Уличное освещение в частном секторе: правила и принципы организации
Освещение в частном секторе города отличается от того, что предусмотрено на основных магистралях. Это обусловлено отсутствием интенсивного потока транспорта и пешеходов. Другое отличие заключается в том, что в частном секторе практически нет объектов административного и культурного значения, больших торговых центров и памятников, требующих архитектурной подсветки.
Главная задача освещения в этой части города — создать условия, чтобы жителям было комфортно передвигаться по территории в темное время суток. И чтобы сюда могла проехать любая экстренная служба. Еще одна функция — улучшение криминогенной обстановки. Достаточный уровень освещенности уменьшает уровень преступности, позволяет жителям чувствовать себя в безопасности.
Освещение частного сектора в городе
Основные принципы построения освещения частного сектора
Система освещения улиц в частном секторе проектируется еще на этапе их закладки. В ходе разработки учитываются все важные параметры, включая зернистость дорожного покрытия, уровень отражения света, степень запыленности дороги, ее ширину и категорию по ГОСТу. На основе расчетов подбираются светильники, высчитывается расстояние между опорами освещения. При этом обязательно учитывается возможность разрастания и развития микрорайона в ближайшие 7−10 лет.
Нормы освещенности улиц в частном секторе города
Для частного сектора характерны обычные дороги. В соответствии с классификацией по ГОСТ 33 382–2015 к таким относятся дороги категорий IB, II, III, IV, V. Для них допускается отсутствие центральной разделительной полосы и доступ с примыкающих дорог в одном уровне. Для каждой из указанных категорий установлены конкретные нормы освещения, с которыми вы можете ознакомиться в таблице.
Таблица норм освещения для дорог частного сектора
В таблице приведены следующие параметры освещения:
- L — средняя яркость дорожного покрытия;
- U0 — отношение минимальной яркости к средней;
- U1 — отношение минимальной яркости к максимальной;
- Eh — освещенность в заданной точке;
- Uh — отношение минимальной освещенности к средней;
- TI — величина слепящего действия;
- SR — отношение средней освещенности на обочине к тому же показателю, только на полосе движения.
Как видно из перечня, освещенность — это Eh. В соответствии с таблицей для частного сектора минимальный уровень для уличного освещения в частном секторе в зависимости от категории дорог составляет не менее 8−10 лк.
Максимальная освещенность должна быть там, где находятся детские площадки, места посадки в общественный транспорт, магазины. Переходные зоны, соседствующие с центральными улицами, тоже должны быть хорошо освещены. Чуть меньшая интенсивность светового потока допустима для улиц, расположенных вдали от магистралей. Минимальная в 2−4 лк — для пешеходных дорожек и тротуаров.
Для освещения частного сектора актуально однорядное одностороннее расположение светильников. Это обусловлено тем, что здесь неширокие дороги, часто без разделительной полосы. Допустимо и двухстороннее расположение опор. Главное — правильно определить расстояние между ними, чтобы обеспечить на поверхности дорожного покрытия нужный уровень освещенности.
Правильное расположение светильников для освещения частного сектора
В заключение
Освещение частного сектора во многом схоже с освещением поселков, но в то же время организуется в соответствии с требованиями, установленными для городской среды. В первую очередь важна функциональность осветительной системы. Она должна обеспечивать уровень освещенности, достаточный для комфортного передвижения по частному сектору и создания благоприятной обстановки с точки зрения криминогенности.
Компания «КСО-1» предлагает свои услуги по организации освещения отдельных объектов и микрорайонов. Наши специалисты грамотно выполняют светотехнические расчеты и могут создать эффективную осветительную систему для частного сектора. В нашем ассортименте есть подходящие опоры освещения высотой 3−11 м, которые оптимальны для установки в такой части города. У нас большой выбор уличных светильников мощностью 55−340 Вт и световым потоком от 13 000 до 75 000 Лм. Оставьте заявку на разработку проекта на сайте, напишите нам в онлайн-чате или позвоните по телефону и расскажите о задаче, которую нужно выполнить.
Разбираем подробно, кто обслуживает уличное освещение на столбах
Если в городе частично не функционируют фонари или вовсе отсутствует система освещения, например, в новых жилых массивах, в районах, расположенных на окраине, то эту проблему можно попытаться решить, обратившись в соответствующие органы. Однако придется запастись терпением, так как подобные вопросы не решаются моментально. Кроме того, нужно точно знать, куда жаловаться и в какой форме.
Содержание:
- Функции уличного освещения
- Нормативы и требования
- Ваши действия при отсутствии освещения
- Ответственные за обслуживание
- Финансирование работ
Подробнее о функциональном использовании
Фонари на дорогах решают сразу несколько задач: обеспечивают относительную безопасность в темное время суток, освещают территорию и придают участку некоторую привлекательность, добавляют ощущение уюта. Уличное освещение подразделяется на виды по разным параметрам.
- Фонари;
- Архитектурная подсветка;
- Декоративное освещение.
Лампы тоже могут использоваться разных видов: натриевые, ртутные, металлогалогенные и светодиодные. На столбах, освещающих дороги, тротуары, скверы и парки чаще всего применяется натриевое исполнение, но постепенно внедряются светодиодные лампы. Фонари тоже представлены многообразием вариантов, отличных по типу материала опорной конструкции, форме кронштейна и плафона.
Управляется освещение в автоматическом режиме или вручную, все зависит от типа светильника. Но постепенно происходит переход на автоматику. Однако обслуживание фонарей требует регулярного участия квалифицированных работников, поэтому полностью перейти на автоматизированное управление осветительной системой пока невозможно.
Нормы и предъявляемые требования
Строительные нормы и правила СНиП СН 541-82 должны обеспечить более качественное функционирование фонарей и других осветительных приборов уличного освещения, экономичность и безопасность их эксплуатации, а также обслуживания. Но, тем не менее, сегодня во многих дворах не горят фонари полностью все или частично лишь некоторые единицы, а иногда обустройство новой осветительной системы в новом отстроенном районе бесконечно откладывается.
Требования к освещению улиц
Чтобы иметь возможность отстаивать свои права, следует знать, как должно быть обустроено уличное освещение и как оно работает. Основные положения строительных норм и правил:
- Подсветка архитектурных объектов и памятников является обязательной мерой при организации осветительной системы улицы;
- Освещение главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражательных свойств;
- Каждый объект предусматривает определенный уровень горизонтальной освещенности, например, для магистралей этот параметр соответствует 20 лк, автодороги районного значения освещаются в пределах 15 лк, а для улиц местного значения достаточно 4-6 лк.
Кроме того, для уличного светильника были сформулированы особые требования, предъявляемые к степени защиты плафона, так как на крупных автодорогах уровень запыленности очень высок. Например, если интенсивность движения на дороге превышает 2 000 единиц автомобилей в час, то светильник должен иметь степень защиты IP54.
Существуют правила обустройства опорных конструкций фонарей уличного освещения. Они могут быть выполнены из металла, железобетона, дерева, полимерных материалов, однако, наиболее предпочтительным сегодня является именно первый тип опоры. Такие столбы характеризуются постепенным сужением в верхней части конструкции, что обеспечивает повышенную устойчивость к порывам ветра.
Столбы уличного освещения устанавливаются с учетом ряда правил, предъявляемых к их удаленности от бордюра дороги. Чем выше степень интенсивности дорожного движения, тем дальше фонарь должен быть установлен от края дороги: для магистралей это расстояние соответствует 1 м, для второстепенных дорог – 0,6 м, а для дорог, где не проходят грузовые автомобили, уличное свет обустраивается на расстоянии 0,3 м от бордюра.
Что касается обслуживания, то регулярно исполняющими службами и предприятиями должны проводиться плановые и внеплановые проверки состояния уличного освещения на вверенной им территории. Кроме того, назначаются комиссии, контролирующие работу этих служб. Если предполагается ручное управление осветительной системой, то должен быть составлен график включения и отключения освещения. Линии тоже должны проверяться.
Светодиодная система освещения наиболее предпочтительна, так как помимо ощутимой экономии электроэнергии отмечается также отсутствие необходимости проведения частого обслуживания благодаря надежности осветительных приборов, их длительной эксплуатации.
Отсутствует освещение или оно не работает
Решение проблем в случае полного отсутствия фонарей на участке и при поломке светильников происходит по-разному. Так, если не работает лампа или сломался осветительный прибор, из-за которой фонарь больше не горит, в данном случае необходимо обращаться в управляющую компанию соответствующего района города. Нет лампочки в светильнике возле дома, в подъезде, на фасаде или она просто перегорела? Можно смело звонить диспетчеру ЖКХ. Порядок действия при этом следующий: оставляется заявка на решение проблемы, после чего она рассматривается, и принимаются меры.
Заявки можно подавать как в письменном виде, так и посредством телефона, а также в устной форме. Но куда именно нужно звонить, если нет света на придомовой территории? Все контакты можно найти на сайте ЖКХ, так как управляющая компания обслуживает уличное освещение. В критических ситуациях на место сразу отправляется аварийная бригада. Если же проблема несколько глобальнее – не работает фонарь во дворе или за его пределами, не горят светильники вдоль улиц, то следует обратиться в управу района. Именно этот орган управления отвечает за уличную осветительную систему. В ситуациях, когда жалобы не возымели должного результата, рекомендуется звонить в городскую администрацию.
Кто ответственен за обслуживание
Если на улице нет света, куда обратиться? Решать данный вопрос должна управа района.
Гарантий, что уличное освещение появится, нет никаких. Поданная заявка будет рассмотрена, однако, отвечает за установку фонарей далеко не один человек, поэтому решение вопроса может затянуться. На его рассмотрение отводится 30 дней. Если на улице нет освещения, то на место отправляется комиссия от городской администрации, которая оценит ситуацию в соответствии с нормами уличной осветительной системы и вынесет решение о необходимости установки дополнительных фонарей.
Вне зависимости от того, куда подавалась жалоба об отсутствии фонарей на определенном участке, решение вопроса потребует довольно много времени, так как сначала данный пункт нужно внести в городской план по освещению и, что немаловажно, выделить средства на реализацию поставленной задачи.
Финансирование работ по техническому обслуживанию
Здесь многое зависит от того, где установлены осветительные приборы. В случае, когда речь идет о светильниках, расположенных на фасаде дома, на подъездах, а также при условии, что эти единицы входят в имущество многоквартирного дома, оплата услуг по обслуживанию ложится на плечи собственников. В такой ситуации придомовой участок ставится на кадастровый учет. Уличное же освещение финансируется из бюджета местного самоуправления.
Таким образом, ответ на вопрос, куда пожать жалобу, если отсутствует уличное освещение, будет зависеть от того, о какой территории идет речь, а заявки на поломку светильников подаются в управляющую компанию района, где расположен неработающий фонарь.
Но рассмотрение таких вопросов может затянуться надолго, так как ключевым фактором при этом является наличие средств в бюджете местного органа самоуправления.
ЛАБОРАТОРИЯ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ — СОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ В УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Проблема
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), потребление энергии в регионе ЛАК к 2030 году увеличится на 50-54%, что создаст значительную нагрузку на их энергетические мощности. Уличное освещение является важным источником потребления энергии в странах LAC. Например, на него приходится 3% и 6% энергопотребления Колумбии и Эквадора соответственно. Большая часть уличного освещения в регионе по-прежнему обеспечивается натриевыми лампами высокого давления (HPSV), ртутными лампами (MV) или даже лампами накаливания. Эти технологии потребляют много энергии и не всегда обеспечивают оптимальное качество уличного освещения.
Светильники на светодиодах (LED) обладают высоким потенциалом снижения энергопотребления, повышения качества уличного освещения, а с учетом их срока службы также снижают эксплуатационные расходы (OPEX). Однако первоначальные капитальные затраты (CAPEX) на светодиодные технологии по-прежнему очень высоки и требуют длительного периода окупаемости, особенно потому, что светодиодная технология в большинстве случаев импортируется. Рыночные исследования, проведенные IDB, показали, что международные поставщики светодиодных технологий (например, LG, Sylvania, MVDlight, Phillips Schreder и BYD, среди прочих) были бы готовы производить светодиодные лампы на месте и значительно снижать стоимость ламп, если достаточный масштаб инвестиций в новые лампы действительно материализуются.
Эти исследования также выявили ряд барьеров, которые необходимо преодолеть для поощрения частных инвестиций в светодиодные технологии, в том числе: (i) отсутствие технических знаний у местных финансовых посредников (LFI) и конечных бенефициаров о рисках и отдача, связанная с этими технологиями, и способы оценки их эффективности; (ii) недоверие со стороны инвесторов к эффективности технологий и возможностям поставщиков технологий; и (iii) отсутствие четкой правовой базы для ГЧП и концессий (т. е. предварительных договорных обязательств, концессионных договоров на администрирование, эксплуатацию и техническое обслуживание (АОМ) систем уличного освещения, смена администрации, среди прочих правовых и нормативных проблем).
Innovative Instrument
В целях: (i) увеличения масштабов инвестиций, необходимых для того, чтобы цена и окупаемость светодиодных технологий стали более конкурентоспособными; и (ii) устранить нефинансовые рыночные барьеры, чтобы инвесторы и LFI были уверены в доходах от инвестиций; IDB совместно с Findeter, колумбийским банком национального развития второго уровня (NDB), отвечающим за поддержку субнационального и инфраструктурного развития, разработали решение, которое сочетает в себе различные финансовые и нефинансовые инструменты для достижения этой цели. Эти инструменты включают
(1) Кредитная линия на адекватных условиях для местных финансовых учреждений первого уровня, чтобы они, в свою очередь, могли предоставлять субкредиты операторам частного сектора, заинтересованным в инвестировании в проекты уличного освещения на основе светодиодной технологии;
(2) Участие LFI в разработке механизмов распределения рисков (страхования) для смягчения последствий недостаточной эффективности проектов по светодиодным технологиям и, следовательно, их финансовой отдачи;
(3) Техническое сотрудничество для поддержки структурирования концессий и ГЧП, которые делают инвестиции в светодиодные технологии привлекательными для частных инвесторов, в том числе:
- Поддержка муниципалитетов в разработке контрактов на адекватных условиях для привлечения частного сектора;
- Выявление и привлечение поставщиков технологий и других ключевых заинтересованных сторон на рынке, которые потребуются для поддержки спроса на финансирование посредством разработки технически надежных, приемлемых для банков проектов;
- Разработка стандартов и механизмов не только для структурирования надежных проектов, но и для надлежащего мониторинга, отчетности и проверки их результатов.
Пример пилотного проекта
Механизмы финансирования частных инвестиций в энергоэффективное (ЭЭ) общественное освещение — CO-X1020.
Финансирование
Глобальный экологический фонд (ГЭФ), 2 миллиона долларов США в виде грантов; Findeter, кредитная линия в размере 25 миллионов долларов США.
Ожидаемые результаты
Инновационное решение предназначено для поддержки усилий по замене HPSV более эффективной светодиодной технологией для модернизации и расширения услуг уличного освещения в Колумбии. Его бенефициарами будут частные и государственные компании, предоставляющие основные услуги, а также органы местного самоуправления (например, муниципалитеты). Ожидается, что в дополнение к сокращению потребления электроэнергии и выбросов парниковых газов проекты, поддерживаемые этим решением, снизят затраты на электроэнергию для муниципалитетов Колумбии, генерируя значительные денежные потоки, которые в конечном итоге могут поддержать расширение сети уличного освещения в этих субнациональных образованиях. Также ожидается, что светодиодная технология обеспечит лучшее качество света (ярче), что положительно повлияет на безопасность на улицах в ночное время.
Инвестиции в светлое будущее: проекты уличного освещения PPP
- Susanne Foerster
- Luciana Guimaraes Drummond e Silva
|
Эта страница в:
Английский
Фото: Адам Джонс | Викисклад
Инвестирование в энергосберегающую систему уличного освещения может изменить правила игры для муниципалитетов.
С одной стороны, переход на современные схемы уличного освещения, основанные на технологии светодиодов (LED), дает городским властям возможность снизить энергопотребление, затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также уменьшить общий углеродный след.
В то же время надежное яркое уличное освещение может иметь ряд социально-экономических преимуществ: хорошо освещенные улицы позволяют людям чувствовать себя в безопасности и снижают количество несчастных случаев, а также повышают экономическую и социальную активность после захода солнца.
Учитывая эти преимущества, переход от устаревших систем к современным технологиям является беспроигрышным решением для многих муниципалитетов по всему миру, но высокие первоначальные затраты могут быть сдерживающим фактором. Привлечение частного капитала через государственно-частное партнерство (ГЧП) может помочь муниципалитетам собрать средства, необходимые для внедрения умных систем уличного освещения , которые в долгосрочной перспективе обеспечат эффективность и высокие технические стандарты.
Ресурсный центр государственно-частного партнерства в инфраструктуре (PPPIRC), веб-сайт, который предоставляет образцы юридических материалов, которые могут помочь в планировании, разработке и юридическом структурировании инфраструктурных проектов, недавно открыл субнациональный раздел. Одна часть этого раздела посвящена проектам энергоэффективного уличного освещения. Основываясь на примерах передовой практики, новый ресурс предоставляет доступ к множеству стандартных и типовых контрактов и документов для торгов, а также к законам и политикам, которые используются во всем мире для реализации успешных механизмов ГЧП для поставки маломасштабного и крупномасштабного энергоэффективного освещения. проекты.
Какие ключевые тенденции, связанные с проектами уличного освещения, отражены на сайте PPPIRC?
- Сильная и благоприятная нормативно-правовая база : Четкая нормативно-правовая база, облегчающая и продвигающая частные инвестиции, является важным фактором для привлечения частного финансирования. Примерами могут служить политика и институциональные инициативы по продвижению энергоэффективности в Индии (например, Республика Индия – Энергоэффективное городское уличное освещение) или Национальная программа общественного освещения в Мексике, целью которой является стимулирование инвестиций в системы уличного освещения.
В Бразилии очень важным элементом успеха проектов уличного освещения являются муниципальные постановления (например, постановление для Белу-Оризонти), которые вводят налог под названием «COSIP» (Contribuição para o Custeio do Serviço de Iluminação Publica), который взимается исключительно с финансирование услуг общественного уличного освещения и обеспечивает надежный источник дохода.
- Разработка индивидуальной модели: Учитывая различия между муниципалитетами, единого подхода для всех не существует. Правительства разработали и внедрили различные бизнес- и финансовые модели, которые подходят для их конкретных потребностей и рынков (см. серию из шести тематических исследований ESMAP, в которых анализируются различные программы светодиодного уличного освещения или Освещение бразильских городов: бизнес-модели для энергоэффективного уличного освещения). Появившиеся концепции включают в себя различные модели энергосервисных компаний (ЭСКО) (например, модель общих сбережений или модель супер-ЭСКО, разработанные для Индии) или модели лизинга (например, тематическое исследование ESMAP для модели поставки в собственность, разработанной для Гвадалахары).
, Мексика). Крупные и средние города с хорошим кредитным рейтингом могут иметь возможность привлекать частное финансирование через более традиционные схемы ГЧП, когда частный партнер берет на себя больше рисков и ответственности в течение срока действия контракта ГЧП. Примерами могут служить проект PFI по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных дорог в Бирмингеме, Соединенное Королевство, концессия на уличное освещение в Белу-Оризонти, Бразилия, или проект DBFOM по освещению автострад в Мичигане, США.
- Объединение проектов и совместные закупки: Для улучшения эффекта масштаба и повышения привлекательности небольших проектов уличного освещения для инвесторов страны также рассматривают возможность объединения проектов для создания более крупных проектов. Аналогичным образом, как показывает тематическое исследование ESMAP по модели поставки, выбранной для модернизации системы уличного освещения в Онтарио, Канада, совместные закупки также могут позволить муниципалитетам проводить конкурентные и прозрачные закупки экономически эффективным способом, оставляя это на усмотрение отдельных муниципалитетов.