Налоги проверка: Оплатить и проверить налоговую задолженность можно любым удобным способом | ФНС России

ФНС выявила злоупотребления у инспекторов при вызовах налогоплательщиков

Для предоставления документов, уточнения деклараций, исправления ошибок в отчетности не обязательно вызывать в налоговую, достаточно дистанционно запросить документы / Евгений Разумный / Ведомости

Федеральная налоговая служба (ФНС) призвала свои подразделения прекратить злоупотреблять правом вызова налогоплательщика. Центральный аппарат выпустил два письма для инспекторов, где говорится о недопустимости вызова налогоплательщика без веских оснований, а также указываются распространенные нарушения и ошибки, которые допускают налоговики («Ведомости» их проанализировали).

Нередко проверяющие требуют явиться в инспекцию предоставить документы, уточнить декларации, исправить ошибки в отчетности. Для этого не обязательно вызывать в налоговую, достаточно дистанционно запросить документы, указала ФНС в письме «О направлении уведомлений о вызове в налоговый орган».

«Повестка» о явке должна быть оформлена в утвержденной форме с указанием оснований (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК): конкретная налоговая проверка или другое мероприятие налогового контроля; документы, сделка, контрагент, по которым нужно дать пояснения. Но зачастую проверяющие не уточняют причины для беспокойства, отмечает ФНС. Подобное «уведомление не только лишает возможности и права налогоплательщиков подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов, но и ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, а также к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом», указано в письме.

Как сейчас

Налоговики вправе вызвать в инспекцию во время камеральных и выездных проверок налогоплательщика, а также проверок у его контрагентов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК). Письменные уведомления имеют вес нормативных правовых актов. Явка в налоговую строго обязательна. Отказ прийти, непредставление или задержка документов расцениваются как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица – за это могут оштрафовать.

Еще одно нарушение – вызов на комиссии по легализации налоговой базы. Это особая форма налогового контроля, когда налогоплательщиков убеждают самостоятельно уточнить декларации и доплатить налоги в бюджет. Такие комиссии проводились с 2013 г., но были формально упразднены в 2020 г. Поэтому проводить такие комиссии в рамках камеральных проверок нельзя, указала ФНС.

Аналогичные нарушения инспекции допускают, требуя от налогоплательщиков предоставить документы, указала ФНС во втором письме «Об усилении контроля за истребованием документов». В частности, инспекции запрашивают документы, которые не относятся к предмету проверки и конкретной сделке, ссылаются на проверку, которая уже завершилась. Это усиливает нагрузку на бизнес и нарушает права предпринимателей, указала ФНС.

Все эти нарушения необходимо устранить, потребовал центральный аппарат. Руководство региональных управлений должно довести инструкции до проверяющих на местах и обеспечить их исполнение.

Количество необоснованных вызовов в налоговую возрастает из года в год, отмечает руководитель практики «Налоговые споры» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Юрий Счастливый. «Частота вызовов в инспекции по событиям самого разного рода и масштаба впечатляет», – говорит адвокат практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов.

Инспекция может потребовать принести «огромный список документов», ссылаясь на ст. 31 НК (о правах налоговых органов), в то время как порядок требования документов регламентируют ст. 93 и 93.1 НК, или пригласить конкретного сотрудника организации и допросить, привел примеры Счастливый.

Налогоплательщик вправе не выполнять необоснованные требования (п. 11 ст. 21 НК). Но неявка чревата тем, что налоговики сами посетят предприятие с выездной проверкой, предупредил управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

Несмотря на официальную отмену ФНС комиссий по легализации налоговой базы, они проводятся активно и повсеместно, сетует Счастливый. Особое внимание, по его словам, инспекции уделяют «сложным разрывам» по НДС – у контрагентов 3–5-го звена в цепочке операций, а также правильности исчисления налога на прибыль, рассказал эксперт. Как правило, на комиссии налогоплательщику предлагают добровольно доплатить налог, чтобы избежать выездной проверки, которая может выявить другие нарушения. Не говоря уже о том, что в целом такая проверка блокирует работу организации, добавил Иккерт.

Закон не регулирует порядок проведения комиссий. Решить эту проблему, в частности, предлагала Торгово-промышленная палата в письме руководителю ФНС Даниилу Егорову, сообщали «Ведомости». Отсутствие четкого регламента коммуникации за рамками налоговых проверок позволяет налоговикам оказывать давление на предпринимателей, действовать с позиции силы, жаловалась ТПП.

В то же время на комиссии у бизнеса есть шанс выйти на открытый диалог с налоговой, достичь мирных договоренностей и избежать выездной проверки, отмечает Счастливый.

ФНС в письмах четко и внятно указала на недопустимость злоупотреблений полномочиями на местах, подчеркивает Иккерт. В то же время письма ФНС лишь разъясняют действующие нормы НК, что ранее не останавливало инспекторов массово рассылать незаконные уведомления, отмечает Счастливый.

По его мнению, нужно ввести ответственность за регулярные нарушения для сотрудников налоговых органов.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте

По результатам проверки доначислены налоги – как отразить в учете?

27.11.2015


По результатам выездной налоговой проверки за 2012-2014 гг. доначислен НДС, налог на прибыль, земельный налог, скорректирован убыток прошлых периодов (за счет исключения ряда расходов из налогооблагаемой базы). Ошибки существенны, отчетность за 2012-2014 гг. утверждена и сдана. Как правильно отразить результаты налоговой проверки в бухгалтерском и налоговом учете?

Фактически при доначислении налогов речь идет об исправлении ошибок в учете.

Бухгалтерский учет

Правила исправления ошибок и раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности устанавливает ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв.

приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н.

Порядок исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, определен пункте 9 ПБУ 22/2010, в частности указанные ошибки исправляются:

1. Записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли/непокрытого убытка. Таким образом, при исправлении в бухгалтерском учете допущенных существенных ошибок предшествующих отчетных лет формируются проводки (с соответствующей аналитикой) — Дебет 84 Кредит 68

2. Путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.

В случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 22/2010).

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства и не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, то она вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета (п. 9 ПБУ 22/2010). Согласно пункту 14 ПБУ 22/2010 ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:

  • по дебету счета 91 учитываются убытки (в том числе и недоучтенные суммы налогов, которые могли быть учтены в составе расходов) прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • по дебету счета 99 в течение отчетного периода отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций.

Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете пени и штрафов, доначисленных на основании акта налогового органа, формируются проводки (с соответствующей аналитикой): Дебет 99 (91) Кредит 68.

Налоговый учет

Порядок исправления ошибок, выявленных налогоплательщиком при исчислении налогов, определяется статьей 54 НК РФ, а внесение изменений в налоговые декларации — статьей 81 НК РФ.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным (налоговым) периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Согласно письму ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19576 после вынесения решения по результатам налоговой проверки налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию. При этом следует учитывать, что НК РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. В том числе отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки.

Соответственно, данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2014 по делу № А53-6091/2014).


Темы: налоговый учет , бухучет , налоговая проверка

Рубрика: Бухгалтерский учет и отчетность , Налоговые проверки , Налоговая отчетность

Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии

Отправить на почту

Печать

Написать комментарий


Как отразить суммы НДФЛ в декларации 3-НДФЛ за 2022 год ФНС установила особые правила проведения проверок ККТ в 2023 году ФНС привела алгоритмы, как заполнить декларацию по УСН после перехода на повышенную налоговую ставку ФНС сократила количество контрольных соотношений для расчета 6-НДФЛ ФНС рассказала, как заполнять и сдавать уведомления об исчисленных суммах налогов

Возврат подоходного налога с физических лиц | Государственная налоговая комиссия

Отслеживание хода возврата 24/7