Предоставление жилья: ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях \ КонсультантПлюс

ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях \ КонсультантПлюс

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 57 ЖК РФ

— Наниматель хочет обязать уполномоченный орган предоставить ему благоустроенное жилое помещение

— Наниматель хочет обязать уполномоченный орган восстановить его на учете по улучшению жилищных условий

— Наниматель хочет обязать уполномоченный орган поставить его на учет по улучшению жилищных условий

См. все ситуации, связанные со ст. 57 ЖК РФ

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

КонсультантПлюс: примечание.

П. 1 ч. 2 ст. 57 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 25.04.2023 N 20-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 2 Постановления.

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ч. 2 ст. 57 см. Постановления КС РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П.

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Условия предоставления жилья во внеочередном порядке

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Кроме того, следует учитывать, что статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более — от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам. имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам. состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно пункту 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является н6аличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания,

прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).

Рецессия на рынке жилья еще не закончилась

Жилье

Рецессия на рынке жилья может отразиться на экономике в целом, предупреждает Fannie Mae.

Экономисты Fannie Mae предсказали в пересмотренном прогнозе, что рецессия на рынке жилья может возобновиться позже в этом году, поскольку более жесткие условия кредитования оказывают давление на покупателей, продавцов и строителей.

Инвестиции в основной капитал, на долю которых приходится около 5% от общего ВВП и которые измеряют строительство новых жилых домов, реконструкцию жилых домов и производство готовых домов, уже сократились в первые два квартала 2023 года и, по прогнозам, продолжат сокращаться до начала Следующий год.

В то время как строительство многоквартирных домов оказалось «на удивление устойчивым в последние месяцы», экономисты Fannie Mae все еще прогнозируют «значительное замедление активности» в конце этого года. Рост арендной платы замедлился или резко снизился по сравнению с предыдущим годом, в то время как уровень вакантных площадей также постепенно увеличивается.

РЫНОК КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ СКОРО МОЖЕТ ОБРУШИТЬСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ

Рынок жилья США медленно оживает после глубокой заморозки в середине 2022 года, но худшее для этого сектора, возможно, еще не закончилось. (Натан Ховард/Bloomberg через Getty Images/Getty Images)

«В настоящее время строится рекордное количество многоквартирных домов, которые планируется ввести в эксплуатацию в конце этого года и в 2024 году», — пишут аналитики в отчете. «В сочетании с ужесточением кредитования строительства, которое, как мы ожидаем, вскоре будет реализовано за счет более медленного потока новых проектов, мы ожидаем значительного замедления запуска в конце этого года».

Согласно Fannie Mae, спад на рынке жилья может вскоре отразиться на экономике в целом. Анализ показывает, что США вступают в рецессию во второй половине 2023 года с последовательным снижением ВВП в течение первого квартала 2024 года. По мере того, как ставки медленно снижались с пикового уровня в 7%, рынок жилья начал оживать.

«Скромная рецессия является наиболее вероятным исходом, и ее сроки остаются основным нерешенным вопросом, поскольку ФРС, вероятно, будет поддерживать более жесткую политику дольше, если инфляционное давление, связанное с заработной платой, не уменьшится», — написали они.

Чувствительный к процентным ставкам рынок жилья быстро остыл после агрессивной кампании Федерального резерва по повышению процентных ставок.

ЭКОНОМИСТ, КОТОРЫЙ ПРИЗЫВАЛ КРАЙ НА ЖИЛЬЕ В 2008 ГОДУ, ПРЕДСКАЗЫВАЕТ ЕЩЕ ОДНО 15% ПАДЕНИЕ ЦЕН НА ЖИЛЬЕ

Политики уже поднимали базовую ставку по федеральным фондам 10 раз подряд, пытаясь подавить упрямую инфляцию и охладить экономику.

Чувствительный к процентным ставкам рынок жилья быстро остыл после агрессивной кампании Федерального резерва по повышению процентных ставок. (Юврадж Кханна/Bloomberg через Getty Images/Getty Images)

Однако возвращение к более низким ставкам по ипотечным кредитам не было гладким. На самом деле, согласно отдельному обзору Mortgage News Daily, ставки значительно выросли в начале недели, при этом средняя ставка по популярным 30-летним ипотечным кредитам поднялась до 6,69.% с 6,59%.

Эти ставки по-прежнему значительно выше, чем год назад, когда ставки колебались в районе 5%.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Ограниченный ассортимент также способствовал росту спроса и цен в этом месяце.

Недавний отчет Realtor.com показал, что количество доступных домов на рынке в марте сократилось более чем на 50% по сравнению с обычным количеством до начала пандемии COVID-19 в начале 2020 года.

На самом деле, экономисты Fannie Mae заявили, что отсутствие запасов для перепродажи на самом деле предотвратит сползание рынка жилья в глубокую рецессию и предотвратит обвал цен на жилье в стране.

«Несмотря на то, что ставки по ипотечным кредитам остаются высокими по сравнению с предыдущими несколькими годами, острая нехватка жилья по-прежнему поддерживает цены на жилье», — написал недавно экономист Fannie Mae Дуг Дункан. «Конечно, нехватка домов для продажи в настоящее время усугубляется так называемым «эффектом блокировки», который продолжает лишать огромное количество домохозяйств с низкими ставками по ипотечным кредитам возможности выставлять свои дома на продажу».

Пришло время строить больше государственного жилья в США, чтобы решить кризис доступности.

Жилой комплекс Wohnpark Neue Donau в Вене, Австрия. Ниисе. © К.Стадлер/Bwag

Неудивительно, что дебаты о том, как решить жилищный кризис, стали одним из самых спорных вопросов в мэриях, законодательных собраниях штатов и в вашей хронике в Твиттере. Из-за растущих процентных ставок по ипотечным кредитам, неизменно высокой арендной платы и недостаточной доступности жилья найти доступное жилье стало труднее, чем за последние десятилетия.

Большая часть недавних дебатов была сосредоточена на снижении барьеров для жилищного строительства с помощью процесса, называемого зонированием, или разрешения застройщикам строить все более и более плотно. Например, повышение зонирования может позволить домовладельцам добавлять коттеджи для сдачи в аренду за своими домами или позволить застройщикам строить жилые дома средней этажности рядом с транспортным сообщением, где раньше разрешалось строить только дома на одну семью. Некоторые левые, когда-то рефлекторно скептически относившиеся к разработчикам, теперь агитируют отменить для них правила. Другие настроены весьма скептически.

Но эти дебаты часто обедняются. Поскольку политики продолжают противостоять этому кризису, им пора пересмотреть очевидное, но долгое время табуированное решение: строительство нового государственного жилья.

Прямо сейчас он настолько не в фаворе, что редко кто-то спорит о том, чтобы увеличить его, но это начинает меняться в ряде городов и штатов.

Рассмотрим размеры текущего дискурса вокруг жилья. Поскольку домовладельцы отказываются от нового жилищного строительства во имя защиты эстетики своих районов и стоимости своей собственности, что, как оказалось, поддерживает давнюю расовую и классовую изоляцию, путь вперед для арендаторов стал предметом ожесточенных споров. Лагерь YIMBY, для «Yes In My Back Yard», обычно утверждает, что апзонирование высвободит ограниченное предложение для удовлетворения неудовлетворенного спроса, снизив цены. Другие группы, выступающие против YIMBY, утверждают, что апзонирование — это преследование джентрификации, и что высвобождение рыночных сил приведет только к увеличению количества жилья для богатых и перемещению бедных. Это упрощение дискуссии, так как в ней есть как минимум дюжина, если не больше, сторон.

Как правило, исследования показывают, что зонирование, особенно крупное, в конечном итоге приводит к появлению дополнительного жилья и снижению роста арендной платы. Но типичные эффекты апзонинга довольно скромны, особенно в краткосрочной перспективе. Поскольку строительство жилья в основном зависит от частного сектора, даже в самых благоприятных для развития регионах, таких как Хьюстон, застройщики не всегда строят достаточно. В частности, застройщики упускают из виду дома, доступные для людей с низким доходом, которые больше всего в них нуждаются; они с меньшей вероятностью будут прибыльными. А при отсутствии контроля за арендной платой многие арендаторы не смогут позволить себе квартиры на частном рынке, сколько бы их ни было построено.

Другими словами, доводы в пользу апзонинга относительно веские, но не впечатляют как самостоятельная позиция. В результате все, по крайней мере, частично правы: апзонирование может решить проблему нехватки предложения. Но решить жилищный кризис в одиночку не получится. Повторно введите: государственное жилье.

Обычно считается, что только для очень бедных, финансируемое государством и находящееся в государственной собственности жилье — иногда называемое социальным жильем — гарантировало бы доступное жилье для людей с разным уровнем дохода, добавляя к национальному жилью и предлагая новые возможности для динамичного, смешанного жилья. доходные кварталы.

Государственные и местные органы власти могут взять на себя эту задачу, самостоятельно построив миллионы домов, особенно для бедных и рабочих, которые не будут строить частные застройщики. Эти проекты государственного и социального жилья могут обеспечить постоянную доступность, поддержать районы со смешанным доходом и внести новые активы в государственные балансы.

Федеральное правительство создало программу государственного жилья во время Нового курса, используя федеральное финансирование для поддержки местных жилищных властей, частично вдохновленных кампанией профсоюзов и прогрессивных экспертов в области жилищного строительства по созданию высококачественных домов для широких слоев населения. . Во многих отношениях эта программа оказалась успешной, и в конечном итоге она предоставила жилье 1,4 миллиона семей. Сегодня люди часто тратят до десяти лет на очереди на жилье — свидетельство того, что государственное жилье по-прежнему пользуется большим спросом.

Но, желая предотвратить конкуренцию с частным сектором, политики ввели ограничения на доходы, что вынудило многих арендаторов покинуть свои квартиры, если они достигли более высокой заработной платы, и оставили государственное жилье с узкой и политически уязвимой базой населения.

Федеральное правительство, ограничив государственное жилье только самыми бедными из бедных, в конечном итоге полностью прекратило финансирование новых проектов в 1970-х годах. У местных властей часто не было ресурсов, чтобы содержать жилье в хорошем состоянии, и многие проекты стали непригодными для проживания людей. В конечном итоге федеральное правительство руководило сносом сотен тысяч единиц жилья.

С тех пор мы не прекращаем инвестировать в новое субсидируемое жилье; федеральное правительство выделяет миллиарды долларов на налоговую льготу на жилье для малоимущих, которая ежегодно поддерживает более 100 000 единиц нового и отремонтированного доступного жилья. Но использование налоговых льгот имеет серьезные недостатки: частные инвесторы должны брать кредиты, что сложно и дорого; правительству не удалось обеспечить подотчетность программы, поскольку затраты на строительство выросли; и субсидий недостаточно, чтобы сделать большое количество квартир доступными для семей с низкими доходами.

В результате организаторы и политики выступают за новые инвестиции в государственное жилье смешанного дохода — социальное жилье, — которое может служить всем, кто хочет или нуждается в нем. Эти предложения начинают формироваться как реальная жилищная политика, которую можно реализовать рука об руку с зонированием, призванным привлечь более рыночную застройку (лучше всего дополняться контролем за арендной платой). ЙИМБИ, познакомься с ФИМБИ: Коммунальное жилье на моем заднем дворе .

Это новое поколение государственного жилья отличается от предыдущих инвестиций по нескольким причинам. Во-первых, это будет в значительной степени финансироваться на государственном и местном уровне. Во-вторых, жилье предназначено не только для очень бедных, но и для широкого круга жителей, что может дополнять государственные субсидии для финансирования дополнительного строительства.

После десятилетий сокращения расходов такие города, как Лондон, и такие страны, как Испания и Португалия, реинвестируют в государственные дома.

Вена и даже Сингапур предлагают давние модели социального жилья, при этом большая часть населения каждой страны проживает в комфортабельных, высококачественных, общественных, кооперативных или иных субсидируемых домах. После десятилетий сокращения такие города, как Лондон, и такие страны, как Испания и Португалия, также реинвестируют в государственные дома.

Начали появляться и некоторые отечественные модели. В округе Монтгомери, штат Мэриленд, Комиссия по жилищным возможностям незаметно инициировала программу строительства государственного жилья для лиц со смешанным доходом, в которой используется система перекрестного субсидирования: рыночная арендная плата, уплачиваемая более состоятельными арендаторами, субсидирует доступное жилье в том же здании. В Сиэтле избиратели одобрили инициативу голосования по созданию управления социального жилья. Большинство членов городского совета в Вашингтоне, округ Колумбия, предложили сделать то же самое. В настоящее время рассматривается законодательство о строительстве государственного или социального жилья на Гавайях, в Мэриленде, Массачусетсе, Калифорнии и Нью-Йорке.

Прекрасная особенность создания социального жилья нового поколения на местном уровне и уровне штата заключается в том, что оно представляет собой альтернативу федеральному финансированию государственного жилья, объем которого сокращается в течение многих лет. Действительно, благодаря федеральной поправке Faircloth, принятой в 1998 г., местным властям государственного жилищного строительства запрещено использовать федеральные доллары для расширения своего фонда традиционного государственного жилья. В конечном счете, нам нужна лучшая федеральная политика и значительные субсидии для создания новой системы государственного жилья в масштабе. Но нам не нужно ждать, пока зашедшее в тупик федеральное правительство примет меры.

Без сомнения, штаты и населенные пункты столкнутся с нехваткой собственных доходов по мере того, как экономика остывает. Модель финансирования округа Монтгомери является одним из решений, которое обходится государственной казне с очень небольшими затратами. Но для достижения необходимой нам доступности с точки зрения как глубины (обслуживание самых бедных), так и широты (процент субсидируемых квартир в жилом комплексе) потребуются дополнительные государственные субсидии.

Хорошей новостью является то, что субсидирование государственного жилья является одним из лучших возможных способов использования скудных государственных долларов во время экономического спада. Создавая рабочие места в строительстве, строительство государственного жилья действует как антициклическая мера стимулирования, повышая занятость в критически важном секторе со значительным мультипликативным эффектом для всей экономики. Сокращение доли дохода, которую бедняки и представители рабочего класса платят за аренду, делает то же самое, кладя деньги в карманы людей, которые, скорее всего, потратят их. Мы уже тратим гораздо больше на субсидирование богатых домовладельцев за счет налоговых вычетов по процентам по ипотечным кредитам, чем на финансирование доступного жилья; у нас есть возможность перевернуть сценарий.

Более того, на жилищное строительство приходится примерно пятая часть всех выбросов, связанных с энергетикой, в Соединенных Штатах: государственный сектор может взять на себя инициативу по обезуглероживанию сектора путем строительства домов с нулевым уровнем выбросов.

  1. Что происходит, когда вы умираете? В отличие от большинства людей, я знаю. У меня даже есть видео.
  2. Думаю, мне следует объяснить, почему фанаты Тейлор Свифт хотят убить друг друга из-за ее нового парня
  3. Я знаю один способ, которым Верховный суд пришел к такому состоянию. Я наблюдал, как это происходило годами.
  4. Как Лос-Анджелес не пожалел средств на защиту автобусных остановок от солнца и в итоге получил… это?

Один из нас, Дэниел, является сопредседателем Reclaim Rhode Island, местной группы арендаторов, организующей и занимающейся вопросами правосудия. Организация работает над тем, чтобы закон о первом застройщике современного государственного жилья на государственном уровне был принят к моменту окончания законодательной сессии Род-Айленда в июне.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *