Уличное освещение: виды, типы и рекомендации по выбору
Назначение уличного освещения понятно всем: оно требуется для комфортного и безопасного передвижения людей в темное время суток. Независимо от способа перемещения — пешком, на велосипеде, электроскутере, мотоцикле, автомобиле, автобусе — отсутствие освещенного пути грозит травмами и повреждением личной и общественной собственности.
Санитарные нормы и правила устанавливают четкие нормативы освещенности (в люксах) на автомобильных дорогах, тротуарах, в парковых, общественных, придомовых и других зонах.
Виды уличного освещения
В зависимости от того, что именно требуется освещать, строится вся организация выбранного типа освещения: подвод энергии, высота опор, мощность излучателей, их тип, система управления и т. д. Основными видами уличного освещения можно считать:
- ландшафтное;
- фасадное;
- архитектурное;
- дорожное и тротуарное;
- специальное.
В фасадное освещение входят: подсветка входных групп, примечательных архитектурных элементов конструкции, контуров здания, прилегающей к нему территории. Архитектурное освещение применяют для высвечивания памятников, монументальных композиций, исторических объектов.
Освещение дорожного полотна, тротуаров, пешеходных переходов имеет большое значение для безаварийного дорожного движения в ночное время, ему уделяется первостепенное значение в городах.
Специальное освещение предназначено для предприятий, организаций, использующих его для сугубо утилитарных целей (например, освещение охраняемого периметра ограждения, пунктов пропуска, технически сложных объектов).
Особенности ландшафтного освещения
Ландшафтное освещение организуют в зонах общественного пространства и на частных придомовых территориях, благоустроенных в виде миниатюрных садов или скверов. К особенностям организации таких зон и территорий относят следующие моменты.
Это наиболее сложный вид уличного освещения, поскольку требует дизайнерского мастерства: ландшафт с насаждениями и постройками нужно высветить так, чтобы он воспринимался как красивый и гармоничный объект с выделением особо интересных форм.
Цвет и сила рассеиваемого света, подобранного для каждой точки, должны обеспечивать комфорт и умиротворенность посетителей. При этом недопустимы прямые лучи, попадающие в глаза наблюдателей. Свет, образуемый парковыми светильниками, должен быть либо отраженным от белого экрана, либо прошедшим через фильтр (белое или цветное стекло).
Красивый днем сад ночью теряет свое очарование, выглядит набором темных и неприветливых кустов и деревьев, за которыми мерещатся скрытые опасности. Чтобы сделать зеленую или благоустроенную зону красивой и в темноте, нужно приложить немало усилий.
Для этого стоит обзавестись несколькими переносными фонарями (желательно со сменными цветными фильтрами) и, располагая их в разных местах и высотах, попытаться найти наиболее удачные ракурсы. Кроме того, нужно поэкспериментировать с цветом от этих светильников. После ряда попыток, как правило, удается найти интересные решения, которые могут быть дополнены при обсуждении их с толковыми помощниками.
Лучше других сможет оформить красивое ландшафтное освещение специалист, искушенный в этой теме, поскольку он знает законы дизайна и хорошо владеет инструментарием ремесла (типом светильников, их функциональными возможностями, правилами размещения и устройства, опробованными цветовыми решениями).
Характеристики и требования к лампам уличного освещения
Лампы, предназначенные для уличного освещения, разделяются на типы:
- газоразрядные;
- светодиодные;
- накаливания, в том числе галогенные;
- люминесцентные.
Основным критерием, предъявляемым к уличным лампам, является их экономичность. По этой характеристике лампы накаливания практически исключены из списка из-за низкой эффективности. Световая отдача их составляет не более 13 Лм/Вт (люмен на один ватт). Такое освещение обходится очень дорого из-за высокой платы за потребляемую энергию.
Другой важный критерий для ламп уличного освещения — срок службы. Для ламп накаливания он составляет всего 1-2 тысячи часов. Поэтому этот устаревший элемент освещения не спасает даже низкая цена — его применение постепенно сокращается.
Галогенные — это улучшенные лампы накаливания. Срок их службы в 2-3 раза больше, чем обычных ламп, световая отдача также невысока — максимум 17 Лм/Вт. Применяются в небольших количествах в архитектурных, фасадных и специальных видах освещения.
Люминесцентные лампы более экономичны. Для ограниченного уличного освещения используются компактные люминесцентные лампы (они всем известны как энергосберегающие) с цоколями Е27 и Е14. Светоотдача таких ламп достаточно высока — от 40 до 80 Лм/Вт. Срок службы также немалый — 7-10 тысяч часов. Мощность выпускаемых ламп невысока, поэтому на улицах их применяют в основном в фасадном и ландшафтном видах освещения. При низкой температуре светимость люминесцентных ламп снижается.
Для масштабного освещения дорог и тротуаров наиболее перспективными остаются металлогалогенные газоразрядные лампы.
Светодиодные лампы в последние годы завоевали популярность и в уличном освещении. Появились мощные приборы, не уступающие газоразрядным, поэтому их стали применять для освещения дорог и тротуаров. Светоотдача этих ламп находится в диапазоне 95-115 Лм/Вт. Сегодня ими активно оснащаются наиболее энергоемкие трассы и зоны уличного освещения, в том числе парки, скверы, детские площадки.
Какие бывают уличные светильники?
По типу установки уличные светильники разделяют на:
- торшерные;
- настенные;
- подвесные;
- столбиковые;
- встраиваемые.
Торшерные светильники выглядят красивыми декоративными столбами высотой 3-4 м, на верхушке которых закреплены атмосфероустойчивые элементы освещения.
Они освещают зону под собой отраженным светом так, что даже при взгляде на них ослепляющий эффект отсутствует.Настенные приборы крепятся на оригинальных кронштейнах, а подвесные — на натянутых между опорами струнах. Столбиковые светильники высотой до 1 м обычно устанавливают вдоль узких тротуарных дорожек. Встраиваемые светильники монтируются непосредственно в дорожную плитку, бетон или асфальт.
По форме плафона светильники изготавливают:
- классическими на изогнутом декоративном кронштейне;
- с отражателем без плафона;
- в виде сферы и полусферы;
- в виде цилиндра, конуса, прямоугольника;
- прожекторными направленного действия;
- столбиковыми на светодиодах и солнечных батареях.
Рекомендации по выбору
Для конкретного использования светильники подбирают по виду установочного решения (столбик, торшер, струна, настенный). Задача получения необходимой освещенности (в люксах) решается мощностью лампы, типом отражателя (рефлекторного или белого плоского) или рассеивающего элемента. Цвет потока можно менять цветовой температурой лампы или подбором фильтра в плафоне.
Важным является также соответствие стиля светильника архитектуре дома. Так, стильный минималистичный светильник хорошо вписывается в фасад современного строения с плоской крышей и прямоугольной архитектурой, а дому классической формы больше подойдут светильники, напоминающие старинные газовые фонари.
При выборе светильника не следует забывать об экономике: уличные фонари должны расходовать минимально возможное количество энергии. В этом должна помочь автоматика, переключающая по выбранной программе, фотореле или таймеру максимальный расход на средний, минимальный и нулевой.
Выбор конструкции
Наиболее востребованными являются те виды фонарей уличного освещения, которые не только освещают территорию, но и делают ее более привлекательной. Самыми популярными типами уличного освещения стали светильники декоративные, прожекторные и оснащенные солнечными батареями.
В наибольшем ассортименте представлены декоративные светильники. Большое разнообразие их позволяет реализовать практически все замыслы дизайнеров и архитекторов. При этом исполнители должны помнить, что влагозащита наружных светильников должна быть не ниже уровня IP44. В противном случае приборы, установленные на открытом пространстве, должны быть под крышей (террасы, веранды, балкона).
Прожекторные светильники оснащены галогеновыми и мощными светодиодными лампами, отличающимися друг от друга сроками эксплуатации и уровнем энергопотребления. Прожекторы выбирают также по углу рассеивания — чем он больше, тем больше площадь освещения. Светодиодные прожекторы нередко оснащают датчиком движения, который зажигает прибор только при появлении в зоне захвата человека.
В выборе уличного освещения все более значимой становится группа светильников на солнечных батареях. Они выпускаются в основном в виде низких столбиков, вдавливаемых в землю, но число вариантов растет. Последние образцы дают после дневной зарядки достаточно приличный свет ночью. Есть среди них и прожекторы, работающие в экономном режиме с датчиком движения.
Какую температуру света лучше выбрать на улице
Принципиальной разницы, в каком цветовом диапазоне будет работать ночной светильник, нет. Все зависит от личных предпочтений. Если ночная подсветка нуждается в точной передаче цветов, применяют лампы с цветовой температурой (ЦТ) 4-5 тысяч градусов (дневной свет). Если этого не требуется, выбирают более привычную и приятную для глаз ЦТ, равную 2700° (такой свет дают лампы накаливания, он меньше утомляет зрение).
Выбор вариантов уличного освещения весьма субъективен. То, что нравится одному, может быть неприемлемым для другого. Лучше не торопиться и подобрать побольше решений — наиболее удачное найдется обязательно.
⚡ Проверка и испытания уличного (наружного) освещения
Что касается непосредственно измерений, то наиболее трудозатратной их частью является измерение сопротивления изоляции. Отсоединив внутри столбов кабели уходящие наверх, на лампы, можно проверить групповую линию в сборе, но если сопротивление изоляции окажется ниже нормы, придётся локализовывать дефектный участок и проверять отрезки кабелей между каждой парой столбов. В этом случае обычно и возникают проблемы с разборкой соединений, заменой клеммников и т.д. Если ТЗ предусматривает одновременное проведение измерений и устранение дефектов, то после проведения ремонтных и монтажных работ необходимо будет повторно провести измерение сопротивления изоляции, чтобы удостовериться, что все дефекты устранены.
Затем из наиболее удаленного столба измеряется полное сопротивление петли «фаза-нуль» и ток однофазного КЗ. По измеренному значению тока делается вывод о времени срабатывания автомата и о том, насколько надежно он защищает кабель. Если сопротивление слишком высокое, необходимо искать повторно искать проблемные участки, загрязнённые или окислившиеся контакты, протягивать болтовые соединения.
В ходе проверки может выяснится, что в технических лючках или столбах присутствует вода, пыль, грязь и тогда дефектная ведомость лаборатории ляжет в основу задания на монтажные работы для герметизации и защиты оборудования от влаги. В худшем случае придётся перекладывать отдельные участки кабелей или линии целиком. На стенах большинства общественных, административных и производственных зданий и на прилегающих к ним территориях установлены осветительные приборы — как фасадные светильники, так и привычные для всех нас фонари уличного освещения. Как правило, это осветительное оборудование снабжается энергией от здания, чью территорию оно озаряет своими лучами, числится на балансе у собственника этого здания и он, собственник, или нанятая им обслуживающая компания, отвечает за бесперебойную и безаварийную работу этого освещения.
К сожалению, иногда можно увидеть красивое здание с потрясающей архитектурной подсветкой, и при этом половина ламп в ней не горит и 2/3 столбов на территории не светит. А все потому, что уличные электроустановки испытывают на себе все «прелести» изменчивых погодных условий. Конечно, недостаточный уровень освещённости создаёт дискомфорт для окружающих, поэтому необходимо, чтобы проектировщики продумали, а монтажники тщательно реализовали все решения по пыле- и влагозащите такого рода уличной электроустановки. Для этого нужно понимать, каким воздействиям будет подвергаться установка и какая степень IP должна быть у щитков, распаячных коробок и светильников, а также насколько тщательно электромонтажники смогут выполнить герметизацию проводки на вводах оборудования. К сожалению, стремление сэкономить на материалах и побыстрее сдать проект заказчику оставляют мало шансов на долгую, счастливую и беспроблемную эксплуатацию такого объекта.
Основными проблемами в сетях уличного освещения могут являться:
-частые срабатывания в дождливую погоду групповых УЗО и дифавтоматов, вызванные увеличением суммарных токов утечки в одной или нескольких группах из-за повышения влажности;
-короткие замыкания, вызванные ошибками монтажа, земляными и фасадными работами, вмешательством насекомых или животных, опять же повышением влажности из-за осадков.
Чтобы выяснить, из-за чего не работает освещение, а также выявить проблемные места в еще работающих фонарях и потом устранить проблемы, необходимо регулярно проверять систему уличного освещения — проводить эксплуатационные испытания системы освещения. Испытания включают в себя визуальный осмотр, анализ проектной документации, изменение сопротивления изоляции, проверку сопротивления цепи «фаза-нуль», проверку металлосвязи.
Остановимся подробно на подготовительном этапе и расскажем, что необходимо учесть и подготовить заказчику, решившему проверить уличное освещение на своей территории.
В первую очередь, необходимо озаботится уточнением проектной документации: найти схемы трасс прокладки кабелей от щитов наружного освещения к столбам и определить, какая группа столбов от какого автомата запитана. Конечно, это можно поручить и подрядчику, который будет проводить проверку, т.е. электролаборатории, но тогда нужно включить эти работы в ТЗ. Работы по актуализации адресации трудозатратные и для правильной оценки сроков и стоимости электролаборатории важно знать, кто будет отвечать за выполнение этого подготовительного этапа.
Даже при наличии схем расстановки столбов по территории, оставшихся от строителей, возводящих объект, на этапе подготовки могут вскрыться различные несоответствия: например, может оказаться, что в реальности нет отдельных столбов, присутствующих на планах или даже линии целиком, порядок подключения столбов может быть нарушен, в щите наружного освещения могут оказаться автоматы, от которых отходят провода, но неизвестно, куда они уходят, так как все имеющиеся группы освещения запитаны от других автоматов. Все эти поисковые мероприятия выливаются в большие затраты времени, а время, как известно — деньги. И если можно сэкономить эти деньги, то не стоит пренебрегать этой возможностью.
Также заказчику следует обеспечить запас расходников: клеммных колодок, герметика и пр. Если внутри столбов соединение кабелей выполнено на клеммниках, то уже через пару-тройку лет они из разборных соединений могут превратиться в неразборные: закиснут, заржавеют и раскрутить их будет невозможно, придётся менять. Если же клеммники уставлены вне влагозащитных боксов, то они будут оставаться причиной ложных срабатываний и выхода оборудования из строя, поэтому следует сразу подумать о модернизации системы наружного освещения по итогам проверки и испытаний. Герметик может потребоваться для герметизации люков столбов после завершения всех проверок, чтобы в период выпадения осадков внутрь столбов попадало меньше влаги.
Все это необходимо проверить и продумать на этапе составления ТЗ на испытания, иначе при проведении измерений обе стороны ждет много неприятных сюрпризов.
Что касается непосредственно измерений, то наиболее трудозатратной их частью является измерение сопротивления изоляции. Отсоединив внутри столбов кабели уходящие наверх, на лампы, можно проверить групповую линию в сборе, но если сопротивление изоляции окажется ниже нормы, придётся локализовывать дефектный участок и проверять отрезки кабелей между каждой парой столбов. В этом случае обычно и возникают проблемы с разборкой соединений, заменой клеммников и т.д. Если ТЗ предусматривает одновременное проведение измерений и устранение дефектов, то после проведения ремонтных и монтажных работ необходимо будет повторно провести измерение сопротивления изоляции, чтобы удостовериться, что все дефекты устранены.
Затем из наиболее удаленного столба измеряется полное сопротивление петли «фаза-нуль» и ток однофазного КЗ. По измеренному значению тока делается вывод о времени срабатывания автомата и о том, насколько надежно он защищает кабель. Если сопротивление слишком высокое, необходимо искать повторно искать проблемные участки, загрязнённые или окислившиеся контакты, протягивать болтовые соединения.
Кто меняет уличные фонари на сверхвысоких фонарных столбах на Паркер Роуд?
Денвер7 | TrafficDriving You Crazy
Эти столбы очень высокие
Автор: Джейсон Любер
Опубликовано в 5:04, 6 августа 2019 г.
и последнее обновление 06.08.2019 07:04:33-04
Элизабет из Centennial пишет: «Что сводит тебя с ума? Мне интересно, знает ли Джейсон, как и кто меняет перегоревшие лампочки на Паркер-роуд к югу от I-225? Эти столбы очень высокие. Каждый раз, когда я еду туда, мне интересно, у кого такая большая лестница и кто хочет по ней взобраться. Не я!»
Это интересный вопрос Элизабет. Короткий ответ заключается в том, что ответственность за техническое обслуживание дорожных фонарей зависит от того, где они находятся. Что касается освещения в объединенных городах, местное агентство несет ответственность за все расходы на техническое обслуживание и электроэнергию для наружного освещения.
Это определяется законом штата Колорадо. В большинстве случаев местные агентства включают техническое обслуживание уличных фонарей в соглашение о франшизе, которое они заключают со своим поставщиком электрических услуг. Xcel Energy обслуживает большую часть метро Денвера, включая этот участок Паркер-роуд, который находится в городе Аврора.ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Подробнее Проблемы с дорожным движением сводят людей с ума
Коммунальная компания, в свою очередь, может либо выполнять эту работу с помощью своих сотрудников и оборудования, либо заключить договор с подрядчиком по электроснабжению. В обязанности CDOT входит поддержание освещения на государственных автомагистралях, расположенных в некорпоративных районах. CDOT выполняет техническое обслуживание, а также оплачивает счета за электричество в этих районах. В регионе CDOT 1, в который входят округа Адамс, Арапахо, Джефферсон, Дуглас, Брумфилд, Денвер, Гилпин и Клир-Крик, работает бригада электриков из семи человек и оборудование, предназначенное для выполнения этих и других задач по обслуживанию электрооборудования.
Чтобы подняться туда и заменить лампочки, а не лестницы, к фонарям средней высоты обычно можно добраться с помощью автовышки, которая в основном представляет собой небольшой кран с частично закрытой платформой для персонала «ковшом» на конце. Человек в ведре носит страховочную привязь, которую он прикрепляет к ведру для защиты от падения. Как ты сказал, лучше они, чем я там наверху. Очень высокие осветительные установки включают в себя систему шкивов, поэтому рабочие могут опускать корпус лампы вниз, чтобы можно было проводить техническое обслуживание на земле.
Ведущий дорожного движения Denver7 Джейсон Любер говорит, что следит за движением в денверском метро с тех пор, как Бен-Гур вел колесницу. (Мы полагаем, что фактическое число составляет более 20 лет.) Он одержим тем, чтобы дать зрителям знать, что происходит на их пути, и лучший способ избежать возникающих проблем. Подписывайтесь на него в Facebook, Twitter или Instagram или слушайте его подкаст Driving You Crazy в iTunes, Stitcher, Google Play или Podbean.
Copyright 2019 Scripps Media, Inc. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.
The Morning Headlines, подпишитесь на подборку того, что вам нужно знать, чтобы начать день в Колорадо, подобранную для вас.
подписался на получение новостей The Morning Headlines.
Нажмите здесь, чтобы управлять всеми информационными бюллетенямиNYC DOT — Уличные фонари
NYC DOT обслуживает более 315 000 уличных фонарей по всему Нью-Йорку и является национальным лидером в области использования устойчивого уличного освещения.
В рамках крупнейшего такого проекта в стране Департамент транспорта Нью-Йорка модернизировал почти все уличные фонари Нью-Йорка энергосберегающими светодиодами.
Поврежденные уличные фонари
Если вы видите небольшой мигающий красный свет рядом со светодиодом уличного фонаря, позвоните по номеру 311 и немедленно сообщите об этом. Индикатор указывает на проблему с электрическим током.
У подрядчиков NYC DOT есть четыре (4) часа, чтобы отреагировать на аварийные ситуации уличного освещения, такие как упавший столб или проблема с электричеством. По другим вопросам подрядчики должны ответить в течение 10 дней. Капитальный ремонт, например ремонт бетонного фундамента или устранение препятствий на пути к электропроводке, занимает больше времени. Подрядчики также сообщают Con Edison о проблемах с питанием. Сообщите о повреждении уличного фонаря в NYC DOT.
Отличительное уличное освещение
Руководство по проектированию улиц г. Нью-Йорка содержит отличительные фонарные столбы и светильники, которые являются приемлемыми альтернативами для использования на улицах города. Отличительное уличное освещение должно быть одобрено Комиссией по общественному дизайну / Местной комиссией по сохранению / OMB и NYC DOT Urban Design and Street Light Engineering. Отличительное уличное освещение должно финансироваться выборными должностными лицами.
Перемещение уличных фонарей за личный счет
Департамент транспорта г. Нью-Йорка выдает разрешения на постоянное перемещение уличных фонарей. Все работы должны выполняться лицензированным подрядчиком по электроснабжению г. Нью-Йорка. Отдел уличного освещения Департамента транспорта Нью-Йорка должен подготовить соответствующую документацию и, если это приемлемо, утвердить все планы переселения. Условия переноса уличных фонарей за счет частных лиц (pdf).
Временные изменения уличных фонарей и сигналов
Департамент транспорта г. Нью-Йорка выдает разрешения на временные изменения уличных фонарей и сигналов для особых мероприятий. Департамент транспорта Нью-Йорка может одобрить установку, демонтаж или иную модификацию огней и сигналов. Для получения разрешений требуются подробные чертежи предлагаемых изменений, компенсация города и лицензированный подрядчик по электроснабжению. Заявление о временных изменениях уличного освещения и сигналов (pdf). Переводы лицензий Департамента транспорта Нью-Йорка, заявок на получение разрешений и регистраций.