Прокурор разъясняет — Прокуратура Рязанской области
Прокурор разъясняет
- 16 июля 2021, 09:54
Внесены изменения в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в сфере уголовного права и процесса
Текст
Поделиться
Пленум Верховного Суда 29 июня 2021 года принял Постановление «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» за № 22.
Речь идет о следующих постановлениях пленума Верховного Суда Российской Федерации: от 05.12.2006 № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел», от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», от 28.06.2012 № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве», от 25.06.2019 № 19 «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» и от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
В частности, разъясняется, что:
— рассмотрение уголовного дела в особом порядке не освобождает суд от обязанности исследовать вопросы, касающиеся гражданского иска, и принять по нему решение;
— изменение обвинения в части квалификации содеянного, которое допускается, если для этого не требуется исследования собранных по делу доказательств и фактические обстоятельства при этом не изменяются, должно быть мотивированно;
— суд при повторном рассмотрении дела, в том числе в общем порядке судебного разбирательства, не вправе назначить осужденному более строгое наказание в тех случаях, когда приговор, постановленный по правилам главы 40 УПК РФ, отменен судом вышестоящей инстанции по основаниям, не связанным с ухудшением положения осужденного;
— перед экспертом не могут быть поставлены вопросы по оценке достоверности показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, полученных в ходе производства допроса, очной ставки и иных следственных действий, в том числе с применением аудио- или видеозаписи, поскольку в соответствии со статьей 88 УПК РФ такая оценка относится к исключительной компетенции лиц, осуществляющих производство по уголовному делу;
— проведение судебного разбирательства в особом порядке, когда с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, не освобождает суд от обязанности исследовать вопросы, касающиеся гражданского иска, и принять по нему решение;
— обвинительный приговор должен содержать выводы суда о соблюдении подсудимым условий и выполнении обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве;
— тайное изъятие денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, например, если безналичные расчеты или снятие наличных денежных средств через банкомат были осуществлены с использованием чужой или поддельной платежной карты, надлежит квалифицировать как кражу по признаку «с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств»;
— местом окончания мошенничества, состоящего в хищении безналичных денежных средств, является место нахождения подразделения банка или иной организации, в котором владельцем денежных средств был открыт банковский счет или велся учет электронных денежных средств без открытия счета.
Подготовлено апелляционно-кассационным отделом уголовно-судебного
управления прокуратуры области по материалам СПС КонсультантПлюс
Внесены изменения в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в сфере уголовного права и процесса
Пленум Верховного Суда 29 июня 2021 года принял Постановление «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» за № 22. Как отмечается, корректировки подготовлены в связи с изменением законодательства, а также возникающими в судебной практике вопросами.
Речь идет о следующих постановлениях пленума Верховного Суда Российской Федерации: от 05.12.2006 № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел», от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», от 28.06.2012 № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве», от 25. 06.2019 № 19 «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» и от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
В частности, разъясняется, что:
— рассмотрение уголовного дела в особом порядке не освобождает суд от обязанности исследовать вопросы, касающиеся гражданского иска, и принять по нему решение;
— изменение обвинения в части квалификации содеянного, которое допускается, если для этого не требуется исследования собранных по делу доказательств и фактические обстоятельства при этом не изменяются, должно быть мотивированно;
— суд при повторном рассмотрении дела, в том числе в общем порядке судебного разбирательства, не вправе назначить осужденному более строгое наказание в тех случаях, когда приговор, постановленный по правилам главы 40 УПК РФ, отменен судом вышестоящей инстанции по основаниям, не связанным с ухудшением положения осужденного;
— перед экспертом не могут быть поставлены вопросы по оценке достоверности показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, полученных в ходе производства допроса, очной ставки и иных следственных действий, в том числе с применением аудио- или видеозаписи, поскольку в соответствии со статьей 88 УПК РФ такая оценка относится к исключительной компетенции лиц, осуществляющих производство по уголовному делу;
— проведение судебного разбирательства в особом порядке, когда с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, не освобождает суд от обязанности исследовать вопросы, касающиеся гражданского иска, и принять по нему решение;
— обвинительный приговор должен содержать выводы суда о соблюдении подсудимым условий и выполнении обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве;
— тайное изъятие денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, например, если безналичные расчеты или снятие наличных денежных средств через банкомат были осуществлены с использованием чужой или поддельной платежной карты, надлежит квалифицировать как кражу по признаку «с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств»;
— местом окончания мошенничества, состоящего в хищении безналичных денежных средств, является место нахождения подразделения банка или иной организации, в котором владельцем денежных средств был открыт банковский счет или велся учет электронных денежных средств без открытия счета.
Подготовлено апелляционно-кассационным отделом уголовно-судебного
управления прокуратуры области по материалам СПС КонсультантПлюс
Постановления Пленума Верховного Суда | hand-help.ru
Правовые консультации по делам, связанным с наркотиками
Поддержать
- Законодательство
Постановления обновлены по состоянию на январь 2020 г.
Отображать по 10 материалов 20 материалов 100 материалов
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.
05.2018 года № 10 «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации» Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
15.05.2018
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
27.04.2017
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года № 55 «О судебном приговоре»
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
29.11.2016
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»
ред. от 18.12.2018
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
22.12.2015
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве»
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
30. 06.2015
утратило силу
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
28.01.2014
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам»
ред. от 15.12.2022 N 38
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
19.12.2013
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»
с изм. от 11.06.2020 г. № 7
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
19. 12.2013
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»
ред. от 29.11.2016 N 56
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
27.06.2013
Постановление Пленума Верховного Суда РФ 28 июня 2012 г. № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»
Читать• Постановления Пленума Верховного Суда
28.06.2012
Левин обнародовал законопроекты об устранении почти всех инструментов Высокого суда для государственного надзора
Министр юстиции Ярив Левин опубликовал в среду вечером законопроекты, которые введут в действие его радикальную программу по переделке судебной системы и строго ограничат полномочия Верховного суда по судебному надзору за Законодательство Кнессета и исполнительная власть.
Капитальный ремонт судебной системы предоставит правительству полный контроль над назначением судей, включая судей Верховного суда; серьезно ограничить возможности Высокого суда справедливости по отмене законодательства; и разрешить Кнессету повторно издавать законы, которые суду удается аннулировать большинством голосов всего в 61 депутата. Правительство также сможет назначать председателя и вице-президента Верховного суда, которые ранее не работали в Верховном суде и, возможно, даже не были судьей суда низшей инстанции.
Представители коалиции заявили, что правительство намерено принять пакет законов к концу марта.
Предложения, которые Левин частично обрисовал на прошлой неделе, вызвали ожесточенную оппозицию среди значительной части широкой общественности, многочисленных юристов и оппозиционных партий, которые утверждают, что капитальный ремонт устранит все ограничения на государственную власть и поставит под угрозу права меньшинств и более слабые элементы в обществе. Лидер оппозиции Яир Лапид назвал это «не правовой реформой», а «радикальной сменой режима». Бывший председатель Верховного суда Аарон Барак сравнил эти предложения с «ядовитыми пилюлями», которые превратят страну в «пустую демократию», оставят граждан без защиты от лишения их прав и ознаменуют собой начало конца современного государства Израиль.
Левин и другие сторонники этой меры в ответ утверждают, что Высокий суд превысил свои полномочия за последние два десятилетия и серьезно ограничил способность избранных коалиций и министров проводить политику правительства. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, назначивший Левина, когда его коалиция вступила в должность 29 декабря, решительно поддерживает предложения, заявив, что они «укрепят демократию».
Получить The Times of Israel’s Daily Edition по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылкиРегистрируясь, вы соглашаетесь с условиями.
Коалиционное большинство в коллегии, выбирающей судей
Основным законопроектом, разработанным Левиным и его офисом для достижения своих целей, является поправка к Основному закону: Судебная власть.
Согласно законопроекту, разработанному Левиным, Избирательная комиссия судей, отвечающая за назначение судей, а также за продвижение в вышестоящие суды и увольнение судей в случае необходимости, будет расширена с девяти до 11 членов.
Министр юстиции Ярив Левин присутствует на слушаниях в Кнессете по Конституции, в Комитете по законодательству и правосудию, 11 января 2023 г. (Йонатан Синдел/Flash90)
В состав комиссии войдут три министра правительства, в том числе министр юстиции, который возглавит комитет; три депутата, один из которых, вероятно, но не точно, является членом оппозиции; два представителя общественности избираются министром юстиции; и три судьи Высокого суда, включая главного судью.
Это даст правительству контроль над семью из 11 членов комитета. Для избрания судей Высокого суда потребуется большинство в шесть членов комитета, а для избрания судей нижестоящих судов — простое большинство.
Законодательство также предусматривает проведение публичных слушаний по кандидатам в Верховный суд, хотя, если такие слушания не проводятся, комитет в любом случае имеет право назначить кандидата.
Практически отсутствуют средства судебного надзора
Важно отметить, что в законопроекте излагаются условия, на которых Высокий суд может осуществлять судебный надзор за законодательством Кнессета.
Хотя внесенная Левином поправка к Основному закону впервые законодательно закрепит право суда на осуществление судебного надзора, на практике возможности суда отменять законы Кнессета или вносить в них поправки будут значительно ослаблены.
До сих пор эти полномочия в значительной степени исходили из принятия Основного закона: Человеческое достоинство и свобода в 1992 году и знаменательного постановления Высокого суда о банке Мизрахи в 1995 году.
Председатель Верховного суда Эстер Хают и другие судьи на слушаниях Верховного суда по ходатайствам против назначения лидера партии ШАС Арье Дери министром в связи с его недавним осуждением за налоговые правонарушения, 5 января 2023 г. (Yonatan Sindel/Flash90)
В законопроекте Левина прямо говорится, что суды не могут даже выслушивать аргументы против квазиконституционных Основных законов Израиля, и любое решение суда об отмене или ограничении действия одного из Основных законов не будет иметь юридической силы.
Реклама
Этот пункт вводится в законодательство, чтобы Высокий суд не мог поставить его в тупик, немедленно осуществив судебный контроль над пакетом реформ нового правительства.
Высокий суд сможет отменить закон Кнессета только в том случае, если в рассмотрении дела будет председательствовать полный состав из 15 судей суда, за вычетом тех, кто не может участвовать по разным причинам. Кроме того, любое решение об отмене законодательства должно получить поддержку 80% коллегии, то есть 12 из 15 судей, если присутствуют все судьи Высокого суда.
Кнессет, тем не менее, сможет просто повторно принять закон на четырехлетний период, набрав всего 61 депутата, что есть во всех коалициях большинства, а это означает, что судебный пересмотр Верховным судом законодательства Кнессета будет резко ограничены и легко опрокидываются.
По прошествии этого четырехлетнего периода новый Кнессет мог бы затем повторно принять тот же закон, который тогда был бы навсегда защищен от пересмотра Высоким судом.
Если Высокий суд отменит закон единогласным решением, Кнессет не сможет повторно принять этот закон в течение всего срока полномочий этого Кнессета. Тем не менее, новый Кнессет все еще может впоследствии повторно принять этот закон и отменить единогласное решение суда.
Израильтяне на акции протеста против нового правительства премьер-министра Биньямина Нетаньяху на площади Хабима в Тель-Авиве, 7 января 2023 года. (Авшалом Сассони/Flash90)
Отмена «разумности»
Законодательство Левина также налагает на суд еще одно важное ограничение, а именно лишение суда возможности использовать критерий «разумности» для определения того, являются ли административные решения «разумными» и были ли они приняты с надлежащий учет всех соответствующих факторов.
Высокий суд на протяжении многих лет использовал принцип разумности для отмены нескольких важных решений правительства и местных органов власти, в том числе о защите религиозных прав, обеспечении надлежащей защиты от ракетных обстрелов из Газы для гражданских лиц на юге и отмене весьма проблематичных политических назначений.
Новое правительство решительно возражает против использования судом принципа разумности на том основании, что он слишком аморфен и, следовательно, предоставляет суду чрезмерную власть над политикой правительства.
Назначение председателя Верховного суда и вице-президента
Законопроект Левина также отменяет традицию «старшинства», согласно которой судья с наибольшим стажем работы в Верховном суде становится президентом. Вместо этого президент и вице-президент будут выбраны Комитетом по отбору судей «таким же образом, как назначаются судьи Верховного суда». Это позволит комитету назначить любого судью Верховного суда, судью суда низшей инстанции или даже частного адвоката, который никогда не был судьей, но соответствует критериям для назначения в Верховный суд.
Эта мера даст нынешнему правительству непосредственное влияние на Верховный суд, когда в этом году действующий президент судья Эстер Хают уйдет в отставку.
Председатель Верховного суда имеет несколько важных полномочий, включая выбор размера и состава коллегий по конкретным делам.
Срок полномочий председателя и вице-президента Верховного суда также будет сокращен с семи до шести лет.
Согласно сообщению Channel 13 News, закон будет представлен в Кнессет к концу недели, а через 21 день представлен Министерскому комитету по законодательству для утверждения в первом чтении на пленуме Кнессета. .
«Мы идем на выборы, голосуем, выбираем, и раз за разом люди, которых мы не избирали, выбирают за нас… это не демократия», — сказал Левин на прошлой неделе, описывая основные компоненты своих реформ во время пресс-конференции. в Кнессете.
«Эти реформы укрепят правовую систему и вернут к ней доверие населения. Они восстановят порядок: это позволит законодательным органам издавать законы, правительству управлять, юрисконсультам давать советы, а судьям судить», — сказал министр юстиции.
Лидеры оппозиции яростно осудили предложения Левина, назвав их политическим переворотом, а юристы, в том числе бывшие судьи Верховного суда, предупредили, что пакет реформ серьезно подорвет демократию.
В интервью Times of Israel в среду бывший заместитель председателя Верховного суда судья Эльяким Рубинштейн предупредил, что пакет реформ Левина может привести к «демократической диктатуре», и сказал, что он оставит в Израиле фактически только одну ветвь власти: коалиция большинства.
Лидер оппозиции Лапид, глава партии «Еш Атид», заявил 13 каналу новостей, что реформы Левина были «отменой израильской демократии», добавив: «То, что они делают здесь сегодня — они создают ситуацию, в которой правительство контролирует все. Это не демократия».
Лапид также утверждал, что сторонники радикальной реформы судебной системы в новом правительстве «эксплуатировали тот факт, что Биби [Нетаньягу] слаб и напуган своими испытаниями», чтобы протолкнуть меры.
В случае возможного сдвига коалиция выводит из повестки дня Кнессета некоторые законопроекты о пересмотре правовой системы внезапно отменил запланированное голосование пленума Кнессета по некоторым ключевым законодательным актам.
Законопроекты, которые теперь перенесены со среды на более позднюю дату, включают один, направленный на то, чтобы помешать Высокому суду воспрепятствовать возвращению лидера партии ШАС Арье Дери в качестве министра, а другой предлагает пункт о приоритете, который позволит парламенту повторно принять закон. законы, отмененные высшим судом.
Во вторник президент Исаак Херцог встретился с депутатом Кнессета от религиозного сионизма Симхой Ротман, председателем Комитета Кнессета по конституции, закону и правосудию, который протолкнул через комиссию первые части предложения о реформе судебной системы. Президент также встретился отдельно с лидером оппозиции Яиром Лапидом и лидером партии «Национальное единство» Бенни Ганцем. Все встречи проходили в официальной резиденции президента в Иерусалиме и касались «плана президента, представленного в его обращении к нации», согласно канцелярии Герцога.
Коалиционный лидер Офир Кац объявил в среду днем, что после призыва Герцога в начале недели к остановке законодательного процесса, чтобы можно было провести переговоры о компромиссе, он решил — после консультации со вторым автором законопроекта, депутатом Кнессета Моше Арбелем — отложить голосование по предложенному Дери закону до следующей недели, добавив, что это «не повлияет на продвижение судебной реформы».
Одновременно офис Ротмана заявил в своем заявлении, что Ротман удалил свой законопроект о приоритетной оговорке из повестки дня пленума в среду и обратился к юрисконсульту Кнессета за юридическим заключением после вопросов, поднятых оппозицией о законности ускорения рассмотрения частного законопроекта, в то время как аналогичный законопроект, предложенный комитетом Ротмана, обсуждался этим комитетом.
Получить The Times of Israel’s Daily Edition по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылкиРегистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Но министр юстиции Ярив Левин и Ротман заявили в совместном заявлении, что отложенные голосования касаются законопроектов, поданных в частном порядке, отозванных по решению их авторов, которые не являются частью пакета обсуждались в комитете.
«Законодательство о судебной реформе продолжается без перерыва», — сказали они, добавив, что комитет продолжит свою работу в воскресенье, как и планировалось, и что первый этап капитального ремонта, одобренный для голосования в Кнессете ранее на этой неделе , как и планировалось, пройдет первое голосование на пленуме в ближайший понедельник.
От президента Л-Р Исаака Херцога, депутата Симхи Ротмана, лидера «Еш Атид» Яира Лапида, лидера «Национального единства» Бенни Ганца (Flash 90) сами сегодня — мы боролись вместе и сумели отсрочить законы, попирающие демократию, которые сегодня не будут вынесены на голосование пленума Кнессета».
Но лидер Лейбористской партии Мерав Михаэли был гораздо более скептичен, написав в Твиттере, что «диалог возможен только при полном замораживании законодательства, принятого всеми частями коалиции, и сохранении красных линий независимой правовой системы в Израиле.
«Сотни тысяч израильтян вышли на улицы не для того, чтобы в конечном итоге стать знаком кошерной сертификации принципов Левина и Ротмана», — добавила она. «Настало время для эскалации протеста, пока не восторжествует демократия».
Министр юстиции Ярив Левин (слева), министр внутренних дел Арье Дери (второй слева), премьер-министр Биньямин Нетаньяху и Цахи Браверман (справа) на заседании кабинета министров в Иерусалиме, 8 января 2023 г. (Амос Бен-Гершом/GPO)
Рассматриваемый законопроект Дери внесет поправку в существующий Основной закон: правительство, включив пункт, выводящий назначения министров за пределы компетенции судебной системы. В воскресенье члены министерского комитета по законодательству проголосовали за поддержку законопроекта правительством, тем самым ускорив его рассмотрение в Кнессете.
Если закон пройдет первое голосование, он будет передан в комитет Кнессета, который подготовит его к трем последующим голосованиям, прежде чем он станет законом.
Дери, который был назначен министром здравоохранения и внутренних дел в новом правительстве, в прошлом месяце был лишен права занимать должность в результате громкого решения Высокого суда. Судьи постановили, что предоставление главе ШАС поста в кабинете министров было «чрезвычайно неразумным» из-за его прошлых уголовных судимостей, в том числе одного в прошлом году за налоговые правонарушения, и потому, что в прошлом году он ложно убедил судью, что навсегда уходит из политической жизни.