О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс российской федерации: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 N 162-ФЗ (последняя редакция)

Содержание

Официальный отзыв Правительства на законопроект «О внесении изменений в федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”»»

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”»» внесён депутатами Госдумы И.В.Лебедевым, Я.Е.Ниловым и другими.

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), а также внести корреспондирующее с этим изменение в Федеральный закон «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»».

Закреплённое в указанной статье Федерального закона требование о необходимости внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК) только при наличии официальных отзывов Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации является дополнительной гарантией высокого уровня законодательного процесса и юридического качества принимаемых нормативных правовых актов.

Анализ законодательных предложений по совершенствованию уголовного законодательства, вносимых субъектами права законодательной инициативы, представляет собой одну из форм участия Правительства Российской Федерации в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, как это предусмотрено статьёй 19 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10 июля 2003 года №270-О, уголовный закон в силу своей правовой природы является крайним средством, с помощью которого государство осуществляет реагирование на факты правонарушающего поведения зачастую путём существенного ограничения прав и свобод человека и гражданина, что требует особо взвешенного подхода в вопросах уголовного нормотворчества.

Необходимо также отметить, что проводимый Верховным Судом Российской Федерации мониторинг правоприменения посредством изучения и обобщения судебной практики позволяет объективно оценивать необходимость криминализации или декриминализации деяний с позиции судебной практики.

По мнению Правительства Российской Федерации, законопроект требует дополнительного обоснования.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/24273/

Уголовный Кодекс РФ 2022 с Комментариями. Последняя действующая редакция УК РФ с изменениями

Уголовный кодекс Российской федерации – документ уникальный. Он является единственным законом, представляющим всё уголовное право. Этот кодекс дополняется и развивается только в комментариях и решениях Верховного Суда РФ.

История создания

Несмотря на то, что УК РФ вступил в законную силу с января 1997 года, работа над ним была начата в 1992 году, то есть сразу после распада Советского Союза. В течение пяти лет новая страна под названием Российская федерация вершила уголовное правосудие по советским законам.

В 1993-1994 года был разработан альтернативный проект, который получил название депутатского. Первоначальный же проект стал называться президентским. Расхождения между ними касались, прежде всего, общей части кодекса.

Процесс формирования нового закона длился три года. За это время было высказано более тысячи замечаний. Проект был отклонён Советом Федерации, на него накладывалось вето президента. В конечном итоге получился документ, имеющий существенные отличия от советского кодекса шестидесятых годов.

Новый УК РФ начинал действовать постепенно. Эта последовательность определялась федеральным законом, изданным специально для обеспечения введения кодекса в действие. Как следовало из этого закона, УК вступал в законную силу:

В настоящий момент весь Уголовный кодекс девяносто шестого года вступил в законную силу, так что дальнейшие нововведения возможны только в рамках внесения поправок.

Функции и специфика УК РФ

Главной функцией данного документа является минимизация количества и тяжести совершения преступлений с помощью наказаний за совершённые правонарушения. Термин «преступление» используется только в уголовном праве. Он обозначает совершение особо опасных для общества и каждого человека правонарушений.

По сравнению с предыдущим кодексом вариант 1997 года имеет отличия, проявляющиеся в:

Специфика уголовного права заключается не только в том, что оно представлено одним кодексом. Региональные органы законодательной власти не могут принимать юридические документы, регламентирующие взаимоотношения людей в области уголовного права. Это прерогатива только федеральных органов законодательной власти.

Кроме того, статья 1 УК РФ запрещает существование законов федерального уровня, в которых содержатся нормы наказания за преступления. Нововведения такого рода включаются в уголовный кодекс в качестве дополнений или изменений.

Что нужно знать не специалисту

Люди, не занимающиеся юриспруденцией, рассматривают Уголовный кодекс России как сборник статей, где прописано наказание за то или иное деяние. Это полезная, а главное, практичная информация. Однако не стоит игнорировать и общую часть кодекса. Из неё человек может узнать о:

Общая часть действительно носит характер преамбулы к части особенной, поскольку она содержит разъяснения по поводу трактовки тех или иных явлений, процессов и мер. Однако она выполняет функции и вполне самостоятельной структуры. Особенно это хорошо проявляется в главе 2, которая описывает действия кодекса в пространстве и во времени, а также в главах 4 и 8, посвящённых основаниям освобождения от уголовной ответственности.

Таким образом, Уголовный кодекс РФ является законом, сконцентрировавшим все нормативы, касающиеся преступлений. При этом он ориентирован только на физических лиц, потому что юридические лица не способны совершать преступления, это делают только люди.

Дума приняла поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие наказание за фейковые новости о военных действиях, дискредитацию ВС РФ, призывы к санкциям

4 мар 2022 10:41

Дума приняла поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие наказание за фейковые новости о военных действиях, дискредитацию ВС РФ, призывы к санкциям

МОСКВА. 4 марта. Интерфакс. Госдума одобрила законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих наказание за распространение ложной информации о действиях российских войск, дискредитацию Вооруженных сил РФ и призывы к антироссийским санкциям.

Голосование было единогласным: за проголосовал 401 человек, никто не проголосовал против и не воздержался.

«Законопроект будет немедленно направлен в Совет Федерации», — сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

После голосования в Совете Федерации законопроект будет положен на стол президента, «и вполне вероятно, что его нормы прямого действия вступят в силу уже завтра», — сказал он.

Законопроект принят одновременно во втором и третьем чтении.

Законопроект дополняет УК РФ статьей 207.3 о публичном распространении заведомо ложных сведений о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации, направленных на защиту интересов России и ее населения. Максимальное наказание — от десяти до 15 лет лишения свободы (в случае наступления тяжких последствий). Суды также могут наложить штраф до 1,5 млн рублей, либо назначить до одного года общественных работ, либо до трех лет исправительных работ.

Кроме того, в УК появится статья 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию операций Вооруженных Сил Российской Федерации, направленных на защиту интересов России и ее граждан и поддержание мира и безопасности во всем мире». Наказание будет варьироваться от штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей до пяти лет лишения свободы. Максимальное наказание будет применяться к тем, чьи публичные действия против российских войск наносят вред жизни и здоровью людей, наносят ущерб имуществу, вызывают массовые беспорядки и нарушают работу гражданской инфраструктуры, в том числе систем связи и транспорта.

Также будет статья 284.2 «Призывы к применению ограничительных мер в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или юридических лиц Российской Федерации». Призывы к иностранным государствам или международным организациям ввести санкции в отношении граждан России будут наказываться штрафом в размере до 500 000 рублей, до трех лет исправительных работ, до шести месяцев ареста или до трех лет лишения свободы и штрафа. до 200 000 руб.

Уголовные наказания, предусмотренные статьями 280.3 и 284.2 УК, будут применяться только после привлечения лица к административной ответственности по тем же признакам, говорится в поправках.

Последовали соответствующие поправки в КоАП РФ, вводящие административную ответственность для первых нарушителей за дискредитацию действий Вооруженных Сил РФ и призывы к санкциям.

Публичные действия, направленные на дискредитацию операций Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающих интересы России, влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц от 100 000 до 200 000 рублей, на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 рублей . Если такие действия сопровождаются призывами к несанкционированным демонстрациям и создают угрозу массовых нарушений общественного порядка, штраф составляет от 50 000 до 100 000 рублей на физических лиц, от 200 000 до 300 000 рублей на должностных лиц и от 500 000 до 1 000 000 рублей на должностных лиц. юридические лица.

Призывы к санкциям будут наказываться штрафом в размере от 30 000 до 50 000 рублей для физических лиц, от 100 000 до 200 000 рублей для должностных лиц и от 300 000 до 500 000 рублей для юридических лиц.

Поправки Одобрение Код Защита Судебная власть (система правосудия) Законы Россия

Принят Федеральный закон об уточнении уголовной ответственности за налоговые и валютные преступления

Главная •   Аналитика и брошюры  •   Оповещения  •   Принят Федеральный закон об уточнении уголовной ответственности за налоговые и валютные преступления

«Пепеляев Групп» сообщает, что Президент России подписал Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части ответственности за налоговые и валютные преступления.

1. Поправки о налоговых преступлениях

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» («Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ) ») внес изменения в примечания к статьям 198[1], 199[2], 199.1[3], 199.3[4] и 199.4[5] УК РФ («УК РФ»). Примечания определяют крупный и особо крупный размер деяния, который необходимо установить для отнесения соответствующего деяния к преступным деяниям. Согласно внесенным изменениям, законодатель избрал не исчисление относительных сумм (процентов) при установлении крупного и особо крупного размера, а сохранение фиксированных порогов, которые могут быть превышены только в течение трех лет подряд.

В частности, в новой редакции примечания 1 к статье 199 УК РФ определена сумма налогов, сборов и страховых взносов (далее — «налоги»), превышающая 15 млн руб. в течение трех лет подряд в значительном размере и превышающая руб. 45 миллионов в течение трех лет подряд в особо крупных размерах.

Отметим, что первоначальная редакция проекта Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ, внесенная Президентом РФ на рассмотрение в Государственную Думу (нижняя палата парламента России), определяла крупный и особо крупный объем исключительно как превышение пороговой суммы без какой-либо привязки к периоду времени. Соответственно, первоначальная редакция законопроекта предоставляла возможность правоохранительным органам учитывать срок до 10 лет (срок давности привлечения к ответственности за тяжкие преступления) при установлении крупного или особо крупного размера .

Во втором чтении законопроекта при определении крупного и особо крупного размера дополнительно указывалось на срок, в течение которого должен был быть определен такой крупный и особо крупный размер, а именно три последовательных финансовых года. Это дополнение к первоначальной редакции проекта Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ фактически привязало расчет пороговых сумм при отнесении деяния к уголовной ответственности к результатам налоговой проверки, которая восходит к три года.

Тем не менее, без ущерба для актуальности самого законопроекта и поправки, принятой при его рассмотрении в Государственной Думе, вносимые поправки наиболее актуальны для субъектов малого и среднего предпринимательства и в меньшей степени для крупного предпринимательства с десятками и сотни миллионов рублей в государственный бюджет.

2. Изменения, касающиеся валютных преступлений

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ внесены существенные изменения в статью 193 УК РФ, которая устанавливает ответственность за уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств как в иностранной валюте, так и в российских рублях. Эти поправки касаются двух факторов, влияющих на квалификацию деяния как преступного.

Первая поправка касается многократного увеличения пороговых сумм, рассматриваемых в крупном и особо крупном размере. В новой редакции под крупным размером понимается сумма денежных средств в иностранной валюте или российских рублях, которая не была зачислена или возвращена по разовым или повторяющимся операциям в течение одного года и которая превышает 100 млн рублей или 150 млн рублей, если мы относятся в особо крупных размерах (ранее цифры были 9 руб.млн и 45 млн руб. соответственно).

Вторая поправка касается дополнительного условия, установленного для привлечения к ответственности за совершение преступления в крупном размере (статья 193(1) Уголовного кодекса). Это условие означает, что к ответственности может быть привлечено лицо, ранее получившее административное взыскание за деяния, предусмотренные пунктом 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Привлечение к ответственности за преступление, совершенное в особо крупном размере (статья 193(2) УК РФ) привлечения к административной ответственности по статье 15.

25(5.2) КоАП РФ не требуется.

Теперь лицо, допустившее невозврат значительных валютных доходов, может не опасаться уголовного преследования «без предупреждения». Таким предупреждением послужит административная ответственность.

3. Иные изменения, касающиеся предпринимательской деятельности

Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ внесено примечание в статью 210 УК РФ (предусматривающая ответственность за создание или участие в организованной преступной группе), которое исключает применение настоящей статьи к преступлениям, связанным с ведением законной предпринимательской деятельности.

В соответствии с вновь введенным примечанием 1 к статье 210 УК РФ учредители, участники, руководители, члены правления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители и работники ее структурного подразделения не могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 210 УК РФ только в силу организационно-штатной структуры общества и (или) его структурного подразделения и совершения преступления при управлении ими обществом или при совершении обществом осуществляет свою предпринимательскую или иную экономическую деятельность, за исключением случаев, когда общество и (или) его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

Внесенная поправка направлена ​​на противодействие сложившейся правоприменительной практике, когда действия учредителей, руководителей и работников организации, занимавшихся обычной хозяйственной деятельностью и не имевших отношения к организованной преступности, были дополнительно квалифицированы по статье 210 УК РФ. Уголовный кодекс.

Такое дополнительное вменение по статье 210 УК допускало применение к лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении служебных преступлений, таких мер пресечения, как заключение под стражу; запрет на применение данной санкции в отношении предпринимателей установлен пунктом 1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса.

Полагаем, что изменения, внесенные в статью 210 УК РФ, будут способствовать более эффективному противодействию злоупотреблениям служебным положением, установленным при вменении указанного состава преступления в отношении предпринимателей, занимающихся законной экономической деятельностью.

Выводы

Внесенные в Уголовный кодекс изменения устраняют преступность некоторых действий в сфере налогового и валютного законодательства и имеют обратную силу в соответствии со статьей 10(1) Уголовного кодекса. Другими словами, они могут быть распространены на лиц, совершивших соответствующие действия до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ. В связи с тем, что Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 73-ФЗ имеет обратную силу, возбуждение уголовных дел невозможно, а прекращение уже возбужденных требуется в части декриминализации таких дел, при условии, конечно, что данные действия не имеют признаков состава преступления даже с учетом вышеуказанных поправок. Отмечаем, что прекращение уголовного дела в связи с принятием закона, устраняющего преступность деяний, служит не реабилитирующим основанием; не порождает права подозреваемого, обвиняемого или признанного виновным лица на возмещение имущественного вреда и устранение последствий морального вреда.

Помощь вашего консультанта

Имея большой опыт защиты руководителей и сотрудников компаний с точки зрения уголовного права на всех стадиях уголовного преследования, от доследственной проверки (вызов для дачи объяснений, рассмотрение ходатайств для информации и др.) для защиты в суде специалисты «Пепеляев Групп» могут оказать помощь в оценке уголовно-правовых рисков в связи с изменениями в Уголовном кодексе о налоговых и валютных преступлениях.

Мы можем оказать Вам юридическую и методическую поддержку в рамках разработки и практического внедрения систем комплаенс внутри компании; в дальнейшем мы можем дать рекомендации по снижению уголовно-правовых и налоговых рисков в существующей корпоративной структуре и процессах принятия решений.



[1] Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом и (или) за уклонение от уплаты страховых взносов плательщиком таких страховых взносов;

[2] Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов, причитающихся с организации, и (или) уклонение от уплаты страховых взносов, причитающихся с организации;

[3] Статья 199.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *