Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Содержание

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Граждане » Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Это добровольная и неоплачиваемая помощь гражданам, которые не могут самостоятельно совершать ряд действий.

Иногда даже взрослые и дееспособные граждане нуждаются в дополнительной помощи, так как не могут самостоятельно совершать ряд действий. Чаще всего причиной того, что дееспособному лицу назначают помощника, является его состояние здоровья. Именно для этого существуют попечительство и патронаж.

Понятие, цели и функции патронажа

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.

Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.

Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.

Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.

Основания для установления патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.

Но при этом гражданин должен сохранить ясность ума и быть абсолютно дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки. В этом случае никто не может отказать гражданину в его законном праве на дополнительную помощь.

Попечительство могут установить:

  • лицам, перенесшим тяжелое заболевание или травму, и страдающим от последствий;
  • лицам с физическими недостатками, которые не позволяют им вести нормальный образ жизни;
  • лица пенсионного возраста, признанные беспомощными по состоянию здоровья.

Порядок установления патронажа

Патронаж над дееспособными гражданами должен устанавливаться в порядке, который определяется действующим законодательством. В первую очередь обеим сторонам для этого необходимо предоставить:

  • Заявление лица, нуждающегося в патронаже по состоянию здоровья. Оно регистрируются в специальном журнале.
  • Согласие лица, у которого есть желание установить патронаж над этим гражданином. Оно обязательно оформляется в письменной форме.
  • Документы, подтверждающие их личность.
  • Выписка из домовой книги. Гражданин, нуждающийся в дополнительном уходе, должен доказать, что имеет постоянное место жительство.
  • Медицинские справки, которые могут подтвердить факт того, что гражданин действительно нуждается в патронаже.
  • Справки от врачей-специалистов, подтверждающие, что лицо, желающее установить патронаж, не состоит на учете у нарколога и может осуществлять свои обязанности.
  • Автобиография помощника, а также справка с его места работы.
  • Согласие на патронаж членов семьи будущего помощника дееспособного лица.
  • Договор, который заключают между собой стороны.

К помощнику всегда предъявляются достаточно высокие требования. Он проверяется достаточно тщательно, особенно его личные качества. Также происходит определение возможностей патрона выполнять свои задачи. При этом орган власти, который занимается установлением патронажа, имеет право запрашивать любые документы из любых учреждений для подтверждения личности помощника.

Важно знать, что патроном не может быть лицо, которое обслуживает гражданина по поручению других социальных организаций. Помощником редко назначают лиц, которые проживают слишком далеко от своего подопечного.

Установление патронажа – нелегкий процесс. На основании заявления лица, требующего патронаж, муниципалитет обследует его бытовые условия. Помимо этого, с ним проводят разъяснительную работу, во время которой рассказывают его права и обязанности. Результатом обследования жилищных условий является акт, который подписывается комиссией и обследуемым.

Также могут обследовать условия проживания будущего помощника. Далее на основании всех поданных документов уполномоченные лица принимают решение. Патронаж над дееспособными гражданами устанавливается не позднее месяца после подачи им заявки. Если решение принято в пользу лица, то начинается оформление постановления об установлении над ним патронажа. Копии этого документа направляются обеим сторонам для ознакомления. Таков порядок установления социального патронажа.

После этого органы власти формируют так называемое наблюдательно дело, к которому тут же приобщают все документы, включая заявления участников и т. д. В праве на патронаж могут отказать, если для этого будут основания. Ими являются условия, противоречащие действующим законам.

Контроль органов опеки и попечительства за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей

Патронаж взрослых обязательно должен контролироваться соответствующими органами. Они осуществляют его по мере возможностей. Существует такое понятие, как контрольное обследование, которое проводят дважды в год. При необходимости это количество для каждого конкретного случая могут увеличить.

Также между гражданином и его помощником могут заключаться определенные соглашения. Чаще всего это договор поручения или управления имуществом. В этом случае муниципалитет обязан проверять исполнение патроната по этим соглашение.

Если во время любой из проверок уполномоченные органы обнаружили, что патронат допускает ошибки (умышленно или нет), то они обязаны сообщить об этом гражданину. Кроме этого, от помощника могут потребовать устранения всех нарушений в установленные сроки. Если он откажется или проигнорирует указания муниципалитета, то будет принято решение о прекращении им выполнения своих обязанностей. Каждое обследование заканчивается составлением акта.

Обязанности помощника 

Деятельность помощника дееспособного лица не подлежит никакому вознаграждению. Тем не менее, в некоторых случаях законодательство это предусматривает. Главной обязанностью всех патронов является защита интересов и прав своих подопечных. А так как эти лица имеют серьезные проблемы со здоровьем, то помощники обязаны обеспечивать их необходимым лечением.

Патрон обязан оказывать помощь подопечному при совершении им различных действий, направленных на защиту прав или выполнение обязанностей. Кроме этого, в компетенции помощника находится защита подопечного от недобросовестных третьих лиц. Патрон должен всегда поддерживать связь с уполномоченным органом власти, сообщая о важных изменениях в своей жизни и жизни подопечного.

Например, обязательно следует сообщить о смене места жительства и т. д. В этом случае муниципалитет обязан сообщить по месту переезда подопечного о необходимости вести контроль. Туда обязательно передается и наблюдательное дело.

Договор патронажа

Без правильно составленного соглашения между сторонами патронаж не может осуществляться в полную силу. А договор, содержащий права и обязанности обоих участников, облегчит им их выполнение. Особенно, если подопечный имеет серьезные заболевания. Все обязанности помощника перечисляются очень подробно, начиная от бытовых вопросов и заканчивая представительством в судах и других государственных учреждениях.

Это соглашение можно легко расторгнуть, причем в одностороннем порядке. В случае, если со стороны помощника были обнаружены незаконные действия, договор расторгается судом по требованию подопечного или должностного лица.

Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.

Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.

Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.

Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.

Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.

advokat-malov.ru

Патронаж над дееспособными гражданами: статья 41 ГК РФ

Обыденным фактом считается назначение опекуна или попечителя несовершеннолетнего и неспособного руководитель своими действиями гражданина. Но жизнь многогранна, и иногда, возникает необходимость оказывать помощь человеку, не относящемуся к вышеперечисленным категориям. Законом такой вид помощи именуется, как патронаж над дееспособными гражданами.

Понятие, цели и функции патронажа

Патронаж ГК закрепляет, как правовую основу, способ оказания услуг абсолютно психически целостному лицу, который в состоянии понимать и руководить своими действиями. Над таким гражданином будет устанавливаться патронаж. Такое случается, если человека настигла тяжёлая болезнь либо же гражданин является инвалидом, или возраст пожилой не даёт всё совершать самостоятельно.

Цель закрепления в ГК РФ такого понятия, как патронаж состоит в том, чтобы оказывать услуги лицу, который не в состоянии самостоятельно совершать некоторые сделки.

Человек, осуществляющий патронаж, обычно, наделён множеством функций, таких, как:

  • разрешение юридических моментов;
  • осуществление помощи в быту;
  • дача советов для своего подопечного.

Работа патроната осуществляется добровольно и, по общему правилу, является неоплачиваемой. Но в некоторых случаях сами подопечные начинают платить нечто вроде заработной платы своим помощникам за их услуги. Право не запрещает такой вид оплаты, так как не регулирует финансовую сторону взаимоотношений подопечного и помощника.

Каждое действие, совершённое патроном, подлежит согласованию с подопечным. Будучи третьим заинтересованным лицом, орган опеки и попечительства, надзирает за действиями помощника и сообщает подопечному, если они не соответствуют закону.

Такое положение вещей связано с тем, что патронируемый, несмотря на свою инвалидность или возраст, остаётся полностью дееспособным и с его психикой всё в порядке.

Основания для установления патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Статья 41 ГК РФ разъясняет основания и порядок установления патронажа.

Согласно закону, далеко не каждый человек вправе рассчитывать на патронаж в свою пользу. Такое положение связано с тем, что для такого назначения необходимы веские доводы. К ним следует относить наличие инвалидности какой-то группы, тяжёлые заболевания и другие.

Прежде чем назначить патроната, потенциальный подопечный должен привести доказательства своей нуждаемости, показать, что он не может сам себя обслуживать. Одновременно, лицо должно быть дееспособным, понимать значение слов и последствие своих действий.

В отличие от опекунства, определение «патронажный» предполагает быть помощником, а не принимать решение за подопечного. Актуальный Российский Гражданский кодекс устанавливает, что патрон совершает все свои действия во благо подопечного. Основа этого правового процесса договоры доверительного управления или поручения.

Порядок установления патронажа

В силу невозможности из-за проблем с организмом исполнять свои права и обязанности в полной мере, для совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен патрон. Такой помощник должен быть назначен органом опеки и попечительства.  Обычно, это происходит потому, что у лица отсутствуют близкие люди, готовые помогать ему.

Орган опеки и попечительства в месячный срок после подачи заявления о нуждаемости назначает патрона.

По адресу прописки подопечного подаётся заявление, которое должно быть написано собственноручно. Но одного заявления от подопечного недостаточно, также должно иметь место письменное согласие самого патрона.

К лицу, являющему патроном, предъявляется ряд требований:

  • он должен быть совершеннолетним;
  • полностью дееспособным;
  • не лишённым родительских прав;
  • нежелательно назначать иногородних.

Примечательно, что работник из соцслужбы, который оказывает помощь, не вправе становиться патроном.

Чтобы пошёл процесс назначения помощника, потенциальный подопечный должен подготовить ряд документов:

  1. Заявление.
  2. Документ, удостоверяющий личность обеих сторон.
  3. Заявление от патрона о его согласии стать помощником.

Дополнительно могут потребоваться такие документы, как справка о характере работы патрона, о психической вменяемости, а также о состоянии здоровья.

В некоторых случаях органы опеки вправе проверить в каких условиях живёт заявитель, а также условия жизни патрона. И на основании полученных сведений, специалисты принимают решение о возможности претендента выступать гарантом защиты прав подопечного.

Обязанности помощника

В целом у помощника широкий круг обязанностей, в основном они все касаются жилищно-бытовых вопросов. Конкретный спектр вопросов, с которыми помогает патрон оговариваются в договоре. В общих чертах, обязанности выглядят следующим образом:

  • выполнять просьбы подопечного;
  • на каждом этапе отчитываться о том, как продвигаются дела.

Все конкретные обязанности следует прописать в договоре. Причём лучше максимально их конкретизировать, дабы избежать недопонимания.

Договор патронажа

Для того чтобы исключить вопросы и спорные ситуации, между сторонами должен быть заключён договор патронажа. Им необходимо, как можно более точно прописать весь круг обязанностей сторон. Подопечный обозначает какие действия должен совершать патрон, на каких условиях. Может быть предусмотрена оплата по желанию стороны. Следует в мельчайших деталях пояснить, что требуется от помощника. Например, покупка продуктов, наведение порядка. Также стороны могут обсудить порядок управления имуществом, и когда договор будет прекращаться. Изменение условий договора возможно, также согласно воли сторон.

Вообще подобные функции неоплачиваемы, но зато время действия договора засчитывается в трудовой стаж.

Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Законодательство Российской Федерации закрепляет каким образом расторгается договор патронажа. К таким факторам относится окончание любого соглашения, которое являлось основой патронажа. Дополнительно можно уточнить, что указанное соглашение может быть расторгнуто по соглашению сторон.

Примеры из практики

Истец обратился в судебный орган с требованием обязать внести изменения в документ об установлении патронажа, и установить законное представительство в новой редакции. Иванов пояснил, что так как у матери имеются критические проблемы со здоровьем (самостоятельно не передвигается, есть речевые изъяны), то она плохо способна сама реализовывать свои права. Дополнительно, все нотариусы отказывают в выдаче генеральной доверенности, ссылаясь на её состояние. Истец просит изменить договор патронажа и один пункт должен звучать так «помощник считается законным представителем во всех правоотношениях, и может действовать без доверенности». Суд отказал в иске, так как тот факт, что лицо способно понимать значение своих действий, руководить ими, является полностью дееспособным делает невозможным факт установления попечительства.

А стать законным представителем для совершеннолетнего лица вообще невозможно, согласно закону. И если речь идёт об имуществе, патронаж предполагает распоряжение таковым лишь постольку, поскольку это предусмотрено договором доверительного управления.

А в данном случае истец заключает такой договор лишь для имущественной выгоды. Если бы лицо было признано недееспособным – можно было бы оформить опеку и это почти равно по возможностям законному представителю.

brakirazvod.com

Установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

e‑mail: [email protected]

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;

e‑mail: [email protected];

телефон (812) 576‑70‑42.

gu.spb.ru

опека и попечительство :: BusinessMan.ru

Государство помогает недееспособным или незначительно дееспособным личностям, осуществлять свои социальные обязанности и права, а также воспитывать несовершеннолетних граждан посредством опеки и попечительства. Деятельность данных органов регламентируется законодательно. Статья поможет разобраться в вопросе о возможном патронаже над дееспособными гражданами и порядке его осуществления

Для чего в государстве нужна опека?

Опека устанавливается для ухода за маленькими детьми или лицами, которые вследствие психических расстройств были признаны судом недееспособными.

Люди, занимающиеся опекунством, производят все необходимые действия в социальной жизни за своих подопечных. Они совершают все сделки, а также при необходимости выступают от имени подопечного человека в суде.

Так как дети от 6 до 14 лет считаются ограниченно дееспособными, то можно сказать, что опекуны выступают в интересах не только недееспособных граждан, но и дееспособных.

А что такое попечительство?

В отличие от опеки попечительство направлено на заботу о частично дееспособных гражданах (детях от 14 до 18 лет), о людях, которые в результате потери здоровья нуждаются в помощи и о пожилых.

Попечитель не полностью исполняет все обязанности за своего подопечного, а лишь помогает ему в этом своими советами и услугами.

Если несовершеннолетний или ограниченно дееспособный не могжет осуществлять самостоятельно какие-то сделки, то они производятся лишь с согласия попечителя.

Что означает слово патронаж?

Патронаж над дееспособными гражданами представляет собой постоянное оказание помощи и осуществление их прав в связи с тяжелым физическим состоянием данных людей. Это может быть выражено преклонным возрастом или тяжелейшей болезнью.

Патронаж за данными гражданами устанавливается независимо от того, есть ли у этих людей дети или родственники.

В чем отличие между опекой и попечительством над совершеннолетними людьми?

Опекаемые люди – это граждане, которые решением суда признаны недееспособными.

Опекунами являются достигшие совершеннолетия дееспособные граждане. Их назначают органы, занимающиеся вопросами в сфере опеки и попечительства, для решения жизненных вопросов недееспособных опекаемых лиц и для того, чтобы опекуны действовали от их имени в решении юридических вопросов.

Под попечительством находятся совершеннолетние дееспособные граждане. Патронаж над ними осуществляют их помощники (попечители). Люди, над которыми действует патронаж, в силу состояния своего здоровья или возраста не могут исполнять все свои обязанности

Органы опеки и попечительства – кто они?

В некоторых муниципальных образованиях полномочия по организации заботы о гражданах возложены на органы местного самоуправления. Но в большинстве случаев этим делом занимаются государственные отделы, которые тесно взаимодействуют с администрациями сельских поселений и районов, учреждениями, организациями и предприятиями, являющимися муниципальными, а также с федеральными органами.

Основные задачи органов попечения и опеки

Деятельность данных организаций направлена на заботу о слоях населения, не способных в полной мере решать свои личные и имущественные интересы, подпадающих под категории недееспособных или дееспособных. В обязанности данных органов входит закрепление опекунов за гражданами, которые не могут понимать свои действия, и установление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами.

Функции органов, защищающих права граждан, которые не могут исполнять свои гражданские обязанности

  1. Выявление лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Патронаж над дееспособными гражданами.
  3. Обращение в органы правосудия для признания человека недееспособным или, наоборот, для восстановления его дееспособности.
  4. Ведение строгого контроля над работой опекунов, закрепленных за недееспособными гражданами.
  5. Осуществление пристального наблюдения за деятельностью учреждений, куда были помещены ограниченно дееспособные или недееспособные лица.
  6. Установление патронажа над дееспособными гражданами, неспособными самостоятельно справиться со своими обязанностями. Заключается на основании договора поручения или договора на управление имуществом человека.
  7. Выявление нарушений в деятельности помощников или опекунов и последующее отстранение их от своих обязанностей.
  8. Поиск новых попечителей или опекунов на место тех, кто в добровольном порядке отказался от дальнейшей работы со своими подопечными.
  9. Предоставление разрешений на совершение сделок опекунов или помощников с имуществом своих опекаемых или подопечных. Например, отчуждение имущества, в котором проживают члены семьи подопечного гражданина.
  10. Представление интересов граждан в органах правосудия по отношению как к любым третьим лицам, так и к их опекунам и попечителям, которые в неполной мере или не должным образом представляли их интересы.
  11. Если лицо, находящееся под опекой или патронажем, переезжает на новое место жительства, то органы на местах передают всю необходимую информацию в те органы, которые теперь будут заниматься данным гражданином.
  12. Рассмотрение обращений граждан и подготовка ответов на них.
  13. Контроль над действиями помощника, осуществляющего патронаж над дееспособными гражданами, и сообщение подопечным о его неправомерных действиях.
  14. Выступление законными представителями у недееспособных граждан (если отсутствуют родственники) при применении принудительных медицинских мер, установленных судом.

Порядок действий при назначении патронажа

Гражданин, достигший восемнадцати лет и более, подает заявление в органы опеки, располагающиеся по месту его фактического жительства или пребывания. К заявлению требуется собрать пакет документов:

  1. Паспорт гражданина, обратившегося за помощью в органы соцзащиты.
  2. Заключение медицинской организации, о том, что человек действительно имеет заболевание, которое влияет на ограничение его гражданских прав.
  3. Документы, об имеющемся имуществе у обратившегося совершеннолетнего дееспособного гражданина.
  4. Согласие родственников на патронаж.

В заявлении можно указать человека, которого бы вы хотели видеть на месте помощника в патронаже за больным. Если такой гражданин не указан, то органы опеки самостоятельно подберут его, исходя из его личных качеств и умений в оказании помощи нуждающимся подопечным.

В свою очередь попечитель тоже собирает пакет документов:

  1. Заявление о даче своего согласия на патронаж.
  2. Паспорт.
  3. Справка с основного места работы или учебы, в которой кратко описывают характер деятельности помощника. На ее основании специалисты органов опеки делают выводы, может ли данный гражданин быть назначен попечителем.
  4. Справка, которая удостоверяет, что помощник здоров и может приступать к своим обязанностям.

Дальнейшие действия

Специалисты выезжают на место проживания нуждающегося в помощи гражданина и составляют акт о жилищно-бытовых условиях.

Все заявления о предоставлении патронажа регистрируются в специальном журнале, в котором ведется учет лиц, нуждающихся в опеке.

Решение о назначении патронажа принимают не позднее, чем через месяц после подачи соответствующего заявления.

Если заявителю отказано, то он получает данное уведомление в течение 10 дней.

Как оплачивается труд попечителя?

Российским законодательством не предусмотрена оплата за труд помощникам, однако все равно есть определенные выплаты и льготы, которые они получают.

  1. Компенсации гражданам, которые официально не трудоустроены.
  2. В договоре патронажа могут оговариваться суммы вознаграждения.
  3. Пополняется страховой стаж помощника.

Если попечение оформлено со всеми соответствующими требованиями, и подопечным является пожилой человек, то можно обратиться в отделение Пенсионного фонда с заявлением о получении выплат за предоставление ему помощи.

Как распоряжаются имуществом патронажных подопечных?

Помощник отчитывается в органы социальной защиты обо всех действиях, произведённых с денежными и материальными ценностями своего подопечного.

Если необходимо совершить сделку имущественного характера, то все действия согласовываются с органами опеки, родственниками подопечного и им самим.

Попечитель имеет право совершать сделки касательно имущества от имени своего подопечного, однако наследником он быть не может.

В каких случаях патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается?

Гражданин, который ухаживал и помогал своему подопечному, может отказаться от выполнения своих обязанностей по следующим причинам:

  1. В связи с непредвиденной болезнью.
  2. Нарушение контакта, непонимание и психоэмоциональная несовместимость с подопечным.
  3. Перевод подопечного на постоянное место жительства в специализированное социальное учреждение.

Патронаж, установленный над совершеннолетним дееспособным гражданином, прекращается в случае утраты доверия к попечителю со стороны органов соцзащиты. Помощник мог оставить своего подопечного без должного ухода и помощи или злоупотреблял своими обязанностями.

Полное прекращение патронажа возникает либо при отказе подопечного от оказания данных услуг, либо в результате его кончины.

businessman.ru

Ст. 41 ГК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 ГК РФ

1. Статья 121 КоБС РСФСР 1969 г. содержала указание на то, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство.

Действующая редакция комментируемой статьи (Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) позволяет прийти к выводу о том, что патронаж над дееспособными гражданами не относится к формам опеки и попечительства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то что институт патронажа предназначен именно для защиты прав личности, более того — личности, которая по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его задачи не совпадают с задачами опеки. Лицо, находящееся под патронажем, вполне дееспособно. Это означает, что все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен в тех случаях, когда подопечный страдает, например, старческим слабоумием. Проявления у лица дефектов волеобразования или волеизъявления должны заставить орган опеки и попечительства возбудить гражданское дело о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. В том и заключаются предварительные функции органов государственной власти или местного самоуправления по выявлению и устройству нуждающихся в опеке лиц, чтобы при обнаружении признаков серьезного психического расстройства инициировать судебное разбирательство. Именно с этой целью ст. 281 ГПК РФ предоставляет право подачи соответствующего заявления в суд органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению.

Все, что нужно в качестве помощи тому лицу, которое не страдает психическим расстройством, но которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, — это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иная сделка.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Л.Ю. Михеевой «Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства» включена в информационный банк.

О специфике такого договора при патронаже подробнее см. в кн.: Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. М., 1999. С. 130 — 131.

Правила, предусмотренные в настоящее время комментируемой статьей, установлены исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускают извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена для них договором поручения или доверительного управления. Патронируемому лицу не требуется со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением, а также осуществление воспитания. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является он и законным представителем последнего. Как в судебных разбирательствах, так и в исполнительном производстве, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник, действуя на основании договора доверительного управления имуществом, договора поручения или иного договора, распоряжается имуществом, оплачивает счета своего клиента, осуществляет его иные имущественные права, но только в тех рамках, которые обозначены содержанием договора.

Патронаж не совпадает с социальным обслуживанием граждан, поскольку не состоит в совершении таких фактических действий, как «организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости», и иных подобных действий, предусмотренных законом и направленных на поддержание здоровья лица. Задача патронажа — обеспечение имущественных прав дееспособного гражданина путем совершения, как правило, юридических действий на основании договора поручения или доверительного управления имуществом. Ввиду того что на помощника при патронаже возлагается далеко не весь груз ответственности за патронируемого (в том числе и ответственности за его действия), патронаж невозможно отнести к формам устройства граждан.

2. Комментируемая статья определяет порядок установления патронажа над дееспособными совершеннолетними гражданами. Помощник назначается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

При этом законодатель не указывает, каким образом о нуждах указанного совершеннолетнего дееспособного гражданина станет известно органу опеки и попечительства. Во всяком случае, орган опеки и попечительства обязан подыскать помощника в случае, если об этом попросил сам гражданин.

Для назначения помощника необходимо его волеизъявление, а также волеизъявление гражданина, над которым устанавливается патронаж. И тот и другой должны выразить свою волю в письменной форме.

Непосредственным основанием возникновения патронажа является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иной договор, который заключается между помощником и патронируемым лицом, самостоятельно определяющими условия договора. Орган опеки и попечительства в заключении этого договора не принимает участия, хотя и может оказать содействие патронируемому гражданину в составлении документа.

3. Действующая редакция ст. 41 ГК РФ не определяет круг лиц, которые могут быть назначены помощниками. Это могут быть как граждане, так и юридические лица, так как от помощника требуется совершение юридических действий в интересах патронируемого.

При этом работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина (социальной службы, социального или геронтологического центра), нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

4. Задачи органов опеки и попечительства при патронаже сводятся не только к назначению помощника, но и к последующему контролю за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей. Осуществляя такой контроль, орган опеки и попечительства обязан извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Самостоятельно прекратить патронаж орган опеки и попечительства не вправе, поскольку основанием возникновения отношений по патронажу является соответствующий договор.

Основания прекращения указанных договоров определяются самими договорами или законом (см., например, ст. ст. 977 и 1024 ГК).

stgkrf.ru

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – статья 41 ГК РФ

Признание человека недееспособным влечет за собой обязательное назначение ему опекуна или попечителя. Но в жизни случаются ситуации, когда человек, не лишенный дееспособности, теряет возможность выполнять некоторые функции и нуждается в помощи посторонних людей. По просьбе такого гражданина за ним закрепляется лицо, которое периодически исполняет те обязанности, которые сам опекаемый не имеет возможности выполнить. Чаще всего речь идет о покупке и доставке еды из магазинов, уборке помещения или иных поручениях.

Патронаж назначается только по просьбе самого нуждающегося в помощи и снимается в том же порядке. Эта форма ухода является разновидностью попечения, но с меньшим объемом обязательств и прав.

Патронаж

Забота о людях, которые попали в ситуацию, когда не могут самостоятельно выполнять те или иные функции, обычно ложится на их родственников. Но реалии современной жизни таковы, что не всегда близкие хотят или способны помочь добровольно, а у некоторых людей вообще нет родственников, либо они находятся слишком далеко. Дееспособные люди могут также нуждаться в помощи, как и иные категории. Человек может временно утерять некоторые возможности реализации собственных прав и обязанностей, например, после операции или длительной болезни. Часто в такой помощи нуждаются пожилые люди, которые, с одной стороны, вполне адекватны и могут обеспечивать некоторые свои нужды, но, с другой стороны, им не хватает сил и здоровья для того, чтобы реализовать их весь спектр возможностей.

При невозможности самостоятельно выполнять некоторые действия или необходимости в постоянной помощи иного характера человек может самостоятельно найти себе патроната, который будет ему помогать. Патронаж над дееспособными гражданами зачастую рассматривается как безвозмездная помощь, но закон не запрещает оплачивать данный вид услуг.

Основное понятие

Патронаж подразумевает под собой оказание помощи совершеннолетнему дееспособному человеку. Он может заключаться в выполнении различных функций:

  1. Бытовая помощь.
  2. Юридические консультации и оказание услуг в данной сфере.

Важно!

Патронат может быть советчиком подопечного, обсуждая с ним важные вопросы и разъясняя их возможные последствия.

Патронаж подразумевает, что подопечный самостоятельно определяется с необходимостью оказания ему помощи. Кандидатуру для патроната он также, вероятнее всего, подыскивает самостоятельно. Между сторонами заключается соглашение, в котором они оговаривают, о каких услугах будет идти речь и о том, с какой частотой она должна будет предоставляться. Существенным отличием данного вида ухода от опеки является тот факт, что сделки не могут осуществляться без участия самого подопечного.

Законодательный аспект

Устанавливаться патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами должен по правилам, которые регламентируются статьей 41 Гражданского кодекса РФ. Этот нормативный акт закрепляет возможность оказания помощи психически полноценному человеку на официальном уровне. Основной целью статьи является оказание услуги подобного рода на законном уровне. Для самого подопечного оформленные патронажные отношения дают возможность:

  1. Регламентировать будущее взаимодействие заранее, переведя его в раздел деловых.
  2. Получить законную защиту своих интересов. Государственные социальные службы обязаны наблюдать за действиями патроната и оценивать их правомерность. Главной задачей является сохранение интересов подопечного.
  3. При необходимости привлечь представителя к ответственности. Патронаж оформляется документально, а это значит, что взыскать ущерб, если он будет причинен, можно в законном порядке.

Косвенно на осуществление патронирования могут влиять и иные федеральные и региональные законы.

Условия установления

Обзавестись законным патронатом могут не все граждане. Получение помощи такого рода должно быть обоснованным. Простое нежелание выполнять некоторые функции не позволит гражданину обзавестись официальным помощником, тем более рассчитывать на безвозмездную помощь или на оплату услуг патроната из государственного бюджета. Патронаж может быть установлен за совершеннолетними дееспособными гражданами при следующих условиях:

  1. Человек был тяжело болен или травмирован и после выписки из больницы не может ухаживать за собой и осуществлять иные необходимые действия.
  2. Лицо имеет инвалидность либо серьезные недостатки физического характера, которые не позволяют ему обходиться без посторонней помощи.
  3. Гражданин является пенсионером и в связи с возрастом уже не способен управляться самостоятельно в быту, отстаивать свои интересы и защищать права.

Основания должны иметь документальные доказательства. К тому же немаловажно, чтобы при всех своих физических недостатках и возрастной немощи, человек имел ясный ум и мог отдавать отчет в своих действиях. Представитель может лишь помогать подопечному и советовать ему в принятии того или иного решения, но управление имуществом и заключение сделок различного характера полностью остается на самом патронируемом.

Процедура оформления

Патронажная помощь отличается от стандартной опеки и попечительства. Выбранный представитель обязан просто помогать опекаемому, а не принимать за него решения. Совершаемые деяния должны идти во благо патронируемого, а не удовлетворять потребности патрона.

Правоотношения патронажного типа заключается в виде договора поручения или доверительного управления. Но перед тем как поставить свою подпись под этим документом, стороны должны пройти оформительную процедуру, которая состоит из следующих этапов:

  1. От имени человека, нуждающегося в получении помощи, подается заявление в органы опеки и попечительства.
  2. Претендент на роль патрона также письменно выражает свое согласие взять на себя указанные обязанности.
  3. Оба участника удостоверяют личность.
  4. Будущий подопечный предоставляет выписку из домовой книги, подтверждая место своего проживания.
  5. Подготавливается пакет бумаг, которые доказывают, что лицо действительно нуждается в патронате. Обычно он состоит из медицинских бланков и справок.
  6. Справка от нарколога о том, что подопечный не является зависимым человеком и вполне адекватно оценивает окружающую реальность, отдавая отчет своим действиям.
  7. Кандидат на роль помощника составляет автобиографию и подтверждает в письменном виде, что члены его семьи не против оказания таких услуг.

Апогеем данной процедуры становится подписание договора на патронаж.

Обратите внимание!

Сотрудники опекунской службы не просто проверяют поданные документы и заверяют, что соглашение было составлено добровольно, но и играют в данном процессе роль третьей контролирующей стороны.

По поданному сторонами заявлению проводится проверка реальных бытовых условий будущего подопечного, а возможно и помощника. На основании осмотров составляются акты, которые подшиваются в дело. С лицом, нуждающимся в помощи, проводятся профилактические беседы, их целью является выявление его дееспособности, а также разъяснение ему всех нюансов будущего сотрудничества. Патронируемый должен понимать, на что по закону он может рассчитывать и какая ответственность возлагается на помощника.

Работа по оценке возможности установления правоотношений между двумя сторонами проводится на протяжении месяца. По истечении данного периода, а зачастую и раньше опекунская служба выносит окончательное решение по поданным заявкам. После заключения договора работники государственной службы обязаны контролировать исполнение помощником взятых на себя обязательств.

Помощник

Помощник дееспособного совершеннолетнего лица является его законным представителем, который восстанавливает те связи, что были нарушены из-за болезни, старости или физических увечий подопечного. На официального представителя могут возлагаться абсолютно разные функции. Их перечень определяется:

  1. Состоянием опекаемого.
  2. Желаниями патронируемого.
  3. Возможностями патрона.
  4. Законодательными нормами.

Сведению воедино этих четырех аспектов способствуют представители органов опеки и попечительства.

Функции помощника должны прописываться в договоре, причем чем более подробно это сделано, тем лучше для обеих сторон. Это позволит оградить представителя от нелимитированного числа требований, а опекаемому даст право требовать выполнения прописанного перечня. Условия договора могут пересматриваться, дополняя их или урезая пункты требований.

Важно!

Права и обязанности помощников регламентируются, прежде всего, законодательными требованиями. Нелишним будет прописать их и в самом соглашении.

ё

Права

Беря на себя обязательства по защите интересов дееспособного лица, помощник вместе с приобретением огромного количества обязанностей получает также ряд прав. При их определении необходимо ориентироваться на конституционные и федеральные нормы.

Патрон имеет право:

  1. Помогать подопечному в меру заключенной договоренности.
  2. Распоряжаться личным временем по своему усмотрению.
  3. Давать советы патронируемому исходя из личного опыта.
  4. Получать выплаты за труд, если это было оговорено заранее и прописано в договоре.
  5. Обращаться за получением помощи для своего подопечного в медицинские учреждения и иные инстанции.

В целом права патрона позволяют ему помогать подопечному, но не оказывать на него серьезного влияния.

Обязанности

Что касается обязанностей помощника, то они могут разниться в зависимости от ситуации. Для кого-то есть необходимость лишь в получении нечастой бытовой помощи, для других опекаемых требуется ходить в магазин, на почту, банк или иные инстанции. Если говорить более предметно, то патронат обязан:

  1. Выполнять оговоренные договором просьбы подопечного. Никто не запрещает помогать человеку сверх прописанного, но это зависит от доброй воли представителя, заставить его делать нерегламентированные функции нельзя.
  2. Защищать интересы и права опекаемого.
  3. Заботиться о здоровье подопечного, следя за тем, чтобы он получал необходимое лечение в срок.
  4. Помогать человеку в совершении определенных функций.
  5. Поддерживать связь с государственными инстанциями, оповещая их о существенных изменениях в жизни опекаемого.
  6. Отчитываться о произведенных действиях.

Патронаж может быть оформлен на любой срок. По воле одной из сторон он может быть прекращен досрочно. Пункты договора могут пересматриваться только при обоюдном согласии патронируемого и помощника.

mojurist.ru

Попечительство в форме патронажа устанавливается над – опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

ОПЕКА НАД НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ

Опека и попечительство над ограниченно дееспособными гражданами или недееспособными совершеннолетними гражданами является полномочиями органов местного самоуправления. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Опека устанавливается над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

При этом учитываются его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения между ним и лицом, нуждающимся в опеке, а если это возможно – и желание подопечного. Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен только с согласия такого гражданина.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту регистрации лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Гражданский кодекс РФ определяет, что орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Каковы обязанности опекуна?

Опекун выступает в защиту прав и интересов своего подопечного в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия на основании документа, удостоверяющего его назначение в качестве опекуна (решения о назначении или удостоверения опекуна.
Статья 36 ГК РФ обязывает опекунов заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки.

Если больной находится дома, опекун должен следить за тем, чтобы в отношении него регулярно осуществлялось диспансерное наблюдение, чтобы подопечный выполнял все требования врача, а при необходимости был помещен на стационарное лечение. Если больной находится в стационаре, опекун должен периодически навещать его, следить за сохранностью и содержанием его жилья. Защищая интересы своего подопечного, он в то же время обязан следить за тем, чтобы сам подопечный не нарушал чужих прав и интересов.

Опекун имеет право и обязан: подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пенсий, пособий; подавать иски в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного, о признании права собственности, об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о вселении подопечного, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного; предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, подавать заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.

Доходы подопечного расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Согласие органа опеки понадобится также на отчуждение жилого помещения собственника, в котором проживает находящийся под опекой член его семьи, если при этом затрагиваются его права и охраняемые законом интересы.

Что представляет собой доверительное управление.

Если при учреждении опеки над недееспособным будет установлено, что в составе его имущества имеется недвижимость или ценное движимое имущество, находящееся, например, в другой местности и требующее специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства заключает с определенным им лицом (управляющим) договор о доверительном управлении таким имуществом (ст.38 ГК РФ).

К недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ценность движимого имущества определяется органом опеки в зависимости от материального благосостояния подопечного. Вопрос о наличии необходимости постоянного управления имуществом также находится в компетенции органов опеки и решается по их собственному усмотрению.

В каких случаях опекун может быть освобожден или отстранен от исполнения своих обязанностей?

Надзор за деятельностью опекунов призваны осуществлять органы опеки и попечительства

Опекун может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.). В случае ненадлежащего выполнения опекуном возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки на основании ст.39 ГК может отстранить опекуна от исполнения его обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного к ответственности.

Опека прекращается в случае вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным.

Как может быть восстановлена дееспособность лица?

Законодательство не предусматривает срок, на который лицо признается недееспособным.

В соответствии с Принципами защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, утвержденными Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г., «решения, касающиеся дееспособности лица и его потребности в личном представителе, подлежат пересмотру через разумные промежутки времени в соответствии с внутригосударственным законодательством»

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд принимает решение о признании его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека. По делу проводится судебно-психиатрическая экспертиза.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ с заявлением в суд о признании лица дееспособным вправе обратиться опекун, члены семьи, психиатрическое или психоневрологическое учреждение, орган опеки и попечительства, а также прокурор.

Опубликовано в рубрике Общая информация, Опека над недееспособными, Полезная информация

kvartal-sobitii.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о