Лишение специального права: применение, исполнение, особенности
Один из видов административного наказания — лишение специального права. Государство применит его за совершение правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РФ. Только при наличии состава административного правонарушения и указания в санкции статьи возможности назначить такой вид административного наказания. Это только основное наказание, с которым может применяться (или применяется) и дополнительный вид. Чаще всего это административный штраф.
Что такое лишение специального права
Большинство людей под лишением специального права понимают только право управления транспортным средством. Конечно, административные нарушения в области дорожного движения, — самый яркий пример. И по наиболее опасным из них КоАП закрепил лишение прав. И применяется это административное наказание достаточно часто.
Но это не все виды лишения прав. Закон устанавливает, к примеру, случаи лишения права охоты (ст. 7. 11. КоАП РФ). А также права управления воздушным судном, маломерным судном (ст. 11.5 КоАП РФ, 11.7 КоАП РФ). Статья 20.8. КоАП РФ закрепляет ответственность в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия.
Дисквалификация руководителя — отдельный вид наказания. Хотя он тоже заключается в лишении определенных прав — занимать определенные должности. Однако дисквалификация — отдельный вид наказания. И для него предусмотрены иные правила и иные основания (статьи КоАП РФ).
Общие положения о наказании устанавливает ст. 3.8. КоАП РФ. Итак, лишение специального права представляет собой временный запрет пользоваться ранее предоставленным ему правом в случаях, установленных законом и в связи с грубым или систематическим нарушением порядка пользования таким правом.
Особенности наказания в виде лишения права
Конструкция статьи 3.8. КоАП РФ позволяет сделать несколько существенных выводов (особенностей):
- наказание назначается только за грубое или систематическое (более 2 раз) нарушение порядка пользования правом.
Поэтому нельзя лишить права управления транспортным средством не в связи с нарушением правил дорожного движения. Например, за мелкое хулиганство и все иные составы
- право должно быть ранее предоставлено субъекту правонарушения. Он должен им владеть на момент совершения нарушения.
- наказание применяется только к физическим лицам. Не распространяется на лицензии и специальные разрешения организаций и индивидуальных предпринимателей
- основания: статья Особенной части КоАП РФ. Законы субъектов РФ не могут содержать указание на лишение специального права за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления. Такое наказание назначат, если нарушен порядок исполнения лишения специального права. Или временного ограничения, установленного в рамках исполнительного производства.
Подведомственность административных дел, влекущих лишение специального права, — только суд. Срок лишения — не менее 1 месяца и не более 3 лет.
К кому такое наказание не применяется
Закон предусматривает случаи освобождения от административной ответственности в виде лишения права. Помимо общих оснований прекращения административного производства, статья 3.8. КоАП РФ закрепляет отдельные случаи, когда такой вид наказания не применяется:
- если лицо пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, его нельзя лишить права управления таким средством. Но только если речь не идет об управлении в состоянии опьянения, отказа от прохождения медицинского освидетельствования и т.п. Перечень правонарушений, за которые наказание применяется независимо от инвалидности, устанавливает ч. 3 ст. 3.8. КоАП РФ.
- нельзя лишить охотника права охоты, если это охота — законный способ получения основных средств к существованию. Кроме ч. 1.2. ст. 8.37 КоАП РФ.
Лишение специального права — как исполняется
После вступления постановления по делу в силу (включая процедуру его обжалования), начинается исполнение наказания. Правонарушитель в течении 3 рабочих дней обязан сдать документы, подтверждающие наличие специального права, в уполномоченные органы. А если он уклоняется, то срок лишения права, установленный судом, прерывается.
Органы власти, которые участвуют в процессе:
- органы полиции — о лишении права управления транспортным средством
- Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России — о лишении права управления маломерными судами
- Роскомнадзор -о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств
- Росприроднадзор — право на охоту
- Нацгвардия — право на приобретение, хранение, ношение оружия и патронов к нему
Документы (кроме охотничьего билета и лицензии на оружие) хранятся в уполномоченных органах. Охотничий билет и лицензия аннулируются.
После истечения срока лишения специального права документы возвращаются при обращении к органу власти нарушителя.
2 вопросов по теме
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области
Прокурор разъясняет
- 22 мая 2020, 09:27
Законно ли требование должностного лица органов внутренних дел об уплате административного штрафа, назначенного одновременно с лишением права управления транспортным средством, как условие возвращения водительского удостоверения, в случае истечения срока давности исполнения судебного акта?
Текст
Поделиться
В соответствии с частью 1 статьи 32. 6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права водительского удостоверения.
В силу требований части 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ одним из условий возвращения гражданину водительского удостоверения по истечению срока лишения права на управление транспортным средством является уплата наложенного на него административного штрафа.
Между тем статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрены сроки давности исполнения постановления о назначении административного наказания и порядок их исчисления.
В части 1 данной статьи определено общее правило, согласно которому постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Частями 2-4 статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи приостановления и продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания.
Так, течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
При отсрочке или приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со
Таким образом, исходя из указанных норм федерального законодательства, а также позиции Верховного Суда РФ, отраженной в постановлении от 28.09.2018 №33-АД18-5, в случае истечения срока давности исполнения судебного акта, в том числе по окончании периода отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания требование должностного лица органов внутренних дел к гражданину об уплате административного штрафа, вынесенного одновременно с лишением права управления транспортным средством, как условие возвращения водительского удостоверения, является незаконным.
Законодательство об административных правонарушениях
Законно ли требование должностного лица органов внутренних дел об уплате административного штрафа, назначенного одновременно с лишением права управления транспортным средством, как условие возвращения водительского удостоверения, в случае истечения срока давности исполнения судебного акта?
В соответствии с частью 1 статьи 32.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права водительского удостоверения.
В силу требований части 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ одним из условий возвращения гражданину водительского удостоверения по истечению срока лишения права на управление транспортным средством является уплата наложенного на него административного штрафа.
Между тем статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрены сроки давности исполнения постановления о назначении административного наказания и порядок их исчисления.
В части 1 данной статьи определено общее правило, согласно которому постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Частями 2-4 статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи приостановления и продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания.
Так, течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
При отсрочке или приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31. 5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае же рассрочки исполнения постановления течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Таким образом, исходя из указанных норм федерального законодательства, а также позиции Верховного Суда РФ, отраженной в постановлении от 28.09.2018 №33-АД18-5, в случае истечения срока давности исполнения судебного акта, в том числе по окончании периода отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания требование должностного лица органов внутренних дел к гражданину об уплате административного штрафа, вынесенного одновременно с лишением права управления транспортным средством, как условие возвращения водительского удостоверения, является незаконным.
Законодательство об административных правонарушениях
Государства должны защищать и уважать права пожилых людей, лишенных свободы: Эксперт ООН
ЖЕНЕВА (19 сентября 2022 г. ) – Пожилые люди могут быть лишены свободы только в обстоятельствах, четко установленных международным правом в области прав человека, и такие ограничения должны быть необходимым и соразмерным законной цели, заявил сегодня эксперт ООН.
«Ограничение или отказ в праве на личную свободу может считаться произвольным, если оно является неоправданным, непропорциональным, дискриминационным или когда не была обеспечена надлежащая правовая процедура», — заявила Клаудия Малер, независимый эксперт ООН по вопросу о реализации всех прав человека пожилых людей. лиц. «Пожилые люди лишаются свободы, если их помещают в определенное место или помещают в государственное или частное учреждение против их воли, без их свободного и осознанного согласия или без разрешения покинуть их по своему желанию», — сказала она.
В докладе Малера на 51-й сессии Совета по правам человека проанализировано положение пожилых людей, лишенных свободы, их потребности и права в трех конкретных контекстах: уголовное правосудие; задержание, связанное с иммиграцией; и настройки ухода.
Эксперт подчеркнул, что право на личную свободу является основным правом человека для всех людей, в том числе в пожилом возрасте.
«В контексте уголовного правосудия государства должны обеспечить достойное обращение с пожилыми людьми и учет их особых потребностей в отношении возраста, состояния здоровья и инвалидности в соответствии с Правилами Манделы и Бангкокскими правилами для пожилых людей. женщин, — сказала она.
«В контексте содержания под стражей в связи с миграцией государства обязаны обеспечить открытые и гуманные условия приема пожилых лиц, ищущих убежища, и беженцев, включая безопасное, достойное и совместимое с правами человека обращение», — сказал Малер.
Эксперт сказал, что эйджизм и дискриминация по возрасту лежат в основе большинства ситуаций лишения свободы пожилых людей, и во всем мире эйджистское отношение привело к дискриминационным законам, политике и практике.
В отношении лишения свободы в учреждениях по уходу эксперт подчеркнул, что принятие законов, разрешающих лишение свободы и принудительный уход и медицинские вмешательства для пожилых людей, противоречит международным стандартам в области прав человека, включая Конвенцию о правах человека с ограниченными возможностями.
«Уважение автономии, независимости и дееспособности пожилых людей имеет решающее значение, когда речь идет о принятии решений, касающихся их ухода и поддержки», — сказала она.
Эксперт подчеркнул необходимость принятия законов и политики, реализующих механизмы мониторинга для оценки и определения статуса лишения свободы пожилых людей в каждом конкретном случае. «Учитывая неравномерный сбор данных о пожилых людях, лишенных свободы, опыт и жизненные реалии пожилых людей будут по-прежнему оставаться невидимыми», — сказал Малер.
Практика мониторинга и доступ к правосудию также должны быть доступны для пожилых людей в ситуациях лишения свободы, считает эксперт. «Государства должны проводить эффективные, оперативные, тщательные и беспристрастные расследования утверждений о таких нарушениях в отношении пожилых людей, в том числе в отношении их права на жизнь, произвольных задержаниях, пытках и других видах жестокого обращения». Визит в Финляндию в 2021 г. в Совет
КОНЕЦ
Клаудия Малер (Австрия) была назначена Советом по правам человека ООН в качестве Независимого эксперта по вопросам осуществления всех прав человека пожилыми людьми в мае 2020 года. Права в качестве старшего научного сотрудника в области экономических, социальных и культурных прав с 2010 года. Она также была приглашенным профессором в Высшей школе Элис Саломон в 2020-2021 годах. С 2001 по 2009 год г-жа Малер проводила исследования в Центре прав человека Потсдамского университета, где ее основными областями были образование в области прав человека, права меньшинств и закон об убежище. В 2000 году она получила докторскую степень и была назначена вице-президентом Комиссии по правам человека в Тироле и Форарльберге.
Специальные докладчики являются частью так называемых специальных процедур Совета по правам человека. Специальные процедуры, крупнейший орган независимых экспертов в системе ООН по правам человека, — это общее название независимых механизмов Совета по установлению фактов и мониторингу, которые рассматривают ситуации в конкретных странах или тематические вопросы во всех частях мира. Эксперты специальных процедур работают на общественных началах; они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу. Они независимы от любого правительства или организации и действуют в своем индивидуальном качестве.
Для дополнительной информации и запросов СМИ обращайтесь: к г-же Хи-Кён Ю ( [email protected] ) или к Клэр Мателли ( [email protected] 1 1) 31 или напишите по телефону [email protected] .
По вопросам СМИ , связанным с другими независимыми экспертами ООН, обращайтесь к Ренато Росарио Де Соузе ( [email protected] ) или Дхарише Индрагуптхе ( [email protected] )
Следите за новостями независимых экспертов ООН по правам человека в Твиттере: @UN_SPExperts .
Беспокоитесь о мире, в котором мы живем?
Тогда ВСТУПАЙТЕ сегодня за чьи-то права.
#Standup4humanrights
и посетите веб-страницу по телефону http://www. standup4humanrights.org
Правила Нельсона Манделы: защита прав лиц, лишенных свободы
Защита прав заключенных никогда не была легкой. Всеобщая декларация прав человека 1948 года конкретно не упоминала заключенных, хотя изложенные в ней права, включая запрет пыток, право на справедливое судебное разбирательство и презумпцию невиновности, имплицитно распространялись на них. Семь лет спустя, в 1955 году Первый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Это было важным началом, и в 2015 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла расширенные правила, известные как «Правила Нельсона Манделы», в честь, пожалуй, самого знаменитого заключенного двадцатого века.
Правила основаны на обязательстве относиться ко всем заключенным с уважением их человеческого достоинства и ценности, а также запрещать пытки и другие формы жестокого обращения.
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) было агентством, возглавлявшим процесс пересмотра. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) обеспечило соответствие пересмотренных правил международным стандартам в области прав человека, принятым с 1950-х годов. В результате Правила Манделы предоставляют государствам подробные рекомендации по защите прав лиц, лишенных свободы, от лиц, находящихся в предварительном заключении, до осужденных заключенных.
Правила основаны на обязательстве относиться ко всем заключенным с уважением их человеческого достоинства и ценности, а также запрещать пытки и другие формы жестокого обращения. Они предлагают подробные рекомендации по широкому кругу вопросов, начиная от дисциплинарных мер и заканчивая медицинским обслуживанием. Например, они запрещают сокращение рациона питания или воды заключенного, а также использование средств сдерживания, которые по своей сути унижают достоинство или причиняют боль, таких как цепи или кандалы.
Правила ограничивают использование одиночного заключения в качестве крайней меры, которая должна использоваться только в исключительных обстоятельствах. Мандела обнаружил, что одиночное заключение является «наиболее неприятным аспектом тюремной жизни. Не было ни конца, ни начала; есть только собственный ум, который может начать шалить».
В тюрьме Роббен-Айленд в Южной Африке Мандела возглавил движение гражданского неповиновения, которое привело к улучшению условий содержания заключенных. Его автобиография, Долгий путь к свободе , описывает, как улучшилось питание, короткие брюки были заменены длинными, газеты были разрешены, а ручной труд был прекращен.
Правила Нельсона Манделы подчеркивают, что оказание медицинской помощи заключенным является обязанностью государства и что отношения между медицинскими работниками и заключенными регулируются теми же этическими и профессиональными стандартами, которые применяются к пациентам в обществе. Кроме того, Правила обязывают тюремные медицинские службы оценивать и заботиться о физическом и психическом здоровье заключенных, в том числе с особыми потребностями.
Минимальные требования, содержащиеся в Правилах Нельсона Манделы, актуальны сегодня как никогда.
Минимальные требования, содержащиеся в Правилах Нельсона Манделы, актуальны сегодня как никогда. Хотя уровень преступности снижается во многих частях мира, количество заключенных увеличивается. По оценкам, во всем мире насчитывается более 10 миллионов заключенных, не считая людей, задержанных полицией или находящихся под другим административным задержанием, по которым не было принято официального решения о предъявлении обвинения или судебном преследовании. Кроме того, число лиц, отбывающих пожизненное заключение, увеличилось на 84 процента в период с 2000 по 2014 год. Глобальные тенденции также не свидетельствуют о снижении уровня насилия в тюрьмах во всем мире, при этом мало гарантий безопасной и надежной среды для многих заключенных.
Помня об этих опасениях и руководствуясь Правилами Нельсона Манделы, УВКПЧ работает над обеспечением защиты прав человека лиц, лишенных свободы.
Помощник Генерального секретаря Эндрю Гилмор посещает центральную тюрьму в Касабе, недалеко от Лубумбаши, восточная часть Демократической Республики Конго, во время миссии в страну в 2016 году. и улучшить условия содержания под стражей по громким отдельным делам в Колумбии и других странах. В некоторых случаях это привело к увеличению числа посещений тюремной медицинской бригады, своевременному предоставлению лекарств и доступу к правовой защите.
УВКПЧ уделяет особое внимание важности адекватного жилья в соответствии с Правилами Манделы. Например, в рамках Программы поддержки тюремной реформы в Камбодже мы инициировали инженерную помощь, чтобы сделать окна в тюремных камерах, установить вытяжную вентиляцию, установить внутренние ограждения, создающие зоны для выхода заключенных на улицу, а также улучшить санитарию и доступ к питьевой воде.
Что касается прав заключенных на здоровье и образование, Организация Объединенных Наций помогла оборудовать почти 90 процентов провинциальных специализированных больниц в Камбодже с охраняемыми помещениями, которые облегчают госпитализацию больных заключенных, что позволяет им получать помощь без ограничений. УВКПЧ также работало с местными властями над улучшением образования лиц, лишенных свободы, в том числе путем предоставления доступа к книгам и подключения тюрем к возможностям профессионального обучения.
Выполнение Правил Нельсона Манделы также включает предоставление юридической помощи и консультаций как государствам, так и заключенным. На Мадагаскаре усилия по защите интересов привели к ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток в 2017 году. Это важно, учитывая, что Протокол обязывает экспертов Организации Объединенных Наций посещать тюрьмы, чтобы способствовать улучшению условий и предотвращению жестокого обращения.
Защита абсолютного запрета пыток побудила нас работать с другими партнерами над инициативой, направленной на разработку набора принципов и гарантий в отношении методов «непринудительного следственного допроса» для полиции и других правоохранительных органов. Широко признано, что применение пыток для получения информации аморально и незаконно. Менее понятным, несмотря на массу доказательств, является то, что такие методы также неэффективны и даже контрпродуктивны по той простой причине, что люди, подвергающиеся пыткам, могут сказать что угодно, чтобы остановить боль и унижение, тем самым часто давая следователям информацию, которая полностью не соответствует действительности. . Это может дискредитировать все судебные и полицейские процессы в соответствующей стране, а также привести к осуждению не тех людей. Обсуждаемая в настоящее время инициатива призвана привлечь к процессу как можно больше сотрудников правоохранительных органов, чтобы лучше понять полную неэффективность принудительного допроса.
Как показывают некоторые из приведенных выше примеров, Организация Объединенных Наций продолжает чтить наследие Нельсона Манделы, тесно сотрудничая с государствами и гражданским обществом для защиты прав человека лиц, лишенных свободы. И, что немаловажно, мы работаем с самими лишенными свободы, чтобы защитить их достоинство.
Как говорится, «О степени цивилизованности общества можно судить, побывав в его тюрьмах». Нельсон Мандела явно согласился. Как он сам сказал: «Никто по-настоящему не знает нацию, пока не побывал в ее тюрьмах. О нации следует судить не по тому, как она обращается со своими высшими гражданами, а по тому, как она относится к своим низшим гражданам».