Права человека конституция российской федерации: ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА \ КонсультантПлюс

Обновленная Конституция лишит граждан РФ международного механизма защиты прав?

30 июня 2020

Советы

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Поправка в ст. 79 Конституции о возможности неисполнения Россией решений международных органов, вероятно, нужна для того, чтобы убедить граждан не обращаться в Европейский Суд и сэкономить бюджетные миллионы или защитить вновь обретенные территории Крыма

1 июля пройдет голосование по поправкам в Конституцию, которые вызвали много споров. Одна из наиболее обсуждаемых из них – поправка о возможности неисполнения Россией решений международных органов, в частности Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).

В случае принятия поправок ст. 79 Конституции будет звучать так: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Сейчас активно обсуждается последнее предложение, которым и предлагается дополнить ст. 79. Оно привлекло внимание даже Венецианской комиссии – консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы. Комиссия напомнила, что Россия взяла на себя обязательство исполнять решения ЕСПЧ после вступления в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции по правам человека. Эксперты комиссии рекомендовали изменить или полностью отказаться от предложенной поправки.

Так будет ли Россия учитывать заключение комиссии или сможет отказаться от исполнения отдельных решений ЕСПЧ со ссылкой на ст. 79 Конституции?

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Сопредседатель рабочей группы по обсуждению поправок Андрей Клишас считает, что «решения ЕСПЧ должны быть основаны на Конвенции. Только такие решения будут исполняться. Решения, которые будут основаны на толковании Конвенции, могут быть исполнены только в случае, если они не противоречат российскому конституционному правопорядку».

Если не считать рассуждений о некой теоретической возможности уклониться от исполнения решений ЕСПЧ, противоречий тут нет: такие решения всегда основаны на Конвенции и не могут противоречить Конституции. Однако давайте рассмотрим эту «теоретическую возможность».

Нужно понимать, что у стран – членов Совета Европы, в число которых входит Россия, нет выбора – исполнять, не исполнять или исполнять частично решения Европейского Суда. Либо Россия является членом СЕ и выполняет все требования подписанных ею международных договоров и соглашений, включая Конвенцию и протоколы к ней, которые сама же ратифицировала. Либо «сидит в углу, как обиженная тетя» – остается вне Совета Европы и ни на что не влияет в европейских процессах.

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

Европейская конвенция стала не только средством защиты прав и свобод человека, но прежде всего инструментом поддержания мира на земле.

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией. Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

  • проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
  • проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
  • проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».

Европейский Суд – это не чуждый и враждебный элемент, вмешивающийся во внутренние дела страны, а важная, неотделимая часть национальной системы права. Статья 15 Конституции РФ, в том числе ее новой редакции, предусматривает, что при наличии противоречия меду международными и российскими нормами права применяются международные. Эти главенствующие нормы конституционного права остаются неизменными.

Чем ЕСПЧ невыгоден России и останется ли он эффективным средством правовой защиты?

Европейский Суд является эффективным механизмом защиты прав. Именно поэтому он стал популярен, особенно в России. Желание добиться справедливости или просто пересмотра не устраивающего человека решения российского суда, а иногда стремление получить несколько десятков тысяч евро привели к тому, что российские граждане начали обращаться в ЕСПЧ массово, по поводу и без. Это повлекло миллиардные расходы казны РФ, выплачивающей гражданам компенсации на основании решений Европейского Суда.

Потому Россия внимательно отслеживает практику ЕСПЧ по наиболее болезненным направлениям и принимает законы, позволяющие человеку получить возмещение за нарушение Конвенции в России. Так было с нарушениями сроков судебных разбирательств: теперь компенсацию за это можно получить в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, не обращаясь в ЕСПЧ. А 27 декабря 2019 г. в России был принят Федеральный закон № 494, устанавливающий порядок компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей.

Кроме того, начали предприниматься попытки убедить граждан не обращаться в Европейский Суд: «Решения ЕСПЧ не выполняются», «Решения ЕСПЧ не обязательны для Российской Федерации», «Россия выходит из Совета Европы» – такие пропагандистские формулировки позволяют уменьшить число жалоб в ЕСПЧ и сэкономить миллионные суммы бюджета РФ. Похоже, что новая редакция ст. 79 Конституции также ориентирована на «внутреннего пользователя» и должна помочь убедить граждан в том, что Конституционный Суд РФ будет отменять решения ЕСПЧ и лучше отказаться от направления в него жалоб.

Не стоит забывать и о том, что в скором времени Европейский Суд должен вынести решение по межгосударственному делу «Украина против России», которое касается Крыма. И России пригодится механизм, пусть несколько противоречивый и неуклюжий, который поможет защитить вновь обретенные территории, в случае если решение будет не в ее пользу.

Таким образом, конституционная поправка об отступлении от безусловного исполнения решений международных органов при их противоречии Конституции РФ может оказаться инструментом одноразового применения. Между тем ЕСПЧ останется эффективным средством правовой защиты для граждан и организаций в тех случаях, когда на национальном уровне таких средств не нашлось или они не сработали.

Раздел II.

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Статья 27

1. В Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.

2. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статья 28

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 29

1. Любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются.

2. В Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.

3. Порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав и свобод устанавливается законами.

Статья 30

Граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод.

Статья 31

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства.

Статья 32

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Статья 33

1. В Республике Татарстан защищаются свобода и неприкосновенность личности.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

3. Каждый в Республике Татарстан вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

4. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5. Каждый привлекаемый к ответственности за правонарушение считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону и в рамках надлежащей правовой процедуры.

6. Каждый в Республике Татарстан имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 34

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 35

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 36

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 37

1. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными вероисповеданиями запрещается.

Статья 38

1. Семья, материнство, отцовство, детство и старость находятся под защитой государства.

2. Брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины; супруги равноправны в семейных отношениях.

3. Государство проявляет заботу о семье, обеспечении здоровья матери и ребенка и воспитании детей.

4. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

5. Совершеннолетние трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

В пределах территории Республики Татарстан гарантируется право на свободное передвижение, выбор местожительства и местопребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться федеральным законом.

Статья 40

1. Каждому в Республике Татарстан обеспечивается судебная защита его прав и свобод, чести и достоинства, жизни, здоровья и имущества.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

3. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 41

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также общественных объединений могут быть обжалованы в суд.

Статья 42

1. В Республике Татарстан каждому гарантируется свобода слова, печати, мнений и убеждений, их беспрепятственное выражение и распространение.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Статья 43

Граждане в Республике Татарстан имеют право в соответствии с законом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 44

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Государство оказывает поддержку деятельности общественных объединений.

2. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 45

1. Граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане в Республике Татарстан имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 46

Каждый в Республике Татарстан имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 47

Каждому гражданину в соответствии с законом гарантируется равное право доступа к государственной и муниципальной службе.

Статья 48

1. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Цензура запрещается.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, если иное не предусмотрено законом.

3. Сбор и хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 49

Право частной собственности охраняется законом.

Статья 50

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. Государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, в случаях, предусмотренных законом, организует их обучение и переквалификацию.

Статья 51

Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав. Потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке.

Статья 52

1. Каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке.

2. Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья граждан, развитию физической культуры и спорта.

Статья 53

1. Каждый в Республике Татарстан имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Государство обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование, принимает меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды, поощряет деятельность, способствующую обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Статья 54

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 55

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статья 56

1. Каждый в Республике Татарстан имеет право на образование.

2. В Республике Татарстан гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также обучение на государственных языках Республики Татарстан.

3. Каждый в Республике Татарстан вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 57

1. Каждому в Республике Татарстан гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

2. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются законом.

3. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

4. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

5. Республика Татарстан обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, сохранение и развитие культуры татарского народа, национальных культур представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан.

Статья 58

1. Перечисление в Конституции Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Статья 59

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и наносить ущерба государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения.

Статья 60

Каждый в Республике Татарстан обязан соблюдать Конституцию Республики Татарстан и законы Республики Татарстан, Конституцию Российской Федерации и федеральные законы.

Статья 61

1. Каждый обязан платить налоги и сборы в размерах и порядке, установленных законом.

2. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 62

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 63

1. Граждане в Республике Татарстан обязаны нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

2. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы устанавливается в соответствии с федеральным законом.

Статья 64

1. Долг каждого в Республике Татарстан — уважительно относиться к государственным символам Российской Федерации и Республики Татарстан.

2. Публичное проявление неуважения к государственным символам Республики Татарстан влечет ответственность, предусмотренную законом.

 

обзор трендов. – Права человека в XXI веке

Для того чтобы оценить ситуацию с правами и свободами человека в современной России, прежде всего необходимо разобраться, что происходило в этой сфере за последние три десятилетия. Отсутствие такого обзора оставило бы европейского читателя в полном замешательстве от текущего положения дел. У него или у нее создастся ложное впечатление, что он читает о территории, населенной дикарями. Следовательно, эта статья призвана предоставить читателю необходимую основу.

На протяжении всего ХХ века в России по существу отсутствовало современное понимание прав и свобод человека. Это касается и научного дискурса, и государства, и общества в целом, несмотря на многочисленные упоминания прав и свобод в советских конституциях. Установив, например, принцип бесплатного труда, Советская власть одновременно ввела всеобщую трудовую повинность, заявив: «Кто не работает, тот и не ест». Точно так же, признавая равные права своих граждан без различия их расовой или национальной принадлежности, государство ссылалось на «интересы рабочего класса» для оправдания лишения избирательных прав целых групп за «использование своих прав для подрыва интересов социалистического революция». Подъем Советской власти также означал, что российские граждане были лишены права собственности, свободы мысли, свободы передвижения и жительства, права покидать свою страну и т. д.

В 1993 году впервые за свою многовековую историю в России была принята Конституция с главой о правах и свободах человека, в полной мере отражающей положения Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека и Основные свободы (ЕКПЧ). Высшая ценность прав и свобод человека стала одной из Основ Конституционного строя (статья 2), а их признание, соблюдение и защита провозглашены важнейшей обязанностью государства. Принятие этих положений в качестве части конституции проложило путь к ратификации ЕКПЧ в 1919 г.98. Этот акт означал, что Россия полностью признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека во всех вопросах, касающихся толкования и применения ЕКПЧ и протоколов к ней.

Это также повлекло за собой введение дополнительных средств защиты от возможного злоупотребления правом усмотрения, таких как судебные апелляции (при условии соблюдения принципа независимости судебной власти) или обращения в международные органы по правам человека. Кроме того, установлено право на возмещение государством вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. Согласно статье 55 Конституции в Российской Федерации не могут быть приняты законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Статьи 46-54 обеспечивают правовую основу для обеспечения надлежащей правовой процедуры, элементы которой не могут быть ограничены или отменены ни при каких обстоятельствах, включая чрезвычайное положение. Россия также ввела мораторий на смертную казнь.

Это случилось тридцать лет назад. Это долгий или короткий период времени? Хотя это можно рассматривать как короткий момент в истории, три десятилетия — это много для одной человеческой жизни. Итак, как изменилась ситуация с правами и свободами человека после ратификации Конвенции? Ведь общеизвестно, что правила и законы остаются лишь буквами на бумаге до тех пор, пока они не претворяются в жизнь. Для формирования такой правовой реальности необходимы различные заинтересованные стороны: государство, судебная власть, экспертное сообщество, граждане, СМИ.

С точки зрения сегодняшнего дня можно утверждать, что процесс, охвативший Европу в целом (и отдельные европейские страны), сейчас разыгрывается в России с гораздо большей скоростью, но с теми же проблемами. Общество и экспертное сообщество намного быстрее переработали и усвоили современную концепцию прав и свобод человека в ее совокупности. Доктрина прав человека была полностью интегрирована во многие учебные программы. Конституционный Суд Российской Федерации внес значительный вклад во включение международных стандартов в области прав человека в национальное законодательство. Тем не менее, эти достижения с тех пор оказались недостаточными. Осведомленность граждан России о важности прав человека все еще очень низка[1].

Кроме того, в стране по-прежнему существует множество проблемных вопросов по защите прав и свобод человека. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные ЕСПЧ: в 2020 г. примерно четверть всех обращений, рассматриваемых в настоящее время Судом, исходит от граждан России[2]. Россия печально известна тем, что является лидером по количеству нарушений ЕСПЧ в год. Ежегодно страна выплачивает до 1,5 млн евро жертвам таких нарушений.

К наиболее часто нарушаемым правам относятся право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5 ЕКПЧ), право на справедливое судебное разбирательство (статья 6 ЕКПЧ) и право на жизнь (статья 2 ЕКПЧ). Статья 3, запрещающая пытки, также является одной из наиболее часто нарушаемых. Во вторую наиболее часто нарушаемую группу входят статьи, защищающие собственность (ст. 1 Протокола № 1 к ЕКПЧ), запрещающие дискриминацию (ст. 14 ЕКПЧ), гарантирующие свободу мысли, совести и вероисповедания (ст. 9ЕСПЧ). Например, с 2017 года преследуются члены организации «Свидетели Иеговы»[3]. Группа была объявлена ​​экстремистской, а затем запрещена. Многие из его последователей были привлечены к уголовной ответственности и в настоящее время находятся в тюрьме.

Растущая внутриполитическая напряженность в России вызвала оживленную дискуссию о защите свободы слова и собраний, свободы мнений и информации, а также Критериях свободных и честных выборов. Эти вопросы российской правоприменительной практики являются наиболее актуальными. Однако они до сих пор не получили правовой оценки ЕСПЧ в связи с существующей процедурой длительного рассмотрения заявлений. Еще одной серьезной проблемой российского законодательства является отсутствие норм защиты от домашнего насилия и дискриминации. В течение многих лет правозащитники добиваются внесения поправок в соответствующий закон. Однако их принятие неоднократно откладывалось под разными предлогами, несмотря на крайне тревожную статистику по домашнему насилию (от которого ежегодно погибает 14 000 женщин).

 

[1] Подробнее об этом можно узнать в исследовании Левада-Центра: https://www.levada.ru/2020/05/20/verhovenstvo-prava/

[2] https://www.themoscowtimes. com/2020/01/30/russias-share-of-european-human-rights-cases-hits-7-year-high-a69099

[3]Дополнительную информацию можно найти, например, здесь: https:/ /imrussia.org/ru/human-rights/3323-july-2021-attack-on-the-media,-alexei-picchugin,-jehovah-s-witnesses

Документы о демократии | Журнал демократии

Дата выпуска Весна 1991 г.

Том 2

Выпуск 2

Номера страниц 124-29

файл Распечатать

стрелка вниз тонкая Скачать с проекта MUSE

внешний Посмотреть цитату

Выберите формат цитирования:

MLA (Современная языковая ассоциация, 8-е издание) Чикагское руководство по стилю, 16-е издание (полное примечание) APA (Американская психологическая ассоциация, 7-е издание)

Россия

Статья Олега Румянцева, начинающаяся на стр. 35, посвящена проекту Конституции, одобренному Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Республики. Этот документ был переведен на английский язык в рамках подготовки к видеоконференции Вашингтон-Москва 30 ноября 1990 г., которая позволила российским ученым и членам парламента обсудить проект с американскими экспертами по конституции. (Видеоконференция, организованная Нилом Критцем под председательством Нила Критца, была спонсирована Секцией международного права Федеральной ассоциации юристов, Freedom House и Национальным фондом демократии в сотрудничестве с Секцией международного права и практики Американской ассоциации юристов.) Немного отредактировано. выдержки из этого перевода, объем которого составляет 71 страницу рукописи, приведены ниже:

ПРЕАМБУЛА (см. стр. 38)

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1.1. Российская Федерация является суверенным, демократическим, социальным и правовым государством исторически объединенных народов в его границах. . . . Оно самостоятельно определяет и осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. . . . Государственный суверенитет Российской Федерации неделим и неделим.

Статья 1.2.1. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Статья 1.3.1. Высшей ценностью является человек, его жизнь, честь, достоинство, свобода, личная неприкосновенность, естественные и неотъемлемые права.

Статья 1.3.2. Права человека в Российской Федерации гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 1.4.1 – Демократия в Российской Федерации основывается на принципе политического и идеологического плюрализма.  [Конец страницы 124]

Статья 1.4.2. Никакая идеология не может быть установлена ​​в качестве официальной государственной идеологии.

Статья 1.5.1 – . . . Российское государство основано на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной; и разделение полномочий Федерации, ее республик и органов местного самоуправления.

Статья 1.6.2 – Конституция Российской Федерации является высшим законом Республики. Любые законы и правовые нормы, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Статья 1. 7.1 – Основой экономики Российской Федерации является социальное рыночное хозяйство, сочетающее свободный труд и гарантии социальных прав, уважение собственности. свободное предпринимательство и честная конкуренция.

Статья 1.8.1. Государство действует на принципах социал-демократии и справедливости в интересах благосостояния своих граждан и общества.

Основной социальной обязанностью государства является создание условий для надлежащего уровня жизни всех людей и развития творческого потенциала каждого человека. . . .

Статья 1.9.3 – Российская Федерация и все субъекты, входящие в ее территорию, уважают и гарантируют права всех национальностей. . . .

Статья 1.10.1 – Российская Федерация может добровольно объединяться с другими государствами в Союз (Содружество) на основе договора. . . .

Статья 1.10.2 – Суверенитет Российской Федерации остается незыблемым. Российская Федерация сохраняет за собой право свободного выхода из Союза (Содружества).

РАЗДЕЛ II.

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 2.1.3.1 – Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируются равные права и свободы независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, положения, места жительства, религии, членства в партии и бывшего заключения.

Статья 2.1.3.2 – Мужчины и женщины имеют равные права и свободы.

Статья 2.1.4. Осуществление своих прав и свобод не должно ущемлять интересы и права других лиц и не должно быть направлено на свержение существующего конституционного строя, на разжигание религиозной, социальной, классовой и национальной нетерпимости, и к военной пропаганде.

Статья 2.3.2 – . . . Каждый имеет защиту от произвольного посягательства государства, общества и личности на личную и семейную жизнь. Личная переписка, телефонные разговоры и другая информация должны оставаться в тайне. . . .

Статья 2.3.5.1 – Каждый гражданин Российской Федерации имеет свободу передвижения и . . . место жительства в пределах Российской Федерации. Граждане борются за выезд из РФ и возвращение.

Статья 2.3.6.1 – Каждый имеет право на свободу слова, убеждений и свободное выражение этих убеждений. . . .  [Конец страницы 125]

Статья 2.3.8. Свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности является неотъемлемым правом человека.

Статья 2.4.3. Гражданам гарантируется свобода объединения, в том числе создание политических партий, профессиональных союзов и иных общественных организаций в рамках федеральных законов. . . .

Статья 2.5.1. Каждый гражданин имеет право собственности на имущество, в том числе право владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Статья 2.5.3 – Российская Федерация гарантирует каждому справедливые и благоприятные условия труда, в том числе справедливую и равную оплату равноценного труда без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. . . .

Статья 2.5.7 – Граждане Российской Федерации имеют право на получение денежной компенсации по старости, болезни, инвалидности, а также в случае потери кормильца. . . .

Статья 2.6.2.3 – Любое лицо, обвиняемое в совершении уголовного преступления, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом. . . .

Статья 2.7.1. Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию и законы республики, уважать права, свободы и достоинство других людей.

Статья 2.7.2 – Граждане Российской Федерации обязаны охранять окружающую среду. . . .

Статья 2.7.4. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в обороне Российской Федерации от вторжения извне. . . .

РАЗДЕЛ III. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Статья 3.1.7.2 – Признается право на забастовку. . . .

Статья 3.1.8.1 – Свобода предпринимательства признается и гарантируется законом.

Статья 3.2.5.1 – Родители обязаны заботиться о своих детях, рожденных в законном браке или вне брака, до достижения ими совершеннолетия. . . .

Статья 3.2.7 – Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих родителях. . . .

Статья 3.3.5 – Высшие и средние учебные заведения являются автономными. . . .

Статья 3.4.1. Средства массовой информации свободны. Цензура запрещена.

Статья 3.5.1. Религия и религиозные объединения отделены от государства.

Статья 3.6.3.2 – Политические партии и другие общественные объединения действуют свободно. Ограничения на их деятельность могут быть наложены только судом.

РАЗДЕЛ IV. ФЕДЕРАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 4.1.1 – Российская Федерация состоит из национальных и региональных государственных образований, имеющих конституционно-правовой статус Российской Федерации. . . республики (земли) и федеральные территории.

Статья 4.2.6.1 – Республики, входящие в состав Российской Федерации, принимают конституции, издают законы и формируют свои системы государственных  [Конец страницы 126]  органов. Их конституция и республиканские законы не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Статья 4.2.6.2. Федеральные территории руководствуются как Конституцией Российской Федерации, так и законами федеральных территорий.

РАЗДЕЛ V. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

[Примечание редакции: В этом разделе проект содержит две альтернативные версии о законодательной и исполнительной ветвях власти. Обе версии включают всенародно избираемого президента и двухпалатный законодательный орган с одной палатой (Федеральный совет), избираемой на федеральной основе. В версии А президент осуществляет исполнительную власть. В варианте Б президент является главой государства, но правительство (Совет министров) несет ответственность перед парламентом.]

Статья 5.6.1. Выборы в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 5.7.4.1 – Судьи независимы и подчиняются только закону и голосу своей совести. . . .

Статья 5.7.9.1 – Судьи не должны бороться за применение закона, противоречащего Конституции.

Статья 5.10.1.1 – Вооруженные Силы Российской Федерации могут формироваться для военной защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6.1.3 – Федеральный парламент имеет право принять закон об изменении Конституции не менее чем через полгода после внесения соответствующего предложения; этот закон принимается двумя третями голосов всех членов каждой Палаты. . . .

Статья 6.1.4.2. Закон о внесении изменений в Конституцию вступает в силу на всей территории Российской Федерации после его ратификации двумя третями от общего числа республик.

Статья 6.2.1.1 – Настоящая Конституция вступает в силу. . . на следующий день после установления результатов всероссийского референдума о ратификации Конституции народом в целом.

РАЗДЕЛ VII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 7.2.1.2. Федеральный закон о приватизации и муниципализации государственного имущества должен быть принят не позднее чем через три месяца после вступления в силу Конституции Российской Федерации.

Статья 7.4.2.2. До вступления в должность первого Президента Российской Федерации функции Президента осуществляет Председатель Верховного Совета РСФСР. . . .

Статья 7.6.1.3. Законы и иные нормативные акты [Советского] Союза продолжают действовать лишь постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации.  [Конец страницы 127]

Новое Движение «Демократическая Россия», коалиция крупнейших и наиболее представительных продемократических партий, групп и граждан в России, насчитывает более 300 000 полноправных членов и имеет отделения в 72 из 73 регионов России. Российская Федерация. Ниже приводится раздел «Общие положения» устава Движения «Демократическая Россия», принятого на его Учредительном съезде 21 октября 19 г.90:

1.1 Движение «Демократическая Россия» — массовая общественно-политическая организация добровольно объединившихся партий, общественных организаций и движений, иных объединений и граждан.

1.2 Целью Движения является: координация деятельности демократических сил, противостоящих государственно-политической монополии КПСС; проведение совместных избирательных кампаний, парламентских мероприятий и других конкретных и совместных действий и дел, направленных на становление гражданского общества.

1.3 Каждая составная часть Движения сохраняет за собой право определять собственную стратегию и тактику.

1.4 Нравственной основой деятельности Движения являются: ненасилие; уважение прав и достоинства человека; отрицание тоталитаризма и расовой, национальной и классовой исключительности.

1.5 Движение действует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Литва/Венгрия

18 января 1991 декабря, после жестоких репрессий против демократических активистов в Вильнюсе, Литва, мэр Будапешта Габор Демски написал следующее письмо мэру Вильнюса Бернатонису (как зачитано в отчете Конгресса США представителем Фрэнком Хортоном):

Уважаемый мэр Бернатонис:

Трагические события последних дней вызвали грусть и ужас среди жителей Будапешта. Пожалуйста, сообщите жителям Вильнюса, что мы хотим разделить скорбь о потере их близких и предложить свою помощь родственникам невинных жертв. В будущем граждане Будапешта сделают все, что в их силах, чтобы помочь вам в ваших усилиях по достижению мира, гарантированного международными договорами.

Мы, венгры, очень хорошо помним, как в 1956 году руководство Москвы, воспользовавшись кризисом в Суэце, создало марионеточный режим, напало на нашу страну и хотело силой подавить наши стремления к свободе и независимости. Правителям Кремля пришлось усвоить, что применение военной силы может отсрочить результаты, но не может помешать нам бороться за нашу свободу.  [End Page 128]

Есть те, кто находит параллели между событиями 1956 года и событиями 19 года.91 в Вильнюсе. Могут быть общие характеристики, но различия еще более значительны. Во-первых, с 1956 года в мире произошли фундаментальные изменения, и Москве приходится принимать во внимание ту силу, которую представляет собой солидарность, продемонстрированная другими народами для вашего дела. Во-вторых, Советский Союз не в состоянии дальше бороться против законной воли народа. Поэтому мы уверены, что окончательное решение в Вильнюсе примет не оружие, а разум.

Уважаемый мэр, в 1956 Будапешт был назван «Столицей свободы». Сегодня мы, жители Будапешта, считаем Вильнюс столицей свободы. Место, где идею свободы больше нельзя отнять у людей. Место, где победит идея свободы.

—Доктор. Габор Демшки

Мэр Будапешта

Гаити

16 декабря 1991 года преподобный Жан-Бертран Аристид одержал убедительную победу на президентских выборах в Гаити. Ниже приведены выдержки из его инаугурационной речи в Национальном дворце в Порт-о-Пренс 7 февраля 19 г.91:

Братья и сестры здесь; сестры и братья в десятом отделе [гаитяне за границей]. . . Мы шли лавиной; мы шли лавиной; мы продолжаем организовываться лавиной, лавиной любви, которая накрывает нашу страну, как и десятый отдел. Мое сердце купается в этой лавине любви. . . .

С 1791 по 1991 год потребовалось 200 лет путешествия, чтобы обрести нашу вторую независимость.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *