Прекращение права собственности гк рф – 15. /

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) ГЛАВА 15. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

ГЛАВНАЯ — ГЛАВА 15. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

ст 235 ГК РФ. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или...

ст 236 ГК РФ. Отказ от права собственности

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия,...

ст 237 ГК РФ. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

1. Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения...

ст 238 ГК РФ. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать

1. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть...

ст 239 ГК РФ. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

1. В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без...

ст 240 ГК РФ. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти...

ст 241 ГК РФ. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе...

ст 242 ГК РФ. Реквизиция

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению...

ст 243 ГК РФ. Конфискация

1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного...


Комментарии посетителей:

www.grazkodeks.ru

Прекращение права собственности

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при иных основаниях, предусмотренных законом (ст. 235 ГК РФ).

Основной принцип - принудительное изъятие у собственника имущества не допускается. Исключение из этого принципа возможно только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Гражданин или юридическое лицо может не только совершить отчуждение своего имущества по сделкам, но и вообще отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 236 ГК РФ). Такой отказ не влечет прекращения прав и обязанностей собственника до приобретения права собственности на данное имущество другим лицом.

С учетом этого правила решаются в ГК РФ вопросы приватизации и национализации (абз. 2 и3 п.2ст. 235).

Приватизация

- это отчуждение по решению собственника имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом. В ст. 217 ГК РФ предусмотрен приоритет при приобретении и прекращении права собственности особым законам о приватизации (думается, это положение нуждается в ограничительном толковании: оно относится ко времени массовой приватизации путем «сплошного акционирования», предпринятой в России в начале 1990-х гг.; в настоящее время по вопросам приватизации действует Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Национализация - это обращение на основании закона в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (споры об убытках решаются судом).

Случаи принудительного изъятия имущества по ГК РФ. Гражданское законодательство России предусматривает в порядке исключения случаи принудительного изъятия имущества. Это:

1)

Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ). Такое изъятие производится по решению суда (если иной порядок не предусмотрен законом или договором).

2) Отчуждение собственником имущества, которое не может ему принадлежать (ст. 238 ГК РФ). Такое отчуждение должно произойти в течение года. Иначе, при несоблюдении срока, по решению суда производится принудительная продажа имущества с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества (за вычетом затрат на продажу).

3) Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК РФ). Если у собственника на законных основаниях производится изъятие земельного участка или горного отвода, то расположенное на участке или горном отводе недвижимое имущество при отсутствии оснований для его сохранения у собственника по решению суда может быть изъято путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов.

4) Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ). Если собственник так содержит культурные ценности, относимые к особо ценным и охраняемым государством, что это грозит утратой их ценности, то по решению суда они могут быть изъяты путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов. При этом собственнику возмещается их стоимость в установленном законом порядке.

5) Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 241 ГК РФ). Такой выкуп может по решению суда произойти в случаях, когда собственник обращается с животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

6) Реквизиция (ст. 242 ГК РФ) - это изъятие имущества у собственника по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, - в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества (оценка этой стоимости может быть оспорена в суде). При прекращении обстоятельств, вызвавших реквизицию, собственник вправе требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

7) Конфискация (ст. 243 ГК РФ) - это безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение. Если решение о конфискации принято и произведено в административном порядке, оно может быть оспорено в суде.

Принудительное изъятие имущества может быть произведено и по отдельным гражданским правоотношениям (п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293, п. 4, 5 ст. 1252 ГК РФ).

studfiles.net

Прекращение права собственности

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при иных основаниях, предусмотренных законом (ст. 235 ГК РФ).

Основной принцип - принудительное изъятие у собственника имущества не допускается. Исключение из этого принципа возможно только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Гражданин или юридическое лицо может не только совершить отчуждение своего имущества по сделкам, но и вообще отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 236 ГК РФ). Такой отказ не влечет прекращения прав и обязанностей собственника до приобретения права собственности на данное имущество другим лицом.

С учетом этого правила решаются в ГК РФ вопросы приватизации и национализации (абз. 2 и3 п.2ст. 235).

Приватизация - это отчуждение по решению собственника имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом. В ст. 217 ГК РФ предусмотрен приоритет при приобретении и прекращении права собственности особым законам о приватизации (думается, это положение нуждается в ограничительном толковании: оно относится ко времени массовой приватизации путем «сплошного акционирования», предпринятой в России в начале 1990-х гг.; в настоящее время по вопросам приватизации действует Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Национализация - это обращение на основании закона в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (споры об убытках решаются судом).

Случаи принудительного изъятия имущества по ГК РФ. Гражданское законодательство России предусматривает в порядке исключения случаи принудительного изъятия имущества. Это:

1) Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ). Такое изъятие производится по решению суда (если иной порядок не предусмотрен законом или договором).

2) Отчуждение собственником имущества, которое не может ему принадлежать (ст. 238 ГК РФ). Такое отчуждение должно произойти в течение года. Иначе, при несоблюдении срока, по решению суда производится принудительная продажа имущества с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества (за вычетом затрат на продажу).

3) Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка

(ст. 239 ГК РФ). Если у собственника на законных основаниях производится изъятие земельного участка или горного отвода, то расположенное на участке или горном отводе недвижимое имущество при отсутствии оснований для его сохранения у собственника по решению суда может быть изъято путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов.

4) Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ). Если собственник так содержит культурные ценности, относимые к особо ценным и охраняемым государством, что это грозит утратой их ценности, то по решению суда они могут быть изъяты путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов. При этом собственнику возмещается их стоимость в установленном законом порядке.

5) Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 241 ГК РФ). Такой выкуп может по решению суда произойти в случаях, когда собственник обращается с животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

6) Реквизиция (ст. 242 ГК РФ) - это изъятие имущества у собственника по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, - в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества (оценка этой стоимости может быть оспорена в суде). При прекращении обстоятельств, вызвавших реквизицию, собственник вправе требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

7) Конфискация (ст. 243 ГК РФ) - это безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение. Если решение о конфискации принято и произведено в административном порядке, оно может быть оспорено в суде.

Принудительное изъятие имущества может быть произведено и по отдельным гражданским правоотношениям (п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293, п. 4, 5 ст. 1252 ГК РФ).

studfiles.net

Статья 306 ГК РФ. Последствия прекращения права собственности в силу закона

Новая редакция Ст. 306 ГК РФ

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Комментарий к Ст. 306 ГК РФ

В комментируемой статье приведены последствия лишения собственника его права собственности в результате правомерных действий государства.

Строго говоря, при прекращении права собственности речь идет не о защите права собственности, а о защите интересов бывшего собственника (ведь речь идет только о возмещении убытков за утраченную вещь). Отнесение законодателем иска, предусмотренного комментируемой статей, к средствам защиты права собственности обусловлено политико-правовыми мотивами, чтобы подчеркнуть экстраординарный характер закона, прекращающего право частной собственности (теоретически - и право муниципальной собственности).

Другой комментарий к Ст. 306 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Роль комментируемой статьи в системе норм о собственности нуждается в дополнительном уяснении.

Прежде всего ст. 8 ГК не указывает на закон как на основание возникновения гражданских прав и обязанностей. Между тем прекращение права собственности на имущество одновременно должно означать и возникновение этого права у другого лица, так как в силу закона не должно появиться бесхозяйное имущество.

Вообще говоря, закон может выступать в качестве основания прекращения и (или) возникновения субъективных гражданских прав. Однако такой механизм должен быть детально урегулирован законодателем.

Можно предположить, что данная статья служит гарантией на тот случай, если все же будет принят закон, непосредственно прекращающий право собственности определенного лица.

2. Статья 235 ГК, в которой имеется прямая отсылка к ст. 306, предусматривает принятие специального закона о национализации.

Тем не менее едва ли закон о национализации сам по себе будет служить основанием прекращения права собственности. Очевидно, что национализация должна быть все же опосредована сделкой или несколькими сделками, переносящими право собственности от частного лица к государству. В то же время закон о национализации должен предусматривать конкретные, определенные объекты, подлежащие национализации, и устанавливать условия и порядок определения компенсации. В этом смысле закон должен иметь и черты акта индивидуального действия.

Кроме того, помещение ст. 306 не в гл. 15, регулирующую прекращение права собственности, а в гл. 20, посвященную защите права собственности, не позволяет ограничить ее действие только национализацией.

Следовательно, данная норма применима ко всем случаям, когда в силу закона прекращается право собственности. Это позволяет применить ее и для случаев издания закона, прекращающего, например, право собственности муниципального образования.

3. Непосредственно из комментируемой статьи следует, что законодатель рассматривает лишь федеральный закон в качестве возможного средства прекращения права собственности. Кроме того, убытки должны выплачиваться, видимо, в силу того же закона. И лишь спор об их размере рассматривается судом. Иными словами, законом должны быть предусмотрены не только механизмы компенсации, но и ее размеры и сроки выплаты.

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ возмещение должно быть предварительным. Уже только поэтому закон сам по себе не может быть основанием прекращения права собственности, так как в момент вступления закона в силу компенсация не может быть выплачена, поскольку, во-первых, для нее еще не возникло основание, а во-вторых, по нормам бюджетного процесса требуется определенное время для назначения и исполнения соответствующих платежей.

gkodeksrf.ru

49. Прекращение права собственности.

Все многочисленные случаи прекращения права собственности подразделяются в гл. 15 ГК на две группы: во-первых, прекращение права собственности по воле самого собственника и близкие к этому иные случаи (п.  1 ст. 235) и, во-вторых, принудительное изъятие имущества у собственника, которое допускается только при наличии прямого указания в законе (п. 2 ст. 235).

  1. Прекращение права собственности по воле собственника. К этой группе оснований прекращения права собственности относятся отчуждение собственником его имущества другим лицам (происходит в силу заключенного им договора и одновременно влечет возникновение права собственности у приобретателя), отказ собственника от права собственности (возможен в различных формах: а) бесхозяйные вещи, кот. должны приниматься на учет органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимость, и в дальнейшем могут быть признаны судом объектом права муниципальной собственности или возвращены первоначальному собственнику б) вещи, брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них. При незначительности их стоимости (до 5 МРОТ) они переходят в собственность владельца земельного участка, на котором обнаружены, а при большей стоимости их правовую судьбу определяет суд; в) прямое объявление собственником об отказе или совершение им действий, определенно свидетельствующих о таком намерении), гибель или уничтожение имущества (в силу естественных причин (износ, использование), и в результате воздействия внешних факторов (разного рода стихийные явления) - прекращение существования регистрируемого недвижимого имущества, об этом должна быть сделана запись в соответствующем государственном реестре).

  2. Принудительное изъятие собственности. ст. 35 Конституции РФ, -никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В ГК следующие основания принудительного прекращения права собственности:

а) обращение взыскания на собственность должника по его обязательствам, которое производится при наличии решения суда (ст. 237) и осуществляется по правилам исполнительного производства;

б) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239), которое производится за плату, определяемую при возникновении спора судом;

в) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных (ст. 240, 241) с возмещением их стоимости;

г) реквизиция (ст. 242) и конфискация (ст. 243) имущества.

3. Реквизиция используется государством при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.д.) и представляет собой изъятие имущества у собственника по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества).

4. Конфискация определяется в п. 1 ст. 243 ГК как предусматриваемое законом безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение. Обычно конфискация - это последствие уголовного преступления. Согласно п. 2 ст. 243 ГК в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в адм-вном порядке с правом обжалования такого решения в суде.

studfiles.net

Глава 15. Прекращение права собственности

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит четыре правовые нормы.

Первая предусматривает, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам. Поскольку речь идет об отчуждении имущества самим собственником ГК имеет в виду заключение им договоров, в силу которых другая сторона приобретает право собственности. Основным среди таких договоров является договор купли-продажи.

Комментируемое правило противоречит ст. 491 ГК, регулирующей этот договор. Эта статья устанавливает, что в данном договоре происходит переход к покупателю права собственности. Переход же права исключает его прекращение.

Вторая норма устанавливает, что право собственности прекращается при отказе собственника от права собственности. Это правило без необходимости дублирует следующую статью ГК, которая гораздо более детально регулирует этот случай.

Завершается п. 1 отсылочной нормой, которая носит общий характер и касается иных случаев, установленных законом. Такие случаи действительно имеются. В то же время эта норма вводит наряду с понятием прекращения права собственности новое понятие утраты права собственности, устанавливая, что "право собственности прекращается: при утрате права собственности на имущество". Но она не указывает, чем отличаются друг от друга прекращение и утрата.

2. Еще более существенные проблемы возникают в связи с четвертой нормой, содержащейся в п. 1, а именно с правилом о том, что "право собственности прекращается при: гибели или уничтожении имущества".

Здесь ГК столкнулся с общей проблемой о связи между физическим существование вещи и правом собственности на нее. Комментируемая норма устанавливает, что изменения в физическом существовании вещи, которые она определяет как "гибель" и как "уничтожение", влекут за собой прекращение права собственности. Оба эти понятия разделены в ГК союзом "или", что означает их противопоставление. В других своих статьях ГК редко говорит о гибели вещи (например, в п. 1 ст. 352). Гораздо чаще используется понятие "случайной гибели" (ст. 595, 600, 696, 742). Это позволяет сделать вывод, что в комментируемой статье "уничтожение имущества" представляет собой результат целенаправленного действия третьих лиц (или самого собственника), в то время как гибель является следствием случая.

3. Рассматриваемая норма п. 1 относится к имуществу. Статья 130 ГК проводит различие между движимым и недвижимым имуществом. Согласно тексту комментируемой нормы, она распространяется как на движимое имущество, так и на недвижимость.

Касаясь ее применения к движимому имуществу, отметим, что она не является единственным правилом ГК, решающим вопрос о связи между изменением в физическом существовании вещи и правом собственности. Один из этих вопросов решен п. 1 ст. 218, установившим, что лицо, изготовившее новую вещь, приобретает право собственности на нее. При таком изготовлении происходят изменения в физическом существовании других вещей. Еще одно правило для этой области предусматривает ст. 220 "Переработка".

Комментируемое правило соответствует п. 1. ст. 218 ГК в принципиально важном отношении. Как уже отмечалось, названная статья не определяет момент возникновения права собственности на новую вещь (см. коммент. к ст. 218). Она исходит из того, что право собственности на такую вещь возникает в тот момент, когда вещь становится отдельным предметом материального мира. Соответственно, право собственности на движимую вещь прекращается, когда она перестает физически существовать, в том числе в результате обстоятельств, которые ГК квалифицирует как гибель или уничтожение.

4. Приходится, однако, признать, что такой гармонии не существует в области недвижимости. Комментируемая статья противоречит ст. 219 ГК, которая устанавливает, что право собственности на вновь создаваемую недвижимость, подлежащую государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Из п. 1 ст. 235 следует, что право собственности на такое имущество прекращается при его гибели или уничтожении, несмотря на то, что оно возникло в момент государственной регистрации.

Существуют законы, которые обеспечивают применение ст. 219 ГК вопреки комментируемой норме. Подчеркнем, что они касаются прежде всего таких недвижимых вещей, которые чаще всего подвергаются риску гибели или уничтожения.

На первом месте следует назвать воздушное судно. ВК устанавливает, что "потерпевшее бедствие воздушное судно подлежит немедленному спасанию" (п. 3 ст. 86). При этом потерпевшим бедствие признается и такое воздушное судно, которое "получило в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное" (п. 2 ст. 86). Целый ряд положений ВК исходит из того, что право собственности на такое воздушное судно продолжает существовать. В частности, предусматривается обязанность принять неотложные меры по охране такого воздушного судна (п. 3 ст. 89). Гражданские и юридические лица обязаны принимать все возможные меры "по обеспечению сохранности потерпевшего бедствие воздушного судна, его составных частей, обломков" (п. 1 ст. 97). ВК не пользуется понятиями гибели или уничтожения применительно к воздушному судну. В нем есть понятие лишь о пропавшем без вести воздушном судне. Им признается потерпевшее бедствие воздушное судно, поиск которого официально прекращен (п. 3 ст. 94).

Решение о прекращении поиска выносит тот же орган, который осуществляет государственную регистрацию гражданских воздушных судов. Однако и такое официальное решение не влечет прекращение права собственности на соответствующее воздушное судно. Федеральные авиационные правила поиска и спасения в государственной авиации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.02.03 N 65*(213), устанавливают: "Поиск пропавшего без вести воздушного судна возобновляется немедленно при получении любых новых сведений о месте его нахождения независимо от времени, прошедшего с момента прекращения поиска" (п. 37).

Другим объектом недвижимости, подвергающимся риску того, что ГК называет гибелью или уничтожением, является морское судно. КТМ также содержит правила, кардинально отличающиеся от комментируемой нормы п. 1.

КТМ регулирует последствия гибели судна. Однако в отличие от ГК он различает две разновидности гибели судна: гибель и конструктивную гибель (ст. 47). Первая иногда именуется полной фактической гибелью (п. 1 ст. 278). Поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если судно не может быть восстановлено ни в том месте, где судно находится, ни в любом другом месте, в которое судно может быть доставлено, а также если ремонт судна экономически нецелесообразен (ст. 49). В подобном случае КТМ применяет также понятие полной конструктивной гибели (п. 1 ст. 278). Предусматривается, что из реестра исключается как погибшее судно, так и конструктивно погибшее (ст. 47). Кроме того, из реестра исключается также судно, пропавшее без вести. Им признается судно, если от него не поступило никакого известия в течение срока, установленного КТМ (ст. 48).

С другой стороны, согласно КТМ сам факт погружения судна на морское дно не прекращает права собственности на него. Он лишь превращает его в разновидность затонувшего в море имущества (см. коммент. к ст. 225).

Третьим объектом недвижимости, подверженным риску физических изменений, которые с точки зрения комментируемой статьи могли бы признаваться его гибелью или уничтожением, является речное судно. КВВТ, однако, устанавливает правила, очень близкие к нормам КТМ и потому столь же радикально отличающиеся от комментируемой нормы ГК.

КВВТ также различает гибель судна и конструктивную гибель (п. 1 ст. 21). Известно ему и пропавшее без вести судно. КВВТ признает, что потерпевшие крушения суда, оборудование и другие предметы, независимо от того, находятся ли они под водой, опустились ли на дно, либо выброшены на мелководье или берег, являются затонувшим имуществом (п. 2 ст. 45). Изменения, наступившие с этим имуществом, не прекращают право собственности: собственнику дано право истребовать его (ст. 50).

Последним недвижимым имуществом, подвергающимся риску наступления обстоятельств, признаваемых комментируемой статьей ГК гибелью или уничтожением, является космический объект.

К космическому объекту также не применяется комментируемая норма, но по другим юридическим основаниям.

ГК устанавливает, что если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора (ст. 7). Имеются международные договоры, устанавливающие, что физический распад космического объекта на части, т.е. изменение, квалифицируемое ГК как его гибель или уничтожение, не прекращает прав собственности. Первым из них является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. Он устанавливает, что право собственности остается незатронутым во все время нахождения в космическом пространстве или на небесном теле по возвращении на Землю, не только на сами космические объекты, но "и на их составные части" (ст. VIII). Другим международным договором, устанавливающим существование права собственности на части космического объекта, является Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. Оно устанавливает, что каждое государство, на территории которого обнаружены составные части космического объекта, должно принимать меры для спасения этих составных частей (п. 2 ст. 5). Кроме того, такие составные части космических объектов возвращаются государству, осуществившему запуск соответствующего космического объекта (п. 3 ст. 5).

По этим основаниям физические изменения в космическом объекте, которые комментируемой статьей рассматриваются как его гибель (или уничтожение), не прекращают права собственности.

5. Последний абзац п. 2 комментируемой статьи противоречит Конституции.

Этот абзац п. 2 совместно со ст. 306 ГК, к которой он отсылает, предусматривает, что в случае обращения имущества граждан и юридических лиц в государственную собственность должны возмещаться убытки, причиненные собственнику в результате принятия соответствующего акта, в том числе стоимость имущества. Тем самым ГК предусматривает, что сначала должен быть принят акт, прекращающий право собственности, после этого должны возникнуть убытки, причиненные собственнику, и лишь после этого у государства возникает обязанность возместить эти убытки (включая стоимость имущества).

Названные нормы ГК противоречат п. 3 ст. 35 Конституции, который устанавливает: "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Согласно Конституции, следовательно, возмещение подлежит выплате предварительно, т.е. до издания акта, предусматривающего принудительное отчуждение имущества. Конституция не предусматривает возмещения убытков и, естественно, не требует наличия причинной связи между актом, предусматривающим принудительное отчуждение, и убытками. Она, повторим это, предусматривает предварительное возмещение.

Противоречие между последним абзацем п. 2 комментируемой статьи, а также ст. 306 ГК, с одной стороны, и п. 3 ст. 35 Конституции, с другой стороны, разрешается п. 1 ст. 15 Конституции, который устанавливает: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Поскольку последний абзац п. 2 комментируемой статьи, а также ст. 306 ГК противоречат п. 3 ст. 35 Конституции, имеющему прямое действие, названные нормы ГК не подлежат применению. Отношения, возникающие в связи с принудительным отчуждением имущества для государственных нужд, регулируются исключительно п. 3 ст. 35 Конституции.

Статья 236. Отказ от права собственности

1. Комментируемая статья посвящена двум основным вопросам. Первый - дополнение правил (ст. 226 ГК), регулирующих правовое положение движимой вещи, от которой собственник отказался.

Комментируемая статья дополняет их в двух отношениях. Пункт 1 ст. 226 ГК распространяется на движимые вещи, принадлежащие любому собственнику. Напротив, ст. 236 устанавливает, что отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество может только гражданин или юридическое лицо. Отсюда вытекает, что отказаться не могут ни Российская Федерация, ни субъекты РФ, ни муниципальные образования.

Кроме того, данная статья вводит правило, ликвидирующее правовую неопределенность, вытекающую из ст. 226. Последняя, устанавливая, что брошенные вещи могут быть обращены в собственность другими лицами, оставляет без внимания, в чьей собственности они находятся до момента такого обращения. Комментируемая статья вносит необходимую ясность, устанавливая, что права и обязанности собственника продолжают существовать. Отсюда следует, что собственник до наступления указанного момента имеет право своими действиями восстановить свое владение данным имуществом (п. 1 ст. 209 ГК). О "вновь принятии во владение" говорит и абз. 3 п. 3 ст. 225 ГК.

2. Второй вопрос, которому посвящена комментируемая статья, - это вопрос об отказе от права собственности, совершаемом собственником путем объявления об этом, однако его решения достигнуть не удалось.

Важно, что комментируемая статья особо упоминает о таком объявлении собственника, отделив его от случаев, когда тот "совершает другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом". В определенной степени установлено и содержание этого объявления: оно должно нести сообщение об отказе от права собственности. Наконец, ГК упоминает здесь об объявлении, т.е. о сообщении, доступном неопределенному кругу лиц.

Однако оставлены без внимания важнейшие вопросы. В частности, в какой форме - устной или письменной - должно быть произведено такое объявление. В последнем случае не решен вопрос о необходимости публикации в средствах массовой информации. Не определено также, должно ли быть такое объявление совершено перед определенным государственным органом либо определенным субъектом гражданского права. Поскольку объявление об отказе доступно неопределенному кругу лиц, возникает вопрос о применении к нему правил о приглашении делать оферты и о публичной оферте (ст. 437 ГК).

Следует исходить из того, что отказ собственника от права собственности на свое имущество, совершенный посредством объявления об этом, влечет прекращение права собственности лишь в тех случаях, когда это предусмотрено законом. При отсутствии такого закона любое объявление собственника о своих намерениях, касающихся права собственности, регулируется п. 1 ст. 29 Конституции, устанавливающей, что каждому гарантируется свобода слова. Соответственно, собственник может публично заявлять о своем отношении к праву собственности, обусловливать или брать обратно свое объявление и т.д. В то же время каждый имеет право на свободное использование своего имущества для экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции). В силу этого закон может устанавливать случаи, когда использование собственником свободы слова для объявления об определенном решении о его праве собственности является использованием этого имущества для экономической деятельности.

Такие правила установлены КТМ, который содержит специальный гражданско-правовой институт - абандон. КТМ устанавливает, что в договоре морского страхования, по которому имущество застраховано от гибели, страхователь наделен правом заявить при указанных в КТМ обстоятельствах об отказе от своих прав на застрахованное имущество. Такое заявление может быть сделано в случае гибели судна, пропажи его без вести и в некоторых других случаях (ст. 278 КТМ). Заявление об абандоне жестко урегулировано. Закон указывает, что оно должно быть сделано определенному лицу, а именно страховщику. Он устанавливает, что заявление должно быть безусловным и не может быть взято обратно. Определен и срок, в течение которого оно должно быть сделано. КТМ предусматривает также и переход к страховщику соответствующих прав (ст. 278, 279). К тому же правила об абандоне являются императивными и не могут быть изменены договором.

3. Комментируемая статья предусматривает два пути для отказа от права собственности: объявление об отказе и совершение других действий. Объявление об отказе совершается в отношении недвижимых вещей и должно производиться перед тем органом, который осуществляет государственную регистрацию соответствующих объектов.

Другие действия могут носить фактический характер. Комментируемая статья требует, чтобы они свидетельствовали об устранении гражданина или юридического лица от владения, пользования и распоряжения. Она ставит все эти три категории рядом. Из этого следует, что для отказа недостаточно устранения лишь от одной или двух из них, тем более что требуется, чтобы действия "определенно" свидетельствовали о таком устранении. Заметим, что в другой своей статье ГК описывает движимые вещи, от которых собственник отказался, в несколько иных словах, а именно как вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (п. 1 ст. 225 ГК).

4. Изменения, которые вносит акт отказа в положение соответствующего имущества, являются, в общем, недостаточно определенными. На это указывает ч. 2 комментируемой статьи, когда устанавливает, что рассматриваемый акт не влечет прекращения прав и обязанностей. Более того, она называет отказавшееся лицо собственником. Поскольку акт отказа не влечет прекращения прав и не меняет положения его автора, лицо, которое совершило соответствующий акт, в любой момент может его и отменить - так сказать, отказаться от отказа от права собственности.

Часть 2 комментируемой статьи связывает юридические последствия не с актом отказа от права собственности, а с актом приобретения права собственности на имущество другим лицом. С момента приобретения права собственности другим лицом право собственности отказавшегося от имущества прекращается.

5. Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.09.03 N 580*(214), содержит ряд важных правил, существенно конкретизирующих недостаточно определенные положения комментируемой статьи, во всяком случае, применительно к отказу от недвижимости. Оно предусмотрело принятие на учет объектов, от которых, в частности, собственник отказался в соответствии с данной статьей.

Установлено, что собственник представляет заявление об отказе в соответствующий орган местного самоуправления (п. 8). Собственнику дано право потребовать приостановить процедуру регистрации (п. 15), а также представить в учреждение юстиции заявление о принятии недвижимости вновь во владение, пользование и распоряжение либо заявление, что он не имел намерения отказываться от права собственности (п. 17). Предусмотрено также, что объект снимается с регистрации в случае принятия этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником во владение, пользование и распоряжение (п. 30).

Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит редакционно слитые нормы, принадлежащие к двум различным отраслям права, а именно к гражданскому процессу и к гражданскому праву. Обе они регулируют изъятие имущества путем обращения взыскания. Когда комментируемая статья устанавливает, что "изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда", то это - норма гражданского процессуального права. Равным образом, когда в этой статье определяется, что иной порядок обращений взыскания может быть предусмотрен законом, то это также правило, принадлежащее к области гражданского процесса. Законом об исполнительном производстве установлен перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению, в том числе и в порядке обращения взыскания на имущество.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится и правило гражданского права, по своему содержанию относящееся к общим положениям о договоре. Эта норма предусматривает, что договор может установить иной порядок изъятия имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника, чем обращение взыскания на основании решения суда. Институт обращения взыскания на имущество, таким образом, регулируется нормами как гражданского права, так и правилами гражданского процесса. Данное положение представляет собой развитие общего принципа свободы договора, в соответствии с которым условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК). В ГК имеются правила, устанавливающие, что в отдельных видах договоров (и при некоторых ситуациях) стороны вправе решить, что обращение взыскания на имущество будет происходить без обращения в суд. Однако и при отсутствии в ГК таких норм стороны в соответствии с принципом свободы договора также могут договориться о таком обращении взыскания (при условии соблюдения п. 1 ст. 422 ГК).

Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать

1. Комментируемая статья комбинирует нормы гражданского процесса с некоторыми нормами гражданского права. В гражданско-правовом плане она возлагает на собственника обязанность при наступлении определенных условий заключить и исполнить договор об отчуждении вещи. Эта обязанность возникает при двух условиях. Во-первых, когда в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать. Во-вторых, когда в его собственности оказалась вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, в выдаче которого собственнику отказано. Пункт 2 ст. 129 ГК объединяет обе категории таких вещей в понятие объектов, ограниченно оборотоспособных.

Рассматриваемая обязанность возникает при том условии, что приобретение права собственности на эти объекты произошло по основаниям, допускаемым законом. Приобретение как таковое в этом случае не соответствует закону, но основания приобретения должны допускаться законом. В противном случае последствия приобретения не регулируются комментируемой статьей.

Устанавливается срок для исполнения этой обязанности. Он составляет 1 год и начинает течь с момента возникновения права собственности. Однако законом может быть установлен и иной срок. Годичный срок может оказаться стеснительным в случаях, когда требуется получить разрешение на приобретение вещи. Сбор документов, процедура получения разрешения, обжалование отказа и прочее могут занять продолжительное время. Тем не менее, нормы комментируемой статьи не предусматривают возможности продления срока, что едва ли справедливо.

2. Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в комментируемой статье, регулируют лишь последствия, вытекающие из правил, определяющих правовой режим ограниченно оборотоспособных объектов. В этой статье содержится всего лишь санкция за нарушение других гражданско-правовых правил.

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

Комментируемая статья определяет один из аспектов действия ст. 279-282 и 284-286 ГК. Эти статьи входят в состав гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" (см. коммент. к гл. 17). В соответствии с законом гл. 17 введена в действие 16 апреля 2001 г.

Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

1. ГК указывает, что объект отношений, регулируемых комментируемой статьей, является культурной ценностью. В нем, однако, не устанавливается, на основании каких критериев вещь быть признана культурной ценностью. На таких же позициях стоят и многие иные законы, начиная с Конституции (п. 2 ст. 44). Сходным образом не раскрывает содержание этого понятия Федеральный закон от 25.06.02 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в ред. от 27.02.03)*(215)(п. 9 ст. 45). Противоположной позиции придерживается Федеральный закон от 15.04.98 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (в ред. от 25.05.2000)*(216), где имеется специальная статья, определяющая соответствующие объекты (ч. 4 ст. 3). В какой-то степени на этих же позициях стоит и Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.02.03 N 127*(217), противопоставляющее культурные ценности изделиям, которые имеют историческую, научную или художественную ценность (ч. 2 п. 31 "д"). Свои собственные критерии культурной ценности используются Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ст. 6, 7)*(218)и постановлением Правительства РФ от 27.04.01 N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в ред. от 03.10.02)*(219).

Впрочем, молчание комментируемой статьи по этому вопросу не создает трудностей при ее применении. В ней указывается, что объект соответствующих отношений должен быть отнесен к особо ценным и охраняемым государством. При этом специально указано, что такое отнесение должно быть произведено в соответствии с законом. Таким законом является Федеральный закон от 26.05.96 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.03)*(220). Музейный фонд РФ состоит не только из государственной, но и из негосударственной части. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в этот Фонд, объявлены этим законом неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они, следовательно, признаны особо ценными и поставлены под охрану государства. Включение названных предметов и коллекций в состав негосударственной части Фонда производится на основании заявления собственника предмета (ст. 20) после проведения соответствующей экспертизы (ст. 3).

2. Правила комментируемой статьи подлежат применению, если собственник названных культурных ценностей, во-первых, бесхозяйственно содержит их и, во-вторых, если такое содержание грозит тем, что эти ценности утратят свое значение. Критерии в этой области определены Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.98 N 179 (в ред. от 08.05.02)*(221), которое установило, что музейные предметы и коллекции, включенные в состав Фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Минкультуры России (п. 13).

3. ГК установил, что правовым последствием ненадлежащего поведения собственника культурных ценностей является решение суда об их изъятии у собственника. В то же время Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" дает Минкультуры России право поставить перед собственником вопрос об изменении места хранения предметов (ст. 24). Представляется правильным, чтобы это право было использовано ранее предъявления иска.

4. ГК дает суду право вынести решение о продаже культурной ценности с публичных торгов либо о ее выкупе государством.

При публичных торгах приобретателем может быть любое лицо, включая государство, а также самого прежнего собственника. Статья сформулирована таким образом, что не исключается проведение публичных торгов и за пределами России, где вырученная сумма может быть значительно больше. Однако в таком случае вывоз объекта должен быть произведен с соблюдением требований Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

К сожалению, не все возникающие в данной области вопросы решены комментируемой статей. Не определено, кто имеет право предъявлять иск в суд. Еще менее ясно соотношение между решением суда и выкупом вещи государством. Выкуп означает договор между государством и собственником. На это прямо указывает ч. 2 комментируемой статьи, когда она определяет, что размер возмещения устанавливается соглашением сторон. При этом вопрос, в какой момент должно состоятся решение суда, определен противоречиво. Из ч. 2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что решение суда должно быть вынесено, когда стороны не в состоянии достигнуть соглашения, необходимого, чтобы заключить договор. Однако из этой нормы можно сделать вывод, что сам выкуп должен иметь место по решению суда. При таком понимании сначала суд должен вынести решение, а затем собственник и государство должны приступить к заключению договора.

Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

1. Объектом отношений является домашнее животное. О понятии домашнего животного см. коммент. к ст. 231ГК.

Домашнее животное становится объектом отношений, регулируемых комментируемой статей, при условии, что его собственник обращается с ним способом, который определен в этой статье. Обращение собственника с таким животным должно находиться в явном противоречии с правилами, установленными на основании закона. Более конкретно закон, на основании которого устанавливаются эти правила, в ГК не определяется. Кроме того, обращение собственника должно также явно противоречить нормам гуманного отношения к животным, принятым в обществе. Понятие общества следует понимать в широком смысле, включая и международное измерение.

Противоречие названным правилам и нормам должно быть явным.

2. Субъектом отношений, регулируемых комментируемой статьей, является любое лицо. Каждое лицо наделено правом на предъявление соответствующего иска в суд. Приоритет имеет лицо, подавшее иск первым.

Единственное исключение вытекает из п. 2 ст. 231 ГК. Если объектом ненадлежащего обращения является домашнее животное, являвшееся безнадзорным и в этом качестве приобретенное новым собственником, то приоритетом на приобретение его в собственность наделяется бывший собственник, а не то лицо, которое первым подало соответствующий иск.

3. Комментируемая статья не предусматривает претензионной процедуры для обращения в суд. Любое лицо вправе сразу же обращаться в суд. Договор купли-продажи, необходимый для выкупа, может быть совершен в форме мирового соглашения, утверждаемого судом. При отсутствии такого соглашения условия выкупа определяются решением суда.

Статья 242. Реквизиция

1. Комментируемая статья рассчитана на регулирование отношений между собственником и государственным органом, возникающих при осуществлении последним своих властных полномочий. Тем самым ГК вышел за пределы гражданского законодательства, которое "основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора:" (п. 1 ст. 1 ГК). В данном же случае речь идет об отношениях власти и подчинения.

Существование комментируемой статьи в ГК представляет собой пережиток советского периода российского гражданского права.

2. Пункт 1 комментируемой статьи противоречит Конституции, которая устанавливает: "Никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда" (п. 3 ст. 35). ГК же говорит "по решению государственных органов". Согласно Конституции (п. 1 ст. 15) правила, содержащиеся в п. 1 данной статьи, не подлежат применению.

3. Правила, содержащиеся в п. 2 и 3 комментируемой статьи являются беспредметными. Они предназначены регулировать отношения, возникновение которых запрещено п. 3 ст. 35 Конституции. Это исключает само существование реквизированного имущества и, следовательно, его оценку. Не может также быть и лица, имущество которого реквизировано, и, следовательно, принадлежащего ему права требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

Статья 243. Конфискация

1. Конфискация представляет собой институт, используемый различными отраслями права: уголовным, административным, таможенным, налоговым и др. Гражданское законодательство предусматривает конфискацию всего лишь в одном случае: в случае наличия умысла совершить сделку, заведомо противную основам правопорядка или нравственности. Поэтому включение общих положений о конфискации именно в ГК вызывает сомнения. Основным предметом гражданского законодательства являются отношения, основанные на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора (п. 1 ст. 1 ГК).

2. Общие положения о конфискации, содержащиеся в комментируемой статье, регулируют лишь некоторые аспекты этого института. В частности, они устанавливают, что конфискация может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законом. Ни один нормативный акт, кроме закона, не может предусматривать конфискацию. Вопрос о содержании таких законов оставлен в основном открытым. Определено лишь, что он должен устанавливать санкцию за совершение преступления или иного правонарушения. Понятие преступления определяется уголовным законом, а правонарушения - другими отраслями права, включая гражданское право.

Пункт 1 комментируемой статьи в качестве общего условия конфискации указывает решение суда. Это - реализация положений Конституции (п. 1 ст. 46 и п. 3 ст. 35). Однако оставлен открытым вопрос, должно ли быть вынесено судебное решение до изъятия имущества у собственника или последний имеет право обжаловать в судебном порядке произведенное изъятие. Впрочем, в области гражданского права эта проблема не возникает. Взыскание имущества в доход Российской Федерации, предусмотренное ст. 169 ГК, может последовать только по решению суда.

3. Пункт 2 комментируемой статьи является нормой не гражданского, а административного права, так как предусматривает "решение о конфискации, принятое в административном порядке". По этой причине он оставляется без комментариев.

studfiles.net

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *