Выявление правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости
ГлавнаяСферыВыявление правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости
Оформление пропуска Аренда имущества Информация по предупреждению коронавируса Вопросы землепользования Капремонт Информация КУМИ Имущественная поддержка МСП Вопросы ЖКХ Управление градостроительства Транспорт и дороги Спорт Культура Образование Социальная защита населения Бизнес Безопасность Закупки Молодежная политика Поддержка СО НКО Противодействие коррупции Прокуратура разъясняет Контроль Окружающая среда Правовая помощь Выявление правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости
Установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
С 29 июня 2021 года Администрацией ЗАТО г.Железногорск будут проводиться мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, принятию решений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и направлению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости, подлежащих внесению в ЕГРН.
Данные полномочия органа местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Цель вносимых изменений — защита прав собственности и иных вещных прав, а также решение задачи по вовлечению ранее учтенных объектов недвижимости в гражданский оборот.
К ранее учтенным объектам недвижимости относятся объекты, права на которые возникли до 31 января 1998 года (т.е. до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ), а также иные приравненные к ним объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
Новый закон не отменяет существующий в настоящее время в действующем законодательстве принцип, согласно которому государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН.
Однако, если ваше право на объект недвижимости было зарегистрировано до 31 января 1998 года, то в записях единого государственного реестра прав отметки о его регистрации нет. Это значит, что при получении сведений об актуальных правах или обременениях на объект недвижимого имущества выдается выписка о том, что прав или ограничений не зарегистрировано. Это снижает качество и полноту выдаваемой информации и, вместе с тем, дает простор в совершении мошеннических действий в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в установленном законом порядке. Процедура внесения в ЕГРН сведений о правообладателях таких объектов, предусмотренная Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предполагает наличие заявления этих лиц о регистрации ранее возникшего права в ЕГРН.
Принятый закон № 518-ФЗ касается ситуаций, когда документы о правах на ранее учтенные объекты недвижимости не позволяют определить их правообладателя, например, в государственных актах о праве постоянного пользования на землю (выдававшихся БТИ), в свидетельстве о праве на землю (выдававшихся комитетом по земельным ресурсам) указаны только фамилии, имя и отчество правообладателя, но нет иных идентифицирующих сведений (в том числе реквизитов документа, удостоверяющего личность).
В целях реализации новых полномочий Администрация ЗАТО г.Железногорск наделяется правом на безвозмездной основе запрашивать информацию в уполномоченных органах (МВД России, ФНС России, Росреестр, ПФР, нотариус) и организациях, осуществлявших до 31.01.1998г учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (БТИ, Государственный фонд данных Росреестра , Кадастровая палата), а также принимать сообщения заинтересованных лиц. Кроме того, будут анализироваться архивные сведения о правообладателях, имеющиеся в распоряжении органа местного самоуправления.
По результатам проводимых мероприятий в Росреестр будут направляться заявления для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о выявленных ранее учтенных объектах недвижимости и их правообладателях.
Сведения о выявленных объектах недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, что не предполагает государственной регистрации прав на ранее учтенный объект недвижимости без отдельного волеизъявления правообладателя.
Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, или иное заинтересованное лицо вправе представить в Администрацию ЗАТО г.Железногорск возражения относительно сведений, содержащихся в проекте решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Одновременно новый закон № 518-ФЗ не ограничивает правообладателей объектов недвижимости в возможности самостоятельно осуществить государственную регистрацию ранее возникшего права на указанные объекты недвижимости в любой момент времени по их усмотрению. С 1 января 2021 года за государственную регистрацию ранее возникших прав на недвижимость государственная пошлина не взимается.
Список ранее учтённых объектов недвижимости
(садовые участки)
Дата | Информация |
2022 год | |
22. 08.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в гаражном кооперативе № 50, которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
10.08.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
04.08.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в гаражном кооперативе № 46, которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
12.07.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
20.06.2022 | Информация о проведении 21 июня в 14.00 осмотра в садоводческом товариществе № 13/3 |
05.05.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
29. 04.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
28.04.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
25.04.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
22.04.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
19.04.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
15. | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 34, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
11.04.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
16.03.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
28.02.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
25.02.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
22. 02.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 42, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
15.02.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
11.02.2022 | Информация о проведении 17 февраля в 10.00 осмотра в садоводческом товариществе № 34 |
28.01.2022 | Информация о проведении 3 февраля в 10.00 осмотра в садоводческом товариществе № 1 |
28.01.2022 | Информация о проведении 1 февраля в 14.00 осмотра в садоводческом товариществе № 1 |
20.01.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
19. 01.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
18.01.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
11.01.2022 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, по которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
2021 год | |
29.12.2021 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1 |
07.12.2021 | 10 декабря в 10-00 комиссией будет осуществляется осмотр в садоводческом товариществе № 1 по ул. № 2 и № 3 |
17.11.2021 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1, которым подготовлены и направлены проекты распоряжений |
05. 10.2021 | 7 октября в 10-00 комиссией будет осуществляться осмотр в садоводческом товариществе № 1 по ул. № 1 |
21.09.2021 | Информация о выявленных правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости в садоводческом товариществе № 1 |
Извещение о проведении государственной кадастровой оценки и приеме документов, содержащих сведения о характеристиках объектов недвижимости Форма заявки на отлов безнадзорных животных
12.10Утвержден график личного приема граждан в общественной приемной Губернатора Красноярского края 22.09Информация о работе в сфере рекламы 15.09Способы оплаты коммунальной услуги «обращение с ТКО» 24.08О разработке схемы размещения гаражей или стоянки средств передвижения инвалидов 22.07Вниманию жителей мкр. Первомайский
Сферы города
Информация по предупреждению коронавируса в Железногорске
Оформление пропуска
Оценка регулирующего воздействия
Аренда имущества
Земля
КУМИ
Имущественная поддержка МСП
ЖКХ
Строительство
ЖКХ и городская среда
Транспорт и дороги
Спорт
Культура
Образование
Соц. защита
Центр занятости
Бизнес
Безопасность
Закупки
Капремонт
Молодежная политика
Поддержка СО НКО
Стоп коррупция
Контроль
Окружающая среда
Правовая помощь
Старая версия сайта
Контакты
Отдел служебных писем Администрации
Тел: +7 (3919) 76-56-15
Факс: +7 (3919) 74-60-32
E-mail: [email protected]
Отдел служебных писем Совета депутатов
Тел: +7 (3919) 76-55-50
Факс: +7 (3919) 74-62-77
E-mail: [email protected]
Отдел безопасности и режима
Оформление пропуска, прописки:
Тел: +7 (3919) 76-56-00
Тел: +7 (3919) 76-56-54
Обращения граждан
Общественная приёмная:
Тел: +7 (3919) 76-56-80,
76-56-30
Направить обращение
Размещение информации на портале
Тел: +7 (3919) 76-56-06,
76-56-83
E-mail: portal@adm. k26.ru
Контакты
Отдел служебных писем Администрации
Тел: +7 (3919) 76-56-15
Факс: +7 (3919) 74-60-32
E-mail: [email protected]
Отдел служебных писем Совета депутатов
Тел: +7 (3919) 76-55-50
Факс: +7 (3919) 74-62-77
E-mail: [email protected]
Отдел безопасности и режима
Оформление пропуска, прописки:
Тел: +7 (3919) 76-56-00
Тел: +7 (3919) 76-56-54
Обращения граждан
Общественная приёмная:
Тел: +7 (3919) 76-56-80,
76-56-30
Направить обращение
Размещение информации на портале
Тел: +7 (3919) 76-56-06,
76-56-83
E-mail: [email protected]
Постановка на кадастровый учет — Юридическая консультация
Екатерина (Тамбов) 18. 03.2021 Рубрика: Жилье
В 2012 году наше жилье поставили на кадастровый учет. В кадастровую палату мы не обращались, заявление не писали. Имеет ли право кадастровая палата поставить наше домовладение на кадастровый учет без нашего обращения?
Кадастр
Наталия Булахова
Консультаций: 209
Да, такое право было закреплено за Кадастровой палатой законодательно. Порядок постановки на кадастровый учет регламентирован Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастре).
Закон о кадастре вступил в силу с 1 марта 2008 г., а до 1 января 2013 г. им был установлен переходный период, в течение которого полномочия по ведению кадастрового учета зданий, строений, сооружений, которые ранее осуществляли органы БТИ, официально переходили к Федеральной кадастровой палате (ФГБУ «ФКП Росреестра») – подведомственному учреждению Росреестра (далее – Кадастровая палата).
Таким образом, с вступлением в силу Закона о кадастре Кадастровая палата дополнительно к учету земельных участков стала вести и учет зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства.
Согласно ч. 3 ст. 45 Закона о кадастре в срок до 1 января 2013 г. органы БТИ обязаны были передать Кадастровой палате по месту расположения соответствующих объектов недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, характеристики которых были перечислены в ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре, утратившей свою силу с 1 января 2017 г., и которые включались в соответствующие разделы Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) в сроки и в порядке, установленные органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании п. 20 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (признан утратившим силу с 1 января 2017 г. приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 733), решение о внесении сведений в ГКН о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении принимается на основании:
- имеющихся в распоряжении Кадастровой палаты сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;
- документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственной регистрацию права собственности на него и представленных Росреестром, органами местного самоуправления или органами БТИ в Кадастровую палату;
- заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются правоустанавливающие документы на ранее учтенный объект недвижимости.
Подводя итог вышеизложенному, до 1 января 2017 г. органами БТИ, органами местного самоуправления и Росреестром в порядке межведомственного взаимодействия передавались в Кадастровую палату сведения и документы по ранее учтенным объектам недвижимости, к которым относилось и домовладение автора вопроса, и информация о которых включалась в соответствующие разделы ГКН.
Данные учетные процедуры выполнялись без непосредственного обращения правообладателей объектов недвижимости.
Сказали спасибо:
Похожие вопросы
Регистрация права собственности на дом по завершении строительства
Надо ли указывать кадастровую стоимость доли в квартире при дарении?
Постановка квартиры на кадастровый учет
Постановка на кадастровый учет дома, не зарегистрированного в БТИ
Читайте также
Сделки с недвижимостью Великобритании с зарубежными организациями
ОБНОВЛЕНИЕ (16 августа 2022 г.): Реестр зарубежных организаций – Как обеспечить, чтобы зарубежные компании могли покупать или продавать недвижимость Великобритании
1 августа 2022 г. Entities (ROE) была запущена в Регистрационной палате в соответствии с Законом об экономических преступлениях (прозрачность и правоприменение) 2022 года (ECTEA). В двух словах, любая иностранная организация, желающая купить, продать, арендовать или заплатить за недвижимость в Великобритании, должна будет предоставить информацию о своих бенефициарных владельцах или управляющих агентах в Регистрационную палату для включения в публичный реестр и получения уникального идентификатора зарубежной организации. (ИД ОЕ). Идентификатор OE важен, поскольку с 5 сентября 2022 года Земельный кадастр Ее Величества не сможет регистрировать любое распоряжение, сделанное зарубежным юридическим лицом, которое было поймано ECTEA без действительного идентификатора OE.
Реестр был введен, чтобы помочь предотвратить использование физическими лицами собственности или земли в Великобритании для целей отмывания денег за счет повышения прозрачности структуры собственности для зарубежных организаций.
Какие объекты затронуты?
Для целей ECTEA зарубежное юридическое лицо — это юридическое лицо, «регулируемое законодательством страны или территории за пределами Великобритании». Определение юридического лица включает юридическое лицо, товарищество или другое юридическое лицо, которое (в каждом случае) является юридическим лицом в соответствии с законом, которым оно регулируется. Хотя ECTEA ссылается на «освобожденные иностранные организации», которые не будут подпадать под требования регистрации, на дату настоящего документа нет дополнительных указаний относительно того, какие иностранные организации будут освобождены.
Какие транзакции затронуты?
Изменения, внесенные ECTEA, имеют далеко идущие последствия и имеют обратную силу. По сути, новые обновленные правила регистрации земли затронут:
1. Зарубежные юридические лица, которые уже владеют недвижимостью в собственность или арендованной собственностью, предоставленной на срок более семи лет (и которые были зарегистрированы в качестве владельцев такой доли в Земельный кадастр Ее Величества после подачи заявления, сделанного 1 января 19 года или позже. 99).
Зарубежная организация, которая уже владеет собственностью в собственность или аренду, предоставленную на срок более семи лет, и была зарегистрирована как таковая после подачи заявления в Земельный кадастр Ее Величества 1 января 1999 г. или после этой даты, должна предоставить сведения о своих бенефициарных владельцах. или управляющих агентов в Регистрационную палату и получить действительный идентификатор OE.
Земельный кадастр Ее Величества обязан внести ограничение в реестр прав собственности иностранного юридического лица. Ограничение вступит в силу с 1 февраля 2023 года и не позволит иностранному юридическому лицу передавать имущество, сдавать его в аренду на срок более семи лет или предоставлять юридическую ответственность за имущество, если только оно не зарегистрировано в Регистрационной палате с действующим регистрационным номером. OE ID освобожден или подтвердил, что применяется одно из разрешенных исключений.
Любое иностранное юридическое лицо, не зарегистрированное в Регистрационной палате до 31 января 2023 года, также будет совершать уголовное преступление в соответствии с ECTEA.
2. Иностранные юридические лица, которые продали имущество в собственность или аренду, предоставленное на срок более семи лет с 28 февраля 2022 г.
по-прежнему необходимо предоставить Регистрационной палате сведения о своих зарегистрированных бенефициарных владельцах или управляющих, а также сведения о соответствующем распоряжении. Это будет применяться, даже если зарубежная организация больше не имеет доли в собственности.
3. Иностранные юридические лица , приобретающие имущество в собственность или в аренду, предоставленное на срок более семи лет между 1 августа 2022 г. и 4 сентября 2022 г. (включительно).
Для заявок на регистрацию иностранного юридического лица в качестве собственника имущества в собственность или в аренду на срок более семи лет, поданных в период с 1 августа по 4 сентября 2022 года (включительно), идентификатор OE не требуется. Тем не менее, ограничение будет введено в реестр прав собственности иностранного юридического лица с немедленным вступлением в силу 5 сентября 2022 года или после этой даты, запрещающее иностранному юридическому лицу передавать имущество, сдавать в аренду на срок более семи лет или предоставлять юридическую ответственность за имущество, если оно не зарегистрировано в Регистрационной палате с действительным идентификатором OE, не освобождено или не подтвердило, что применяется одно из разрешенных исключений.
Запросы в Земельный кадастр подтвердили, что на практике электронные заявки на регистрацию иностранного юридического лица в качестве собственника имущества в собственность или в аренду, предоставленного на срок более семи лет, должны быть поданы до или 2 сентября 2022 года, чтобы оно могло быть подан вовремя. Если заявление подано после этой даты, в соответствующий реестр правовых титулов будет внесено ограничение, и такое ограничение необходимо будет соблюдать до того, как заявление о регистрации отчуждения может быть завершено Земельным кадастром.
4. Зарубежные юридические лица , распоряжающиеся собственностью без права собственности или собственностью, предоставленной в аренду на срок более семи лет в период с 1 августа 2022 г. по 31 января 2023 г. (включительно).
Шестимесячный переходный период, начинающийся 1 августа 2022 г. и заканчивающийся 31 января 2023 г., предоставит иностранным организациям возможность распоряжаться имуществом без регистрации в Регистрационной палате. Таким образом, для регистрации отчуждения собственности в собственность или аренды, предоставленной на срок более семи лет, в Земельном кадастре Ее Величества в течение этого периода не потребуется никакого удостоверения личности OE. Сказав это, ECTEA по-прежнему требует, чтобы зарубежная организация предоставляла Регистрационной палате подробную информацию о распоряжении и бенефициарном праве собственности организации.
С 1 февраля 2023 г. будет применяться требование о регистрации в Регистрационной палате и получении действительного идентификатора OE.
5. Иностранные юридические лица приобретающие имущество в собственность или в аренду, предоставленное на срок более семи лет 5 сентября 2022 года.
срок более семи лет после 5 сентября 2022 года должен иметь действительный идентификатор OE, прежде чем подавать заявку в Земельный кадастр Ее Величества. Если OE ID недействителен на момент подачи заявки, в руководстве Земельного кадастра указано, что заявка на регистрацию права собственности будет отклонена. Таким образом, последствия ECTEA наиболее актуальны для тех иностранных компаний, которые хотят приобрести недвижимость в Великобритании 5 сентября 2022 года или после этой даты9.0005
В таких обстоятельствах Земельный кадастр Ее Величества добавит ограничение в реестр прав собственности иностранного юридического лица, которое не позволит иностранному юридическому лицу передать собственность, предоставить аренду на срок более семи лет или предоставить юридическую ответственность за собственности, если только она не зарегистрирована в Регистрационной палате с действительным идентификатором OE, не освобождена или не подтвердила, что применяется одно из разрешенных исключений.
Каковы последствия несоблюдения новых требований?
Неподача владельцем заявки на регистрацию иностранного юридического лица в Регистрационной палате 31 января 2023 года или ранее является правонарушением, наказуемым штрафом и/или тюремным заключением. Зарубежному юридическому лицу также будет запрещено распоряжаться своей собственностью до тех пор, пока не будут выполнены вышеуказанные регистрационные требования.
Что нам делать дальше?
Иностранные организации с существующими имущественными интересами в Великобритании должны зарегистрировать информацию о своей бенефициарной собственности в Регистрационной палате как можно скорее до 31 января 2023 года. То же самое относится к иностранным организациям, недавно избавившимся от собственности в Великобритании.
Те стороны, которые в настоящее время участвуют в сделке с недвижимостью в Великобритании с участием иностранного юридического лица, должны будут действовать более оперативно, чтобы убедиться, что иностранное юридическое лицо получило действительный идентификатор OE до завершения. Было бы уместно сделать это условием для завершения, если сделка может быть завершена 5 сентября 2022 года или позже. юридический титул в Земельном реестре Ее Величества.
Иностранные юридические лица, зарегистрированные в Великобритании как собственники недвижимости, также должны обратиться за профессиональной консультацией о том, как получить действительное удостоверение личности OE и/или как продемонстрировать соблюдение ограничения на зарегистрированное право собственности, если иностранное юридическое лицо намеревается сделать соответствующее расположение.
За дополнительной информацией обращайтесь к Каллуму Хассаллу и Ренду Алани.
Передовая практика регистрации собственности — ведение бизнеса
Передовая практика — Введение сроков, соответствующих
— Установление низких фиксированных платежей
— Оптимизация процедур
— Использование электронных услуг (информационно-коммуникационных технологий)
Реестры собственности по всему миру придают различную юридическую силу информации, которую они регистрируют. Не все предлагают исчерпывающую информацию о собственности. Некоторые просто ведут учет сделок с недвижимостью — , то есть фиксируют передачу документов. Реестр сделок и документов на Багамах является примером такого рода реестра собственности. Другие, например, земельный кадастр в Испании, фиксируют изменения владельцев прав собственности, которые происходят в результате документов, представленных в реестр — , то есть фиксируют изменения правообладателей или титулов. А некоторые реестры собственности, например, в Гане, включают как документ, так и систему правового титула.(1)
Системы правового титула обычно предоставляют убедительные доказательства того, кому принадлежат права на данное имущество. Зарегистрированные права противопоставлены третьим лицам и в некоторых случаях не могут быть аннулированы или аннулированы. Чтобы узнать, кто по праву владеет недвижимостью и имеет ли кто-либо еще права на нее, покупатель может просто ознакомиться с информацией о собственности в земельном кадастре. (2)
Системы, напротив, не предоставляют убедительных доказательств владения собственностью. Системы документов регистрируют передачу собственности, но регистрация передачи не обязательно делает ее действительной. Поскольку последний зарегистрированный владелец мог владеть недействительным титулом, покупатель обычно нанимает юриста, чтобы определить «правильный корень» приобретаемого титула. На Багамах юристы проводят поиск прав собственности в Реестре сделок и документов, судах и реестре компаний, чтобы установить законность прав предыдущих владельцев, а также правомерность передачи собственности. Эти поиски добавляют от 300 до 350 долларов США и 45 дней для должной осмотрительности покупателя.
Чтобы повысить безопасность сделок с недвижимостью — и избавить покупателей «от хлопот и расходов, связанных с проверкой реестра для изучения истории правового титула продавца и проверки его действительности» (3) — Шри-Ланка перешла от система документов к титульной системе. Поскольку внесение такого изменения может быть сложным процессом, страны часто предпочитают сохранять систему документов, расширяя записи, хранящиеся в реестре. Это повышает безопасность сделок с недвижимостью. Аргентина и Бразилия, в которых всегда существовала система документов, ограничивается 20-летним сроком давности (юристы должны вернуться только на 20 лет назад, чтобы проверить правильный корень титула). В других странах с системой документов, включая Соединенные Штаты, покупатели могут приобрести страхование правового титула, чтобы повысить безопасность сделок с недвижимостью. Если приобретенный титул имеет дефекты, титульное страхование компенсирует любые финансовые потери, понесенные покупателем.
Все эти системы имеют одну цель: поддерживать актуальную базу прав собственности. Системы регистрации собственности и правового титула могут быть одинаково эффективными. (4) Сравнение систем регистрации собственности — , основанное исключительно на процедурах, времени и стоимости передачи и регистрации собственности в соответствии с Ведение бизнеса — , предполагает ряд общих преимуществ. практики.
ВВЕДЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И СООТВЕТСТВИЯ
Ограничения по времени дают гражданам представление о том, сколько времени займет процедура. Если процедура не завершена в течение этого срока, они знают, что им необходимо принять меры.
Двадцать девять стран ввели временные ограничения за последнее десятилетие. Однако ограничения по времени работают только тогда, когда агентство имеет возможность их соблюдать. Таким образом, в большинстве стран ограничения по времени служат для поддержки более широких изменений. Пятнадцать стран — , включая Российскую Федерацию, Боснию и Герцеговину, Бурунди, Чад, Кипр, Чешскую Республику, Израиль, Италию, Маврикий, Украину и Польшу — , ввели временные ограничения, одновременно упрощая процедуры за счет компьютеризации и реорганизация. В России создание единой электронной базы данных о земле и имуществе избавило заявителей от необходимости посещения офисов БТИ и получения кадастрового паспорта, сократив срок передачи имущества до 22 дней.
УСТАНОВКА НИЗКИХ ФИКСИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Налоги на передачу собственности являются важным источником доходов для многих правительств. Однако, когда сборы за передачу и налоги слишком обременительны, даже зарегистрированная собственность может быстро стать неформальной, если последующие сделки не будут зарегистрированы. Отсутствие регистрации собственности не только ослабляет защиту прав собственности, но и снижает потенциальные поступления от налогов на недвижимость.
За последние 10 лет 67 стран снизили налоги на передачу собственности и другие государственные сборы. Регионом с наиболее значительным сокращением затрат является Африка к югу от Сахары, где затраты были самыми высокими, при этом Маврикий и Того являются странами, ведущими эту тенденцию. Например, Маврикий снизил налог на передачу собственности и регистрационный сбор с 10% от стоимости собственности до почти бесплатного, взимая только гербовый сбор в размере 1000 MUR (28 долларов США). Того снизил налог на передачу собственности и регистрационный сбор с 10,2% от стоимости собственности до фиксированной суммы в размере 35 000 франков (0,2% от стоимости собственности). Другие страны, такие как Сенегал, снизили налог на передачу прав с 15% до 5%, а Чад и Гвинея снизили регистрационный сбор с 15% до 5% и с 10% до 3% соответственно. В другом месте Джибути снизила налог на передачу собственности с 10% до 3%, а Ямайка снизила налог на передачу собственности с 5% до 2% и гербовый сбор с 4% до фиксированной суммы.
Сборы за регистрацию собственности или налоги на передачу собственности составляют лишь часть общей стоимости передачи собственности во многих странах. Дополнительные сборы и пошлины могут применяться на протяжении всего процесса. Даже в тех случаях, когда эти дополнительные сборы мало увеличивают общий доход, они могут создавать препятствия для предпринимателей, если процесс их уплаты является излишне громоздким. Армения и Буркина-Фасо упростили этот процесс, предоставив возможность оплачивать несколько сборов в одном месте. Другие вообще устранили эти дополнительные сборы. Мадагаскар, Маврикий, Руанда и Словацкая Республика отменили дополнительные сборы с 2006 года, снизив стоимость передачи в среднем на 4,5% от стоимости недвижимости.
Обеспечение нейтральности стоимости передачи имущества по отношению к стоимости имущества способствует повышению прозрачности рынка недвижимости. В одиннадцати странах мира установлены фиксированные сборы за передачу собственности. Эти сборы обычно включают плату за нотариальные услуги, регистрацию передачи собственности или доступ к общедоступным базам данных по обременениям. Например, Грузия, Словацкая Республика, Палау и Руанда внедрили фиксированную плату за каждый этап процесса передачи собственности.
ПРОЦЕДУРЫ ОПТИМИЗАЦИИ
За последние 10 лет 53 страны упростили процедуры и связали или усовершенствовали системы агентств для упрощения регистрации собственности. Эти меры сократили взаимодействие между предпринимателями и агентствами — , сэкономив в среднем от одной до двух процедур — при сохранении безопасности и контроля. Например, Косово и Черногория ввели новые нотариальные системы и комбинированные процедуры составления и легализации договоров купли-продажи. Катар отменил пять процедур, создав единый центр, а Тунис ввел электронную подачу заявок на регистрацию собственности, устранив ненужные шаги.
Ведение бизнеса охватило 28 реформ в 2010–2019 годах, которые упростили процедуры регистрации собственности в странах Европы и Центральной Азии. В 2016/17 году Таджикистан устранил процедуру и сократил время, больше не требуя регистрации договора купли-продажи на уровне городской администрации.
Службы «одного окна» — эффективный способ свести к минимуму взаимодействие между агентствами и предпринимателями. Бурунди, Гана, Катар и Того внедрили универсальные магазины для упрощения процесса регистрации собственности. Однако не все страны могут позволить себе собрать под одной крышей все агентства, занимающиеся передачей собственности. Тем не менее, многие из них смогли координировать функции или записи как минимум двух учреждений, участвующих в процессе передачи собственности. В большинстве случаев такая координация связывает земельный кадастр с налоговым органом или агентством по оценке. Эта связь может быть установлена либо путем физического присутствия представителя одного из учреждений в другом — , как в Эфиопии — , или путем электронной связи агентств — , как в Дании, Латвии, Литве, Перу и Португалии. В Латвии земельный кадастр имеет электронный доступ к информации о муниципальном налоге на недвижимость, что избавляет предпринимателей от необходимости предоставлять эту информацию в бумажном формате.
Некоторые страны упрощают процедуры, отменяя требование получения разрешения муниципалитета на передачу собственности. Лесото отменило требование о получении разрешения министерства на передачу собственности и набрало новых сотрудников в реестр. Аналогичные реформы в Беларуси, Швеции и Уругвае также были проведены Doing Business в последние годы. Вместо того, чтобы требовать сертификат для каждой транзакции, муниципалитет вместо этого проверяет список объектов, на которые распространяется преимущественное право покупки, и связывается только с заинтересованными сторонами. (5) В странах, где требуется отказ от преимущественного права покупки, количество затрагиваемых зданий обычно невелико с общим количеством передач. Только три страны мира — Франция, Германия и Латвия, Сенегал — по-прежнему требуют отказа от преимущественного права для каждой сделки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ (ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Данные отчета «Ведение бизнеса» показывают, что реестры собственности используют электронные файлы в 63% стран.(6) Цифровые записи имеют преимущества перед бумажными документами — : они занимают меньше места, а резервные копии гарантируют, что записи собственности не будут скомпрометированы в случае стихийных бедствий или иных бедствий. Электронные системы также упрощают выявление ошибок и перекрывающихся заголовков. Однако бумажные реестры также могут быть эффективными. До перехода на электронную систему в Таиланде существовала очень эффективная ручная система. Кроме того, наличие системы цифровых записей не является гарантией того, что экономика будет хорошо управлять этой информацией.
Тем не менее, передача собственности занимает примерно вдвое меньше времени в странах с компьютеризированными реестрами, чем в странах без них. Все 32 страны ОЭСР с высоким уровнем доходов имеют электронные реестры. Одиннадцать стран, включая Данию, Нидерланды и Новую Зеландию, предлагают электронную регистрацию. В Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары, напротив, 67% стран по-прежнему используют бумажные системы. Неудивительно, что страны ОЭСР с высоким уровнем дохода регистрируют собственность быстрее всего, в среднем это занимает 22 дня.
Пятьдесят две страны — , включая Бенин, Нидерланды, Сьерра-Леоне, Португалию, Самоа и Свазиленд — , компьютеризировали свои реестры за последние 10 лет. В 2013 году Либерия перестала писать документы от руки и компьютеризировала свой земельный кадастр, сократив время на передачу собственности на шесть дней. В Боснии и Герцеговине реестр смог зарегистрировать на 33% больше переходов прав собственности после компьютеризации, а в 2012 году компьютеризация позволила Боснии и Герцеговине сократить время регистрации собственности на восемь дней. Ангола, Португалия, Западный берег и сектор Газа также начали пожинать плоды многолетних усилий по компьютеризации своих реестров.
Компьютеризированные системы кадастра или реестра могут упростить доступ к информации и, в конечном счете, сделать информацию доступной в режиме онлайн. Из 201 организации, имеющей кадастр или обследование, 63 размещают свою информацию в Интернете. В 2013 году в Сингапуре был введен ускоренный процесс онлайн-регистрации для разовых сделок, позволяющий осуществить передачу собственности за один день. В 2011 году Коста-Рика сделала кадастровые сертификаты и сертификаты собственности доступными онлайн для всех пользователей на одном веб-сайте. Эта реформа объединила ранее независимые процедуры в один веб-сайт.
Полное внедрение компьютеризации и электронной документации может занять десятилетия, а стоимость может достигать миллионов долларов, в зависимости от объема геодезических и кадастровых работ. Поэтому неудивительно, что многие страны обращаются за финансовой и технической поддержкой к донорским учреждениям. Помимо международных организаций, таких как Всемирный банк и Организация американских государств, национальные агентства по оказанию помощи из Австралии, Финляндии, Германии, Нидерландов, Испании и Соединенных Штатов участвовали в проектах управления земельными ресурсами, связанных с оцифровкой записей. ( 6)
Учитывая проблемы (и возможности) перехода на электронные технологии, многие страны применяют постепенный подход к внедрению — , сначала переходя от бумажных документов к электронным записям и компьютеризации, а затем внедряя электронную регистрацию. Такой подход использовали Дания, Новая Зеландия и Норвегия, которые на сегодняшний день имеют одну из самых эффективных систем регистрации собственности в мире.
В 2009 году правительство Дании начало модернизацию земельного кадастра путем оцифровки и автоматизации регистрации собственности. Пришлось упорядочивать и реорганизовывать процессы. Записи централизованного земельного кадастра постепенно оцифровывались. После того, как этот процесс был завершен, земельный кадастр ввел электронную регистрацию передачи собственности. К 2011 году заявки на передачу собственности принимались только онлайн, и система информационных технологий начала быстро и эффективно проверять заявки. В результате за пять лет срок передачи имущества сократился с 42 до четырех дней.
Новая Зеландия оцифровала свои записи о собственности в период с 1997 по 2002 год, а затем ввела электронную регистрацию. Однако к 2005 году только около половины сделок с недвижимостью представлялись в электронном виде. В ответ на это в 2008 году был принят закон, делающий электронную регистрацию обязательной. Регистрация теперь может быть завершена всего за два шага по цене 0,06% от стоимости недвижимости.
В Норвегии в 1995 г. для бумажных записей реестра требовалось 30 километров стеллажей, а потребность в хранении росла на один километр в год. После слияния земельного департамента и геодезической информации свидетельства о праве собственности были оцифрованы между 1997 и 2002 г. Следующий шаг был сделан в 2002 г., когда в 50-летний Закон о передаче земли были внесены поправки, разрешающие регистрацию прав собственности в режиме онлайн. Онлайн-регистрация требуется по закону с 2008 года.
———————
1. Недвижимость в Гане подпадает либо под систему правового титула, либо под систему документов, в зависимости от того, где она находится. Эта система является результатом поэтапного введения Закона о регистрации прав на землю 1986 года, который ввел систему прав собственности в Гане. Столица, Аккра, подпадает под систему титулов.
2. Системы правового титула, предлагающие наиболее убедительные доказательства, — это те, которые не допускают каких-либо юридических претензий в отношении зарегистрированных прав (то есть зарегистрированные права неотчуждаемы). Другие системы правового титула менее абсолютны в отношении неотъемлемости зарегистрированных прав и допускают претензии в исключительных обстоятельствах (например, в случае регистрации, осуществленной на основании договора купли-продажи имущества, который объявляется недействительным после регистрации).