Отличие пени от неустойки и штрафа: Пени и неустойка — в чем разница?

Отличие пени от неустойки и расчет в 2022 году

Неустойка и пени — это штрафные санкции за неисполнение обязательств. Эти понятия нередко путают между собой. Но понимать разницу необходимо для того, чтобы защитить свои интересы еще на стадии заключения договорных соглашений.

Содержание

Что такое неустойка

Чтобы определить, неустойка — это пени или штраф, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу. Ее определение дано в статье 330 ГК РФ. Под неустойкой понимают штрафные санкции (штраф и пени), которые должник обязан уплатить кредитору за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Она может быть установлена:

  • договором;
  • законом.

Если уплата санкций предусмотрена договором, то необходимо это прописать в письменном соглашении. Установление взыскания штрафных платежей обязательно в письменной форме, независимо от того, в какой форме был заключен договор.

В некоторых случаях штрафные платежи за неисполнение обязательств установлены на законодательном уровне. Например, в Законе о защите прав потребителей установлена ответственность за несвоевременную передачу предварительно оплаченного товара в размере 0,5% предоплаты за каждый день просрочки.

Что такое штраф

Штраф — это денежное взыскание, которое используется как наказание за какое-либо нарушение. Гражданское право предполагает установление штрафа за неисполнение обязательства в фиксированной сумме либо процента от суммы неисполненного обязательства. Его размер не изменяется с течением времени.

Стороны имеют право согласовать в договоре и штраф, и пени или только одну из санкций. Чем отличается неустойка от пени, разберем подробнее.

Что такое пени

Порядок, как производится расчет пени, неустойки, прописывается в договоре. В некоторых случаях уплата их установлена законом. Они представляют собой плату за каждый день просрочки исполнения обязательства:

  • несвоевременной оплаты;
  • просрочка поставки товара;
  • задержка выполнения работ (оказания услуг) и др.

Неустойка и пени — в чем разница? Основным отличием этого штрафного платежа является то, что она начисляется нарастающим годом и зависит от длительности периода неисполнения обязательства.

Если размер взыскания устанавливается договором, то правила расчета также необходимо согласовать. Как правило, устанавливается процент за каждый день просрочки. Расчет суммы к взысканию производится следующим образом:

Расчет пени (1/300), неустойки, как правило, установлено законодательными актами. Так, Жилищный кодекс устанавливает взыскание процентного платежа за каждый день просрочки оплаты коммунальных услуг в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР.

Что такое проценты за пользование чужими денежными средствами

Уплата процентов за неправомерное удержание чужих денежных средств — это еще одна санкция, предусмотренная ГК РФ. Применяется она, например, в случае, если при расторжении договора поставщик не возвращает аванс покупателю за непоставленный товар.

Размер процента определяется ключевой ставкой ЦБР, если договором или соответствующим законом не предусмотрено иное.

Если стороны в соглашении установили штрафные платежи за неисполнение денежного обязательства, то процент за пользование чужими денежными средствами не взыскивается.

Что такое возмещение убытков

Кроме вышеперечисленных санкций, статья 394 ГК РФ предусматривает возможность взыскания с виновной стороны возмещения убытков. Убытки взыскиваются в сумме, превышающей ранее взысканный размер неустойки. Законом или договором может быть установлено как взыскание обоих видов штрафных санкций, так и только одного из них.

Отличие пени от неустойки и других штрафных санкций.

Санкция Как рассчитывается В каком порядке возможно взыскание
Неустойка Включает взыскание пени и(или) штрафа

Претензионный

Судебный
Штраф Устанавливается в твердой сумме либо в проценте от стоимости невыполненного обязательства

Претензионный

Судебный
Пени Процент от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки

Претензионный

Судебный
Проценты за пользование денежными средствами Применяется только к денежным обязательствам. Рассчитывается исходя из ключевой ставки ЦБР. Договором может быть установлен процент в большем размере

Претензионный

Судебный
Возмещение убытка Оценивается стоимость понесенных убытков, взыскивается в сумме, превышающей размер уплаченных штрафных платежей

Претензионный

Судебный

Как уплаченные штрафы, пени, неустойки отражаются в учете

Пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ гласит, что должнику позволяется учесть в качестве внереализационных расходов при расчете налога на прибыль любые санкции за нарушение договорных условий. Одновременно кредитор признает санкции во внереализационных доходах. Для принятия к учету необходимо либо вступление в силу законодательного акта, либо признание (в письменной форме) должником сумм, подлежащих уплате.

Пеня и штраф — разные понятия в условиях договора.

А вот вам интересный кейс.

Не буду говорить, что он обладает какой-то степенью сложности, но многие компании не обращают на него внимания. И весьма зря.

Краткие вводные.

Был заключен договор поставки, по которому в случае просрочки оплаты Поставщик обязан заплатить штраф в размере Х% за каждый день просрочки неисполненного обязательства.

Поставщик не поставил товар вовремя и все завершилось подачей иска в суд. Требование простое – оплатить сумму, эквивалентную расчету Х% за каждый день просрочки неисполненного обязательства и оплата штрафа в размере 10% от суммы непоставленного в срок товара согласно п.91 Положения «О поставках товаров в Республике Беларусь», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444.

Поставщик признал факт просрочки поставки товара, но привел доводы, что Покупатель не может применить штрафную неустойку, предусмотренную Положением о поставках товара, сославшись на то, что пунктом Договора уже установлен размер штрафа в случае непоставки или недопоставки товара.

 

 Как были разбиты эти доводы:

 Согласно ст. 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ГК РБ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.

Исходя из положений ГК РБ неустойка делится по способу исчисления на пеню и штраф. Пеня начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода, она определяется в процентном отношении к сумме невыполненных обязательств. В тоже время, неустойка в виде штрафа предусматривает однократно взыскиваемую сумму и устанавливается в процентах от суммы неисполненного обязательства либо в твердой денежной сумме.

Исходя из ч. 2 п. 20 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.12.2012 N 12 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров», при взыскании законной неустойки следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 13 ГК допускается изменение соглашением сторон только размера законной неустойки, если законодательство этого не запрещает. Пунктом 2 ст. 313 ГК не предусмотрена возможность изменения вида законной неустойки (например, пени вместо штрафа).

Соответственно установленная п. 91 Положения о поставках товара законная неустойка (штраф) применяется, если иной размер штрафа не установлен Положением или договором.

В Договоре отсутствует иной размер штрафа, следовательно, применяются нормы Положения о поставках товара.

Также, согласно ст. 410 ГК РБ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора  в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Ответственность сторон по Договору идентична друг другу и по буквальному толкованию является неустойкой в понимании пени (начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода, она определяется в процентном отношении к сумме невыполненных обязательств).

Следовательно, у Покупателя имеются основания для взыскания с Поставщика пени, согласно условиям договора и штрафа в размере 10% от суммы непоставленного в срок товара согласно п.91 Положения о поставках товара.

В связи с этим фиксируйте штрафные санкции в договоре, если не готовы к 10% от суммы в случае просрочки поставки.

Если Покупатель говорит, что склад закрыт, пока не может принять товар – просите все это в письменном виде, если не готовы к теоретическим искам о 10% от суммы в случае просрочки поставки.

.


Штрафы, сборы и конфискация | Urban Institute

Домашняя страница State and Local Backgrounders

Штрафы, сборы и конфискация представляют собой финансовые санкции, налагаемые за нарушение закона.

Штрафы и сборы включают в себя штрафы за парковку и штрафы за превышение скорости (включая штрафы от дорожных камер), судебные сборы, используемые для покрытия административных расходов и финансирования специальных инициатив, а также другие сборы и штрафы, связанные с уголовным правосудием.

Конфискация — это когда полиция конфискует имущество, которое, как считается, связано с преступлением. (Бюро переписи населения США исключает из этих сумм библиотечные штрафы, продажу конфискованного имущества и любые штрафы, связанные с неуплатой налогов.)

Хотя штрафы, сборы и конфискация составляют небольшую долю от общего дохода в штатах, городах и поселках, эти финансовые санкции могут несоразмерно повлиять на определенные сообщества.

  • Какой доход получают государственные и местные органы власти от штрафов, сборов и конфискаций?
  • Какие населенные пункты больше всего зависят от доходов от штрафов, сборов и конфискаций?
  • Какова критика штрафов, сборов и конфискаций?
  • Интерактивные инструменты данных
  • Дальнейшее чтение
Какой доход получают государственные и местные органы власти от штрафов, сборов и конфискаций?

В 2019 году государственные и местные органы власти получили совокупный доход в размере 14,7 млрд долларов США от штрафов, сборов и конфискаций, что составляет менее 0,5 процента от общих доходов штата и местных органов власти. Правительства штатов собрали 5,8 миллиарда долларов (0,3 процента общего дохода штата), а местные органы власти собрали 8,9 миллиарда долларов (0,5 процента местного общего дохода).

Среди органов местного самоуправления города и поселки обычно получают наибольший доход от штрафов, сборов и конфискаций. В 2017 году (имеются данные за последний год) штрафы, сборы и конфискация обеспечили 1,0% общего дохода городов и поселков.

[Примечание к данным: перепись населения публикует данные по правительствам штатов и местным органам власти (в совокупности) каждый год, но публикует полные данные только по округам, городам, поселкам, школьным округам и особым округам за финансовые годы, заканчивающиеся на 2 и 7 финансовые годы. (данные за 2017 год, приведенные на этой странице, были опубликованы в 2019 году).). Однако перепись ежегодно публикует данные по отдельным крупным округам и городам (например, Новому Орлеану). Таким образом, данные за годы в этом справочном материале могут варьироваться в зависимости от того, что обсуждается. ]

Какие населенные пункты больше всего зависят от доходов от штрафов, сборов и конфискаций?

В целом, небольшие города, как правило, в большей степени полагаются на штрафы, сборы и конфискации, чем более крупные города. В среднем города с населением менее 100 000 человек получили 2,6% общего дохода от штрафов, сборов и конфискаций в 2017 году, в то время как города с населением более 100 000 человек получили 1,6% от штрафов, сборов и конфискаций.

Но за этими средними значениями могут скрываться огромные различия между отдельными городами и поселками. Фактически, в 2007, 2012 и 2017 финансовых годах шесть малых и малых городов полагались на штрафы, сборы и конфискацию более половины своего общего дохода (перепись публикует этот уровень местных данных только за годы, оканчивающиеся на 2 и 7): Анакоко, Луизиана; Фишер, Луизиана; Грейди, Арканзас; Висячая скала, Огайо; Джеймстаун, Южная Каролина; и Оливер, Джорджия. Все шесть юрисдикций расположены вокруг основных автомагистралей и в 2017 году потратили не менее трети своих бюджетов на правоохранительную деятельность9. 0003

Между крупными городами также существуют различия, но в гораздо меньшей степени. Среди городов с населением более 300 000 человек — Арлингтон, штат Техас; Чикаго, Иллинойс; Меса, Аризона; и Новый Орлеан, штат Луизиана, выделяются тем, что в значительной степени зависят от штрафов, сборов и конфискаций. В каждой из этих юрисдикций на штрафы, сборы и конфискации приходилось более 2 процентов от общего дохода в 2019 году.

Два основных критических замечания по поводу штрафов, сборов и конфискаций заключаются в том, что они несправедливо ложатся бременем на некоторых жителей и общины и создают вредные стимулы для программ уголовного правосудия.

Несмотря на то, что штрафы, сборы и конфискация обычно составляют небольшую долю доходов юрисдикции, они могут иметь разрушительные последствия для жителей с низкими доходами, особенно для домохозяйств чернокожих и латиноамериканцев. Различные исследования показали, что люди, чаще всего подвергающиеся штрафам, сборам и конфискациям, являются непропорционально малообеспеченными и цветными людьми. Кроме того, города с большим чернокожим населением, как правило, больше полагаются на штрафы и судебные издержки для увеличения доходов. Расовые предубеждения, профилирование и стереотипы также способствуют тому, что цветные люди становятся непропорционально мишенью, а это, в свою очередь, еще больше усугубляет расовое неравенство.

Люди, которые не в состоянии платить штрафы или у которых конфискованы деньги или имущество, также могут столкнуться с серьезными последствиями, включая приостановку действия их водительских прав, снижение кредитного рейтинга, потерю избирательных прав, потерю работы или жилья, а также арест или тюремный срок. Это особенно проблематично отчасти потому, что те, кого больше всего останавливают за штрафы за нарушение правил дорожного движения, часто менее всего способны платить.

Штрафы, сборы и конфискация также могут привести к конфликту интересов правоохранительных органов. Значительную долю мелких штрафов и сборов составляют штрафы за нарушение правил дорожного движения (например, штрафы за превышение скорости и неправильную парковку). Если правительства штатов и местные органы власти зависят от этих штрафов для финансирования, правоохранительным органам и судам можно было бы предложить выдавать как можно больше штрафов и штрафов. Это может привести к нерациональному распределению ресурсов общественной безопасности, поскольку правоохранительные органы сосредоточены на сборе средств, а не на других задачах.

В некоторых юрисдикциях штрафы, сборы и конфискации напрямую финансируются программой уголовного правосудия, которая их собирает (вместо того, чтобы идти в общий фонд правительства). Это создает еще более разрушительный стимул для выдачи таких ссылок. Например, в 32 штатах полицейское управление, конфискующее денежные средства или имущество, связанное с преступлением, может удерживать от 80 до 100 процентов доходов от конфискации.

Кроме того, как минимум в 43 штатах некоторая часть доходов от штрафов за превышение скорости распределяется между судами или правоохранительными органами. В семнадцати штатах доля штрафов распределяется между судами или правоохранительными органами, 39штаты распределяют некоторые сборы для этих целей, а некоторые делают и то, и другое. В большинстве штатов накопленные сборы намного превышают базовые штрафы, что способствует большому количеству неоплаченных штрафов за превышение скорости и непогашенной судебной задолженности. В некоторых штатах эти доходы идут на финансирование специальных автомагистралей или программ здравоохранения. При финансировании за счет штрафов и сборов эти программы могут стать зависимыми от доходов от выдачи большего количества штрафов за превышение скорости, чтобы финансировать их повседневную деятельность, что иногда называют «моделью неполного бюджета».

А штрафы и сборы — ненадежный источник дохода. Большинство судей не уполномочены проводить слушания о «платежеспособности», то есть они не учитывают, есть ли у ответчиков средства для оплаты обвинения, что приводит к возникновению невзысканной задолженности в миллиарды долларов. Что еще хуже, многие государственные и местные органы власти не имеют достаточно данных для оценки эффективности наложенных судом штрафов и сборов, поскольку они не отслеживают тщательно расходы на обеспечение исполнения и соблюдения, например, расходы на государственных защитников, офицеров по условно-досрочному освобождению и пробации, а также лицензионные и налоговые органы9. 0003

В результате тематические исследования показали, что наложенные судом штрафы и сборы неэффективны: некоторые округа тратят до 1,17 доллара на судебные слушания и тюремные издержки на каждый 1 доллар, который они в конечном итоге получают.

Наконец, когда сообщества рассматривают свои суды и полицейские управления как эксплуататорские (некоторые называют их «полицией ради прибыли»), их доверие к системе уголовного правосудия подрывается.

Интерактивные инструменты данных

Что потребуется штатам для реформирования местных штрафов и сборов?

Дополнительная литература

Штаты могут помочь уменьшить бремя штрафов и сборов, наносящих вред. Вот как
Аравинд Боддупалли и Ким Рубен (2022)

Вслед за деньгами на штрафы и сборы
Аравинд Боддупалли и Ливия Муччиоло (2022)

Сборы, штрафы и финансирование государственных услуг: учебный план для реформ
Йельская школа права (2020)

Штрафы и конфискации и расовые различия
Аравинд Боддупалли и Сара Каламе (2020)

Высокие издержки уголовного правосудия Сборы и штрафы
Brennan Center for Justice (2019)

Policing for Profit: The Abuse of Civil Astentions
Institute for Justice (2020)

Ferguson City Finances: Not the New Normal
Tracy Gordon and Sarah Gault (2015)

What Is Разница между Штрафом и Конфискацией в Висконсине?

Состав группы редакторов

14 октября 2019 г.

Отзыв от Мишель Зайдель, бакалавра наук, бакалавра права, MBA

Узнайте о нашем процессе проверки

Закрыть

Мы пишем полезный контент, чтобы ответить на ваши вопросы от нашей экспертной сети. Мы проводим оригинальные исследования, запрашиваем отзывы экспертов и проверяем новый контент, чтобы убедиться, что он соответствует нашему обязательству по обеспечению качества: полезный контент — надежный, проверенный, проверенный экспертами и отредактированный.

Наши эксперты по контенту следят за тем, чтобы наши темы были полными и четко демонстрировали глубину знаний, выходящую за рамки зазубренного. Мы невероятно обеспокоены состоянием общей информации, доступной в Интернете, и твердо верим, что наша миссия состоит в том, чтобы дать голос незамеченным экспертам, ведущим свои области.

Мы стремимся предоставлять четкую, оригинальную и точную информацию в доступных форматах. Мы проверили наш контент на предвзятость и в масштабах всей компании, мы регулярно встречаемся с национальными экспертами, чтобы узнать, как лучше доставлять доступный контент.

В течение 15 лет наша компания публиковала контент с четкими инструкциями по выполнению действий, с высококачественными источниками, чтобы ответить на вопрос «почему», и с оригинальными форматами, чтобы сделать Интернет полезным местом.

Узнайте больше о наших редакционных стандартах.

Традиционным наказанием за преступление, совершенное в США, является штраф или тюремное заключение. Проигранные гражданские споры влекут за собой возмещение убытков, подлежащих выплате противной стороне по делу, и, возможно, штраф. В штате Висконсин судебная система может использовать конфискацию в качестве наказания; однако этот тип конфискации не является традиционной концепцией, используемой в спорте. Он сильно отличается от традиционного штрафа.

Конфискация – это наказание, налагаемое судом

Закон штата Висконсин 778.01 определяет конфискацию как штраф, налагаемый судом в виде денег или товаров. Несколько законов, от нарушений правил дорожного движения до нарушений муниципальных постановлений и гражданских споров, наказываются конфискацией. После вынесения приговора осужденные передают имущество или денежные средства, указанные судом, государству или муниципалитету.

Любые товары ликвидируются, а средства используются для погашения сборов и судебных издержек, связанных с делом. В гражданских делах другая сторона получает компенсацию.

Связь между конфискацией и штрафом

Иногда конфискация описывается как штраф, но это разные вещи. Конфискация осуществляется отдельно от штрафной части уголовного приговора или судебного решения по гражданскому делу, поскольку и конфискация, и штраф выносятся в качестве наказания. Штрафы подлежат уплате в суд или назначается тюремный срок, в то время как государство или муниципалитет, задолжавшие конфискацию, должны пройти через систему гражданского суда для взыскания конфискации имущества или денег.

Другое отличие состоит в том, что за конфискацию не назначается тюремный срок, а за штраф.

К конфискации могут быть добавлены дополнительные сборы

Одно из наиболее заметных различий между штрафом и конфискацией заключается в том, что штраф является единовременным платежом, который включает в себя все, что вы должны суду за правонарушение. Конфискация, однако, является лишь базовой ценой штрафа, согласно таблице сборов судов штата Висконсин. Например, гражданское судебное решение о конфискации имущества на сумму всего 10 долларов включает судебные издержки, дополнительный штраф, дополнительный сбор за тюремное заключение, сбор в криминалистическую и нарколабораторию, сбор за судебную поддержку и сбор за информацию в тюрьме для общей конфискации на сумму в 150,10 долларов деньгами или имуществом.

Дополнительные правонарушения увеличивают стоимость конфискации. Например, домашнее насилие может добавить к конфискации еще 100 долларов. Правонарушениями, влекущими дополнительные сборы, являются нарушения прав потребителей, причинение вреда окружающей среде, использование оружия, природных ресурсов или отсутствие страховки работников (для случаев компенсации работникам).

Возврат неоплаченных конфискаций

В соответствии с Законом штата Висконсин № 778.027 прокуратура не может принимать платежи за изменение обвинения преступника на такое, которое карается конфискацией имущества вместо тюремного заключения.

Чтобы взыскать неуплаченную после рассмотрения дела конфискацию, истец должен присоединиться к обвинению и подать в суд на ответчика по уголовному делу (если суд вынес решение о конфискации для компенсации потерпевшему). В противном случае конфискация подлежит выплате штату Висконсин или муниципалитету, где произошло нарушение.

Когда налагается конфискация, суды должны указать каждое правонарушение и его индивидуальную сумму конфискации. Преступники, находящиеся за пределами штата, или те, у кого есть задолженность перед гражданским судом, могут получить арест или ордер, если конфискация не будет уплачена своевременно, как указано судом.

  • Конфискация – это штраф, налагаемый судом в денежной или товарной форме. Штрафы подлежат уплате в суд или назначается тюремный срок, в то время как государство или муниципалитет, задолжавшие конфискацию, должны пройти через систему гражданского суда для взыскания конфискации имущества или денег. Еще одно отличие состоит в том, что конфискация не назначается тюремным сроком, а штраф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *