Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении: Статья 15. Право на жилище \ КонсультантПлюс

Содержание

Статья 15. Право на жилище \ КонсультантПлюс

КонсультантПлюс: примечание.

О предоставлении жилья членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, погибших (умерших) после увольнения с военной службы, см. п. 3.1 ст. 24 настоящего закона и ФЗ от 14.07.2022 N 282-ФЗ.

Статья 15. Право на жилище

1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 199-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Об обеспечении жильем заключивших контракт до 01.01.1998 лиц, которые до 09.07.2022 подлежали обеспечению жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, см. ФЗ от 28.06.2022 N 199-ФЗ.

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15. 1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы четвертый — десятый утратили силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 199-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

За военнослужащими-гражданами на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ, от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 12 п. 1 ст. 15 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18. 10.2022 N 44-П).

Военнослужащим — гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 1998 года, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15. 1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2019 N 416-ФЗ, от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 416-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 199-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Изменения, внесенные ФЗ от 31.07.2020 N 287-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.03.2005. О восстановлении на жилищном учете лиц, снятых с него с 01.03.2005 по 31.07.2020 в связи с предоставлением участков для ИЖС, см. ч. 3 ст. 3 ФЗ от 31.07.2020 N 287-ФЗ.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Предоставление указанным военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 199-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Выписки из решений о предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно, выданные военнослужащим-гражданам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, являются основанием для государственной регистрации права собственности указанных лиц и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия на предоставленные жилые помещения. Форма выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и форма акта приема-передачи жилого помещения определяются Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 13. 07.2020 N 201-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 405-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О категориях граждан, на которых распространяются порядок и условия обеспечения жилыми помещениями, предусмотренные п. 2.1 ст. 15, см. ст. 2 и ст. 4 ФЗ от 08.12.2010 N 342-ФЗ.

2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 297-ФЗ, от 24.11.2014 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ)

3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 199-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

6. Военнослужащие-граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в закрытых военных городках. Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 199-ФЗ, от 14.07.2022 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 405-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. За военнослужащими — гражданами, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, сохраняется право пользования занимаемыми ими жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда социального использования на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Исключен. — Федеральный закон от 07.05.2002 N 49-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов, Корабельного устава Военно-Морского Флота.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 173-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и проживающими совместно с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 199-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих — граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее — участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28. 12.2013 N 405-ФЗ, от 16.10.2019 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 — 19 настоящей статьи, а также абзацев второго, третьего и четвертого пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 405-ФЗ, от 16.10.2019 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, если участники накопительно-ипотечной системы являются членами семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживают с ними, указанные участники накопительно-ипотечной системы учитываются при признании этих военнослужащих или граждан нуждающимися в жилых помещениях.

(абзац введен Федеральным законом от 16.10.2019 N 339-ФЗ)

(п. 15 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15. 1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15. 1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.

Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие п. 17 (в ред. ФЗ от 28.06.2022 N 199-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до 09.07.2022.

17. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы:

удостоенным звания Героя Российской Федерации;

имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащим увольнению либо уволенным с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе;

имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащим увольнению либо уволенным с военной службы по состоянию здоровья с воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, в связи с признанием их военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе;

имеющим трех и более детей, проживающих совместно с военнослужащими-гражданами и гражданами, уволенными с военной службы;

относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.

(п. 17 в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.

(п. 18 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

(п. 19 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие п. 20 (в ред. ФЗ от 28.06.2022 N 199-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до 09.07.2022.

20. Требования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов о минимальном сроке (периоде) проживания либо пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, необходимом для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях либо для предоставления (оказания) иных мер поддержки, связанных с обеспечением указанных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений, не распространяются на:

военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, и проживающих совместно с ними членов их семей, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, при подаче ими заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по месту прохождения военной службы;

граждан, проходивших военную службу по контракту и уволенных с военной службы, и проживающих совместно с ними членов их семей, указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, членов семей граждан, погибших (умерших) после увольнения с военной службы, в том числе вдов (вдовцов) граждан, погибших (умерших) после увольнения с военной службы, до повторного вступления в брак, при подаче ими заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по месту постановки погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, на воинский учет после увольнения с военной службы;

членов семей военнослужащих — граждан, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе вдов (вдовцов) указанных военнослужащих-граждан до повторного вступления в брак, при подаче ими заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по месту прохождения погибшими (умершими) военнослужащими-гражданами военной службы либо по месту получения пенсии по случаю потери кормильца.

(п. 20 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 199-ФЗ)

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Военнослужащие:
  • Аттестация военнослужащих
  • Военная и приравненная к ней служба
  • Военная ипотека
  • Военная ипотека при разводе
  • Военная полиция
  • Показать все
Еще
  • Военнослужащие:
  • Аттестация военнослужащих
  • Военная и приравненная к ней служба
  • Военная ипотека
  • Военная ипотека при разводе
  • Военная полиция
  • Показать все
  • Жилье:
  • Акт приема передачи квартиры по договору дарения
  • Акт приема передачи квартиры после ремонта
  • Амортизация жилого фонда
  • Амортизация квартир в бухгалтерском учете
  • Апартаменты это
  • Показать все

Формы документов

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 23 «Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство» Федерального закона «О статусе военнослужащих»»Исходя из изложенного, установленная вышеприведенной ст. 23 закона гарантия, направленная на исключение произвольного увольнения военнослужащих, не обеспеченных жилым помещением по месту прохождения военной службы, в данном случае не может быть применена, поскольку М. обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением, с предоставлением которого при заключении договора найма служебного жилого помещения он согласился.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Спор о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (на основании судебной практики Московского городского суда)
(«Электронный журнал «Помощник адвоката», 2023)Порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определяется Правилами признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утв. Постановлением Правительства РФ от 30. 10.2020 N 1768 (далее — Правила). Из п. 2 этих Правил следует, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется федеральными органами либо уполномоченными ими органами или учреждениями. При решении вопроса об обеспеченности жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также применяются положения ЖК РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ст. ст. 52 — 57 ЖК РФ).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Об увольнении с военной службы военнослужащего, признанного не годным к ней по состоянию здоровья и не обеспеченного жилым помещением
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2019, N 2)1) между положениями п. 1 ст. 15 и абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как, с одной стороны, военнослужащий подлежит обеспечению жильем при увольнении с военной службы (а на наш взгляд, обеспечение жильем возможно только после издания приказа об увольнении), а с другой стороны, военнослужащий не может быть уволен с военной службы до его обеспечения жильем;

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29. 05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»При разрешении споров о правомерности нахождения военнослужащего на военной службе после истечения срока контракта судам следует исходить из того, что если после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий продолжает прохождение военной службы, например, до обеспечения его жилым помещением, то при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение с военной службы до обеспечения его жилым помещением (например, при отсутствии рапорта и др.) такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до реализации его права на жилище. При совершении в указанный период правонарушения такой военнослужащий в зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.

Все, что арендаторы и арендодатели должны знать о SCRA и военной статье

Для семей военнослужащих, вероятно, наиболее важной частью процесса PCS является поиск нового дома, и арендуемые дома часто удовлетворяют потребности временных семей.

Для арендаторов и арендодателей переезд на новый адрес не так прост, как поиск фотографий в Интернете и заказ проверки биографических данных. Обе стороны должны осознавать свои юридические обязательства, указанные не только в текущей аренде, но и в любой потенциальной аренде в будущем. Если они не будут полностью информированы, юридические и финансовые последствия могут быть разрушительными.

До 2003 года, когда был принят Закон о гражданской помощи военнослужащим (SCRA), наиболее распространенным термином «военнослужащие», включаемым в договор об аренде жилья, был военный пункт. Военный пункт обычно добавлялся, чтобы освободить члена от подписанной им аренды, если ожидалось рассмотрение PCS. Однако теперь ГКДР покрывает большинство этих потребностей, и для упрощения или дальнейшего описания уникальных жилищных условий используется оговорка о военных.

Независимо от того, являетесь ли вы арендодателем или арендатором, нижеследующая информация — это все, что вам нужно знать о военной статье и ее часто путающем родственнике — Законе о гражданской помощи военнослужащим.

Новичок в жизни арендодателя? Получите дополнительную помощь в нашей ресурсной статье «Путеводитель для неожиданного военного арендодателя».

Что такое Закон о гражданской помощи военнослужащим?

ГКДР — это федеральный закон, принятый для обеспечения правовой защиты военнослужащих, находящихся на действительной службе. Что касается жилищных договоров, пункт ГКДР гарантирует военнослужащим, в том числе определенным группам активированных компонентов Национальной гвардии и резерва, право расторгнуть договор аренды при соблюдении ряда условий.

ГКДР допускает досрочное расторжение, если:

  • Участник поступил на военную службу во время аренды.
  • Член начал аренду во время военной службы и получает приказ о развертывании не менее чем на 90 дней.
  • Участник получил приказ о постоянной смене станции.
    И
  • Арендатор предоставляет письменное уведомление о намерении переехать.
  • Арендатор доставляет арендодателю копию официального военного приказа.
  • Арендатор оплачивает арендную плату как за месяц подачи уведомления, так и за следующий месяц.

При соблюдении этих требований договор аренды с арендатором расторгается через 30 дней после первой даты следующего ежемесячного платежа.

Военнослужащие также должны знать, что полное законодательство SCRA касается не только вопросов, связанных с недвижимостью. Защита и льготы предусмотрены в следующих областях: процентные ставки, договор, страхование и налоговые права, а также во время судебных разбирательств. Военнослужащие часто находят большую экономию, связываясь со своими финансовыми учреждениями и ссылаясь на свои льготы SCRA, особенно когда речь идет о комиссиях по кредитным картам и APR.

Что такое военная статья?

Военный пункт является , а не частью SCRA; это индивидуальное соглашение, включенное в договор аренды. Он формулируется и поддерживается арендатором и арендодателем. Военная статья часто дополняет SCRA, но не заменяет его.

Типичный пример военной статьи будет выглядеть примерно так:

Настоящая аренда заключена с явным пониманием Арендодателем того, что Арендатор находится на действительной службе в Вооруженных силах США. Таким образом, аренда может быть расторгнута Арендатором через тридцать (30) дней после того, как Арендатор уведомит Арендодателя в письменной форме о том, что: (1) Арендатор получил постоянное распоряжение о смене рабочего места или (2) Арендатор выписан или освобожден от действительной службы.

Договор аренды также может быть расторгнут через тридцать (30) дней после того, как Арендатор уведомит Арендодателя в письменной форме о том, что Арендатор получил уведомление от Жилищного управления о том, что государственные помещения доступны при любом из следующих условий: (1) Арендатор был приказ его или ее команды проживать в правительственных кварталах; или (2) арендатор проинформировал Арендодателя до начала аренды о том, что Арендатор запросил государственное жилье и ожидает государственных помещений.

Арендатор предоставит Арендодателю копии таких документов, которые могут потребоваться для обоснования выполнения этого пункта об освобождении от военной службы. Слово «Арендатор» включает множественное число и применяется в равной степени ко всем без исключения Арендаторам, проживающим в помещениях по настоящему договору аренды, которые являются военнослужащими Вооруженных Сил США и их иждивенцами. Выполнение этого положения любым из нескольких Арендаторов означает освобождение от ответственности для всех Арендаторов.

Для получения дополнительной информации о военном пункте см. Как расторгнуть договор аренды для военного перехода.

Права арендаторов и арендодателей

Что нужно знать арендаторам

Поскольку переезд по своей природе сопряжен со стрессом, понимание условий SCRA и потенциальной военной оговорки является упреждающим приемом, позволяющим уменьшить чрезмерное беспокойство по поводу досрочного выхода из договора аренды. Важное примечание: 

  • Поддержание честных и открытых отношений с вашим арендодателем в отношении ожидающих или потенциальных переездов PCS снимает многие проблемы, связанные с переездом.
  • ГКДР вводится в действие федеральным законом. Условия аренды, нарушающие этот закон, признаются недействительными в судебном порядке.
  • Любую путаницу в отношении SCRA, военной статьи и прав арендаторов можно разрешить, назначив встречу с ближайшим юридическим отделом вооруженных сил США.
  • Для обзора, поскольку арендаторы часто неправильно понимают свои финансовые обязательства, договор аренды прекращается только через 30 дней после первого дня платежа за следующий месяц. Например, если заказы поступили 10 октября, то полная оплата должна быть произведена 1 ноября. Юридически договор аренды заканчивается 30 ноября9.0032
  • Несмотря на то, что рекомендуется включать военный пункт, чтобы четко указать любые исключительные детали, которые могут привести к досрочному прекращению аренды, условия SCRA действуют независимо от включения военного пункта.
  • Если имя военнослужащего не указано в договоре об аренде (только подпись супруга), вероятно, военнослужащий в любом случае застрахован, но каждый штат определяет, распространяется ли действие SCRA на военнослужащего, если жилье предназначалось для их использования. Для выхода из договора аренды через ГКДР военнослужащий должен указать свое имя в договоре аренды.
    Если это невозможно, требуется специальная доверенность на жилье, чтобы супруг подал письменное уведомление без подписи или присутствия военнослужащего.
  • Независимо от того, что диктует договор аренды, в том числе о военном положении, SCRA запрещает арендатору выплачивать оставшуюся часть аренды или плату за расторжение, если договор аренды приходится расторгать.
  • Арендаторы могут отказаться от своих прав SCRA. Хотя не так много ситуаций, когда это выгодно военнослужащему, это законно при условии согласия арендодателя и арендатора, и это прописано в договоре аренды. Этот вариант иногда используется, когда рынок аренды ограничен, и арендатору необходимо быстро занять дом.  

Что нужно знать арендодателям о SCRA и военном положении

Удовлетворение запроса на военный пункт многим кажется бременем, особенно если арендодатель обеспокоен ненужной вакансией. Военная оговорка создана, чтобы предоставить как арендодателю, так и арендатору четкие объяснения того, как и почему ее следует применять.

Например, классический пример военной статьи относится к любому военному региону, который имеет несколько военных объектов в непосредственной близости, но интенсивное движение и интенсивное время в пути пугают. Хотя в приказах говорится об изменении установки, расстояние может быть недостаточным, чтобы гарантировать настоящую PCS, и SCRA не может быть активирован. Военная оговорка, позволяющая расторгнуть договор аренды из-за изменения установки, независимо от заказов PCS, является вариантом, если и арендодатель, и арендатор согласны.

Другая версия популярного военного положения касается листа ожидания на жилье на базе.

У арендаторов есть возможность включить военный пункт, который освобождает их от условий аренды, если дом на базе становится доступным. Арендодатели должны знать, что бывают обстоятельства, когда каждое отделение требует, чтобы определенные военнослужащие были обязаны жить на посту, когда жилье становится доступным.

В этом вопросе иногда вступают в силу законы штатов. Штат может вмешаться, что военнослужащему нужно только предоставить арендодателю документацию о жилье, в которой указано, что дом доступен для изъятия из аренды.

Также важно для арендодателей:

  • Хотя досрочное расторжение договора аренды неудобно, арендодатели по закону должны вернуть залог в полном объеме за вычетом ранее согласованной оценки ущерба, указанной в договоре аренды, как правило, «нормальный износ и рвать.
    »
  • Арендаторы не могут быть наказаны за использование SCRA в соответствующих ситуациях.
  • Арендаторы иногда могут позволить себе роскошь уведомить о переводе за пару месяцев. Если арендатор представляет письменное уведомление до истечения требуемых 30 дней, арендодатель не может выселить арендаторов досрочно.
  • Если арендатор внес предоплату за ежемесячную арендную плату, арендодатель обязан возместить арендную плату до даты расторжения.
  • SCRA не ограничивается только военнослужащим. Семья также застрахована, то есть супруг не несет ответственности за аренду, даже если его имя указано в документе.

3 Распространенные заблуждения относительно SCRA и военной статьи


Заблуждение №1: SCRA и военная статья — это одно и то же.

ГКДР — это федеральный закон, защищающий военнослужащих от неблагоприятных действий в результате досрочного прекращения договора аренды. Он должен соблюдаться. Военная оговорка — это взаимно согласованный пункт о включении в договор аренды, описывающий обстоятельство расторжения договора, например, желание жить на базе, когда дом становится доступным.

Заблуждение №2: В каждом штате действуют одни и те же законы о арендодателях/арендаторах, касающиеся военной статьи.

Законы отдельных штатов могут превалировать над военными положениями. Например, в этом пояснительном документе о военной статье, подготовленном Департаментом юридической помощи ВМФ в Сан-Диего, Калифорния , описаны законы штата, касающиеся исполнения военной статьи:

.

«В Калифорнии военные статьи, обеспечивающие защиту за пределами SCRA, НЕ являются установленными законом (т.е. автоматическими). Они должны быть согласованы между вами (арендодателем) и арендодателем (арендодателем), желательно в письменной форме. Арендодатель имеет право не соглашаться на военную оговорку».

Заблуждение № 3: Военная оговорка — это инструмент арендатора для автоматического аннулирования договора аренды.

ГКДР является единственным законом, который позволяет военнослужащим досрочно расторгать договор аренды жилья при соблюдении арендатором правильных условий: начало службы в армии во время аренды, получение приказа о развертывании не менее чем на 90 дней, или заказы PCS написаны. Арендатор также должен предоставить письменное уведомление и копию приказа.

Когда дело доходит до договоров аренды и военного положения, помните эти два заявления об отказе от ответственности:

  • В каждом штате действуют разные законы, влияющие на военную статью.
  • Каждый договор аренды с арендатором/арендодателем уникален.

Знание ваших конкретных прав как арендодателя или арендатора имеет решающее значение для достижения успешного срока аренды, независимо от того, завершена ли она полностью или сокращена из-за воинской обязанности.

Чтобы начать работу в правильном юридическом направлении, рассмотрите возможность использования услуг, предлагаемых партнером MilitaryByOwner U. S. Legal Forms. У компании есть 85 000 юридических документов и форм для конкретных штатов, охватывающих широкую базу категорий, включая пакет «арендодатель-арендатор».

Примечание. Эта статья не предназначена для юридических консультаций, а предназначена только для информационных целей. Ознакомьтесь с законами вашего штата и проконсультируйтесь с адвокатом, если у вас есть конкретные вопросы.  

Военная статья Определение

Что такое военная статья?

Военная оговорка — это положение, включенное в договор об аренде жилья, которое позволяет военнослужащим нарушать договор об аренде и получать залог, если они призваны на службу или должны переехать из-за связанной служебной деятельности. Он доступен только для действующих военнослужащих, членов Национальной гвардии и резервистов.

Это положение устраняет страх разлучения семей во время вынужденного переселения. Он также обеспечивает систему, в которой заказы не сказываются на военном персонале с финансовой точки зрения из-за потери депозитов.

Key Takeaways

  • Военная оговорка позволяет действующим военнослужащим, которые либо призваны на службу, либо должны переехать, расторгнуть договор аренды и вернуть свой залог.
  • Этот пункт обычно включается в договоры аренды территорий, прилегающих к военным базам, но не является обязательным.
  • Доступно только военнослужащим, находящимся на действительной военной службе, Национальной гвардии и резервистам.

Как действует военное положение

Военная оговорка — это льгота, доступная действующим военнослужащим США, резервистам и Национальной гвардии. Этот пункт является типичным элементом аренды в районах, прилегающих к военным базам, но не является обязательным. Включив это положение, арендодатели могут сократить свои вакантные места за счет размещения военных арендаторов, но они также могут столкнуться с финансовыми трудностями, если арендаторам придется расторгнуть договор аренды.

Военнослужащие могут ссылаться на военную оговорку, если они постоянно меняют место службы. Для этого действующему участнику необходимо будет представить копию своего официального распоряжения арендодателю, если он хочет расторгнуть письменный договор аренды, у которого еще есть время. Они также должны будут предоставить письменное и подписанное уведомление о своем намерении освободить имущество, содержащее всю текущую контактную информацию военнослужащего и его командира.

Письмо должно включать дату окончательного проживания и просьбу о возврате любых гарантийных депозитов. Как и в случае со всеми документами такого рода, лучше всего сделать и сохранить копии перед отправкой документов заказным письмом с запросом подписанной квитанции о доставке.

После вручения копии распоряжения арендодателю последним днем ​​аренды будет заключительный день месяца, следующего за месяцем, в котором арендодатель получил документы. Например, если арендатор уведомил арендодателя в январе, договор аренды закончится в последний день февраля. Оплата арендной платы продлится до последнего дня февраля.

Не все договоры об аренде включают военный пункт. Очень важно прочитать и понять весь документ об аренде. Кроме того, некоторые пункты будут включать ограничение в отношении расстояния, на которое должна быть изменена станция, прежде чем это положение вступит в силу.

Военная статья и SCRA

Военная статья аналогична частям Закона об оказании помощи военнослужащим на государственной службе (SCRA). Закон, принятый в 1940 году, представляет собой федеральный закон, который защищает военнослужащих от злоупотреблений или потери имущества во время службы. SCRA защищает от конфискации транспортных средств, потери имущества в хранилищах, обращения взыскания, незавершенных судебных дел, задолженностей по кредитным картам и многих других наказаний, которые могут возникнуть при переходе военнослужащих. SCRA эффективен как для постоянной смены станции, так и для развертывания более 90 дней.

Если военнослужащий не может расторгнуть договор аренды или если арендодатель не хочет соблюдать SCRA, то лучший способ действий — обратиться в ближайший военный офис программы юридической помощи. Информация о том, где расположены офисы, доступна на веб-сайте Министерства обороны.

Каждый штат по-разному поддерживает военную статью. В случае конфликта любой государственный закон заменит военную статью.

Военная статья Пример

В военном пункте обычно говорится что-то похожее на следующее, но оно может варьироваться в зависимости от контракта и штата:

В СЛУЧАЕ, В СЛУЧАЕ Арендатор является или впоследствии станет военнослужащим Вооруженных Сил Соединенных Штатов, находящимся на продолжительной действительной службе, и после этого Арендатор получает приказ о постоянном изменении дежурства на выезд из района, где расположены Помещения, или освобождается от активной при исполнении служебных обязанностей, уходит в отставку или увольняется из армии, или ему приказано разместиться в военном жилье, то в любом из этих случаев Арендатор может расторгнуть договор аренды, направив Арендодателю письменное уведомление за тридцать (30) дней. Арендатор также должен предоставить Арендодателю копию официальных распоряжений или письмо, подписанное командиром арендатора, отражающее изменение, которое требует расторжения в соответствии с настоящим пунктом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *