Кто несет ответственность за дтп собственник или водитель: Ответственность водителя в ДТП с пострадавшими 2023

С кого взыскивается ущерб по ДТП с собственника авто или водителя \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • С кого взыскивается ущерб по ДТП с собственника авто или водителя

Подборка наиболее важных документов по запросу С кого взыскивается ущерб по ДТП с собственника авто или водителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • ДТП:
  • Аварийный комиссар
  • Взыскание ущерба от ДТП с работника
  • Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
  • Возмещение вреда здоровью при ДТП
  • ДТП это
  • Показать все
Еще
  • ДТП:
  • Аварийный комиссар
  • Взыскание ущерба от ДТП с работника
  • Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
  • Возмещение вреда здоровью при ДТП
  • ДТП это
  • Показать все
  • Обязательства из причинения вреда:
  • Акт о затоплении нежилого помещения
  • Взыскание ущерба с работника в порядке регресса
  • Владелец источника повышенной опасности
  • Возмещение вреда в натуре
  • Возмещение вреда здоровью
  • Показать все

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 01. 03.2006
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года»Вопрос 52: Кто является надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности (транспортным средством) в результате дорожно-транспортного происшествия, в том случае, если управление им в присутствии законного владельца автомобиля осуществляло лицо, не имеющее доверенности, оформленной в установленной законом письменной форме?

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2022 N Ф04-8430/2021 по делу N А46-6761/2021
Требование: О взыскании с Российской Федерации в лице Министерства РФ по делам гражданской обороны ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, расходов на услуги эксперта.
Обстоятельства: Водитель грузового автомобиля уполномоченного органа по делам гражданской обороны при исполнении служебных обязанностей допустил столкновение с автомобилем общества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано причинение убытков обществу в результате ДТП, подтверждено неполное возмещение убытков в рамках отношений ОСАГО, признано правомерным обращение за взысканием ущерба к министерству как главному распорядителю бюджетных средств.Из содержания приведенных выше норм права в их системной связи и правовых позиций высших судебных инстанций усматривается, что лицо, чье транспортное средство повреждено в результате ДТП, вправе претендовать на полное возмещение причиненного ему ущерба. При этом в части, подпадающей под страховое покрытие по ОСАГО (с учетом лимита ответственности страховщика и порядка определения размера страховой выплаты по Единой методике), указанный ущерб возмещает страховая компания, а в оставшейся части — причинитель вреда (законный владелец транспортного средства, работодатель водителя — виновника ДТП).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: О материальной ответственности в случае, когда работник-водитель попал в ДТП
(Волкова М. Н.)
(«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2023, N 1)Поскольку работодатель, являющийся собственником (владельцем) транспортного средства, возмещает весь ущерб, возникший при нарушении работником-водителем ПДД или при ДТП, у него возникает вопрос, что он может взыскать с работника в порядке регресса.

Нормативные акты

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26. 01.2010 N 1
«О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»19. Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Кто оплачивает ущерб в ДТП: собственник или владелец автомобиля? Объясняет автоблогер | Pchela.news

Прежде чем передавать управление своим автомобилем кому бы то ни было, хорошенько задумайтесь, что в случае ДТП, возможно, ущерб придется выплачивать вам. Вы к этому готовы? Один из свежих примеров: у водителя, которому было передано управление, оказалось поддельное водительское удостоверение, о чем собственник и не догадывался. Но поскольку права управления у водителя не было, то передача управления ему была незаконной, и часть выплаты по ущербу от ДТП возложили на собственника.

Юрий Панченко

Автомобиль — источник повышенной опасности. Это означает, что в любой момент времени автомобиль может выйти из подчинения человека. Как к любому другому владельцу повышенной опасности, к водителю применяется статья 1079 Гражданского кодекса. Согласно ее положениям, в отношении собственника действует презумпция виновности. И если он кому-то передает свой автомобиль в пользование, то в случае ДТП ему необходимо доказать две вещи:

  1. Передача управления была на законных основаниях.
  2. Угона автомобиля не было. (Если угон был и в этом есть вина собственника, то платить ему).

Передача управления в рамках ПДД происходит, когда за руль в присутствии собственника садится другой водитель. В данном случае водитель должен иметь водительское удостоверение соответствующей категории, а данные о нем должны быть внесены в страховой полис или полис должен быть «открытым». Если прав у водителя нет или в полисе о нем не упоминается, то в случае ДТП ущерб возмещать собственнику.

Передача управления в рамках Гражданского кодекса может происходить несколькими способами, самыми популярными из которых являются:

  1. Договор безвозмездного пользования.
  2. Договор простой аренды.

Оба этих договора не требуют обязательной письменной формы. Но лучше найти листочек любой бумаги и набросать договор в произвольной форме. Главное, чтобы на нем была подпись нового владельца, которая подтвердит передачу управления. Если договор заключается в устной форме, крайне желательно делать это при свидетелях.

Передавая другу вместе с автомобилем ключи и свидетельство о регистрации, собственник фактически заключает договор безвозмездного пользования. У автомобиля появляется новый владелец, который или должен быть внесен в страховой полис, или же ему потребуется в течение 10 дней выписать новый полис, уже от своего имени. Правда, в последнем случае потребуется правоустанавливающий документ, то есть договор в письменной форме.

Таким образом, на руках у собственника так или иначе остается документ, подтверждающий законность передачи управления. Если в полис ОСАГО новый владелец не внесен или письменного договора с ним нет, то у собственника могут возникнуть проблемы в случае ДТП.

Более сложный пример. Собственник передает свой автомобиль в безвозмездное пользование новому владельцу, у которого нет права управления. Нормальное явление, закон подобное допускает. Ведь новый владелец может посадить за руль водителя с правами. И обратите внимание: собственник, владелец и водитель, непосредственно воздействующий на органы управления автомобилем, — три разных физических лица.

В данном случае собственнику однозначно следует написать договор. Если он поленился, договор не оформил, у нового владельца не оказалось водительского удостоверения, и за руль он посадил какого-нибудь проходимца, то собственнику пора вспоминать, сколько денег у него отложено на «черный день». Этот день может в любой момент наступить — доказать законность передачи управления будет проблематично.

Как было сказано выше, собственник помимо представления доказательств, что передача транспортного средства произведена на законных основаниях, должен еще представить доказательства, что автомобиль в угоне не числится. Справку, если понадобится, можно взять в ГИБДД.

Но для чего столь странная процедура?

Если автомобиль в угоне, то к собственнику, если угонщики совершат ДТП, не будет никаких претензий по возмещению ущерба, но с одной оговоркой. Если угон имел место с попустительства собственника, то частично возмещение ущерба может быть возложено и на него.

Например, водитель бросил ключи от автомобиля на рабочем столе в своей конторе и ушел покурить. Сослуживец решил подшутить и перегнать автомобиль на другую стоянку, но в момент воплощения своей выходки совершил ДТП. Выплачивать ущерб придется обоим.

И теперь разберем очень интересное дело, которое пару месяцев назад рассмотрел Верховный суд.

Собственница передала в 2014 году свой автомобиль в безвозмездное пользование водителю. Предполагалось, что в последующем водитель выкупит автомобиль, но собственница денег не увидела, и автомобиль так и остался принадлежать ей. Причем каждый год она возобновляла страховку, указывая там и имя водителя, и продолжала платить налог на автомобиль.

Как позже выяснилось, водитель был лишен права управления и ездил по поддельному водительскому удостоверению. Таким образом, никакого договора между собственницей и водителем в письменной форме не существовало, и в полисе ОСАГО под своей действительной фамилией он не фигурировал.

То есть законных оснований передачи управления автомобилем не было.

В 2017 году водитель совершает смертельный наезд на пешехода и скрывается от следствия на своей родине — в одной из бывших республик СССР. Дочь погибшего пешехода потребовала выплаты морального ущерба. Но так как взыскать его с водителя, который был за рулем, возможности не было, она потребовала возмещение с собственницы автомобиля.

Судами всех уровней в иске было отказано.

А вот Верховный суд с исковыми требованиями дочери погибшего пешехода согласился. С одной стороны, имело место противоправное завладение транспортным средством с попустительства собственницы, с другой стороны, передача ключей и «Свидетельства о регистрации» в сложившихся конкретных обстоятельствах не свидетельствует о законности передачи управления. Следовательно, доля выплат по возмещению морального ущерба должна быть возложена и на собственницу.

Тема ответственности собственника при ДТП, совершенным водителем, которому передан в пользование автомобиль, — весьма широкая. Есть договор аренды с наймом экипажа, есть договор аренды с последующим выкупом, есть доверенность, есть договор каршеринга, есть в конце концов и трудовой договор, когда водитель работает по найму.

При совершении ДТП не собственником в первую очередь подлежит выяснению фактические обстоятельства передачи управления, то есть фактические взаимоотношения между собственником и водителем. И чтобы не оказаться крайним, собственнику крайне желательно оформлять взаимоотношения письменно, чтобы при наступлении неприятных последствий была возможность доказать законность передачи управления. Собственность — это большая ответственность. Автомобиль как источник повышенной опасности в собственности — двойная ответственность. Если собственник теряет контроль над автомобилем, то он должен нести ответственность. Такова позиция Верховного суда.

Фото: предоставлено автором; Татьяны Тихоновой, pixabay.com

Кто виноват в ДТП: хозяин или водитель?

После аварии пострадавшие могут задаться вопросом: «Кто виноват в ДТП: собственник или водитель?» Если человек одалживает свой автомобиль кому-то, например, родственнику, другу или назначенному водителю, и водитель попадает в аварию, владелец может нести ответственность за любые смертельные случаи, травмы или ущерб.

Автомобилист, не являющийся собственником, может управлять чужим автомобилем по разным причинам. Например, родитель может одолжить свою машину сыну или дочери-подростку, которые затем попадают в дорожно-транспортное происшествие. Сотрудник, управляющий транспортным средством работодателя в ходе служебной деятельности, может столкнуться с другим автомобилем. В обоих случаях владелец и работодатель могут нести ответственность.

Это особенно верно в случае халатности со стороны водителя. Юридически это известно как «субсидиарная ответственность». В обратной ситуации, если человека сбил водитель, который не является владельцем транспортного средства, сбитый человек имеет законные права на возмещение убытков и должен работать с адвокатом по автомобильным авариям , чтобы изучить возможные источники ответственности.

Страхование автомобиля с разрешенным использованием

Когда водитель, не являющийся владельцем автомобиля, попадает в аварию, владелец должен понимать, как его или ее страховка покрывает понесенные убытки. Общее правило установления страхового покрытия заключается в том, что любой человек, проживающий в одном домашнем хозяйстве, застрахован при вождении автомобиля владельца.

Это связано с тем, что страхование автомобиля следует за транспортным средством, а не за водителем. Если владелец одалживает свой автомобиль родственнику или другу, который не живет с ним или с ней, применяется «разрешительное использование», и водитель будет застрахован полисом владельца.

Что считается неразрешенным использованием?

При неразрешенном использовании владелец не всегда несет единоличную ответственность за ущерб. При аварии неразрешенное использование применяется, когда:

  • Кто-то забирает автомобиль владельца без разрешения. В этих обстоятельствах страхование водителя, скорее всего, будет первичным, а страхование владельца будет вторичным в отношении покрытия убытков.
  • Если незастрахованное лицо заберет машину владельца без разрешения, страховка владельца возместит любой причиненный ущерб.
  • Если кто-то угонит автомобиль владельца, владелец не будет нести ответственности за любые травмы или повреждения другого автомобиля; однако повреждение транспортного средства владельца, скорее всего, будет покрыто страховкой владельца.

Когда применяется действие по небрежному доверию?

Небрежное доверие применяется, когда владелец «опасного предмета» разрешает использование такого оборудования лицу, которое может причинить неоправданный риск или причинить вред другим в результате его использования. В этом случае «опасным предметом» будет автомобиль, а предсказуемые факторы риска могут включать в себя водителя с ограниченными физическими возможностями, водителя, который не получил или не имеет права на получение прав, или водителя, у которого отозвали права из-за нарушений правил дорожного движения. . Если произошло небрежное доверительное управление, и водитель разбил транспортное средство, то владелец может быть привлечен к ответственности как за аварию, так и за свою халатность.

Ответственен ли зарегистрированный владелец автомобиля за ДТП?

Владелец может нести ответственность, когда: 1) он или она позволяет водителю без прав управлять транспортным средством; 2) он допустил к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения; 3) водитель, исключенный из полиса автострахования, попадает в аварию.

Владелец должен понимать покрытие своего страхового полиса автомобиля. Когда ответственность за аварию неясна, владельцу может потребоваться консультация с адвокатом по автомобильным авариям.

Другие сообщения о претензиях по автомобильным авариям

  • Претензии по страхованию от автомобильных аварий – что нужно и чего нельзя делать Дефект в случае автомобильной аварии
  • Что делать после автомобильной аварии
  • Ответственность за автомобильную аварию в связи с неотложной медицинской помощью
  • Лучший юрист по автомобильным авариям

Ankin Law

глубокое понимание компенсации работникам, телесных повреждений, неправомерных судебных исков о смерти и дорожно-транспортных происшествий.

Как узнать, кто несет ответственность за автомобильную аварию?

Опубликовано

By Yosi Yahoudai
Основатель и управляющий партнер

В большинстве случаев водитель транспортного средства, ставший причиной автомобильной аварии, несет ответственность за любой ущерб, причиненный в результате аварии. Однако это не всегда так. Если водитель транспортного средства не является владельцем транспортного средства, вы можете подать иск о возмещении ущерба более чем одному лицу. Адвокат по автомобильным авариям в Калифорнии может помочь вам разобраться в вопросе защиты ваших прав после автомобильной аварии.

Водитель против владельца автомобиля — кто несет ответственность?

В зависимости от обстоятельств дела виновен ли водитель или владелец автомобиля в дорожно-транспортном происшествии. Кодекс транспортных средств Калифорнии гласит, что владелец автомобиля несет ответственность за ущерб, причиненный во время эксплуатации автомобиля, даже если другое лицо управляет транспортным средством с подразумеваемого или явного разрешения владельца. Следовательно, автомобильное страхование следует за транспортным средством, а не за человеком. Если вы разрешаете другому лицу управлять вашим автомобилем, вы несете ответственность за ущерб, если это лицо станет причиной аварии.

Однако ответственность владельца ограничена. Владелец несет ответственность только за ущерб и убытки до:

  • 15 000 долларов США на человека за телесные повреждения или смерть
  • 30 000 долларов США за несчастный случай с травмами или смертью 
  • 5000 долларов США для исков о возмещении ущерба имуществу

Может быть исключение, в результате которого владелец автомобиля будет нести полную ответственность за все убытки. Например, если владелец автомобиля допустил водителя без прав или некомпетентного водителя, владелец автомобиля может нести ответственность за весь ущерб, причиненный в результате аварии. Непригодными или некомпетентными водителями могут быть пожилые водители, водители в состоянии алкогольного опьянения и водители с историей безрассудного вождения.

Если исключение не применяется и ущерб от дорожно-транспортного происшествия превышает ответственность владельца, страховка водителя будет нести ответственность за оставшиеся убытки в пределах лимитов полиса водителя.

Таким образом, пострадавший в результате ДТП может иметь два разных страховых случая, вытекающих из одного дорожно-транспортного происшествия.

Подача страхового возмещения, когда водитель не является владельцем автомобиля

Система подачи страхового возмещения при ДТП должна быть одинаковой вне зависимости от того, был ли за рулем автовладелец или кто-то другой. Однако могут быть осложнения. Страховые компании могут спорить об ответственности, особенно если может существовать потенциальное исключение. Страховая компания владельца автомобиля может также оспорить ответственность за причину аварии, чтобы избежать выплаты претензии.

Как и в случае с любым иском о дорожно-транспортном происшествии, обычно лучше поговорить с адвокатом, прежде чем предоставлять заявление страховой компании или подписывать какие-либо документы для страховой компании. С дополнительным осложнением того, что водитель не является владельцем автомобиля, иск о травме может быть более сложным.

Свяжитесь с адвокатом по автомобильным авариям штата Калифорния для получения дополнительной информации

Автомобильные аварии могут привести к финансовым потерям, физической боли и другим повреждениям. Свяжитесь с нами сегодня для бесплатной консультации с адвокатом по автомобильным авариям в Калифорнии. Наши адвокаты по автомобильным авариям в Калифорнии могут расследовать аварию, чтобы определить сторону или стороны, ответственные за ваш ущерб. Определив все потенциальные стороны, которые могут нести ответственность за ущерб, вы увеличите свои шансы на получение полной компенсации.

Об авторе

Йоси Яхудай — основатель и управляющий партнер J&Y. Его практика состоит в основном из дел, связанных с автомобильными и мотоциклетными авариями, но он также представляет людей в судебных процессах об ответственности за жилые помещения, включая иски, связанные с опасным состоянием общественной собственности, преступным поведением третьих лиц и умышленными правонарушениями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *