| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Верховный суд заявил об уголовной ответственности за помощь «черным лесорубам»
15 декабря 2022, 09:12
МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. Помощники так называемых черных лесорубов, не участвовавшие непосредственно в нелегальных вырубках, также могут нести уголовную ответственность как соучастники. Это разъяснил пленум Верховного суда РФ, дополнив в четверг постановление 2012 года «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
«В случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками незаконной рубки насаждений в соответствии с распределением ролей каждый из них совершает отдельное действие, входящее в объективную сторону преступления (осуществляет спиливание (срубание или срезание), трелевку древесины, первичную обработку и (или) хранение в лесу), все они несут уголовную ответственность за незаконную рубку, совершенную группой лиц по предварительному сговору», — пояснил пленум.
В то же время, «если лицо непосредственно не совершает каких-либо действий, входящих в объективную сторону преступления, но, например, указывает место незаконной рубки, объем подлежащих незаконной рубке деревьев, предоставляет в этих целях необходимую технику и горюче-смазочные материалы, заранее обещает приобрести или сбыть незаконно заготовленную древесину, то при отсутствии признаков участия в составе организованной группы его действия надлежит квалифицировать как соучастие в содеянном со ссылкой соответственно на части 3, 4 или 5 статьи 33 УК РФ (как организаторов, подстрекателей или пособников — прим. ТАСС)», — пояснил Верховный суд.
Пленум дополнил постановление 2012 года разъяснениями о том, в каких случаях вырубка деревьев подпадает под статью 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений), в том числе со стороны пользователей земельными участками. Верховный суд также включил в постановление разъяснение о принятых в этом году поправках в УК, согласно которым орудия, оборудование или иные средства совершения экологического преступления, в том числе транспортные средства, с помощью которых совершались незаконная охота или незаконная рубка лесных насаждений, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, теперь не просто могут быть конфискованы, но подлежат конфискации.
В то же время пленум обратил внимание судов на случаи, когда самовольная рубка не может считаться преступлением. Если деяние, содержащее признаки незаконной рубки, совершено лицом в целях устранения непосредственно угрожающей опасности (например, в случаях опасности для жизни и здоровья граждан, уничтожения или повреждения ценного имущества: автомобиля, жилища и т. д., угрозы повреждения линий электропередачи, социальных объектов населенного пункта, техногенных аварий, в ходе лесных пожаров) и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ), пояснил пленум.
Теги:
Россия
Состояние охраны лесов от незаконных рубок в Российской Федерации – ВОПРОСЫ ЛЕСНОЙ НАУКИ/ВОПРОСЫ ЛЕСОНАУКИ
Гагарин 1 , А.А. Добровольский 2* , A. P. Smirnov 2
1 Центр лесной экологии и продуктивности RAS
0030 ул. Профсоюзная. 84/32 корп. 14, Москва, 117997, Россия
2 Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
Институтский пер., д. 5, корп. У, Санкт-Петербург, 194021, Россия
*E-mail : [email protected]
Поступила в редакцию 08 мая 2019 г.
от контроля за соблюдением принципов устойчивого лесопользования до контроля за законностью лесопользования, до введения международного «режима законности» в лесном хозяйстве. В мире растет оппозиция нелегальным рубкам. Российская Федерация имеет многолетний и успешный опыт сохранения своих лесов, неоднократно выступала инициатором международных соглашений и переговорных процессов по охране лесов, в том числе по вопросу незаконных рубок. К сожалению, по ряду причин в последние пять лет отсутствует международная деятельность и координационная деятельность Российской Федерации в этих процессах. В лесном законодательстве Российской Федерации нет четкого определения «незаконных рубок». В настоящее время незаконные рубки выявляются в основном за пределами лесных угодий – при задержании нарушителей при перевозке и/или реализации незаконно заготовленной древесины. Эта система носит случайный характер (периодические рейды, правоохранительные мероприятия) и позволяет выявить лишь небольшую часть правонарушений, связанных с незаконными рубками. Объемы нелегальных рубок, представленные официальной статистикой, не соответствуют реальным цифрам, они многократно занижены. В связи с этим принимаемые государством решения либо ошибочны, либо не отражают глубины существующей проблемы. Нынешняя численность лесных охранников и их техническое оснащение не позволяют обеспечить надлежащую охрану лесов, своевременное выявление незаконных рубок и привлечение нарушителей к ответственности.
Решения о замене охраны леса инструментами удаленного мониторинга и информационными системами оказались несостоятельными. Необходимо стимулировать государственные органы управления лесным хозяйством к получению максимального дохода от леса для содержания полноценной, технически оснащенной лесной охраны. Также необходимо создать специальный фонд Российской Федерации по охране и воспроизводству лесов за счет денежных поступлений от платежей за пользование лесами (по аналогии с созданием системы дорожных фондов в Российской Федерации).
Ключевые слова : незаконные рубки, объемы незаконных рубок, причины незаконных рубок, совершенствование лесного законодательства РФ
ЛИТЕРАТУРА
ст. Б., Буйзер М. Леса, дискурсы, институты : дискурсивно-институциональный анализ глобального управления лесами, Forest Policy Econ. , 2009, № 11 (5), стр. 340-347.
Закон Австралии о запрете незаконных рубок, 2012 г. , URL: http://www.forestlegali-ty.org/policy/australia-illegal-logging-prohibition-act , (2019, 28 марта).
Бранкалион П.Х.С., Де Алмейда Д.Р.А., Видаль Э.А., Молин П.Г., Зонтаг В.Е., Соуза С.Э.С.Ф., Шульце М.Д., Фальшивая легальная регистрация в бразильской Амазонии, Science Advances , 2018, № 4 (8). С. 1-8.
Браун Д., Шрекенберг К., Берд Н., Черутти П., Филиппо Д., Гатто, Диау К., Фомете Т., Латтрелл К., Наварро Г., Оберндорф Р., Тиль Х., Уэллс А. ., Legal Timber: Проверка и управление в лесном секторе, London: Overseas Development Institute, 2008, 353 стр.
Кэшор Б., Стоун М. Может ли проверка законности спасти глобальное управление лесами? Анализ потенциала пересечения государственной и частной политики для решения проблем, связанных с лесами в Юго-Восточной Азии, Forest Policy Econ., 2012, No18, стр. 13-22.
Черекаева Е.А. Незаконная рубка лесов и лесных насаждений: концептуальный подход // Аграрное и земельное право . 6 (114), стр. 87-9.0.
Конде Т.М., Хигучи Н., Лима А.Дж.Н. Незаконные выборочные рубки и лесные пожары на севере бразильской Амазонии, Forests , 2019, Vol. 10, № 1, стр. 1-22.
Давенпорт Д.С. Альтернативное объяснение провала переговоров ЮНСЕД по лесам, Glob. Окружающая среда. полит. , 2005, № 5 (1), стр. 105-130.
ЕАМС. Декларация министров о правоприменении и управлении лесным хозяйством. Конференция министров стран Восточной Азии, Бали, Индонезия, состоявшаяся 11–13 сентября 2001 г. для стран Восточной Азии и других регионов.
ЕС. Предложение по плану действий ЕС. Сообщение Комиссии Совету и Европейскому парламенту по правоприменению, управлению и торговле лесным хозяйством (FLEGT), Брюссель, 21 мая 2003 г. COM (2003) 251 final (2003), стр. 1-32.
ФАО. Лесная сертификация. Инструментарий устойчивого управления лесным хозяйством (УУЛ) (2017 г.).
Гулбрандсен Л. Х. Совмещение государственного и частного управления: может ли лесная сертификация заполнить пробелы в глобальном лесном режиме? Глоб. Окружающая среда. Полит ., 2004, № 4 (2), стр. 75-99.
http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-accounting-chamber-5-may-2018.php?clear_cache=Y/, (2019, 28 марта).
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129583/, (2019, 28 марта).
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211007/, (2019, 28 марта).
http://www.fao.org/sustainable-forest-management/toolbox/modules/forest-certification/in-more-depth/en/ (2019 г., 28 марта).
http://www.vsrf.ru/documents/own/8308/, (2019 г., 28 марта).
Годовой отчет IUFRO, 2016 г. www.iufro.org , (2019 г., 28 марта).
Кабанец А.Г., Милаковский Б.Д., Лепешкин Е.А., Сычиков Д.В. Незаконные рубки на Дальнем Востоке: мировой спрос на древесину и уничтожение Уссурийской тайги (обзор) (Незаконные рубки на Дальнем Востоке: мировой спрос на древесину и уничтожение уссурийской тайги (обзор)), Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2013. 39 с.
Кабанец А.Г., Чувасов Е.В., Сычиков А.В., Сычиков Д.В., Милаковский Б.Д. Практика рубок ухода и санитарных рубок на Дальнем Востоке России: законное прикрытие незаконных рубок (обзор) . Владивосток: Всемирный фонд дикой природы, 2016. 32 с.
Качина Н.В. Проблемы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений // Современное право. 9, стр. 84-87.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (КоАП РФ от 30.12.2001), СЗ РФ, 2002, № 1, ст. 1.
Закон Лейси – Служба инспекции здоровья животных и растений Министерства сельского хозяйства США, 2008 г., URL: http://www.aphis.usda.gov/aphis/ourfocus/planthealth/import-informa-tion/sa_lacey_act. , (2019, 28 марта).
Lee J.H., Kubo Y., Fujiwara T., Septiana R.M., Riyanto S., Iwasa Y. Разделение прибыли как стратегия управления государственной тиковой плантацией с высоким риском незаконной вырубки, Экологическая экономика , 2018, № 149, стр. 140-148.
Лесной кодекс Российской Федерации , СЗ РФ 2006, № 50, ст. 5278.
Лопина О.Д., Птичников А.В., Воропаев А.И. Нелегальные рубки на Северо-Западе России и экспорт российской лесной продукции в Швецию . М.: Всемирный фонд дикой природы, 2003. 30 с.
Мартынюк А.А., Кузьмичев Е.П., Трушина И.Г. Нелегальные рубки: международный политический контекст // Лесохозяйственная информация . 1, стр. 50-62.
Nathan I., Hansen C.P., Cashore B. Проверка законности лесоматериалов на практике: поддержка и институционализация, Forest Policy Econ. , 2014, Том. 48, стр. 1-5.
Неллеманн К., Хенриксен Р., Ракстер П., Эш Н., Мрема Э. (ред.). Кризис экологических преступлений – угрозы устойчивому развитию от незаконной эксплуатации и торговли дикой природой и лесными ресурсами. A UNEP Rapid Response Assessment , Программа ООН по окружающей среде и ГРИД-Арендал, Найроби и Арендал, 2014 г. , 108 стр.
О Федеральной службе лесного хозяйства России (О Федеральной службе лесного хозяйства России: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), СЗ РФ, 1999, № 1, ст. 27.
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенства воспроизводства лесов и лесоразведения (О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), СЗ РФ, 2013, № 36, ст. 6980.
О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р (О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 № 1047-р), СЗ РФ , 2017, № 52, ст. 3050.
Об исчислении размера вреда, причиненного леса в следствии нарушения лесного законодательства 9№ 0031 О расчете размера ущерба, причиненного лесам в результате нарушения лесного законодательства: Постановление Правительства), СЗ РФ, 2007, № 11, ст. 2437.
Овердевест С., Цейтлин Дж. Создание экспериментального режима: взаимодействие транснационального управления в лесном секторе, Регул. губернатор, 2014, № 8, с. 22-48.
Петров А.П. Коррупционные риски, обусловленные лесным законодательством: их экономические, экологические и социальные последствия , Совершенство правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации), экономические, экологические и законодательные риски, В кн.: Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации, Всемирный банк, 2011 г., 240 с.
Петров А.П. Лесные отношения в Российской Федерации: коррупционные фабрики и риски, пути их устройства: учебное пособие . Пушкино: ВНИИЛМ, 2010. , 84 с.
Петров А.П. Закон не писан, Лесные вести , 2012, № 10 (60).
Петров А.П. Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений, Лесной вестник , 2013, № 4, стр. 42-45.
Райнер Дж., Бак А., Катила П. Принятие сложности: решение задач международного управления лесным хозяйством. Отчет о глобальной оценке, подготовленный Глобальной группой экспертов по лесным ресурсам по международному лесному режиму IUFRO World Series , Vol. 28, Вена: Международный союз лесных исследовательских организаций (IUFRO), 2010 г., 172 стр.
Регламент (ЕС) № 995/2010 Европейского парламента и совета от 20 октября 2010 г. , URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:295:0023:0034:EN:PDF , (2019, 28 марта).
Шматков Н. Закон Лейси его роль в борьбе с незаконными рубками, Устойчивое лесопользование , 2009, Vol. 2 (21), стр. 8-11.
Уголовный кодекс Российской Федерации , СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954.
Ежегодник ЮНЕП, 2012 г. http://www.earthprint.com, (2019 г.), 28 марта).
WWF ВЫЯВИЛ НЕЗАКОННЫЕ ВЫРУБКИ НА 90 МЛН РУБЛЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА
WWF России в рамках проекта «Люди за природу» продолжает выявление незаконных рубок в Кавказском экорегиональном отделении.
За последние 6 месяцев волонтеры WWF России выявлены нарушения на территории Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Краснодарский край. В некоторые регионы, местные власти реагируют на заявления WWF и присоединяются к совместным рейдам и следственных органов, в других — представители МВД Дела работают напрямую по обращениям WWF России. В последнее время уголовные дела по Обращения WWF России инициированы в трех субъектах Российской Федерации Федерация.
Север Осетия: ущерб 88 млн рублей
Благодаря совместным рейдам волонтеров WWF России и
сотрудники Министерства природных ресурсов и экологии республики,
незаконная рубка 500 кубометров бука с ущербом 88 000 000 рублей
обнаружен на территории Пригородного лесничества Северной Осетии.
материалы, составленные по этим фактам, были переданы в райотдел
МВД, где 24 февраля 2022 года законом
Приставы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 260 УК РФ.
УК РФ (незаконная рубка леса на особом
крупных масштабах, а также в составе группы по предварительному сговору или организованной
группа).
Карачаево-Черкесия: рубка Краснокнижный тис
В другой республике Кавказа по инициативе WWF России возбудил уголовное дело по факту незаконной вырубки тиса европейского. Это растение занесено в Красную книгу Российской Федерации.
Пни тиса европейского обнаружены Волонтеры WWF России во время осмотра памятников природы Учкуланского р-н Лесхоз Карачаево-Черкесии. Обращение по этому поводу было направлено в Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесии республику, после чего состоится совместный визит надзорного органа и состоялись экологи.
Результатом совместной полевой работы стал акт записи сумма причиненного ущерба, равная 2 266 000 руб. Все материалы были переданы в МВД для процессуальной проверки, после чего правоохранительные органы возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. Статья 260 УК РФ.
Краснодар регион: вырублено 294 дуба
Кубань, где расположен Российский Кавказский экорегиональный офис WWF России, также не осталась без
Внимание Фонда.