Как закон о правах потребителей трактует существенный недостаток авто — журнал За рулем
Творения рук человеческих, включая автомобиль, увы, несовершенны. На этом основаны многие положения закона «О защите прав потребителей». Как трактуется в нем понятие «существенный недостаток», разъяснит адвокат.
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
Закон этот — один из старейших в современной России (7 февраля 2012 года он отпраздновал 20-летний юбилей) и в силу возраста успел обрасти многочисленными изменениями, дополнениями, комментариями, а также посвященными его применению постановлениями пленумов Верховного суда РФ.
Структура его не совсем обычна — он снабжен преамбулой, в которой даны определения использованных терминов. Существенный недостаток товара (работы, услуги) определен в ней как неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Само определение недостатка также установлено законом, и оно, в отличие от определения существенного недостатка, исчерпывающее и не допускает расширительного толкования. Так что любителям выдать за недостаток товара свое субъективное ощущение придется убедить остальных, что налицо именно объективный дефект.
БЕЗ ВАРИАНТОВ
Неустранимые недостатки в точном значении этого слова встречаются крайне редко и чаще касаются кузова — самой дорогой и наименее ремонтопригодной части автомобиля. Попадаются экземпляры с нарушением геометрии, вследствие чего не удается выставить углы установки колес (схождение-развал), или отрегулировать навесные детали (двери, капот, крышку багажника), или посадить стекло в проем.
Еще один вариант — неправильно выполненное отверстие под люк, который начинает заедать или протекать. Встречаются, хотя и крайне редко, дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, нарушили состав, очередность, технологию либо условия нанесения слоев покрытия или перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.
Требуемый для переделки объем ручной работы приемлем при восстановлении редкого ретроавтомобиля, но в значении терминов закона можно считать недостаток неустранимым — именно по причине трудоемкости и нецелесообразности его устранения. Ведь переделка кузова может оказаться намного дороже его замены, а то и всего автомобиля.
ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, также отнесен к существенным. Несоразмерными расходы на устранение дефектов последний пленум Верховного суда для технически сложных и дорогостоящих товаров повелел определять индивидуально, исходя из особенностей товара, его цены или свойств (постановление от 28 июня 2012 года № 17). Мнение автотехнических экспертов — считать существенными расходы на ремонт, составляющие 10% и более от стоимости нового аналогичного автомобиля либо 7% и более — если недостаток влияет на безопасность движения и экологию. Если речь идет об агрегате — 20% и более от стоимости нового аналогичного агрегата либо 14% в случае влияния недостатка агрегата на безопасность дорожного движения и экологию.
О сроках, они же затраты времени, мы уже рассказывали в ЗР, 2014, № 2. Лимит составляет 45 дней по отдельно взятому единичному недостатку либо подразумевает невозможность эксплуатации в течение 30 или более дней в каждом году гарантийного срока по разным ремонтам. Ожидание запасных частей включается в срок гарантийного ремонта и не прерывает его течения, ибо процесс этот для дилера — технологический, а для потребителя важен лишь результат к установленной дате.
ОДИН ЗА ДРУГИМ
В чем разница между недостатком, выявляющимся неоднократно, и недостатком, выявляющимся вновь после его устранения?
Верховный суд определяет недостаток, выявленный неоднократно, как «различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора купли-продажи, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию». Сложновато для восприятия, но после неоднократного прочтения понять вполне можно.
Наличие существенного недостатка сулит внушительную компенсацию.
А вот недостаток, проявляющийся вновь после устранения (его выявили, установили причину и устранили), — это гораздо понятнее. Здесь существует тонкий момент — считать ли последовательное устранение дефектов разных (правого переднего и левого заднего) амортизаторов повторным проявлением недостатка? Практика почти однозначна — нет. Повторно проявившимся следует считать только недостаток того же самого узла или детали. Так что однократная гарантийная замена деталей подвески или ходовой части по кругу не дает оснований говорить о существенном недостатке автомобиля. При эксплуатации его на отечественных дорогах это, согласитесь, справедливо. А вот трехкратная замена одного и того же узла или детали вполне дает такие основания. В подобном случае вероятность того, что именно эта деталь дефектная, вполне допустима.
ПО ПОНЯТИЯМ
На этом конкретная часть определения термина «существенный недостаток» заканчивается и начинается так любимая обществами защиты прав потребителей и потребителями-экстремистами «резиновая», в которую нередко пытаются втиснуть всё что угодно. В тексте закона она звучит так: «…и иные подобные недостатки». Пленум Верховного суда не стал утруждать себя расшифровкой туманной формулировки, предоставив решать проблему младшим коллегам — мировым судьям и судьям районных судов. Исходя из практики, можно сказать, что к «иным подобным недостаткам» суд вполне может отнести:
- недостатки систем безопасности автомобиля (ремни, подушки безопасности), если они стали причиной получения или утяжеления травм водителя и пассажиров при ДТП
- недостатки, угрожающие безопасности движения (фары, фонари, звуковой сигнал, стеклоочистители, тормоза, рулевое управление), если они внезапно проявились в движении и стали причиной ДТП
- недостатки, спровоцировавшие пожар в автомобиле
- недостатки, вызвавшие заболевания у автовладельца или его пассажиров (в случае, например, применения изготовителем токсичных материалов для отделки салона).
Здесь доказать причинно-следственную связь сможет не каждый, но в случае успеха компенсации могут оказаться внушительными. Хотя лучше, конечно, оставаться здоровыми, чего всем и желаю.
ВЫШЕ СЛОЖНОСТЬ — МЕНЬШЕ ПРАВ
Для авто- или мотовладельца именно фактор существенности либо несущественности недостатка (или дефекта) зачастую оказывается очень значимым, ибо автомобили и мотоциклы (хотя и не только они) отнесены постановлением правительства к технически сложным и дорогостоящим товарам, к которым у закона «О защите прав потребителей» особое отношение. Права потребителя технически сложного и дорогостоящего товара несколько отличаются от прав просто потребителя — в сторону их уменьшения. Наверное, это справедливо. Ведь при небольшом и легкоустранимом дефекте менять на новый либо возвращать такой товар, как автомобиль или мотоцикл, и правда излишне, особенно если обслуживающая организация быстро устраняет неисправность по гарантии.
ЦЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
Где же проходит та граница между несущественным и существенным недостатками, при переходе которой права потребителя становятся максимальными, то есть позволяют ему требовать от дилера, импортера или изготовителя замены автомобиля на новый аналогичный либо возврата уплаченных за него денег, да еще с индексацией? Безусловной рекомендацией к применению для судов являются прямые указания закона — то есть текст преамбулы — и указания Верховного суда, а комментарии — скорее совещательные нормы без обязательного применения. И если вдруг комментарий даже признанного теоретика расходится с указаниями Верховного суда, то, вероятнее всего, будут применены указания ВС. Связано это еще и с тем, что комментарии к закону появляются обычно гораздо раньше, чем обзор практики по категории дел Верховным судом.
Наше новое видео
Когда появится родстер «Крым» — новые подробности
Новый российский седан по цене Весты на тестах «За рулем»
Когда появится российский электрогрузовик EVM Pro? Известны подробности
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Новости smi2.ru
Существенный недостаток — ОЗПП «ПотребАльянс»
В современном обществе, где каждая единица ресурса дорожает с каждым днем все больше, производители автомобилей сокращают свои затраты на производство, и это конечно же не может не сказаться на качестве изготовляемого автомобиля.Поэтому особенно остро стоит вопрос о защите прав потребителей при покупке автомобиля и его возможности получить обратно уплаченные деньги за автомобиль с существенным недостатком.
В этой статье мы ответим на вопросы:
- Что является существенным недостатком автомобиля;
- Какие существенные недостатки бывают;
- Какие права появляются у потребителя при обнаружении в автомобиле существенного недостатка.
Итак, потребитель может вернуть стоимость автомобиля до истечения 15 дней с момента его передачи, и при этом не обязательно, что бы выявленный недостаток был существенным.
По истечению указанного срока, одним из самостоятельных оснований для возврата или замены автомобиля является наличие существенного недостатка.
На этот вопрос дает ответ преамбула ФЗ РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с указанным законом, существенным недостатком автомобиля признается:
- Недостаток неустранимый;
- Недостаток, для устранения которого требуется не соразмерные затраты;
- Недостаток, для устранения которого требуется не соразмерные затраты времени;
- Недостаток, проявляющийся вновь после его устранения;
- Недостаток, проявляющийся неоднократно;
- И другие подобные недостатки.
Рассмотрим подробнее, некоторые из этих критериев.
- Неустранимый недостаток
- – это недостаток, который не представляется возможным устранить обычно применяемым способом.
- Недостаток автомобиля, который не может быть устранен без несоразмерных ресурсозатрат
- – это недостаток, для устранения которого необходимо израсходовать денежные средства в размере сопоставимыми со стоимостью самого автомобиля
- Несоразмерные временные затраты
- – это период времени превышающий срок устранения недостатка установленный соглашением сторон, или срок превышающий 45 дней, а в случае если срок не установлен соглашение сторон, то это срок превышающий минимально необходимый срок устранения соответствующего недостатка.
- Недостаток, проявляющийся неоднократно
- – различные недостатки автомобиля проявившиеся один и более раз, в связи с чем не представляется возможным использовать автомобиль по назначению.
- Недостаток, который проявляется вновь после его устранения
- – это недостаток автомобиля, повторяющийся после совершения мероприятий по его устранению, при этом не возможно использовать автомобиль по назначению.
Обратите внимание, что на ряду, с существенным недостатком автомобиля еще одним самостоятельным основанием для возврата машины продавцу является нарушение сроков осуществления гарантийного ремонта автомобиля.
В соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителей» недостатки автомобиля должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальные необходимые сроки, в случае если указанные сроки не установлены соглашением сторон. Если сроки соглашением сторон установлены, они не могут превышать 45 дней.
У вас остались вопросы? Пишите их прямо здесь!
Общество защиты прав потребителей Санкт-Петербурга 8 (812) 992-39-98 [email protected]Преимущества и недостатки автомобилей
Автомобили очень удобны. Их можно использовать как для коротких, так и для дальних поездок, они легко поместятся в гараже или на подъездной дорожке, и их дешево купить. Но и у автомобилей есть свои недостатки. Читайте дальше, чтобы узнать больше о преимуществах и недостатках автомобилей.
Преимущества автомобилей
Автомобили — отличный способ передвижения. Они также являются источником большого комфорта, позволяя нам путешествовать на большие расстояния за короткое время. Самым большим преимуществом автомобилей является то, что их можно использовать для многих целей, например, для перевозки грузов или людей и даже для выполнения медицинских процедур. Некоторые автомобили даже могут выступать в качестве мобильных домов или офисов! Возможность быстро перемещаться из одного места в другое — одно из лучших преимуществ автомобилей. Это также выгодно для предприятий, поскольку позволяет им перемещать свои операции с места на место. Например, если нефтеперерабатывающему заводу требуется больше топлива для оборудования, чем имеется в наличии, он может использовать собственный парк грузовиков вместо того, чтобы полагаться на транспортные услуги транспортных компаний. Это экономит деньги и время, которые в противном случае были бы потрачены на транспортировку товаров по городу или по всей стране.
Как начать пользоваться преимуществами автомобилей?
Автомобили стали частью нашей жизни. Они используются для транспорта, отдыха и других целей. Когда вы находитесь в поиске нового автомобиля, вы должны знать о преимуществах автомобилей. Вот несколько советов, как начать пользоваться преимуществами автомобилей:
- Подумайте о своем бюджете
- Первый шаг — это оценить свой бюджет. Перед покупкой автомобиля необходимо убедиться, что он укладывается в ваш бюджет. Это поможет вам определить, стоит ли покупать автомобиль или нет. Вы также можете получить бесплатные предложения от различных дилерских центров, чтобы сравнить цены и выяснить, какой дилерский центр предлагает лучшие цены на автомобили в вашем регионе.
- Узнайте, какие типы транспортных средств соответствуют вашим потребностям
Следующим шагом после принятия решения о том, какой тип автомобиля вы хотите купить, является определение того, какой тип транспортного средства лучше всего соответствует вашим потребностям с учетом его характеристик и преимуществ. Например, если вам нужен внедорожник с полным приводом, то он лучше подойдет для пересеченной местности, такой как грязные дороги или заснеженные районы, где люди не могут легко проехать из-за скользких условий или снегопада.
Недостатки автомобилей
Недостатки автомобилей многочисленны и разнообразны. Они не все относятся к одной категории, но имеют много общего. Их дорого покупать, обслуживать и страховать. Они загрязняют воздух, что может нанести вред вашему здоровью. Они способствуют глобальному потеплению и изменению климата. Они вызывают несчастные случаи и травмы, когда наезжают на людей или сталкиваются с другими транспортными средствами на дороге. И есть еще больше недостатков, которые мы не перечислили здесь, потому что они слишком угнетают, чтобы думать о них. Самый большой недостаток автомобилей заключается в том, что они предназначены для того, чтобы приносить деньги своим производителям, а не делать нашу жизнь лучше или безопаснее. Изначально автомобили были изобретены для транспорта, но теперь они стали просто способом заработка для автомобильных компаний, продавая запчасти и раздавая их в качестве стимула для продажи большего количества автомобилей! Автомобили также занимают место, которое в противном случае можно было бы использовать для парков или других удобств, таких как велосипедные дорожки или тротуары, где люди могут безопасно ходить и заниматься спортом. Если вам нравится гулять по району или городу, вы можете быть довольны велосипедом вместо автомобиля, потому что ездить на нем гораздо проще, чем водить!
Каковы недостатки вождения автомобиля?
Эрик Девани
мостовой трафик изображение Аарона Кора с сайта Fotolia.com
Автомобиль приобрел известность в 20-м веке и в настоящее время является основным средством передвижения. Хотя вождение автомобиля является удобным, как правило, быстрым и часто интересным способом добраться из одного места в другое, оно также имеет ряд недостатков по сравнению с другими видами транспорта, такими как общественный транспорт, езда на велосипеде и ходьба пешком.
Загрязнение
Вождение автомобиля значительно способствует загрязнению воздуха. По данным Агентства по охране окружающей среды США, на транспорт приходится почти 30 процентов всех парниковых газов, выбрасываемых в окружающую среду, а на транспортные средства, «используемые в основном для личного транспорта, приходится 62 процента от общего объема транспортных выбросов». Агентство перечисляет автомобили как основные источники углеводородов, оксидов азота, окиси углерода и двуокиси серы, а также других загрязняющих веществ.
Затраты
Покупка нового автомобиля может быть значительной инвестицией и часто требует получения кредита, иногда под высокие проценты. Вы можете снизить стоимость владения, купив недорогой подержанный автомобиль, но ряд расходов неизбежен, включая расходы на топливо и техническое обслуживание. По данным Insure.com, еще одна неизбежная статья расходов — это страхование автогражданской ответственности. Все штаты, кроме трех — Нью-Гемпшир, Висконсин и Флорида — требуют страховки.
Вопросы безопасности
Несмотря на достижения в области безопасности, такие как ремни безопасности и подушки безопасности, автомобили остаются более опасными, чем другие основные виды транспорта, включая авиаперевозки, автобусы и поезда. Согласно энциклопедии Fatality Analysis Reporting System Encyclopedia, около 40 000 человек ежегодно погибают в автомобильных авариях. Кроме того, люди получают травмы и гибнут в автокатастрофах, не связанных с авариями: в жаркую погоду оказываются запертыми в багажниках или других отсеках; задушен люком или окнами с электроприводом; и задохнулся угарным газом, выброшенным в машину.
Пробки
Особенно досадным недостатком вождения автомобиля являются пробки. Пробки могут привести к опозданию на важные мероприятия и деловые встречи, а также к сжиганию лишнего топлива. По данным Министерства транспорта США, существует семь распространенных причин дорожного движения: физические узкие места (слишком много машин, недостаточно полос), дорожно-транспортные происшествия, рабочие зоны, ненастная погода, неэффективные светофоры, особые события (такие как концерт или спортивные соревнования). событие) и ежедневные колебания потока автомобилей (например, утренние и вечерние поездки).
Эксплуатационные требования
Вождение автомобиля возлагает на водителя бремя, которого нет при других видах транспорта. Получение лицензии требует обучения и тестирования, что требует времени и денег. Кроме того, безопасное управление автомобилем требует бдительности и трезвости. Это может сделать вождение автомобиля опасным или незаконным в состоянии истощения или после употребления алкоголя или наркотиков, в том числе многих лекарств, отпускаемых по рецепту.
Ссылки
- Энциклопедия системы отчетности по анализу смертельных исходов
- Расчеты по автострахованию: минимальные уровни автострахования, которые необходимо приобрести
- Агентство по охране окружающей среды США: выбросы парниковых газов в транспортном секторе США
- Advanced Strategies for Mitigation
- University of Michigan: Pollution and Society
Writer Bio
Эрик Девани — профессиональный писатель, специализирующийся на медицинских и научных темах. Его работы были представлены на различных сайтах. Девани учился в Университете Макгилла, где получил степень бакалавра гуманитарных наук.