Конституция рф сколько глав: РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ \ КонсультантПлюс

Что нужно знать каждому об основном законе страны?

Что такое Конституция?

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.

Когда была принята Конституция?

Действующая редакция Конституции была принята народом России 12 декабря 1993 года, путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу. 

За принятие Конституции проголосовало 58,43 %. 

Когда Конституция вступила в силу? 

Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.


Из чего состоит Конституция? 

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. 

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?

Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

 

Как могут вноситься изменения в Конституцию? 

Смотрите также

  • Как инициатива становится законом

Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации. 

Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование. 

Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой. 

21 марта 2014 годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Какие вопросы, согласно Конституции, относятся к ведению Государственной Думы?

  • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; 
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Галерея карточек 

С некоторыми из положений основ конституционного строя вы можете ознакомиться на наших карточках

1 из 8

история принятия и основные положения



16 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР он образовал Конституционную комиссию, в состав которой были включены народные депутаты РСФСР. Созданный ею в течение двух лет проект новой Конституции РФ получил высокую оценку научной общественности.

Однако в связи с конфронтацией между законодательной и исполнительной властью России решение вопроса о принятии Конституции РФ все время откладывалось, что породило в стране тяжелый конституционный кризис. Чтобы разрешить кризис, Президент РФ Б.Н. Ельцин издал 12 мая 1993 г. Указ о мерах по завершению подготовки проекта новой Конституции. Согласно его предписаниям в Москве было созвано Конституционное совещание, состоящее из представителей государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, местного самоуправления, политических партий и общественных объединений, деловых кругов и религиозных конфессий.

Перед совещанием была поставлена задача подготовить на базе президентского проекта и проекта Конституционной комиссии текст своего проекта Конституции РФ. Результатом работы совещания стал проект Конституции РФ, одобренный 12 июля 1993 г. на его заключительном заседании.

Вопрос о способе принятия Конституции РФ был окончательно решен Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Всероссийский референдум был назначен Президентом РФ на 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В нем приняли участие 54,8% избирателей страны, из которых 58,4% проголосовали за проект Конституции РФ. По результатам референдума Конституция РФ была официально опубликована в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г., после чего она вступила в законную силу.

Конституция РФ 1993 г. представляет собой основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, систему органов государственной власти и основы местного самоуправления.

В определении Конституции РФ подчеркнуто, что она является основным законом государства. Это означает, что Конституция РФ, во-первых, обладает всеми признаками закона и, во-вторых, занимает особое место в системе российского законодательства.

Под законом в юридической литературе обычно понимается систематизированный нормативный правовой акт, принятый в особом порядке законодательным (представительным) органом государственной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В законе содержатся сформулированные нормы права, которые представляют собой общеобязательные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.

Конституции РФ присущи все отмеченные признаки закона. Она принята на референдуме, действует в форме систематизированного нормативного правового акта, содержит нормы права, комплексно регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Однако Конституция РФ является не просто одним из некоего множества законов страны, а основным законом государства. В отличие от других законов она служит основой российской системы законодательства, устанавливает принципиальные положения правового регулирования всех видов общественных отношений, является первоисточником для всех остальных нормативных правовых актов, обладает юридическим верховенством по сравнению с другими законами государства, изменяется и отменяется в особом, усложненном порядке.

Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав и 136 статей. Открывается Конституция преамбулой, в которой сформулированы основополагающие нормы-цели, реализация которых является главной задачей государства. В их перечне четко выделяются следующие нормы-цели:

  • — утверждение прав и свобод человека;
  • — утверждение в России гражданского мира и согласия;
  • — сохранение исторически сложившегося государственного единства;
  • — возрождение суверенной государственности России;
  • — утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;

— обеспечение благополучия и процветания России.

Эти нормы-цели определяют основные направления конституционно-правового регулирования общественных отношений, характерные особенности правовой политики Российского государства. Они лежат в основе всех норм Конституции РФ, предопределяют их смысл и содержание.

Первый раздел Конституции РФ объединяет в своем составе девять глав. Первая из них — «Основы конституционного строя» — занимает главенствующее положение в структуре Конституции РФ, является своего рода «конституцией в конституции». В ней закреплены правовые нормы, регулирующие систему общественных отношений, выражающих и обеспечивающих суверенитет народа, основные права и свободы человека и гражданина, определяющих принципы гражданского общества, тип и форму государства, организацию государственной власти и местного самоуправления. В содержании этой главы находит свое выражение структурированная система принципов конституционного строя России, в состав которой входят в качестве ее элементов три группы принципов.

Первую группу составляют принципы, определяющие тип и форму государства, возникшего в России в начале 90-х годов прошлого столетия: демократизм; федерализм; политико-территориальная организация Российской Федерации на основе государственной целостности, равноправия и самоопределения народов; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; правовое государство; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны; высшая юридическая сила и прямое действие Конституции РФ; включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ с иностранными государствами в национальную правовую систему в качестве ее составных частей; республиканская форма правления; государственный суверенитет; социальное государство; светское государство.

Во вторую группу входят принципы, составляющие конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления: народовластие, разделение властей; осуществление государственной власти в Российской Федерации специально уполномоченными органами; самостоятельность субъектов РФ в установлении собственной системы органов государственной власти; самостоятельность и гарантированность местного самоуправления.

Третья группа представлена принципами, определяющими становление и развитие в России гражданского общества. Она включает следующие принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина; свобода индивида в экономической, политической, личной и духовной жизни; единство и гарантированность российского гражданства; равенство и государственная защита всех форм собственности; свобода предпринимательства и частной инициативы; идеологическое и политическое многообразие; равенство общественных объединений перед законом; отделение религиозных объединений от государства.

В своем системном единстве нормы-принципы первой главы Конституции РФ определяют основы правового статуса человека и гражданина, фундаментальные устои жизни общества и государства. Согласно ст. 16 Конституции РФ они составляют основы конституционного строя Российской Федерации, которым не могут противоречить никакие другие положения настоящей Конституции.

Глава вторая Конституции РФ — «Права и свободы человека и гражданина» — конкретизирует наиболее важные положения конституционного строя России. В ее содержании реализован прежде всего принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. На конституционном уровне установлено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17).

В ст.18 Конституции РФ получил развитие такой принцип конституционного строя России, как прямое действие Конституции на всей территории страны. В ней записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Всеобъемлющий принцип правового государства пронизывает содержание практически всех статей Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина. С ним корреспондируют принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, их всеобщности и полноты, гарантированности и защищенности государством (ст.ст.19, 45, 55 Конституции РФ).

Конституция РФ закрепляет разветвленную систему прав и свобод человека и гражданина, перечень которых полностью соответствует международным стандартам.

Закрепляя права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ в отличие от советских конституций увязывает их с конкретными правомочиями, которые реализуются в действиях субъектов конституционного права. Таковы, например, статьи Конституции РФ о свободе совести (ст. 28), свободе мысли и слова (ст. 29), политических правах (ст. 32), праве собственности (ст. 35), правах обвиняемого (ст. ст. 48 — 50). В ряде статей указаны юридические факты, при наступлении которых возникают правоотношения по реализации прав и свобод человека и гражданина, их судебной защите (ст. ст. 22, 32, 42, 52, 56, 60). Это способствует повышению эффективности реализации прав и свобод на территории России.

В Конституции РФ закреплены основы правового статуса гражданина, общие и специальные гарантии прав и свобод человека и гражданина, их основные обязанности, а также некоторые ограничения прав и свобод.

Третья глава Конституции РФ — «Федеративное устройство» — развивает и конкретизирует принцип федерализма, входящего в качестве одного из элементов в структуру основ конституционного строя государства. В ней перечислены все субъекты Российской Федерации, определен их правовой статус и порядок его изменения, провозглашен государственным языком РФ русский язык, гарантировано всем народам страны право на сохранение и развитие родного языка, проведено разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, закреплены символы суверенитета России. В Конституции РФ закреплены гарантии государственной целостности России, единства ее экономического пространства, системы государственной власти. На конституционном уровне гарантированы права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).

Четвертая глава Конституции РФ — «Президент Российской Федерации» — раскрывает один из важнейших аспектов механизма осуществления государственной власти на территории страны. Ее нормы по существу детализируют такой принцип конституционного строя России, как единство системы государственной власти, закрепленный в ст. 11 Конституции РФ. В ней определены конституционные требования к кандидату на пост Президента Российской Федерации, установлен порядок его избрания и вступления в должность, закреплен исчерпывающий перечень полномочий Президента РФ, правовые основания и процедура их прекращения.

Пятая глава Конституции РФ — «Федеральное Собрание» — раскрывает основы организации и деятельности парламента России. В ней нормативно определены статус Федерального Собрания РФ, его структура, конституционные основы формирования Государственной Думы и Совета Федерации, закреплены полномочия каждой из палат, очерчен круг субъектов законодательной инициативы, проведено разграничение стадий законодательного процесса, названы виды нормативных правовых актов, принимаемых российским парламентом. В Конституции РФ заложены правовые основы статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, должностных лиц каждой из палат Федерального Собрания РФ, сформулированы основания роспуска Государственной Думы.

Шестая глава Конституции РФ — «Правительство Российской Федерации» — закрепляет статус и место Правительства РФ в системе федеральных органов государственной власти страны.

Конституция РФ не содержит легального определения Правительства России. В ст. 110 Конституции РФ сформулирована лишь норма, согласно которой Правительство РФ осуществляет исполнительную власть государства. Однако системный анализ норм ст. ст. 11 и 110 Конституции РФ дает основание сделать вывод, что оно является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации.

Конституция РФ определяет структуру Правительства РФ, его персональный состав, порядок формирования. Она закрепляет конституционные полномочия Правительства РФ, правовые основания и процедуры отставки и сложения им своих полномочий. Конституционными нормами установлены формы правовых актов Правительства РФ — это постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории страны. Конституция РФ содержит бланкетную норму, согласно которой порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114).

Седьмая глава Конституции РФ — «Судебная власть и прокуратура» — закладывает правовые основы организации и функционирования судебной власти, которая исходит непосредственно от государства и осуществляется от его имени в особой процедурно-процессуальной форме с применением методов государственного принуждения. Судебная власть является не только самостоятельной, но и особой ветвью в системе разделения властей. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Ее реальными носителями являются судебная система Российской Федерации, весь судейский корпус. В судебной системе не допускается создание чрезвычайных судов (ст. 118 Конституции РФ).

В седьмой главе Конституции РФ закреплена система федеральных судов, порядок их формирования, основные функции, принципы деятельности, правовой статус судей, гарантии их независимости при рассмотрении и разрешении в судебных заседаниях конкретных дел.

В ст. 129 Конституции РФ закреплен лишь порядок назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Восьмая глава Конституции РФ — «Местное самоуправление» — конкретизирует важнейший принцип конституционного строя России о самостоятельности и гарантированности местного самоуправления (ст. 12). Ее нормы составляют институт конституционных основ местного самоуправления. В состав этого института входят правовые нормы, закрепляющие предметы ведения муниципальных образований, основы компетенции и формы осуществления местного самоуправления, его территориальные и финансовые основы, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, гарантии местного самоуправления.

Девятая глава Конституции РФ — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» — закрепляет процедурно-процессуальные формы изменения и отмены ныне действующей Конституции РФ.

Конституция РФ определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре ее положений. Согласно ст. 134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре Основного Закона государства могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Инициатива о пересмотре Конституции РФ и внесении в нее поправок реализуется дифференцированно, с использованием совершенно разных процедур. Объясняется это тем, что изменение положений первых двух и девятой глав Конституции РФ путем внесения поправок не допускается. К ним может быть применена только процедура пересмотра Конституции РФ, которая состоит из четырех относительно самостоятельных стадий.

Во-первых, инициатива о пересмотре положений указанных глав Конституции РФ должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Во-вторых, если решение о поддержке конституционной инициативы будет принято, то созывается Конституционное Собрание. Порядок его созыва регулируется федеральным конституционным законом.

В-третьих, Конституционное Собрание вправе подтвердить неизменность действующей Конституции РФ и таким образом закончить процедуру ее пересмотра.

В-четвертых, Конституционное Собрание может разработать проект новой Конституции РФ и принять его двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или вынести на всенародное голосование (референдум).

В референдуме должно принять участие не менее половины зарегистрированных избирателей. Конституция РФ будет считаться принятой, если за нее проголосует более половины избирателей, принявших участие в референдуме (ст. 135 Конституции РФ).

Такой порядок пересмотра основополагающих глав Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и строгое соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Процедура внесения поправок применяется с целью внесения изменений в содержание глав 3 — 8 Конституции РФ. Как сказано в ст. 136 Конституции РФ, поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Но они вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Из этого правила есть одно исключение. Статья 65 Конституции РФ, которая содержит перечень наименований всех субъектов Российской Федерации, изменяется Указом Президента РФ, принимаемым по ходатайству законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации о его переименовании. Приведенный вариант изменения текста ст. 65 Конституции РФ предусмотрен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ».

Раздел второй Конституции РФ — «Заключительные и переходные положения» — содержит нормы, устанавливающие порядок вступления в силу Конституции РФ, приведения в соответствие с ее положениями действующего законодательства и Федеративного договора, сроки и конституционные процедуры формирования и деятельности федеральных органов государственной власти в переходный период, особенности соблюдения процессуальных гарантий лиц, подозреваемых в совершении преступления. В нем имеются нормы о применении законодательства, действовавшего до вступления Конституции РФ в силу; о сроках осуществления полномочий ранее избранного Президента РФ, Совета Министров, судов; о нераспространении на депутатов Государственной Думы — членов Правительства РФ конституционных положений о несовместимости мандатов и некоторые другие.

Практическое значение этого раздела состоит в том, что его нормы регулируют порядок реализации новой Конституции РФ, обеспечивая в то же время продолжение нормального функционирования государственной власти и правовой системы России в переходный период. Но поскольку в России завершился переходный период, большинство норм второго раздела Конституции РФ утратило свою юридическую силу, превратилось в исторический памятник бурной политической эпохи.

Конституция Путина | Wilson Center

BY WILLIAM POMERANZ

В конце концов, все это превратилось в большое шоу. Путин развязал конституционную реформу в своем обращении к нации от 15 января 2020 года с намеком на институциональные изменения и теоретическим путем к постпутинской эре. Он формально завершил последовавшие дебаты 10 марта, приняв поправку Думы об аннулировании, которая позволит ему баллотироваться еще на два срока и потенциально править до 2036 года. Юридически символический (и неуместно названный) всероссийский плебисцит по конституционным реформам в настоящее время отложено из-за глобальной пандемии, но, как и в случае с недавним решением Конституционного суда, поддержавшим поправки, окончательный результат не вызывает сомнений.

Превышение лимита президентских сроков, естественно, привлекло наибольшее внимание комментаторов. Другие поправки, однако, также нарушают основные демократические принципы, в частности затрагивающие разделение властей, независимую судебную систему, светское государство, одновременно укрепляя прокуратуру (прокуратуру) и превосходство социальных прав над правами личности. Ранее Путин говорил о своей верности основному закону России и его долговечности, но этими изменениями он превращает ельцинскую конституцию в путинскую 9 .0003

Никто не должен идеализировать или романтизировать Конституцию 1993 года. Спустя двадцать семь лет после принятия самой либеральной конституции России ее права и свободы во многом остаются желательными, а не реальными. Конституция 1993 года также содержала сильные прогосударственные тенденции, на которые опирался бывший президент Борис Ельцин, а Путин расширил ее. Действительно, многие из новых конституционных поправок закрепляют уже принятые в той или иной форме изменения в российское законодательство.

В процедурном плане Путин строго следил за буквой, но не за духом закона. Наиболее масштабные изменения коснулись первой главы Конституции, посвященной основам конституционного строя России. Считалось, что эта глава не поддается изменению, поскольку в статье 135 говорится, что главы 1, 2 и 9 могут быть пересмотрены только путем созыва конституционного собрания. Путин явно не хотел открывать этот ящик Пандоры. Поэтому он не созывал такое собрание и не вносил явных изменений в эти главы. Вместо этого Путин полагался на нижний правовой порог федеральных конституционных законов, которые могут быть приняты для пересмотра глав 3–8, для внесения изменений, существенно переписывающих правовые гарантии, изложенные в главе 19.0003

Реальные путинские реформы являются как неявными, так и прямыми. Прежде всего, он повысил статус этнических русских внутри страны, назвав русский язык языком государствообразующего народа. Такое заявление неизменно оттолкнет нерусских жителей страны (более 20 процентов населения). Это также представляет собой явный отход от обращения Конституции 1993 года к многонациональным народам Российской Федерации.

Поправки также косвенно подорвали первый принцип, сформулированный в статье 2 Конституции Российской Федерации, а именно, что права и свободы личности являются высшей ценностью. Вместо этого поправки существенно расширяют роль социальных прав, включая минимальную заработную плату, пенсионные гарантии, единую социально ориентированную государственную политику в области культуры, науки, здравоохранения и т.д. Никаких аналогичных положений не было введено для усиления верховенства прав личности; вместо этого теперь они должны каким-то образом уравновешиваться социальными правами. Косвенная ссылка на поддержку гражданского общества была включена в поправки, но хотя в этом положении говорится об НПО, сотрудничающих с государством, в нем нет соответствующего заявления о поддержке НПО, работающих в оппозиции к правительству.

Важность социального государства была включена в первоначальную конституцию 1993 года; однако его актуальность в настоящее время значительно возросла. Аналогичное обновление связано с важностью государственного единства. Конституция 1993 года содержала разрозненные ссылки на единое государство. Поправки, по сути, возводят эту идею в ранг первых принципов, подчеркивая государственное единство как одно из главных наследий тысячелетней истории России. Другое историческое наследие, вера в бога, также было включено в поправки, несмотря на 1993 Конституции провозглашает Россию светским государством.

Включение бога, традиционных семейных ценностей (т. е. брака между мужчиной и женщиной) и запрета на критику русского народа в защиту отечества отражают то, как патриотический консерватизм Путина был де-факто включен в основание России закон. Другие изменения более грубые. Приоритет международного права над внутренним законодательством серьезно подорван. В 2015 году Конституционный суд получил право отменять решения Европейского суда по правам человека, противоречащие Конституции России. Поправка теперь расширяет этот принцип, чтобы охватить любой международный трибунал.

Реформы также ослабляют судебную систему, в первую очередь позволяя президенту инициировать увольнение судей Конституционного суда, Верховного суда, апелляционной или кассационной инстанций. Местное самоуправление испытывает аналогичное снижение власти, хотя его независимость никогда не была подкреплена достаточными финансовыми ресурсами. В любом случае местное самоуправление в настоящее время включено в единую систему публичной власти, определяемую будущим законодательством.

Поправки, напротив, в основном восстанавливают надзорные полномочия прокуратуры над правовой системой, включая надзор за соблюдением конституции и ее законов. 1993 Конституции намеренно принижает роль прокуратуры, старейшего правового института страны, но поправки 2020 года восстанавливают историческую миссию прокуратуры, а именно служить глазами государства.

Наконец, на вершине юридической иерархии России снова сидит президент России. Исчезли спекуляции о будущей роли государственного совета или возможности создания более активного законодательного органа. Вместо этого правительство — глава теоретически автономной исполнительной власти — теперь находится под общим руководством президента.

Конституция теперь принадлежит Путину. Он опирался на определенные давние принципы и ценности и расширял их, воссоздавая единое, автократическое, централизованное и в высшей степени персонализированное государство. Он оптимистично надеется, что эта новая редакция учредительного закона России будет служить будущим поколениям россиян не двадцать, а пятьдесят лет. Это сделало бы ее самой долгодействующей конституцией в истории России. Однако этими реформами Путин показал ненадежный и преходящий характер высшего закона страны. России потребуется еще одна конституция, если она когда-либо захочет восстановить свой статус зарождающейся демократии.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не отражают точку зрения Института Кеннана.

Президент ∙ Структура ∙ Президент России

Статус и полномочия

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти Конституция России

Конституционно-правовой статус Глава государства предопределяет объем своих полномочий в обеспечении единой и стабильной системы государственной власти и ее эффективного функционирования на основе ее разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить выполнение всеми государственными органами своих конституционных обязанностей в пределах своих полномочий. Активная координирующая роль Президента реализуется как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс сил между федеральными органами государственной власти, так и во взаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Будучи официально дистанцированным законом от всех ветвей власти, Президент разрабатывает и издает нормативно-правовые акты, исполняет обязанности руководства, разрешает споры и обеспечивает соблюдение Конституции. Порядок осуществления таких полномочий определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент осуществляет свое право на внесение законопроектов, а также право подписывать законопроекты федерального значения или налагать на них вето. Это обеспечивает эффективность роли президента в законотворчестве. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти как в ведении Российской Федерации, так и в совместном ведении федерального и регионального правительств. Если Правительство издает резолюции или распоряжения, противоречащие Конституции, они могут быть отменены Президентом.

Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных органов включают выдвижение кандидатов на официальные государственные должности, которые в конечном итоге должны быть назначены парламентским голосованием. Президент вносит в Совет Федерации, верхнюю палату парламента кандидатуры судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, а также Генерального прокурора. Предложение об освобождении Генерального прокурора от его обязанностей также должно быть внесено в Совет Федерации. Президент вносит в Государственную Думу, нижнюю палату парламента кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка, а также вносит в Государственную Думу предложения об освобождении Председателя Центрального банка от его обязанностей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *