Земельные общества и крестьянские дворы получили законодательство
29 октября 2018
Парламентская газета
96 лет назад, 30 октября 1922 года, принят первый земельный кодекс Российской Федерации.
Фото: Парламентская газетаПарламентская газета
Документ был представлен и принят на 4-й сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 9-го созыва.
Видео дня
Основной задачей Кодекса провозглашалось урегулирование крестьянского землепользования «в целях обеспечения правильного и устойчивого, приспособленного к хозяйственным условиям, пользования землёй».
В первый год после октябрьских событий 1917 г. новым руководством России были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Народным комиссариатом земледелия был разработан проект Земельного кодекса РСФСР, который включил в себя основные положения декретов «О земле» (1917) и «О социализации земли» (1918). Кодекс предусматривал закрепление права государственной собственности на землю, впервые определял единый государственный земельный фонд, указывал формы и виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, городских землях, землях транспорта, а также подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.
На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. обсуждалась необходимость перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. В декабре следующего года IX Всероссийский съезд Советов поручил Народному комиссариату земледелия пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики.
В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства 3-я сессия ВЦИК 9-го созыва в мае 1922 г. приняла закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов». 4-я сессия того же созыва утвердила Земельный кодекс РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г.
Земельный кодекс РСФСР собрал воедино и кодифицировал всё действовавшее и не противоречившее новым условиям и новой политике законодательство. При этом были отменены законодательные акты, либо не вошедшие в Кодекс, либо устаревшие. В отличие от предыдущих нормативных актов данный Земельный кодекс расширил государственное регулирование земельных отношений. Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование советских хозяйств, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли, а также добровольные объединения отдельных дворов или совокупность дворов, выделившихся из прежних обществ. Большое внимание в Кодексе было уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.
В 1928 г. в дополнение к Земельному кодексу были также приняты Общие начала землепользования и землеустройства.
В декабре 1968 г. Общие начала были отменены Законом «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик», который не только расширил полномочия органов государственной власти РСФСР в сфере земельных отношений, но и лёг в основу нового Земельного Кодекса РСФСР 1970 г.
Другое,
Земельный кодекс | это… Что такое Земельный кодекс?
ТолкованиеПеревод
- Земельный кодекс
(англ. land code) — в РФ систематизированный единый законодательный акт, регулирующий земельные отношения и связанные с ними отношения собственности.
Первый З.к. РСФСР был принят 30.10.1922 г., состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и гос-ных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. З.к. РСФСР 1922 г. закрепил исключительное право собственности государства на землю, недра, воды и леса; земля изымалась из гражданского оборота; сделки с землей преследовались по закону и признавались недействительными. З.к. РСФСР 1922 г. действовал с изменениями и дополнениями до 1.12.1970 г.
З.к. РСФСР 1970 г. был принят 1.07.1970 г. и введен в действие с 1.01.1971 г.
ЗК РСФСР* 1991 г. принят 25.04.1991 г. В нем впервые подтверждено многообразие и равенство гос-ной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности на землю. ЗК РСФСР состоит из 15 разделов, включающих 127 статей: разд. I — Общие положения; разд. II — Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, защита и гарантии их прав; разд.
III — Земли сельскохозяйственного назначения; разд. IV — Земли населенных пунктов; разд. V — Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения; разд. VI — Земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; разд. VII — Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса; разд. VIII — Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам* землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; разд. IX — Охрана земель; разд. X — Контроль за использованием и охраной земель; разд. XI — Гос-ный земельный кадастр; разд. XII — Землеустройство; разд. XIII -Разрешение земельных споров; разд. XIV — Ответственность за нарушение земельного законодательства; разд. XV — Международные договоры.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.
Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
- Земельное законодательство рф
- Земельный кредит
Полезное
Землевладение, советское и постсоветское
Центральной идеей коммунистической идеологии было противодействие частной собственности на средства производства. Этот запрет на частную собственность проявлялся прежде всего в земельных отношениях. Руководствуясь своими идеологическими убеждениями, новый большевистский режим на следующий день после захвата власти у Временного правительства в октябре 1917 г. издал декрет «О земле», отменивший частную собственность на землю и введший национализацию земли. За октябрьским указом последовало земельное законодательство 19 января.18, который запрещал аренду или обмен земли.
После окончания Гражданской войны в России (1917–1921 гг.) в 1922 г. был принят первый советский Земельный кодекс. Он регулировал землепользование и действовал до начала 1990-х гг. Первый советский Земельный кодекс закрепил национализацию земли и отменил частную собственность на землю, недра земли, воды и леса. Статья 27 Земельного кодекса 1922 г. запрещала покупку, продажу, завещание или залог земли. Земельный кодекс 1922 г. разрешал аренду земли у государства до 1928. Начиная с 1928 года были внесены правовые изменения, подорвавшие свободы, содержащиеся в Земельном кодексе 1922 года. Ограничения на аренду земли положили начало коллективизации сельскохозяйственных угодий, начиная с 1929 г. Семейные хозяйства, основанные на арендованных землях, были объединены в крупные совхозы и колхозы на основе государственной собственности на землю. Ограничения на аренду земли оставались в силе до конца 1980-х гг.
Запрещение частной собственности на землю не означало, однако, что советские граждане были лишены землепользования. Сельские и городские домохозяйства могли использовать небольшие земельные участки, которые использовались для выращивания продуктов питания для семейного потребления и для пополнения семейного дохода. Эти земельные наделы назывались «подсобными участками», иногда переводились как личные подсобные хозяйства или просто «приусадебные участки». В целом производство продуктов питания и продажа продуктов питания в совхозах и колхозах планировались и регулировались центральным правительством. Вспомогательные участки не основывались на частной собственности на землю, но и не входили в сферу государственного планирования. Вспомогательные участки могли быть закреплены за семьей или отдельным лицом. Хотя коммунистическая идеология была против этого частного использования земли и считала эти земельные участки остатками капитализма, продукты питания, произведенные на этих участках, составляли значительный процент национального питания, в частности мясо, молоко, яйца, овощи и картофель. Для сельских жителей продукты питания, произведенные на подсобных хозяйствах и проданные на городских продовольственных рынках, составляли почти половину семейного дохода вплоть до XIX века.50-е годы. В этих условиях советскому руководству пришлось поставить прагматизм выше идеологии и допустить существование вспомогательных сюжетов. У сменявших друг друга советских лидеров были разные взгляды на обращение с вспомогательными участками. В трудные экономические времена советская власть занимала более снисходительную позицию. Однако господство крупного коллективного сельского хозяйства среди политической элиты не подвергалось и не могло подвергаться сомнению, и до прихода к власти Михаила Горбачева в 1985 г. ни один советский лидер не рассматривал возможность разрешения самостоятельных хозяйств на основе аренды земли.
Когда Горбачев стал Генеральным секретарем, он хотел оживить советское сельское хозяйство, которое переживало застой в производстве продуктов питания в начале 1980-х годов. Его идея заключалась в том, чтобы разрешить отдельным лицам, желающим создать независимые фермы, арендовать землю у совхозов и колхозов. В феврале 1990 года был принят Закон СССР о земле. Он легализовал аренду сельскохозяйственных земель с целью создания самостоятельных индивидуальных хозяйств, но не узаконил землевладение. В апреле 1991 года был принят новый Земельный кодекс, заменивший 19-ю.22 Земельного кодекса, и в этой новой редакции закрепили право аренды земли.
Закон о земле позволял также отдельным республикам СССР принимать собственные законы о земле. В декабре 1990 года Российская Республика отменила законодательство 1922 года о собственности на землю, приняв Закон о собственности, в котором проводилось различие между частной ( частная ) и государственной собственностью на землю. Принятие ряда других законов, в том числе «О земельной реформе», означало, что впервые с момента прихода к власти коммунистов в 1917, частная собственность на землю была разрешена, хотя покупка земли строго регулировалась, а на продажу земли был наложен десятилетний мораторий.
Когда в конце декабря 1991 года Советский Союз распался, президент России Борис Ельцин решительно подтвердил свою приверженность частной собственности на землю, которая уже была легализована в советский период. В конце декабря 1991 года Ельцин издал постановления правительства и указы президента, предписывающие крупным хозяйствам провести реорганизацию и раздать земельные доли всем членам хозяйства, а фактические земельные участки выделить тем, кто хочет выйти из родительского хозяйства. Он также подтвердил право на частную собственность на землю и призвал к возникновению нового класса частных фермеров, основанных на частной собственности на землю. Несмотря на эти шаги, в течение 19В 90-х годах вопрос частной собственности на землю и право на покупку и продажу земли вызывали ожесточенные споры и были ключевыми аспектами политического конфликта между реформаторами и консерваторами.
После роспуска в октябре 1993 года Верховного Совета и Съезда народных депутатов — оставшегося от советской эпохи законодательного органа — Ельцин продолжал формировать земельные отношения. 27 октября 1993 г. Ельцин издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», оказавший важное влияние на земельные отношения до конца десятилетия. Этот указ предусматривал раздачу земельных документов собственникам земли и земельных долей, тем самым создавая правовую основу для земельного рынка. 19 декабря93 г., новая Конституция России гарантировала право частной собственности на землю. Это право было подтверждено в Гражданском кодексе, принятом в 1994 году.
Начиная с 1994 года возник зачаточный земельный рынок, предполагавший куплю-продажу земли, в том числе земли сельскохозяйственного назначения. Рынок земли был несколько ограничен тем, что сельскохозяйственные земли должны были использоваться только в сельскохозяйственных целях. Но указ был важным первым шагом и имел желаемый эффект: к концу 1990-х годов ежегодно регистрировались миллионы сделок с землей (хотя большинство из них были сделками по аренде).
После семи лет острых политических разногласий постсоветский Земельный кодекс был принят и подписан президентом Владимиром Путиным в октябре 2001 года. Впервые с 1917 года существовал Земельный кодекс, который позволял гражданам России владеть, покупать, и продать землю. Самый спорный вопрос — право купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения — был исключен из нового Земельного кодекса.
После принятия Земельного кодекса администрация Путина быстро приняла закон, регулирующий продажу земли сельскохозяйственного назначения. К июню 2002 г. правительственный законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения прошел три чтения в Государственной Думе и был направлен в верхнюю палату Совета Федерации, где был одобрен в июле 2002 г. Ближе к концу июля 2002 г. Путин подписал закон, первый закон с 19№ 17 по регулированию купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения в России.
Вступивший в силу закон был очень консервативным и требовал, чтобы сельскохозяйственные земли использовались в сельскохозяйственных целях. За исключением небольших земельных участков, таких как приусадебные участки, если собственник частной земли желал продать свою землю, он был обязан предложить ее органам местного самоуправления, у которых был один месяц для реализации своего права преимущественной покупки. до того, как земля может быть предложена третьим лицам. Если земля предлагалась третьему лицу, она не могла быть по цене ниже, чем первоначально предлагалась местному самоуправлению. Владельцы земельных долей должны были предложить свои доли сначала другим членам коллектива, а затем местному самоуправлению, и у обоих был один месяц, чтобы воспользоваться своим правом преимущественной покупки. Только в том случае, если это право не было использовано, акции могли быть проданы третьему лицу, но не по цене ниже первоначально предложенной местному самоуправлению. Если собственник менял цену своей земли (или своих земельных долей), то местное самоуправление должно было снова получить преимущественное право покупки по новой цене. Закон установил минимальный размер сделок с землей и максимальный размер собственности на землю. Наконец, закон предусматривал конфискацию земли (как и Земельный кодекс), если земля не использовалась или использовалась не по назначению, или если использование привело к ухудшению состояния окружающей среды.
См. также: сельское хозяйство; колхозы; землевладение имперской эпохи
Данилов Виктор П. (1988). Сельская Россия нового режима. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
Медведев, Жорес А. (1987). Советское сельское хозяйство. Нью-Йорк: Нортон.
Вадекин, Карл-Ойген. (1973). Частный сектор в советском сельском хозяйстве. 2-е изд. Беркли: Калифорнийский университет Press.
Вегрен, Стивен К. (1998). Сельское хозяйство и государство в советской и постсоветской России. Питтсбург, Пенсильвания: University of Pittsburgh Press.
Стивен К. Вегрен
Режим собственности в России 1
Конституция 1993 г. провозглашает право владения землей в частной собственности. Это подтверждается Гражданским кодексом 1996 года, но глава 17 Гражданского кодекса, призванная установить рамки сделок с землей, до сих пор не введена в действие. Кроме того, существуют и другие отрасли права, регулируемые законодательством (преимущественно в виде кодексов), не отвечающим потребностям рыночной экономики. В частности, площадь земель, на которых с 1996, более прогрессивный Гражданский кодекс оказался в противоречии с более «советским» Земельным кодексом 1991 года. Во избежание существенного законодательного коллизии (и по политическим причинам тоже) глава 17 не вступила в силу в 1996 году с другими главами Гражданского кодекса. Он был опущен до вступления в силу нового Земельного кодекса, который был принят Советом Федерации 10 октября 2001 года.
Новый Земельный кодекс является знаковым законодательным актом, который впервые 80 лет. Однако в контексте регионов следует отметить, что большинство из них уже имели свой режим земельного права, многие из которых были более прогрессивными, чем существовавшие на федеральном уровне. Таким образом, если введение в действие нового Земельного кодекса окажет влияние на имущественные отношения на всей территории Российской Федерации, то в разрезе отдельных регионов России оно будет иметь меньшее значение.
Земля
Статья 9 Конституции предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной или некоторых других формах собственности. В период 1997 – 1999 гг. режим земельного права, принятый некоторыми регионами, допускал коммерческий оборот земельных участков в соответствии с потребностями развивающегося местного рынка. В частности, Земельный кодекс Республики Татарстан (принят в 1998 г.) и Закон Самарской области «О земле» (также в 1998), разрешил гражданам и юридическим лицам, в том числе иностранным, приобретать права собственности на землю для коммерческого или промышленного использования.
Одной из практических проблем с получением этих прав на региональном уровне было отсутствие подробных законодательных положений, касающихся регулирования прав на землю и, в частности, их приобретения, передачи, отчуждения и регистрации.
Кроме того, местная инфраструктура, необходимая для контроля за земельным режимом, практически отсутствует. Есть надежда, что с введением в действие нового Земельного кодекса и необходимых подзаконных актов эти вопросы будут наконец решены, хотя и на федеральном уровне.Следует отметить, что новый Земельный кодекс противоречит большей части регионального земельного законодательства (например, в Поволжье). Если не возникнет конфликта между федеральными и региональными властями, ожидается, что соответствующий федеральный округ отразит процедуры, содержащиеся в новом Земельном кодексе, в будущем законодательстве.
Одним из наиболее существенных положений нового Земельного кодекса является порядок приобретения земельных участков для строительства зданий и других сооружений. Муниципальные власти имеют право продавать права собственности и права аренды на земельные участки. Покупатели, заинтересованные в получении этих прав, должны обратиться в соответствующий муниципальный орган.
Здания
Еще до вступления в силу нового Земельного кодекса ограничения на владение землей физическими и юридическими лицами в какой-то степени обходили разграничение, которое российское законодательство проводит между землей, с одной стороны , а здания и другие сооружения на одном земельном участке, на другом. Здания могли принадлежать частным лицам и компаниям, в том числе иностранным инвесторам, хотя земля под этими строениями формально оставалась государственной собственностью. Хотя новый Земельный кодекс впервые прямо разрешает владение землей, это вряд ли повлияет на это различие. Предполагается, что право собственности на здание по-прежнему будет включать в себя прилегающий к нему земельный участок. Таким образом, возникновение рынка розничной продажи земли вряд ли окажет неблагоприятное воздействие на ранее существовавшие права собственности на здания.
Вне зависимости от того, переходит ли земля под зданием из государственной собственности в частные руки, право пользования этой землей сохраняется за зданием. Новый Земельный кодекс конкретно предусматривает, что если земля, примыкающая к расположенному на ней зданию или необходимая для его использования, принадлежит другому лицу, не владеющему самим зданием, владелец здания по-прежнему имеет право пользования. этой земли. Более того, при любом распоряжении этим участком собственник здания будет иметь преимущественное право на его приобретение.Ожидается, что новый Земельный кодекс окажет наибольшее влияние на возможности коммерческого развития и на рынок жилья.
Аренда
Земля может быть сдана в аренду компаниями и частными лицами, как российскими, так и иностранными. Здания и части здания также могут быть сданы в аренду. Как указывалось ранее, при продаже здания любые права аренды на землю под зданием (или необходимую для его использования) обычно также переходят к покупателю здания. По общему правилу договор аренды земельного участка заключается с муниципальными органами, если собственник недвижимого имущества не приобрел право собственности на такой земельный участок в момент его приватизации.
Следует отметить, что новый Земельный кодекс значительно упрощает процедуру передачи права аренды, допуская передачу таких прав по действующему договору аренды без заключения нового. Раньше для передачи прав по договору аренды земельного участка необходимо было заключать новый договор аренды.
Условия договора аренды регулируются положениями Гражданского кодекса. Договоры аренды на срок более одного года должны быть оформлены в письменной форме и должны быть зарегистрированы. При этом не существует минимального и максимального срока аренды. Это правило не распространяется на аренду лесных участков, недр или водоемов, срок аренды которых ограничен. Также договоры аренды жилых помещений ограничены или заключаются на минимальный срок пять лет. Однако на практике срок аренды обычно оговаривается в договоре.
Законодательство некоторых регионов противоречит Гражданскому кодексу, поскольку оно устанавливает максимальный срок аренды – например, в Республике Татарстан верхний предел установлен в 50 лет.
Обратите внимание, что арендная плата за здания включает сумму в отношении аренды соответствующего земельного участка. На практике стороны не выделяют цену аренды земельного участка в арендной плате. Если стороны не договорились об ином, применяются положения Гражданского кодекса о пересмотре арендной платы, и это требует проведения пересмотра не чаще одного раза в год.
Ограничение права собственности
В соответствии с новым Земельным кодексом муниципальные власти могут передавать в собственность земельные участки, не превышающие определенного размера. Такое же положение содержится в Земельном кодексе Республики Татарстан и Законе Самарской области «О земле». В соответствии с новым Земельным кодексом иностранные граждане не могут владеть земельными участками, расположенными вблизи государственной границы Российской Федерации. Перечень таких земельных участков определяется Правительством.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации предусматривает, что в отдельных случаях для приобретения недвижимого имущества требуется получение предварительного разрешения. Ожидается, что это положение будет распространяться на покупку земли, когда будет достигнут соответствующий порог разрешения.
Если определенный вид деятельности подлежит лицензированию, любая продажа земли, на которой должна осуществляться такая деятельность, не сопровождается соответствующей лицензией. Скорее, каждый новый владелец земли должен будет получить лицензию на конкретную деятельность, которая будет осуществляться на этой земле.
Ипотека
Ипотека может быть оформлена на землю и здания. Условия ипотеки регулируются Гражданским кодексом и Законом об ипотеке 1998 года. Ипотечные кредиты должны быть удостоверены нотариусом в России и зарегистрированы в соответствующем регистрирующем органе. Здания и другое недвижимое имущество могут быть заложены, но только вместе с любыми правами владельца здания на землю под зданием. Жилые дома и квартиры также могут быть предметом ипотеки, как и права аренды в недвижимом имуществе.
Регистрация
Продажа/покупка недвижимого имущества, в том числе земельных участков, осуществляется на основании письменного договора (без копий), который затем подлежит регистрации. Все права собственности на недвижимое имущество и любые сделки с имуществом, включая аренду на срок более одного года, а также предоставление сервитутов и ипотечных кредитов, должны быть зарегистрированы в отделе регистрации, созданном местными властями под надзором Министерства юстиции.
Регистрация в соответствующем органе в соответствии с Законом о государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним является подтверждением права собственности. Например, практически в каждом регионе Приволжского федерального округа принят свой закон, регулирующий порядок регистрации прав на недвижимое имущество. Именно по этой причине сборы за регистрацию недвижимого имущества различаются в разных регионах.
Регистрации подлежат также аренда недвижимого имущества на срок более одного года и ипотека или иное обременение прав на недвижимое имущество. Незарегистрированные права недействительны. Сведения о регистрации прав вносятся в сводный реестр недвижимого имущества. В Республике Татарстан разработана электронная версия реестра прав на недвижимое имущество, которая теоретически открыта для общественности. Следует отметить отсутствие единого реестра прав/обременений на движимое имущество.
Платежи за недвижимость
Платежи за недвижимость в России, осуществляемые российским физическим или юридическим лицам, будь то арендные платежи или платежи по покупной цене, подлежат валютному контролю в Российской Федерации и должны производиться в рублях. Платежи в иностранной валюте, осуществляемые за границей, возможны, если арендодатель и арендатор или покупатель и продавец являются иностранными юридическими лицами, хотя могут применяться налоги у источника. Цены на многие товары, включая землю, нередко указываются в иностранной валюте, обычно в долларах США. Затем оплата производится в рублях по курсу ЦБ, действующему на день оплаты.
Использование
Конкретное использование земли и зданий обычно определяется Государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наиболее существенное различие между жилым и нежилым использованием.
Гражданский кодекс различает коммерческую/промышленную недвижимость и жилую недвижимость. Эта дифференциация восходит к экономической философии эпохи до 1991 года, отсюда и Жилищный кодекс 1983 года (с поправками). В соответствии с Гражданским кодексом жилые помещения могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Если жилое помещение находится в собственности юридического лица, такое юридическое лицо может использовать это помещение только для проживания физических лиц.
Во многих субъектах Российской Федерации приняты собственные законы об использовании жилых помещений.