Понятие признаки административного правонарушения – 16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности - нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

  • Противоправность

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

zaochnik.com

Понятие и признаки административного правонарушения (проступка).

Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Основными характерными признаками административного проступка являются:

а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами;

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

в) виновность лица, совершившего деяние;

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

г) возможность применения административных взысканий.

Перечень закрепленных признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка.

Определенная совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением, установлена правом и называется составом данного проступка.

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные законом признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Вопрос 30: Понятие и элементы состава административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях КоАП РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины.

studfiles.net

Понятие и признаки административного правонарушения

Основание административной ответственности - совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления вредных последствий не желал.

Характерным правонарушением с прямым умыслом является нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ). Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ) также правонарушение, совершаемое с прямым умыслом. А вот деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ, выражающиеся в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом или в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта), могут иметь как прямой, так и косвенный умысел. Причем, как показывает изучение дел, возбужденных по ч. 2 ст. 14.23, подобные правонарушения совершаются в основном с косвенным умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных послелствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, — типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, поскольку не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), имеет место неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Кстати, рассмотренное выше правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ (заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом), в ряде случаев совершается по неосторожности: по небрежности не проверяется, было ли лицо, с которым заключается договор на управление юридическим лицом, дисквалифицировано.

Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и но неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть).

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежным). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих ДТП известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и т. п., в результате чего не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Допустим, в нарушение требований приказа директора должностное лицо организации вело переговоры с клиентами в верхней одежде. Это противоправное деяние (нарушение нормы приказа директора, содержащей соответствующее требование) имеет, как правило, косвенный умысел. Сотрудник либо сознательно допускает наступление вредных последствий своего действия — потерю имиджа организации (явно этого не желая), либо относится к этим вредным последствиям безразлично. Хотя иногда может иметь место и прямой умысел (сотрудник хотел нанести вред имиджу организации) или неосторожная форма вины (сотрудник по небрежности просто забыл раздеться).

Однако административная ответственность за такое деяние ни КоАП РФ, ни законами субъектов РФ об административных правонарушениях не предусмотрена. Значит, данный проступок является не административным правонарушением, а дисциплинарным проступком. За него должностное лицо может нести лишь дисциплинарную ответственность.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:

- посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

- в области охраны собственности;

- в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

- в промышленности, строительстве, энергетике;

- в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

- на транспорте и в области дорожного движения;

- в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;

- в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;

- посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

- в области воинского учета.

Кодексами и законами субъектов РФ предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный.

Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного админ истрати вного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например,

www.webohrannik.ru

2. Понятие и признаки административного правонарушения.

В соответствии с КАОП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от него виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Понятие административного правонарушения позволяет выявлять следующие его признаки. Это действие или бездействие, т.е. деяние, общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое.

Действие - это активное нарушение запрета, правил, нормы, невыполнение обязанности (нарушение правил охоты и рыболовства и др.)

Бездействие выражается в несовершении лицом действий, которые оно должно и могло совершить (уклонение от явки на призывной пункт, нарушение правил паспортного режима и т.п.).

Общественная опасность правонарушения является его материальным признаком, основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности. Степень общественной опасности является единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления. Однако некоторые авторы отрицают наличие данного признака у административного правонарушения.

Противоправность административного правонарушения является юридическим выражением его общественной опасности. Она заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, которое он обязан совершить в силу предписаний правовой нормы, причем не только нормы административного права, но и других отраслей (конституционного, гражданского, налогового, таможенного и др.).

Признак виновности административного правонарушения указывает на внутреннее, психологическое, волевое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям.

Наказуемость как признак административного правонарушения указывает на то, что конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением, если за него предусмотрена административная ответственность.

3. Юридический состав административного правонарушения.

Совокупность признаков правонарушения образуют его юридический состав, который является основанием административной ответственности правонарушителя.

Состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Выделяют общий, родовой и видовой (непосредственный) объект правонарушения.

Общий объект административного правонарушения – это общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного права.

Родовой объект - это составные части общего, в том числе общественная безопасность, государственный и общественный порядок, личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, установленный порядок управления.

Видовой (непосредственный) объект посягательства – это то, на что непосредственно посягает конкретное правонарушение (честь, достоинство граждан, общественная нравственность, правила дорожного движения и т.п.)

Объективная сторона - это система признаков правонарушения, характеризующих его внешнее проявление (время, место, способ совершения проступка, причинная связь проступка и его последствий и др.).

Содержание объективной стороны деяния характеризуют такие его квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность, длящееся правонарушение, продолжаемое правонарушение (см. Попов Л.Л. Гл. 13. учебника «Административное право». М. 1999).

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию.

Неоднократность - это совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КОАП.

Злостность выражает упорство, нежелание правонарушителя подчиниться законным требованиям представителя власти.

Систематичность административного правонарушения указывает на то, что оно совершается в течение года несколько (более трех) раз в какой-либо одной сфере одним и тем же субъектом.

Длящимся административным правонарушением является невыполнение требований правовой нормы в течении длительного времени (нарушение правил хранения охотничьего ружья и др.).

Продолжаемые правонарушения - это совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых правонарушитель должен привлекаться к административной ответственности.

Субъектами административного правонарушения могут быть физические лица, достигшие 16-ти летнего возраста, и юридические лица, совершившие правонарушение. Выделяют общий субъект, специальный и особый.

Общий субъект - это вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ, а также юридические лица.

К специальным субъектам относят должностных лиц, иностранных граждан, не имеющих дипломатического иммунитета, лиц без гражданства и родителей несовершеннолетних детей.

Особые субъекты административного правонарушения - это военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава, органов внутренних дел, другие приравненные к ним лица. За большинство административных правонарушений они несут ответственность по дисциплинарным уставам.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину, т.е. совокупность признаков, характеризующих отношение лица к содеянному и его последствиям. Вина выражается в форме умысла или неосторожности.

Закон различает прямой и косвенный умысел. Прямой умысел означает, что правонарушитель сознает противоправный характер своего деяния, предвидит возможность и неизбежность наступления его вредных последствий и желает их наступления. Косвенный умысел имеет место, когда правонарушитель не желает, но предвидит и сознательно допускает наступление вредных последствий.

Неосторожная вина проявляется в форме легкомыслия или небрежности. Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывает их предотвратить (превышение скорости и т.п.)

Небрежность имеет место в тех случаях, когда лицо не предвидит возможность противоправных последствий, но должно и могло их предвидеть (использование неисправного транспорта и др.)

В некоторых административных правонарушениях их субъективная сторона включает в себя, кроме вины, мотив и цель (например, корыстные мотивы, цель получения материальной выгоды и др.).

В зависимости от наличия или отсутствия последствий выделяют формальные и материальные составы административных правонарушений.

Формальными признаются такие составы, которые не предусматривают наступление вредных последствий, т.е. правонарушением является сам факт нарушения каких-либо правил (санитарных, противопожарных и т.п.).

Материальные составы предполагают наступление вредных последствий (мелкое хищение чужого имущества и т.п.).

studfiles.net

Понятие и признаки административного правонарушения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и признаки административного правонарушения

1.1 Понятие административного правонарушения

1.2 Признаки административного правонарушения

2. Состав административного правонарушения

2.1 Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения

2.2 Юридический состав административного правонарушения

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни - всем гражданам и юридическим лицам, другие - работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи - должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

Все названные и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции.

Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях[1] .

В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в норм

mirznanii.com

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Поведение людей в обществе может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дис­циплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений (проступков).

Понятие административного правонарушения сформулиро­вано в ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь. Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное, а так­же характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое уста­новлена административная ответственность.

Анализ этой нормы позволяет выявить общие признаки, при­сущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правона­рушений (преступлений, дисциплинарных проступков и др.).

К числу таких признаков следует отнести: 1) общественную опасность; 2) административную противоправность; 3) админи­стративную наказуемость и виновность.

Сущностным признаком, присущим административному пра­вонарушению, является его общественная опасность. Как ад­министративное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым об­щественным отношениям. Термин «общественная опасность» не включен в определение административного проступка, содер­жащееся в ст. 2.1 КоАП. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушени­ем, посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угро­зы нарушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтвер­ждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 УК, в которой говорится, что Уголовный кодекс Республики Беларусь опреде­лят, какие общественно опасные деяния являются преступными. Степень общественной опасности административного про­ступка не является абстрактной категорией. Она определяется на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, в частности:

• особенность объекта правонарушения;

• личность правонарушителя;

• повторность;

• злостность противоправного посягательства;

• наличие тяжких последствий;

• характер вины.

Признание общественной опасности в качестве сущностно­го (материального) признака административного правонаруше­ния означает, что деяние, лишенное его, не может квалифициро­ваться как административный проступок.

Так, гражданин Л. перешел улицу в неустановленном мес­те, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части этой улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запре­щен. При таких обстоятельствах поступок Л. не может рас­сматриваться как административное правонарушение, предус­мотренное КоАП, так как он не создавал (и не мог создать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия лишены признака общественной опасности.

Юридическим выражением признака общественной опас­ности административного правонарушения является его адми­нистративная противоправность. Административным проступ­ком может быть признано только такое поведение, которое зап­рещено нормами административного права (противоречит содер­жащимся в них предписаниям).

Неотъемлемый признак административного правонаруше­ния - административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предус­мотрена административная ответственность.

Далеко не все общественные отношения, регулируемые ад­министративно-правовыми нормами, охраняются административ­ными взысканиями (санкциями). Например, правила пользова­ния метрополитеном запрещают бежать по эскалатору, облока­чиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д. Эти действия являются противоправными, при определенных обсто­ятельствах могут быть общественно опасными, но не оценива­ются как административные правонарушения, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания.

Обязательный признак административного правонарушения -виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для призна­ния деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно нака­зуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Так, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное правонарушение, случив­шееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно по­терял сознание и не мог управлять транспортным средством.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие лю­бого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

По основному, материальному признаку - степени обществен­ной опасности - все правонарушения делятся на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного про­ступка обладает более высокой степенью общественной опасности,

которая определяется объектом посягательства, характе­ром деяния, способом его совершения, наступившими последстви­ями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридичес­кими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграниче­ния преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление -это деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение ко­торого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение - деяние, предусмотренное нормами админист­ративного права, содержащимися как в законе, так и в подза­конных нормативных актах, за которые установлена админист­ративная ответственность.

Названные признаки разграничения преступления и адми­нистративного проступка не являются неизменными. На раз­ных этапах развития общества одни и те же деяния могут оце­ниваться законодательством как более или менее общественно опасные, а следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными проступками.

Административные проступки следует отличать от дисцип­линарных проступков. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым при­чиняется вред в результате их совершения.

Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, уста­новленный в конкретных организациях (учреждениях, предпри­ятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисцип­лины. Указанные отношения объектами административных пра­вонарушений не являются.

Административные проступки - деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные про­ступки лишь в самом общем виде определены нормами трудо­вого, административного права.

Если административное правонарушение заключается в на­рушении общеобязательных правил, норм, регулирующих пове­дение всех граждан, независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок - это неисполнение лицом обязанностей, кото­рые на него возложены как на работника определенного пред­приятия (учреждения, организации).

 

Одно и то же деяние одновременно признается администра­тивным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, его совершившее, привлекается и к административ­ной, и к дисциплинарной ответственности. Так, нарушение пра­вил техники безопасности, предусмотренное ст. 9.17 КоАП, од­новременно является нарушением трудовой дисциплины и вле­чет применение к работнику дисциплинарного взыскания.

Административные правонарушения по ряду признаков от­личаются от гражданско-правовых деликтов. Круг обществен­ных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимуще­ственные отношения). Гражданско-правовой деликт - это нару­шение субъективных прав лица (физического или юридическо­го), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответ­ственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Адми­нистративный проступок - деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыска­ние), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (пре­дупреждение, арест, лишение специального права). Администра­тивный проступок, причинивший имущественный ущерб граж­данину, предприятию, учреждению или организации, одновремен­но является и гражданско-правовым деликтом. Наряду с при­влечением к административной ответственности лицо, совер­шившее такой проступок, подлежит и гражданско-правовой от­ветственности.

 




infopedia.su

Понятие и признаки административного правонарушения (проступка).

Поделись с друзьями

В соответствии с ч.1 ст.2.1. Кодекса РФ  об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Исходя из приведенного понятия административного правонарушения определим его специфические признаки (черты).

Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

1. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном осознанном мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Административное правонарушение — это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.

Действие представляет собой активное невыполнение предусмотренных нормой или правилом обязанностей или нарушение запрета (например, нарушение правил охоты). Действие — это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортны ми средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, на рушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие — пассивное невыполнение обязанности (например, правил пожарной безопасности). Иногда одни и те же правила могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов). Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение пред писаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по вое питанию и обучению детей).

2. Административное правонарушение является антиобщественным деянием, а степень его опасности определяется соответствующим законодательством. Следовательно, не каждое антиобщественное деяние охватывается признаками административного правонарушения.

Любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношении. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил)

По степени общественной опасности административное правонарушение отграничивается от преступления.

Правом определять наличие или отсутствие общественной опасности административного правонарушения (деяния) обладают в рамках «административного усмотрения» и правоприменители. Так, ст. 2.9 КоАП устанавливает, что при малозначительности, а значит, и отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

3. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права. Эти нормы могут принадлежать не только административному, но и финансовому, земельному, таможенному, трудовому и другим отраслям права, которые охраняются нормами административного права.

Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в большинстве случаев считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям.

4. Виновность деяния означает, что правонарушение совершено умышленно или по неосторожности. Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, но для административной ответственности этого признака недостаточно, так как ее субъект включает такие необходимые характеристики, как возраст и дееспособность лица (например, несовершеннолетний или невменяемый нарушает правила, установленные для пешеходов. При формальной противоправности отсутствует виновность деяния).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

5. Административная ответственность за деяние или наказуемость также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законом предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о