Какие последствия влечет оставление иска без движения в арбитражном процессе?
Вопрос: Какие последствия влечет оставление иска без движения в арбитражном процессе?
Ответ: Если арбитражный суд установит, что есть основания оставить иск без движения, он выносит определение, в котором указывает допущенные истцом нарушения и назначает срок для их устранения (ч. 1, 2 ст. 128 АПК РФ). Обжалование такого определения АПК РФ не предусмотрено. Возражения в отношении определения об оставлении иска без движения могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12).
Последствия вынесения определения будут зависеть от того, устранит ли истец выявленные нарушения в установленный срок.
Если выявленные нарушения устранены в срок, то в этом случае арбитражный суд принимает иск к производству.
Учтите: требования суда об устранении обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без движения, считаются исполненными в день приема необходимых документов судом. Но суд может продлить срок оставления иска без движения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46). Поэтому, если Вы не успеваете устранить выявленные нарушения в установленный срок, Вы можете обратиться в суд с ходатайством о продлении срока оставления искового заявления без движения.
- Образец заявления в арбитражный суд об исправлении недостатков иска, оставленного без движения
- Образец ходатайства в арбитражный суд о продлении срока оставления искового заявления без движения
Если выявленные нарушения в срок не устранены, то в этом случае арбитражный суд возвращает иск вместе с прилагаемыми к нему документами (ч. 4 ст. 128, п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).
Определение арбитражного суда о возвращении искового заявления Вы можете обжаловать. В том числе в случае, если не согласны с основаниями, по которым иск был оставлен без движения (ч. 4 ст. 129 АПК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 16.05.2007 N 373-О-О). Или Вы можете повторно обратиться с таким же иском в арбитражный суд в общем порядке, устранив обстоятельства, послужившие основанием для его возвращения (ч. 6 ст. 129 АПК РФ)
См. также:
- По каким основаниям суд может вынести определение об оставлении иска без движения в арбитражном процессе
- По каким основаниям суд может вынести определение об оставлении иска без движения в гражданском процессе
- Какие последствия влечет оставление иска без движения в гражданском процессе
Готовое решение: Когда в гражданском и арбитражном процессе суд может оставить иск без движения и какие последствия это влечет (КонсультантПлюс, 2022)
Статья 128.
АПК РФ. Оставление искового заявления без движения1. Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения.
2. В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.
Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.
3. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.
4. В случае, если указанные в части 2 настоящей статьи обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 настоящего Кодекса.
1. Нарушение при подаче искового заявления требований, установленных законодателем применительно к форме, содержанию и прилагаемым документам подаваемого иска (ст. ст. 125, 126 АПК), влечет его оставление без движения.
Оставление без движения имеет целью своевременное исправление всех преодолимых недостатков, препятствующих принятию иска (заявления, жалобы) к производству без его возврата заявителю.
Институт оставления без движения иска (заявления, жалобы), направленных в арбитражный суд, имеет универсальный характер.
Он применяется не только в базовом исковом производстве, включая корпоративные споры (гл. 28.1 АПК), требования в защиту интересов группы лиц (гл. 28.2 АПК), упрощенное производство (гл. 29 АПК), но и в производстве, возникающем из административных, иных публичных правоотношений (разд. III АПК).
Имеются в виду такие разновидности последнего, как оспаривание нормативных правовых актов (гл. 23 АПК), оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов с делегированными полномочиями и должностных лиц (гл. 24 АПК).
Институт оставления заявления без движения применим в судопроизводстве по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК), о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК).
Институт оставления заявления без движения уместен в конкурсном производстве (гл. 28 АПК), определяющем порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). Здесь названный процессуальный институт приобретает особую актуальность, поскольку от даты принятия заявления по поводу признания должника банкротом зависит приоритет того или иного кредитора либо уполномоченного органа при выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих, представляющей кандидатуру временного управляющего.
См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Институт оставления заявления без движения используется в производстве по делам об оспаривании решений третейских судов, о выдаче арбитражным судом исполнительного листа во исполнение решения внутреннего третейского суда (гл. 30 АПК), о признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения или иностранного арбитражного решения (гл. 31 АПК).
Универсальность института оставления иска (заявления, жалобы) без движения проявляется в его успешном использовании во всех проверочных судебных инстанциях, то есть при подаче жалобы в апелляционную (гл. 34 АПК), кассационную (гл. 35 АПК) и надзорную (гл. 36 АПК) судебную инстанцию.
Имеются все основания для использования института оставления заявления без движения при производстве по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 АПК).
Таким образом, институт оставления искового заявления (заявления, жалобы) применим всюду, где имеет место обращение к арбитражному суду по указанным поводам, и это обращение обязано в силу арбитражного процессуального закона соответствовать установленным требованиям к форме и содержанию.
До заимствования института оставления иска (заявления, жалобы) без движения, который ранее применялся только в гражданском процессе, арбитражные суды при обнаружении недостатков, связанных с формой и содержанием подаваемого иска (заявления, жалобы) возвращали его с указанием причин.
Многим представлялось, что оставление иска (заявления, жалобы) без движения приемлемо только в общих судах, юрисдикция которых распространяется на компактную территорию, а заявитель имеет возможность для оперативного принятия мер к устранению выявленных недочетов.
Практика показала, что в системе арбитражных судов этот процессуальный институт также находит успешное применение, а потому служит реализации права на судебную защиту.
Следует иметь в виду различное применение одноименного процессуального института судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если определение суда общей юрисдикции об оставлении иска (заявления, жалобы) без рассмотрения подлежит обжалованию в проверочную судебную инстанцию, то определение арбитражного суда об оставлении иска (заявления, жалобы) без движения обжалованию не подлежит, поскольку оно признается промежуточным судебным актом. Обжалование предусмотрено лишь для финального определения арбитражного суда о возврате иска (заявления, жалобы) после того, как недостатки поданных документов не будут устранены в установленный арбитражным судом процессуальный срок.
См.: п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82.
В практике отправления правосудия в системе арбитражных судов укоренилось единое мнение о том, что определение об оставлении искового заявления без движения не препятствует дальнейшему движению дела.
С формальной стороны это верно, поскольку в арбитражном суде до принятия искового заявления к производству отсутствует само дело, которому должно быть обеспечено надлежащее движение.
Однако по существу создается очевидное (действительное или мнимое) препятствие на пути защиты права, за которое заинтересованное лицо обратилось в арбитражный суд.
Следовательно, имеется достаточный повод для обсуждения указанной проблемы и формирования противоположной судебной практики, которая имеет место в гражданском процессе. Основания для различного подхода к применению однородного института оставления иска без движения в арбитражном и гражданском процессе отсутствуют.
Для унификации двух однородных процессуальных отраслей права применительно к названному институту оставления иска (заявления, жалобы) без движения достаточно иного толкования арбитражными судами ст. 280 АПК.
Следует обратить внимание на то, что в системе арбитражных судов этот институт появился в 2002 г. Но их историческим предшественникам в лице государственных арбитражей он был хорошо известен еще по Правилам рассмотрения хозяйственных споров образца 1934 г.
Проблема допустимого обжалования судебного определения об оставлении иска без движения на сегодняшний день утратила былую остроту потому, что законодатель иначе определил регламент объединения требований в одно производство. Этот вопрос ранее являлся наиболее спорным и вызывающим жалобы на действия арбитражного суда.
Оставление иска (заявления, жалобы) без движения нацелено на то, чтобы поступившие в арбитражный суд материалы были пригодны для их рассмотрения, не создавали бы препятствий в развитии процесса.
Если арбитражный суд своевременно не обнаружит те или иные недостатки иска (заявления, жалобы), то они должны устраняться на последующих стадиях развития процесса. Возможность обжалования другой стороной неправомерности принятия арбитражным судом к своему производству иска (заявления, жалобы) в проверочную судебную инстанцию законом не предусмотрена, да и неуместна.
2. Оставляя иск (заявление, жалобу) без движения, арбитражный суд обязан указать исчерпывающий перечень допущенных недостатков, подлежащих устранению к определенной арбитражным судом дате. Предоставленный срок должен быть достаточным для устранения выявленных недостатков. Для этого арбитражному суду необходимо принять во внимание период, необходимый для доставки заявителю копии судебного определения.
См.: п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
В судебной практике нередко возникает разномыслие по поводу окончания срока, отведенного для устранения обнаруженных недостатков. Все они связаны со способом исполнения судебного определения.
По общему правилу недостающие документы могут быть направлены в арбитражный суд с использованием средств почтовой связи. Дата исполнения судебного определения в этом случае определяется по штемпелю почтовой отправки.
Однако арбитражный суд может установить не только срок, но и место исполнения процессуальной обязанности. Тогда установленная арбитражным судом крайняя дата будет связана с необходимостью доставки недостающих документов непосредственно в арбитражный суд.
Во избежание различного понимания срока и места устранения недостатков судебных документов (иска, заявления, жалобы), арбитражному суду необходимо конкретизировать порядок исполнения процессуальной обязанности по устранению указанных им недостатков.
Копия определения об оставлении иска (заявления, жалобы) без движения направляется арбитражным судом заявителю в ускоренном порядке, то есть не позднее следующего рабочего дня после его принятия.
Указанный срок вносит разнообразие в понимание процессуальных сроков, установленных федеральным законом, не способствует их унификации и вряд ли себя оправдывает.
3. Если указанные арбитражным судом недостатки будут своевременно и в полном объеме устранены, то датой подачи иска (заявления, жалобы) признается дата первоначального с ним обращения. Отрицательные последствия, связанные с пропуском срока исковой давности, длительностью судебного разбирательства, здесь нивелируются.
Арбитражный суд принимает иск (заявление, жалобу) к своему производству и организует работу по его рассмотрению таким образом, чтобы по возможности не нарушить установленные арбитражным процессуальным законом сроки.
4. Если заинтересованное лицо не устранит недостатки иска (заявления, жалобы), на которые указал арбитражный суд в определении об оставлении иска (заявления, жалобы) без рассмотрения, в установленный срок, то поданные документы подлежат возврату в общеустановленном порядке (ст. 129 АПК).
На определение о возврате иска (заявления, жалобы) может быть подана апелляционная жалоба, поскольку оно препятствует дальнейшему развитию процесса.
Нередко заявитель, ознакомившись с определением арбитражного суда об оставлении иска (заявления, жалобы) без движения, выражает свое несогласие с предъявленными претензиями, извещает арбитражный суд о том, что он не будет выполнять требования, содержащиеся в указанном судебном определении, просит без промедления осуществить возврат иска (заявления, жалобы) для обжалования определения об их возврате.И в этом случае возврат иска (заявления, жалобы) осуществляется после окончания установленного арбитражным судом срока на исправление указанных им недостатков. Причин тому, как минимум, две. Во-первых, вынесенное определение тот же суд отменить не может. Во-вторых, заинтересованное лицо может изменить свое мнение по поводу незаконного характера требований, содержащихся в определении об оставлении иска (заявления, жалобы) без
рассмотрения. Для этого у него имеется дополнительное время для раздумий до окончания отведенного арбитражным судом процессуального срока.
Что произойдет, если стороны, истец или ответчик, не явятся в суд на судебное разбирательство?
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ ЛИЦО, КОТОРОЕ Я ПОДАЮ В ИСК (Ответчик), НЕ ЯВИТСЯ В СУД?Если ответчик все же явится в суд, истец может потребовать вынесения заочного решения против ответчика. Чтобы судья вынес заочное решение, Истец все равно должен доказать судье, что:
(1) Существует разумная вероятность того, что Ответчику действительно было вручено Уведомление о претензиях.
(2) Насколько Истцу известно, Ответчик: (а) не находится на действительной военной службе, (б) может читать, писать и понимать английский язык, (в) не имеет юридических нарушений, физических или умственных инвалидность, которая помешала бы ему/ей присутствовать на судебном заседании или помешала бы Ответчику понять характер судебного разбирательства.
(3) Истец имеет обоснованный иск и должен взыскать с Ответчика денежные средства.
Судья может попросить истца дать показания и кратко представить доказательства, подтверждающие иск.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ Я ОТВЕТЧИК И НЕ ЯВЛЮСЬ В СУД? Если вы не явитесь в суд, Истец может потребовать вынесения против вас заочного решения, как указано выше. Вы упустите свой шанс изложить свою сторону иска судье.
Если Ответчик позже узнает о заочном решении и не согласен с ним, он/она может подать Ходатайство об отмене заочного решения . Обычно это должно быть подано в течение одного (1) года с даты вынесения заочного решения.
Если ходатайство подано надлежащим образом, судья может назначить дату суда для рассмотрения и заслушивания доказательств по ходатайству. Или судья может вынести решение по ходатайству без слушания. Сторона, просящая судью отменить или отменить заочное решение, должна указать «уважительную причину», что означает очень вескую причину для отмены заочного решения. Если судья отменяет решение, дело будет назначено для нового судебного разбирательства по первоначальным требованиям сторон, как если бы заочное решение никогда не было принято. Правило мелких претензий 10.
Если прошло более одного (1) года, Ответчик все еще может подать иск об отмене решения по умолчанию, но должен сделать это только строго соблюдая Правило судебного разбирательства 60 (B) Правил судебного разбирательства штата Индиана. Это может быть сложной процедурой, для которой было бы лучше поговорить с юристом.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ ЛИЦО, ПОДАЮЩЕЕ НА МЕНЯ ИСК (Истец), НЕ ЯВИТСЯ В СУДЕ НА СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО?
Если истец не явится на судебное заседание, а ответчик явится, по просьбе ответчика суд может закрыть дело без ущерба . Это означает, что истец может повторно подать иск в течение срока исковой давности. Но Истец должен начать все сначала с новым Уведомлением о претензиях и снова оплатить сборы за подачу (судебные издержки) и сервисные сборы. Первоначальная пошлина за подачу и плата за обслуживание не будут зачислены на новую подачу и не могут быть возмещены.
Если истец повторно подаст иск и снова не явится в суд, в Правилах мелких тяжб говорится, что суд может отклонить дело с предубеждением . Увольнение с предубеждением не позволит истцу когда-либо подать иск по тому же спору или иску. Дело, прекращенное с предубеждением, никогда не может быть возбуждено повторно. Правило мелких претензий 10(A).
Если истец не явится в суд, а ответчик явится и подаст встречный иск, судья может вынести заочное решение против истца на основании встречного иска ответчика, при условии, что ответчик выполнил все требования для заочного решения.
Война в Украине | Global Conflict Tracker
Справочная информация
Вооруженный конфликт на востоке Украины разразился в начале 2014 года после аннексии Крыма Россией. В прошлом году протесты в столице Украины Киеве против решения президента Украины Виктора Януковича отклонить соглашение о большей экономической интеграции с Европейским союзом (ЕС) были встречены насильственным подавлением со стороны сил государственной безопасности. Протесты усилились, что привело к эскалации конфликта, и в феврале 2014 года президент Янукович бежал из страны9.0007
Месяц спустя, в марте 2014 года, российские войска взяли под контроль украинский регион Крым. Президент России Владимир Путин сослался на необходимость защиты прав граждан России и русскоязычных в Крыму и на юго-востоке Украины. Затем Россия официально аннексировала полуостров после того, как крымчане проголосовали за присоединение к Российской Федерации на спорном местном референдуме. Кризис усилил этнические разногласия, и два месяца спустя пророссийские сепаратисты в Донецкой и Луганской областях на востоке Украины провели собственные референдумы о независимости.В регионах быстро вспыхнул вооруженный конфликт между силами, поддерживаемыми Россией, и украинскими военными.
Начиная с февраля 2015 года, Франция, Германия, Россия и Украина пытались начать переговоры, чтобы положить конец насилию посредством Минских соглашений. Рамки соглашения включали положения о прекращении огня, отводе тяжелых вооружений и полном контроле украинского правительства во всей зоне конфликта. Однако усилия по достижению дипломатического урегулирования и удовлетворительного решения в основном не увенчались успехом.
В апреле 2016 года НАТО объявила о развертывании четырех батальонов в Восточной Европе, ротируя войска через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу, чтобы сдержать возможную будущую российскую агрессию в других частях континента, особенно в странах Балтии.
В сентябре 2017 года Соединенные Штаты также перебросили в Польшу две танковые бригады армии США, чтобы еще больше укрепить присутствие НАТО в регионе.В январе 2018 года Соединенные Штаты ввели новые санкции в отношении двадцати одного человека, в том числе ряда российских чиновников, и девяти компаний, связанных с конфликтом на востоке Украины. В марте 2018 года Государственный департамент США одобрил продажу противотанковых средств Украине, первую продажу летального оружия с начала конфликта. В октябре 2018 года Украина присоединилась к США и семи другим странам НАТО в серии крупномасштабных воздушных учений на западе Украины. Учения проводились после того, как в сентябре 2018 года Россия провела собственные ежегодные военные учения, крупнейшие со времен распада Советского Союза.
В октябре 2021 года месяцы сбора разведывательных данных и наблюдений за передвижением российских войск, наращиванием сил и финансированием военных действий на случай непредвиденных обстоятельств завершились брифингом в Белом доме с представителями американской разведки, военных и дипломатических вторжение в Украину. Единственные оставшиеся вопросы заключались в том, когда произойдет нападение и смогут ли Соединенные Штаты убедить союзников действовать упреждающе. На оба ответа ответили 24 февраля 2022 года, когда российские войска вторглись в практически неподготовленную Украину после того, как президент России Владимир Путин санкционировал «специальную военную операцию» против страны. В своем заявлении Путин заявил, что целью операции является демилитаризация и денацификация Украины и прекращение предполагаемого геноцида русских на территории Украины.
За несколько дней и недель, предшествовавших вторжению, администрация Джо Байдена приняла нетрадиционное решение уменьшить ограничения на обмен информацией и разрешить более широкое распространение разведывательных данных и результатов как среди союзников, включая Украину, так и среди общественности. Цель этой стратегии состояла в том, чтобы укрепить оборону союзников и отговорить Россию от агрессивных действий. Коммерческие спутниковые снимки, сообщения в социальных сетях и опубликованные разведывательные данные за ноябрь и декабрь 2021 года показывают, что бронетехника, ракеты и другое тяжелое вооружение движутся в сторону Украины без каких-либо официальных объяснений со стороны Кремля. К концу 2021 года более ста тысяч российских военнослужащих находились вблизи российско-украинской границы, а представители американской разведки предупреждали о российском вторжении в начале 2022 года. В середине декабря 2021 года министерство иностранных дел России призвало Соединенные Штаты и НАТО прекратить военную деятельность в Восточной Европе и Центральной Азии, отказаться от дальнейшего расширения НАТО в сторону России и предотвратить вступление Украины в НАТО в будущем. Соединенные Штаты и другие союзники по НАТО отвергли эти требования и пригрозили ввести жесткие экономические санкции, если Россия предпримет агрессивные действия против Украины.
В начале февраля 2022 года на спутниковых снимках было зафиксировано крупнейшее с момента окончания холодной войны развертывание российских войск у границы с Беларусью. Переговоры между Соединенными Штатами, Россией и европейскими державами, включая Францию и Германию, не привели к решению. В конце февраля 2022 года США предупредили, что Россия намерена вторгнуться в Украину, сославшись на растущее военное присутствие России на российско-украинской границе.
Затем президент Путин приказал ввести войска в Луганск и Донецк, заявив, что войска выполняли «миротворческую» функцию. В ответ США через несколько дней ввели санкции в отношении регионов и газопровода «Северный поток — 2». Тем не менее, незадолго до вторжения лидеры США и Украины по-прежнему расходились во мнениях относительно характера и вероятности вооруженной российской угрозы, а украинские официальные лица преуменьшали вероятность вторжения и откладывали мобилизацию своих войск и резервных сил.24 февраля 2022 года, во время последней отчаянной попытки Совета Безопасности ООН отговорить Россию от нападения на Украину, Путин объявил о начале полномасштабного вторжения в Украину с суши, моря и воздуха, нацеленного на украинские военные объекты и города по всему миру. страна. Президент США Джо Байден объявил нападение «неспровоцированным и неоправданным» и ввел строгие санкции против высокопоставленных кремлевских чиновников, включая Путина и министра иностранных дел России Сергея Лаврова; четыре крупнейших банка России; и российская нефтегазовая промышленность в координации с европейскими союзниками.
После аннексии Крыма в 2014 году Украина также все чаще становится объектом тысяч кибератак. В декабре 2015 года более 225 000 человек по всей Украине потеряли электроэнергию в результате атаки на электрогенерирующие компании, а в декабре 2016 года в некоторых частях Киева произошло еще одно отключение электроэнергии после аналогичной атаки на украинскую коммунальную компанию. В июне 2017 года компьютерные системы правительства и бизнеса в Украине пострадали от кибератаки NotPetya, которую приписывают России; атака распространилась на компьютерные системы по всему миру и нанесла ущерб в миллиарды долларов. В феврале 2022 года украинские правительственные веб-сайты, в том числе министерства обороны и внутренних дел, банковские сайты и другие аффилированные организации, одновременно с российским вторжением подверглись распределенным атакам типа «отказ в обслуживании».
Опасения
Нынешний конфликт серьезно обострил отношения между США и Россией и увеличил риск более широкого европейского конфликта. Напряженность между Россией и соседними странами-членами НАТО, вероятно, возрастет, что, вероятно, будет связано с Соединенными Штатами из-за обязательств альянса в области безопасности. Конфликт также будет иметь более широкие последствия для будущего сотрудничества по таким важным вопросам, как контроль над вооружениями; информационная безопасность; ядерное нераспространение; глобальная экономическая стабильность; энергетическая безопасность; борьба с терроризмом; и политические решения в Сирии, Ливии и других странах. Кроме того, растущая изоляция России не только дестабилизировала мировые рынки энергии и ресурсов, но и подтолкнула страну к поиску более прочных стратегических связей с теми государствами (например, Китаем), которые все еще готовы сотрудничать с ней, в основном в оппозиции к Западу. Война также усугубила другие глобальные кризисы, поскольку военные операции и насилие препятствуют доставке и распределению столь необходимой помощи, включая продукты питания, и усугубляют и без того острую нехватку доступной глобальной гуманитарной помощи и ресурсов.
Последние события
По мере замедления первоначального российского вторжения ракетные удары большой дальности нанесли значительный ущерб украинским военным объектам, городским жилым районам, коммуникационной и транспортной инфраструктуре. Больницы и жилые комплексы также подвергались обстрелам и бомбардировкам. В конце марта 2022 года Россия объявила, что «сократит военную активность» под Киевом и Черниговом. К 6 апреля Россия вывела все войска из столичного региона Украины. После вывода российских войск из окрестностей Киева украинские граждане описали очевидные военные преступления, совершенные российскими войсками, в том числе рассказы о суммарных казнях, пытках и изнасилованиях.
18 апреля Россия начала новое крупное наступление на востоке Украины после неудачной попытки захватить столицу. К маю российские войска взяли под свой контроль Мариуполь, крупный и стратегически важный юго-восточный портовый город, который находился в осаде с конца февраля. Кадры с беспилотников, опубликованные крайне правым украинским батальоном «Азов», показали жестокость российского наступления, которое превратило город в руины и вызвало масштабный гуманитарный кризис. Неизбирательные и целенаправленные нападения на гражданских лиц в городе, в том числе воздушный удар по театру и бомбардировка родильного дома, также усилили обвинения в адрес российских сил в нарушениях международного гуманитарного права.
С лета 2022 года боевые действия в основном велись на востоке и юге Украины, когда российские крылатые ракеты, бомбы, кассетные боеприпасы и термобарическое оружие опустошали портовые города на Черном и Азовском морях. Захват Россией нескольких украинских портов и последующая блокада украинского экспорта продовольствия усугубили и без того острый глобальный продовольственный кризис, еще более усугубленный изменением климата, инфляцией и хаосом в цепочке поставок. До конфликта Украина была крупнейшим поставщиком товаров для Всемирной продовольственной программы (ВПП), которая оказывает продовольственную помощь уязвимым группам населения. В июле Россия и Украина подписали соглашение об освобождении более двадцати миллионов тонн зерна из украинских портов, контролируемых Россией. Первые партии зерна, отправленные из Украины после российского вторжения, отправились из Одессы 1 августа; они прибыли в союзную России Сирию 15 августа, хотя первоначально их предполагаемым пунктом назначения был Ливан.
В середине августа смещение линии фронта на юг вызвало опасения международного сообщества по поводу ядерной катастрофы на Запорожской атомной электростанции вдоль Днепра. Крупнейшая атомная электростанция в Европе, Запорожский объект, была захвачена российскими войсками на самых ранних этапах войны. Эскалация напряженности между украинским персоналом станции и ее российскими оккупантами также повысила неопределенность в отношении ее дальнейшей безопасной эксплуатации. Бои на прилегающей к объекту территории также вызывают опасения, что станция может быть серьезно повреждена в результате перекрестного огня: обстрел ОРУ станции уже привел к общегородскому отключению электроэнергии в Энергодаре, где расположена станция. Представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в том числе генеральный директор Рафаэль Мариано Гросси, посетили станцию в начале сентября для оценки угрозы ядерной аварии. В отчете [PDF] о результатах своей инспекции МАГАТЭ призвало к «зоне ядерной безопасности и защиты» вокруг станции и к немедленному прекращению «любой военной деятельности» на прилегающей территории.
По состоянию на начало сентября украинские силы смогли добиться сильного наступления на северо-востоке и возобновили южное контрнаступление. Хотя Россия продолжает удерживать большую часть юго-восточной территории Украины, Украина утверждает, что вернула себе значительную территорию в Харьковской области, что удивило российские силы и перерезало важные пути снабжения. Россия сообщила, что планирует отправить подкрепление — от десяти до двадцати тысяч солдат — на Восточный фронт для отражения нового украинского наступления. Россия также объявила 21 сентября о частичной мобилизации для перевооружения российской армии, что побудило тысячи россиян бежать из-за антивоенных протестов, и приступила к аннексии четырех оккупированных территорий: Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской. В своей речи, объявив о незаконной аннексии территории Украины, Путин также сделал намек на возможную ядерную эскалацию, заявив, что Соединенные Штаты создали прецедент, сбросив ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки во время Второй мировой войны.
К июлю 2022 года Управление ООН по правам человека зафиксировало более пяти тысяч погибших и более шести тысяч раненых среди гражданского населения после полномасштабного военного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. шесть миллионов бежали в соседние страны, включая Молдову и Польшу, страну НАТО, которой Соединенные Штаты и другие союзники помогают разместить приток беженцев.
США продолжают оказывать военную помощь Украине; После обращения президента Украины Владимира Зеленского к Конгрессу США 16 марта 2022 года Байден объявил о дополнительной военной помощи Украине в размере 800 миллионов долларов. С момента вторжения России Соединенные Штаты выделили стране около 4,6 миллиарда долларов на помощь в области безопасности, включая тяжелое вооружение и артиллерию. Соединенные Штаты также резко увеличили присутствие американских войск в Европе, доведя их общее количество до более чем ста тысяч человек. 8 сентября 2022 года госсекретарь США Энтони Блинкен во время поездки в Киев пообещал продолжать поддержку Украины. Последний транш помощи Соединенных Штатов был объявлен в начале октября и включал оружие на сумму 625 миллионов долларов. В то время как Организация Объединенных Наций, страны-члены «Большой семерки», ЕС и другие организации продолжают осуждать действия России и поддерживать украинские силы, Россия обратилась к таким странам, как Северная Корея и Иран, за разведданными и военной техникой.
Начиная с 10 октября, Россия начала самые масштабные атаки на Украину за последние месяцы, нанося удары по военным и энергетическим объектам, а также по нескольким гражданским районам в час пик. Атаки охватили четырнадцать регионов и включали нападения на столицу. Это новое российское наступление произошло после того, как украинские войска разрушили часть единственного моста, соединяющего оккупированный Крымский полуостров с Россией.