ФЗ об исполнительном производстве. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Принят
Государственной Думой
14 сентября 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
19 сентября 2007 года
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона |
Статья 2. Задачи исполнительного производства |
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве |
Статья 4. Принципы исполнительного производства |
Статья 5. Органы принудительного исполнения |
Статья 6. |
Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве |
Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц |
Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями |
Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг |
Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица |
Статья 10.![]() |
Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей |
Глава 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Статья 12. Виды исполнительных документов |
Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам |
Статья 14. Постановление судебного пристава и Федеральной службы судебных приставов |
Глава 3. СРОКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ |
Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве |
Статья 16. |
Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве |
Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве |
Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве |
Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве |
Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению |
Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению |
Статья 23. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению |
Глава 4. |
Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве |
Статья 25. Содержание повестки, иного извещения |
Статья 26. Доставка повестки, иного извещения |
Статья 27. Вручение повестки, иного извещения |
Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства |
Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением |
Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
Статья 30. Возбуждение исполнительного производства |
Статья 31. |
Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения |
Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения |
Статья 34. Сводное исполнительное производство |
Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения |
Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения |
Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий |
Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения |
Статья 38. |
Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом |
Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем |
Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении |
Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства |
Статья 43. Прекращение исполнительного производства |
Статья 44. Последствия прекращения исполнительного производства |
Статья 45. Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства |
Статья 46. |
Статья 47. Окончание исполнительного производства |
Глава 6. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ |
Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве |
Статья 49. Стороны исполнительного производства |
Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства |
Статья 50.1. Информационное взаимодействие сторон исполнительного производства |
Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних |
Статья 52. |
Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства |
Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства |
Статья 55. Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве |
Статья 56. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства |
Статья 57. Полномочия представителей сторон исполнительного производства |
Статья 58. Участие в исполнительном производстве переводчика |
Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых |
Статья 60. |
Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста |
Статья 62. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел |
Статья 63. Отводы в исполнительном производстве |
Глава 7. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ |
Статья 64. Исполнительные действия |
Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве |
Статья 65. Исполнительный розыск |
Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав |
Статья 67. |
Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом |
Статья 68. Меры принудительного исполнения |
Глава 8. ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА |
Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника |
Статья 69.1. Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности (банкротстве) |
Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства |
Статья 71. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях и драгоценные металлы, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях |
Статья 72. |
Статья 72.1. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на залоговом банковском счете и на номинальном банковском счете |
Статья 72.2. Особенности исполнения решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений |
Статья 73. Особенности обращения взыскания на денежные средства и иное имущество профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов |
Статья 73.1. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника |
Статья 73. |
Статья 73.3. Особенности обращения взыскания на имущество, переданное на депонирование эскроу-агенту, в том числе на денежные средства, находящиеся на счете эскроу |
Статья 73.4. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на публичном депозитном счете |
Статья 74. Особенности обращения взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников) |
Статья 75. Обращение взыскания на имущественные права |
Статья 76. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность |
Статья 77. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц |
Статья 78. |
Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание |
Статья 80. Наложение ареста на имущество должника |
Статья 81. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации |
Статья 82. Наложение ареста на ценные бумаги |
Статья 83. Наложение ареста на дебиторскую задолженность |
Статья 83.1. Особенности наложения ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах |
Статья 84. Изъятие имущества должника |
Статья 85. |
Статья 86. Передача под охрану или на хранение арестованного имущества должника |
Статья 87. Реализация имущества должника |
Статья 87.1. Самостоятельная реализация имущества должником |
Статья 87.2. Оставление взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно |
Статья 88. Передача взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе |
Статья 88.1. Порядок зачета встречных однородных требований |
Глава 9. РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА НА ТОРГАХ |
Статья 89. |
Статья 90. Сроки и порядок проведения торгов |
Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися |
Статья 92. Последствия объявления торгов несостоявшимися |
Статья 93. Признание торгов недействительными |
Глава 10. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА-ОРГАНИЗАЦИИ |
Статья 94. Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации |
Статья 95. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации |
Статья 96. |
Статья 97. Порядок обращения взыскания при реорганизации должника-организации |
Глава 11. ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ И ИНЫЕ ДОХОДЫ ДОЛЖНИКА-ГРАЖДАНИНА |
Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина |
Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления |
Статья 100. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание |
Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание |
Статья 102. |
Глава 12. ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА, НАЗНАЧЕННОГО В КАЧЕСТВЕ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА О КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ОБ УПЛАТЕ СУДЕБНОГО ШТРАФА, НАЗНАЧЕННОГО В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА |
Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления |
Статья 103.1. Исполнение судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера |
Статья 104. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества |
Глава 12.1. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ИМУЩЕСТВА |
Статья 104. |
Статья 104.2. Возбуждение исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества |
Статья 104.3. Особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения |
Статья 104.4. Особенности наложения ареста на имущество должника — иностранного государства |
Статья 104.5. Приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества |
Глава 13. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ |
Статья 105. |
Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения |
Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций |
Статья 108. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя |
Статья 109. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника |
Статья 109. |
Статья 109.2. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ |
Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком |
Статья 109.4. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица |
Глава 14. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗЫСКАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОЧЕРЕДНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ВЗЫСКАТЕЛЕЙ |
Статья 110. |
Статья 111. Очередность удовлетворения требований взыскателей |
Глава 15. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ |
Статья 112. Исполнительский сбор |
Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве |
Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа |
Статья 115. Утратила силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ. |
Глава 16. |
Статья 116. Расходы по совершению исполнительных действий |
Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий |
Глава 17. ЗАЩИТА ПРАВ ВЗЫСКАТЕЛЯ, ДОЛЖНИКА И ДРУГИХ ЛИЦ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ |
Статья 118. Защита прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа |
Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий |
Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе |
Статья 121. |
Глава 18. СРОКИ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ (ОСПАРИВАНИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, А ТАКЖЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ИХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) |
Статья 122. Сроки подачи жалобы |
Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности |
Статья 124. Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности |
Статья 125. Основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности |
Статья 126. |
Статья 127. Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности |
Статья 128. Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) |
Глава 19. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
Статья 129. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона |
Статья 130. Вступление в силу настоящего Федерального закона |
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Обзор изменений исполнительного законодательства
Время чтения: 19 минут
С 20 июня 2022 года вступили в силу изменения исполнительного законодательства, предусмотренные Федеральным законом № 417 от 21. 12.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1]. Изменения внесены как в Федеральный закон № 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее – «Закон об исполнительном производстве»), так и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Широкомасштабные изменения коснулись автоматизации процессов по вынесению решений Федеральной службой судебных приставов. В настоящее время Федеральная служба судебных приставов вправе без участия ее должностных лиц автоматически выносить ряд постановлений. Такие автоматические постановления могут быть обжалованы в судебном или административном порядке. Об исполнении постановлений юридические лица обязаны уведомлять Федеральную службу судебных приставов.
Второй блок изменений коснулся вопросов вынесения постановлений судебными приставами в форме электронного документа, возможности межведомственного обмена информацией и оформления доверенности в электронном виде, а также обязательных реквизитов, указываемых в документах по оплате задолженности в рамках исполнительного производства.
1. Автоматические постановления ФССП
1.1 Основания и порядок вынесения автоматических постановлений
Федеральная служба судебных приставов вправе выносить автоматические постановления без участия ее должностных лиц (ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
Такие постановления могут выноситься в следующих случаях:
Обращаем внимание, что при вынесении постановлений учитываются данные о неуплате в срок денежных взысканий (штрафов), имеющиеся в системе о государственных и муниципальных платежах (далее – «ГИС ГМП»)[2]. Так, если в системе имеются данные, что должник не уплатил штрафы за нарушение федерального законодательства, исполнительное производство возбуждается автоматически. Аналогично, в случае наличия информации о погашении штрафа, исполнительное производство будет автоматически окончено или прекращено.
Указанные решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – «УКЭП») Федеральной службы судебных приставов[3].
После вынесения постановлений они направляются участнику исполнительного производства в единый личный кабинет на портале Госуслуги либо с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – «СМЭВ»), либо иными способами, установленными законом и обеспечивающие фиксацию фактов получения, неполучения либо отказа в получении постановления.
СМЭВ используется для обмена информацией в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов, размещенных в государственных и иных информационных системах и т.д.[4]
Участниками СМЭВ могут быть органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, МФЦ, иные органы и организации.
1.2 Основания и порядок обжалования автоматических постановлений
Новыми изменениями был предусмотрен и порядок обжалования автоматических постановлений.
Статьями 14, 121, 123 Закона об исполнительном производстве, абзацем 2 части 6 статьи 38 АПК РФ, статьей 22 КАС РФ предусматривается возможность обжалования автоматических постановлений в следующем порядке:
Важно отметить, что обязательный досудебный порядок не предусмотрен, т.е. все способы обжалования автоматического постановления альтернативны. Также изменения не коснулись оснований и сроков обжалования постановлений, установленных Законом об исполнительном производстве и процессуальным законодательством.
1.3 Особенности исполнения автоматических постановлений
Введена обязанность юридических лиц уведомлять подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, об исполнении постановлений, вынесенных в форме электронного документа.
Уведомление должно быть подписано УКЭП и направлено через портал Госуслуги либо через СМЭВ, либо иными способами, установленными законом и обеспечивающие фиксацию фактов получения, неполучения либо отказа в получении постановления (ч. 7 ст. 14 Закона об исполнительном производстве) в срок, указанный в постановлении.
Иные требования к уведомлению установлены Приказом ФССП России от 31.05.2022 № 349 «Об установлении требований к формату уведомления об исполнении постановлений судебного пристава-исполнителя или другого должностного лица службы судебных приставов, постановлений Федеральной службы судебных приставов, изготовленных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2022 № 68782).
В случае невозможности направления уведомления указанными электронными способами, оно должно быть направлено на бумажном носителе в срок, указанный в постановлении.
2. Иные изменения Закона об исполнительном производстве
2.1 Постановления судебного пристава в форме электронного документа
Аналогичные изменения коснулись и постановлений должностных лиц Федеральной службы судебных приставов. С 20 июня 2022 года судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе выносить постановления в форме электронного документа. Требования к постановлениям и порядку их исполнения идентичны ранее рассмотренным изменениям, касающихся автоматических постановлений Федеральной службы судебных приставов.
2.2 Установлена обязанность органов власти, операторов связи по представлению информации в отношении должника и взыскателя
В настоящее время Федеральная служба судебных приставов вправе запрашивать следующую информацию:
- у органов власти о СНИЛС, ИНН, серии и номере паспорта должника и взыскателя на основании исполнительного документа в автоматическом режиме с использованием государственных информационных систем;
- у операторов связи номера телефонов должников и взыскателей для целей их уведомления (ч.
1.2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Запрошенные сведения должны предоставляться органами и организациями в течение одних суток с момента получения запроса.
2.3 Обязанность указывать УИН при оплате штрафов в ГИС ГМП
В случае оплаты задолженности по исполнительному производству соответствующая информация направляется ГИС ГМП с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству (далее – «УИН»).
В связи с этим в случае отсутствия указания в документе, на основании которого производится уплата задолженности, УИН по исполнительному производству, банк (иная кредитная организация, организация федеральной почтовый связи, иные органы и организации) не вправе переводить денежные средства в счет погашения задолженности (ч. 5 ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве).
Порядок указания УИН, устанавливаемый Минфином, в настоящий момент отсутствует.
2.4 Доверенность на участие в исполнительном производстве от организации может быть оформлена в электронном виде
Для участия представителя организации в исполнительном производстве стало возможным оформить доверенность через ЕСИА[5].
Для целей оформления полномочий указанным способом, подтверждающие их документы должны быть подписаны УКЭП руководителя организации или иного уполномоченного лица. В дальнейшем, оформленные подобным образом полномочия проверяются судебным приставом-исполнителем посредством ЕСИА с использованием СМЭВ.
Авторы обзора
Илья Ищук, партнер
Анна Лапыцкая, младший юрист
Скачать обзор в PDF.
[1] За исключением пункта 22 статьи 4 и пункта 3 статьи 5 Федерального закона, которые вступают в силу 17.12.2022.
[2]
Функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) осуществляет Федеральное казначейство. ГИС ГМП представляет собой систему, в которой содержатся данные об уплате ФЛ и ЮЛ платежей за оказание государственных и муниципальных услуг.
[3] Требования к формату постановлений должностных лиц ФССП и ФССП, выносимых в форме электронного документа, устанавливаются Приказом ФССП России от 31.05.2022 № 350 «Об установлении требований к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2022 № 68781).
[4] Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»).
[5]
Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Приведение в исполнение иностранных судебных решений в Турции — Серия № 2 — Юридическая фирма Kesikli
Приведение в исполнение российских судебных решений
Как мы объясняли в нашем предыдущем обзоре об исполнении иностранных судебных решений в Турции (доступ к которому вы можете получить, нажав здесь), для того, чтобы иностранное судебное решение могло быть приведено в исполнение в Турции, соответствующее решение должно быть получено от турецкого суда. Судя по всему, те же самые правила и процедуры, то есть изложенные в Законе о международном частном праве и процедуре под номером 5718 ( «Акт» ), обращаться за судебными решениями, вынесенными российскими судами. Кратко эти условия таковы:
а) Решение должно быть окончательным
б) Решенный вопрос не относится к исключительной юрисдикции турецких судов
в) Иностранный суд имел юрисдикцию над вопросом
d) Решение явно не противоречит общественному порядку Турции
e) Направлено надлежащее уведомление и право контрагента быть заслушанным не нарушено.
Тем не менее, в этом обзоре мы стремимся рассмотреть особенности, основанные на нашем реальном опыте, которые могут иметь отношение к исполнительным производствам, возбужденным в Турции при исполнении решения российского суда. Поэтому в данной статье не рассматриваются вопросы, которые потенциально не вызывают каких-либо конкретных вопросов с точки зрения исполнения решений российских судов.
Возможная терминологическая путаница
Самый первый вопрос, который может возникнуть, это возможная терминологическая путаница, связанная с характером Российского Арбитражного Суда. Хотя эти суды являются арбитражными судами в правовой системе Российской Федерации, нередко название суда переводится с русского на турецкий как «третейский суд». Соответственно, это может сбить с толку турецких судей, когда они увидят слово «арбитраж» в деле, возбужденном для исполнения решения иностранного суда. Поэтому необходимо обеспечить, чтобы в турецких переводах судебного решения и других соответствующих документов использовалось выражение «хозяйственный суд» при упоминании арбитражного суда, которое лучше всего передает реальное значение в соответствии с нашей интерпретацией и нашим опытом. Поскольку приведение в исполнение арбитражных решений и решений иностранных судов регулируется различными процедурами, возможная ошибка перевода будет иметь пагубные последствия для приведения в исполнение решения иностранного суда.
Окончательность судебного решения
Чтобы получить решение об исполнении иностранного судебного решения, судебное решение, в отношении которого испрашивается исполнение, должно быть окончательным. Если у сторон все еще есть возможность подать апелляцию на иностранное судебное решение, такое решение не может быть исполнено до тех пор, пока решение не будет окончательно принято.
Вопрос об окончательности решения иностранного суда определяется в соответствии с законодательством соответствующей страны, в которой решение вынесено. Кроме того, Закон также требует, чтобы к решению соответствующего суда прилагалось письменное заявление, подтверждающее, что оно является окончательным. Для решений российских судов это будет штамп, проставленный в верхнем левом углу первой страницы. Опять же, необходимо соблюдать осторожность при переводе этого штампа, чтобы он ясно отражал, что судебное решение является окончательным.
Взаимность
Взаимность также является вопросом, требующим разъяснения с точки зрения исполнения решений российских судов. Между Россией и Турцией нет двустороннего соглашения об исполнении иностранных судебных решений. Поэтому вопрос заключается в том, существует ли юридическая или де-факто взаимность между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. В соответствии с пунктом 1 статьи 244 Закона Российской Федерации об арбитражном судопроизводстве арбитражный суд вправе отказать в исполнительном производстве в следующих случаях;
а) Если судебное решение не было окончательно оформлено,
б) Если дата или место слушания не были должным образом и законным образом уведомлены стороне, в отношении которой было принято решение, или такая сторона была лишена возможности представить своего дела,
в) если рассматриваемое дело подпадает под исключительную юрисдикцию судов Российской Федерации,
г) при наличии дела между теми же сторонами и по тому же предмету в российском суде, предшествующем рассмотрению принудительное исполнение которого требуется,
д) Если срок исковой давности для соответствующего решения истек и возражение, касающееся такого срока исковой давности, не отклонено арбитражным судом, или
е) Если исполнение решения противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Таким образом, как видно, российское законодательство не вводит более строгих правил, чем Турецкая Республика, в отношении исполнения иностранных судебных решений. Соответственно, следует сделать вывод о наличии правовой взаимности между Российской Федерацией в отношении исполнения судебных решений, вынесенных по хозяйственным делам. Мы хотели бы отметить, что в случае, который мы недавно рассматривали, Министерство юстиции («Министерство») Ответ в суд по вопросу о взаимности основывался на письме, полученном из посольства в Москве в 2009 году, в котором говорилось, что между Российской Федерацией и Турецкой Республикой нет взаимности. Основанием для такого вывода послужила статья 409 ГПК РФ, хотя вопрос о приведении в исполнение иностранных судебных решений регулируется статьей 244 АПК РФ и последующими положениями. Кроме того, также очевидно, что в Турции вынесены судебные решения, приводящие в исполнение российские решения, вынесенные после 2009 года.. Суд, рассматривавший наше недавнее дело, приняв это во внимание, постановил, что между Турецкой Республикой и Российской Федерацией существует юридическая взаимность.
Служба процесса и права быть заслушанным
По российскому законодательству суд не направляет все без исключения судебные документы по делу. В соответствии с Законом Российской Федерации об арбитражном судопроизводстве ст. 121, суд проведет только первое вручение документов, информирующих другую сторону о возбуждении дела. После этого стороны несут ответственность за использование документов/уведомлений с использованием соответствующих методов. Если сторона не выполняет эту обязанность, она несет пагубные последствия, которые могут возникнуть в связи с этим. Поскольку это процессуальная норма российского права, достаточно соблюдения российского процессуального права, а разница между процедурами стран не создает барьера правоприменения в Турции. Однако при исполнительном производстве в турецких судах следует давать подробные разъяснения, поскольку такой метод вручения процессуальных документов не соответствует турецкому законодательству.
Заключение
Помимо тех вопросов, которые могут варьироваться от одного дела к другому (например, нарушение права быть заслушанным, предмет спора, противоречащий публичному порядку Турции), решения российских судов, вынесенные по коммерческим спорам, в целом являются принцип, применяемый в Турции. В то время как исполнение иностранного судебного решения в Турции регулируется простой процедурой в соответствии с турецким законодательством, возбуждение и проведение исполнительного производства требуют особого внимания и всестороннего анализа стороны, добивающейся исполнения процессуального законодательства страны, где выносится иностранное судебное решение.
Для получения дополнительной информации об исполнении иностранных судебных решений в Турции вы можете обратиться к другим нашим статьям ниже:
Исполнение иностранных судебных решений в Турции — Серия № 1
Исполнение иностранных судебных решений в Турции — Серия № 3 Условия взаимности
Юридическая фирма @Kesikli
Санкции Министерства финансов Российская сеть закупок военной техники в координации с правоохранительными органами
Санкции Министерства финансов Российская сеть закупок военной техники в координации с правоохранительными органами
ВАШИНГТОН – Сегодня в сотрудничестве с Министерством юстиции США и Федеральным бюро расследований (ФБР) Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) внесло в список российских сеть, которая закупала военные и секретные технологии двойного назначения у американских производителей и поставляла их российским конечным пользователям.
Те, кто назначен сегодня, являются гражданином России и агентом по закупкам Юрий Юрьевич Орехов (Орехов) и две его компании, Nord-Deutsche Industrieanlagenbau GmbH (NDA GmbH) и ООО «Опус Энерджи Трейдинг» (Opus Energy Trading) . Сегодняшние назначения подчеркивают продолжающиеся усилия правительства США по препятствованию способности России вести агрессивную войну в Украине, в том числе путем привлечения к ответственности тех, кто поддерживает российские вооруженные силы, нарушая ее незаконные сети обороны и закупок технологий по всему миру.
Сегодняшняя акция основана на состоявшейся на прошлой неделе встрече высокопоставленных должностных лиц, представляющих министерства финансов и другие правительственные учреждения из 33 стран, чтобы обсудить влияние международных санкций и экспортного контроля на военно-промышленный комплекс России и критические цепочки поставок оборонной промышленности. В пятницу министерства финансов, торговли и штата выпустили предупреждение с подробным описанием воздействия международных санкций и экспортного контроля. Прочитайте совместное предупреждение.
«Благодаря беспрецедентным санкциям и экспортному контролю, введенным нашей широкой коалицией партнеров и союзников, России все труднее получить критически важные ресурсы и технологии, необходимые для ее жестокой войны против Украины», — сказал заместитель министра финансов Уолли Адейемо. «Мы знаем, что эти усилия оказывают прямое влияние на поле боя, поскольку отчаяние России заставило ее обратиться к некачественным поставщикам и устаревшему оборудованию. Вот почему мы будем и впредь использовать любую возможность, чтобы пресекать уклонение от этих санкций и экспортного контроля по всему миру».
Технологии американского происхождения, закупленные Ореховым и его компанией NDA GmbH, включали передовые полупроводники и микропроцессоры, используемые в истребителях, баллистических и гиперзвуковых ракетных комплексах, интеллектуальных боеприпасах, радарах, спутниках и других военных приложениях. Орехов и NDA GmbH в конечном итоге отправили эти товары российским конечным пользователям, в том числе организациям, включенным в список организаций Министерства торговли США и Бюро промышленности и безопасности, в нарушение экспортного контроля США. Американские компоненты, закупленные Ореховым, были обнаружены на российских оружейных платформах в Украине.
Орехов и NDA GmbH были включены в перечень в соответствии с E.O. 14024 за деятельность или деятельность в технологическом секторе экономики Российской Федерации.
Opus Energy Trading была обозначена в соответствии с E.O. 14024 за то, что оно принадлежало или контролировалось, или действовало или намеревалось действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Орехова.
Дополнительную информацию о одновременных действиях, предпринятых Министерством юстиции и ФБР, можно найти здесь.0004
В результате сегодняшнего назначения все имущество и интересы в собственности этих лиц, находящиеся в Соединенных Штатах или находящиеся во владении или под контролем лиц из США, заблокированы, и о них необходимо сообщить в OFAC.