Постановление правительства рф это закон или подзаконный акт: Иерархия нормативно-правовых актов — урок. Обществознание, 7 класс.

что это такое, виды, уровни и срок действия

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют.

Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

НПАНе НПА
Конституция РФ
Приказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТ
Письмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
Указ президента о выплатах семьям с детьми
Указ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасности
Предписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
Устав Ростовской области
Договор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
Федеральный закон о банкротстве
Решение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
Постановление мэрииОбъявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы.

И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

По силе действия

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

  1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в Налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
  2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои Кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет.

В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Иерархия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт.

На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Уровень 1
Конституция РФ
Уровень 2
Международные договоры
Уровень 3
Федеральные законы
Уровень 4
Указы президента
Уровень 5
Постановления правительства
Уровень 6
Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
Уровень 7
Приказы служб
Уровень 8Региональное законодательство и муниципальные акты

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

Loading…

Пример расширенного поиска в системе Гарант

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Loading…

Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы Гарант

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

Loading…

Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом, что документ утратил силу

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

Почитать ответы на вопросы читателей Бизнес-секретов

Что важно запомнить

  1. Нормативный правовой акт, или НПА, — официальный документ с правилами для общества, которые можно применять многократно.
  2. Иерархия НПА помогает найти нужный акт по правилу: чем выше акт в иерархии, тем он главнее.
  3. Искать акты нужно на официальных порталах, где следят за изменениями в законодательстве и обновляют документы.
  4. Пользоваться можно только действующими НПА в последней редакции.

Нормативные правовые и иные акты

Нормативные правовые и иные акты

1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

2. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27. 09.2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2017 г. № 120 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур для назначения на должности федеральной государственной службы и кандидатур для назначения (утверждения) на иные должности в пределах федерального округа с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе».

6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.09.2017 г. № 303-рп «Об утверждении перечня должностей, кандидатуры для назначения (утверждения) на которые подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16. 03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 г. № 521 «Об утверждении Положения о порядке и сроках согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, находившейся в ведении Федерального агентства научных организаций».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2018 г. № 1652 «Об утверждении Правил взаимодействия федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации при осуществлении ими отдельных полномочий в соответствии с Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.09.1998 г. № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих».

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

14. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2018 г. № 35н «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации».

15. Приказ Минобрнауки России от 16.10.2018 г. № 46н «О порядке работы комиссий по проведению конкурса на замещение должности и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации».

16. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2018 г. № 56н «Об утверждении формы анкеты для кандидата на должность руководителя научной организации, находившейся в ведении Федерального агентства научных организаций».

FDIC: Закон, Положения, Связанные акты

Законы и правила

Ключевое слово(я)

На этой странице собраны ссылки на законодательные акты, правила и аналогичные материалы, имеющие отношение к работе FDIC. Федеральный закон о страховании депозитов (Закон о ПИИ) конкретно регулирует деятельность FDIC. Закон о ПИИ с поправками представлен на этом сайте в полном тексте, с разделами, пронумерованными в соответствии с его принятием (а не кодифицированным). Правила и положения FDIC публикуются FDIC в соответствии с ее уставными полномочиями и полномочиями. FDIC и Межведомственные отчеты содержат рекомендации для застрахованных организаций. Раздел 12 Кодекса Соединенных Штатов охватывает банки и банковское дело и связан с Управлением советника по пересмотру законодательства Палаты представителей США (OLRC), которое готовит Кодекс Соединенных Штатов. Другие федеральные финансовые агентства поддерживают свои соответствующие банковские законы и правила на своих сайтах, на которые мы ссылаемся ниже.


Содержание
Федеральный закон о страховании депозитов
Правила и положения FDIC
Выберите FDIC и межведомственные отчеты
Мнение главного юрисконсульта FDIC
Бюро финансовой защиты прав потребителей (CFPB) Правила
Закон о Федеральной резервной системе и Положения Федеральной резервной системы
Управление валютного контролера (OCC) Закон и правила
Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) Уставы и правила
Устав и правила Федеральной торговой комиссии (FTC)
Раздел 12 Кодекса США «Банки и банковское дело»
Хронология избранных банковских законов

Этот справочный инструмент не предназначен для отображения всех законов и правил, применимых к застрахованным депозитным учреждениям. Вы также можете обратиться к следующим ресурсам:

  • Кодекс Соединенных Штатов объединяет и кодифицирует по предмету общие и постоянные законы Соединенных Штатов.
  • Федеральный регистр ежедневно публикует новые и измененные федеральные правила.
  • Свод федеральных правил кодифицирует общие и постоянные правила, публикуемые в Федеральном реестре департаментами и агентствами федерального правительства.
  • На веб-сайтах других финансовых агентств представлены законы и уставы, наиболее важные для работы соответствующих агентств. Многие из этих законов также связаны с работой FDIC. Отображаемые законы и постановления других агентств поддерживаются соответствующим агентством, которое регулируется этими законами и несет ответственность за эти постановления.

[email protected]

Основной закон управления | Посольство Королевства Саудовская Аравия

Хранитель двух священных мечетей король Фахд ибн Абдель Азиз Аль-Сауд издал королевский указ, воплощающий Основной закон управления. Ниже приводится текст Постановления.

Во имя Бога Милостивого, Милосердного.

№: A/90
От 27 шаабана 1412 г. хиджры (1 марта 1992 г.)

С божьей помощью мы, Фахд ибн Абдель Азиз Аль-Сауд, монарх Королевства Саудовская Аравия, приняв во внимание общественный интерес и прогресс государства в различных областях, а также из желания достижения целей, которые мы преследуем, постановили следующее:

  • Что обнародование Основного закона управления в виде прилагаемого текста.

  • Все действующие постановления, приказы и указы остаются в силе с момента вступления в силу настоящего Основного закона до тех пор, пока они не будут изменены в соответствии с ним.

  • Этот указ должен быть опубликован в Официальном вестнике и вступит в силу со дня его опубликования.

Содержание:

  • Глава первая: Общие принципы
  • Глава вторая: Закон управления
  • Глава третья: Ценности саудовского общества
  • Глава четвертая: Экономические принципы
  • Глава пятая: права и обязанности
  • Глава шестая: Власти государства
  • Глава седьмая: Финансовые вопросы
  • Глава восьмая: Аудиторские учреждения
  • Глава девятая: Общие принципы
  • Связанные документы

Глава первая: Общие принципы

Статья 1:
Королевство Саудовская Аравия является суверенным арабским исламским государством. Его религия – ислам. Его конституцией являются Книга Всемогущего Бога, Священный Коран и Сунна (Предания) Пророка (мир ему и благословение). Арабский язык – это язык Королевства. Город Эр-Рияд является столицей.

Статья 2:
Государственными праздничными днями являются Ураза-байрам (Праздник Рамадана) и Ураза-байрам (Праздник жертвоприношения). Его календарь следует за годом хиджры (лунным годом).

Статья 3:
Государственный флаг:

  1. Зеленый цвет
  2. Ширина равна двум третям длины

В центре начертаны слова: «Нет бога, кроме Бога, и Мухаммед — Его посланник», а внизу — обнаженный меч. Флаг ни в коем случае нельзя переворачивать. Закон определит правила, касающиеся флага.

Статья 4: 
Государственный герб представляет собой два скрещенных меча с тройной ладонью посередине верхнего пространства между ними. Закон определяет Государственный гимн и медали.

  • Правители страны должны быть из числа сыновей короля-основателя Абдулазиза ибн Абдулрахмана Аль-Фейсала Аль-Сауда и их потомков.
  • Самые честные из них получат верность в соответствии с Книгой Всемогущего Бога и Сунной (Традициями) Его Посланника.
  • Наследный принц должен посвятить себя исключительно своим обязанностям наследного принца и должен выполнять любые другие обязанности, делегированные ему Королем.
  • После смерти Короля наследный принц принимает королевские полномочия до тех пор, пока не будет дан присяга на верность (bay’a).
  • Статья 6:
    В поддержку Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (мир ему) граждане должны дать клятву верности (байа) Королю, исповедуя верность в трудные и легкие времена.

    Статья 7:
    Правительство в Королевстве Саудовская Аравия черпает свою власть из Книги Бога и Сунны Пророка (мир ему и благословение), которые являются основными источниками информации для настоящего Закона и других законов Государства. .

    Статья 8:
    Управление в Королевстве Саудовская Аравия основано на справедливости, шуре (консультациях) и равенстве в соответствии с исламским шариатом.

    Глава третья: Ценности саудовского общества

    Статья 9:
    Семья является ядром саудовского общества. Члены семьи должны быть воспитаны в соответствии с Исламским Символом веры, который требует верности и послушания Богу, Его Пророку и правителям, уважения и послушания законам, любви и гордости за родину и ее славную историю.

    Статья 10:
    Государство стремится укреплять семейные узы и арабо-исламские ценности. Он должен заботиться обо всех людях и обеспечивать надлежащие условия для роста их талантов и навыков.

    Статья 11:
    Саудовское общество основано на полном следовании Божьему руководству. Члены этого общества должны сотрудничать между собой в благотворительности, благочестии и сплоченности.

    Статья 12:
    Укрепление национального единства является долгом. Государство запрещает любую деятельность, которая может привести к разделению, беспорядкам и разделу.

    Статья 13:
    Целью образования является внедрить исламское кредо в сердца всех молодых людей, помочь им приобрести знания и навыки, подготовить их, чтобы стать полезными членами своего общества, любить свою родину и брать гордость за свою историю.

    Глава четвертая: Экономические принципы

    Статья 14:
    Все природные ресурсы, которые Бог разместил под землей, над землей, в территориальных водах или на суше и в море под властью государства, вместе с доходами от этих ресурсов , является собственностью государства в порядке, установленном законом.

    Закон определяет способы эксплуатации, защиты и развития этих ресурсов в интересах государства, его безопасности и экономики.

    Статья 15:
    Никакие концессии или лицензии на использование каких-либо государственных ресурсов страны не могут быть предоставлены, если это не разрешено положениями Закона.

    Статья 16:
    Государственные фонды неприкосновенны. Они охраняются государством и оберегаются всеми гражданами и жителями.

    Статья 17:
    Собственность, капитал и труд являются основными компонентами экономического и социального устройства Королевства. Это личные права, которые выполняют социальную функцию в соответствии с исламским шариатом.

    Статья 18:
    Государство гарантирует частную собственность и ее неприкосновенность. Никто не может быть лишен своей частной собственности, кроме как в интересах общества. В этом случае ему выплачивается справедливая компенсация.

    Статья 19:
    Общая конфискация имущества запрещена. Никакая конфискация имущества лица не может быть осуществлена ​​без судебного решения.

    Статья 20:
    Налоги и сборы не взимаются, за исключением случаев необходимости и на справедливой основе. Наложение, изменение, отмена или освобождение должны осуществляться в соответствии с положениями Закона.

    Статья 21:
    Закят собирается и расходуется на законные расходы.

    Статья 22:
    Экономическое и социальное развитие должно осуществляться по справедливому и разумному плану.

    Глава пятая: Права и обязанности

    Статья 23:
    Государство должно защищать исламское кредо, применять шариат, поощрять добро и препятствовать злу, а также выполнять свои обязанности по распространению ислама (да’ва).

    Статья 24:
    Государство должно развивать и содержать Две священные мечети. Он должен обеспечивать заботу и безопасность паломников, чтобы помочь им совершить хадж и умру и посетить мечеть Пророка в непринужденности и комфорте.

    Статья 25:
    Государство питает устремления арабских и мусульманских народов в духе солидарности и согласия и укрепляет отношения с дружественными государствами.

    Статья 26:
    Государство защищает права человека в соответствии с шариатом.

    Статья 27:
    Государство гарантирует права граждан и их семей в чрезвычайных ситуациях, болезни, инвалидности и старости. Государство поддерживает Закон о социальном страховании и поощряет организации и отдельных лиц к участию в благотворительной деятельности.

    Статья 28:
    Государство должно содействовать возможностям трудоустройства для каждого способного человека и принимать законы для защиты работника и работодателя.

    Статья 29:
    Государство покровительствует наукам, литературе и культуре. Он будет поощрять научные исследования, защищать исламское и арабское наследие и вносить вклад в арабскую, исламскую и человеческую цивилизацию.

    Статья 30:
    Государство обеспечивает государственное образование и берет на себя обязательство искоренения неграмотности.

    Статья 31:
    Государство заботится о здоровье населения и заботится о здоровье каждого гражданина.

    Статья 32:
    Государство занимается сохранением, защитой и улучшением окружающей среды, а также предотвращением загрязнения.

    Статья 33:
    Государство формирует вооруженные силы и оснащает их для защиты Исламского вероучения, Двух Святынь, общества и родины.

    Статья 34:
    Обязанностью каждого гражданина является защита исламского вероучения, общества и родины. Закон устанавливает правила прохождения военной службы.

    Статья 35:
    Закон определяет правила, касающиеся гражданства Саудовской Аравии.

    Статья 36:
    Государство обеспечивает безопасность всех граждан и жителей на его территории. Никто не может быть задержан, арестован или заключен в тюрьму без ссылки на Закон.

    Статья 37:
    Жилища неприкосновенны. Доступ запрещен без разрешения их владельцев. Никакой обыск не может быть произведен, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Статья 38:
    Никто не может быть наказан за преступления другого. Никакое осуждение или наказание не могут быть применены без ссылки на Шариат или положения Закона. Наказание не может быть назначено постфактум.

    Статья 39:
    Средства массовой информации и все другие средства выражения должны использовать вежливый и вежливый язык, способствовать просвещению нации и укреплению единства. Запрещается совершать действия, ведущие к беспорядку и расколу, затрагивающие безопасность государства и его общественных отношений, либо унижающие человеческое достоинство и права. Подробности указываются в Законе.

    Статья 40:
    Тайна телеграфных и почтовых сообщений, телефонных и других средств связи неприкосновенна. Не допускается конфискация, задержка, слежка или подслушивание, кроме случаев, предусмотренных Законом.

    Статья 41:
    Жители Королевства Саудовская Аравия должны соблюдать его законы, соблюдать ценности саудовского сообщества и уважать саудовские традиции и чувства.

    Статья 42:
    Государство предоставляет право политического убежища, если это отвечает общественным интересам. Международные соглашения и законы определяют правила и процедуры экстрадиции обычных преступников.

    Статья 43:
    Советы, проводимые королем и наследным принцем, открыты для всех граждан и всех, у кого есть жалобы или претензии. Гражданин вправе обращаться в органы государственной власти и обсуждать любые волнующие его вопросы.

    Глава шестая: Государственные органы

    Статья 44:
    Государственные органы состоят из:

    • Судебных органов
    • Исполнительная власть
    • Регулирующий орган

    Эти органы будут сотрудничать при выполнении своих функций в соответствии с настоящим Законом или другими законами. Король является высшим арбитром для этих Властей.

    Статья 45:
    Священный Коран и Сунна (Предания) Посланника Аллаха должны быть источником фетв (религиозных консультативных постановлений). Закон определяет иерархическую организацию состава Совета старших улемов, Исследовательского управления и Аппарата муфтия, а также их функции.

    Статья 46:
    Судебная власть является независимым органом. Решения судей не подлежат никакой власти, кроме власти исламского шариата.

    Статья 47:
    Все люди, как граждане, так и резиденты Королевства, имеют право подать иск на равной основе. Закон определяет процедуры для этой цели.

    Статья 48:
    Суды должны применять нормы исламского шариата в делах, представляемых им, в соответствии со Священным Кораном и Сунной, а также в соответствии с законами, которые издаются правителем по согласованию с Священный Коран и Сунна.

    Статья 49:
    Суды уполномочены рассматривать все споры и преступления с учетом положений статьи 53 настоящего Закона.

    Статья 50:
    Король или тот, кого он может назначать, занимается исполнением судебных решений.

    Статья 51:
    Закон определяет состав Высшего судебного совета и его функции, а также иерархию судов и их функции.

    Статья 52:
    Судьи назначаются и освобождаются от должности Королевским указом по предложению Высшего судебного совета в соответствии с положениями Закона.

    Статья 53:
    Закон определяет иерархию Совета по рассмотрению жалоб и его функции.

    Статья 54:
    Закон определяет отношения между Комиссией по расследованию и Генеральным прокурором, их организацию и функции.

    Статья 55:
    Король правит нацией в соответствии с шариатом. Он также должен контролировать выполнение шариата, общей политики государства, а также оборону и защиту страны.

    Статья 56:
    Король является премьер-министром. Члены Совета Министров должны помогать ему в выполнении его миссии в соответствии с положениями настоящего Закона и других законов. Закон о Совете Министров определяет полномочия Совета в отношении внутренних и внешних дел, организации правительственных ведомств и их координации. Кроме того, Закон определяет квалификацию и полномочия министров, процедуры подотчетности министров и все вопросы, относящиеся к министрам. Закон о Совете Министров и сфере его компетенции могут быть изменены в соответствии с настоящим Законом.

    Статья 57:

    • Король назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра и членов Совета Королевским указом.
    • Заместители Премьер-министра и члены Совета несут солидарную ответственность перед Королем за выполнение шариата, законов и общей политики государства.
    • Король имеет право распускать и воссоздавать Совет Министров.

    Статья 58:
    Король назначает министров и заместителей министров, а также высших чинов и освобождает их от должности Королевским указом в соответствии с Законом. Министры и главы самостоятельных ведомств несут ответственность перед Королем за возглавляемые ими министерства и ведомства.

    Статья 59:
    Закон определяет правила государственной службы, в том числе оклады, премии, компенсации, льготы и пенсии.

    Статья 60:
    Король является Верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он назначает и увольняет офицеров со службы в соответствии с положениями Закона.

    Статья 61:
    Король объявляет чрезвычайное положение или всеобщую мобилизацию и объявляет войну. Закон устанавливает правила для этой цели.

    Статья 62:
    Если непосредственная опасность угрожает безопасности Королевства, целостности его территорий или безопасности и интересам его народа или препятствует функционированию официальных организаций, Король может принять срочные меры для справиться с такой опасностью. Если он считает, что эти меры должны быть продолжены, должны быть приняты необходимые меры в соответствии с Законом.

    Статья 63:
    Король принимает королей и глав государств, назначает своих представителей в другие штаты и принимает полномочия аккредитованных при нем представителей других штатов.

    Статья 64:
    Король награждает медалями в соответствии с положениями Закона.

    Статья 65:
    Король может передать некоторые полномочия наследному принцу королевским указом.

    Статья 66:
    Если Королю случится выехать за границу, он издаст Королевский указ о назначении наследного принца заместителем для управления государственными делами и защиты интересов народа, как указано в Королевском указе.

    Статья 67:
    Регулирующий орган занимается созданием законов и постановлений, которые будут защищать все интересы и устранять зло из дел государства в соответствии с шариатом. Его полномочия осуществляются в соответствии с положениями настоящего Закона, Закона о Совете Министров и Закона о Совете Шуры.

    Статья 68:
    Учреждается Совет шуры. В его Законе должны быть указаны детали его формирования, полномочий и избрания членов. Король может распускать и воссоздавать Меджлис Аш-Шура.

    Статья 69:
    Король может созвать Меджлис Аш-Шура и Совет Министров на совместное заседание. Он может вызвать других, кого сочтет нужным, для участия в собрании и обсуждения любых дел, которые он считает нужными.

    Статья 70:
    Законы, международные соглашения, договоры и концессии утверждаются и изменяются Королевскими указами.

    Статья 71:
    Законы публикуются в Официальном вестнике и вступают в силу с даты публикации, если не указана другая дата.

    Глава седьмая: Финансовые вопросы

    Статья 72:

    • Закон должен включать положения о доходах штата и их размещении в Генеральном казначействе штата
    • Доходы учитываются и расходуются в порядке, предусмотренном положениями Закона.

    Статья 73:
    Никакое обязательство по выплате денежной суммы из Главного казначейства не может быть принято без соблюдения бюджетных правил. Если ассигнования бюджета не могут покрыть спрос, то ассигнования должны быть выделены Королевским указом.

    Статья 74:
    Государственные активы не могут быть проданы, сданы в аренду или отчуждены, если это не разрешено законом.

    Статья 75:
    Законы должны определять положения о валюте, банках, стандартах, мерах и весах.

    Статья 76:
    Закон устанавливает финансовый год для государства. Бюджет объявляется в соответствии с Королевским указом. В нем должны быть указаны расчетные суммы доходов и расходов за один месяц до предстоящего финансового года. Если бюджет не может быть издан по веским причинам до начала нового финансового года, бюджет предыдущего года остается в силе до тех пор, пока не может быть издан новый бюджет.

    Статья 77:
    Компетентный отдел подготавливает итоговый отчет штата за прошедший год и направляет его премьер-министру.

    Статья 78:
    Бюджеты и заключительные счета ведомств, обладающих корпоративными правами, подлежат тем же процедурам, которые применяются к государственному бюджету и заключительным счетам

    Глава восьмая: Аудиторские учреждения

    Статья 79:
    Все доходы и расходы государства, а также движимое и основное имущество подлежат последующей проверке для обеспечения надлежащего использования и управления. Годовой отчет об этом направляется Премьер-министру. В Законе должны быть указаны сведения о компетентном органе аудита, а также о его филиалах и сферах компетенции.

    Статья 80:
    Государственные учреждения также должны подвергаться аудиту для обеспечения надлежащей административной деятельности и исполнения законов. Финансовые и административные нарушения подлежат расследованию. Годовой отчет направляется Премьер-министру. В Законе должны быть указаны сведения о компетентном ответственном учреждении, а также о его подчиненности и сферах компетенции.

    Глава девятая: Общие принципы

    Статья 81:
    В отношении договоров и соглашений применение настоящего Закона не должно нарушать обязательства Королевства Саудовская Аравия перед другими государствами, международными организациями и органами.

    Статья 82:
    Ни одно из положений настоящего Закона не может быть приостановлено, кроме как на временной основе, например, в военное время или при объявлении чрезвычайного положения.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *