Конституция российской федерации ст 43: Статья 43 \ КонсультантПлюс

Статья 43 | Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • 15.04.2020 — Часто задаваемые вопросы — Прием, перевод, отчисление, Общее образование, Среднее профобразование

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    Согласно действующему законодательству, перевод обучающегося из 10 класса общеобразовательной организации в профессиональную образовательную организацию (техникум) для получения среднего профессионального образования оформляются как отчисление по инициативе родителей (законных представителей) в связи с переводом обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Участие комиссии по делам несовершеннолетних предусматривается только в случае отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования (в качестве меры дисциплинарного взыскания), а также в случае оставления обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования (ч.

    9 ст. 43, ч. 6 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, при отчислении лица, получившего основное общее образование (9 классов), участие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не предусмотрено.

    При приеме на обучение по программе среднего профессионального образования лица, закончившего только 9-й класс и тем самым не имеющего среднего общего образования, осуществляется на базе основного общего образования и с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Каримова У.Р.

    Подробнее…

  • 06.04.2020 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения, Общее образование

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    По поводу утренников, линеек и кружков:
    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
    Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
    Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
    Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
    Бесплатные утренники школа проводить не обязана.

    Подробнее…

  • 12.02.2019 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения, Система образования

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    Пунктом 7 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 июня 2013 г. N 455 г. Москва «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» установлено, что академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

    Невыход после окончания срока академического отпуска грозит возможностью отчисления в связи с невыполнением учебного плана.

    П. 1 ч. 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации устанавливает, что к обязанностям обучающихся относится: добросовестное осваивание образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана, в том числе посещение предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществление самостоятельной подготовки к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Отношения между образовательным учреждением и обучающимся досрочно прекращаются по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана.

    (п.2 ч.2 ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    Подробнее…

  • 11.02.2019 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    Согласно статье 43 части 1 пункту 1 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязанности обучающегося входит добросовестное освоение образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана, в том числе посещение предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебных занятий, осуществление самостоятельной подготовки к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы. В соответствии с частью 2 данной же статьи могут быть установлены и иные обязанности для обучающихся договором об образовании (при его наличии).

    Таким образом, внутренними актами должно быть установлено, что пропуски без уважительной причины являются основанием для меры дисциплинарного взыскания.

    Часть 4 статьи 43 ФЗ “Об образовании” предусматривает, что  за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При избрании меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей (ч. 7 ст. 43 ФЗ “Об образовании”).

    Подробнее. ..

  • 04.02.2019 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    Пунктом 7 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 июня 2013 г. N 455 г. Москва «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» установлено, что академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица. 

    Фактически, отсутствие обучающегося по окончании академического отпуска может повлечь те же последствия, что отсутствие любого обучающегося в ходе образовательного процесса.  

    Невыход после окончания срока академического отпуска грозит возможностью отчисления в связи с невыполнением учебного плана, также непосещение занятий, в случае, предусмотренном локальными нормативными правовыми актами организации, может расцениваться как дисциплинарное нарушение (однако в связи с реальным отсутствием обучающегося отчисление его становится по этому основанию невозможным, т.к. невозможно выполнить процедуру применения дисциплинарных взысканий).

    Подробнее…

  • 04.02.2019 — Часто задаваемые вопросы — Допобразование

    Янкевич Семён Васильевич

    Вопрос — ответ

    Как следует из положений частей 4 и 5 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) могут применяться к обучающимся любых организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Исключение установлено для обучающихся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Кроме того, не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (ч. 6 ст. 43).

    Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

    Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит запретов для применения мер дисциплинарного взыскания к учащимся по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования.

    Отметим, что обучение конкретного учащегося по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования никак юридически не связано с освоением этим учащимся основных общеобразовательных программ, то есть получением общего образования в других образовательных организациях. Поэтому, представляется, что положения частей 9 и 10 статьи 43 Федерального закона 273-ФЗ, касающиеся применения такой меры дисциплинарного взыскания, как отчисление, к несовершеннолетним обучающимся, не получившим общего образования, не распространяются на учащихся по дополнительным общеразвивающим программам в организациях дополнительного образования.

    Подробнее…

  • 24.01.2019 — Вопросы работников дополнительного образования — Общие положения, Обучающиеся и родители/представители, Допобразование

    Абанкина Татьяна Всеволодовна

    Вопрос — ответ

    Ответ

    Подробнее…

  • 14.01.2019 — Часто задаваемые вопросы — Сотрудники организации, Общее образование

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    На Федеральном уровне не предусмотрены конкретные нормы, регламентирующие оплату учителям за проведение промежуточной и итоговой аттестации ребёнка, находящегося на семейном обучении. Так, в соответствии с п. 5 Письма Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”,учредителем образовательного учреждения могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций. К сожалению, Вы не указали, в каком регионе проживаете и  поэтому мы не знаем, есть ли в Вашем регионе нормативное определение затрат на оказание государственной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования.

                Вместе с тем, есть федеральные нормы, закрепляющие, что оплата учителям за проведение промежуточной и итоговой аттестации ребёнка, находящегося на семейном образовании, должна производится.

                В соответствии с ч. 2 ст. 99 Федерального закона N 273-ФЗ нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

    Подробнее…

  • 14.01.2019 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения, Система образования, Обучающиеся и родители/представители, Среднее профобразование

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ об образовании), начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, действительно, являются обязательными уровнями образования.

    В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом они имеют право выбора формы получения детьми образования.    

    Вданном случае ребенок получает семейное образование, что допустимо в силу п. 1. ст. 17 ФЗ об образовании.

    Действующий ФЗ об образовании не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Но это не препятствует осуществлению финансовой поддержки семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

    На данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ч. 5 ст. 43 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, но кроме образования в семье. 

    Подробнее…

  • 14.01.2019 — Часто задаваемые вопросы — Система образования, Обучающиеся и родители/представители, Общее образование

    Юридическая клиника «Центр образовательного права»

    Вопрос — ответ

    В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Федеральный закон)в Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 

    Если рассматривать в отдельности образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, то, соответственно, каждый из них устанавливает возможность получения образования в форме семейного образования (п. 4 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1 — 4 кл.), утвержденныйприказомМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; п. 2 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5 — 9 кл.), утвержденный приказомМинобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; п. 2 ст. 1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10 — 11 кл. ), утвержденный приказомМинобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. 

    Подробнее…

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • »

Поделиться:

Конституция РФ. Статья 43 Конституции РФ 2016-2021г. ЮрИнспекция

Как мы работаем?

  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Город

Имя

Телефон

Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Главная > Конституция Российской Федерации

[Конституция РФ] [Глава 2] [Статья 43]

1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

← Статья 42 Статья 44 → Статья 43

Консультации юриста по ст. 43 Конституции Российской Федерации


  • Артур Демьянов

    как обойти проблему отсутствия привовок?? не берут в школу и сад!!

  • org/Question»>

    Алла Давыдова

    Норма, закрепленная в ст. 43 Конституции РФ и устанавливающая, что каждый имеет право на образование по своей функции

    • управомочивающая

  • Евдокия Блинова

    Могу я отказаться от прививок ребенку в роддоме? Ну зачем ему вакцина от гепатита? ! Я же им не болею и не болела никогда

  • Тимур Шушлепин

    можно ли получить еще одно высшее образование?

  • Вера Боброва

    может ли начальство не отпустить на сессию (заочное обучение),если работаю на гос. предприятии?

  • Клавдия Жукова

    Как уберечь ребенка от прививок в роддоме???

    • ОТКАЗ Я, __заявляю о бессрочном отказе от всех профилактических прививок (включая: против гепатита В, туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, гемофильной инфекции, кори, паротита, краснухи, гриппа и др.), а также проб…

  • Артем Штокалов

    в каком документе отражены задачи дошкольного образования

  • Анастасия Ершова

    Может ли быть, что получение услуги обязательной для граждан?

    • Для точности, обязательно не получение образовательных услуг, а получение общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»). А от «принудительных» УСЛУГ можете и отказаться, получайте общее…

  • Станислав Предтеченский

    моей дочери 1.8,у нее нет (прививки)краснухи. может ли она посещать детский сад!

  • Борис Целиков

    обязательно закапывать глаза ребенку на осмотре у окулиста?

    • Нет, не обязательно. Вообще, закапывают, если есть какие-либо проблемы, и надо получше посмотреть. Капли щипучие. после них нельзя смотреть телевизор, книги читать, писать, в общем — беречься 1-2 дня. Но если вы не хотите этого делать,. ..

  • Павел Конкин

    Я может что то не поняла разве образование (школьников ) теперь будет платным ???

  • Инна Михайлова

    должны ли ученики покупать учебники?

  • Иван Бурмакин

    Как быть с прививками?Я противник,но в д.с без них не берут.Как быть?

  • Алена Шестакова

    имеют ли право отказать в приеме ребенка в детский сад и в школу без наличия у него прививок?

  • org/Question»>

    Артур Ванягин

    Дочке 5 лет. Как и положено по календарю вакцинации было сделано 5 прививок от полиомиелита. Сейчас в нашем городе (Прох

    • Вы уже привиты, так чего боятся? хотя ни 5-, ни 15 -кратная вакцинация не даёт гарантии, и привитые дети болеют, увы, потяжелее — «Не опасна ли для здоровья ребенка семикратная вакцинация » — для многих и однократная вакцинация стала…

  • Олеся Васильева

    по какому закону имеют (или не имеют) право вывести ребенка из детского сада если не поставишь прививку от гриппа….

    • Я писала отказ, а когда племяннице грозили не взять реб-ка в детсад, то писали уже так: : Я, _, отказываюсь от всех профилактических прививок, реакций Манту и прочих медицинских вмешательств, за исключением профилактических осмотров и. ..

  • Виктор Бахрушин

    Можно ли отказаться от АКДО?Если можно,то как? Если можно,то как?

  • Эдуард Рудлев

    Можно ли отказаться от прививок ребенку и имеют ли право не принимать в детский сад?

  • Антонина Данилова

    имеет ли право учитель поставить оценку «2» в журнал за поведение???

  • Вадим Шиндяков

    Имеют ли право детский сад и школа не взять ребенка если у нас отказ от прививок?

  • org/Question»>

    Эдуард Чекушин

    Скажите пожалуйста!Имеют ли право по закону,устараивать за один день 4 КОНТРОЛЬНЫХ работы..(внутри)

  • Борис Лишин

    Если ты все написал и тебе поставили 3, а у тебя все правильно.Можно ли обвинить учителя в знижении оценки?

  • Екатерина Ершова

    Это правда, что среднее образование стало платным?

    • нет, это не правда. Ст.43 Конституции РФ говорит об общедоступности бесплатности образования-дошкольного, основного и среднего профессионального. Получается, если такой закон и есть, он противоречит Конституции, а значит юр. силы не имеет…

  • Никита Лукашенко

    нужна ли прописка или временная регистрация при поступлении в 1й класс?

  • Евгений Самулев

    куда жаловаться на Районо,если не попали в садик?В Рособрнадзор можно?

  • Зоя Баранова

    могут ли моего ребенка не пускать в садик, если ему не сделаны прививки по возрасту?

  • Мария Андреева

    прививки. нужен совет! (вн)

    • 1) ст. 26 Всеобщей Декларации Прав Человека и ст. 43 Конституции РФ (о праве на образование, в том числе дошкольное) ; это тоже почитайте, чтоб Вам не угрожали, что потом в школу не примут. 2) ст. 5, 4.1 Закона РФ об образовании (о…

  • Валерия Ефимова

    Как внести поправку в ст.43 Конституции РФ?

  • Оксана Молчанова

    Нашего сына не допускают в детский сад, аргументируя тем, что у него нет прививки от полиомелита. Не нарушаются ли права

  • org/Question»>

    Константин Обакумов

    Подскажите ,есть ли какие либо денежные компенсации мамам при отсутствии мест в детских садах?

    • можете обращаться в суд, требовать расходы на содержание няни, МРОТ, как минимум (а лучше рыночную цену оплаты няни в вашем городе), правовое основание — ст.43 Конституции РФ (общедоступность и бесплатность дошкольного образования),…

  • Зоя Антонова

    имеет ли учитель право отбирать телефон в начале урока?

  • Вера Тарасова

    Правда ли, что существует закон о домашнем задании в школе?

  • org/Question»>

    Алена Соболева

    ШОК !!!Как поступить ???

  • Даниил Федорищев

    Собираемся на ПМЖ в Россию. Имею ли я право поставить ребенка на очередь в садик без гражданства?

  • Татьяна ?ковалёва

    Ребёнок учится в школе. Подписала отказ от Манту, теперь обязывают делать рентген. +. Если не сделаю, чем мне это грозит?

  • Раиса Сидорова

    Норма, закрепленная в ст.43 Конституции РФ по своей функции является: обязывающей, управомочивающей, запрещающей

  • org/Question»>

    Григорий Парфенчиков

    Помогите пожалуйста! Кто знает о проблемах отчисления из техникума.?

  • Евгений Назаретский

    Учусь в рос.школе со статусом «вид на жительство»,без гражданства РФ.Получу ли аттестат?

  • Алла Ершова

    Есть ли такой закон запрещающий задавать каникулярные задания в школе?

  • Екатерина Богданова

    Помогите решить задачи!

  • Антон Передельский

    Пожалуйста помогите решить задачу!!!!

  • org/Question»>

    Ольга Степанова

    помогите решить задачу пожалуйста…

    • В данном случае помочь как-либо нельзя, а можно только полностью сделать за студента порученную ему работу, заключающуюся в квалифицированном решении задачи Однако, это означало бы прямое нарушение ст. 43 Конституции РФ, т.к. эта статья…

  • Станислав Нагирный

    Имеет ли право учитель ставить оценки за поведение в дневник или в журнал? О школе

  • Иван Пустоселов

    Что делать если учитель на тебя наезжает??

  • org/Question»>

    Виктор Макаревский

    Где написаны правила, законы в учебном проффесиональном заведении?

Доступ к образованию

После сегодняшней пресс-конференции в Сахаровском центре, на которой мы говорили о нашей борьбе за доступ к образованию, мы публикуем несколько основных тезисов на эту тему. Его подготовил сотрудник Комитета «Гражданское содействие» Константин Троицкий, курирующий этот вопрос.

– Статья 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальной и основной ступенях. Начальное образование является обязательным».

– 16   октября 1973 года Российская Федерация ратифицировала Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в статье 13 которого государства-участники признали, что «право каждого на образование» и что «начальное образование обязательным и бесплатным для всех».

– 16 августа 1990 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка. Согласно статье 28 этой Конвенции государства-участники «признают право ребенка на образование» и «делают начальное образование обязательным и бесплатным для всех».

– С 1996 года Российская Федерация является членом Совета Европы и обязана выполнять Европейскую конвенцию о правах человека, где в статье 2 Протокола №1 закреплено, что «никто не может быть лишен право на образование».

– Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает, что «каждый имеет право на образование», и «обеспечивается всеобщий доступ в государственные или муниципальные учреждения образования и на предприятиях к бесплатному дошкольному, среднему и высшее профессиональное образование».

Несмотря на это, в России с конца 1990-х годов наблюдаются попытки установления норм, ограничивающих право детей на образование. В первую очередь эти инициативы коснулись Москвы, как одного из самых привлекательных регионов России для иммигрантов.

Среди этих инициатив были:

– Принятие постановления Правительства Москвы и Московской области № 241-28 от 30.03.1999 г. в пункте 5 которого содержалось предписание о приеме в школы и детские сады. Этот пункт разрешал прием только в том случае, если родители имели временную или постоянную регистрацию в этих регионах. Комитет «Гражданское содействие» оспорил этот пункт в Мосгорсуде. Суд признал незаконным требование обязательной регистрации для приема детей в школы и детские сады.

– В 2012 году Минобрнауки России предприняло попытку запретить доступ в школу любому ребенку без регистрации на территории России. Это было сделано Постановлением № 107 от 15 февраля 2012 года «Положение о приеме граждан в образовательные учреждения», в котором утверждалось, что прием в первые классы школы разрешен только для детей, имеющих регистрацию в регионе, в котором они пытаются поступить на обучение. . Таким образом, дети иностранных граждан без регистрации лишились доступа к образованию. Комитет «Гражданское содействие» обратил внимание СМИ на Приказ № 107. Впоследствии Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало Письмо N ИР-535/03, в котором разъяснялось, что данный приказ не должен ограничивать права детей на образование.

– Тем не менее, 22 января 2014 года Минобрнауки России издал Приказ № 32, ставший основным документом для отказа в доступе к образованию детей иностранных граждан без регистрации. В августе 2015 года Комитет «Гражданское содействие» пытался оспорить это постановление в Верховном суде РФ, но суд решил не отменять и не изменять постановление.

Следующий текст проливает свет на три формы  институционально организованные  требования к иностранным гражданам, приводящие к систематическому нарушению права детей на образование в Российской Федерации.

  1. Требование о регистрации  как необходимом условии зачисления в образовательные учреждения; таким образом, отказано в доступе к образованию для детей иностранных граждан без регистрации.
  2. Требование подтверждения легального иммиграционного статуса  как необходимое условие зачисления в учебные заведения; таким образом, отказано в доступе к образованию для детей, родители которых не в состоянии продемонстрировать это доказательство.
  3. Требование о специальном полисе медицинского страхования , если иностранные граждане желают зарегистрировать себя и своих детей в государственных клиниках, которые имеют исключительное право давать медицинские рекомендации относительно предоставления образования детям с особыми образовательными потребностями и инвалидностью; таким образом, отказано в доступе к образованию для таких детей без специального полиса медицинского страхования.

В качестве важной подпроблемы следует отметить острую нехватку бесплатных курсов русского языка для детей, не владеющих русским языком. Это приводит к серьезным проблемам с доступом к образованию для детей без достаточного знания русского языка.

  1. Требование о регистрации как необходимое условие поступления в образовательные учреждения

– С начала весны 2014 года в Комитет «Гражданское содействие» поступают непрекращающиеся обращения иностранных граждан за поддержкой в ​​связи с тем, что они не могут записать своих детей в школы без регистрации. Такую практику завучи обычно мотивируют ссылкой на Приказ № 32 (под названием «Объявление о приеме на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования»), который Минобрнауки РФ приняло 22 декабря.  январь 2014 года. В Указе указано, что родители или законные представители детей, ответственные за зачисление ребенка в первый класс, должны дополнительно представить «документ, в котором фиксируется постоянная или временная регистрация ребенка».

– В 2015 году подача заявлений через специальный сайт в сети Интернет стала единственным способом зачисления детей в любую московскую государственную школу. Кроме того, в подразделе сайта «Зачисление в первый класс» есть пункт «Кто может обратиться за услугой», где указано, что данная услуга доступна «родителям (законным представителям), чьи дети постоянно зарегистрированы на территории г. органы государственной регистрации» или «дети которых временно зарегистрированы на территории города Москвы органами государственной регистрации». В пункте «Список необходимых документов» указывается «Адрес постоянной или временной регистрации на территории Москвы». В подразделе веб-сайта «Зачисление во все классы» (имеется в виду любой класс, кроме первого) также есть параграф «Кто может подать заявку на получение услуги», в котором нет требования регистрации. Однако пункт «Перечень необходимых документов» содержит это требование. Оно имеет следующий вид: «Для подачи заявления необходимо иметь сведения о дате рождения и прописке ребенка в Москве». При этом подача технически организована таким образом, чтобы родители не могут подать заявку  для приема своих детей в школу , не заполнив  в поле регистрации. Другими словами, обязательно заполнение поля о регистрации в электронной форме. Последнее не зависит от того, хотят ли родители подать заявление о приеме в первый класс или в любой другой класс.

— 1 февраля 2016 года на официальном сайте правительства Московской области запущена аналогичная система подачи документов в школу. На главной странице указано: «Родители и законные представители имеют право подать заявление о приеме ребенка в первый класс. Но для подачи заявления ребенок должен иметь постоянную или временную регистрацию на территории Московской области». В настоящее время, в отличие от ситуации с московскими государственными школами, подача заявлений через сайт в сети Интернет не является единственным способом зачисления детей в государственные школы на территории Московской области. Таким образом, можно обращаться напрямую в школы без прохождения электронных процедур. В такой ситуации решение о приеме ребенка в школу зависит от местных государственных администраций и завучей.

– Текущая ситуация следующая: иностранные граждане или лица без гражданства без регистрации не могут записать своих детей ни в одну государственную школу г. Москвы. Это касается: а) лиц, ищущих убежища, б) иностранных граждан или лиц без гражданства, получивших статус беженца и временное убежище, но не имеющих возможности оформить регистрацию по месту жительства в г. Москве, в) иностранных граждан или лиц без гражданства, обжалующих отказ в предоставлении им статуса беженца. или временное убежище, d) все иммигранты без документов. Стоит отметить, что в некоторых случаях директора школ требуют как минимум годовую регистрацию и отказывают в приеме детей в школу, если у них есть только трехмесячная регистрация.

  1. Требование о подтверждении легального иммиграционного статуса как необходимого условия для зачисления в учебные заведения Указ № 32, как упоминалось выше. В этом Указе утверждается, что родители детей, имеющих иностранное гражданство, обязаны предъявить документ, «подтверждающий их право находиться на территории Российской Федерации». Это требование делает невозможным получение любым ребенком иммигрантов без документов бесплатного образования на всей территории Российской Федерации. То же самое относится к иностранным гражданам или лицам без гражданства, ходатайствующим о предоставлении статуса беженца, а также о предоставлении временного убежища либо обжалующим отказ в предоставлении или продлении статуса беженца или временного убежища. Процедура обжалования может длиться до нескольких лет, в течение которых дети беженцев остаются без доступа к образованию.

    – Особая проблема возникает, когда государственные органы, осуществляющие миграционный контроль, используют школы как источник для выявления так называемых нелегалов. Особенно остро эта проблема стоит в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Например, с 2014 года Комитет «Гражданское содействие» оказывает юридическую помощь сообществу сирийских беженцев в Ногинске (небольшой город Московской области). Глава местного управления образования Наталья Сергеевна Асоскова заняла крайне жесткую позицию в вопросе допуска детей-иностранцев без регистрации в подведомственные ей школы. Ссылаясь на Указ № 32, упомянутый выше, Асоскова не оказала никакой помощи работникам Комитета «Гражданское содействие», когда они пытались записать детей сирийских беженцев в школы. Более того, когда одна попытка удалась, она сделала официальный выговор директору школы, решившему взять сирийскую девочку без регистрации. По этой причине на момент написания (июнь 2016 г.) большинство детей сирийских беженцев не получают образования в школах Ногинска.

    – Государственные органы по миграционному контролю не скрывают своего тесного сотрудничества со школами. Например, в интервью крупнейшей газете Санкт-Петербурга заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы России (ФМС) по Санкт-Петербургу и Ленобласти Дмитрий Никифиров открыто заявил: «Надо отдать должное Комитету по образованию и школы со своей стороны внимательно следят за законностью пребывания учащихся-иммигрантов в Санкт-Петербурге». В свете этих фактов Комитет «Гражданское содействие» обеспокоен попытками выявления иностранных граждан в школах Российской Федерации. Например, согласно указанию заместителя руководителя Московского государственного департамента образования Марины Смирницкой, завучи государственных школ Москвы должны заполнять поле о национальности детей в базе данных Департамента.

    1. Требование о специальном полисе медицинского страхования, если иностранные граждане хотят зарегистрировать себя и своих детей в государственных клиниках. Отказано в доступе к образованию детям с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, не имеющим специального полиса медицинского страхования.  

    – В 2015 г. Хьюман Райтс Вотч (HRW) опубликовала обширный отчет о некоторых серьезных проблемах, с которыми сталкиваются дети с особыми образовательными потребностями и инвалидностью в Российской Федерации. Эти проблемы касаются любого ребенка, в том числе детей с российским гражданством. А вот дети с особыми образовательными потребностями и инвалидностью без российского гражданства рискуют столкнуться с проблемами, не представленными в отчете НRW. Помимо регистрации и подтверждения своей «легальности», для получения ориентированного на них образования они должны пройти специальное медицинское обследование. Последняя организована таким образом, что попасть в нее практически невозможно, если ребенок не «прикреплен» к местной государственной поликлинике, куда допускаются только граждане России и иностранные граждане, имеющие статус беженца, временное убежище, временное или постоянное проживание. В то же время некоторые категории иностранных граждан не могут быть «прикреплены» к государственным клиникам и поэтому проходят специальное медицинское обследование для своих детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью. Это касается таких категорий иностранных граждан, как: а) трудовые мигранты, имеющие патент или разрешение на работу, б) находящиеся на территории РФ по студенческой или иной визе, в) просящие о предоставлении временного убежища или которые обжалуют отказ в предоставлении или продлении их временного убежища, d) иммигранты без документов.

    Подзадача . Серьезные проблемы с доступом к образованию для детей без достаточного знания русского языка

    – Отсутствие финансирования, а также специфика миграционной политики в России является источником проблем, а иногда и невозможности получения бесплатного образования для детей, если они не знают русского языка. Например, на начало 2016 года в Москве было всего две школы, в которых наряду с другими общеобразовательными курсами детям предоставлялись бесплатные курсы русского языка как иностранного. По некоторым данным, в течение 2014-2015 учебного года на курсах в этих школах могли обучаться только 262 ребенка, еще 327 детей занимались на курсах «Русский язык как иностранный», которые предоставлялись в качестве дополнительного образования в других школах. В то же время в Москве насчитывается около 750 школ и, по статистическим данным Федеральной миграционной службы, на 5 9По состоянию на 0007 0007  апреля 2016 года в России насчитывалось 805 468 детей (17 лет и младше), не имевших российского гражданства и находившихся в России более 6 месяцев.

    Заключение

    Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что в Российской Федерации существуют серьезные и систематические проблемы с реализацией права детей на образование. Также можно говорить о том, что часть детей без российского гражданства сталкивается с институционально организованными нарушениями их права на бесплатное образование. Среди таких нарушений можно отметить следующие:

    – В Москве, самом привлекательном для иммигрантов регионе России, дети без регистрации не могут поступить в школу;

    – В соответствии с Приказом № 32 Министерства образования и науки Российской Федерации на всей территории Российской Федерации не принимаются к бесплатному обучению дети, родители которых не могут предъявить документы, подтверждающие легальный иммиграционный статус;

    – На всей территории Российской Федерации иностранные граждане, желающие «привязать» себя и своих детей к государственным клиникам, обладающим исключительным правом давать медицинские рекомендации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, должны иметь специальный полис медицинского страхования. Последний доступен только для некоторых категорий людей. В результате некоторые категории иностранных граждан не могут обеспечить образование своих детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья;

    – Дети, недостаточно владеющие русским языком, сталкиваются с острой нехваткой бесплатного русского языка, что для некоторых приводит к невозможности получения образования.

    Рекомендации

    – Установить в российском законодательстве, что для зачисления детей в школу не требуется подтверждение регистрации. Согласно этому положению, изменить существующие правила приема в школьные и онлайн-системы;

    – Отменить требование к родителям (или законным представителям) представлять подтверждение законного иммиграционного статуса для зачисления их детей в школу;

    – Отложить попытки введения каких-либо процедур, направленных на выявление гражданства и иммиграционного статуса детей в школе, где нет гарантии, что эта информация не будет использована для их выдворения из России или других наказаний;

    – Гарантировать медицинские осмотры, необходимые для организации образования, для любого ребенка с особыми образовательными потребностями и инвалидностью независимо от иммиграционного статуса;

    – Мотивировать государственные школы к созданию бесплатных курсов русского языка как иностранного.

    Константин Троицкий, Комитет «Гражданское содействие»

     

    Конституция Российской Федерации

    Полный текст Конституции читайте здесь.

    Разделы, относящиеся к детям:

    Статья 7
    1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена ​​на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.
    2. В Российской Федерации обеспечивается охрана труда и здоровья людей, устанавливаются гарантированный минимум заработной платы, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, система должны быть развиты социальные услуги, установлены государственные пенсии, пособия и другие гарантии социального обеспечения.

    Статья 38
    1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
    2. Уход за детьми, их воспитание являются в равной степени правом и обязанностью родителей.
    3. Трудоспособные дети старше 18 лет находятся на попечении родителей-инвалидов.

    Статья 39
    1. Каждому гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом.
    2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
    3. Содействовать добровольному социальному страхованию и созданию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

    Статья 43
    1. Каждый имеет право на образование.
    2. Обеспечиваются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
    3. Каждый имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
    4. Основное общее образование является бесплатным. Родители или законные родители обеспечивают получение детьми основного общего образования.
    5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.

    Статья 72
    1. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся:
    а. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
    б. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничной зоны;
    с. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
    д. разграничение государственной собственности;
    эл. природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
    ф. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
    г. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
    час. проведение мероприятий против катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, ликвидация их последствий;
    я. установление единых принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
    Дж. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное законодательство; законодательство о недрах и охране окружающей среды
    к. персонал судебных и правоохранительных органов; Адвокатура, нотариат;
    л. охрана традиционной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
    м. установление единых принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
    с.п. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров и соглашений Российской Федерации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *