11 выводов для управляющих организаций из постановления Пленума Верховного суда № 21
28 июня вышло постановление Пленума Верховного суда РФ № 21. Оно касается рассмотрения дел об оспаривании решений наделённых публичными полномочиями органов и лиц. Мы попросили Сергея Сергеева, представителя МКА «Арбат», рассказать, какие важные для управляющих организаций выводы содержит этот документ.
Обзор от ВС РФ: учёт электроэнергии, ТКО, размещение машин на газонах3745
0
Какие вопросы раскрываются в постановлении
Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2022 № 21 регулирует особенности применения судами положений главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ. Обе эти главы касаются проверки законности решений, действий или бездействия органов и лиц, наделённых публичными полномочиями.
Применительно к УО, это постановление в том числе регулирует вопросы обжалования и признания незаконными постановлений ГЖИ, решений администрации и так далее.
Сергей Сергеев, руководитель практики коммунального хозяйства, энергетики и управления недвижимостью Московской коллегии адвокатов «Арбат», детально проанализировал документ. Он выделил 11 тезисов, которые могут быть применены в работе управляющих организаций, и дал к каждому из них комментарии.
Обращение в суд и оспаривание решений
- Наименование оспариваемого документа не имеет значения. При этом акты контрольных мероприятий, то есть проверок, не могут быть оспорены в суде. Но может быть оспорено решение, принятое на основании акта проверки. Акт проверки может быть оспорен, если в нём содержатся требования, предусмотренные ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О госконтроле» (п. 6 Пленума).
Комментарий: особенно это актуально с учётом нового регулирования и появления так называемых контрольно-надзорных мероприятий. Акты, составленные по результатам профилактических визитов и проверок, не могут быть оспорены. Но может быть оспорено решение, которое принято на основании таких актов.
- Написание «исковое заявление» вместо «административное исковое заявление» – больше не ошибка. Суд сам должен определить вид судопроизводства, исходя из изложенных требований (п. 9 Пленума).
Комментарий: строгие требования КАС РФ к форме и содержанию административного иска, за несоблюдение которых суд возвращает исковое заявление, немного облегчены: если заявление подано не в той форме, то его не вернут. Это актуально для тех, кто в первый раз сталкивается с работой по КАС РФ.
- Прокурор может оспорить решение о предоставлении лицензии, а уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах вправе обратиться в арбитражный суд по результатам рассмотрения поступившей к ним жалобы субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности или обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов (п.
13 Пленума).
Комментарий: это полезный пункт в целом для всех. Например, граждане могут обратиться к прокурору, чтобы он выступил в защиту их прав в суде. Или УО, проигравшая суд во всех инстанциях, может обратиться к финансовому омбудсмену, чтобы тот обжаловал решения в порядке надзора. Данный пункт пленума поможет, если решение принято в разрез практике и повлияет на всех остальных участников рынка.
- Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий или бездействия судебного пристава-исполнителя может быть подано по месту совершения исполнительных действий. Иск об оспаривании актов органов госконтроля и надзора – по месту устранения нарушений законодательства (п. 14 Пленума).
Комментарий: пленум ввёл подсудность спора по выбору: можно вести спор по месту нахождения госоргана, а можно – по месту, где госорган обязал вас что-то сделать. Выбрать суд поближе – неплохая альтернатива поездкам на другой конец региона.
II обзор судпрактики Верховного суда за 2021 год: тезисы для УО и ТСЖ13913
0
Законность принятых решений
- Срок обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Пропуск срока – не основание для возвращения иска, но пропуск нужно обосновать (п.16 Пленума).
Комментарий: иными словами, оспаривать решения и действия госорганов можно когда угодно. Но только если вы сможете обосновать, что ранее обратиться в суд не могли. А потому три месяца на оспаривание предписания ГЖИ или решения об исключении вас из реестра – не строго пресекательный срок.
- Законность принятых решений – больше не формальное соблюдение требований правовых норм. А отсутствие вины госоргана – не основание для отказа в удовлетворении иска (п. 17 Пленума).
Комментарий: часто возникают ситуации, когда формальное соблюдение требования законно, но несправедливо. Теперь справедливости будет уделяться больше внимания.
- Акты, разъясняющие применение законодательства (письма госорганов, методические рекомендации) могут быть учтены судом при проверке законности решений и действий или бездействия. Но если суд решит, что такие разъяснения сами по себе закону не соответствуют, то учитываться они не будут (п. 21 Пленума).
Комментарий: это значит, что нужно проверять судебную практику. Возможно, какой-то суд уже признал, что определённое письмо Минстроя РФ не соответствует закону, тогда управляющая организация может сослаться на такое решение суда в своём споре.
- Суд применяет те нормы материального права, которые действовали в момент возникновения правоотношения с участием истца. Изменение правового регулирования – не основание для отказа в удовлетворении требований, но обязать госорган совершить действия не получится, если изменениями закона введён прямой запрет на это (п.
24 Пленума).
Комментарий: нередко возникают случаи, когда из-за изменений в законодательстве то, что раньше было незаконно, в период рассмотрения спора становится законным и в связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований или наоборот.
Три мнения о том, имеет ли ГЖИ право признать решения ОСС ничтожными3077
2
Оспаривание принятых решений
- Суд может ограничиться лишь признанием оспоренного решения незаконным и не возлагать на орган какие-либо обязанности. Например, при незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца (п. 26 Пленума).
Комментарий: арест имущества незаконен и этой констатации достаточно, чтобы приставы вернули всё, как было. Бывают случаи, когда имущество арестовывают, арест незаконен, но для того, чтобы заставить пристава прийти и открыть вход в помещение, нужно отдельно жаловаться на бездействие. Теперь суду не надо отдельно прописывать это в своём решении или идти с самостоятельным заявлением.
- Закон о госконтроле с 1 июля 2021 года ввёл обязательный досудебный порядок урегулирования спора с контрольным органом (п. 29 Пленума). Не соблюдён досудебный порядок обжалования – сразу возврат иска. А вот для граждан досудебный порядок не обязателен (п. 30 Пленума).
Комментарий: в данной ситуации важно не забывать прикладывать свои жалобы в ГЖИ к административному иску и помнить о сроках обжалования, установленных в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О госконтроле».
- Астрент с госоргана не взыскать, но только при оспаривании ненормативных правовых актов, а также решений, действий или бездействия органов госконтроля, совершённых в сфере публичных правоотношений (п. 34 Пленума).
Комментарий: это значит, что при всех возможных случаях жалоб на госорганы теперь станет невозможно взыскать с ГЖИ судебную неустойку за неисполнение решения.
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2022 № 21 представляет для управляющих организаций большую ценность. Оно регулирует порядок обжалования решений ГЖИ и администрации. При споре с ГЖИ рекомендую в первую очередь обратиться к данному пленуму, чтобы правильно сформулировать свои требования и избежать процессуальных ошибок.
Сергей Сергеев Руководитель практики «Коммунальное хозяйство, энергетика и управление недвижимостью» МКА «Арбат»
Полезная статья?
Поделитесь с коллегами и друзьями
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 73 809 подписчикам
Получать на @Mail.ru Получать на @Yandex.ru Получать на @Gmail.com Получать на мою почту
Статьи по теме
Как защитить права компании в рамках лицензионного контроля
Прошло уже больше года с момента вступления в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ, согласно которому УО могут управлять МКД только при наличии лицензии.ГЖИ проводят первые планов…
Что учесть
УО, оспаривая привлечение к ответственности по КоАП РФМы говорим об основаниях для оспаривания УО и ТСЖ протоколов об административном правонарушении и постановлений о привлечении управляющих домами к ответственности. На примере судебного дела рассказыва…
Причины оспаривания постановлений
ГЖИ: как УО защитить свои интересыПричинами судебных исков к УО могут быть незначительные недоработки в работе компаний и ошибки со стороны контролирующих органов. Суровость наказания от ГЖИ не всегда адекватна остроте ситуации. На эт…
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Разъясняли целый год: все постановления Пленума Верховного суда
Конфискация имущества и смягчение уголовного наказания, крупные сделки и сделки с заинтересованностью, заключение и толкование договоров, митинги, лайки, репосты и многое другое — рассказываем обо всех разъяснениях, которые дал Пленум Верховного суда в 2018 году.1
О назначении наказанияПленум ВСКак назначать принудительные работы, когда одно наказание нужно заменить другим, и заключить под стражу человека, который скрывается от уголовного наказания, – разъяснения по этим вопросам дал Пленум Верховного суда. «Само по себе совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя или наркотиков, не является основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание», — подчеркнул ВС.
Постановление Пленума ВС от 18 декабря 2018 года № 43 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года № 21…»
2
О праве на тайну переписки, зарплату и неприкосновенность жильяПленум ВСПостановление разъясняет судебную практику по уголовным делам о нарушении конституционных прав и свобод граждан. Его положения разъясняют, как правильно наказывать работодателей за задержку зарплаты подчиненным, что считается тайной переписки и какое помещение считается жилищем, а какое – нет.
Постановление Пленума ВС от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 1381, 139, 1441, 145, 1451 Уголовного кодекса Российской Федерации)».
О списках присяжныхПленум ВСС 1 июня 2018 года институт присяжных заседателей появился в районных и военных судах. Но для того, чтобы они начали функционировать, Верховный суд еще в феврале разъяснил, как должны составляться списки присяжных.
Постановление Пленума ВС от 13 февраля 2018 года № 5 «О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
4
О правах заключенных в колониях и автозакахПленум ВСВ постановлении о практике рассмотрения дел, связанных с нарушением условий содержания заключенных, Пленум ВС разъяснил права заключенных на гуманное обращение, запретил предоставлять привилегии отдельным гражданам и напомнил, как можно компенсировать плохие условия в колонии.
Постановление Пленума ВС от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».
О смягчении уголовного наказанияПрактика
Постановление Пленума ВС от 15 мая 2018 года № 10 «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации».
6
Об оспаривании законов и постановленийПленум ВСВ постановлении Пленум ВС разъясняет, как, кому и зачем оспаривать законы, другие нормативно-правовые акты и разъяснения законодательства, обладающие нормативными свойствами. Верховный суд выделил признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт, разъяснил правила подачи административного иска и привлечения госорганов к делу, а также разъяснил, какие последствия наступят при успешном обжаловании.
Постановление Пленума ВС от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
7
О банкротстве гражданПленум ВСВ этом постановлении Пленум ВС дал разъяснения об особенностях формирования и распределения конкурсной массы в банкротных делах граждан. В числе прочего Верховный суд рассказал, когда у гражданина в банкротстве не заберут квартиру, даже если она в ипотеке. Кроме того, дается ответ на вопрос, сколько денег суд может оставить банкроту после распродажи его вещей.
Постановление Пленума ВС от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан».
О работниках маленьких компанийПрактикаПленум Верховного суда разъяснил, как применять законодательство, относящееся к работодателям-физлицам и микропредприятиям. Основная идея Постановления — работодатели обязаны заключать официальные трудовые договоры, позволяющие обеспечивать права работников.
Постановление Пленума ВС от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
9
О заключении и толковании договоровПленум ВСПостановление ориентирует суды по возможности сохранять юридическую силу договоров, в том числе тогда, когда не соблюдены некоторые формальности, но участники подтвердили действительность соглашения. Пленум также разъясняет судам, как разрешать споры о предварительных и публичных договорах и как расценивать заверения об обстоятельствах.
Постановление Пленума ВС от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».
10
О конфискации имуществаПрактикаВ 2003 году конфискация имущества перестала быть наказанием по уголовным делам и стала принудительной мерой уголовно-правового характера. Это породило ряд вопросов. Будет ли взятка конфискована в пользу государства? А если она передавалась под контролем правоохранительных органов? Какое имущество можно забирать вне зависимости от состава преступления? Эти — и многие другие — вопросы относительно взыскания имущества Пленум ВС разъяснил в тематическом постановлении.
Постановление Пленума ВС от 14 июня 2018 года № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве».
11
О крупных сделках и сделках с заинтересованностьюВ этом сюжете14 июня, 12:59
26 июня, 10:53
Подход к оспариванию крупных сделок и сделок с заинтересованностью в ходе законодательных реформ «существенно изменился», в связи с чем Верховный суд решил актуализировать разъяснения на эту тему. В июньском постановлении Пленум рассказал о сроках исковой давности для споров вокруг таких сделок, выделил количественные и качественные их критерии и распределил бремя доказывания между истцами и ответчиками, разъяснил сроки исковой давности.
Постановление Пленума ВС от 26 июня 2018 года № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».
12
О митингахПрактикаКак правильно согласовать митинг с местными властями, как себя на нем вести, чтобы не оказаться в автозаке, и как отстоять свои интересы в суде, если что-то пошло не так, – на эти и другие вопросы Пленум Верховного суда ответил в июне. Тематическое разъяснение условно можно разделить на две части, первая из которых пригодится организатором массовых мероприятий, а вторая разъясняет правила поведения для тех, кто на эти митинги ходит — или не хочет идти, но начальство заставляет.
Постановление Пленума ВС от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»
13
О правах пассажировВ этом сюжете19 июня, 12:35
26 июня, 11:10
Постановление с разъяснениями о перевозке автомобильным транспортом обобщило судебную практику последних лет. В нем Пленум ВС разъяснил, кто ответит за поврежденный багаж, является ли потерянный билет основанием для отказа в перевозке и как быть, если транспорт сломался, а впереди еще полпути. Кроме того, Верховный суд отметил: если пассажир испачкал свою одежду о грязные сиденья в такси, то с перевозчика можно требовать компенсацию причиненного вреда.
Постановление Пленума ВС от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
Об основании для пересмотра дела по новым обстоятельствамПленум ВСВ сентябре Верховный суд признал: признание нормативно-правового акта недействующим или его отмена могут послужить новым обстоятельством для пересмотра судебного решения вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим.
Постановление Пленума ВС от 20 сентября 2018 года № 33 «О признании не подлежащим…».
15
О наказании за репосты и лайкиПленум ВССвобода слова – превыше всего, а при её ограничении нужно учитывать множество различных факторов. Так Пленум ВС рассудил в сентябре, внося изменения в свое постановление об «экстремистских» делах. Разъяснения наказаний за репосты и лайки в интернете вышли на фоне ряда громких уголовных дел.
Постановление Пленума ВС от 20 сентября 2018 года № 32 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
Об уголовной ответственности работодателяПленум ВСВ апреле президент Владимир Путин ужесточил ответственность за происшествия на опасных производственных объектах. Спустя полгода они вступили в силу, в связи с чем Пленум Верховного суда облегчил судам рассмотрение дел по трем профильным статьям Уголовного кодекса и дал необходимые разъяснения. Например, о том, кто может быть потерпевшим, а кто — виновным.
Постановление Пленума ВС от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Konstitusiya Məhkəməsi
ON BEHALF OF AZERBAIJAN REPUBLIC
DESICION
OF THE PLENUM OF THE CONSTITUTIONAL COURT
OF AZERBAIJAN REPUBLIC
Review of the жалоба Соны Нифтуллы кызы Мамедовой о соответствии решений Пленума Верховного Суда от 3 марта 2005 года
Конституции и законам Азербайджанской Республики
28 июня 2005 г. BAKU CITY
Пленум Конституционного суда Республики Азербайджан. Присутствовало:
F.Abdullayev (президент судья), F.Babayev, R.QValadze. , Э.Мамедов, И.Наджафов, С.Салманова и А.Султанов (судья-докладчик) и секретарь суда И.Исмаилов,
в присутствии представителей заявителя Р.Оруджева и Ф.Мамедова
на основании жалобы Соны Мамедовой,
рассмотрел в открытом заседании в порядке особой конституционной процедуры в соответствии со статьей 130 Раздела V Конституции Азербайджанской Республики конституционное дело о соответствии решения Пленума Верховного Суда Азербайджанской Республики от 3 марта 2005 года к Конституции и законам Азербайджанской Республики.
Заслушав доклад судьи Султанова и заявления представителей истца Р.Оруджева и Ф.Мамедова, изучив материалы и рассмотрев дело, Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики
ОПРЕДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
27 октября 2004 года Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики постановил: и решение Гражданской коллегии Верховного суда от 5 ноября 2003 года по гражданскому делу, возбужденному по иску Соны Мамедовой о возврате уплаченных денежных средств и возмещении ущерба в связи с расторжением договора купли-продажи квартиры, противоречащее статье 60 Конституции. Азербайджанской Республики и статьями 413, 88, 407.2, 416 и 417.0.2 Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики и, следовательно, недействительным; и
назначить новое судебное разбирательство в порядке и сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством Азербайджанской Республики.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Пленума Конституционного Суда Пленум Верховного Суда рассмотрел новые обстоятельства дела в части нарушения прав и свобод. 3 марта 2005 г. Пленум Верховного Суда постановил:
отменить решение Гражданской коллегии Верховного Суда от 5 ноября 2003 г. и постановление Гражданской коллегии Апелляционного суда от 29август 2003 г.; и
назначить новое апелляционное рассмотрение дела.
Однако в постановлении Пленума Верховного Суда вообще не упоминается процессуальное решение Гражданской коллегии Верховного Суда от 3 октября 2003 года, признанное Пленумом Конституционного Суда недействительным.
В повторном обращении в Конституционный суд Сона Мамедова заявила, что Пленум Верховного суда не применил статьи 13.7, 431-4.2.2, 431-3.3 и 431-4.1 ГПК ( далее «УПК»), применимых к данному делу, и применил статью 431-4.2.1 УПК, которая была неприменима к нему, и, таким образом, нарушила положения статьи 130 раздела IX Конституции Азербайджанской Республики. Далее она утверждала, что указанное решение нарушило следующие конституционные права: равенство, защиту прав и свобод человека и гражданина, собственность, свободу предпринимательства, судебную защиту прав и свобод, а также право на сохранение неизменной судебной юрисдикции и право требовать возмещение убытков. На основании этих утверждений она просила Конституционный суд проверить соответствие изложенного решения Пленума Верховного суда Конституции и законам Азербайджанской Республики.
Пленум Конституционного Суда в отношении жалобы отметил следующее.
В соответствии со статьей 130 раздела IX Конституции, решения Конституционного Суда Азербайджанской Республики имеют обязательную силу на всей территории Азербайджанской Республики. Согласно статье 63.4 Закона Азербайджанской Республики о Конституционном Суде, решения Конституционного Суда являются окончательными и не могут быть аннулированы, изменены или официально истолкованы каким-либо лицом или организацией. Статья 66.2 того же Закона гласит, что с момента вступления в законную силу решение Конституционного Суда подлежит безусловному исполнению, а должностные лица, не исполнившие его, несут ответственность в соответствии с законом Азербайджанской Республики. Конституцией и иными законодательными актами Азербайджанской Республики при определении компетенции и порядка принятия решений Конституционным Судом не предусмотрено создание какого-либо органа, в том числе судебного, который имел бы компетенцию давать официальную юридическую оценку решениям Конституционного Суда.
В порядке рассмотрения новых обстоятельств нарушения прав и свобод, предусмотренных главой 44-1 УПК, в случае признания Пленумом Конституционного Суда решения Верховного Суда или иных судебных решений недействительными и постановляет о пересмотре дела, Пленум Верховного Суда в порядке и сроки, установленные гражданским процессом, либо отменяет, либо оставляет в силе соответствующее решение суда, либо направляет дело на новое рассмотрение в инстанцию, нарушившую соответствующие права и свободы. При этом Пленум Верховного Суда может принимать меры по устранению нарушений материального или процессуального права только в соответствии с правовыми позициями, изложенными Конституционным Судом.
Пленум Конституционного Суда еще раз указывает, что при повторном рассмотрении дела Пленум Верховного Суда может считаться действующим в соответствии со статьей 130 части IX Конституции только в том случае, если, помимо рассмотрения дела, выносит конкретные предписания об исправлении судебных ошибок, указанных в решениях Конституционного Суда Азербайджанской Республики, с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека в инстанции, допустившей ошибки, и в сроки, установленные соответствующим законом.
При производстве по новым обстоятельствам нарушения прав и свобод рассмотрение вопросов права Пленумом Верховного Суда не должно ущемлять компетенцию Конституционного Суда, а также искажать (пересматривать, расширять , ограничивать или каким-либо образом перетолковывать) свои решения и ставить под угрозу эффективность конституционного судопроизводства, но соответствовать конституционно определенной роли кассационного суда. При этом Верховный Суд и другие суды земель принимают решения только в пределах, определенных Конституционным Судом по соответствующему делу. Эти границы охватывают правовые вопросы и права и свободы, признанные нарушенными, как они определены в соответствующем постановлении Пленума Конституционного Суда (постановление Пленума Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 25 января 2005 года «Проверка соответствия части III Пункт 8 и пункт 7 части IV Закона Азербайджанской Республики № 688-IIQD от 11 июня 2004 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Азербайджанской Республики»).
В таком случае Пленум Верховного Суда не рассматривает существо дела в порядке производства о новых обстоятельствах в связи с нарушением прав и свобод, а просто является связующим звеном между Конституционным Судом и судебной инстанцией, которая будет продолжать рассмотрение дела.
В соответствии со статьей 431-2 УПК, в отношении исполнения решений Конституционного суда Азербайджанской Республики и Европейского суда по правам человека Пленум Верховного суда рассматривает исключительно вопросы права. В статье 431-4.1 того же Кодекса отмечается, что Пленум Верховного Суда Азербайджанской Республики выносит определение после рассмотрения дела и определяет процессуальные пределы деятельности Пленума Верховного Суда. Поэтому в таких случаях Пленум Верховного Суда правомочен принимать решение только в пределах и со ссылкой на правовые позиции, определенные Конституционным Судом.
По рассматриваемому делу Пленум Верховного Суда нарушил положения части IX статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики и статьи 431. 4.2 УПК, приняв решение, противоречащее решению Пленума Верховного суда. Конституционный Суд от 27 октября 2004 г.
Пленум Конституционного Суда также отмечает, что статья 9.1 УПК устанавливает, что суд должен соблюдать принципы состязательности и равенства сторон и принимать решения, основанные на фактах и законе. Статья 431-3.3 УПК требует, чтобы в ходе производства по новым обстоятельствам, связанным с нарушением прав и свобод, стороны дела были уведомлены о месте и времени судебного разбирательства.
Как видно из материалов дела, Пленум Верховного Суда не уведомил Мамедову о своем заседании от 3 марта 2005 года, на котором были рассмотрены новые обстоятельства в связи с нарушением прав и свобод, чем было нарушено право заявителя на равенство перед законом, установленным статьей 25 Конституции.
Соответствующее постановление Пленума Верховного Суда помимо того, что было поверхностным, не было должным образом обоснованным с точки зрения материального и процессуального права. Хотя в описательной части решения были указаны все решения по делу, вынесенные судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, мотивировочная часть решения заканчивалась ссылкой на спорный эпизод следующим образом: «Пленум Верховного Суд исходит из того, что, поскольку Гражданская коллегия Апелляционного суда игнорировала при рассмотрении дела вопросы материального и процессуального права, как решение, так и процессуальное решение Гражданской коллегии Апелляционного суда следует отменить, а дело рассмотреть повторно. апелляционный суд. Например, при определении величины расходов на ремонт спорной квартиры заключение судебного оценщика не было должным образом соотнесено с другими доказательствами».
УПК Статья 431.4.1 устанавливает, что решение Пленума Верховного Суда должно быть принято в соответствии с требованиями статей 430.2 и .3 того же Кодекса. В статье 430.2 четко указано, что решение Пленума Верховного Суда должно ссылаться на правовую норму, используемую для его обоснования. Несоблюдение этого требования влечет за собой грубое нарушение закона со стороны Пленума Верховного Суда, который в своем постановлении указал, что гражданская коллегия Апелляционного суда нарушила нормы материального и процессуального права, но не сослался на правовые положения, позволившие прийти к такому выводу.
Принимая во внимание вышеизложенное, Пленум Конституционного Суда пришел к выводу, что в связи с решением Пленума Верховного Суда Азербайджанской Республики от 3 марта 2005 года, принятым в установленном порядке о новых обстоятельствах в отношении о нарушении прав и свобод в гражданском деле, возбужденном по иску Мамедовой о возврате уплаченных денежных средств и возмещении вреда в связи с расторжением договора купли-продажи квартиры, противоречит статьям 25, 60 и статье 130 раздела IX Конституции Республики Азербайджанской Республики, статьи 63.4, 66.1 и .2 Закона Азербайджанской Республики о Конституционном Суде и статьи 430.2.7, 431.1-3.3, 431.1-4.1 и 431. 1-4.2 Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики , указанное решение признать недействительным. В соответствии с настоящим Постановлением и постановлением Пленума Конституционного Суда от 27 октября 2004 года дело подлежит повторному рассмотрению в порядке и сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством Азербайджанской Республики.
Руководствуясь разделами V и IX статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики и статьями 52, 62, 63, 65, 66, 67 и 69 Закона Азербайджанской Республики о Конституционном Суде, Пленуме Конституционного Суда
ПОСТАНОВИЛИ:
и свободы в гражданском деле, возбужденном по иску Мамедовой о возврате уплаченных денежных средств и возмещении ущерба в связи с расторжением договора купли-продажи квартиры, противоречит статьям 25, 60 и статье 130 Раздела IX Конституции Азербайджанской Республики, статьи 63.4, 66.1 и .2 Закона Азербайджанской Республики о Конституционном Суде и статей 430. 2.7, 431.1-3.3, 431.1-4.1 и 431.1-4.2 Гражданского кодекса порядке Азербайджанской Республики, указанное решение признается недействительным. В соответствии с настоящим Постановлением и постановлением Пленума Конституционного Суда от 27 октября 2004 года дело подлежит повторному рассмотрению в порядке и сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством Азербайджанской Республики.
2. Решение вступает в силу со дня его опубликования.
3. Решение опубликовать в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети» и «Бакинский рабочий», а также в «Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики».
4. Решение является окончательным и не может быть аннулировано, изменено или официально истолковано каким-либо физическим или юридическим лицом.
Председатель Фархад Абдуллаев
Третий пленум 18-го съезда Коммунистической партии Китая еще один поворотный момент в экономическом развитии Китая
Третий пленум 18-го съезда Коммунистической партии Китая завершился ранее на этой неделе. Встреча была долгожданной как знаковое событие в экономических реформах Китая.
Ченг Ли, старший научный сотрудник и директор по исследованиям Китайского центра Джона Л. Торнтона , говорил с CRIEnglish.com после мероприятия:
Это очень соответствует китайской мечте президента Си Цзиньпина… возрождению китайской нации. И в то же время, наверное, более важным является продвижение [] среднего класса, а также предоставление людям из низшего класса возможности получить статус среднего класса. …
Я вижу, что это прекрасная возможность. Это еще один поворотный момент в экономическом развитии Китая. Если в предыдущее десятилетие мы не видели расширения среднего класса, то это начало очередной волны развития частного сектора. В этом нет сомнений. Потому что партийное руководство подхватило эту идею. Это уже рассматривается как мандат администрации Си Цзиньпина.
Тем не менее, в новой части для Bloomberg , Ли критикует высшее руководство Китая за то, что оно остановилось перед «дальновидными» реформами для «проверки официального взяточничества », включая раскрытие информации об активах. Однако он отмечает некоторые «серьезные сдвиги в политике», в том числе большую независимость судебной системы:
Related Books
При действующей системе местные судьи подчиняются местным партийным руководителям, которые оказывают политическое давление на их решения. При правлении Бо Силая высший суд города Чунцин почти полностью следовал приказам Бо. Злоупотребление властью и жестокость полиции стали безудержными в городе. В будущем вертикальный контроль местных судов со стороны национальной судебной системы должен укрепить верховенство закона.
Перед пленарным заседанием Ли и Райан МакЭлвин написали , что пессимистические взгляды на некоторые «гиперболические прогнозы» не смогли «уловить импульс руководства, чувство безотлагательности и коллективное понимание необходимости приступить к большим, смелым и широким действиям». реформы, чтобы заручиться общественной поддержкой, пока не стало слишком поздно».