Оспаривание ненормативных правовых актов кас – 21. , /

Содержание

Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска

Порядок обжалования муниципальных правовых актов

главы города, распоряжений и приказов руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации города

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», со статьей 33 Устава города Нижневартовска глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом города Нижневартовска, решениями Думы города, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города.

Согласно статье 34 Устава города Нижневартовска руководители отраслевых (функциональных) органов администрации города издают распоряжения и приказы по вопросам, определенным Положением об органе администрации города и (или) правовыми актами главы города.

Правовые акты главы города, распоряжения и приказы руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации города разделяются на нормативные и ненормативные.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Порядок обжалования нормативных правовых актов регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ)

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления (Нижневартовский городской суд).

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов регулируется главой 22 КАС РФ и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решение в вышестоящий в порядке подчиненности орган, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления (Нижневартовский городской суд) либо в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих установлены статьей 220 КАС РФ.

По административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 КАС РФ, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным установлены статьей 199 АПК РФ.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

www.n-vartovsk.ru

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Лица, в отношении которых применен нормативным правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Порядок обжалования в суде нормативного правового акта установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 22, 23 и 24 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1,18, 20 и 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления или по месту нахождения органа, в котором исполняют свои обязанности должностного лица, принявшие нормативный правовой акт.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Порядок обжалования в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего установлен главой 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

lipetsk.roskazna.ru

Порядок обжалования - Администрация Санкт-Петербурга

основные  нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (глава 22)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (глава 24)

субъект обжалования

гражданин, организация, иные лица в защиту своих прав, свобод и законных интересов;

общественное объединение в защиту права, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения, в случае, если это предусмотрено федеральным законом

гражданин, организация

предмет обжалования

решения, действия (бездействие) администрации, должностного лица, государственного служащего администрации, которыми, по мнению заявителя нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности

 

ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) администрации, должностных лиц администрации, которые, по мнению заявителя, не соответствуют закону                 или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности

 

 

вид обращения

административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего

заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

подсудность

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга;

суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом

 

Арбитражный суд Санкт-Петербурга

срок исковой давности

три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его права, если КАС РФ  не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд

десять дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов при  оспаривании решений, действий (бездействия) администрации по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным администрацией предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения

три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов

срок рассмотрения

в течение одного месяца, если иное не предусмотрено КАС РФ

 

не более 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения           по делу.

www.gov.spb.ru

Оспаривание ненормативных правовых актов

Можно ли в исковом заявлении требовать признание постановления главы администрации недействительным? Или только в порядке КАС, а возможно, ли в порядке искового?

Нет, нельзя.

Оспаривание ненормативных правовых актов осуществляется в порядке административного судопроизводства (см. в обосновании).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Что изменилось в работе юриста после вступления в силу Кодекса административного судопроизводства РФ

«Какие дела суды рассматривают по правилам КАС

По сути часть дел, которые всегда рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ, законодатель вывел из орбиты правового регулирования этого кодекса. Теперь такие дела рассматриваются по правилам КАС.

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.

1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС. Эти дела характеризуются неравенством фактического положения сторон, поскольку это почти всегда споры гражданина или организации с органом, наделенным властными полномочиями, либо с должностным лицом этого органа. Тем самым суды осуществляют последующий контроль за действиями и бездействием органов власти и их должностных лиц.

Сюда включаются следующие категории дел:

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;*
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Иными словами, это те категории дел, по которым суды осуществляют предварительный судебный контроль за действиями и бездействием органов власти и их должностных лиц. Это дела:

  • о прекращении деятельности средств массовой информации;
  • о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
  • о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или лица, которое признано недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни;
  • иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС».

25.04.2017

www.law.ru

процессуальные препятствия для эффективной судебной защиты

В соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" разъяснил, что оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, является одним из способов защиты нарушенных прав, прямо поименованным в статье 12 ГК РФ.

Разъясняя содержание этой нормы, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" указал, что суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Несмотря на то, что указанная норма применяется арбитражными судами (Напр.: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2013 по делу N А43-6617/2013; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2009 по делу N А19-9767/08; постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.07.2015 по делу N А51-25941/2014; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2009 по делу N А70-6586/11-2008; постановление ФАС Московского округа от 29.02.2008 по делу N А40-15261/07-63-70; постановление АС Поволжского округа от 11.04.2016 N Ф06-1581/2015 по делу N А65-26040/2014; постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2005 по делу N А56-10815/03; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2014 по делу N А32-11890/2012; постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2015 по делу N А07-1848/2015; постановление ФАС Центрального округа от 06.05.2008 по делу № А62-470/2007 и др.), достаточно часто суды отклоняют ссылки на незаконность того или иного нормативного акта по мотиву того, что этот акт "не оспорен и не признан недействительным в установленном законом порядке" (Напр.: Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2014 № 306-КГ14-4855; Определение ВАС РФ от 17.03.2011 по делу N А50-39375/2009; постановление АС Северо-Западного округа от 16.06.2016 по делу N А42-1190/2015; постановление АС Северо-Кавказского округа от 19.05.2016 по делу N А53-6082/2014; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 по делу N А17-2122/2012; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2012 по делу N А19-19048/2011; постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2014 N Ф03-1221/2014 по делу N А73-7526/2013; постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.12.2014 по делу N А75-1273/2014; постановление АС Московского округа от 02.09.2014 по делу N А40-127930/13-33-1087; постановление АС Поволжского округа от 25.08.2014 по делу N А55-28473/2013; постановление ФАС Центрального округа от 13.04.2012 по делу N А08-3923/2011; постановление ФАС Уральского округа от 11.06.2013 по делу N А07-6874/2012 и др.).

Фактически неприменение при разрешении гражданского спора противоречащего закону нормативного правового акта остается прерогативой высших судов (Напр.: Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2016 № 308-КГ15-13732; Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 № 309-КГ15-5924).

В этой связи предприниматели, полагающие, что их права и законные интересы нарушены противоречащим закону нормативным правовым актом, в целях защиты своих прав вынуждены предварительно оспаривать такие нормативные акты в рамках отдельного процесса.

 

Нередко орган, принявший противоречащий закону нормативный правовой акт, с целью избежать признания этого акта незаконным в судебном порядке отменяет его самостоятельно (как-то давно я представлял интересы заявителя по делу № А43- 21640/2010 – муниципалитет, видимо, настолько испугался возможности судебной отмены нормативного акта (к тому времени позиция судов округа по такого рода спорам уже была сформирована в рамках дела № А43-9026/2009), что отменил оспариваемый акт в полном объеме, тогда как заявитель оспаривал лишь отдельные его положения).

 

Конституционный Суд РФ в Определении от 12.05.2005 № 244-О пришел к выводу, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

 

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункт 11) разъяснил, что в случае оспаривания заявителем недействующего нормативного правового акта (в том числе акта, не вступившего в силу, отмененного органом или должностным лицом, его издавшими, утратившего силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененного, но фактически не действующего в силу издания более позднего акта) суд отказывает в принятии заявления, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

 

Пленум ВАС РФ в пункте 10 Постановления от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", напротив, указал, что если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

 

С 15 сентября 2015 г. судебная проверка нормативных правовых актов осуществляется судами общей юрисдикции в порядке, установленном главой 21 КАС РФ (исключение составляют случаи оспаривания отдельных нормативных правовых актов в Суде по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ).

 

В части 1 статьи 210 КАС РФ воспроизведено правило, ранее закрепленное в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48. В соответствии с данной нормой суд отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если на момент подачи такого заявления оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

 

Часть 6 статьи 208 КАС РФ ограничивает срок подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим сроком действия этого нормативного правового акта.

 

Если после возбуждения дела оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, суд согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ прекращает производство по административному делу.

 

Развитие административного процессуального законодательства по такому пути вряд ли может быть признано оправданным. Так, в указанном выше Определении от 12.05.2005 № 244-О Конституционный Суд РФ отметил, что прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК РФ).

С учетом этого Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что суд, рассматривающий дело об оспаривании нормативного акта, имея в виду, что приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.

Законодатель, однако, по всей видимости, придерживается иной точки зрения.

 

zakon.ru

Важные сроки в КАС РФ

Для разных видов дел при обращении в суд законодательно определены различные допустимые сроки исковой давности, также различается время на рассмотрение дел судебными инстанциями.

Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Срок подачи иска по данной категории дел - 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Рассматриваются такие дела в течение 2 месяцев.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, общие сроки

Срок исковой давности в отношении таких дел - пока действует оспариваемый акт. В суде дело рассматривается в течение 2 месяцев.

См. также

Дела об оспаривании нормативных правовых актов по особым основаниям

В случае, если оспариваются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при ВС РФ, Центрального банка РФ, Центризбиркома РФ, государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС России), госкорпораций, точно так же иск можно подать, пока действует оспариваемый акт, но сроки рассмотрения дела - 3 месяца в Верховном суде РФ. Особые сроки рассмотрения и обжалования установлены для случаев оспаривания нормативных правовых актов по вопросам выборов и оспаривания закона субъекта о роспуске представительного органа муниципального образования.

Общие сроки для дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными властными полномочиями

Срок подачи исков по вышеуказанным основаниям составляет 3 месяца с момента вступления решения в силу, на ознакомление с делом в суде отводится 1 месяц.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Срок подачи иска - 10 дней, срок рассмотрения такого дела в суде – тоже 10 дней.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов

Для дел по поводу оспаривания ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации ФС РФ, Госдумы ФС РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ установлен срок исковой давности в 3 месяца, рассмотрением таких дел в течение 2 месяцев занимается Верховный суд. Для случаев оспаривания решений, действий (бездействия) по вопросам проведения публичного мероприятия, а также оспаривания решения о самороспуске представительного органа местного самоуправления или об удалении в отставку главы муниципального образования установлены особые сроки.

Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

Иск по подобному основанию можно подать в течение 6 месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по такому административному делу, либо окончания производства по исполнению судебного акта (решения, определения, акта), которыми прекращено или приостановлено производство по уголовному делу. Судом дела такого характера рассматриваются в течение 2 месяцев.

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций

Срок исковой давности для таких дел составляет 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, на рассмотрение дела в суде отводится 3 месяца.

Независимо от содержания иска и сроков его рассмотрения в судебных инстанциях, установлены общие сроки: на подачу апелляции – 1 месяц с момента вступления решения суда в силу, на подачу кассации – 6 месяцев.

Читайте также

www.law.ru

Статья 213 КАС РФ. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (действующая редакция)

1. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

2. В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный частью 1 статьи 241 настоящего Кодекса.

3. Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.

4. Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

5. Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

6. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

7. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

8. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

9. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

10. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

11. Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

12. Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

www.zakonrf.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о