Право на имя гк: ГК РФ Статья 19. Имя гражданина \ КонсультантПлюс

Содержание

Ст. 19 ГК РФ. Имя гражданина

1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.

Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.

5. Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.

При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.

См. все связанные документы >>>

< Статья 18. Содержание правоспособности граждан

Статья 20. Место жительства гражданина >

1. Имя гражданина, о котором идет речь в комментируемой статье, относится к числу личных нематериальных благ, которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми и защищаются в случае нарушения (например, противоправного использования другими лицами). Имя возникает у гражданина с момента рождения, когда родители регистрируют рождение ребенка и присваивают ему имя.

Имя является средством индивидуализации гражданина как участника гражданских правоотношений. Юридическое понятие имени в данном случае не совпадает с общепринятым (обыденным) пониманием имени, поскольку оно включает в себя собственно имя, фамилию и отчество, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем. В предусмотренных законом случаях допускается использование псевдонима (вымышленного имени) (например, в авторских правоотношениях). Так, в соответствии с п. 2 ст. 1265 ГК РФ псевдоним может использоваться авторами произведений науки, литературы, искусства.

2. В предусмотренных законом случаях согласно п. 2 комментируемой статьи имя может быть изменено. Порядок изменения имени регулируется нормами Закона об актах гражданского состояния. Так, согласно ст. 59 указанного Закона заявление о перемене имени с определенным набором сведений в письменной форме подается в орган записи актов гражданского состояния. На основании этого заявления и производится государственная регистрация перемены имени.

По достижении 14 лет несовершеннолетний может обратиться с ходатайством о перемене имени, данного ему родителями. При вступлении в брак один из супругов может взять фамилию другого супруга. Кроме того, любой совершеннолетний гражданин может обратиться с ходатайством о перемене имени, фамилии или отчества. Перемена гражданином имени не является основанием для изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Более того, гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Таким образом, перемена имени не может использоваться для того, чтобы избежать какой-либо ответственности либо уклониться от выполнения определенных обязательств. Так, нередко должники, в отношении которых вынесено решение суда о взыскании с них суммы долга, меняют имя в надежде скрыться от взыскателя.

3. Государственная регистрация перемены имени осуществляется в соответствии с гл. VII Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Так, в соответствии с п. 5 ст. 58 указанного Закона перемена имени подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

4. Изменения были внесены в п. 4 комментируемой статьи, который был дополнен новым абзацем, согласно которому имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.

По существу, речь идет о том, чтобы навести порядок с ситуацией, когда под именем известного автора работают неизвестные сочинители. Таким бизнесом занимаются некоторые издательства, предпочитающие не создавать новые имена, а эксплуатировать старые. В связи с принятием указанной нормы читателей должны будут предупреждать, кто на самом деле является автором произведения с известным именем на обложке.

Вместе с тем представляется, что эта норма носит достаточно декларативный характер, поскольку непонятно, в чем будет заключаться ответственность в случае ее неисполнения.

Законодатель не уточняет, в какой форме должно быть дано согласие на предоставление права использования чужого имени или псевдонима. Представляется, что должен быть заключен отдельный договор, который, очевидно, следует отнести к числу непоименованных в ГК. Такой договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. Нельзя не обратить внимания на то, что в данном случае право на имя, которое, будучи личным неимущественным правом, должно быть неотчуждаемым, может отчуждаться.

Принятие указанной нормы, очевидно, вызвано тем, что на сегодняшний момент имена известных личностей все более активно начинают использоваться для рекламных и иных коммерческих целей, в сущности, само имя становятся объектом своеобразных лицензионных соглашений. При этом совершенно очевидно, что использование имени человека без его согласия в целях извлечения имущественной или иной выгоды противоправно. Таким образом, необходима правовая охрана имени гражданина в случаях неправомерного (незаконного) использования третьими лицами, в частности при осуществлении коммерческой и (или) рекламной деятельности.

5. Возможны случаи, когда в результате нарушения права на имя или псевдоним причиняется вред. В связи с этим следует обратить внимание на положения п. 5 комментируемой статьи, согласно которому вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с ГК. В п. 5 комментируемой статьи перечислены способы защиты, которые могут применяться при искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию.

В частности, в нем сказано, что при искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда. Законодатель в данном случае уточняет, что речь идет как о моральном, так и о имущественном вреде.

Неправомерное использование имени гражданина может состоять в умышленном или небрежном искажении имени, использовании чужого имени без согласия его носителя, неупоминании одного из элементов имени и в других формах.

Использование в предпринимательской деятельности имени другого гражданина предполагает, что другой гражданин может пользоваться его именем при заключении сделок, договора, при представительстве и проч.

Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица является нарушением прав этого лица. Следует заметить, что запрет на приобретение прав и обязанностей под именем другого лица направлен не только на обеспечение неприкосновенности чужого имени.

Другая, не менее важная цель этого запрета состоит в защите от дезориентации неопределенного круга субъектов, могущих вступить с гражданином в правовые отношения. Последствием приобретения прав и обязанностей под именем другого лица может оказаться неправильное определение субъекта ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств либо затруднительность или невозможность установления такого субъекта.

Чужое имя может быть использовано при совершении уголовно наказуемого деяния, для сокрытия следов преступления, при попытке уйти от уголовной ответственности, для уклонения от уплаты налогов и др., что грубо нарушает не только права гражданина на имя, но и интересы общества.

Однако имя гражданина не является чем-то уникальным, то есть принадлежащим только одному лицу. Существует достаточно большое количество случаев полного совпадения имени у разных лиц, когда совпадает фамилия, имя, отчество. Возможны ситуации, когда однофамильцы формально используют свое имя, однако фактически эксплуатируют известность других лиц. Например, в средствах массовой информации сообщалось о том, что некий коммерсант, фамилия которого Макаревич, открыл бар под названием «У Макаревича». Очевидно, что в данном случае он просто использовал популярность известного музыканта.

Таким образом, имя не предмет собственности, его нельзя продать, заложить, от него нельзя отречься. При этом носитель определенного имени не может запретить другому лицу носить такое же имя, тем более что немало случаев полного совпадения всех составляющих имени. Соответственно, имя не должно быть предметом каких-либо сделок. Однако ситуация не является столь однозначной в связи с последними новеллами в ГК.

Необходима охрана имени человека и в случаях, когда третьим лицам может быть причинен вред в результате его разглашения. Такого рода охрана, например, установлена ст. 41 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которой редакция средства массовой информации и журналист не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда того требует суд.

О защите чести, достоинства и деловой репутации при нарушении права на имя см. комментарий к статье 152.

В части 2 пункта 5 комментируемой статьи сказано, что при искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда. Законодатель в данном случае уточняет, что речь идет как о моральном, так и о имущественном вреде.

Представляется, что перечень санкций за подобные нарушения не является исчерпывающим и сюда можно отнести также возмещение имущественного ущерба, опубликование опровержения о нарушении имени, если нарушение было сделано средством массовой информации (ст. ст. 43, 44 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

В действующем законодательстве предусмотрены частные случаи восстановления права на имя. Так, в соответствии со ст. 259 ГПК РФ гражданину в случае искажения имени, фамилии, отчества в списках избирателей предоставлено право обжалования. Кроме того, в судебном порядке устраняются неточности записей в книгах актов гражданского состояния (ст. ст. 307 — 309 ГПК РФ). Также при защите имени от неправомерного использования возможен такой способ, как пресечение действий, нарушающих право. В этом случае важно, чтобы правонарушение было длящимся. Такой способ защиты возможен, например, при использовании кем-либо чужого имени при приобретении и осуществлении прав.

Ст. 19 ГК РФ. Имя гражданина

1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.

Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.

5. Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.

При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.


< Статья 18. Содержание правоспособности граждан

Статья 20. Место жительства гражданина >


Право на имя — одно из основных субъективных неимущественных прав. Имя (включающее собственно имя, отчество и фамилию) присваивается гражданину при рождении и подлежит государственной регистрации в качестве акта гражданского состояния.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» при государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. При разных фамилиях родителей фамилия ребенка записывается по фамилии отца или по фамилии матери по соглашению родителей.

Имя записывается по соглашению родителей. При отсутствии соглашения между родителями имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей) записываются в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства.

Отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае.

Если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя ребенка записывается по желанию матери, отчество — по имени лица, указанного в записи акта о рождении в качестве отца ребенка, фамилия ребенка — по фамилии матери. В случае если по желанию матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, сведения об отце ребенка не вносятся в запись акта о рождении, отчество ребенка записывается по указанию матери.

В случаях, когда законом субъекта РФ, основанным на нормах Семейного кодекса РФ, предусмотрен иной порядок присвоения фамилии и определения отчества ребенка, запись фамилии и отчества ребенка при государственной регистрации рождения производится в соответствии с законом субъекта РФ.

Лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя (включая фамилию и отчество). Перемена имени лицу, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.

Перемена имени производится органом загса по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить имя на основании поданного им заявления.

В таком заявлении должны быть указаны следующие сведения:

— фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя;

— фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;

— реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;

— фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;

— причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества.

Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления. При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления о перемене имени может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа загса.

Детальная законодательная регламентация отношений, связанных с реализацией права на имя (в том числе на его перемену), обусловлена важностью данного субъективного права: все прочие права и обязанности гражданин приобретает, действуя от своего имени. Приобретение для себя прав и обязанности от имени другого лица запрещено.

В то же время в определенных случаях гражданин может использовать вымышленное имя (псевдоним). Таким случаем является признание авторства за лицом, обнародовавшим свое произведение под псевдонимом.

Статья 7: Право на имя, гражданство, право знать и заботиться о родителях

Резюме

«Правительство должно предоставлять свидетельства о рождении и медицинские заключения, чтобы дети знали, откуда они родом» (Азия- Тихого океана)

Скачать главу в формате PDF

  1. 1.

    Ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения и с рождения имеет право на имя, право на приобретение гражданства и, насколько это возможно, право знать своих родителей и заботиться о них.

  2. 2.

    Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии со своим национальным законодательством и своими обязательствами по соответствующим международным документам в этой области, в частности, если в противном случае ребенок был бы апатридом.

ФормальныйПараметр Что сказали дети?

«Правительство должно предоставить свидетельства о рождении и медицинские заключения, чтобы дети знали, откуда они родом» (Азиатско-Тихоокеанский регион)

«Правительство должно информировать каждого родителя о процессе и важности регистрации рождения ребенка» (Азия) -Тихоокеанский регион)

«Правительство должно упростить процесс регистрации» (Азиатско-Тихоокеанский регион)

«Больницы не должны выписывать новорожденных, пока они не будут зарегистрированы» (Восточная Европа)

Обзор

Права на имя, регистрацию рождения и гражданство являются прочно установленными правами в международном и национальном законодательстве. Все положения о недискриминации всех международных и региональных договоров о правах человека включают рождение в качестве запрещенного основания для дискриминации. Конвенция основывалась на этих договорах и ввела новый компонент, утверждающий право ребенка знать своих родителей и получать о них заботу, признавая, что родительская забота так же важна для психологической стабильности и развития ребенка, как имя и национальность (Управление по делам Верховный комиссар ООН по правам человека и Радда Барнен (Общество: Швеция), 2007 г., стр. 379.–80; Скратон, 2007, с. 92). Хотя статья 7 прямо не предоставляет гражданство, международное право не проводит различия между гражданством и национальностью. Скорее, он рассматривает первое как полностью определяемое вторым (Scruton, 2007).

Формулировка статьи 7 создает сильную презумпцию в поддержку права ребенка на национальность и гражданство, но не является абсолютной гарантией против безгражданства (Tobin & Seow, 2019, стр. 241). При разработке статьи 7 были выдвинуты предложения о введении права на получение гражданства на основании места рождения ребенка. Однако это было отклонено в пользу положения, которое позволяло ребенку приобретать гражданство либо через гражданство своих родителей, либо по месту своего рождения в соответствии с национальным законодательством страны (Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека и Радда Барнен (Общество: Швеция), 2007 г., п. 103).

В целом, статья 7 направлена ​​на содействие признанию правосубъектности ребенка как независимого человеческого существа, имеющего возможность осуществлять свои права повсюду с момента рождения, посредством права на имя, путем предоставления полных прав гражданства, посредством гражданства и путем предотвращения безгражданства (Hodgkin et al., 2007, стр. 97–109). Кроме того, в знак признания важности отцовства ребенка для его личности и оптимального развития в статье вводится дополнительный элемент в качестве основополагающего для наилучших интересов ребенка: право ребенка знать своих родителей и право на заботу со стороны их родители.

Общие принципы

Статья 2

Рождение включено в число запрещенных оснований для дискриминации в статье 2 Конвенции. Соответственно, все дети должны быть без промедления зарегистрированы при рождении и без какой-либо дискриминации должны получить гражданство. Комитет подчеркнул озабоченность Сноска 1 , касающуюся многих групп детей, которым угрожает дискриминация в связи с регистрацией рождения и/или гражданством, включая беженцев, детей не состоящих в браке пар, детей, родившихся после развода родителей, детей, рожденных в результате суррогатного материнства. соглашения, усыновленные дети, дети, рожденные во время бегства от конфликта/дети-беженцы, дети родителей-мигрантов, дети кочевых племен, дети коренных народов и дети этнических меньшинств (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), 2010 г., пункты 57–61).

Статья 3

В некоторых странах право усыновленного ребенка или ребенка, рожденного с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, знать своих биологических родителей уступает место праву родителей на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. Хотя такие подходы иногда защищаются как наилучшие интересы ребенка (Odievre v. France, 2003 г.), Комитет утверждал, что статья 7 создает сильную презумпцию в пользу полного раскрытия генетического происхождения ребенка. Другими словами, наилучшие интересы ребенка обеспечиваются доступом к информации, касающейся их биологических и биологических родителей (Комитет ООН по правам ребенка, 2004 г., п. 23, 2005a, п. 28–29)., 2005б, пара. 38 и др., 2009 г., пар. 16). Кроме того, право на заботу со стороны родителей определяется фразой «насколько это возможно». быть на попечении своих родителей.

Статья 6

Многие услуги, необходимые для развития ребенка, а также услуги по спасению жизни, предоставляемые государственной администрацией, требуют регистрации рождения ребенка или вводят ограничения по признаку гражданства. Таким образом, право на имя и гражданство можно понимать как право, дающее возможность и необходимое для жизни и развития ребенка. Однако отсутствие регистрации не должно использоваться в качестве предлога для дискриминации тех детей, чья регистрация рождения омрачена неадекватными или скрытыми дискриминационными законами и политикой.

Статья 12

Гражданское и политическое участие детей в качестве граждан данной страны зависит от их регистрации в качестве гражданина в этой стране. Любое ограничение регистрации рождения мешает ребенку осуществлять и пользоваться своими правами на участие. Например, ограничение права на мирные собрания только гражданами нарушает право на полноценное участие в общественной жизни.

Статьи, относящиеся или связанные со статьей 7

Статья 8, сохранение личности, в том числе гражданства, имени и семейных отношений, зависит от имени и гражданства ребенка, предоставляемых с момента рождения ребенка

Статья 9 , разлучение с родителями представляет больший риск для дети, не имеющие регистрации рождения

Статья 10 , воссоединение семьи в значительной степени зависит от наличия у детей доступа к документации, касающейся их регистрации рождения

Статья 18 , родители несут совместную ответственность за своих детей и по возможности должны быть указаны в свидетельстве о рождении

Статья 20 , дети, лишенные семейного окружения, имеют право на доступ к своим оригиналам документов о регистрации

Усыновление в соответствии со статьей 21, и международное усыновление могут привести к тому, что детям будут предоставлены новое имя и родители, но дети должны иметь доступ к своей первоначальной регистрации рождения, когда это возможно

Статья 22, Дети, ищущие убежища, и дети-беженцы подвергаются большему риску потери личности, и им часто требуется документ о рождении, чтобы подать заявление на получение статуса беженца

Статья 30, Дети меньшинств или коренных народов часто риск дискриминации и утраты статуса, если они не могут предоставить документы о регистрации рождения

Статья 35, предотвращение продажи, контрабанды и похищения требует, чтобы дети имели доступ к своим документам о регистрации рождения.

Соответствующие документы

Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), статья 15, предусматривает право на гражданство.

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), статья 24, предусматривает права на регистрацию рождения и гражданство.

Некоторые другие договоры о правах человека также охватывают эти права:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), статья 5

  • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), статья 9

  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.), статья 29

  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.), статья 18

  • Международная конвенция ООН для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2007 г. ), статья 25

  • Американская конвенция о правах человека «Пакт Сан-Хосе, Коста-Рика» (B-32) (1978 г.), статья 20

  • Африканская хартия прав и благополучия ребенка (1990 г.), статья 6

  • Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке (2003 г.), статья 6.

Атрибуты

Атрибут один: Бесплатная, обязательная и доступная регистрация рождения сразу после рождения всех детей

Центральным принципом статьи 7 является бесплатная, обязательная и доступная регистрация рождения сразу после рождения ребенка. Информация об осуществлении этого права является частью общего базового документа, который все договорные органы требуют от государств-участников в ходе конструктивного диалога с ними (Организация Объединенных Наций, 2009 г. ). Как указал Комитет по правам человека в своем Замечании общего порядка №. 17 о правах ребенка (МПГПП 2011 г.), регистрация рождения является правом, дающим возможность, и поэтому должна быть бесплатной, обязательной и доступной для всех, в том числе для труднодоступных групп населения, посредством мобильных пунктов, кампаний по информированию общественности и как часть дородовое и послеродовое медицинское обслуживание (Организация Объединенных Наций, 2006 г., стр. 183).

Регистрация рождения является жизненно важным пропуском для доступа к услугам здравоохранения, социального обеспечения и образования. Этому могут способствовать цифровые и мобильные системы регистрации рождений. Также должны быть возможности для незарегистрированных детей легко пройти регистрацию рождения позже через медицинские, образовательные и социальные службы (Организация Объединенных Наций, 2006, стр. 183).

Атрибут второй: получение имени, гражданства и предотвращение безгражданства ребенка

Право на имя с момента рождения широко признается в международном праве и дает ребенку как правовой статус, так и идентичность и самоощущение. Хотя присвоение имени ребенку при рождении неизбежно является правом, осуществляемым родителями от имени ребенка, Комитет четко указывает, что существуют пределы свободы родительского усмотрения. В соответствии со статьей 12 ребенок, достигший достаточного возраста и зрелости, имеет право изменить или отказаться от изменения своего имени. Сноска 2 Такое обстоятельство может возникнуть, например, в связи с разводом родителей, раздельным проживанием, браком или усыновлением.

С правом на имя тесно связано право на приобретение гражданства, положение, о котором, как и в случае регистрации рождения, государства-участники обязаны предоставлять информацию для всех договорных органов. Это разрешающее право включено в положения о недискриминации в качестве необходимого пути к недискриминационному предоставлению услуг детям (United Nations, 2009).). Комитет подчеркнул, что государства-участники должны принять все возможные меры для обеспечения того, чтобы каждый ребенок имел гражданство с рождения. Это требование фактически налагает на государства-участники обязательство обеспечить, чтобы ни один ребенок не остался без гражданства (Комитет ООН по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Комитет ООН по правам ребенка, 2017 г., п. 20). –26). С этой целью государствам-участникам рекомендуется собирать данные о детях без гражданства, сотрудничать с соответствующими международными агентствами, принимать законы о защите от произвольного лишения гражданства и стать участниками соответствующих международных документов, защищающих от безгражданства (Tobin & Seow, 2019)., п. 256).

В соответствии со статьей 2 государства-участники не должны проводить дискриминацию в отношении приобретения гражданства на основании того, что гражданство ребенка отличается от гражданства страны, в которой он проживает, или из-за отсутствия гражданства (Комитет ООН по Защита прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Комитет ООН по правам ребенка, 2017 г., п. 25). Государства-участники должны предоставлять детям возможности для приобретения гражданства без дискриминации в пределах их юрисдикции (Комитет ООН по правам ребенка, 2005c, пункты 11, 12). Следует также учитывать, что оба родителя в равной степени могут передать свое гражданство своим детям в соответствии со статьей 9.Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Третий атрибут: знание родителей и забота о них

Все дети имеют право знать свое происхождение и своих родителей. Право ребенка знать и заботиться о своих родителях, насколько это возможно, обеспечивает основу для толкования других прав, связанных с правом ребенка на семейную жизнь, включая презумпцию против разлучения с родителями (статья 9), воссоединение (статья 10), обязанности обоих родителей по уходу за своими детьми (статьи 18 и 27), а также права детей на альтернативный уход и на усыновление (статьи 20 и 21) (Tobin & Seow, 2019)., п. 239). Конвенция не дает определения родителей, но Комитет подчеркнул необходимость понимать этот термин в его самом широком смысле, включая «биологических, приемных или патронатных родителей или членов расширенной семьи или сообщества, как это предусмотрено местными обычаями» (Комитет ООН о правах ребенка, 2013b, п. 59). Кроме того, в сочетании со статьей 8, право на сохранение личности, этот термин также может пониматься как включающее знание личности любого лица, с которым у них есть гестационная или биологическая связь, например, в результате вспомогательных репродуктивных технологий или суррогатное материнство (Гаскин против Соединенного Королевства, 1989, абз. 39).

Условие о том, что это право должно осуществляться «насколько это возможно», допускает, что в некоторых обстоятельствах ребенок не может знать своих родителей: отцовство может быть неизвестно, раскрытие информации может противоречить наилучшим интересам ребенка , или это может привести к конфликту других интересов, таких как неприкосновенность частной жизни биологического родителя.

Тем не менее, презумпция очень сильна в пользу права ребенка знать. Сноска 3 В тех случаях, когда ребенок находится под защитой другой семьи в форме приемной семьи, усыновления или попечительства, ребенку должна быть предоставлена ​​возможность узнать своих родителей и происхождение (Комитет ООН по правам Ребенок, 2004 г. , п. 23, 2005a, п. 28, 29, 2005б, пара. 38 и др.). Этот вариант должен учитывать наилучшие интересы ребенка, предоставляя ребенку достаточно информации для принятия обоснованного решения.

Примечания

  1. 1.

    Например, см. Заключительные замечания: Эстония (Комитет ООН по правам ребенка, 2003 г.) и Заключительные замечания: Иордания (Комитет ООН по правам ребенка, 1994a).

  2. 2.

    См., например, Заключительные замечания по островам Ниуэ (Комитет ООН по правам ребенка, 2013a, пп. 30–31) и Союзной Республике Югославии (Сербия и Черногория) (Комитет ООН по Права ребенка, 1996, абз. 31).

  3. 3.

    См., например, заключительные замечания Комитета по Норвегии (1994b, п. 10), Дании (1995 г., п. 11), Марокко (2014 г., п. 33), Люксембургу (2005a, пп. 28, 29), Франции (2004 г., параграф 23) и Армении (2005b, параграф 38 и др.) CRC/C/15/Add.225, параграф. 38 и др.

Ссылки

  • Гаскин против Соединенного Королевства. (1989). Европейский суд по правам человека. По состоянию на 22 октября 2020 г. http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-57491.

  • Ходжкин Р., Ньюэлл П. и ЮНИСЕФ. (2007). Руководство по осуществлению Конвенции о правах ребенка (3-е изд.). ЮНИСЕФ. По состоянию на 21 сентября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/620060?ln=en.

    Google ученый

  • Одиевр против Франции. (2003). Европейский суд по правам человека. По состоянию на 13 октября 2020 г., http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-60935.

  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и Радда Барнен (Общество: Швеция). (2007). Законодательная история Конвенции о правах ребенка . Организация Объединенных Наций. https://digitallibrary.un.org/record/602462?ln=en

    Google ученый

  • Скратон, Р. (2007). Словарь политической мысли Palgrave Macmillan (3-е изд. ). Пэлгрейв Макмиллан. https://doi.org/10.1057/9780230625099

  • Тобин, Дж., и Сью, Ф.С. (2019). Статья 7: Право на регистрацию рождения, имя, гражданство и право знать и заботиться о родителях. В J. Tobin (Ed.), Конвенция ООН о правах ребенка: комментарий (стр. 237–280). Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Комитет ООН по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Комитет ООН по правам ребенка. (2017, 16 ноября). Совместное замечание общего порядка №. 23 (2017 г.) об обязательствах государств в отношении прав человека детей в контексте международной миграции в странах происхождения, транзита, назначения и возвращения, CMW/C/GC/4, CRC/C/GC/23 . По состоянию на 12 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/1323015?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (1994а, 25 апреля). Заключительные замечания: Иордания, CRC/C/15/Add.21 . По состоянию на 12 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/161440?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (1994b, 25 апреля). Заключительные замечания: Норвегия, CRC/C/15/Add.23 . По состоянию на 23 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/197744?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (1995, 15 февраля). Заключительные замечания: Дания, CRC/C/15/Add.33 . По состоянию на 23 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/198497?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (1996, 13 февраля). Заключительные замечания: Югославия (Сербия и Черногория), CRC/C/15/Add.49 . По состоянию на 11 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/210143?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2003, 17 марта). Заключительные замечания: Эстония, CRC/C/15/Add.196 . По состоянию на 12 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/497792?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2004, 30 июня). Заключительные замечания: Франция, CRC/C/15/Add.240 . По состоянию на 12 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/536574?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2005а, 31 марта). Заключительные замечания: Люксембург, CRC/C/15/Add.250 . По состоянию на 11 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/557392?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2005b, 12 октября). Заключительные замечания: Алжир, CRC/C/15/Add.269 . По состоянию на 24 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/570473?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2005c, 1 сентября). Общий комментарий №. 6 (2005 г.) обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения, CRC/GC/2005/6 . По состоянию на 12 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/566055?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2009, 12 февраля). Общий комментарий №. 11 (2009 г.), Дети коренных народов и их права в соответствии с Конвенцией, CRC/C/GC/11 . По состоянию на 24 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/648790?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2013а, 26 июня). Заключительные замечания: Ниуэ, CRC/C/NIU/CO/1 . По состоянию на 11 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/751626?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2013б, 29 мая). Общий комментарий №. 14 (2013 г.) о праве ребенка на то, чтобы его или ее наилучшие интересы учитывались в первую очередь (статья 3, пункт 1), CRC/C/GC/14 . По состоянию на 12 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/778523?ln=en.

  • Комитет ООН по правам ребенка. (2014, 14 октября). Заключительные замечания: Марокко, CRC/C/MAR/CO/3-4 . По состоянию на 23 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/793887?ln=en.

  • Организация Объединенных Наций. (2006). Подборка общих замечаний и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, HRI/GEN/1/Rev. 8 . ООН. По состоянию на 19 апреля 2020 г. http://digitallibrary.un.org/record/576098.

  • Организация Объединенных Наций. (2009). Сборник руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами-участниками международных договоров по правам человека, HRI/GEN/2/Rev. 6 . ООН. По состоянию на 13 октября 2020 г. https://digitallibrary.un.org/record/658873?ln=en.

  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ). (2010). Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о проблемах и передовой практике реализации международных рамок защиты прав ребенка в контексте миграции, 2010 г., A/HRC/15/29 . https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G10/151/41/pdf/G1015141.pdf?OpenElement

Ссылки на скачивание

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Marseille, France

    Adem Arkadas-Thibert

  2. Университет Карлтона, Оттава, ON, Канада

    Gerison Lansdown

Авторы

  1. Adem Arkadas-Thybert

    . 0004 Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  2. Gerison Lansdown

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Информация для редакторов

Редакторы и филиалы

  1. Университет Нью-Брансуика, Сент-Джон, Канада

    Ziba Vaghri

  2. Женевский университет изучения прав детей, Швейцария

    1

    Jean Zermatten

  3. Carleton University, Ottawa, Canada

    Gerison Lansdown

  4. Centre for Children’s Rights Studies, University of Geneva, Geneva, Switzerland

    Roberta Ruggiero

Rights and permissions

Open Доступ Эта глава распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая разрешает использование, совместное использование, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе и в любом формате. , при условии, что вы укажете автора(ов) оригинала и источник, предоставьте ссылку на лицензию Creative Commons и укажите, были ли внесены изменения.

Изображения или другие сторонние материалы в этой главе включены в лицензию Creative Commons главы, если иное не указано в кредитной строке материала. Если материал не включен в лицензию Creative Commons главы и предполагаемое использование вами не разрешено законом или выходит за рамки разрешенного использования, вам необходимо получить разрешение непосредственно от владельца авторских прав.

Перепечатка и разрешения

Информация об авторских правах

© 2022 Автор(ы)

Об этой главе

Статья 7: Имя и гражданство

Текст

  1. Ребенок регистрируется сразу после рождения и с рождения имеет право на имя, право на приобретение гражданства и, насколько это возможно, право знать своих родителей и заботиться о них.

  2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии со своим национальным законодательством и своими обязательствами по соответствующим международным документам в этой области, в частности, если в противном случае ребенок был бы лицом без гражданства.


Что говорит статья 7?

В статье 7 закреплено право детей на регистрацию сразу после рождения, на имя, гражданство и, насколько это возможно, на право знать своих родителей и на заботу о них. Он требует от государств-участников соблюдения этих прав в соответствии с другими национальными и международными обязательствами, особенно в тех случаях, когда в противном случае дети были бы лицами без гражданства.

Эта статья тесно связана со статьей 8 (сохранение личности), 9(разлука с родителями), 10 (воссоединение семьи) и 20 (дети, лишенные семейного окружения).

Почему это важно?

Регистрация каждого ребенка и обеспечение того, чтобы у него было имя и национальность, — это первый шаг к признанию каждого человека как человека с правами. Это основные элементы личности всех людей. Без них дети остаются невидимыми во взрослой жизни: у них нет юридического лица, нет права голоса, и они подвергаются большему риску других нарушений прав. Эта статья имеет решающее значение не только для детей, но и для государств, поскольку для разработки разумных законов и политики им необходима точная информация о количестве и положении детей в их стране.

Какие проблемы?

Детям необходимы документы, удостоверяющие личность, чтобы получить доступ к множеству других прав, от образования до здравоохранения и государственных пособий. Это делает незарегистрированных детей одними из самых уязвимых в мире. Тот факт, что у них нет записей о том, кто и сколько им лет, также означает, что они лишены защиты, предоставляемой другим детям. Например, в странах, где смертная казнь по-прежнему разрешена для взрослых, но по крайней мере законодательно отменена для детей, их все еще могут казнить на практике, поскольку они не могут доказать свой статус детей (Йемен). Отказ в образовании является еще одним распространенным препятствием, последствия которого могут отразиться на будущих поколениях (Доминиканская Республика). Отсутствие документов, удостоверяющих личность, также делает детей более уязвимыми для торговли людьми и других форм эксплуатации, поскольку без юридического статуса они полностью зависят от милости своих обидчиков (Силиадин против Франции).

Даже если дети зарегистрированы, тип информации, записанной в их свидетельстве о рождении, также может нарушать их права и приводить к дискриминационному обращению. Например, в некоторых странах статус детей как «иностранцев» фиксируется и означает, что им отказывают в правах, которыми пользуются другие дети.

Право на имя — еще один фундаментальный аспект личности детей — может быть нарушено их родителями или государством. В индийском штате Махараштра, например, некоторым девочкам дают имя «Накуша», что на языке маратхи означает «нежеланная», потому что родители верят, что это гарантирует, что их следующий ребенок будет мальчиком. Некоторые штаты предписывают имена, что может привести к дискриминации меньшинств, имеющих иные традиции присвоения имен. Требование Марокко о том, чтобы имена носили «марокканский характер», например, означало, что в течение многих лет имена представителей меньшинства амазигов отклонялись органами регистрации актов гражданского состояния, и эта ситуация теперь исправлена ​​директивой правительства. В других странах государства отказывают детям, рожденным вне брака, в праве наследовать фамилию отца.

Право на личность и имя неразрывно связаны с гражданством, без которого лица не имеют юридического статуса (за исключением случаев, когда им предоставляется статус защиты в качестве беженца). И регистрация рождения не обязательно означает получение гражданства. Во многих странах дети наследуют правовой статус своих родителей. Это означает, что если родители ребенка сами не являются гражданами, их дети могут быть лицами без гражданства. В таких случаях против них выстраиваются нарушения их прав еще до их рождения: беременным женщинам отказывают в надлежащем дородовом и послеродовом уходе, что ставит под угрозу жизнь их ребенка, а также свою собственную; в свою очередь, дети не получают прививок и могут столкнуться с препятствиями на пути к получению образования. В некоторых случаях в этом вопросе также присутствует элемент гендерной дискриминации, когда, например, женщины, вышедшие замуж за иностранца, не могут передать свое гражданство своим детям.

Что должны делать государства в связи с этим?

Регистрация рождения

Статья 7 требует регистрации детей сразу после рождения. За регистрацию рождения не должно взиматься плата. Это обязательство должно быть закреплено во внутреннем законодательстве и является обязательной обязанностью родителей и административных органов. В своих рекомендациях для государств Комитет рекомендовал различные способы достижения всеобщей регистрации рождений, в том числе:

  • кампании по информированию общественности;
  • размещение мобильных пунктов регистрации в отдаленных районах;
  • создание регистрационных отделений в школах и поликлиниках; и  — содействие сотрудничеству между медицинскими работниками, такими как акушерки, и властями.

Хотя документы о регистрации рождения являются общедоступными, необходимо принять меры для защиты частной жизни людей, чтобы записанная информация не приводила к дискриминации.

Кроме того, отсутствие свидетельства о рождении не должно использоваться для лишения детей других прав.

Право на имя

Имя детям следует давать с рождения, а не записывать в виде номеров, как это произошло с некоторыми беженцами, или каким-либо иным образом, унижающим их достоинство. Регистрация имени ребенка не должна дискриминировать людей, принадлежащих к культуре меньшинств, — это может усугубить их маргинализацию как в настоящем, так и в дальнейшей жизни, например, лишив их возможности голосовать.

Государства также должны принять меры к тому, чтобы дети могли подать заявку на изменение своего имени, если они захотят, когда они приобретут возможность сделать это. Механизмы надзора также могут предотвратить присвоение детям имени, которое могло бы стать предметом насмешек.

Право на приобретение гражданства

Гражданство обычно предоставляется либо на основании места рождения человека, либо на основании гражданства его родителей. Статья 7 требует, чтобы государства обеспечивали получение ребенком гражданства, особенно в тех случаях, когда в противном случае ребенок был бы лицом без гражданства. На практике это означает, что детям, рожденным на территории государства-участника, должен быть предоставлен доступ к гражданству этого государства, если ребенок не приобретает другое гражданство через своих родителей. Статья 7 также требует, чтобы государства ссылались на другие международные документы, помогающие детям приобрести гражданство. Это включает в себя Конвенцию о сокращении безгражданства, которая аналогичным образом утверждает, что детям должно предоставляться, автоматически или по заявлению, гражданство в стране рождения, если в противном случае они были бы лицами без гражданства. Законы о гражданстве не должны допускать дискриминации по признаку пола и разрешать как матерям, так и отцам передавать свое гражданство ребенку по наследству. Дети без гражданства также должны иметь право на приобретение гражданства страны, в которой они проживали и в которой получали защиту в течение определенного периода времени, чтобы гарантировать, что они являются законными жителями с полными гражданскими и политическими правами, включенными в общество, когда они достигают возраст совершеннолетия.

Право детей знать и, насколько это возможно, получать заботу от своих родителей

Право детей знать и заботиться о своих родителях «насколько это возможно» поднимает сложные вопросы, не в последнюю очередь из-за все более широкого определения родители, например, когда дети зачаты в результате экстракорпорального оплодотворения. Это означает, что биологические родители ребенка отличаются от его генетических родителей. В некоторых странах есть законы, гарантирующие анонимность родителей. В других случаях может возникнуть конфликт между правом ребенка знать и правом его родителей на анонимность, например, мать может не захотеть раскрывать, что ее ребенок был зачат в результате изнасилования, или если она подвергнется остракизму или иным образом подвергнется риску. В таких случаях Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении международного усыновления поддерживает право матери на неприкосновенность частной жизни. Но все же можно получить разрешение матери сообщить об этом ребенку в подходящее время. В других странах государства ограничивают право детей знать, кто их родители, если они усыновлены, рождены вне брака или зачаты в результате экстракорпорального оплодотворения.

Однако во всех случаях дети должны как минимум иметь право на неидентифицирующую медицинскую информацию о своих генетических родителях. В конце концов, право на «наивысший достижимый уровень здоровья» в соответствии со статьей 24 неизбежно включает вопросы о семейной истории. Отказ детям в соответствующей медицинской информации может нанести ущерб их стандарту медицинской помощи и неоправданно поставить под угрозу их здоровье. Если нет уравновешивающих опасений по поводу вторжения в защищенную частную жизнь генетического родителя, эта информация должна быть предоставлена ​​детям без вопросов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *