Налоговая политика это нк рф – Статья 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах

Содержание

Статья 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах

Новая редакция Ст. 3 НК РФ

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Статье 3 НК РФ

Настоящая статья закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

— конституционный принцип всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

— принцип равного налогообложения, провозглашающий общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

— принцип соразмерности налогов, устанавливающий прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 настоящей статьи устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ — конституционный принцип, который не допускает нарушение конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

И настоящий Кодекс провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 настоящей статьи состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающий принцип, не допускающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 настоящей статьи носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 настоящей статьи, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в настоящем абзаце — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 настоящей статьи устанавливает один из принципов налоговой политики Российской Федерации: принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 настоящей статьи закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Пункт 4 настоящей статьи НК РФ соответствует ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако, факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 настоящего Кодекса закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— объект налогообложения;

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 настоящей статьи закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 настоящего Кодекса принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 настоящей статьи следует рассматривать п. 7 настоящей статьи. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 настоящего Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 настоящей статьи имеет обратную силу.

Налогоплательщики могут применять п. 7 настоящей статьи для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 настоящего Кодекса. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 настоящего Кодекса.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

Другой комментарий к Ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена ст. 57 Конституции РФ, что и воспроизведено в п. 1 ст. 3 Кодекса.

В пункте 1 ст. 3 Кодекса закреплен принцип всеобщности и равенства налогообложения, основанный на конституционном принципе равенства, — ч. 1 ст. 19 Конституции РФ закреплено, что все равны перед законом и судом.

Положения, развивающие принцип всеобщности и равенства налогообложения, закреплены в п. 2 комментируемой статьи.

2. Как установлено ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно, в п. 2 ст. 3 Кодекса в развитие принципа всеобщности и равенства налогообложения предусмотрено следующее:

налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

КС России в Определении от 14 декабря 2004 г. N 451-О <*> указал, что согласно взаимосвязанным положениям ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2) и 57 Конституции РФ регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства, в том числе независимо от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности. Это предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. Из данных требований исходит и Кодекс, предусматривающий, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, а также запрещающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

Вместе с тем, также указал КС России, как следует из правовой позиции КС России, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П <*>, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Данная правовая позиция, имеющая общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы.

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409.

3. В пункте 3 ст. 3 Кодекса установлен принцип экономической обоснованности налогов и сборов: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В связи с этим представляет интерес позиция ВС России, выраженная в Определении Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. по делу N 9-Г04-24 <*>: в соответствии с п. 3 ст. 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование; Кодексом не предусмотрено обязательного включения в тексты законодательных актов о налогах экономического обоснования.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

На основании приведенного конституционного положения в п. 4 ст. 3 Кодекса установлен запрет на установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо на иное ограничение или создание препятствий не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Согласно правовой позиции, изложенной КС России в Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-П <*>, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств; установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные и т.д.).

———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

Данная правовая позиция, как указал КС России, имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных; в частности, положение о том, что определение смысла понятия «установление налогов и сборов» возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления; иное понимание смысла содержащегося в ст. 132 (ч. 1) Конституции РФ понятия «установление местных налогов и сборов» противоречило бы действительному содержанию указанной статьи Конституции РФ (Определение КС России от 5 февраля 1998 г. N 22-О <*>).

———————————
<*> Вестник КС РФ. 1998. N 3.

5. Как установлено п. 5 ст. 3 Кодекса, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

КС России в Определении от 8 июня 2004 г. N 224-О <*>, исходя из приведенного положения п. 5 комментируемой статьи, указал, что при оценке любого платежа по существу — независимо от того, какое название он носит, — необходимо учитывать приведенные в законе характеристики налогов и сборов. При определении основных параметров обязательных платежей, взносов, пошлин и сборов, их отдельных видов и особых разновидностей (включая платежи, которые могут взиматься вне зависимости от результата корреспондирующего их уплате встречного действия со стороны публичной власти) федеральный законодатель исходит из необходимости обеспечения постепенного перехода от одной налоговой системы к другой в установленной Конституцией РФ процедуре.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

6. В пункте 6 ст. 3 Кодекса закреплен принцип определенности норм законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Элементы налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога, указаны в ст. 17 Кодекса (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Пунктом 6 комментируемой статьи также установлено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Как указал КС России в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О <*>, критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован КС России в Постановлении от 25 апреля 1995 г. N 3-П <**> и конкретизирован в ряде последующих его решений. В частности, в Постановлении от 8 октября 1997 г. N 13-П <***> КС России указал, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными и что неопределенность налоговых норм может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом.

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 995.

<**> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

<***> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4901.

7. В пункте 7 ст. 3 Кодекса установлена презумпция невиновности налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

КС России в Определении от 16 октября 2003 г. N 329-О <*> указал, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Изложенные правовые позиции нашли отражение в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 25 июля 2001 г. N 138-О <**> и от 4 декабря 2000 г. N 243-О <***>). Разрешение же вопроса о добросовестности либо недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции арбитражных судов или судов общей юрисдикции.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

<**> СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3410.

<***> Справочные правовые системы.

В отношении применения нормы п. 7 ст. 3 Кодекса Пленум ВАС России в п. 4 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, оценивать определенность соответствующей нормы.

nkodeksrf.ru

Ст. 3 НК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 НК РФ

Статья 3 НК РФ закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

конституционном принципе всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

принципе равного налогообложения, провозглашающем общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

принципе соразмерности налогов, устанавливающем прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 ст. 3 НК РФ устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ, — конституционный принцип, который не допускает нарушения конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Налоговый кодекс РФ провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 ст. 3 НК РФ состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающей принцип, не допускающий установления дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 же ст. 3 НК РФ устанавливает же один из принципов налоговой политики Российской Федерации — принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Пункт 4 ст. 3 НК РФ соответствует ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного Налоговым кодексом РФ, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 НК РФ закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 ст. 3 НК РФ. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 ст. 3 НК РФ имеет обратную силу.

Налогоплательщики могут применять п. 7 ст. 3 НК РФ для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 НК РФ. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 НК РФ.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

stnkrf.ru

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2019 год

Налоговый кодекс РФ регулирует взаимоотношения экономических резидентов страны с государством. Цель этого регулирования состоит в обеспечении постоянных поступлений денежных средств в государственный и муниципальный бюджет без существенного вреда для налогоплательщиков.

Понятие и содержание налоговых отношений

ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.

Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:

  • территориальные подразделения налоговой инспекции;
  • таможенные органы;
  • соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.

Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8). Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий. К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.

Платить налоги обязаны все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Кроме того, производить платежи в казну государства должны и структурные подразделения российских юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность за пределами страны.

Регулируемые положения НК РФ

Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:

  • категорий налогов, взносов и сборов;
  • особенностей налогообложения в разных ситуациях;
  • прав и обязанностей плательщиков;
  • прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • перечня объектов налогообложения;
  • порядка проведения контроля и мониторинга;
  • методов определения доходов;
  • правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.

Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части. Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:

  • упрощённая;
  • сельскохозяйственная;
  • патентная;
  • при разделе продукции;
  • единого налога на вменённый доход.

Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня. Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.

Оглавление

nkodeksrf.ru

Налоговый кодекс рф

Налоговый кодекс является основным нормативным документом на федеральном уровне, который состоит из двух частей и заменяет закон «Об основах налоговой системы РФ».

Налоговый кодекс устанавливает принципы построения и функций налоговой системы, порядок ведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных и региональных налогов и других обязательных платежей.

Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений.

Часть I нк рф

Раздел 1.

Состоит из общих положений характеризующих законодательство о налогах и сборах, и устанавливающих систему о налогах и сборах в РФ.

Раздел 2.

Речь идет о налогоплательщиках, налоговых агентов, об их правах и обязанностях и о представительстве налоговых отношений.

Раздел 3.

Посвящен налоговым органам и органам государственной власти.

Раздел 4.

Устанавливает общие правила использования по оплате налогов и сборов.

Раздел 5.

Определяет порядок сдачи налогоплательщиком декларации, а также формы, методы и способы проведения налогового контроля.

Раздел 6.

Классифицируются налоговые правонарушения и определяется ответственность за их нарушения.

Раздел 7.

Приводится порядок обжалования актов налоговых органов и действия их должностных лиц.

Часть II НК РФ

Посвящена конкретным видам налогов, которые делятся на федеральные, региональные и местные.

Раздел 8. Федеральные налоги.

Глава 21. НДС

Глава 22. Акцизы

Глава 23. НДФЛ

Глава 24. ЕСН

Глава 25. Налог на прибыль.

Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Глава 25.2. Водный налог.

Глава 25.3. Государственная пошлина.

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых.

Раздел 8.1. Специальные налоговые режимы.

Глава 26.1. Единый сельскохозяйственный налог.

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения.

Глава 26.3. Единый налог на вмененный доход.

Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Раздел 9. Региональные налоги и сборы.

Глава 27. Не действует.

Глава 28. Транспортный налог.

Глава 29. Налог на игорный бизнес.

Глава 30. Налог на имущество организаций.

Раздел 10. Местные налоги.

Глава 31. Земельный налог.

Налоговые правонарушения

Налоговые правонарушения – это виновносовершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Налоговое правонарушение состоит из 4 элементов:

а) Объект налогового правонарушения – это установленный или охраняемый государством правопорядок, уплаты налогов и использования участниками налоговых отношений своих обязанностей.

б) Объективная сторона – составляет конкретной деяние правонарушений в форме действий или бездействий.

в) Субъект налогового правонарушения – это лицо, на которой в соответствии с налоговым кодексом РФ может быть возложена ответственность за совершение налогового правонарушения.

г) Субъективная сторона — это вина правонарушителя.

Различают две формы вины:

1) Умысел

Налоговый кодекс РФ предусматривает только 1 состав налоговых правонарушений в виде неуплаты или не полной уплаты сумм налога, в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий), совершенных умышлено, ответственность за которое устанавливается по п.3 ст. 122 налогового кодекса РФ.

2) Неосторожность

Состав правонарушений, которые могут быть совершены только умышленно:

  • Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц, налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента.

  • Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившейся в отказе организации предоставить имеющиеся у ней документы, предусмотренные налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа.

  • Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний и даче заведомо ложных показаний.

  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществлении переводчиком ложного перевода.

Презумция невиновности означает, что лица привлекаемые к ответственности не обязаны доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказанию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы.

Перечень обстоятельств исключающих виновность лица в свершении налогового правонарушения:

  • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийных бедствий или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

  • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, плательщиков, ФЛ, находившегося в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

  • Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органам или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетентности.

Ответственность

В качестве меры ответственности за совершение налогового правонарушения выступают налоговые санкции (ст.114 НК РФ). Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.

Пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ не относится к налоговым санкциям. Пеня представляют собой денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающейся сумм налогов и сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательно.

Закон РФ «О налоговых органах РФ» предусмотрено: наложение административного штрафа за непредставление, несвоевременное представление или за представление, но не по установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, декларацией и др.

Перечень, смягчающих ответственность обстоятельств:

  • Совершение правонарушения вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств;

  • Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной и иной зависимости.

studfiles.net

Статья: НК РФ: налоговые отношения и модели подоходного налогообложения

«Налоговая политика и практика», 2009, N 3
НК РФ: НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И
МОДЕЛИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Более 10 лет прошло с принятия Налогового кодекса РФ. В становлении российского налогового законодательства пройден достаточно длинный путь — путь проб и ошибок. Настало время «зрелости» — время подведения промежуточных итогов, оценок того, что сделано, и определения дальнейшего направления развития и совершенствования не только конкретных норм и моделей налогообложения, но и всей системы налоговых отношений в целом.
Налоговые отношения:
концепция, сущность и методы регулирования
Налоговые отношения составляют одну из основных сфер взаимоотношений государства и субъектов хозяйственной деятельности. При этом принято считать, что налоговые отношения имеют строго односторонний характер: одни (налогоплательщики) обязаны платить налоги, а другие (соответствующие государственные органы) — принимать эти налоговые платежи, проверяя правильность их внесения по суммам и срокам.
Определение и участники налоговых отношений
В ст. 2 НК РФ [1] дается определение отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, под которыми понимаются «властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Как видно, в определении присутствует только одна сторона — налоговые органы (и их должностные лица), хотя любые отношения, как известно, возможны только при наличии как минимум двух сторон. Поэтому если понимать это определение буквально, то содержащиеся в нем «налоговые правонарушения» могут относиться только к одной упомянутой здесь стороне — налоговым органам и их должностным лицам.
В абз. 2 ст. 2 сообщается, что все это не относится ни к таможенным платежам, ни к таможенным органам. Но уже в ст. 9 НК РФ они называются среди различных категорий «участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Кроме того, трудно объяснить присутствие среди этих участников налоговых агентов, но отсутствие представителей налогоплательщиков (ст. ст. 27, 29 НК РФ) и органов внутренних дел (ст. ст. 36, 37 НК РФ).
При этом ни один из перечисленных участников налоги не устанавливает и не вводит. В связи с этим непонятно, почему функции установления и введения налогов в ст. 2 НК РФ определены, а субъект, исполняющий эти функции, в ст. 9 НК РФ не назван?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, нужно вернуться к началу НК РФ. В мировой практике принято сопровождать серьезные законы и тем более кодексы преамбулой. Наш законодатель на преамбуле «сэкономил», начав непосредственно с законодательства РФ о налогах и сборах, состоящего из «настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах» (п. 1 ст. 1). Поэтому сущность налоговых отношений приходится извлекать из самых разных статей НК РФ, но и в этих статьях, как было показано, данные отношения не определены с достаточной четкостью, а их стороны (не участники) вообще не упомянуты.
На самом деле отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, — это, разумеется, отношения по исполнению данного законодательства (а не по его установлению), и в них присутствуют только две стороны — государство и налогоплательщики. Участников же этих отношений может быть множество — все зависит от возможностей обеих сторон участвовать в осуществлении указанных отношений самостоятельно либо через своих представителей или иных посредников.
Например, среди таких участников парадоксальным образом не названы сборщики налогов. И если эта функция отсутствует в числе прав и обязанностей налоговых органов , то кто-то, очевидно, ее все же должен исполнять. Действительно, в НК РФ была специальная статья о сборщиках налогов (сборов) (ст. 25), в которой указывалось, что «прием средств в уплату налогов и/или сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями». Однако с 1 января 2007 г. эта статья утратила силу.
———————————
В ст. ст. 31 и 32 НК РФ перечисляются такие права налоговых органов, как «требовать документы, подтверждающие правильность уплаты налогов», «взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени и штрафы», даже «налагать арест на имущество налогоплательщиков», и такие обязанности, как «осуществлять возврат … излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов» (спрашивается, из каких средств, если налоговые органы не вправе собирать налоги?).
По общему порядку обязанность по уплате налога считается исполненной в момент предъявления платежного поручения (внесения наличных денежных средств) в банк для перечисления денежных средств на счета Федерального казначейства (ст. 45 НК РФ). Таким образом, именно Федеральное казначейство по умолчанию является сборщиком основной массы налогов. Но если это так, то почему оно не упомянуто в числе участников налоговых отношений, а его обязанности (и права) не оговорены ни в каких других статьях НК РФ? Отсюда возникают дополнительные сложности для налогоплательщиков: чтобы заплатить налоги, они должны найти соответствующие счета, на которые зачисляются те или иные налоги, и прибегать к помощи посредника в виде банка.
Между тем в развитых странах такой мороки для налогоплательщиков давно нет: им известны банки, в которых налоговая служба имеет свои счета, поэтому для уплаты любого налога нужно либо перевести платеж из своего банка, либо, исключив всяких посредников, внести деньги непосредственно на ее счет. Налогоплательщик тут же получает и подтверждение поступления внесенной им суммы на счет налогового органа (в РФ, наоборот, налогоплательщик должен доставлять налоговому органу такое подтверждение). Последующие расчеты с бюджетами любых уровней и разными фондами ведет уже само налоговое ведомство, и налогоплательщик в решении этих вопросов не участвует.
Далее, в самом начале ст. 45 НК РФ (очевидно, ввиду важности этого положения) говорится о том, что налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога самостоятельно. Ни для кого не секрет, что налогоплательщик самостоятельно исполняет возложенную на него обязанность только в самых редких и исключительных случаях: обычно же налоги с заработной платы и иных доходов физических лиц удерживают налоговые агенты, а за организации налоги уплачивают их должностные лица, уполномоченные на это в силу положений устава или по особой доверенности.
По существу, проблема здесь состоит лишь в определении обязательств действующих в этой ситуации лиц. Действительно, при уплате налога одним лицом за другого у первого должны иметься соответствующие документальные обоснования для такой операции (в зачет долга, в счет будущих операций и т.д.), нашедшие отражение в его учетных записях, а у второго должен возникать дополнительный доход, который соответственно увеличивает его налоговую базу. Но при соблюдении всех этих правил ничего особо криминального в уплате налога одним лицом за другого нет.
Теперь что касается налоговых агентов. В ст. 24 НК РФ указано, что на них возложены обязанности по удержанию налогов у налогоплательщика, и сообщается, что «налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики». Но по общим нормам гражданского права в отношениях агент — принципал агент выполняет поручения принципала и действует в его интересах и от его имени. Следовательно, если налоговый агент имеет в качестве принципала именно налоговый орган, поручивший ему собирать налог с лиц, получающих доходы при его посредничестве, то налогоплательщик никак не может указывать этому налоговому агенту, что надо делать с его налогами. И более того, у налогоплательщика в силу ст. ст. 26 — 28 НК РФ уже есть свои представители, которые как раз и действуют как его агенты и, соответственно, в этом качестве наделяются правами налогоплательщика. Упомянутые же в ст. 24 НК РФ налоговые агенты действуют от имени и в пользу налоговых органов и реально как раз используют в отношении налогоплательщиков права налоговых органов (в прошлом аналогичные права предоставлялись «откупщикам налогов»), а не права налогоплательщиков.
Таким образом, на одной стороне налоговых отношений выступает государство, которое представляют налоговое ведомство и налоговые агенты, действующие от его имени, а на другой стороне — налогоплательщик и его представители.
Состав и сущность налоговых отношений
На наш взгляд, можно выделить пять «блоков» налоговых отношений: регистрация и учет налогоплательщиков; регистрация и/или учет объектов обложения; составление, представление и проверка налоговой отчетности; разрешение налоговых споров; сбор, осуществление перерасчетов и перечисление налогов в казну; выявление и преследование налоговых правонарушений.
Эти функции могут быть распределены и закреплены за разными государственными ведомствами (или даже переданы в ведение иных должным образом уполномоченных организаций, включая частные), но все же во всех развитых странах считается предпочтительным сосредоточить их в налоговой службе. Более того, есть тенденция наделять налоговую службу и некоторыми другими функциями, например: ведение единого реестра объектов недвижимости, регистрация частнохозяйствующих юридических лиц, взыскание долгов от имени государства и т.д. В ряде стран налоговая служба взяла на себя и внутренний учет населения (как своих граждан, так и неграждан).
При этом важнейшей частью налоговых отношений считаются организация сбора налогов, осуществление перерасчетов по ним (многие современные виды налогов взимаются в авансовом порядке, что требует дальнейшего перерасчета «по факту» конечных налоговых обязательств налогоплательщика, а НДС непосредственно основан на механизме начислений и возвратов налоговых платежей) и распределение собранных сумм налогов между звеньями бюджетной системы, системы внебюджетных фондов или иных организаций, от имени которых государство собирает налоги и взносы с налогоплательщиков (например, в Германии — церковный налог).
В РФ эта важнейшая функция изъята из ведения налоговых органов, что противоречит не только финансовой науке, но и общепринятым нормам ведения учета.
В финансовой науке четко разделяются бюджетные (и межбюджетные) и налоговые отношения. Контроль за сбором средств и контроль за их распределением принципиально не могут смешиваться и не могут осуществляться одним и тем же лицом (или органом). Бюджет во всех развитых странах — это смета расходов государства, и эти расходы могут планироваться и оперативно перераспределяться по усмотрению исполнительной власти. Налоги же собираются на основании законов, и исполнительная власть должна только выполнять эти законы вне зависимости от конечного результата.
При этом в бюджет должны поступать только конечные, «очищенные» суммы налогов и сборов, а все перерасчеты и возвраты по собранным авансом налоговым платежам могут осуществляться только со счетов налоговой службы, поскольку счета бюджета не приспособлены для осуществления этой функции (списание средств со счетов бюджета невозможно, если такой расход прямо не предусмотрен законом о бюджете и если для него не установлен этим же законом конкретный распорядитель кредитов).
Правила учета также строго разделяют доходы и расходы; большинство счетов, применяемых в бухгалтерском учете, является строго только расходными или только доходными, взаимозачеты любого вида категорически запрещены. Можно привести конкретный пример. В США всеми налоговыми вопросами занимается Служба внутренних доходов (налоговое ведомство), а исполнением бюджета по расходам — Казначейство (министерство финансов в этой стране отсутствует, составлением и утверждением бюджета занимается Административно-бюджетное управление при президенте США).
Тогда, исходя из вышеизложенного, налоговые отношения должны быть определены как отношения между государством (выступающими от его имени органами) и налогоплательщиками (или их представителями) в процессе исчисления и сбора налогов. В этом определении, во-первых, четко названы стороны и предусмотрена возможность реализации их прав и исполнения их обязанностей любыми должным образом уполномоченными лицами (участниками отношений) и, во-вторых, выделена главная функциональная сущность этих отношений — исчисление и сбор налогов. Все остальные действия и функции — регистрация налогоплательщиков, учет фактов хозяйственной жизни, налоговый контроль, обжалование действий налоговых органов, санкции за совершенные налоговые правонарушения и т.д. — вторичны по отношению к этой главной функции, необязательны и целиком зависят от особенностей порядка исчисления и сбора конкретных налогов.
В связи с этим, опираясь на имеющуюся в развитых странах практику, целесообразно было бы закрепить все налоговые полномочия государства (все виды налогов и пошлин, все этапы и звенья налогового процесса) за одним органом. В рамках этого единого налогового ведомства следует четко выделить три различных подразделения по трем участкам работы. Первый — регистрация налогоплательщиков (и объектов обложения), сбор и первичная обработка отчетности налогоплательщиков и рутинное начисление налоговых платежей, а также общая информационная поддержка налогоплательщиков. Второй — аналитическая работа с проблемной отчетностью, проверки и поддержание контактов с «сотрудничающими» налогоплательщиками, обсуждение и решение спорных вопросов. Третий — работа с нарушителями налоговых законов, включая розыск укрывающихся лиц, выявление укрываемых объектов обложения и взыскание налоговой задолженности, а также наложение санкций, вплоть до ареста имущества и подготовки обвинений для передачи дела в суд.
Предмет налоговых отношений
НК РФ в качестве предмета налоговых отношений называет не только налоги, но и сборы.
Статья 8 НК РФ (п. 1) дает следующее определение. Налог — «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
У специалистов есть много вопросов по поводу этого определения. Добавим к ним еще несколько. Во-первых, почему «в целях»? Целевые налоги сейчас практически вышли из употребления, все собираемые налоги просто поступают в единый государственный фонд — бюджет и затем расходуются на разные нужды, что никак не отражается на обязанности налогоплательщика по уплате налога и не затрагивает сущности ни налога, ни налоговых отношений. Во-вторых, почему обязательно «в форме отчуждения», разве невозможна добровольная

Вопрос: …Налоговая декларация по НДС по ставке 0% была подана налогоплательщиком с пропуском 180-дневного срока, у него возникла обязанность по уплате НДС по ставке 18%. Невыполнение данной обязанности привело к образованию недоимки. Налоговый орган пени начислил за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС до дня исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС. Правомерен ли расчет пеней? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)  »

www.lawmix.ru

Ст. 1 НК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Комментарий к Ст. 1 НК РФ

Статья 1 НК РФ содержит определение законодательства о налогах и сборах. Это — Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (налог на добавленную стоимость, налог на игорный бизнес, земельный налог и др.).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и др.).

В настоящее время налоговое законодательство состоит из:

— законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

— законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

— нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Налоговый кодекс устанавливает соответствующий Конституции принцип, согласно которому система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ.

Пункт 2 ст. 1 НК РФ подтверждает приоритет НК РФ перед иными федеральными законами. Более того, по вопросам, указанным в пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ, должны применяться только нормы НК РФ. Внесение же в них изменений допускается только путем поправок в текст самого НК РФ. Таким образом, регулирование общих принципов налоговой системы РФ (пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ) допускается только нормами НК РФ, а не другими федеральными законами.

Пункт 3 ст. 1 НК РФ содержит специальное правило, в соответствии с которым действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Пункт 3 ст. 1 НК РФ касается возможных коллизий с другими отраслями законодательства и ограничивает возможность применения НК РФ в отношении налогов и сборов, принятых вне НК РФ.

stnkrf.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *