Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Алтай
Прокурор разъясняет
- 2 декабря 2020, 18:23
Гарантии соблюдения прав граждан в сфере труда, комиссия по трудовым спорам
Текст
Поделиться
Права граждан в сфере труда, а именно на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на отдых и т.
При этом, одной из гарантий реализации вышеуказанных прав выступает, предусмотренный законодательством Российской Федерации механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, при этом, под трудовым спором понимается — неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения, исполнения трудового законодательства о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
К уполномоченным органам рассматривающих индивидуальные трудовые споры относятся комиссии по трудовым спорам (далее – Комиссия) и суды (ст. 382 Трудового кодекса РФ).
Комиссия является более доступным для работника способом разрешения индивидуальных трудовых споров при ее наличии.
При этом, Комиссия образуется по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.
Компетенция Комиссии охватывает все категории трудовых споров, за некоторыми исключениями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами (например: служебный спор в органах принудительного исполнения рассматривается руководителем этого органа).
Работник имеет право обратиться в Комиссию в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (при этом, по уважительным причинам данных срок может быть восстановлен, например, в связи с болезнью работника).
Решения Комиссии, принятые по результатам рассмотрения трудовых споров, могут быть обжалованы работником или работодателем в течение 10 суток с момента вручения копии решения Комиссии (390 ТК РФ) в судебном порядке.
Решения Комиссии исполняются в течение трех дней после вступления в силу (после истечения срока на обжалование).
В случае неисполнения принятого решения в установленный срок Комиссия выдает работнику по его обращению удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. Удостоверение не выдается, если одна из сторон трудового спора обратились в суд с заявлением о перенесении трудового спора.
Само удостоверение должно быть предъявлено в орган судебных приставов не позднее трех месяцев срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
Вместе с тем, в случае если трудовая комиссия не рассмотрена трудовой спор в течение 10 дней, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд с соблюдением требований подсудности (по месту жительства истца), такой же срок предусмотрен для обжалования решения Комиссии по трудовым спорам.
Разъяснение законодательства подготовлено помощником прокурора г. Горно-Алтайска Шипуновым Д.В.
Гарантии соблюдения прав граждан в сфере труда, комиссия по трудовым спорам
Права граждан в сфере труда, а именно на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на отдых и т.д. закреплены Конституцией Российской Федерации (ст. 37).
При этом, одной из гарантий реализации вышеуказанных прав выступает, предусмотренный законодательством Российской Федерации механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, при этом, под трудовым спором понимается — неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения, исполнения трудового законодательства о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
К уполномоченным органам рассматривающих индивидуальные трудовые споры относятся комиссии по трудовым спорам (далее – Комиссия) и суды (ст. 382 Трудового кодекса РФ).
Комиссия является более доступным для работника способом разрешения индивидуальных трудовых споров при ее наличии.
При этом, Комиссия образуется по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.
Компетенция Комиссии охватывает все категории трудовых споров, за некоторыми исключениями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами (например: служебный спор в органах принудительного исполнения рассматривается руководителем этого органа).
Работник имеет право обратиться в Комиссию в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (при этом, по уважительным причинам данных срок может быть восстановлен, например, в связи с болезнью работника).
Решения Комиссии, принятые по результатам рассмотрения трудовых споров, могут быть обжалованы работником или работодателем в течение 10 суток с момента вручения копии решения Комиссии (390 ТК РФ) в судебном порядке.
Решения Комиссии исполняются в течение трех дней после вступления в силу (после истечения срока на обжалование).
В случае неисполнения принятого решения в установленный срок Комиссия выдает работнику по его обращению удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. Удостоверение не выдается, если одна из сторон трудового спора обратились в суд с заявлением о перенесении трудового спора.
Само удостоверение должно быть предъявлено в орган судебных приставов не позднее трех месяцев срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
Вместе с тем, в случае если трудовая комиссия не рассмотрена трудовой спор в течение 10 дней, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд с соблюдением требований подсудности (по месту жительства истца), такой же срок предусмотрен для обжалования решения Комиссии по трудовым спорам.
Разъяснение законодательства подготовлено помощником прокурора г. Горно-Алтайска Шипуновым Д.В.
Статья 382 Трудового кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год
Новая редакция Ст. 382 ТК РФ
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Комментарий к Статье 382 ТК РФ
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Поэтому Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Тот, кто считает, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает наиболее приемлемый для него способ разрешения возникшего индивидуального трудового спора. Он может либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. А может, минуя комиссию, обратиться сразу непосредственно в суд.
Пленум Верховного Суда в своем Постановлении от 17 марта 2004 года N 2 четко разграничил подведомственность и подсудность дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Поскольку мировые судьи выступают в качестве суда первой инстанции, то им подсудны любые дела, вытекающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Мировые судьи также рассматривают дела, связанные с отказом в приеме на работу, и дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются.
Районным судам подсудны дела о восстановлении граждан на работе (независимо от основания прекращения трудового договора включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания). Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.
Дела о признании забастовки незаконной подсудны исключительно верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.
Соответственно, вышеуказанным адресатам работники или их представительные органы и должны направлять заявления о защите своих нарушенных трудовых прав и интересов.
Другой комментарий к Ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Еще в 1992 г. была изменена структура органов, рассматривающих индивидуальные споры, — из их числа были исключены профсоюзные комитеты. В целом это было логичное решение, так как исходя из своих уставных задач, профсоюз не может быть объективным участником процесса рассмотрения спора, а профсоюзный комитет — органом, принимающим обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура органов, рассматривающих трудовые споры, оказалась двухзвенной.
Это не исключает широкого использования профсоюзами своих прав по реализации уставных обязанностей. Речь идет об изменении форм и способов привлечения работниками своих представительных органов при разрешении трудовых споров. Существенное значение имеет работа представительных органов на стадии предупреждения споров и ситуаций, их создающих, при разработке и принятии локальных нормативных актов.
2. В настоящее время в деятельности судов по рассмотрению трудовых споров появляются новые аспекты. Это связано с тем, что Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание института мировых судей (ст. 28 Закона).
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает, что мировой судья рассматривает в первой инстанции в том числе и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона).
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Дела, входящие в компетенцию мирового судьи, рассматриваются им непосредственно и единолично.
3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). В то же время они в соответствии с комментируемой статьей не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Предварительная процедура урегулирования трудовых споров
Содержание:
- Как тип спора влияет на его разрешение
- Как работает Комиссия по трудовым спорам Процедура урегулирования индивидуального трудового спора . Преимущества досудебного порядка разрешения трудовых споров
- Способы разрешения коллективных споров
Трудовой спор – это разногласие между участниками трудовых отношений. Как правило, речь идет о конфликтах между работодателем и работником, либо между работодателем и группой работников. Чтобы закон определил спор как трудовой спор, он обязательно должен затрагивать трудовые вопросы: личные разногласия между людьми не относятся к разряду трудовых, даже если речь идет о личном конфликте между коллегами.
Претензии могут возникнуть у подчиненного к руководству и наоборот. Это может быть ситуация, когда человека незаконно уволили, не пустили в отпуск, взяли выходной, не выплатили зарплату. Однако в той же мере это могут быть претензии работодателя к качеству выполнения трудовых обязанностей или попытка получить компенсацию за причиненный работником ущерб.
Трудовой спор может возникнуть еще до зачисления человека. Например, отказ в приеме на работу может стать причиной судебного разбирательства, если человек уверен, что его права нарушены. Но чаще конфликты после увольнения работника приходится решать. Это споры по поводу формулировки причины увольнения, выходного пособия и так далее.
Заинтересованная сторона конфликта может решить вопрос в судебном или досудебном порядке. Закон предусматривает оба способа. Однако в большинстве случаев гораздо дешевле, быстрее и проще договориться и отстоять свои интересы без подачи иска.
Как вид спора влияет на его разрешение
Досудебный порядок разрешения трудовых споров зависит от вида конфликта: индивидуальный или коллективный. Индивидуальные трудовые споры, то есть споры между работодателем и одним работником, могут решаться комиссией по трудовым спорам. Коллективные разбирательства ведутся посредниками, примирительной комиссией и трудовым арбитражем.
Однако спор можно решить и путем переговоров с работодателем. Лучше доверить этот процесс юристу или представителю профсоюза. Если переговоры зашли в тупик, всегда можно обратиться в комиссию. Его решение является обязательным, но может быть оспорено. Если это не привело к разрешению проблемы, то есть смысл обратиться в суд.
Как работает комиссия по трудовым спорам
Досудебным урегулированием трудовых споров с работодателем чаще всего занимается комиссия – специальный орган, формируемый по инициативе работника или работодателя. В состав комиссии входит равное количество представителей от каждой из сторон для обеспечения ее объективности.
Работник может прибегнуть к помощи комиссии в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении его прав, ущемлении интересов. Однако если этот срок был пропущен по уважительным причинам, комиссия может восстановить его и приступить к рассмотрению дела позже.
Комиссия по трудовым спорам рассматривает широкий круг вопросов. Может взять на себя роль арбитра при разрешении конфликтов, связанных с условиями договора, непредоставлением работнику отпуска или выходных, дисциплинарными взысканиями. Он также отвечает за вопросы, связанные с заработной платой и предоставлением льгот работникам, гарантированных законом или договором. Однако существует ряд конфликтов, которые не могут быть переданы в комиссию.
К компетенции судебных органов относятся споры, связанные с увольнением или восстановлением лица в должности, изменением формулировок и дат в трудовых книжках, возмещением убытков и дискриминацией. Соответственно, если человека не принимают на работу или увольняют из-за дискриминации, дело должен рассматривать суд, а не комиссия.
Порядок разрешения индивидуального трудового спора
Для возбуждения производства в досудебном порядке возможно обращение непосредственно ко второй стороне. Впрочем, это не обязательно, можно сразу подать заявление в комиссию. Он должен зарегистрировать заявку, иначе диспут не будет считаться открытым. После этого члены комиссии рассмотрят проблему. На это у них есть 10 рабочих дней, а во время рассмотрения дела комиссия имеет право вызывать свидетелей, требовать определенные документы и даже приглашать специалистов для консультации.
Решение будет принято тайным голосованием. Затем секретарь комиссии подготовит письменное решение. В этом документе необходимо указать следующие вопросы:
- Наименование организации и подразделения.
- Паспортные данные и должность лица, обратившегося за помощью в комиссию.
- Дата начала спора, дата рассмотрения вопроса, причина конфликта.
- Паспортные данные всех участников комиссии, а также иных лиц, принимавших участие в заседании.
- Решение и его обязательное обоснование со ссылками на законодательство и внутренние нормативные документы.
- Результаты голосования.
После принятия комиссией решения заинтересованное лицо может обжаловать его в суде: на это есть всего 10 дней. По истечении указанного срока решение комиссии должно быть исполнено, если только суд не принял жалобу. По сути решение является исполнительным документом. На его основании судебный пристав-исполнитель исполняет решение в принудительном порядке. Конечно, если ответчик добровольно не выполнил условия.
Преимущества досудебного порядка разрешения трудового спора
Одним из основных преимуществ разрешения трудового спора в досудебном порядке является минимальный срок рассмотрения спора. Суд может рассматривать дело месяцами, а в некоторых случаях разбирательства растягиваются на годы, тогда как комиссия рассмотрит дело за 10 дней.
К тому же элементарно дешевле решить конфликт до обращения в суд. Даже если вы привлечете адвоката, его услуги в этом случае будут стоить не столько, сколько представительство в суде.
Как решаются коллективные споры
Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров отличается от того, как закон предлагает разрешать коллективные споры. Отличительной особенностью коллективного спора является количество участников: в нем участвуют сразу несколько работников или работодателей. Решение проблемы без обращения в суд подразумевает создание согласительной комиссии или трудового арбитража.
В состав комиссии, опять же, должны входить представители обеих сторон для обеспечения объективности. Примирительная комиссия формируется в течение трех рабочих дней со дня подачи требования одной из сторон. Затем у органа есть 5 рабочих дней, чтобы рассмотреть вопрос и прийти к выводу. При этом работодатель обязан всячески облегчить работу комиссии, представить необходимые документы. Воспрепятствование его работе само по себе может служить поводом для обращения в суд.
Так, российское трудовое законодательство предусматривает возможность разрешения спора между работником и работодателем без обращения в суд. Эта стратегия, несомненно, имеет ряд преимуществ. Если спор не может быть разрешен и стороны не могут прийти к соглашению, всегда есть возможность выработать исковое заявление и подать его в суд. Суд, в свою очередь, рассмотрит дело в обычном порядке.
Обязательно ли досудебное урегулирование трудового спора? В большинстве случаев нет. Заинтересованная сторона сама решает, что ей делать: пытаться урегулировать вопрос через комиссию или сразу составлять претензию.
Жалобы на нарушения прав человека
Жалобы на нарушения прав человека
Возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушения их прав на международной арене придает реальное значение правам, содержащимся в договорах о правах человека.
Существует три основных процедуры подачи жалоб о нарушениях положений договоров по правам человека в договорные органы по правам человека:
- индивидуальные сообщения
- жалоб между штатами
- запросов
Существуют также процедуры подачи жалоб, которые не входят в систему договорных органов. Для получения более подробной информации посетите страницу «Сообщение о нарушениях».
Индивидуальные сообщения
Существует девять основных международных договоров по правам человека. Каждый из этих договоров учредил «договорный орган» (Комитет) экспертов для наблюдения за выполнением договорных положений его государствами-участниками.
Договорные органы (КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КЛД, КТМ, КЭСКП и КПР) могут, при определенных условиях рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения от физических лиц. Для Комитета по делам трудящихся-мигрантов (КТМ) механизм подачи индивидуальных жалоб еще не вступил в силу.
Кто может жаловаться?
Любой человек может подать жалобу в Комитет на государство:
- Государство, являющееся стороной соответствующего договора (путем ратификации или присоединения), предусматривающего права, которые предположительно были нарушены;
- Признали компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы либо путем ратификации Факультативного протокола или присоединения к нему (в случае МПГПП, КЛДЖ, КПИ, МПЭСКП и КПР), либо путем принятия заявления на этот счет в соответствии с конкретной статьей Конвенции.
(в случае CERD, CAT, CED и CMW).
Жалобы также могут подаваться третьими лицами от имени физических лиц при наличии их письменного согласия (без требования относительно его конкретной формы). В некоторых случаях третья сторона может возбудить дело без такого согласия, например, когда лицо находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения.
- Узнайте больше об индивидуальных сообщениях и о том, как подать жалобу
- Форма индивидуальных жалоб и инструкция
- Информационный бюллетень о процедурах подачи индивидуальных жалоб в соответствии с договорами Организации Объединенных Наций по правам человека
Межгосударственные сообщения
Несколько договоров по правам человека содержат положения, позволяющие государствам-участникам подавать жалобы в соответствующий договорный орган (Комитет) о предполагаемых нарушениях договора другим государством-участником.
Примечание : В 2018 году впервые в ее истории было подано три межгосударственных сообщения в соответствии со статьей 11 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации. Больше информации.
КПП, КТМ, КНИ, МПЭСКП и КПР: Статья 21 КПП, статья 74 КТМ, статья 32 КНИ, статья 10 Факультативного протокола к МПЭСКП и статья 12 Факультативного протокола (о процедуре сообщения) к Конвенция о правах ребенка устанавливает процедуру рассмотрения жалоб одного государства-участника, которое считает, что другое государство-участник не соблюдает положения Конвенции. Эта процедура применяется только к государствам-участникам, которые сделали заявление о признании компетенции Комитета в этом отношении.
КЛРД, ПГПП и КПР : Статьи 11–13 МКЛРД, статьи 41–43 МПГПП излагают более сложную процедуру разрешения споров между государствами-участниками по поводу выполнения государством своих обязательств по соответствующей Конвенции/Пакту посредством создание специальной согласительной комиссии . Эта процедура обычно применяется ко всем государствам-участникам МКЛРД, но применяется только к государствам-участникам МПГПП и КПР, которые сделали заявление о признании компетенции соответствующих комитетов в этом отношении.
Разрешение межгосударственных споров, касающихся толкования или применения конвенции
КЛРД, КЛДЖ, КПП, КТМ и КЛД: Статья 22 МКЛРД, статья 29 КЛДЖ, статья 30 КПП, статья 92 КТМ и статья 32 КЛД предусматривают споры между государствами-участниками относительно толкования или применения Конвенции разрешаются в первую очередь путем переговоров или, в противном случае, путем арбитража. Одно из вовлеченных государств может передать спор в Международный суд, если стороны не смогут согласовать условия арбитража в течение шести месяцев. Государства-участники могут исключить себя из этой процедуры, сделав заявление во время ратификации или присоединения, и в этом случае в соответствии с принципом взаимности им запрещается возбуждать дела против других государств-участников.
Запросы
При получении достоверной информации о серьезных, серьезных или систематических нарушениях государством-участником конвенций, за которыми они наблюдают, Комитет против пыток (статья 20 КПП), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (статья 8 Факультативный протокол к CEDAW), Комитет по правам инвалидов (статья 6 Факультативного протокола к КПИ), Комитет по насильственным исчезновениям (статья 33 CED), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (статья 11 Факультативный протокол к МПЭСКП) и Комитет по правам ребенка (статья 13 Факультативного протокола (о процедуре сообщения) к КПР) могут по собственной инициативе инициировать расследования, если они получили достоверную информацию, содержащую обоснованные признаки серьезных или систематических нарушений конвенций в государстве-участнике.
В каких штатах могут проводиться расследования?
Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, которые признали компетенцию соответствующего Комитета в этом отношении. Государства-участники могут отказаться от процедуры расследования в момент подписания, ратификации или присоединения (статья 28 КПП, статья 10 Факультативного протокола к КЛДОЖ, статья 8 Факультативного протокола к КПИ, статья 13(7) Факультативного протокола (о процедуре сообщения) к Конвенции о правах ребенка) или в любое время (статья 11(8) Факультативного протокола к МПЭСКП), сделав заявление о том, что они не признают компетенцию соответствующего Комитета проводить расследования. В этом отношении КНИ является исключением, поскольку компетенция проводить расследования не подлежит признанию государствами-участниками (статья 33 МКЗНИ).
Процедура расследования
- Процедура может быть начата, если Комитет получит достоверную информацию, свидетельствующую о том, что права, содержащиеся в Конвенции, за которой он следит, систематически нарушаются государством-участником.
- Комитет предлагает государству-участнику сотрудничать в изучении информации путем представления замечаний.
- Комитет может на основе замечаний государства-участника и другой имеющейся у него соответствующей информации принять решение о назначении одного или нескольких своих членов для проведения расследования и срочного доклада Комитету. Когда это оправдано и с согласия соответствующего государства-участника, расследование может включать посещение его территории.
- Затем выводы члена (членов) рассматриваются Комитетом и препровождаются государству-участнику вместе с любыми комментариями и рекомендациями.
- Государству-участнику предлагается представить свои собственные замечания по выводам, комментариям и рекомендациям Комитета в течение определенного периода времени (обычно шесть месяцев) и, если Комитет предлагает, информировать его о мерах, принятых в ответ на расследование.
- Процедура расследования является конфиденциальной, и на всех стадиях разбирательства следует добиваться сотрудничества со стороны государства-участника.