как он проходит и как эффективно к нему подготовиться
31 октября 2019
АдвокатураПравовые вопросы статуса адвоката
16 октября «АГ» опубликовала новость о запуске Федеральной палатой адвокатов РФ тренажера для тестирования по вопросам первой части квалификационного экзамена. Идею тренажера прокомментировали юристы, недавно получившие адвокатский статус, в том числе и я. В процессе подготовки комментария я решил рассказать претендентам о том, как проводится квалификационный экзамен в АП Санкт-Петербурга, и поделиться собственным опытом подготовки к нему.
Претенденты на получение адвокатского статуса подразделяются на юристов, которые сначала проходят стажировку под руководством опытного адвоката, и тех, кто минует этот этап. Собирательный образ претендента выглядит так – лицо с высшим юридическим образованием либо ученой степенью, два года успешно отработавшее по специальности либо прошедшее стажировку сроком от года, которое также является дееспособным и не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Экзамен состоит из двух этапов – письменного тестирования и устного собеседования, однако для стажера адвоката существует еще один «фильтр» в виде Комиссии Совета АП Санкт-Петербурга по допуску стажеров к квалификационному экзамену на приобретение статуса. Допуск стажера к экзамену предусматривает подготовку отчета о стажировке, который подписывается в том числе руководителем стажировки (адвокатом-наставником), а также небольшое собеседование, немного напоминающее устную часть экзамена.
После получения решения о допуске к экзамену претендент обращается в квалификационную комиссию адвокатской палаты с заявлением о присвоении статуса адвоката и представляет документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к претендентам Законом об адвокатуре.
Далее начинается самое, на мой взгляд, интересное – подготовка к экзамену. На подготовку к обоим этапам я выделил для себя месяц. В этот период я почти не работал, но при этом сидел за книгами далеко не каждый день – даже периодически «отвлекался» на поездки и преподавательскую деятельность.
Первый этап: тестирование
Основная подготовка к письменному тестированию заключается в неоднократном, вдумчивом прочтении Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката.
Утвержденный ФПА РФ перечень включает 324 вопроса с различным количеством правильных ответов. При этом если ответ содержит несколько правильных вариантов и претендент не перечислит их все, ответ не будет засчитан как верный. Спектр вопросов весьма широк – это не только законодательство, но и различные методические рекомендации, утвержденные Советом ФПА, разъяснения Комиссии ФПА по этике и стандартам, отдельные кейсы из практики Европейского Суда по правам человека и многое другое. Некоторые моменты вызывают легкое удивление. К примеру, в вопросе № 215 правильным является только один ответ, как и в вопросе № 252, к которому предлагается выбрать несколько вариантов ответа, хотя правильный только один – первый.
Я готовился именно по этим вопросам, прорешав тест несколько раз, но каково было мое удивление, когда, придя на экзамен, я узнал, что тестирование будет по другим вопросам, затрагивающим и иные области знаний – в частности, историю адвокатуры. Думается, у будущих претендентов таких сюрпризов уже не будет.
Что касается тренажера, размещенного на сайте ФПА РФ, то он, безусловно, будет весьма полезен, поскольку позволит претендентам заранее проверить свои знания и определить уровень готовности к сдаче квалификационного экзамена. Отличительная особенность онлайн-теста состоит в наличии вопросов не только на знание Закона об адвокатуре и КПЭА, но и различных методических рекомендаций, утвержденных Советом ФПА, а также судебной практики – российской и международной. Это, на мой взгляд, правильно, поскольку зачастую благодаря рекомендациям ФПА РФ начинающий адвокат в сложной ситуации может выстроить свое поведение так, чтобы оно соответствовало адвокатской этике.
Я бы рекомендовал изучить все вопросы теста и прорешать его как минимум дважды. Механически заучивать ответы недальновидно – правильно (да и проще, на мой взгляд) все-таки именно прочитать и понять релевантное нормативно-правовое регулирование.
Тренажер облегчит подготовку к экзамену и с технической точки зрения. К примеру, когда я готовился к экзамену, то сначала решал задания теста, попутно отмечая правильные ответы, а потом выполнял задания повторно, сверяясь с правильными ответами. Это довольно неудобно, особенно в сравнении с онлайн-тренажером. В интернете есть похожие тесты, но их бесплатные версии сильно ограничены и обычно включают порядка 70 вопросов из 324.
Единственное, что я рекомендовал бы разработчикам тренажера, – добавить возможность для тестируемого посмотреть не только количество правильных ответов на вопросы, но и показать промахи, чтобы он мог сделать работу над ошибками и уделить больше времени той или иной области знаний.
Для успешной сдачи письменного тестирования, проводимого на компьютере, нужно было ответить на 50 из 70 вопросов за час. Мне хватило примерно 15 минут, чтобы ответить на 65 вопросов (в оставшихся пяти заданиях я, скорее всего, допустил ошибки в вопросах, касающихся советской адвокатуры). Напомню, что во время компьютерного тестирования запрещено пользоваться любыми источниками информации.
Второй этап: собеседование
Перечень вопросов к собеседованию включает 236 вопросов относительно адвокатуры и ее истории, а также законодательства, регулирующего деятельность адвоката, других различных областей права.
Для подготовки к экзамену кроме кодексов и действующих постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ я использовал монографии Евгения Суханова (гражданское право), Леонида Головко (уголовный процесс) и учебник Юридического института Сибирского федерального университета (уголовное право).
Экзамен проходит по классическому сценарию, знакомому каждому студенту: претендент тянет билет, содержащий четыре вопроса на разные темы, после чего готовится в течение часа. Мне, например, достались вопросы о судебных извещениях в арбитражном процессе, процессуальном статусе прокурора в уголовном судопроизводстве на разных стадиях, деятельности адвоката по искам о диффамации и о позиции адвоката в случае конфликта интересов и коллизии взаимоотношений с доверителем.
Во время подготовки к ответу можно пользоваться текстами кодексов без комментариев, что существенно упрощает задачу. Реально на подготовку у меня ушло порядка 20 минут, после чего я просто дожидался своей очереди на собеседование. Перед тем как претендент предстанет перед комиссией, все сделанные им записи забирают, так как пользоваться ими запрещено. Во время собеседования могут быть заданы и другие вопросы, которые позволят комиссии понять, действительно ли экзаменующийся разбирается в теме, а не просто запомнил ответ непосредственно перед экзаменом.
В случае успешной сдачи экзамена претендент принимает присягу согласно порядку, установленному адвокатской палатой субъекта РФ (я, к примеру, принял присягу в день сдачи экзамена), и с этой даты становится членом российского адвокатского сообщества.
Надеюсь, мои рекомендации помогут будущим адвокатам справиться с волнением, эффективно подготовиться к квалификационному экзамену и успешно его сдать.
31 октября 2019
АдвокатураПравовые вопросы статуса адвоката
Адвокатская палата ХМАО-Югры — Порядок сдачи квалификационного экзамена
«Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются Советом ФПА РФ.
Лицо, отвечающее требованиям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства и в качестве налогоплательщика, с заявлением о присвоении ему статуса адвоката и рядом документов (см. вкладку «Документы для допуска к сдаче квалификационного экзамена»).
Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.
Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.
Письменные ответы на вопросы (тестирование)
Тестирование производится с применением компьютерной программы, разработанной по заказу Федеральной палаты адвокатов РФ.
Во время письменного ответа на вопросы (тестирования) претендент не вправе пользоваться компьютерными правовыми базами данных, кодексами и сборниками нормативных актов
Для проведения тестирования претендента компьютерная программа методом случайной выборки определяет 70 вопросов из Перечня вопросов тестирования, утвержденного Советом Федеральной палаты адвокатов РФ.
Время ответов на вопросы тестирования устанавливается компьютерной программой в размере 60 минут. Претендент может окончить тестирование досрочно, ответив на все вопросы теста. Если претендент не закончил ответы на вопросы тестирования в установленные компьютерной программой 60 минут, то процедура тестирования программой прекращается, оцениваются только те вопросы, на которые дал ответ претендент. Претендент считается успешно сдавшим часть экзамена в виде письменных ответов на вопросы (тестирование), если он правильно ответил на 50 и более вопросов тестирования.
По окончании процедуры тестирования претендента компьютерная программа распечатывает результаты тестирования: заданные претенденту вопросы, варианты ответов, данный претендентом ответ, правильный ответ, общее количество поставленных вопросов, общее количество ответов претендента, общее количество правильных ответов претендента, результаты тестирования – «тестирование пройдено» или «тестирование не пройдено». Претендент подписывает каждый лист распечатки результатов тестирования.
В отношении претендента, успешно прошедшего тестирование, допускается распечатка только первого листа, содержащего итоговые результаты тестирования, который подписывается претендентом.
Устное собеседование
Вторая часть экзамена проводится в форме устного собеседования по экзаменационным билетам, в каждый из которых включается по 4 вопроса и 2 задачи (по уголовному и гражданскому праву).
Перечень вопросов обновляется ежегодно советом Федеральной палаты адвокатов РФ.
При проведении устного собеседования претендент выбирает экзаменационный билет и не менее чем 45 минут готовится к ответу.
При подготовке к ответам по билету устного собеседования претендент вправе пользоваться кодексами и сборниками нормативных актов в бумажном виде.
Претендент, имеющий ученую степень по юридической специальности (кандидат или доктор юридических наук), освобождается от проверки знаний в ходе квалификационного экзамена по научной специальности его диссертационного исследования.
Экзамен считается не сданным, если хотя бы по одному из заданий претендент показал неудовлетворительные знания.
При отрицательном результате экзамена, равно как при неявке на экзамен без уважительных причин, претендент вправе повторно обратиться с заявлением о сдаче экзамена не ранее чем через один год.
Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.
Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Квалификационный экзамен: Северо-Западный университет Межведомственная неврология: Медицинская школа Файнберга: Северо-Западный университет
Целями квалификационного экзамена являются: 1) определить прогресс студента в научных и экспериментальных рассуждениях, отраженный в его знании экспериментальных стратегий и методов, способность обсуждать в режиме реального времени обоснование и экспериментальный дизайн своего проекта, а также способность обсуждать потенциальные ловушки этих экспериментальных стратегий и методов; и 2) определить понимание студентом базовых знаний, необходимых для получения докторской степени в области неврологии в своей области, соответствующей уровню студента второго курса NUIN. Эти базовые знания включают фактическую информацию, теоретические концепции и методологические подходы, относящиеся к их проекту и полученные в ходе курсовой работы и обзора соответствующей литературы.
Квалификационные экзамены проводятся устно и состоят из исследовательского выступления мелом (использование доски, но не слайдов, презентаций или других подготовленных наглядных пособий). Учащегося будут спрашивать об обосновании, подходе, результатах, интерпретации и значимости обсуждаемого проекта. Никаких предварительных результатов не требуется, но ожидается, что учащиеся будут знакомы с потенциальными экспериментальными результатами. Студенты также должны быть осведомлены об общих принципах, связанных с темой их исследовательского разговора мелом. Цель квалификационного экзамена — продемонстрировать Комитету прогресс научных и экспериментальных рассуждений студента. Предварительные данные не требуются. Во многих случаях представленный проект перерастет в дипломный проект, но это не является обязательным требованием.
Ключевые знания и навыки включают:
- Научное и экспериментальное мышление, подходящее для аспиранта второго курса;
- Знакомство с экспериментальными стратегиями и методами, относящимися к исследовательскому проекту, описанному в QE;
- Возможность обсуждать в реальном времени обоснование и экспериментальный план своего проекта;
- Способность обсуждать потенциальные ловушки этих экспериментальных стратегий и методов;
- Владение фактической информацией, теоретическими концепциями и методологическими подходами, относящимися к проекту, представленному в QE.
Сроки и расписание:
Квалификационный экзамен может быть назначен уже в весенней четверти и не позднее конца летней четверти второго года обучения. Ожидается, что это продлится от 1 до 2 часов. Студент несет ответственность за то, чтобы запланировать точное время, дату и место. При необходимости студенты могут обратиться к персоналу NUIN за помощью в бронировании комнаты. Студенты не должны приносить еду или питье на заседания комитета.
Экзаменационная комиссия:
Студенты должны тесно сотрудничать со своим научным руководителем, чтобы выбрать членов комиссии по квалификационным экзаменам. Помощник директора NUIN также может дать рекомендации. Квалификационная экзаменационная комиссия состоит из трех или более преподавателей и научного руководителя студенческой диссертации (в качестве наблюдателя). Один член комитета (не научный руководитель) выступает в качестве председателя квалификационного экзамена и представляет резюме председателя после экзамена.
Члены комиссии по квалификационному экзамену должны быть в состоянии 1) определить прогресс в научных и экспериментальных рассуждениях 2) определить понимание базовых знаний, относящихся к проекту, которые необходимы для получения степени доктора наук в области неврологии. На этапе квалификационного экзамена практически любой преподаватель программы NUIN будет допущен к оценке пунктов 1 и 2 выше.
Во многих случаях преподаватели, отобранные для участия в квалификационном экзамене, будут совпадать с комитетом по тезисам, но состав членов может измениться до подачи тезисного предложения, особенно если изменится объем или направление проекта. Инструкции по выбору диссертационного комитета приведены в Руководстве по сдаче квалификационных экзаменов NUIN , «Выбор диссертационного комитета».
Оценка, результаты и обратная связь:
Квалификационный экзамен состоит из презентации учащегося Research Chalk Talk и вопросов членов комитета. Студентам будет предложено покинуть аудиторию до начала экзамена и снова после презентации и вопросов. См. Руководство по сдаче квалификационного экзамена NUIN «Как вести разговор мелом» .
Квалификационный экзамен не имеет последствий «сдал или не сдал». Каждый член комитета заполняет форму с указанием текущего уровня успеваемости учащегося (превышает ожидания, соответствует ожиданиям, ниже ожиданий) по конкретным экзаменационным критериям ( см. Руководство по квалификационным экзаменам NUIN, «Оценка квалификационных экзаменов» ). Комитет имеет прерогативу рекомендовать конкретные действия по устранению предполагаемых недостатков. Эти рекомендации могут включать обзор литературы, курсовую работу или другое упражнение по развитию навыков или знаний. Любые рекомендации будут сформулированы в консультации с научным руководителем студента.
Письменные отзывы обобщаются и обобщаются председателем комиссии по квалификационным экзаменам в виде «Резюме председателя» и предоставляются студенту, его научному руководителю и программе NUIN вместе с формами отзывов отдельных членов комиссии в течение 1 неделю после экзамена. Завершение квалификационного экзамена продвигает студента к кандидатуре. Сроки и выполнение рекомендуемых исправлений должны быть подробно обсуждены между студентом и его научным руководителем.
Квалификационный экзамен | Факультет истории
Для получения степени доктора философии. кандидатуры, помимо выполнения необходимой курсовой работы, студент должен соответствовать следующим требованиям:
1) Сдача квалификационного экзамена. Этот этап, в свою очередь, влечет за собой выполнение следующих трех требований:
a) Успешная сдача квалификационного экзамена, состоящего из письменного и устного компонентов (см. ниже)
b) Две исследовательские работы, одобренные комитетом (см. ниже)
c) Приемлемые для комитета доказательства владения иностранным языком или другими навыками, имеющими отношение к предлагаемому исследованию
2) Проспект диссертации (см. ниже)
Эти два основных требования могут быть выполнены в любом порядке , на усмотрение главного консультанта студента. То есть, по согласованию с главным руководителем, студент может либо сдать квалификационный экзамен (плюс исследовательские работы и языковая компетенция) до подачи проспекта диссертации, либо наоборот. Обратите внимание, что экзаменационный комитет и комитет по диссертации не обязательно будут состоять из одних и тех же преподавателей, хотя главный консультант студента будет работать в обоих комитетах.
Квалификационный экзамен
Квалификационный экзамен оценивает компетентность учащегося в трех областях истории или двух областях истории и еще одной дисциплине или программе. Экзаменационная комиссия также оценивает готовность студента к самостоятельному исследованию для диссертации, о чем свидетельствуют две исследовательские работы студента. Квалификационный экзамен проводится на втором или третьем курсе и не позднее конца третьего года, 30 июня.
Квалификационный экзамен состоит из письменного и устного компонентов. Письменный компонент определяется консультантом в каждой области. Письменным компонентом может быть письменный экзамен. Письменный экзамен в каждой области должен быть запланирован за три недели до одной недели до даты устного экзамена. Максимальное время каждого экзамена – три часа. В качестве альтернативы консультант может потребовать подробный план предлагаемого курса в изучаемой области. План курса может включать программу, аннотированную библиографию работ, использованных при подготовке лекций и дискуссий, и другие элементы. Точные требования остаются на усмотрение консультанта. План курса должен быть представлен в экзаменационную комиссию в течение одной недели до запланированного устного экзамена. Независимо от того, готовит ли студент данную область для поддержки будущих диссертационных исследований или развития области педагогического мастерства, это будет влиять на решение о необходимости письменного экзамена или плана курса.
Во время устного экзамена экзаменационная комиссия задает студенту вопросы по каждой из трех областей. Устный экзамен дает студенту возможность уточнить письменный компонент, а также другие аспекты экзаменуемой области, которые не рассматриваются в письменном компоненте.
На основании оценки результатов студента на квалификационном экзамене комитет объявляет, по его мнению, соответствует ли студент требованиям для получения степени доктора философии. кандидатуры или требуются дальнейшие процедуры. Эти дополнительные процедуры могут принимать форму письменных или устных экзаменов в одной или нескольких из трех областей, дополнительной письменной работы, подготовленной в соответствии со спецификациями комитета, или дополнительных курсов обучения. Последующие встречи могут потребоваться для оценки такой работы. В любом случае квалификационный процесс, включая любые постэкзаменационные процедуры, должен быть завершен до начала занятий в следующем осеннем семестре (четвертый год обучения студента в аспирантуре).
Экзаменаторы официально не оценивают результаты квалификационного экзамена, за исключением случаев, когда они указывают на сдачу или неуспех. Сдача представляет собой квалификацию для получения степени магистра как шаг к докторской степени. Тем не менее, студент, который не соответствует требованиям для диссертационного исследования, может быть рекомендован для получения специальной окончательной степени магистра.
Форма квалификационного экзамена
Поля квалификационного экзамена
Студент обычно готовит к квалификационному экзамену три отдельных поля. Эти поля могут быть определены с точки зрения областей и периодов или тем. В этом списке указаны некоторые стандартные поля, предлагаемые отделом. Другие области сопоставимого масштаба могут быть разработаны студентом и консультантом с одобрения экзаменационной комиссии и Комитета по последипломному обучению.
Третье поле должно находиться за пределами географического центра основной области обучения учащегося. Например, если основной областью учащегося является история Соединенных Штатов, третья область должна быть неамериканской. Кроме того, учащийся должен избегать чрезмерного дублирования поля «период/область» и поля «тема». Исследователь, представляющий как империализм, так и Европу с 1789 года, должен, для последней, подчеркивать аспекты, отличные от империализма.
Периоды/районы
- Африка
- Америка до 1865*
- США с 1865 г. *
- 20 век США
- Британия, 1485-1714 †
- Великобритания с 1714 г. †
- Ранний современный Китай (Мин-Цин)
- Современный Китай
- Колониальная Латинская Америка
- Постколониальная Латинская Америка
- Средневековая Европа
- Ранняя современная Европа
- Европа с 1789 г.
- Современная Германия
- Япония с 1868 г.
- Ближний Восток с 1800 г.
- Южная Азия
*Два поля выше можно считать одним: Америка
†Два поля выше можно считать одним: Великобритания
Темы
- История афроамериканцев
- Американская религиозная история
- Американская политическая история
- Экологическая история
- Этническая принадлежность и национализм
- Империя и колониализм
- Гендер и женская история
- Глобализация
- Исламская история
- История медицины
- Ранняя современная еврейская история §
- Современная еврейская история §
- Средневековое христианство
- Италия эпохи Возрождения
- Всемирная история
- Религиозная история
- Производство знаний
- Культурология
§Вышеуказанные два поля можно рассматривать как одно: Еврейская история
Выбор одного из больших «комбинированных» полей позволяет учащемуся выбрать другое вспомогательное или пересекающееся междисциплинарное поле (например, афроамериканскую историю или американскую культурологию, наряду с «Америкой» или литературой и историей с британской направленностью, наряду с «Великобританией»), оставляя место для третьего поля за пределами основной области обучения студента (в этих случаях неамериканский или небританский, соответственно ).
Междисциплинарные области
- Исследования американской культуры
- Литература и история
- Современные международные отношения
Требования к языку
Студенческая экзаменационная комиссия к моменту проведения квалификационного экзамена удостоверится, что достигнут достаточный прогресс в приобретении этих навыков для исследования диссертации.
Минимальным требованием, как правило, является знание языка документов или культуры, на которых студент собирается проводить диссертационное исследование, а также знание еще одного языка (не английского) или практического применения количественных или других технических навыков. Студенты обычно демонстрируют компетентность, сдав экзамен по переводу под наблюдением специалиста, утвержденного Комитетом выпускников
Исследовательские работы
Экзаменационная комиссия также оценивает готовность студента провести независимое исследование для диссертации, о чем свидетельствуют две исследовательские работы студента. Работы должны быть представлены членам экзаменационной комиссии не менее чем за две недели до даты проведения устной части квалификационного экзамена. Предыдущие проекты исследовательских работ должны быть одобрены преподавателем курсов, для которых статьи были первоначально написаны.
Две статьи должны быть основаны на материалах из первоисточников и иметь качество, пригодное для публикации. Тема или период времени, рассматриваемые в двух статьях, могут быть связаны, если статьи демонстрируют сильную исследовательскую компетентность в двух разных областях. Исследовательская работа, в значительной степени основанная на первоисточниках, часто является основой первой академической публикации студента. Эти документы могут, но не обязательно, быть связаны с предлагаемой диссертационной работой. Они часто пересматриваются и полируются студентом после завершения семинаров, для которых они были первоначально написаны. Допускаются также статьи, подготовленные в рамках дипломной работы в другом месте, или статьи, написанные специально для представления экзаменационной комиссии. 0003
Проспект диссертации
Проспект диссертации представляет собой подробное описание диссертации, которую студент собирается написать. Диссертация должна внести оригинальный вклад в историческую науку. Прежде чем выбрать тему, студент должен свериться со списком диссертаций Американской исторической ассоциации, чтобы избежать дублирования.
Форма проспекта диссертации
Примерно на 6-12 страницах проспект должен максимально точно ответить на следующие четыре вопроса:
1. Каковы основные гипотезы или обобщения, которые студент предполагает развить и проверить в диссертации?
В проспекте должны быть описаны исторические явления (события, цифры, ситуации, тенденции или проблемы), подлежащие изучению. Однако он должен выходить за рамки простого повествования и описания и рассматривать виды вопросов и потенциальных ответов, которые даст само исследование. При этом в проспекте следует указать значимость темы и гипотезы для роста исторических знаний. Поскольку гипотезы подлежат проверке исследованиями, проспект может включать предварительные утверждения, которые противоречат друг другу, а также дополняют друг друга.
2. Каково нынешнее состояние актуальной исторической литературы? Как предлагаемое исследование будет способствовать текущим дебатам в этой области?
Ответ покажет, как далеко ученик продвинулся в размышлениях над проблемой; продемонстрировать знакомство с вторичными материалами; и попытаться сопоставить собственное исследование студента с исследованиями других ученых в этой области. К проспекту должна быть приложена библиография.
3. Какие виды источников и данных будут задействованы в проекте, и какие исследовательские процедуры и методы потребуются?
Писатель должен иметь представление о необходимых ресурсах, о том, где их можно найти и как их можно использовать и анализировать. Неожиданные данные или документы обязательно появятся, но исследователь должен знать, с чего начать. Необходимо некоторое указание на документы, архивы, опубликованные первичные материалы и устные рассказы, к которым будут обращаться.
4. Каковы конкретные ограничения исследования, которые позволят удержать диссертацию в разумных пределах и объеме?
Необходимо уделить должное внимание разработке практической проблемы диссертации и плана исследования, которые могут быть доведены до конца. Проспект должен включать: информацию о любой завершенной исследовательской работе, проекты рукописей и предварительный график проекта.
Поскольку исследование меняет характер любой предложенной диссертации, студент не обязан точно выполнять программу, описанную в его или ее проспекте. Но студент должен быть в состоянии представить разумный план на этом этапе. Те, кто намеревается подать заявку на получение стипендии Фулбрайта или гранта фонда на четвертый год обучения, должны подготовить проспект в начале третьего года.
Защита проспекта диссертации
Защита проспекта диссертации проводится в экспертном совете по защите диссертации. Консультативный совет по диссертации состоит из трех преподавателей.