Принцип открытого судебного разбирательства
В соответствии со статьей 113 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.
Под открытым разбирательством дел во всех судах подразумевается такое судебное заседание, при котором рассмотрение дел осуществляется в присутствии граждан, находящихся в судебном заседании, а также публикация материалов судебного процесса и его итогов в средствах массовой информации.
Право на открытое разбирательство дел в суде имеет каждый гражданин. Данное право отражено в статье 11 Всеобщей декларации прав человека, в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в других актах международного права.
Данный принцип закреплен в статье 7 (“Гласность судопроизводства”) Закона Республики Узбекистан “О судах”, который распространяется на все дела гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. .
Принцип открытого судебного разбирательства получил развитие в процессуальных законах, а именно:
в соответствии со статьей 274 Кодекса Об административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться в коллективах по месту работы, учебы или жительства правонарушителя;
статья 10 Гражданского процессуального кодекса также регламентирует, что разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственных секретов или коммерческой тайны.
Принцип открытого судебного разбирательства установлен также и в Хозяйственно-процессуальном (статья 8) и Уголовно-процессуальном (статья 19) кодексах Республики Узбекистан.
Данные меры способствуют открытости и гласности в деятельности судов, а также установлению над данными органами эффективного общественного контроля, что в конечном счете соответствует обеспечению прав и свобод всех сторон, участвующих в судебных процессах.
Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда в целях предотвращения разглашения сведений о частной жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечения тайны усыновления и тайны переписки. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. Слушание дела в закрытом заседании суда ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Решение суда во всех случаях оглашается публично.
В целях соблюдения порядка в зале, суд вправе запретить отдельным лицам присутствовать в зале суда во время открытых заседаний, если это необходимо для поддержания порядка в зале судебного заседания.
Для расширения гласности в судебной деятельности суды могут в необходимых случаях уведомлять работников средств массовой информации, соответствующие общественные объединения и коллективы о предстоящих процессах, а также проводить их непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Принцип гласности при рассмотрении дел в судах является политически и практически важным. Принцип гласности при рассмотрении дел в судах способствует эффективному и широкому исполнению задач по обеспечению законопослушного поведения граждан и нетерпимости в отношении правонарушений, а также обеспечению постоянного общественного контроля над судами.
В докладе Президента Республики Узбекистан “Обеспечение верховенства закона и интересов человека – гарантия развития страны и благополучия народа” посвященном 24- летию принятия Конституции Республики Узбекистан было отмечено что: “В целях обеспечения открытости и гласности в работе правоохранительных органов мы наладим эффективное взаимодействие институтов гражданского общества, средств массовой информации и населения”[1].
Указом Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года “О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан”, была утверждена дальнейшая демократизация и либерализация судебно-правовой системы, повышение эффективности деятельности судебных, правоохранительных и контролирующих органов, повышение доверия населения к правосудию.
Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» ознаменовал переход государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень, определив следующие три основных приоритета:
1)обеспечение подлинной независимости судебной власти;
2)усиление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;
3)повышение уровня доступа к правосудию.
Указ Президента Республики Узбекистан установил в числе важнейших задач судебных, правоохранительных и контролирующих органов,- обеспечение открытости и прозрачности деятельности, широкое применение эффективных механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и населением[2];
В целях обеспечения гласности и прозрачности деятельности гражданского суда, была разработана Система электронной судебной информации “Е-суд”. Основной задачей данной системы является повышение эффективности гражданского судопроизводства с помощью внедрения новейших систем информационных технологий, обеспечение прозрачности и гласности судебной деятельности, широких возможностей для защиты прав и законных интересов граждан, оказание интерактивных услуг в судебной деятельности.
Посредством системы электронного документооборота “E-Hujjat” внедренной в деятельность экономических судов была расширена возможность просмотра в режиме онлайн поступивших исков и обращений, список дел, объем нагрузки судов.
Национальная правовая система “Электронное правосудие” служит повышению роли и эффективности судебной власти, обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и предприниматалей.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года, государственная программа по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривает реализацию таких мер, как установление порядка автоматического распределения дел среди судей, внедрение в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий, порядок опубликования судебных актов[3].
Проведенные за годы независимости реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, надежной системы защиты прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия для жизни и реализации потенциала наших граждан.
Осуществление данных реформ будет способствовать совершенствованию в нашей стране системы открытости и гласности судебной деятельности, полной реализации прав человека на справедливое правосудие.
С.Абдуразаков
[1] Доклад Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан.
[2] Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева “О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан” от 21 октября 2016 года, газета “Народное Слово” 22.10.2016 год, №2309 (6644)
[3] Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года № УП-4947
Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области
- 22 февраля 2018, 13:41
Гласность судебного разбирательства
Текст
Поделиться
Разъясняет старший прокурор отдела государственных обвинителей Бояринова Олеся Николаевна
Гласность судопроизводства – общее условие судебного разбирательства, которое является реализацией положения, закрепленного статьей 123 Конституции Российской Федерации. Разбирательство дел во всех судах открытое и лишь в случаях, прямо указанных федеральным законом, допускается слушание дела в закрытом судебном заседании.
Открытость судебного разбирательства означает, что любой гражданин, достигший совершеннолетия (в том числе представители СМИ), может присутствовать в судебном заседании при рассмотрении конкретного дела. Присутствующие в судебном заседании вправе фиксировать ход судебного разбирательства (письменно или с использованием средств аудиозаписи). Для фотосъёмки и видеозаписи судебного разбирательства, а также трансляции судебного заседания по радио и телевидению, необходимо разрешение суда.
Так, в порядке гражданского судопроизводства в закрытом судебном заседании подлежат рассмотрению дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребёнка, а также другие дела, предусмотренные федеральным законом. По ходатайству лиц, участвующих в деле, допускается рассмотрение в закрытом судебном разбирательстве дел, связанных с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенностью частной жизни граждан или иными обстоятельствами, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов граждан.
В порядке уголовного судопроизводства закрытое судебное заседание допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда это необходимо для охраны государственной тайны; кроме того, по мотивированному определению суда – по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц или для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства.
Принцип гласности является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных решений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.
Разъясняет старший прокурор отдела государственных обвинителей Бояринова Олеся Николаевна
Гласность судопроизводства – общее условие судебного разбирательства, которое является реализацией положения, закрепленного статьей 123 Конституции Российской Федерации. Разбирательство дел во всех судах открытое и лишь в случаях, прямо указанных федеральным законом, допускается слушание дела в закрытом судебном заседании.
Открытость судебного разбирательства означает, что любой гражданин, достигший совершеннолетия (в том числе представители СМИ), может присутствовать в судебном заседании при рассмотрении конкретного дела. Присутствующие в судебном заседании вправе фиксировать ход судебного разбирательства (письменно или с использованием средств аудиозаписи). Для фотосъёмки и видеозаписи судебного разбирательства, а также трансляции судебного заседания по радио и телевидению, необходимо разрешение суда.
Так, в порядке гражданского судопроизводства в закрытом судебном заседании подлежат рассмотрению дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребёнка, а также другие дела, предусмотренные федеральным законом. По ходатайству лиц, участвующих в деле, допускается рассмотрение в закрытом судебном разбирательстве дел, связанных с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенностью частной жизни граждан или иными обстоятельствами, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов граждан. Решение суда, в том числе вынесенное в закрытом судебном заседании, объявляется публично, за исключением случаев, если такое объявление решения затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.
В порядке уголовного судопроизводства закрытое судебное заседание допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда это необходимо для охраны государственной тайны; кроме того, по мотивированному определению суда – по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц или для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства.
Принцип гласности является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных решений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.
Посетите Федеральный суд | Суды США
Многие федеральные суды представляют собой исторические здания, и все они предназначены для посещения публикой и получения из первых рук информации о традициях и целях американского судебного процесса.
Доступ для всех
Лицо, желающее наблюдать за судебным заседанием, может проверить календарь суда онлайн или в здании суда и посмотреть судебное разбирательство. Наша Конституция и судебная традиция дают гражданам право доступа к судебному разбирательству. Граждане приобретают доверие к судам, наблюдая за судебной работой в действии, и из первых рук узнают, как работает судебная система.
Судебные протоколы и некоторые материалы дел доступны в Интернете через систему открытого доступа к судебным электронным записям (PACER) по адресу https://pacer.uscourts.gov. Кроме того, почти каждый федеральный суд имеет веб-сайт с информацией о судебных правилах и процедурах.
В некоторых случаях общественность может не иметь полного доступа к судебным протоколам и судебным разбирательствам. Например, в громком судебном процессе доступное место может ограничивать количество наблюдателей.
Доступ для учителей и учащихся
Учителя должны связаться с местным офисом клерка округа США, чтобы договориться о посещении. Поскольку суды, как правило, очень загружены, учителя должны быть готовы выделить несколько недель на подготовку к посещению. Персонал в офисе клерка может помочь учителям выбрать подходящую дату для посещения класса и даже узнать, какие дела находятся на рассмотрении, если учащиеся хотят присутствовать на судебном заседании. Секретарь также предоставит важную логистическую информацию, такую как парковка, для посещения суда. Некоторые вопросы, которые вы, возможно, захотите задать в офис клерка:
- Сколько студентов я могу привести на корт одновременно?
- В какие дни и время лучше приводить студентов в суд?
- Что мои ученики могут делать в суде?
- Если мы приедем, чтобы увидеть конкретное дело, и оно уладится, есть ли резервная деятельность, которую мы могли бы предпринять?
- Какие веб-ресурсы мы должны просмотреть перед посещением?
- Каковы правила приличия и одежды, которым должны следовать студенты?
- Есть ли судьи, которые захотят поговорить со студентами? Прокуроры? Народные защитники? Другой персонал суда? Как я могу организовать встречу с ними?
Перед посещением суда
Лучшее время для посещения суда — во время раздела о судебной системе или правах, которые система защищает.
Последующие действия после визита
Последующее посещение суда так же важно, как и подготовка к посещению. Учителя должны подкреплять изучение судебного опыта посредством постоянных занятий в классе, посвященных судебной системе. Когда это возможно, они должны ссылаться на то, чему учащиеся научились в суде, чтобы помочь им установить связь между судом и их опытом в классе.
Также важно направить благодарственное письмо, желательно подписанное учащимися, адресованное тем, кто помог сделать этот опыт значимым.
Посещение здания суда
Учебные центры и образовательные выставки по всей стране включают:
Калифорния
- Библиотека и учебный центр судьи Энтони М.
Кеннеди, здание суда США Роберта Т. Мацуи в Сакраменто
Иллинойс
- Музей истории суда, Эверетт МакКинли Дирксен, здание суда США в Чикаго
Индиана
- Учебный центр Федерального суда, Федеральное здание Берч-Бей и здание суда США в Индианаполисе
Миссури
- Судебный учебный центр, здание суда США Томаса Ф. Иглтона в Сент-Луисе
- Центр судебного образования и истории, Раш Х. Лимбо-старший, здание суда США на мысе Жирардо
Нью-Йорк
- Справедливость для всех: суды и общественный учебный центр, здание суда США Тергуда Маршалла в Нью-Йорке
Оклахома
- Федеральный судебный учебный центр и музей, Здание суда США по делам о банкротстве в Оклахома-Сити
Вашингтон
Здание суда Э. Барретта Преттимена США в округе Колумбия из-за его расположения в столице страны рассматривает многие дела, которые формируют историю нашей страны. Некоторые из этих дел выставлены в пристройке Уильяма Бенсона Брайанта к зданию суда округа Колумбия. В следующий раз, когда вы будете в Вашингтоне, вас приглашают посетить здание суда, чтобы узнать об этих делах из прошлого, которые влияют на американскую жизнь сегодня. Вы также можете наблюдать за живым испытанием. Здания судов являются общественными зданиями, и залы судебных заседаний открыты для публики.
Узнайте больше об истории цепи постоянного тока.
Ниже приведены некоторые исторические дела, рассмотренные в здании суда США в округе Колумбия.
Уотергейт
Записи Никсона
Привилегия исполнительной власти
Привилегия исполнительной власти и Пятая поправка
Первая поправка
Документы Пентагона
Артур Миллер
Первомайские протестующие
Уголовное право и уголовное судопроизводство
Убийство президента Линкольна.
Убийство президента Гарфилда.
Суды во время войны
Военные комиссии
«Ось Салли»
Президент на войне
Обеспечение гарантий равного правосудия
Десегрегация в школах
Равная оплата труда женщин
Женщины на кораблях ВМФ
Доступ в залы судебных заседаний | Энциклопедия Первой поправки
Верховный суд впервые постановил, что пресса и общественность в соответствии с Первой поправкой к Конституции имеют право присутствовать на уголовных процессах в 1980 году. Это право считается предполагаемым, но не абсолютным. Суд прямо не рассматривал вопрос о том, распространяется ли право доступа согласно Первой поправке на использование аудиовизуальных устройств в зале суда, хотя штаты могут принимать свои собственные законы по этому вопросу. На этой фотографии впервые показаны камеры уголовного процесса в Небраске в 2008 году. (AP Photo/Nati Harnik, использовано с разрешения Associated Press.)
Общественность и пресса имеют ограниченное право Первой поправки на доступ к судебным разбирательствам и записям.
Хотя в Первой поправке прямо не упоминается право доступа, Верховный суд постановил, что право на участие в уголовном процессе подразумевается свободой слова и выполняет важную функцию в демократическом обществе, повышая справедливость судебного разбирательства и его видимость.
Суд подтвердил право на участие в уголовных процессах согласно Первой поправке
Суд сначала постановил, что пресса и общественность имеют право в соответствии с Первой поправкой к Конституции присутствовать на уголовных процессах по делу Richmond Newspapers, Inc. против Вирджинии (1980 г.).
Вскоре последовало право доступа на выборы присяжных и предварительное разбирательство — в делах Press-Enterprise Co. против Верховного суда Калифорнии (1984 г.) и Press-Enterprise Co. против Верховного суда Калифорнии (1986 г.) — и Суд подтвердил право присутствовать на предварительных слушаниях по делу Эль Восеро де Пуэрто-Рико против Пуэрто-Рико (1993).
Как указал суд в деле «Дуглас Ойл Компани» против «Петрол Стопс Нортвест» (1979 г.), это право не распространяется на разбирательства в большом жюри, поскольку «надлежащее функционирование нашей системы большого жюри зависит от [ее] секретности» для защиты свидетелей и тех, реабилитирован большим жюри.
Право на доступ к суду не является абсолютным
В Richmond Newspapers и ее дочерних изданиях Верховный суд использовал тест, состоящий из двух частей, чтобы определить, когда право доступа должно быть предоставлено для конкретного судебного разбирательства.
- Во-первых, суд должен рассмотреть вопрос о том, был ли процесс или место, о котором идет речь, исторически открытым для публики и прессы.
Суд в целом признает, что «традиция доступности подразумевает благоприятную оценку опыта», и в нескольких заключениях он отметил, что некоторые судебные процессы, которые были публичными в Англии и колониальной Америке, должны оставаться таковыми и сегодня.
- Во-вторых, Суд рассмотрел вопрос о том, «играет ли публичный доступ значительную положительную роль в функционировании конкретного рассматриваемого процесса».
Если судебное разбирательство соответствует этим требованиям, к нему прилагается право публичного доступа согласно Первой поправке. Однако это право не является абсолютным. Это только презумпция доступа. Эта презумпция может быть опровергнута путем демонстрации того, что закрытие производства сохраняет более высокий интерес и что закрытие узко направлено на удовлетворение этого интереса.
В зависимости от обстоятельств разбирательство может быть закрыто для защиты права обвиняемого на справедливое судебное разбирательство беспристрастным судом присяжных или для защиты интересов свидетелей, присяжных или потерпевших в частной жизни.
Прежде чем закрыть дело, суд первой инстанции должен исчерпать все разумные альтернативы закрытию дела и сделать конкретные выводы с подробным описанием его необходимости.
Суд не признавал право на доступ к гражданским делам и делам несовершеннолетних
Верховный суд никогда не признавал право на доступ к гражданским делам, хотя некоторые федеральные суды штатов и нижестоящие федеральные суды признали. Большинство признало, что открытость гражданских процессов также необходима для содействия свободному участию и общению в демократическом обществе.
Хотя федеральные суды штата и нижестоящие федеральные суды постановили, что презумпция открытости обычно применяется как в гражданском, так и в уголовном контексте, гражданское разбирательство может быть закрыто по разным причинам, включая необходимость защиты частной жизни сторон, конфиденциальности коммерческая информация или коммерческая тайна.
Верховный суд также не признал право публичного доступа к процессу по делам несовершеннолетних. Такие разбирательства традиционно были закрытыми для публики и остаются таковыми. Однако суды некоторых штатов разрешили доступ к некоторым судебным разбирательствам по делам несовершеннолетних, особенно если обвиняемый обвиняется в убийстве или другом серьезном преступлении. Эти суды обычно используют критерий баланса, который сопоставляет интересы общества с интересами ребенка.
Первая поправка не распространяется на съемку в зале суда
Хотя Верховный суд еще не рассматривал этот вопрос напрямую, большинство федеральных окружных и окружных судов постановили, что право доступа согласно Первой поправке не распространяется на аудиовизуальные устройства в зале суда. зал суда.
Другими словами, хотя общественность имеет право присутствовать на судебных процессах, она не имеет права смотреть их по телевидению. Многие государственные суды, однако, обычно разрешают телекамерам записывать и транслировать судебные заседания, хотя судья первой инстанции сохраняет за собой широкие полномочия устанавливать правила для записи, чтобы гарантировать, что они не нарушают право обвиняемого на справедливое судебное разбирательство и не срывают судебное разбирательство.