Обязанность администрации обеспечить проезд к земельному участку – Судебный акт по делу об обязании организовать проезд (дорогу) к земельному участку оставлен без изменения, поскольку права истицы как собственника земельного участка …

Содержание

Шебекинский районный суд - Дело № 2-288/2015 ~ М-165/2015

Дело № 2-288-2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шебекино 13 февраля 2015 года

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

-председательствующего судьи………………………………Заполацкой Е.А..

-при секретаре………………………………………………….Богачевой С.А.

с участием:

-представителя заявительницы Чоботовой Л.П. и заинтересованного лица Чоботова В.А. – Чоботовой С.В. (по доверенности),

-представителя заинтересованного лица администрации <данные изъяты> района Зайцевой В.В. (по доверенности),

-представителя заинтересованного лица администрации <данные изъяты> сельского поселения Самойлова С.Н. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чоботовой ФИО11 о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными, возложении обязанности совершить действия, направленные на обустройство подъездной дороги к домовладению,

Установил:

Чоботову ФИО12. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес><адрес>

В указанном жилом доме зарегистрирована и проживает Чоботова ФИО13..

Дело инициировано заявлением Чоботовой ФИО14., просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения и администрации <данные изъяты> района, выразившееся в неосуществлении действий, направленных на обустройство подъездной дороги к домовладению, в котором она зарегистрирована и проживает, и обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения и администрацию <данные изъяты> района осуществить действия, направленные на обустройство подъездной дороги с твердым покрытием к указанному объекту недвижимости. В обоснование сослалась на то, что она в настоящее время находится на лечении амбулаторным программным <данные изъяты> в отделении <данные изъяты><данные изъяты>, в связи, с чем <данные изъяты> раза в неделю за ней приезжает сантранспорт ОГБУЗ «<данные изъяты>», чтобы доставить ее на процедуру и обратно. Подъезд машины скорой помощи к домовладению, в котором она проживает невозможен, так как во время ее стационарного лечения в районе домовладения были проведены мероприятия по планировке территории, грейдированию, выкорчевке пней, подсыпке и разравниванию грунта, посадке газонной травы. Также имеется пешеходная дорожка, которая также препятствует подъезду к домовладению. С просьбой о строительстве подъездного пути к домовладению она обращалась к главе администрации <данные изъяты> сельского поселения, который предложил в качестве подъездного пути использовать пешеходную дорожку, а затем предложил построить подъездной путь за счет собственных средств, при этом не указал организацию, которая занимается выполнением дорожных работ, расчетный счет, на который необходимо перевести средства. В обустройстве подъездного пути с твердым покрытием отказано также администрацией <данные изъяты> района. Автотранспорт, сантранспорт для поездки в больницу и обратно останавливается на длительном расстоянии от участка. Продукты питания, вещи и предметы, необходимые для жизнедеятельности и благоустройства земельного участка и жилого дома, приходится переносить вручную. В связи с отсутствием дороги не может подъехать специальный автотранспорт служб пожарной и скорой помощи, что нарушает ее конституционные права на обеспечение безопасных условий жизни, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Заявительница Чоботова ФИО15 и заинтересованное лицо Чоботов ФИО16. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, их интересы в судебном заседании представляет Чоботова ФИО17 (по доверенности).

В судебном заседании представитель заявительницы Чоботовой ФИО18 и заинтересованного лица Чоботова ФИО19. – Чоботова ФИО20 (по доверенности) заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, уточнила, что обустройство подъездной дороги необходимо произвести на расстоянии примерно <данные изъяты> метров, то есть от ворот домовладения <адрес> и до автодороги, и за счет средств бюджета администрации <данные изъяты> сельского поселения. Пояснила, что между воротами домовладения и автодорогой проходит пешеходная дорожка, которая возвышается над уровнем земли, что создает препятствия для подъезда автотранспорта к домовладению, также имеется грунт, в котором автотранспорт застревает. Необходимость обустройства подъездной дороги возникла с ДД.ММ.ГГГГ года, когда заявительница заболела. Заявительница не обращалась в администрацию <данные изъяты> района и администрацию <данные изъяты> сельского поселения с письменным заявлением об обустройстве подъездной дороги, а только в устной форме в администрацию <данные изъяты> сельского поселения. Основывает свои требования на ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п.п.6,12 ч.1 ст.3, ст.13, ст.34 ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5,7,8 Устава <данные изъяты> сельского поселения, Постановлении Правительства Белгородской области от 28.10.2013 года №440-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы», региональной программой Белгородской области по проведению мероприятий по благоустройству придомовых территорий Белгородской области от 2009 года, о которой она узнала из сообщения СМИ в 2009 году.

Представитель заинтересованного лица администрации <данные изъяты> сельского поселения Самойлов ФИО21 (по доверенности) возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что письменного обращения Чоботовой ФИО22 в администрацию об обустройстве подъездного пути не поступало. В обязанности администрации сельского поселения не входит обустройство подъездного пути к частным домовладениям, данные действия должны быть совершены самим гражданином за счет своих собственных средств.

Представитель заинтересованного лица администрации <данные изъяты> района Зайцева ФИО23. (по доверенности) возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году по поручению губернатора <данные изъяты> области был произведен опрос жителей <данные изъяты> сельского поселения по обустройству подъездного пути с твердым покрытием к частным домовладениям за счет их средств, по определенной цене. Однако жители отказались производить обустройство подъездного пути к своим домовладениям. Утверждает, что обустройство подъездного пути к частным домовладения должно производиться за счет средств самих граждан. Полагает, что администрацией <данные изъяты> района не были нарушены права заявительницы, поскольку она не обращалась в администрацию района по поводу обустройства подъездной дороги, и в функции администрации района не входит совершение данных действий.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования Чоботовой ФИО24. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силуст.255 ГПК РФк решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Чоботову ФИО25. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес><адрес><адрес>. В указанном жилом доме зарегистрирована и проживает Чоботова ФИО26., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, копией паспорта заявительницы.

Земельный участок, на котором заявительница считает необходимым произвести обустройство подъездной дороги с твердым покрытием к домовладению, как пояснил представитель заинтересованного лица администрации <данные изъяты><адрес> Зайцева ФИО27. относится к неразграниченной государственной собственности.

Пункт 1 статьи 262 ГК РФ определяет, что под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться.

В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие территорий общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования образуются исключительно их земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон.

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом, дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 указанного Закона).

В силу п.9 ст.5 вышеназванного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Требованиями пункта 5 части 1 статьи 14 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Частью 1 статьи 34 этого Федерального закона установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Как следует из ч. 1 ст. 37 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Устава <данные изъяты> сельского поселения, сельское поселение решает вопросы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильныхдорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <данные изъяты> сельского поселения, отнесена законом к вопросам местного значения данного поселения и подлежит осуществлению данной администрацией.

Заявительница просит обустроить подъездную дорогу с твердым покрытием к к домовладению №<адрес>, то есть в границах населенного пункта.

Следовательно, требования о признании бездействия администрации <данные изъяты> района, выразившиеся в неосуществлении действий, направленных на обустройство подъездной дороги и возложении обязанности на администрацию <данные изъяты> района осуществить действия по обустройству подъездной дороги к домовладению №<адрес> являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Из Норм и Правил по благоустройству территорий <данные изъяты> сельского поселения, утвержденных решением Земского собрания от 26.12.2014 года №5, следует, что транспортные проезды – элементы системы транспортных коммуникаций, обеспечивающие транспортную связь между зданиями и участками внутри территорий кварталов, крупных объектов рекреации, производственных и общественных зон, а также связь с улично-дорожной сетью населенного пункта (п.2.14.1).

В соответствии с п. 2.4 ГОСТа Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 года N 296-ст) доступ на автомобильную дорогу это возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

Подъездная дорога, как элемент системы транспортных коммуникаций, обеспечивающий транспортную связь между зданиями и участками внутри территорий кварталов, а также связь с улично-дорожной сетью населенного пункта, не может быть отнесена, исходя из положений части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к объекту вспомогательного использования индивидуального жилого дома.

По сообщению администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года, на территории <адрес> в рамках проведения комплексного благоустройства в ДД.ММ.ГГГГ годах по <адрес>, а также в районе домовладения № были проведены мероприятия по планировке территории, грейдированию, выкорчевке пней, подсыпке и выравниванию грунта, посадке газонной травы. Ранее по <адрес> тротуарной плиткой была выложена пешеходная дорожка. Разрешения на проезд автотранспорта по пешеходной дорожке администрация <данные изъяты> сельского поселения не давала. На обустройство подъездных путей с твердым покрытием к частным домовладениям администрация <данные изъяты> сельского поселения финансовых средств не имеет, подъездные дороги выполняются собственниками домовладений за счет собственных средств.

Из сообщения комитета строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Чоботовой ФИО28. следует, что комплексное благоустройство улично-дорожной сети <данные изъяты> производилось согласно государственной программы Белгородской области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы». Данная программа включает в себя строительство и ремонт дорог общего пользования и улично-дорожной сети населенных пунктов Белгородской области и не предусматривает строительства индивидуальных подъездов к частным домовладениям. Строительство индивидуального подъезда к своему домовладению возможно за счет собственных средств.

Согласно протоколу поручений, данных Губернатором области на оперативном совещании с участием членов Правительства области по рассмотрению текущих вопросов ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденного Губернатором Белгородской области ДД.ММ.ГГГГ года, в п.13 указано поручение главам администраций муниципальных районов и городских округов области (по согласованию) активизировать работу с жителями сельских поселений по приведению ими в надлежащий вид дворовых территорий и обустройству подъездного пути с твердым покрытием к домовладениям. Установлен срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ года.

Во исполнение п.13 администрацией <данные изъяты> района ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что в настоящее время ведется обустройство подъездных путей к домовладениям на территориях Большегородищенского и <адрес> сельских поселений. Главами администрацией сельских поселений постоянно проводится разъяснительная работа с жителями о необходимости благоустройства прилегающей территории.

Представитель заинтересованного лица администрации <данные изъяты> района Зайцева ФИО29 в судебном заседании пояснила, что указание в ответе о производстве обустройства подъездной дороги не свидетельствует о том, что данные действия должны выполняться администрацией района или сельского поселения за счет бюджета <данные изъяты> района либо администрации <данные изъяты> сельского поселения. Администрация <данные изъяты> района дав такой ответ, сообщила о том, что проводится разъяснительная работа с жителями по обустройству подъездного пути к домовладениями, именно за счет средств собственника жилого дома.

Представители заинтересованных лиц Самойлов ФИО30 и Зайцева ФИО31 в судебном заседании пояснили, что был произведен опрос жителей <данные изъяты> сельского поселения, в результате которого жители возражали производить обустройство подъездных путей за свой счет.

Из сообщения Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области от 13.02.2014 года следует, что государственной программой Белгородской области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28.10.2013 года №440-пп в перечне работ по комплексному благоустройству улично-дорожной сети в <адрес> не предусмотрено обустройство подъездной дороги к частным домовладениям, расположенным по <адрес> в <адрес><адрес>, в том числе к домовладению №№, следовательно финансирование данного вида работ не осуществлялось. В рамках реализации региональной программы капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов <данные изъяты> района, утвержденной постановлением Правительства области от 30.12.2013 года №552-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 30.10.2010 года №363-пп», в 2013 году производился ремонт автомобильных дорог района многоквартирных домов в п<адрес>. Финансирование указанных объектов осуществлялось из бюджета Белгородской области.

В региональные программы Белгородской области благоустройство дорожно-уличной сети в п. <адрес><адрес> в виде обустройства подъездной дороги к частным домовладениям, расположенным по <адрес>, в том числе к домовладению № не было включено.

Таким образом, необоснованны доводы представителя заявителя и заинтересованного лица Чоботовой ФИО32 о необходимости обустройства подъездной дороги к домовладению на основании Постановления Правительства Белгородской области от 28.10.2013 года №440-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы», региональной программой Белгородской области по проведению мероприятий по благоустройству придомовых территорий Белгородской области от 2009 года.

Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральныйзакон Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации не регулируют обязанности органов местного самоуправления в обустройстве подъездной дороги к частному домовладению.

Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны органов местного самоуправления – администрации <данные изъяты> района и администрации <данные изъяты> сельского поселения отсутствует неправомерное бездействие в неосуществлении действий, направленных на обустройство подъездной дороги к домовладению <адрес>

Кроме того, что денежные средства, для осуществления подъездных дорог к домовладениям, в том числе к домовладению, где проживает заявительница, в бюджет <данные изъяты> сельского поселения не заложены, что подтверждается решением Земского собрания администрации <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему.

Возложение обязанности на администрацию <данные изъяты> района и администрацию <данные изъяты> сельского поселения гражданско-правовой обязанности по совершению действий, направленных на обустройство подъездной дороги к частному домовладению, не может быть признано законным и обоснованным, поскольку не представлено заявителем доказательств нарушения гражданских прав заявительницы и виновное бездействие указанных органов местного самоуправления.

При исследовании в судебном заседании вопроса о том, какие права и охраняемые законом интересы Чоботовой ФИО33 нарушаются администрацией <данные изъяты> района и администрацией <данные изъяты> сельского поселения, в связи с непринятием мер по обустройству подъездного пути к домовладению, представитель заявительницы и заинтересованного лица Чоботова ФИО34 настаивает на том, что данное бездействие нарушает права заявительницы на медицинскую помощь, и право на защиту ее жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.

Однако заявительницей и ее представителем не представлено бесспорных доказательств в подтверждение указанных доводов. Факт наличия у заявительницы определенного заболевания, не свидетельствует о нарушении ее прав и охраняемых законом интересов, в виду отсутствия подъездного пути к домовладению.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Поскольку фактов нарушения прав заявителя в результате неисполнения администрацией <данные изъяты> района и администрацией <данные изъяты> сельского поселения возложенных на них нормативными актами обязанностей, не было установлено, заявление Чоботовой ФИО35.не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Чоботовой ФИО36 о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными, возложении обязанности совершить действия, направленные на обустройство подъездной дороги к домовладению – отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Шебекинский районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 18 февраля 2015 года.

Судья Шебекинского

районного суда Е.А. Заполацкая

www.gcourts.ru

подъездные пути к земельному участку

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок. Прямо такого права законодательно не закреплено. Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд. В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута. Существующие проезд и проход к земельному участку являются его неотъемлемой частью. В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним (п. 4). Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Согласно п. 5.7 Строительных норм и правил РФ СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (утв. постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51): На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц - не менее 15 м; для проездов - не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части - 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц - не менее 7,0 м, для проездов - не менее 3,5 м. Более подробно мы сможем ответить на Ваши вопросы после ознакомления с документами. Обратиться Вы можете в наше Адвокатское бюро г. Москвы «Респект», предварительно записавшись по многоканальному телефону 8(495)223-94-32.

consult.zem.ru

Подъездной путь к земельному участку нормативные акты


подъездные пути к земельному участку

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок. Прямо такого права законодательно не закреплено.

Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд. В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута.

Существующие проезд и проход к земельному участку являются его неотъемлемой частью. В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г.

N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним (п. 4). Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м).

Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута. Согласно п. 5.7 Строительных норм и правил РФ СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (утв.

постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51): На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м.

Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м.

Более подробно мы сможем ответить на Ваши вопросы после ознакомления с документами.

Апелляционное определение № 33-1748/2014 от 10 июня 2014 г.

Обратиться Вы можете в наше Адвокатское бюро г. Москвы «Респект», предварительно записавшись по многоканальному телефону 8(495)223-94-32.

по делу № 33-1748/2014

Ссылку суда на п.

9.9 Правил дорожного движения РФ считает не имеющей правового значения, поскольку указанная норма регулирует иные отношения, связанные с движением транспортных средств. Также указывает, что не предполагает строить автомобильную дорогу, пересекающую или примыкающую к (.), а лишь намерена использовать съезд к примыкающему к дороге земельному участку, который автомобильной дорогой не является.

Согласно акту о выборе и обследовании земельного участка предоставленный ей в аренду земельный участок имеет подъездные пути с (.).

Все указанные в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости» (в ранее действовавшей редакции) требования были выполнены на стадии формирования земельного участка с согласия администрации Кааламского сельского поселения.

Считает не основанной на законе ссылку суда на отсутствие в схеме, подготовленной ООО «Земля Плюс», указания на иной подъезд, а также на отсутствие подтверждения «технических условий».

Адвокат по земельным вопросам Маковеев Сергей Иванович

Вместе с тем должен сказать, что судебная практика по таким спорам не является однородной.

Например, по одному из дел районный суд полностью удовлетворил иск моих доверителей и признал недействительным описание границ земельных участков ответчиков, и обязал их не чинить препятствия в проезде и проходе моим доверителям. Московский городской суд отменил решение в части признания недействительным описания границ земельных участков ответчиков и обязал ответчиков не чинить моим доверителям препятствия в проезде и проходе на участок.

Ссылки представителя ответчиков на нормы ГК РФ о сервитуте Московский городской суд отклонил. По другому похожему делу городской суд удовлетворил иск моих доверителей в части исправления кадастровой ошибки в описании границ земельного участка ответчиков и понуждения ответчиков убрать забор с проезда к участку моих доверителей.

Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары). Исходя из смысла приведенных выше норм права в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.

Однако такой документ в деле отсутствует». По другому спору в определении Верховного Суда РФ от 13 июня 2019 г.

по делу № 307-КГ16-18929 разъяснено, что «Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

Что делать, если нет подъездных путей к участку?

06 Февраля 2019, 19:47 Ответ юриста был полезен?

+ 0 — 0 Свернуть Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Юрист, г. БаймакОбщаться в чате Считаю необходимым оспаривать результаты межевания соседнего участка и требовать устранения препятствий в пользовании Вашим земельным участком путем освобождения проезда. Согласно п. 7.5. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 г.) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров).

Адвокат по земельным вопросам Маковеев Сергей Иванович

принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права. …Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).

Как согласовать проезд к земельному участку

Если границы участка соседа определены некорректно, что препятствует доступу к собственному участку, смело подавайте в суд заявление с целью внесения изменений в кадастровый реестр в отношении участков земли, в отношении которых допущена неточность при межевании.

Часто такие ситуации могут возникать из-за захвата территории ЗОП без согласования данного действия с администрацией поселения. Собственник земельного участка, доступ к которому перекрыт, отстаивает свое право путем возвращения прежних границ участков, которые существовали до момента нарушения его прав, при этом сам пострадавший владелец не был лишен имущества. Хотите установить сервитут на соседний земельный участок?

Не знаете, что выгоднее: сельское или городское ограниченное право пользования? Ответы найдутся здесь! Законодательные акты Для грамотного использования своих правовых возможностей необходимо ознакомиться с текстом статьи 274 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Добиться организации подъездных путей к участку КФХ

Статья 15.

Осуществление дорожной деятельности 3. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Статья 17. Содержание автомобильных дорог 1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ) 2. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Какой минимальный проезд между участками. Подъездные пути к земельному участку

Сервитут не является самостоятельным объектом или залога. Право ограниченного пользования нельзя передавать другим лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимого имущества, для которых такое право было установлено.

В соответствии со статьей 275 Гражданского кодекса РФ во время перехода прав на землю с наличием сервитута обязательства по (ограничению) переходят новому собственнику.

Требование об установлении сервитута можно передать органам федеральной, региональной, муниципальной власти в зависимости от того, какой орган является собственником участка, но нельзя требовать предоставления сервитута от арендаторов земельного участка.

Частный сервитут устанавливается на добровольных началах.

rusdolgi.ru

Перекрывают единственный проезд к домовладению

предполагающие обязательное наличие подъезда к частным домовладениям по землям общего пользования и что можно предпринять в этой ситуации, учитывая что районная администрация у него «куплена»?
Александр

Здравствуйте. Тут придется сервитут оформлять скорее всего. И если не договоритесь сами- то через суд.

гк

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Единственная проблема — сервитут может быть как бесплатный так и платный.

Перекрывать проезд (единственный) они не вправе однозначно. Можно пожаловаться в прокуратуру на саму незаконность и в полицию именно по шлагбауму и взиманию платы за проезд (не понятно на каком основании они ее требуют)

pravoved.ru

Как оформить и получить разрешение для проезда к моему земельному участку?

Прошу Вас дать консультацию по следующему вопросу.

В моей собственности находится земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 713 кв. м,

К моему земельному участку нет проезда. Я не могу ни попасть на свой земельный участок не начать на нем строительство. Единственно возможный вариант провести (сделать) проезд это со стороны гаражного кооператива через канаву и пустующий земельный участок расстояние примерно 15 м.

Я попросил в Государственном комитете области по имущественным отношениям дать разрешение на строительство проезда к моему участку.

Я руководствовался с частью 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования.

Государственный комитет области по имущественным отношениям дал ответ

Администрация города считает возможным формирование земельного участка для организации проезда при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования. Для подачи Комитетом заявления на условно разрешенный вид использования испрашиваемого Вами земельного участка просим Вас предоставить обоснование запрашиваемой конфигурации земельного участка и его площади. Также сообщаем Вам о том, что в соответствии с пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукционов.

Прошу Вас объяснить:

обязательно ли аренда земельного участка для организации проезда заключается на торгах, проводимых в форме аукционов.

Заранее благодарен за ответ Андрей Парамонов.

pravoved.ru

Какой минимальный проезд между участками. Подъездные пути к земельному участку

Какова ширина подъездного пути к земельному участку, если он окружен с трех сторон другими зем.участками. Сначала мне сказали что ширина дороги подъездной составляет 5 метров, затем 4 метра. Так какова же на самом деле ширина дороги к земельному участку и какими нормами она определяется?

Ответ эксперта

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок. Прямо такого права законодательно не закреплено. Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд. В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута. Существующие проезд и проход к земельному участку являются его неотъемлемой частью. В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним (п. 4). Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Сервитут представляет собой право ограниченного чужим недвижимым имуществом. Не все граждане осведомлены о таком понятии, как , однако каждому доводилось использовать плоды его применения.

Например, свет и энергия попадают в дом через линии электропередач, тепло и вода приходят с помощью современной системы водоснабжения, качественная связь благодаря большому количеству станций-вышек. Все подобные передающие установки, так или иначе, соприкасаются с правом ограниченного пользования земельными объектами, то есть сервитутом.

Понятие сервитута законодательно закрепляется статьей 23 Земельного кодекса России. Согласно данной статье сервитут является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Собственник/владелец земельного участка вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, но при этом он обязуется предоставить свободный доступ к объекту, прописанному в правоустанавливающей документации, а также обладателям сервитутов, то есть лицам, владеющим правом ограниченного использования чужого земельного участка.

Право требования собственника недвижимости (земельного участка) от собственника соседнего земельного участка установления прав ограниченного использования определено статьей 274 Гражданского кодекса РФ.

Сервитут всегда будет связан с определенным объектом недвижимости. Это может быть здание, сооружение, земельный участок. Сервитут не является самостоятельным объектом или залога. Право ограниченного пользования нельзя передавать другим лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимого имущества, для которых такое право было установлено.

В соответствии со статьей 275 Гражданского кодекса РФ во время перехода прав на землю с наличием сервитута обязательства по (ограничению) переходят новому собственнику.

Требование об установлении сервитута можно передать органам федеральной, региональной, муниципальной власти в зависимости от того, какой орган является собственником участка, но нельзя требовать предоставления сервитута от арендаторов земельного участка.

Кто может требовать установление сервитута?

Частный сервитут устанавливается на добровольных началах. Заинтересованное лицо и хозяин земельного участка заключают договор. В договоре прописываются все детали и условия ограничения на земельную собственность.

В свою очередь, публичный сервитут не требует согласия владельца земельного участка.Решение об установлении сервитута принимается на общественных слушаниях.

Таким образом, потребовать имеет право собственник земли или другого объекта недвижимости. К тому же требования в установлении сервитута могут предъявлять владельцы земельных участков на или .

Граждане или организации, владеющие недвижимым имуществом на основании других прав (к примеру, ) не имеют права т

nauet.ru

Добиться организации подъездных путей к участку КФХ

Уважаемый Глеб! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег примите во внимание следующее:

согласно п.п.5 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

к вопросу местного значения муниципального района относится и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного
значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района,
осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог
местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального
района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Проще говоря Ваша проблема — забота районных властей (если не передали полномочия ниже).

Но есть и другой момент: дело в том, что в последнее время идет бешеный выдел и выкуп земель с/х назначения. Естественно, выделяются где угодно, в т.ч. и в местах где сам черт ногу сломит. А потом обращаются в разные инстанции, вплоть до Президента РФ, нет дорог и т.п.

Вопрос: а где раньше были, что покупали: смотрели ли Генеральный план территории, схему застройки и т.п. и т.д.

Здесь тоже не так все просто, так как бюджет не резиновый, кроме того необходимо разрабатывать схемы территориального планирования, генеральные планы застройки, правила землепользования и застройки, соответствующие изменения к ним и т.п. и т.д., в т.ч. с учетом проектирования и строительства тех же дорог.

Проще говоря у Вас три варианта:

первый — тесное взаимодействие с теми же депутатами, главой сельского поселения касательно внесения изменений в разного рода акты в части проектирования и строительства дороги, в т.ч. и к Вашему или близи Вашего земельного участка;

второй — обращения в органы прокуратуры, суд и т.п., но данный путь длительный и трудный, да и перспективы туманны, о чем уже и оговорили уважаемые коллеги;

третий — заключение с ОМС концессионного соглашения касательно выполнений каких либо работ/услуг взамен на проектирование и строительство дороги.

В общем без тесного взаимодействия с ОМС (органы местного самоуправления) не обойтись.

pravoved.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *