершенным этими организациями, или иметь к ним отношение. Обязанность уважать права человека также включает обязательство Глобального договора избегать соучастия, то есть участия в нарушениях прав человека, совершаемых другой компанией, правительством, отдельным лицом, группой и т. д.

Политическое обязательство

Компании должны принять заявление о политике в качестве публичного обязательства по выполнению своих обязательств по соблюдению прав человека, одобренное их советом директоров или аналогичным органом. Это может быть отдельное заявление или интегрированное в более широкую корпоративную политику устойчивого развития или кодекс поведения. Для описания соблюдения прав человека можно использовать широкий вдохновляющий язык, но для придания этим обязательствам практического значения необходимы более подробные указания в конкретных функциональных областях. Политика должна предусматривать
ожидания компании в области прав человека в отношении персонала, деловых партнеров и лиц, непосредственно связанных с деятельностью, продуктами или услугами организации. Таким образом, он должен быть доведен до сведения этих сторон, а также быть общедоступным.

Политика должна основываться на внутренней/внешней экспертизе в области прав человека. Разработка политики в области прав человека также может стать важной возможностью для вовлечения заинтересованных сторон в тему прав человека, что может быть почти столь же важным, как и политика, являющаяся результатом этого процесса. Посмотреть образцы политики в области прав человека. После подготовки политика должна быть отражена в операционных политиках и процедурах, чтобы внедрить ее во все бизнес-функции. Скачать: Руководство для бизнеса: как разработать политику в области прав человека.

Надлежащая проверка прав человека

Для того чтобы убедиться и продемонстрировать (т.е. узнать и показать), что компания выполняет свои обязанности по соблюдению прав человека, она должна проявлять должную осмотрительность. Надлежащая проверка прав человека — это непрерывный процесс, направленный на выявление, предотвращение, смягчение и учет негативных последствий для прав человека, которые компания может оказывать или способствовать своей деятельности или которые могут быть непосредственно связаны с продуктами, операциями или услугами компании со стороны деловые отношения. Права человека
осмотрительность будет различаться по сложности в зависимости от размера бизнеса, риска воздействия на права человека, а также характера и контекста деловых операций. Этот процесс должен опираться на внутренний и/или независимый внешний опыт в области прав человека и включать надлежащие и содержательные консультации с потенциально затрагиваемыми заинтересованными сторонами. Инструменты и методические материалы очень полезны в этом процессе. Сопоставимые процессы, как правило, уже встроены в компании для оценки и управления финансовыми и связанными с ними рисками. Исследуйте нашу библиотеку.

Некоторые особенно важные элементы комплексного управленческого подхода к правам человека включают:

  • Оценка воздействия на права человека : Многие корпоративные проблемы прав человека возникают из-за того, что компании не учитывают потенциальные последствия своей деятельности и отношений в контексте своей деятельности. Компании должны предпринимать активные, постоянные шаги, чтобы понять, как существующие и планируемые виды деятельности могут вызвать или способствовать воздействию на права человека, а также понять, как деятельность компании может быть напрямую связана с такими воздействиями. Масштаб обзора будет зависеть от отрасли, размера компании, а также национального и местного контекста и должен быть соизмерим с риском серьезного воздействия на права человека. Этот процесс должен опираться на внутреннюю или внешнюю экспертизу и, в случае необходимости, включать содержательные консультации с заинтересованными сторонами. На основе полученной информации компаниям следует постоянно уточнять свои планы по устранению и предотвращению потенциального негативного воздействия на права человека
  • Интеграция политики в области прав человека в компании : Интеграция политики в области прав человека во всей компании может быть самой большой проблемой в соблюдении прав человека. Если осведомленность о вопросах прав человека и их важности не полностью интегрирована в соответствующие внутренние функции и процессы, это может привести к непоследовательным или противоречивым действиям. Например, разработчики продуктов могут не учитывать последствия для прав человека; отделы продаж или закупок могут не знать о рисках, связанных с вступлением в отношения с определенными сторонами; бюджеты могут быть распределены неправильно; и лоббирование со стороны компаний может противоречить обязательствам в области прав человека. Лидерство сверху необходимо для обеспечения уважения прав человека во всей компании, в том числе путем возложения ответственности за устранение последствий на соответствующий уровень и функцию в рамках бизнеса и разработки процесса надзора. Важно обучать персонал для обеспечения последовательности, а также повышать его способность адекватно реагировать при возникновении непредвиденных ситуаций
  • Принятие мер : Надлежащие действия, которые должна предпринять компания, будут различаться в зависимости от того, (а) компания вызвала воздействие или способствовала ему, или (б) она напрямую связана с этим воздействием через свои деловые отношения. В случае (а) компания должна прекратить или предотвратить воздействие. В случае (b) она должна использовать имеющиеся рычаги для предотвращения или смягчения воздействия
  • Отслеживание эффективности : Процессы мониторинга и аудита позволяют компании отслеживать текущие события. Процедуры могут различаться в разных секторах и даже между отделами компании, но регулярные проверки воздействия на права человека и эффективности имеют решающее значение. Отслеживание генерирует информацию, необходимую для создания соответствующих стимулов и сдерживающих факторов для сотрудников, обеспечения постоянного улучшения и внесения необходимых корректировок в приоритеты и подходы. Отслеживание должно основываться на отзывах как внутренних, так и внешних заинтересованных сторон. Конфиденциальные средства сообщения о несоблюдении требований, такие как горячие линии, могут быть полезным источником обратной связи
  • Информирование/отчетность о результатах деятельности : Отчетность является движущей силой изменений, как внешних, так и внутренних: она выполняет обязательства компаний по отчетности о том, как они реагируют на воздействие на права человека; формирует восприятие компании заинтересованными сторонами и помогает завоевать доверие; и все чаще признается в качестве стимула для внутреннего развития с положительным влиянием на бизнес-решения и результаты. Сообщения должны иметь форму и частоту, отражающие воздействие компании на права человека, быть доступными для целевой аудитории и предоставлять заинтересованным сторонам достаточно информации для оценки адекватности реакции компании на воздействия. Участники Глобального договора обязаны сообщать о своем прогрессе на ежегодной основе. В рамках Глобального договора было разработано Дополнение по правам человека к Руководству по сообщению о прогрессе, чтобы дать практические рекомендации предприятиям любого размера, где бы они ни находились, о том, как улучшить отчетность о своих усилиях по реализации, особенно в контексте их ежегодного Сообщения о прогрессе 9.0038
  • Исправление : Компания должна внедрить или принять участие в процессах исправления. Это позволяет компании устранять неблагоприятное воздействие на права человека, которое она вызвала или которому способствовала. Эффективные механизмы рассмотрения жалоб на уровне компании гарантируют, что сотрудники, подрядчики, местные сообщества и другие лица могут сообщать о своих проблемах и добиваться их рассмотрения. Это может помочь компаниям выявить риски негативного воздействия и избежать эскалации споров

Поддержка прав человека

На практике уважение и поддержка прав человека часто тесно взаимосвязаны с точки зрения управленческих шагов, которые предпринимаются для обеспечения соблюдения и поддержки прав человека. Например, корпоративная политика в области прав человека часто содержит позитивные обязательства по поддержке прав человека, особенно прав, которые могут иметь стратегическое значение для их бизнеса. Анализ контекста, деятельности и отношений может дать возможности для продвижения прав человека, а также возможные риски нарушения прав. И компании часто включают в свои отчеты информацию о положительном вкладе, который они вносят в защиту прав человека.

Поддержка прав человека включает в себя внесение положительного вклада в права человека, продвижение или продвижение прав человека. Социально ответственные организации, как правило, обладают более широкими возможностями и часто желают поддерживать продвижение прав человека в пределах своей сферы влияния, особенно способами, стратегически связанными с их основной деятельностью. Экономическое обоснование поддержки прав человека может быть столь же убедительным, как и экономическое обоснование соблюдения прав человека. Точно так же ожидания заинтересованных сторон часто распространяются на веру в то, что организации могут и должны внести позитивный вклад в реализацию прав человека там, где они в состоянии это сделать.

Бизнес может поддерживать или продвигать права человека как минимум четырьмя способами:

  • Через свою основную деятельность в поддержку целей и задач ООН
  • Стратегические социальные инвестиции и благотворительность
  • Пропаганда и участие в общественной политике
  • Партнерство и коллектив действие

Они разработаны в Плане корпоративного лидерства в области устойчивого развития, который был принят участниками Глобального договора на Саммите лидеров в июне 2010 года. Он ясно дает понять, что для того, чтобы быть корпоративным лидером в области устойчивого развития, бизнес должен не просто избегать негативных последствий. , наряду со всеми другими действующими лицами, но и вносить положительный вклад в жизнь общества и вносить свой вклад, особенно способами, относящимися к его бизнесу, помогая преодолевать самые острые и хронические проблемы.

Вот несколько примеров того, как компании поддерживают и соблюдают права человека в своей повседневной деятельности:

На рабочем месте:
  • , обеспечивая безопасные и здоровые условия труда,
  • , гарантируя свободу объединений,
  • , обеспечивая -дискриминация в практике персонала,
  • , гарантируя, что они не используют прямо или косвенно принудительный труд или детский труд,
  • , предоставляя доступ к базовому здравоохранению, образованию и жилью для работников и их семей, если они не предоставляются в другом месте,
  • путем реализации программы позитивных действий по приему на работу жертв домашнего насилия и
  • путем создания разумных условий для соблюдения всеми сотрудниками религиозных обрядов и практики
В сообществе:
  • путем предотвращения насильственного перемещения отдельных сообщества,
  • , работая над защитой экономических средств к существованию местных сообществ,
  • , участвуя в общественных дебатах. Компании взаимодействуют со всеми уровнями власти в странах, где они работают. Поэтому они имеют право и обязаны выражать свое мнение по вопросам, которые затрагивают их деятельность, сотрудников, клиентов и сообщества, частью которых они являются,
  • за счет дифференцированного ценообразования или небольших упаковок продуктов создаются новые рынки, которые также позволяют бедным получить доступ к товарам и услугам, которые они в противном случае не могли бы себе позволить
  • путем предоставления девочкам возможности получить образование, чтобы расширить их возможности, а также помогают компании иметь более широкий и более квалифицированный кадровый резерв в будущем, и
  • , возможно, самое главное, успешный бизнес, который обеспечивает достойную работу, производит качественные товары или услуги, которые улучшают жизнь, особенно для бедных или других уязвимых групп, является важным вкладом в устойчивое развитие, включая права человека.
  • Если компании используют службы безопасности для защиты своей деятельности, они должны обеспечить соблюдение существующих международных правил и стандартов в отношении применения силы

Содействие уважению прав человека

Тема прав человека иногда может быть сложной для компании обсуждать с ее руководителями и сотрудниками и/или лицами за пределами компании. Тем не менее, содействие пониманию того, что такое права человека, их значимость для бизнеса и практические действия, которые бизнес может сделать для решения проблем, связанных с правами человека, может помочь облегчить действия по соблюдению прав человека.

Некоторые предприятия считают, что поиск возможностей для поддержки прав человека, а также рисков нарушения прав человека помогает мотивировать менеджеров и персонал также бороться с рисками. Другой подход, который некоторые предприятия считают полезным, заключается в том, чтобы начать с рассмотрения того, что бизнес уже делает для соблюдения и поддержки прав человека, например, с помощью надлежащей политики и практики управления персоналом, реализации политики недискриминации и поощрения разнообразия в рабочей силе, уважения

конфиденциальность клиентов и работников, прилагая усилия, чтобы сделать основные продукты более доступными для бедных, и внедряя эффективные политики и практики в области охраны труда и техники безопасности. Это помогает демистифицировать права человека, показывая, что соблюдение прав человека не требует начинать с самого начала. Ему также не нужна совершенно новая система управления. Права человека могут быть интегрированы в существующие бизнес-процессы и процедуры. Некоторым компаниям полезно искать правильную отправную точку и язык для обсуждения рисков и возможностей с менеджерами и персоналом. Иногда может быть проще начать обсуждение с обсуждения знакомых понятий, таких как уважение, достоинство, справедливость и равенство, а также конкретных сценариев, с которыми могут столкнуться руководители и сотрудники. Компании, инвестирующие в страны с формирующейся рыночной экономикой, могут счесть полезным обсудить проблемы, связанные с внедрением Принципов 1 и 2, на форуме Глобального договора по правам человека и деловым дилеммам.

Присоединяйтесь к Глобальному договору ООН Подпишитесь на нашу рассылку
  • Руководство по корпоративной устойчивости

    Отчет

  • Ресурсный центр по вопросам бизнеса и прав человека

    Веб-сайт

  • Некоторые основные руководящие материалы по вопросам бизнеса и прав человека и способы их использования

    Отчет

    • Бали, Индонезия

      Глобальный договор ООН призывает индонезийский бизнес к большей прозрачности и подотчетности на саммите B20

    • Шарм-Эль-Шейх, Египет

      Ведущие руководители компаний призывают к активным действиям в области климата на COP27

    • Шарм-Эль-Шейх, Египет

      Запущен план действий по обезуглероживанию судоходства для повышения квалификации морской рабочей силы

    • Шарм-Эль-Шейх, Египет

      Более пятидесяти руководителей высшего звена из Африки принимают меры по борьбе с изменением климата на COP27

    • Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки

      COP 27: 5 действий, которые должны предпринять лидеры африканского бизнеса в связи с изменением климата

    • Каир, Египет

      Ведущие деканы бизнес-школ из Африки призывают к более активным действиям по борьбе с изменением климата в преддверии COP27

    • Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки

      Ведущие руководители из стран Африки присоединятся к представителям правительств, ООН и агентств по развитию на конференции «Климатические действия сейчас: важнейший приоритет для бизнес-лидеров»

    • Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки

      COP 27: 3 ключевых действия частного сектора по борьбе с изменением климата

    • Копенгаген, Дания

      Двенадцать ведущих компаний четко заявляют датским политикам: мы должны объединиться, чтобы обеспечить наше общее будущее

    • Информационная сессия по Акселератору инноваций ЦУР для молодых специалистов

    • Подведение итогов COP27: Что дальше для частного сектора?

    • Серия Changemaker: Беседа с Хибой Хан о внедрении инноваций ЦУР

    • Серия Changemaker: Беседа с Соланж Рибейро об инновациях, влиянии и инклюзивности