Односторонний отказ заказчика от долгосрочного договора эксплуатации и технического обслуживания
Краткие выводы:
1. К договору эксплуатации и технического обслуживания будут применяться нормы гражданского права РФ о договоре оказания услуг.
2. Согласно П. 2 ст. 782 Гражданского кодекса РФ, «Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.» Суды занимают две противоположные позиции: норму можно изменять договором и норму нельзя изменить договором.
3. Ожидается дальнейшая либерализация подхода и возможность установить другие условия для одностороннего отказа (плата за отказ, срок для предупреждения).
4. Снижение платы за отказ от договора. Если суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения платы за односторонний отказ от договора, он может снизить ее до размера, который устраняет для другой стороны последствия отказа от договора и может компенсировать иные возможные потери.
5. Таким образом, в договоре эксплуатации и технического обслуживания возможно согласовать условие о плате за односторонний отказ Заказчика в большем объеме, чем фактически понесенные расходы.
Обоснование
1. Квалификация договора оказания услуг по эксплуатации и технического обслуживания.
В российском праве договоры, порождающие обязательства что-либо сделать, традиционно рассматриваются как обязательства либо по выполнению работ, либо по оказанию услуг. Критерием, определяющим выбор одной из этих двух моделей, является акцент на процессе или результате. В договоре подряда результат рассматривается как вещь. Если обязательства исполнителя не направлены на вещественный результат, то отношения сторон регулируются договором оказания услуг.
Российская судебная практика исходит из следующего: «По смыслу положений ст. 702 (договор подряда) и ст. 779 (договор возмездного оказания услуг) Гражданского кодекса Российской Федерации договор подряда отличается от договора на возмездное оказание услуг тем, что результат деятельности подрядчика имеет овеществленный характер и выражается в создании вещи по заданию заказчика или ее трансформации (реконструкции, ремонте и т. д.), в отличие от деятельности услугодателя, не приводящей к созданию вещественного результата. По договору подряда ценность для заказчика представляет результат работ, в договоре на оказание услуг ценностью для заказчика являются сами действия исполнителя». (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2010 г. по делу N А27-9091/2009, от 5 июля 2012 г. по делу N А81-3701/2011.)
Договор оказания услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию, скорее всего, будет квалифицирован как договор оказания услуг или как смешанный договор (услуги с элементами подряда). В обоих случаях к договору применяются нормы о договоре оказания услуг. Судебная практика о применении к такому договору нормы о договоре оказания услуг стабильна. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 05.02.2019 N 305-ЭС18-18234 по делу N А40-133880/2017; Определение ВС РФ от 02.11.2018 N 305-ЭС18-17485 по делу N А40-52667/2017)
2. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
Суды трактуют это правило неоднозначно. В некоторых случаях суды исходят из того, что норма императивная и не может быть изменена соглашением, в других случаях указывают, что норма диспозитивная и может быть изменена соглашением.
Если признать норму императивной, то устанавливать плату за отказ нельзя – такое условие будет недействительным. (Постановления АС Дальневосточного округа от 16.10.2017 N Ф03-3991/2017 по делу N А73-1050/2017; АС Центрального округа от 21.03.2019 N Ф10-1840/2018 по делу N А62-2816/2017; АС Северо-Западного округа от 09.06.2018 N Ф07-6249/2018 по делу N А05-3604/2014; АС Московского округа от 18.01.2017 N Ф05-18976/2016 по делу N А40-175127/15.)
Если признать норму диспозитивной, то условия договора об одностороннем отказе — действительны. (Постановления АС Северо-Западного округа от 03.03.2017 N Ф07-13988/2016 по делу N А56-18624/2016; АС Волго-Вятского округа от 17.10.2018 N Ф01-4546/2018 по делу N А82-22909/2017; АС Московского округа от 07. 06.2018 N Ф05-7357/2018 по делу N А40-51110/2017, от 07.02.2018 N Ф05-20772/2017 по делу N А40-81499/2017; АС Поволжского округа от 18.01.2018 N Ф06-17582/2017 по делу N А06-1650/2016.)
Судебная практика имеет подтверждения обоих подходов. Ожидается либерализация подхода в пользу признания диспозитивности нормы, но пока практика неоднозначна.
3. Возможность установить другие условия для одностороннего отказа (плата за отказ, срок для предупреждения).
До судебной реформы 2014 года Высший арбитражный суд дал разъяснения о либеральном подходе к ст. 782 ГК РФ, но разъяснение не является обязательным для судов сейчас и не получило широкого распространения.
«Положения статьи 782 ГК РФ, дающие каждой из сторон договора возмездного оказания услуг право на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора и предусматривающие неравное распределение между сторонами неблагоприятных последствий прекращения договора, не исключают возможность согласования сторонами договора иного режима определения последствий отказа от договора (например, полное возмещение убытков при отказе от договора как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика) либо установления соглашением сторон порядка осуществления права на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг (в частности, односторонний отказ стороны от договора, исполнение которого связано с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности, может быть обусловлен необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне). (Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»)
Тем не менее, суды начинают осторожно допускать согласование сторонами процедуры (как правило, отсрочки) реализации одностороннего отказа от договора оказания услуг. (Постановление АС Московского округа от 14 февраля 2017 г. по делу N А40-61363/16; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 марта 2015 г. по делу N А67-2917/2014; Постановления АС Уральского округа от 18 августа 2015 г. по делу N А07-24368/2014, от 24 ноября 2015 г. по делу N А07-23817/2013.)
4. Снижение платы за отказ
Суд в исключительном случае вправе полностью или частично отказать во взыскании платы за отказ от договора (за одностороннее изменение договора), если будет доказано очевидное несоответствие ее размера неблагоприятным последствиям, вызванным таким отказом (изменением), а право требовать оплаты в этом размере осуществлено заведомо недобросовестно. (Абзац 2 п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 22. 11.2016 N 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»)
Если суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения платы за односторонний отказ от договора, он не может снизить ее до размера, который не устраняет для другой стороны последствия отказа от договора и не может компенсировать иные возможные потери. (П. 20 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017, Определение ВС РФ от 28.06.2017 по делу N 309-ЭС17-1058, А07-27527/2015)
Есть и положительный пример для исполнителя.
В 2013 году владелец апарт-отеля заключил с управляющей компанией договор на услуги управления и эксплуатации сроком на 20 лет.
В договор включили условие о выплате компенсации управляющей компании в размере 2,5 млн $, если владелец отеля: 1) продаст или сдаст его в аренду и новый владелец не согласится заключать договор с этой управляющей компанией; 2) решит расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Через 3 года владелец отеля направил уведомление о расторжении договора, однако компенсацию по договору не выплатил. Управляющая компания подала иск о взыскании компенсации и процентов за пользование чужими денежными средствами и выиграла.(Постановление АС Московского округа от 07.02.2018 N Ф05-20772/2017 по делу N А40-81499/2017)
Плата за отказ от договора. Судебная практика включения в договоры условий одностороннего отказа
Фото Тимура Громова, КублогВ настоящее время в предпринимательской деятельности существенно скорректирована процедура одностороннего отказа заказчика от договора возмездного оказания услуг в сторону соблюдения разумного баланса интересов обеих сторон такого договора. Из общего правила о праве заказчика на односторонний внесудебный немотивированный отказ от договора с компенсацией в пользу исполнителя только лишь фактически понесенных расходов на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ появилось исключение. Теперь отказ может быть обусловлен необходимостью соблюдения определенного срока и выплатой компенсации исполнителю.
Данная правовая норма не исключает возможности согласования сторонами договора иного режима определения последствий отказа от договора (например, полное возмещение убытков при отказе от договора как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика) либо установления соглашением сторон порядка осуществления права на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, в частности односторонний отказ стороны от договора, исполнение которого связано с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности, может быть обусловлен необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.14 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах»).
Отрицательная судебная практика включения в договоры условий одностороннего отказа
Отметим, что ранее сформировалась устойчивая судебная практика, основанная на оценке положений ст. 782 ГК РФ как императивной правовой нормы, исключающей для сторон договора возмездного оказания услуг проявление какого-либо усмотрения (ст. 422 ГК РФ). Кроме того, поскольку в законе для осуществления отказа от исполнения не предусмотрено каких-либо дополнительных условий и формальностей, стороны в договоре возмездного оказания услуг были не вправе предусмотреть возможность его расторжения по истечении определенного срока с момента направления уведомления.
Так, например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 7.09.10 г. № 2715/10 указал, что по смыслу ст. 782 ГК РФ отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг возможен в любое время — как до начала исполнения услуги, так и в любое время в момент ее оказания, а поскольку право сторон на односторонний отказ от договора возмездного оказания услуг императивно установлено ст. 782 ГК РФ, оно не может быть ограничено соглашением сторон, а установленные в нарушение данного запрета ограничения названного права являются недействительными на основании п. 1 ст. 422 и ст. 168 ГК РФ.
На практике исполнители услуг с целью компенсации своих имущественных потерь включают в договоры об оказании услуг с заказчиками разные условия отказа последних от исполнения договоров, и все такие условия суды ранее всегда признавали не соответствующими требованиям ст. 782 ГК РФ, например единовременная выплата, кратная стоимости услуг охраны за три последних истекших месяца, в договоре об оказании охранных услуг (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.09 г. по делу № А32-6548/2009), отступное (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9.06.06 г. по делу № А31-7745/2005–18), неустойка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3.02.10 г. по делу № А82-3770/2009–8) и др.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в п. 2 информационного письма от 21.12.05 г. № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм ГК РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств», заказчик обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы только лишь в случае, если они действительно были необходимы для оказания услуг по договору. Нижестоящие арбитражные суды придерживались аналогичной позиции (постановления ФАС Московского округа от 25.09.08 г. № КГ-А41/7966–08, ФАС Волго-Вятского округа от 1.10.07 г. № А43-50/2007-28-2 и др. ).
Неудобство данной позиции для исполнителя связано с объективной сложностью доказывания факта и размера фактически понесенных им расходов, необходимых для исполнения принятых им на себя обязательств по договору возмездного оказания услуг. По смыслу п. 1 ст. 782 ГК РФ понесенные исполнителем расходы должны быть обусловлены его действиями по исполнению принятых обязательств по договору возмездного оказания услуг. В состав названных расходов, кроме того, не могут входить заработная плата работников, отчисления на социальные нужды, налоги, поскольку они являются законодательно закрепленными расходами организации и не могут включаться в расчет убытков, если эти расходы не связаны с исполнением обязательств по гражданской сделке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.07 г. по делу № А56-16831/2006).
Заработная плата работников, уволенных по сокращению штатов, не может быть отнесена к фактическим расходам исполнителя по договору возмездного оказания услуг, поскольку сокращение численности штата работников произошло после расторжения договора, в то время как заказчик в случае отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг возмещает исполнителю только фактически понесенные расходы, т. е. расходы, совершенные в период действия договора (постановление ФАС Центрального округа от 19.01.06 г. № А35-11459/04-С9). Понесенные исполнителем расходы должны быть обусловлены его действиями по исполнению принятых обязательств по договору возмездного оказания услуг. Норма п. 1 ст. 782 ГК РФ как раз регулирует те случаи, когда исполнитель понес расходы в счет еще не оказанных услуг в связи с односторонним отказом заказчика от договора (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.07 г. по делу № А56-16831/2006).
Установленное в п. 1 ст. 782 ГК РФ регулирование отношений по одностороннему отказу от договора возмездного оказания услуг направлено на защиту прав и интересов заказчика, не нарушая при этом прав исполнителя, который может предъявить к возмещению свои фактически понесенные расходы, если сможет их документально подтвердить. На практике нередко встречаются ситуации, когда недобросовестные заказчики злоупотребляют своими правами — отказ от исполнения договора они используют с целью отказа от оплаты услуг исполнителя.
Например, по договору об оказании правовых услуг исполнитель принял на себя обязательство за плату по заданию заказчика выполнить для него претензионно-исковую работу с его оппонентом и взыскать с него долг, предприняв для этого все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством РФ. В результате, получив подготовленную квалифицированными специалистами исполнителя претензию с четким изложением по существу всех существенных моментов со ссылками на нормативные правовые акты и судебную практику, исполнитель в полном объеме погашает свой долг. Поскольку заказчик в услугах исполнителя больше не нуждается, он от них отказывается на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ.
В данной ситуации, когда искомый результат достигнут, но исполнитель, добросовестно исполнив свои обязательства по договору, получает не все причитающееся ему вознаграждение, на которое он рассчитывал, а только его часть, нарушается разумный баланс интересов участников гражданского оборота, что может стимулировать исполнителей к поиску иных форм договорного сотрудничества или увеличения базы своих фактических издержек для получения компенсации, что негативно может сказаться на гражданском обороте.
Новая судебная практика учета условий о компенсации за расторжение договора
В настоящее время в связи с изменением толкования ст. 782 ГК РФ достигается разумный баланс интересов сторон договора возмездного оказания за счет предоставления им возможности заранее оговорить последствия на случай расторжения договора, в том числе путем согласования компенсации в твердом размере или в виде процентов, например, от стоимости услуг за период после даты получения уведомления об отказе от договора и до даты, когда должен был закончиться срок его действия. Аналогичный подход может быть применен также к договору поручения, в рамках которого поверенный от имени и в интересах доверителя совершает юридические действия. От такого договора доверитель вправе отказаться на основании ст. 978 ГК РФ в одностороннем порядке, что не мешает сторонам изначально предусмотреть в нем условие об уплате определенной компенсации.
Однако необходимо учитывать, что такая возможность действует только в отношениях между предпринимателями и при заключении соответствующих сделок гражданами между собой. Нельзя включить условие о компенсации за отказ от договора в соглашение с потребителем, поскольку оно будет расцениваться как ущемляющее его права, что влечет его недействительность (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.15 г. по делу г. № 33–43296/2015).
Размер выплачиваемой компенсации стороны устанавливают по договоренности. В частности, это могут быть удержание аванса (постановление Арбитражного суда Московского округа от 9.11.15 г. № Ф05-11570/2015), часть оговоренной цены за реализуемые товары, работы или услуги (например, 50–60% от общей цены по договору) либо определенная расчетным путем часть общей стоимости (например, плата за три месяца оказания услуг при досрочном расторжении абонентского договора), невозвращаемый аванс (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.14 г. по делу № А56-1385/2013), полная оплата за неполный месяц оказания услуг (решение Арбитражного суда Псковской области от 30.01.15 г. по делу № А52-3591/2014), полная оплата за этап оказания услуг, если они были разбиты по этапам и отказ имел место в части исполнения одного из них (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.15 г. по делу № А40-2765/15) и др.
Например, в договоре на оказание услуг общественного питания условие о компенсации услуг исполнителя может быть сформулировано следующим образом: «В случае отказа заказчика от исполнения договора менее чем за 7 дней до начала оказания услуг заказчик должен выплатить исполнителю 50% от стоимости услуг по договору. В других случаях отказа заказчика от исполнения договора заказчик должен выплатить исполнителю 20% от стоимости услуг по договору».
Установление в договоре возмездного оказания услуг условия о плате за односторонний отказ заказчика от договора соответствует конструкции отступного, закрепленного в ст. 409 ГК РФ, в силу которой по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного — уплатой денежных средств или передачей иного имущества. В данном случае уплатой определенной денежной суммы стороны прекращают свой договор; при этом соглашением сторон выступает изначально предусмотренное в договоре условие о платном отказе от него. Внесение платы за отказ от договора возможно как путем уплаты заказчиком соответствующей суммы, так и удержанием исполнителем уже внесенных ему денежных средств, либо предъявлением к зачету его встречных однородных требований.
При этом необходимо учитывать, что возможность прекращения договора возмездного оказания услуг не может быть обусловлена выплатой рассматриваемой компенсации, равно как и оплатой фактически понесенных расходов исполнителя, если стороны не оговорили компенсацию, поскольку договор в любом случае расторгается, что не лишает исполнителя возможности в дальнейшем взыскать причитающуюся ему компенсацию (Определение ВС РФ от 13.01.15 г. № 5-КГ14-139).
В договоре не может содержаться условие на запрет одностороннего отказа заказчика от него, поскольку стороны вправе только оговорить условия такого отказа или вообще не включать никаких правил на этот счет, допустив автоматическое применение к своим отношениям в такой ситуации общей нормы, содержащейся в п. 1 ст. 782 ГК РФ, но не могут его исключить. Закон не исключает возможности изменения условий и порядка реализации права на односторонний отказ по договору возмездного оказания услуг, но стороны лишены возможности вообще такое право исключить. Они также не могут обусловить право на отказ от договора внесением предварительной оплаты стоимости всех оказанных услуг, поскольку ее невнесение не является препятствием для реализации права заказчика на такой отказ.
Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг не прекращает обязательства заказчика оплатить исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет услуг, как оказанных, так еще и не оказанных, до момента одностороннего отказа заказчика от исполнения договора. Таким образом, расходы, понесенные исполнителем, могут быть оплачены заказчиком как до отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг, так и после него, в том числе взысканы с заказчика в судебном порядке, на само право отказаться в одностороннем порядке от договора это не влияет (ответ на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного суда РФ от 4. 03.15 г. № 1 (2015).
Новая судебная практика учета условий о неустойке за расторжение договора
При определении размера компенсации за отказ от договора стороны должны действовать добросовестно и разумно, она не может быть чрезмерно завышенной, в частности максимальной, и соответствовать полной стоимости услуг безотносительно к объему фактически оказанных услуг и достигнутых результатов, поскольку в таком случае на заказчика возлагаются неблагоприятные правовые последствия в виде обязательства заплатить сумму компенсации независимо от оказанных услуг и полученных результатов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 7.11.14 г. № Ф05-12287/14), и утрачивается компенсационный характер платы за отказ от договора (решение Арбитражного суда г. Москвы от 6.05.15 г. по делу № А40-29674/2015).
Суд также признает недопустимым установление платы за отказ от договора в размере полной стоимости всего вознаграждения по договору или большей его части, т. е. практически за весь период действия расторгаемого договора (постановление Арбитражного суда Московского округа от 6.11.14 г. № Ф05-12254/14). Данное условие следует поместить в раздел об оплате, чтобы у суда в случае спора оно не ассоциировалось с мерой ответственности в отношении заказчика.
В этом случае к заявленной исполнителем сумме компенсации даже не будут применены положения ст. 333 ГК РФ о снижении неустойки в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушенного обязательства. Такое условие об ответственности за отказ от договора суд просто посчитает недействительным, поскольку отказ от договора в любом случае является правомерным действием, в то время как неустойку можно устанавливать только на случай нарушения обязательства (постановление ФАС Уральского округа от 2.06.14 г. № Ф09-2951/14).
Право заказчика на односторонний отказ от договора нельзя обеспечить неустойкой, поскольку заказчик может реализовать его в любой момент, хотя в судебной практике можно встретить подход, в силу которого в предпринимательской сфере отсутствуют основания для защиты интересов слабой стороны; при этом стороны договора свободны при выборе вида компенсации за отказ от договора (решение Арбитражного суда Свердловской области от 15. 12.14 г. по делу № А60-44935/2014), поэтому они не лишены возможности согласовать неустойку на случай отказа от договора (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5.04.16 г. № Ф01-618/2016). В этой ситуации неустойка, по сути, выполняет функцию отступного (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.14 г. № Ф07-10413/2013), хотя в судебной практике преобладает позиция о невозможности взыскания неустойки в случае одностороннего отказа от договора.
Неустойка имеет дуалистическую правовую природу, являясь способом обеспечения исполнения обязательств и одновременно мерой ответственности за его нарушение. В случае, когда право на односторонний отказ от договора изначально предусмотрено законом, его реализация всегда выступает правомерным действием, поэтому здесь нечего ни обеспечивать и не за что привлекать к ответственности (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2.06.15 г. № Ф06-23363/2015).
Так, в одном деле суд указал, что согласование в договоре условия о неустойке, подлежащей взысканию с заказчика только исключительно за досрочное расторжение договора в одностороннем порядке, противоречит правовой природе неустойки как меры ответственности, применяемой за нарушение гражданских прав. Поскольку досрочное прекращение договорных отношений, когда таковое установлено законом или договором, само по себе не может быть квалифицировано как нарушение обязательства и как основание для возникновения у стороны обязанности нести ответственность за досрочное прекращение договора (постановление Арбитражного суда Московского округа от 6.06.16 г. № Ф05-5662/2016).
На практике рассматривался случай, когда в заключенном договоре найма жилого помещения стороны предусмотрели, что при расторжении договора по инициативе наймодателя он обязан выплатить штраф в размере месячной ставки платы за проживание в квартире. Наймодатель воспользовался своим правом на расторжение договора, однако стороны подписали дополнительное соглашение, в котором зафиксировали, что он прекращается именно по указанному основанию.
В такой ситуации для нанимателя помимо необходимости обосновать правомерность взыскания неустойки за отказ от договора также необходимо было доказать, что у него вообще возникло право на ее получение. Это было связано с тем, что неустойку, как следовало из буквального содержания соответствующего условия договора, стороны согласовали именно на расторжение договора по инициативе наймодателя, что предполагает совершение им односторонней сделки. Заключение соглашения по этому поводу может быть расценено как согласованное волеизъявление сторон на прекращение договора, и указание на изначально имевшую место инициативу наймодателя не меняет ситуацию, притом что стороны в самом соглашении не оговорили право нанимателя на получение неустойки, определив тем самым порядок прекращения сотрудничества.
В защиту позиции нанимателя можно в рассматриваемой ситуации привести следующие аргументы. Неустойка была согласована за расторжение договора по инициативе наймодателя, что нашло отражение в тексте заключенного соглашения о прекращении договора. Стороны могли заключить его без включения в него условия об основании расторжения, однако они его указали и подписали документ без каких-либо возражений, тем самым признав изложенные в нем обстоятельства.
Поскольку неустойка установлена договором за его прекращение по инициативе наймодателя, не имеет принципиального значения, в какую форму стороны его облекли — заключение подписанного обеими сторонами соглашения вместо совершения наймодателем односторонней сделки. Оформление прекращения договора путем заключения двустороннего соглашения не меняет соответствующее основание в отличие от ситуации, если бы стороны подписали соглашение без включения в него такого условия, что свидетельствовало бы об отсутствии у нанимателя права на взыскание неустойки. Судебное разбирательство по указанному делу еще не завершено, можно строить только прогнозы, однако в любом случае участникам гражданского оборота в подобных случаях мы можем пожелать не создавать подобных спорных ситуаций, чтобы не усложнять себе жизнь.
В приведенном примере, поскольку наниматель был поставлен в известность наймодателем о его желании отказаться от договора, следовало не подписывать с ним никаких соглашений и дождаться получения уведомления. Кроме того, изначально при согласовании условий заключаемого договора в него ни в коем случае не следовало формулировать компенсацию за отказ от договора как неустойку, что вызывает сразу два вопроса: о правомерности и возможности ее снижения на основании ст. 333 ГК РФ. Для увеличения шансов на взыскание компенсации ее следует обозначить как отступное, поскольку доминирующей позицией в судебной практике является невозможность установления неустойки на случай отказа от договора об оказании услуг.
Возможность согласования сторонами договора об оказании услуг иного режима отказа от договора не означает правомерность установления санкции (постановления Арбитражного суда Московского округа от 1.12.14 г. по делу № А40-1860402/13-98-1626, ФАС Западно-Сибирского округа от 5.11.03 г. по делу № Ф04/5661–819/А67-2003), поэтому включать условие о компенсации за отказ от договора следует в раздел об оплате и формулировать именно как плату — компенсацию в виде части установленной цены.
Компенсацию за отказ от договора также нельзя формулировать в привязке к доходам, которые исполнитель мог бы получить, если бы заказчик не заявлял отказ, поскольку в этом случае у суда может возникнуть устойчивая ассоциация с упущенной выгодой, для взыскания которой исполнитель должен доказать ее факт и размер, вину заказчика, наличие прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между поведением заказчика и причинением убытков исполнителю (постановление Арбитражного суда Московского округа от 6. 11.14 г. по делу № А40-135254/13-110-664).
Сроки уведомления об отказе от договора
Уведомление об отказе от договора в одностороннем порядке заказчику следует отправлять заблаговременно, поскольку исполнитель не может предполагать о прекращении договорных отношений с заказчиком до тех пор, пока он не будет проинформирован об одностороннем отказе контрагента от исполнения сделки, а потому договорные отношения считаются прекращенными с момента доставки соответствующего уведомления. Уведомление об отказе от договора следует отправлять по адресу контрагента, указанному в ЕГРЮЛ; при этом неполучение им корреспонденции является риском, который относится на его собственный счет (постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.10.14 г. по делу № А40-173317/13-142-1572).
Однако, если заказчик располагает сведениями об иных адресах исполнителя, которые могут быть указаны в самом договоре об оказании услуг, на бланках исполнителя, на его сайте и в иных доступных источниках, уведомление следует отправлять по всем известным адресам, чтобы в случае спора заказчик мог доказать свою добросовестность и принятие всех разумных мер.
После получения уведомления об отказе заказчика от договора исполнитель уже не вправе претендовать на получение оплаты за свои услуги, поэтому, продолжая их оказание, он принимает на свой счет риск их неоплаты, поскольку понесенные после прекращения договора расходы после явно выраженного заказчиком намерения на его расторжение не подлежат компенсации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.13 г. № А58-4973/2012), и заказчик не может быть принужден к оплате услуг, от которых отказался (решение Арбитражного суда Магаданской области от 15.05.15 г. по делу № А37-2134/2014).
При этом заказчик должен оплачивать только те услуги исполнителя, которые соответствуют условиям договора и обычно предъявляемым требованиям, поскольку из системного толкования ст. 309, п. 1 ст. 723 и ст. 783 ГК РФ следует отсутствие обязанности заказчика оплачивать некачественно оказанные ему услуги, приведшие к возникновению у него убытков (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.14 г. № 4593/13).
Исключение составляет случай, когда исполнитель может доказать, что услуги были приняты заказчиком и имели вследствие этого для него потребительскую ценность. Исполнителю недостаточно будет направить заказчику акт об оказанных услугах, подписанный со своей стороны, и ссылаться на то, что услуги были фактически приняты заказчиком без возражений, поскольку само по себе это обстоятельство не исключает обязанность исполнителя доказывать факт и объем оказанных услуг, их потребительскую ценность для заказчика (постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.10.14 г. по делу № А40-173317/13-13-142-1572).
Приведенная правовая позиция о праве сторон договора об оказании услуг установить компенсацию за отказ от договора в судебной практике толкуется расширительно и позволяет участникам гражданского оборота не только согласовать размер платы за отказ от договора, но и установить конкретный срок, который должен соблюсти заказчик, направляя уведомление, например за 30 дней до даты предполагаемого расторжения договора (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28. 04.15 г. № Ф09-21783/2013). Это особенно актуально для абонентских договоров с исполнением по требованию, где исполнитель вправе получать плату независимо от того, обращался к нему заказчик или нет (ст. 429.4 ГК РФ).
Для усиления аргументации исполнителя по поводу правомерности установления в договоре об оказании услуг определенного срока, обязательного для соблюдения права на односторонний отказ от договора, такое условие следует предусмотреть для обеих сторон, что будет свидетельствовать о его паритетности (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 9.04.15 г. по делу № А26-272/2015). Такое договорное условие не противоречит закону и не будет ущемлять права сторон договора возмездного оказания услуг (решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.15 г. по делу № А07-24368/2014).
Также в договоре об оказании услуг в интересах исполнителя следует закрепить условие о том, что стоимость оказанных услуг может быть пересмотрена в сторону увеличения. Изначально в договоре она приводится в привязке к общему объему заказываемых услуг с указанием на ее увеличение в случае отказа заказчика от всего согласованного объема.
Однако такое условие не может быть подразумеваемым, оно должно быть четко выражено в договоре, поскольку при его отсутствии в случае отказа заказчика от договора исполнитель будет не вправе поставить вопрос о лишении его предоставленной ранее скидки с общей цены услуг и потребовать уплаты образовавшейся суммовой разницы (постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.14 г. по делу № А65-10908/2013).
Для юриста, оказывающего свои услуги на условиях абонентского правового обслуживания, важно учесть в договоре условие о выплате ему вознаграждения при досрочном отказе от него заказчика, чтобы иметь возможность компенсировать хотя бы часть неполученного дохода. Такой порядок с согласованием компенсации за отказ от договора применим также и к договорам поручения, на что обращается внимание в судебной практике (решение Забайкальского районного суда г.
Заказчик при расторжении договора с юристом, качество услуг которого его не устраивает, не обязан указывать в качестве основания виновные действия исполнителя, для оперативного прекращения договора он может использовать свое право на немотивированный отказ. В этом случае, если в договоре была предусмотрена компенсация в пользу исполнителя, суд примет во внимание, не был ли связан отказ от договора с допущенными исполнителем нарушениями, и откажет в ее взыскании, тем более если ее размер является чрезмерным, например 100% от стоимости услуг. Требование о взыскании такой суммы суд отклонит со ссылкой на недопустимость злоупотребления правом в соответствии со ст.
Во избежание необходимости приводить в случае спора доказательства в опровержение требования исполнителя о взыскании компенсации за отказ от договора заказчику помимо ссылки на п. 1 ст. 782 ГК РФ необходимо также обозначить конкретные нарушения со стороны исполнителя, которые послужили основанием для принятия заказчиком такого решения. Закон не исключает возможности указания заказчиком в своем уведомлении об отказе от договора не одного, а сразу нескольких оснований для такого действия. В этом случае, даже если исполнитель приведет аргументированные возражения относительно правомерности отказа заказчика от договора, то ссылка на п. 1 ст. 782 ГК РФ является вполне достаточной, чтобы снять все вопросы.
52.207-3 Право первого отказа в приеме на работу.
« ПредыдущийСледующий »
52.207-3 Право первого отказа в приеме на работу.
В соответствии с пунктом 7.305(c), вставьте следующий пункт:
Право первого отказа в приеме на работу ( май 2006 г.)
или разделены в результате присуждения настоящего контракта преимущественному праву первого отказа при приеме на работу в соответствии с контрактом на должности, для которых они соответствуют квалификации, если это трудоустройство соответствует постгосударственным стандартам конфликта интересов при приеме на работу.
(b) В течение 10 дней после присуждения контракта сотрудник по контрактам "Administrative contracting officer (ACO)" refers to a contracting officer who is administering contracts. "Termination contracting officer (TCO)" refers to a contracting officer who is settling terminated contracts. A single contracting officer may be responsible for duties in any or all of these areas. Reference in this regulation (48 CFR chapter 1) to administrative contracting officer or termination contracting officer does not-(1) Require that a duty be performed at a particular office or activity; or(2) Restrict in any way a contracting officer in the performance of any duty properly assigned.»>
предоставит Подрядчику список всех государственных служащих, которые пострадали или будут уволены в результате присуждения этого контракта.(c) Подрядчик должен сообщить сотруднику по контрактам

(Конец пункта)
« ПредыдущийСледующий »
Исполнительный указ о неустранении квалифицированных работников, работающих по контракту
Полномочиями, предоставленными мне как Президенту Конституцией и законами Соединенных Штатов Америки, в том числе Федеральным Закон об имуществе и административных услугах, 40 U.S.C. 101 и след. , и в целях содействия экономии и эффективности закупок, настоящим заказывается следующим образом:
Раздел 1. Политика. Когда истекает срок действия контракта на оказание услуг и присуждается последующий контракт на те же или аналогичные услуги, интересы федерального правительства в сфере закупок в плане экономии и эффективности лучше всего удовлетворяются, когда подрядчик или субподрядчик-преемник нанимает сотрудников предшественника, что позволяет избежать увольнения этих сотрудников. . Использование переходящей рабочей силы сокращает сбои в предоставлении услуг в период перехода от одного подрядчика к другому, поддерживает физическую и информационную безопасность и предоставляет федеральному правительству преимущества опытной и хорошо обученной рабочей силы, знакомой с требованиями федерального правительства. персонал, средства и требования. Эти же преимущества также часто реализуются, когда последующий подрядчик или субподрядчик выполняет ту же или аналогичную работу по договору в том же месте, где был выполнен предшествующий договор.
Сек. 2. Определения.
(a) «Контракт на оказание услуг» или «контракт» означает любой контракт, договороподобный инструмент или субконтракт на оказание услуг, заключенный Федеральным правительством или его подрядчиками, на который распространяется действие Закона о контрактах на оказание услуг от 1965 г. с поправками, 41 U.S.C. 6701 et seq ., а также правила его реализации.
(b) «Сотрудник» означает работника сферы обслуживания согласно определению в Законе о контрактах на оказание услуг от 1965 г. с поправками, 41 U.S.C. 6701(3).
(c) «Агентство» означает исполнительный департамент или агентство, включая независимое учреждение, подпадающее под действие Закона о федеральной собственности и административных услугах, 40 U.S.C. 102(4)(А).
Сек. 3. Незамещение квалифицированных работников. (a) Каждое агентство должно, насколько это разрешено законом, обеспечивать, чтобы контракты на оказание услуг и субподряды, которые заменяют контракт на выполнение той же или аналогичной работы, а также ходатайства о заключении таких контрактов и субконтрактов, включали следующий пункт:
«Незамещение квалифицированных работников: (a) Подрядчик и его субподрядчики, если иное не предусмотрено в настоящем документе, добросовестно предлагают обслуживающий персонал (как это определено в Законе о контрактах на оказание услуг от 1965 с поправками, 41 U.S.C. 6701(3)) нанятые по предшествующему контракту и его субконтрактам, чья занятость будет прекращена в результате присуждения этого контракта или истечения срока контракта, по которому были наняты работники, право преимущественного отказа от найма по этому контракту на должностях, на которые эти работники имеют квалификацию. Подрядчик и его субподрядчики должны определить количество работников, необходимых для эффективного выполнения настоящего контракта, и могут принять решение о найме большего или меньшего количества работников, чем предыдущий подрядчик, нанятый для выполнения работы, исключительно на основе этого решения. За исключением случаев, предусмотренных в параграфе (b), вакансии по настоящему контракту или субконтракту не открываются, и подрядчик и любые субподрядчики не должны предлагать работу по настоящему контракту какому-либо лицу до полного выполнения обязательств, описанных в этом пункте. Подрядчик и его субподрядчики должны сделать прямое предложение о трудоустройстве каждому работнику, как это предусмотрено в настоящем документе, и указать время, в течение которого работник должен принять такое предложение, но ни в коем случае период, в течение которого работник должен принять предложение о трудоустройстве, не должен быть менее 10 рабочих дней.
«(b) Несмотря на обязательство в соответствии с пунктом (а) выше, подрядчик и любые субподрядчики (1) не обязаны предлагать право преимущественной покупки любому сотруднику(ам) предшествующего подрядчика, который не является обслуживающим персоналом в пределах значение Закона о контрактах на оказание услуг от 1965 г. с поправками, 41 U.S.C. 6701(3) и (2) не обязаны предоставлять право преимущественной покупки любому сотруднику(ам) предшествующего подрядчика, в отношении которого подрядчик или любой из его субподрядчиков разумно полагает, основываясь на надежных доказательствах прошлые результаты, что будет уважительная причина для увольнения сотрудника(ов), если он будет нанят подрядчиком или какими-либо субподрядчиками.
«(c) Подрядчик должен не менее чем за 10 рабочих дней до завершения настоящего контракта или начала работы над этим контрактом, в зависимости от того, что наступит раньше, предоставить Сотруднику по контрактам заверенный список имен всех обслуживающих сотрудников, работающих по настоящему договора и его субподрядов в течение последнего месяца исполнения договора. В списке также должны быть указаны годовщины найма каждого обслуживающего работника по настоящему контракту и предшествующим контрактам либо с нынешними, либо с предшествующими подрядчиками, либо их субподрядчиками. Сотрудник по контрактам должен предоставить список подрядчику-преемнику, а список должен быть предоставлен по запросу сотрудникам или их представителям в соответствии с Законом о конфиденциальности, 5 U.S.C. 552a и других применимых законов.
«(d) Если в соответствии с положениями, изданными министром труда (Секретарем), будет установлено, что подрядчик или его субподрядчики не соблюдают требования настоящего пункта или любого постановления или приказа министра, Секретарь может налагать соответствующие санкции на подрядчика или его субподрядчиков, как это предусмотрено в Исполнительном указе (№) _______, правилах, реализующих этот приказ, и соответствующих приказах Секретаря, или иным образом, предусмотренным законом.
«(e) В каждый субподряд, заключаемый для оказания услуг по настоящему договору, подрядчик будет включать положения, гарантирующие, что каждый субподрядчик будет соблюдать требования пунктов (a) и (b) в отношении сотрудников предшествующего субподрядчика или субподрядчиков, работающих по настоящему контракту, а также предшествующего подрядчика и его субподрядчиков. Субконтракт также должен включать положения, гарантирующие, что субподрядчик предоставит подрядчику информацию о сотрудниках субподрядчика, необходимую подрядчику для выполнения пункта (с) настоящего пункта. Подрядчик должен предпринять такие действия в отношении любого такого субподряда, которые могут быть предписаны Секретарем в качестве средства обеспечения соблюдения таких положений, включая наложение санкций за несоблюдение: при условии, однако, что если подрядчик в результате такого указания , становится вовлеченным в судебный процесс с субподрядчиком или ему угрожает такое участие, подрядчик может потребовать, чтобы Соединенные Штаты вступили в такой судебный процесс для защиты интересов Соединенных Штатов».
(b) Ничто в настоящем приказе не должно толковаться как требующее или рекомендующее агентствам, подрядчикам или субподрядчикам оплачивать расходы на переезд сотрудников, которые осуществляют свое право работать на нового подрядчика или субподрядчика в соответствии с настоящим приказом.
сек. 4. Преемственность местоположения. (a) Когда агентство подготавливает предложение о заключении контракта на оказание услуг, который заменяет контракт на выполнение той же или аналогичной работы, агентство должно рассмотреть вопрос о том, является ли выполнение работы в том же месте или местах, в которых в настоящее время выполняется контракт. разумно необходимым для обеспечения экономичного и эффективного предоставления услуг.
(b) Если агентство определяет, что выполнение контракта в том же месте или местах разумно необходимо для обеспечения экономичного и эффективного предоставления услуг, то агентство должно в той мере, в какой это не противоречит законодательству, включить требование или предпочтение в ходатайство о правопреемственном договоре, чтобы он был выполнен в той же местности или местностях.
сек. 5. Исключения. Этот приказ не применяется к:
(a) контрактам с упрощенным порогом приобретения, как определено в 41 U.C. 134; или
(b) сотрудников, нанятых для работы по контракту с федеральной службой и одному или нескольким контрактам с нефедеральной службой в рамках одной работы, при условии, что эти сотрудники не были задействованы таким образом, чтобы избежать целей настоящего приказа.
сек. 6. Исключения, разрешенные агентствами. (a) Высокопоставленное должностное лицо в агентстве может сделать исключение из требований раздела 3 настоящего приказа для конкретного контракта, не позднее даты запроса, предоставив конкретное письменное объяснение того, почему существует по крайней мере одно из следующих обстоятельств. в отношении этого контракта:
(i) Соблюдение требований раздела 3 настоящего приказа не будет способствовать интересам Федерального правительства в достижении экономии и эффективности федеральных закупок;
(ii) Основываясь на анализе рынка, соблюдение требований раздела 3 настоящего приказа:
(A) значительно сократит количество потенциальных участников торгов, чтобы помешать полной и открытой конкуренции; и
(B) не должны быть разумно адаптированы к потребностям агентства в контракте; или
(iii) В противном случае соблюдение требований раздела 3 настоящего приказа будет противоречить законодательным актам, постановлениям, исполнительным указам или президентским меморандумам.
(b) В той мере, в какой это разрешено законом и в соответствии с интересами национальной безопасности и конфиденциальности исполнительной власти, каждое агентство должно публиковать на централизованном общедоступном веб-сайте описания исключений, предоставленных им в соответствии с настоящим разделом, и обеспечивать, чтобы подрядчик уведомлял затронутых работники и их представители по коллективным переговорам, если таковые имеются, в письменной форме о решении агентства предоставить исключение.
(c) Ежеквартально каждое агентство должно сообщать в Административно-бюджетное управление описание исключений, предоставленных в соответствии с настоящим разделом.
сек. 7. Правила и реализация. (a) Министр труда (Секретарь) должен в той мере, в какой это не противоречит закону, издать окончательные постановления в течение 180 дней с даты настоящего приказа для выполнения требований настоящего приказа, кроме тех, которые указаны в разделах 6 (b) и в) настоящего приказа.
(b) В течение 60 дней с момента издания Секретарем окончательных постановлений Совет по регулированию федеральных закупок (FAR Council) в соответствии с законом должен внести поправки в Положение о федеральных закупках, чтобы обеспечить включение в заявки на федеральные закупки и контракты, подпадающие под действие настоящего заказать пункт, описанный в разделе 3 настоящего приказа.
(c) Директор Административно-бюджетного управления должен в той мере, в какой это не противоречит закону, издать руководство по выполнению раздела 6(c) настоящего приказа.
сек. 8. Правоприменение. (a) Секретарь имеет право расследовать возможные нарушения настоящего приказа и добиваться его выполнения. В таких разбирательствах Секретарь имеет право издавать окончательные приказы, предписывающие соответствующие санкции и средства правовой защиты, включая, помимо прочего, приказы, требующие трудоустройства и выплаты потерянной заработной платы. Секретарь может также предусмотреть, что, если подрядчик или субподрядчик не выполнил какой-либо приказ Секретаря или совершил умышленное нарушение этого приказа или правил, изданных в соответствии с ним, подрядчик или субподрядчик, его ответственные должностные лица и любая фирма в котором подрядчик или субподрядчик имеет существенный интерес, может быть лишено права на заключение какого-либо контракта с Соединенными Штатами на срок до 3 лет. Ни приказ об отстранении любого подрядчика или субподрядчика от дальнейших контрактов с федеральным правительством в соответствии с настоящим разделом, ни включение подрядчика или субподрядчика в опубликованный список подрядчиков, не соблюдающих требования, не должны выполняться без предоставления подрядчику или субподрядчику возможности представить информацию и аргументы. против предлагаемого отстранения или включения в список.
(b) Этот приказ не создает никаких прав в соответствии с Законом о спорах по контрактам, 41 U.S.C. 7101 и далее , а споры, касающиеся требований пункта контракта, предусмотренного разделом 3 настоящего приказа, в пределах, разрешенных законом, разрешаются только в порядке, предусмотренном Секретарем в постановлениях, изданных в соответствии с настоящим приказом.
сек. 9. Отзыв. Распоряжение № 13897 от 31 октября 2019 г. (Об улучшении деятельности федеральных подрядчиков путем отмены распоряжения № 13495) отменено. Исполнительный указ 1349№ 5 от 30 января 2009 г. (О неразмещении квалифицированных работников по служебному контракту) остается утратившим силу.
сек. 10. Делимость. Если какое-либо положение настоящего приказа или применение любого положения настоящего приказа к какому-либо лицу или обстоятельству будет признано недействительным, остальная часть настоящего приказа и его применение к любому другому лицу или обстоятельству не будут затронуты этим.
сек. 11. Дата вступления в силу. Этот приказ вступает в силу немедленно и применяется к запросам, выпущенным на дату или после даты вступления в силу окончательных правил, изданных Советом FAR в соответствии с разделом 7 настоящего приказа. Агентствам настоятельно рекомендуется, чтобы в отношении запросов, направленных в период между датой издания настоящего приказа и датой принятия мер Советом FAR в соответствии с разделом 7 настоящего приказа, или запросов, которые уже были отправлены и не были рассмотрены на дату настоящего приказа, в той степени, в которой это разрешено законом, включить в соответствующее предложение пункт договора, описанный в разделе 3 настоящего приказа.