О законе защите прав потребителей – » » () 07.02.1992 N 2300-1 ( ) /

Закон о защите прав потребителей

Глава I. Общие положения Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.

(абзац введен Федерального законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 2. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы).

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства — в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона.

studfiles.net

Защита прав потребителей — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Защита прав потребителей (также консьюмеризм[1][2]) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

История развития института защиты прав потребителей[править | править код]

Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно.

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.
  5. Право на возмещение ущерба.
  6. Право на потребительское образование.
     

ru.wikipedia.org

Основные права потребителей — Закон о защите прав потребителей

Положения Закона о защите прав потребителей ориентированы на обеспечение граждан качественными продуктами. Также в представленном законодательном акте отмечается гарантия сохранности жизни и здоровья человека, а также охрана интересов. Чтобы избежать нарушения ваших привилегий рекомендуем ознакомиться с основными положениями закона.

Основные права потребителей по закону

Основные привилегии граждан в торговых отношениях с продавцом регулируются Законом о защите прав потребителей. В соответствующем акте отмечаются ключевые положения, касающиеся всех аспектов данных отношений. Что касается основной информации, которая должна быть предоставлена любому покупателю, то она должна содержать в себе необходимые сведения о товаре.

Каждый клиент должен знать:

  • Изготовителя продукции;
  • Норму качества;
  • Особенности изделия. Что касается продуктов кормления: состав, питательность, содержимое вредоносных для организма веществ, ограничения при поставленных болезнях. Товары, портящиеся в течение периода: длительность годности, датировку производства.

Продавец и производитель должны обеспечить полную информацию. Обеспечение неопределенными или полноценными сведениями влечет за собой реальную ответственность за причиненный ущерб здоровью потребителя.

Покупатель по закону имеет возможность принимать участие в определение пригодности качества товара. Устранение выявленных недостатков происходит в двадцатидневный срок с момента предъявления требований. По товарам долговременного использования необходимо немедленно предоставить аналогичный продукт с доставкой за счет производителя. Исключением является отсутствие в наличии предмета. В подобной ситуации замена производится в течение месяца.

Защита прав потребителей при оказании услуг

Вступая во взаимоотношения с производителем услуг, потребитель должен иметь понятие о том, что он может защитить свои права. Это касается тех случаев, когда клиенту был оказан некачественный сервис.
Основные положения законодательства устанавливают правила в отношении оформления услуг:

  • На базе контракта, составленного в письменном виде;
  • На базе общественной оферты, без заключения соглашения, с предоставлением обстоятельств на доступном источнике.

На основании ст.28 Закона о защите прав потребителей, если поставщик не выполнил оговоренные в документе пункты клиент располагает возможностью:

  • Предопределить исполнителю другой отрезок времени;
  • Перепоручить проведение работ третьим лицам и предъявить запросы к исполнителю на компенсацию затрат;
  • Потребовать снижение стоимости за предоставляемый сервис;
  • Аннулировать соглашение.

Пользователь должен в письменном виде предоставить основные требования поставщику услуг.

Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя

  • Ключевые привилегии и обязанности покупателя и продавца включают в себя ряд условий при передаче продукта.
    К основным обязательствам продавца на основании законодательных положений относят:
  • Предоставление продукта в полном комплекте. Речь идет о необходимой документации, периоде использования, надлежащего качества, согласно ассортименту;
  • При реализации сделки по продаже товаров продавец обязан сообщить клиенту полную и достоверную информацию в продукции;
  • Также важным условием является ознакомление покупателя с возможностью и способами возвращения денежных средств в случае необходимости.

Прямые обязанности покупателя:

  • Получить приобретенное изделие;
  • Возместить стоимость принятого продукта;
  • В случае ненадлежащего свойства продукта, известить об этом продавца.

Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг

  • Каждый гражданин располагает возможностью пользоваться качественными медицинскими услугами. Данное положение отмечается в основных статьях Закона о защите прав потребителей.
    Основополагающие положения соответствующего акта касаются следующего:
  • Получения высококачественного врачебного обслуживания;
  • Надежности медицинских услуг;
  • Возможность получать сведения о медицинской организации и квалификации персонала;
  • Оказание необходимой помощи в срок.

Непредставление данной информации является нарушением основных положений закона. Поэтому пациент может требовать:

  • Оказание качественного сервиса;
  • Уменьшение стоимости оказания медицинских услуг, если они оказываются на платной основе;
  • Незамедлительное бесплатное устранение несовершенств;
  • Возмещение стоимости на устранение недостатков.

Защита прав потребителей при оказании коммунальных услуг

Если вы столкнулись с необходимостью защитить свои права, которые были нарушены представителями ЖКХ, стоит знать, что основные положения законодательства контролируют сохранность ваших привилегий. При оказании некачественных коммунальных услуг или бездействие работников соответствующей организации клиент обладает возможностью:

  • Направить претензию от имени одного лица или группы лиц в надлежащие инстанции;
  • Требовать возмещения причиненного ущерба;
  • Рассчитывать на проведение повторных ремонтных работ.

Причиной для использования мер станут служить:

  • Соответствующие призывы организаций государственной власти, районного самоуправления, СМИ;
  • Акты по наблюдению, проводимые во введенном режиме официальными представителями территориальных организаций Роспотребнадзора.

Жалоба о нарушении прав потребителей

На основании Закона о защите прав потребителей вы располагаете возможностью известить надлежащие органы о нарушении ваших привилегий. Если у вас возникла необходимость сообщить о данном факте следует сделать это посредством оформления жалобы. Основная цель данного документа позволить вам добиться справедливости и защитить свои права.
При составлении жалобы требуется иметь в виду:

  • Основным условием является указание контактов для обратной связи;
  • Если в жалобе присутствует ненормативная лексика или угрозы в адрес должностных лиц, то рассмотрение данного обращения не будет;
  • Если текст нечитабельный, то документ не подлежит дальнейшей обработке;
  • Если в ответе по обращению госслужащий вынужден нарушить закон о коммерческой тайне, то заявителю предоставляется разъяснение о невозможности ответа на его запрос.

Скачать образец жалобы о нарушении прав потребителей

Нередко происходят ситуации, когда граждане нуждаются в защите своих привилегий. По большей части такие моменты происходят в сфере оказания какого-либо сервиса. Если у вас возникли подобные проблемы важным является ознакомление с основными положениями Закона о защите прав потребителей.

Скачать последнюю редакцию Закона о защите прав потребителей 

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): Загрузка…

the-right.org

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *