Освобождение от административной ответственности по малозначительности: КоАП РФ Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения \ КонсультантПлюс

Каков порядок освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения? — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги

ГлавнаяПрофессиональные новости Каков порядок освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения?

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ указано, что в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения принимается и по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ). Норма ст. 159 АПК РФ также позволяет заявлять ходатайства по всем вопросам, связанным с разбирательством арбитражного дела.
Согласно п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений ст. ст. 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Таким образом, заявление в любом указанном порядке ходатайства о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью правонарушения не исключается (Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27. 05.2021 N 16-966/2021, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2019 N Ф06-50356/2019 по делу N А65-1215/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2019 N 306-ЭС19-22655 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
Устное замечание не входит в систему административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ). Каких-либо иных правовых последствий его объявление также не имеет — производство по делу после этого прекращается.
По мнению отдельных авторов, устное замечание является лишь средством убеждения (Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.). Целью освобождения от административной ответственности с вынесением устного замечания при малозначительности правонарушения является профилактическая деятельность государства, демонстрирующая неотвратимость государственного реагирования на противоправное поведение и являющаяся мерой воспитательного характера (Шатская Е.
Ю. Проблемы производства по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими // Административное право и процесс. 2015. N 3. С. 79 — 81).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

 

Дата актуальности материала: 04.04.2022

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!

Поиск по сайту

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!

Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т. д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!

Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме

Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта

Добавляйтесь к нам в друзья

Подписывайтесь на наш канал

Полезные ссылки

Что-то пошло не так!

Заявка не была отправлена. Пожалуйста, попробуйте еще раз.

правовые нюансы освобождения от административной ответственности

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности ввиду малозначительности, сопровождается прекращением производства по делу и объявлением устного замечания. При этом устное замечание выступает мерой превентивного воздействия, а не видом административного наказания.

Отметим, что КоАП РФ не содержит понятия и критерии малозначительности, что заставляет правоприменителя устанавливать их самостоятельно в каждом случае, таким образом, установление малозначительности правонарушения носит оценочный характер.

Разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного суда РФ, изложенные в постановлениях, дают правоприменителю определенные ориентиры при определении правонарушения малозначительным.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Статья 2.9 КоАП РФ является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным в конкретных обстоятельствах. Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении является правом суда.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.                    Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5                  «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под малозначительностью административного правонарушения понимается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 № 5 разъясняет, какие обстоятельства не относятся к обстоятельствам, характеризующим малозначительность правонарушения:

— личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица;

— добровольное устранение последствий правонарушения;

— возмещение причиненного ущерба.

Указанные обстоятельства в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются только при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место лишь в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Отметим, что исчерпывающий перечень административных наказаний содержится в ст. 3.2 КоАП РФ. Таким образом, нельзя считать подвергнутым административному наказанию лицо, которому в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ объявлено устное замечание.

Комментарии

  • Комментарии
  • ВКонтакте
  • Facebook

Download SocComments v1.3

Добавить комментарий

29 CFR § 541.203 — Примеры административных исключений. | Электронный свод федеральных правил (e-CFR) | Закон США

§ 541.203 Примеры административных исключений.

(a) Специалисты по урегулированию страховых случаев, как правило, отвечают требованиям, предъявляемым к административным исключениям, вне зависимости от того, работают ли они в страховой компании или в другой компании, если в их обязанности входит опрос страхователей, свидетелей и врачей; осмотр материального ущерба; анализ фактической информации для подготовки оценок ущерба; оценка и выработка рекомендаций по покрытию претензий; определение ответственности и общей суммы претензии; согласование расчетов; и дать рекомендации по судебным разбирательствам.

(b) Работники сферы финансовых услуг, как правило, соответствуют служебным требованиям для административного освобождения, если их обязанности включают такую ​​работу, как сбор и анализ информации о доходах, активах, инвестициях или долгах клиентов; определение того, какие финансовые продукты лучше всего соответствуют потребностям клиента и финансовым обстоятельствам; консультирование клиента относительно преимуществ и недостатков различных финансовых продуктов; и маркетинг, обслуживание или продвижение финансовых продуктов работодателя. Однако сотрудник, основной обязанностью которого является продажа финансовых продуктов, не имеет права на административное освобождение.

(c) Сотрудник, возглавляющий группу других сотрудников, которым поручено выполнение крупных проектов для работодателя (например, покупка, продажа или закрытие всего или части бизнеса, ведение переговоров о сделке с недвижимостью или коллективного договора, разработка и внедрение улучшений производительности) обычно соответствует требованиям к обязанностям для административного освобождения, даже если сотрудник не несет прямой надзорной ответственности за других сотрудников в команде.

(d) Исполнительный помощник или помощник по административным вопросам владельца бизнеса или старшего руководителя крупного бизнеса, как правило, соответствует требованиям к обязанностям для административного освобождения, если такому сотруднику без специальных инструкций или предписанных процедур были делегированы полномочия в отношении важных вопросов. .

(e) Менеджеры по персоналу, которые формулируют, интерпретируют или внедряют политику занятости, и консультанты по вопросам управления, которые изучают деятельность предприятия и предлагают изменения в организации, как правило, соответствуют требованиям к обязанностям для административного исключения. Однако клерки по кадрам, которые «проверяют» заявителей, чтобы получить данные об их минимальной квалификации и пригодности для работы, как правило, не соответствуют требованиям к обязанностям для административного освобождения. Такие кадровые клерки обычно отклоняют всех кандидатов, которые не соответствуют минимальным стандартам для конкретной работы или для работы в компании.

Минимальные стандарты обычно устанавливаются освобожденным менеджером по персоналу или другими должностными лицами компании, а решение о найме из группы квалифицированных кандидатов, которые соответствуют минимальным стандартам, аналогичным образом принимается освобожденным менеджером по персоналу или другими должностными лицами компании. Таким образом, когда функции собеседования и отбора выполняются менеджером по персоналу или менеджером по персоналу, который принимает решение о найме или дает рекомендации по найму из числа квалифицированных кандидатов, такие обязанности представляют собой освобожденную от ответственности работу, даже если она является рутинной, поскольку эта работа непосредственно и тесно связаны с освобожденными функциями работника.

(f) Агенты по закупкам, наделенные полномочиями обязывать компанию в отношении значительных закупок, как правило, выполняют требования об обязанностях для административного освобождения, даже если они должны консультироваться с высшим руководством при принятии обязательства по закупке сырья сверх предполагаемых потребностей завода.

(g) Обычная инспекционная работа, как правило, не соответствует требованиям к обязанностям для административного освобождения. Инспекторы обычно выполняют специализированную работу в соответствии со стандартными принципами, используя хорошо зарекомендовавшие себя методы и процедуры, которые могут быть каталогизированы и описаны в руководствах или других источниках. Такие инспекторы полагаются на методы и навыки, приобретенные в результате специальной подготовки или опыта. У них есть некоторая свобода действий при выполнении своей работы, но только в строго установленных пределах.

(h) Работники, которых обычно называют ревизорами или оценщиками, например, служащие, оценивающие пиломатериалы, как правило, не соответствуют требованиям к обязанностям для административного освобождения. Такие сотрудники обычно выполняют работу, связанную со сравнением продукции с установленными эталонами, которые часто каталогизируются. Часто, после постоянного обращения к письменным стандартам или благодаря опыту, работник приобретает достаточные знания, так что обращение к письменным стандартам становится ненужным. Замена памяти работника справочником стандартов не изменяет характер выполняемой работы на освобождение от работы, требующей проявления осмотрительности и независимого суждения.

(i) Сопоставление покупок, осуществляемое сотрудником розничного магазина, который просто сообщает покупателю цены в магазине конкурента, не подлежит административному освобождению. Тем не менее, покупатель, который оценивает такие отчеты о ценах конкурентов, чтобы установить цены работодателя, как правило, отвечает требованиям об обязанностях для административного освобождения.

(j) Инспекторы или следователи государственного сектора различного профиля, такие как пожарная охрана или безопасность, строительство, здравоохранение или санитария, экология или специалисты по почвам и аналогичные служащие, как правило, не отвечают требованиям к обязанностям для административного освобождения, потому что их работа обычно не связана с работой, непосредственно связанной с управлением или общими деловыми операциями работодателя. Такие сотрудники также не имеют права на административное освобождение, поскольку их работа связана с использованием навыков и технических способностей для сбора фактической информации, применения известных стандартов или предписанных процедур, определения того, какой процедуре следовать, или определения того, соблюдаются ли установленные стандарты или критерии.

Законодатель усилит ответственность для нарушителей ПДД

Команда EXPATPRO информирует вас о последних изменениях в положениях об ответственности за нарушения ПДД.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные нарушения безопасности дорожного движения» принят 16 февраля 2021 г., вступил в силу 17 марта 2021 г. Данным законом внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, а также Законы Украины «О дорожном движении» и «О Национальной полиции».

Приглашаем вас обратить внимание на особенности последних правил.

Пункты Законодателя

Первый пункт заключается в том, что законодатель усилил ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом виде (в состоянии алкогольного опьянения, наркотических или других веществ или лекарственных средств до уровня, критически снижающего внимание и скорость реакции водителя) и устранил все изъяны закона, позволившие освободить правонарушителей от юридической ответственности. Штраф за вождение в нетрезвом виде впервые в течение одного года теперь составляет штраф в размере 17 000 грн с лишением права управления транспортным средством на 1 год; второй раз в том же году – 34 000 грн штрафа с лишением права управления транспортным средством на 3 года и возможным возмездным изъятием транспортного средства, либо административный арест на 10 суток с лишением права управления транспортным средством за 3 года и возможное платное изъятие транспортного средства; по третий раз в том же году — 51 000 грн штрафа с лишением права управления транспортным средством на 10 лет и конфискацией транспортного средства либо административным арестом на 15 суток с лишением права управления транспортным средством на 10 лет и конфискация транспортного средства.

Ранее штрафы за указанные правонарушения составляли 10 200 грн, 20 400 грн, 40 800 грн соответственно. Кроме того, были введены новые меры наказания за вождение в нетрезвом виде – платный изъятие транспортного средства, конфискация транспортного средства и административный арест. В отличие от конфискации транспортного средства, возмездное изъятие предусматривает, что транспортное средство изымается, продается на торгах, а вырученные от реализации деньги возвращаются владельцу транспортного средства.

Отныне избежать ответственности становится все труднее по следующим причинам. Срок рассмотрения дела о вождении в нетрезвом виде в суде теперь составляет 1 год вместо 3 месяцев, что раньше позволяло легко уйти от ответственности из-за умышленного затягивания судебного разбирательства, перегруженности судов и т.п. производство по делу не может быть прекращено, а правонарушитель не может быть освобожден от административной ответственности за малозначительностью или в связи с передачей материалов на рассмотрение трудовому коллективу или общественной организации. Важно отметить, что при повторном нарушении новый штраф не заменяет предыдущий, а суммируется. В таком случае весь срок лишения права управления транспортным средством может превышать максимально допустимый 10-летний срок.

Если какое-либо лицо в состоянии алкогольного опьянения за рулем транспортного средства спровоцирует дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, такое лицо будет привлечено к уголовной ответственности. Статья 286-1 Уголовного кодекса Украины принята в новой редакции. Теперь он предусматривает ответственность в виде лишения свободы на разные сроки в зависимости от тяжести последствий, вызванных ДТП. Максимальный срок лишения свободы – 12 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 10 лет. Такое наказание предусмотрено для правонарушителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой гибель нескольких человек.

Кроме того, совершение вышеуказанных правонарушений лишает виновного возможности освобождения от ответственности в связи с действительным раскаянием, примирением виновного с потерпевшим, передачей лица под залог, изменением обстоятельств. Освобождение от отбывания наказания с испытательным сроком, замена неотбытой части наказания на более мягкую, амнистия также не распространяются на пьяных водителей.

Обоснование таких строгих правил обусловлено широким распространением случаев вождения в нетрезвом виде, их повторением, освобождением водителей от юридической ответственности и значительным числом потерпевших от таких правонарушений. Только в 2020 году было задержано около 130 000 пьяных водителей. Более 9000 водителей повторили случаи вождения в нетрезвом виде и еще 5000 таких правонарушений были совершены в третий раз, несмотря на то, что такие нарушители уплатили штрафы и понесли другие негативные последствия таких нарушений. Более того, есть многочисленные примеры дорожно-транспортных происшествий с участием пьяных водителей, с десятками пострадавших, а некоторым водителям удалось избежать ответственности за гибель невинных жертв.

Другие поправки касаются штрафов за превышение скорости, неиспользование ремней безопасности, вождение без прав или передачу транспортного средства лицу, не имеющему права на его управление, или вождение после лишения права управления транспортным средством.

Штрафы

Штрафы за превышение разрешенной скорости: до 50 км/час – 340 грн вместо 255 грн, свыше 50 км/час – 1700 грн вместо 510 грн. Штраф за неиспользование ремней безопасности составляет 510 грн, что в 10 раз больше, чем раньше. Неправильная установка государственных номеров и загрязнение номеров наказывается штрафом в размере 850 гривен.

Обратите внимание, что при вождении всегда необходимо иметь при себе действующие водительские права, техпаспорт и страховой полис. В противном случае вас заставят заплатить штраф в размере 425 гривен, который остался без изменений. При этом законодатель добавил возможность пользоваться всеми этими документами и предъявлять их по требованию сотрудников полиции в электронном виде, например, имея приложение «Дія».

За управление транспортным средством без права управления или передачу транспортного средства лицу, не имеющему такого права, налагается штраф в размере 3400 грн. При повторном управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортным средством (например, за вождение в нетрезвом виде), необходимо уплатить штраф в размере 20 400 гривен (ранее — 510 гривен), при повторном нарушении — 40 800 гривен.

Законодатель также усилил ответственность за оставление места ДТП, введя штраф в размере 3400 грн, либо лишение права управления транспортным средством на срок до 2 лет, либо административный арест на срок до 15 суток.

Также были увеличены штрафы за нарушения, совершенные пешеходами и велосипедистами, в т.ч. за переход дороги в неположенном месте или на красный сигнал светофора – 255 грн, за нарушение правил дорожного движения пешеходами или велосипедистами, совершенное в состоянии алкогольного опьянения – 680 грн (при повторном – 850 грн или государственная услуга за 20- 40 часов).

Что касается изменений в Закон Украины «О дорожном движении», то внесены правила о том, как действовать, когда тебя останавливает сотрудник милиции. В таком случае водитель обязан остановить транспортное средство; держать руки в поле зрения сотрудника полиции и не покидать транспортное средство без разрешения; заглушить двигатель автомобиля и вынуть ключ из замка зажигания; предоставить необходимые документы для проверки; включить аварийную сигнализацию; выйти из транспортного средства.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *