Внести изменения в статью 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, делающие длительность пожизненного лишения свободы равной средней продолжительности жизни в Российской Федерации
Пожизненное лишение свободы в Российской Федерации на данный момент не соответствует своему названию. Такое лишение свободы правильнее было бы назвать бессрочным как в Грузии, КНР, Японии. Минимальный срок, после которого пожизненно осужденный может получить условно-досрочное освобождение (далее — УДО) равен 25 годам, условия УДО и срок, после которого можно подать повторное ходатайство об УДО, лишают пожизненно осужденных права на освобождение и принцип гуманизма в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ).
При этом в развитых странах Европы и Запада несмотря на возможность получения нескольких пожизненных сроков, законы в этой отрасли мягче российских. Например, в Австралии длительность пожизненного срока не может быть более 25 лет, после чего осужденный автоматически освобождается. Да и само название «пожизненное лишение свободы» как бы намекает, что это должно быть не лишение свободы без срока и до конца биологической жизни осужденного, а лишение свободы, равное средней продолжительности жизни в Российской Федерации, которая на данный момент составляет 71 год. При этом срок осужденному, который был приговорен к пожизненному лишению свободы, должен подчиняться правилу обратной силы уголовного закона, закреплённым 10 статьей УК РФ, а именно — если на момент осуждения к пожизненному лишению свободы средняя продолжительность жизни была равна скажем 75 годам, а потом увеличилась до 85 лет, срок пожизненно осужденному не может быть увеличен и он должен автоматически и досрочно освободиться через 75 лет отбытия срока, если же средняя продолжительность жизни уменьшилась с 75 лет до 65, то срок должен быть сокращен до уменьшившегося значения средней продолжительности жизни и осужденный должен освободиться после отбытия 65 лет наказания.
«(7) При совершении лицом, отбывающим пожизненное лишение свободы, нового умышленного преступления, за которое назначено лишение свободы, исчисление двадцатипятилетнего срока, указанного в части пятой настоящей статьи, приостанавливается до истечения срока нового наказания.

В случае данных изменений пожизненно осужденным хоть и не станет легче (условия содержания и порядки останутся те же), но шансов выйти на свободу станет чуть больше, но не настолько, чтобы такие осужденные начали в массовом порядке условно-досрочно освобождаться как в Европе. В конце-концов самый большой срок лишения свободы, который смог отбыть человек и выйти, составляет 68 лет и 245 дней, а средняя продолжительность жизни в Российской Федерации превышает 70 лет, поэтому «высидеть полный пожизненный срок» и выйти досрочно, не ходатайствуя об УДО раньше срока как текущим пожизненникам, так и новым, которые появятся в дальнейшем, будет почти невозможно, ибо отбывать придётся более 70 лет заключения (если в будущем не появятся какие-нибудь события, которые снизят среднюю продолжительность жизни в Российской Федерации до значения менее 70 лет), а тот, кто сможет сделать это, не просто выйдет на волю, а выйдет больным и еле передвигающим ноги или вовсе прикованным к постели глубоким стариком, который уж точно физически не сможет ни для кого представлять опасности, да ещё в придачу к этому побьёт рекорд Поля Гейделя, проведшего в местах лишения свободы 68 лет и 245 дней с 1911 по 1980 год, при всём этом предоставленный принцип пожизненного лишения свободы в Российской Федерации не имеет аналогов в мире, поскольку нигде ещё нет такого вида пожизненного лишения свободы, где привязка длительности идёт к продолжительности средней продолжительности жизни в стране.

Повышение гуманности и справедливости Уголовного кодекса Российской Федерации.
Изменение сущности пожизненного лишения свободы на принципиально новый вид наказания, не имеющий аналогов в мире, а также в следствии этого появление в Российской Федерации ещё одной уникальной особенности.
Соответствие сущности пожизненного лишения свободы с его названием.
Пожизненное лишение свободы
Пожизненное лишение свободы
Пожизненное лишение свободы назначается за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 105 УК — убийство при отягчающих обстоятельствах, ч. 5 ст. 131 УК — изнасилование, ч. 5 ст. 132 УК — насильственные действия сексуального характера, ч. 6 ст. 134 УК — половое сношение с лицом, достигшим 12-летнего возраста, но не достигшим 14-летнего возраста, совершенные лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, ч. 3 ст. 205 УК — террористический акт, ч. 4 ст. 206 УК — захват заложника, ч. 4 ст. 210 УК — организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), ч. 5 ст. 228.1 УК — незаконный оборот наркотических средств, ч. 4 ст. 229.1 УК — контрабанда наркотических средств, ст. 277 УК — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, ч. 3 ст. 281 УК — диверсия, ст. 295 УК — посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, ст. 317 УК — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, ст. 357 УК — геноцид.
По смыслу ч. 1 ст. 57 УК, суды должны учитывать, что такой вид наказания в предусмотренных законом случаях может применяться лишь тогда, когда необходимость его назначения обусловлена исключительной опасностью для общества лица, совершившего преступление. Суд, мотивируя в приговоре назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы, должен привести в подтверждение этого вывода конкретные обстоятельства дела и данные, характеризующие личность подсудимого.
Совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, является основанием для назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, базируется на вытекающей из принципов вины и справедливости необходимости учета в уголовном законе объективных и субъективных признаков, определяющих характер и степень общественной опасности преступления, в целях обеспечения более полного и эффективного решения задач, которые стоят перед уголовным наказанием.
Осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима, отдельно от других осужденных. Закон определяет круг лиц, которым пожизненное лишение свободы не может быть назначено: женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.
Запрет назначать пожизненное лишение свободы перечисленным в ней категориям лиц основывается на вытекающей из принципов справедливости и гуманизма необходимости учета в уголовном законе социальных, возрастных и физиологических особенностей различных категорий лиц в целях обеспечения более полного и эффективного решения задач, которые стоят перед уголовным наказанием.
Пожизненное заключение: практика, остро нуждающаяся в реформе
На заседании Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в мае 2018 года Оливия Роуп, руководитель политики и программ PRI, призвала ООН и ее государства-члены решить проблему глобального роста пожизненное заключение и его исполнение.

Сегодня около полумиллиона человек отбывают пожизненное заключение. Пожизненное заключение существует в 183 из 216 стран и территорий, и в период с 2000 по 2014 год во всем мире число лиц, отбывающих официальное пожизненное заключение, увеличилось почти на 84 процента. 1
Этот приговор, который может дать государству право задерживать человека до его смерти, является излишне карательным и часто несоразмерно используется для незначительных, ненасильственных преступлений. Кроме того, 64 страны приговаривают к пожизненному заключению без права досрочного освобождения, применяя жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство наказания и лишая заключенных основного права на надежду.
‘Жизнь в тюрьме — это медленная мучительная смерть.
Может быть, было бы лучше, если бы меня просто посадили на электрический стул и лишили жизни, а не приговорили к пожизненному заключению, позволив мне гнить в тюрьме. Это бесполезно. Это становится бременем для всех». Свидетельство заключенного, отбывающего пожизненный срок без права досрочного освобождения.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными ООН (Правила Нельсона Манделы) говорится, что реабилитация для снижения рецидивизма является ключевой целью заключения. Пожизненное заключение часто прямо противоречит этой цели, лишая возможности реабилитации и тем самым подрывая право на человеческое достоинство.
В этом коротком видео Дженнифер Тернер, исследователь прав человека из Американского союза гражданских свобод, , обсуждает применение пожизненного заключения в Соединенных Штатах.
Эта мрачная картина требует вмешательства международного сообщества. В последний раз ООН опубликовала отчет о пожизненном заключении более 20 лет назад, в 1994 году. Давно назрела необходимость переосмыслить применение, реализацию и последствия этой практики.
14-й Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в 2020 году — это прекрасная возможность изучить пожизненное заключение и дать рекомендации по его применению, чтобы направить государства-члены к системе, соответствующей международным стандартам.
Чтобы привлечь внимание к проблеме пожизненного заключения и стимулировать действия, PRI совместно с Ноттингемским университетом опубликовала документ Life Imprisonment: A policy Briefing , который основан на исследованиях проекта Life Imprisonment Worldwide в Ноттингемском университете. . Брифинг включает 12 рекомендаций по реформированию пожизненного заключения, основанных на международном праве и передовой практике, которые послужат отправной точкой для разработки стандартов или руководств для государств-членов ООН. Существует реальная потребность в руководстве по его применению и реализации на международном уровне, учитывая, что с 2000 года количество заключенных, приговоренных к пожизненному заключению, выросло почти на 84 процента9.0007
Во многих странах отмена смертной казни привела к расширению круга правонарушений, предусматривающих пожизненное заключение. По крайней мере, 4820 уголовных преступлений во всем мире влекут за собой пожизненное заключение в качестве формального наказания. Пожизненное заключение никоим образом не ограничивается самыми серьезными преступлениями; например, в Соединенных Штатах 24 процента заключенных, отбывающих пожизненный срок без права досрочного освобождения, были осуждены за ненасильственные преступления.
В аналитическом брифинге рекомендуется отменить пожизненное заключение без права досрочного освобождения и использовать другие пожизненные заключения только в случае крайней необходимости для защиты общества и в случаях совершения «наиболее тяжких преступлений». Чтобы сократить количество людей, отбывающих пожизненное заключение, страны должны также применять соразмерные приговоры и предоставлять больше судебной свободы, отменив обязательное пожизненное заключение.
‘Это похоже на глубоководное погружение. Спуститься вглубь и потерять кислород. Вы изо всех сил пытаетесь добраться до вершины. Вы не знаете, выживете ли вы, но вы никогда не перестанете бороться». Свидетельство заключенного, отбывающего пожизненный срок без права досрочного освобождения.
В брифинге по вопросам политики сообщается, что ограничения режима для пожизненно заключенных должны основываться на оценке индивидуальных рисков и соображений безопасности, а не на строгости первоначального приговора. Пагубные последствия пожизненного заключения также необходимо признать и учитывать. В Правилах Манделы четко указано, что лишение свободы само по себе является наказанием. Однако заключенные часто и систематически подвергаются более жестокому обращению и изоляции из-за пожизненного заключения. Например, Европейский комитет по предотвращению пыток установил, что в некоторых европейских государствах осужденные к пожизненному заключению содержатся «как правило» раздельно, подвергаются систематическим надеваниям наручников и обыску с раздеванием, а также конвоируются из камер сторожевыми собаками. . 2
PRI также выступает за реформы проблематичных и часто произвольных процессов рассмотрения для выпуска. Во многих системах органы или лица, уполномоченные рассматривать вопрос об освобождении правонарушителей, подвергаются политическому давлению или подвержены риску коррупции. Эти органы должны быть независимыми и беспристрастными и должны основывать свои решения на законе и справедливой процедуре. Решения должны основываться на принципе соразмерности и законности продолжения заключения в рамках реабилитационной цели содержания под стражей. Три основных механизма, которые обычно используются для освобождения заключенных, приговоренных к пожизненному заключению, — это суды, исполнительная власть и совет по условно-досрочному освобождению, причем исследования показывают, что суды — это механизм, который лучше всего поддерживает справедливые права и процессуальные стандарты, необходимые для таких случаев. важные решения.
После освобождения заключенных, приговоренных к пожизненному заключению, любые условия, налагаемые на них, должны быть индивидуальными и ограниченными по времени. Эти условия, включая надзор, должны способствовать реабилитации и реинтеграции и должны быть соразмерными, а не влечь за собой дальнейшее наказание.
Политика и практика пожизненного заключения остро нуждаются в анализе на международном уровне. Через ООН международное сообщество должно использовать возможность Конгресса по борьбе с преступностью 2020 года для рассмотрения глобального увеличения количества пожизненных заключений и его последствий как для прав человека, так и для управления тюрьмами.
1 Пожизненное заключение: брифинг по вопросам политики, с. 1 со ссылкой на исследование, проведенное профессором Дирком ван Зил Смитом и доктором Кэтрин Эпплтон в рамках проекта Life Imprisonment Worldwide в Ноттингемском университете. Их полные выводы будут опубликованы в Life Imprisonment: A Global Human Rights Analysis (Harvard University Press, готовится к печати).
2 Пожизненное заключение: брифинг по политике , с. 6, со ссылкой на 25-й Общий отчет ЕКПП [CPT/Inf (2016) 10], пар. 71.
Изображение: количество приговоренных к пожизненному заключению в мире, 2000–2014 гг., из пожизненного заключения: аналитический брифинг.
Дополнительная информация
Чтобы узнать больше о росте числа приговоров к пожизненному заключению во всем мире и их приведении в исполнение, прочитайте PRI и Ноттингемский университет Пожизненное заключение: брифинг по вопросам политики.
Постоянная уверенность Америки в пожизненном заключении – Проект вынесения приговора
До того, как в начале XIX70-х годов количество заключенных составляло менее 200 000 человек. Сегодня это 1,4 миллиона; и более 200 000 человек отбывают пожизненное заключение — каждый седьмой находится в тюрьме. В Америке к пожизненному заключению приговорено больше людей, чем в 1970 году отбывало любой срок в тюрьмах. превысило даже резкое увеличение общего числа заключенных за этот период.
Распространенное сейчас пожизненное заключение противоречит исследованиям эффективных стратегий общественной безопасности, усугубляет и без того крайнюю расовую несправедливость в системе уголовного правосудия и служит примером вопиющих последствий массового лишения свободы.
В 2020 году проект «Приговор» получил официальные данные об исправлениях от всех штатов и Федерального бюро тюрем для проведения пятой национальной переписи населения по пожизненному заключению.
Основные выводы
- Каждый седьмой заключенный в тюрьмах США отбывает пожизненное заключение: пожизненное заключение без права досрочного освобождения (LWOP), пожизненное условно-досрочное освобождение (LWP) или виртуальная жизнь (50 лет и более), всего 203 865 человек;
- Количество людей, отбывающих пожизненный срок без права досрочного освобождения — самый суровый вид пожизненного заключения — выше, чем когда-либо прежде, увеличившись на 66% по сравнению с нашей первой переписью в 2003 году;
- В 2020 году в 29 штатах было больше людей, отбывающих пожизненный срок, чем всего четырьмя годами ранее;
- 30% пожизненно заключенных в возрасте 55 лет и старше, что составляет более 61 417 человек;
- 3972 человека, отбывающих пожизненное заключение, были осуждены за преступления, связанные с наркотиками, и 38% из них находятся в федеральной тюремной системе;
- Более двух третей приговоренных к пожизненному заключению — цветные;
- Каждый пятый чернокожий заключенный отбывает пожизненное заключение;
- латиноамериканцев составляют 16% отбывающих пожизненное заключение;
- Одна из каждых 15 женщин в тюрьме отбывает пожизненный срок;
- В период с 2008 по 2020 год количество женщин, работающих в LWOP, увеличилось на 43% по сравнению с увеличением на 29% среди мужчин;
- Население, отбывающее службу в LWOP за преступления, совершенные в молодости, сократилось на 45% по сравнению с пиковым значением в 2016 году;
- 8 600 человек по всей стране отбывают условно-досрочное освобождение или пожизненное заключение за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте.
Неуклонное увеличение числа пожизненных заключений в последние десятилетия произошло из-за изменений в законодательстве, политике и практике, которые увеличили сроки наказания и ограничили условно-досрочное освобождение. Тенденция к снижению уровня насилия в Америке, которая продолжается и сегодня, уже имела место, когда страна приняла свою самую карательную политику, включая быстрое увеличение количества пожизненных заключений. Увеличение числа пожизненных заключений и растущая экстремальность нашей уголовно-правовой системы в значительной степени были обусловлены политикой, принятой в ответ на общественные опасения по поводу преступности, часто уходящие корнями в сенсационные статьи в СМИ, а не в фактическую распространенность насильственных преступлений в большинстве сообществ.
Тем не менее, споры о пользе длительных тюремных сроков часто заканчиваются упоминанием насильственных преступлений, хотя мы знаем, что пожизненное заключение не делает нас безопаснее. Подавляющее большинство людей «стареют» от преступного поведения к взрослой жизни. Длительные тюремные сроки хорошо удерживают людей после того, как риск совершения ими нового преступления становится минимальным.
В этом отчете мы впервые раскрываем, что 30% населения, приговоренного к пожизненному заключению, составляют люди в возрасте 55 лет и старше. Заключение стареющего населения стало финансовым и гуманитарным кризисом, с которым страна должна справиться. Актуальность этого кризиса становится все более острой по мере того, как COVID-19пандемия непропорционально подвергает опасности жизни пожилых американцев в тюрьмах. Повторное правонарушение со стороны лиц, освобожденных после отбытия длительных сроков, является редкостью, что делает необходимость ускоренного освобождения лиц пожилого возраста единственным гуманным подходом к общественному здравоохранению и общественной безопасности.
Расовое и этническое неравенство преследует всю систему уголовного правосудия от ареста до вынесения приговора и еще более ярко выражено среди тех, кто отбывает пожизненное заключение. Каждый пятый чернокожий мужчина в тюрьме отбывает пожизненный срок, а две трети всех людей, отбывающих пожизненный срок, являются цветными. Множество исследований находят доказательства расовых и этнических различий, что приводит к более суровым приговорам из-за расы. Повышенный уровень тюремного заключения чернокожих и латиноамериканцев отчасти вызван более высоким уровнем участия в насильственных преступлениях, но усугубляется расово несопоставимыми последствиями жесткой политики, инициированной в 19-м веке.80-х и 1990-х годов.
Сообщества с недостаточными ресурсами и чрезмерными наказаниями нуждаются в больших инвестициях в основанные на фактах решения, которые пресекают преступность в ее корне. Государственные инвестиции в поддержку молодежи, обеспечение доступа к медицинской и психиатрической помощи, расширение возможностей трудоустройства с оплатой прожиточного минимума и обеспечение доступного жилья являются более эффективным использованием государственных ресурсов, чем пожизненное заключение. Продление сроков тюремного заключения приводит к уменьшению отдачи от общественной безопасности и лишает борющиеся сообщества с необходимыми ресурсами для отражения насилия в первую очередь.
Несмотря на растущее осознание того, что массовое заключение подпитывается увеличением количества приговоров к тюремному заключению, а не ростом преступности, многие предложения по реформированию системы наказаний не решают этой проблемы. Действительно, изменения, направленные на сокращение наказаний за незначительные и ненасильственные преступления, приветствуются, потому что они противостоят незначительным и ненасильственным преступлениям; этот акцент имел непреднамеренное последствие дальнейшей легитимации полезности длительного тюремного заключения.
Чтобы изменить курс на 40-летнее строительство тюрем в стране, мы должны сократить все наказания и оценивать людей на основе их текущего поведения и перспектив свободной от преступлений жизни после освобождения. Поскольку более половины людей в тюрьмах отбывают наказание за насильственные преступления, мы должны не только пересмотреть соответствующие санкции в ответ на насильственные преступления, но и, в первую очередь, способы предотвращения насильственных преступлений.
Некоторые штаты начинают решать вопрос о чрезмерно длительных сроках тюремного заключения с помощью законодательства о повторном рассмотрении. В 2018 году Калифорния приняла закон, позволяющий прокурорам добиваться изменения приговора от судей, если приговоры считаются чрезмерными. В 2020 году Совет округа Колумбия принял закон, который предоставляет лицам, которым на момент совершения преступления не исполнилось 25 лет и которые были приговорены к длительным срокам, возможность подать в суд ходатайство о пересмотре приговора и досрочном освобождении через 15 лет. На федеральном уровне сенатор Кори Букер от Нью-Джерси представил Закон о втором взгляде в 2019 году.что позволит лицу, находящемуся в федеральном заключении, подать в суд ходатайство об изменении приговора через 10 лет.
Это важные первые шаги. Необходимо сделать больше.
Рекомендации
Отмена пожизненного заключения без права досрочного освобождения
Пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения (LWOP) практически не встречается в остальном мире. Они считаются противоположными личной трансформации, основной цели многих других исправительных систем. Более того, они нарушают фундаментальные принципы человеческого достоинства. Вместо того, чтобы служить интересам правосудия, LWOP излишне обременяет систему высокими затратами на жилье, питание и медицинское обслуживание более чем 55 000 человек. Это непропорционально пожилое население должно жить в учреждениях, которые не приспособлены для ухода за ними.
Удаление LWOP приведет к перекалибровке всех предложений под ним. Общественное восприятие лишения свободы сводит к минимуму негативное влияние 5- или 10-летнего заключения на человека по сравнению с крайностями пожизненного заключения. Создание более справедливой и справедливой системы зависит от прекращения всех крайних наказаний.
Ограничить все пожизненные заключения до 20 лет, за исключением редких случаев
Как и в случае с применением LWOP в стране, практически неслыханным в других странах мира, тюремное заключение на срок свыше 20 лет является преимущественно американским явлением. Пожизненные приговоры десятилетиями были частью американской уголовно-правовой системы, но только в эпоху массовых лишений свободы они стали частью мейнстрима. Чтобы разумно противостоять суровым приговорам, сократить массовое лишение свободы и перераспределить ресурсы среди сообществ, которые выиграют от надежной профилактики преступности, мы рекомендуем максимум 20 лет для всех пожизненных заключений. Мы пришли к этой рекомендации после того, как стали свидетелями продолжающегося расширения рвения Америки к еще более суровому наказанию, в то время как десятилетия практического опыта, данные и социальные науки поддерживают более восстановительные подходы.
Если после 20 лет тюремного заключения становится ясно, что данное лицо продолжает вести себя так, что в случае его освобождения общество может подвергнуться опасности, суд может рассмотреть вопрос о заключении под стражу в гражданском порядке. Лица, потенциально подвергнутые такому заключению, будут иметь право на строгие правовые процедуры и юридическое представительство. Это похоже на практику в Норвегии, которую часто считают золотым стандартом в исправительных учреждениях. Целью здесь по-прежнему будет являться реабилитация и реинтеграция, а не исключение, и обязательные периодические проверки для оценки готовности к освобождению будут продолжаться.
Ускорение и расширение возможностей освобождения
Америка страдает от несовершенной системы условно-досрочного освобождения, а в некоторых юрисдикциях вообще отсутствует система условно-досрочного освобождения. В юрисдикциях с условно-досрочным освобождением процесс пересмотра погряз в политической игре и часто манипулирует опытом жертвы, чтобы добиться отказа в условно-досрочном освобождении. Система справедливого условно-досрочного освобождения будет действовать независимо от политики исполнительной власти как в окончательном решении об освобождении человека, так и в составе комиссии по условно-досрочному освобождению. Совет должен состоять из профессионалов, имеющих опыт в области социальной работы, психологии, права и исправительных учреждений. Преступление осуждения не должно быть определяющим фактором в решении совета по условно-досрочному освобождению. Внимание на слушаниях в совете по условно-досрочному освобождению должно быть сосредоточено на развитии человека в заключении, текущих соображениях общественной безопасности и определении того, какая поддержка необходима для обеспечения успеха после освобождения.
Государства также должны принять политику «второго взгляда», которая пересматривает уместность продолжения лишения свободы с течением времени и изменившимися обстоятельствами личности. Если начать этот обзор с 10- или 15-летнего возраста, то США сблизятся с международным сообществом и Американским юридическим институтом, национальным беспристрастным органом экспертов в области права. Системе исправительных учреждений не должно требоваться более 20 лет, чтобы наделить человека навыками, необходимыми для того, чтобы жить без преступлений после освобождения.
Переориентация участия потерпевших и сообщества на истинное исцеление
В своей нынешней ориентации система правосудия — и особенно прокуратура — использует показания потерпевших от лиц с высоким риском ретравматизации, чтобы добиться жестких санкций для обвиняемого.