Конституция РФ с Комментариями. Последняя действующая редакция КРФ с изменениями на 2022-2023 год
Добро пожаловать на сайт «Конституция РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции Конституции России со всеми изменениями на 2023 год и комментарии к статьям.
Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.
Переход к любой статье осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
Соединенные общей судьбой на своей земле,
Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
Сознавая себя частью мирового сообщества,
Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Ныне действующая Конституция была принята в 1993 году, когда образовалось новое государство под названием Российская Федерация. До этого она находилась в статусе союзной республики, входившей в Советский Союз (СССР). В 2008, 2014 и 2020 годах в этот документ были внесены поправки. Были изменены некоторые функции Госдумы и судебной системы, утвердили верховенство российского права и новый порядок назначения правительства, появились новые требования к чиновникам. Был зафиксирован статус русского языка как языка государствообразующего народа. Браком в Конституции, согласно тексту поправок, признается союз мужчины и женщины, а важнейшим приоритетом госполитики являются дети.
Принятие поправок позволяет президенту Путину обнулить сроки правления и избираться еще два раза. В целом Конституция РФ сохранила свою неизменность с периода формирования нового государства.
Функции
Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.
Конституция РФ делится на три части:
- описание строя как принципиальной основы формирования общества;
- устройство системы управления;
- защищаемые властью права людей.
Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.
Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.
Что гарантировано гражданам России
Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.
Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.
Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.
Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.
Кроме того Конституция гарантирует людям права на:
- личную тайну;
- свободу слова как выражение мысли;
- неприкосновенность своего жилища;
- свободу передвижения;
- произвольный выбор места проживания;
- произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
- передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
- защиту от цензуры;
- свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
- частную собственность;
- наследование имущества;
- владение земельными участками;
- труд в безопасных условиях;
- отдых;
- пенсии и соцобеспечение;
- защиту материнства и детства;
- собрания и шествия мирного характера;
- жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
- охрану здоровья;
- бесплатную медпомощь;
- благоприятную среду;
- участие в управлении обществом и государством;
- возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
- информацию о состоянии экологической среды;
- бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
- творческую самореализацию;
- охрану интеллектуальной собственности;
- защиту в суде.
Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.
Устройство общества и власти
Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:
- основные принципы устройства общества;
- структура и устройство страны;
- основные нормы реализации президентской власти;
- устройство властных структур;
- принципы деятельности судебной власти;
- основы местного самоуправления.
Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.
Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.
Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.
Конституция Российской Федерации с Комментариями к статьям. Последние изменения и дополнения на 2023 год
Статья 65 Конституции Российской Федерации обновлена в связи с принятием новых регионов (ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области) в состав России.
Конституция Российской Федерации обновлена в связи с вступлением в силу новых поправок от 14 марта 2020 г.
Конституция – это документ, создающий юридическую основу системы государственного управления обществом
История становления и необходимость создания
Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.
Конституция РФ была принята по результатам всенародного голосования вместо полагающегося в таких случаях референдума. Дело в том, что в результате событий 1993 года были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Именно эти два органа и должны были по закону назначать референдум.
В результате в заключительном разделе Конституции и была прописана процедура принятия документа по результатам всенародного голосования. При этом действующими признаются только те законы, которые не противоречат Конституции. Эта норма второго раздела Конституции и стала стимулом изменения всего законодательства страны.
Структура
Конституция состоит из следующих смысловых блоков:
- основных принципов существования общества;
- прав и свобод людей, населяющих страну;
- принципов организации государственной власти;
- порядка пересмотра и внесения поправок.
Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.
Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:
- президент;
- Госдума;
- Совет Федерации;
- Правительство РФ;
- группа лиц определённой численности;
- законодательные органы регионов.
Однако для статей 1-9 и 65-й определена иная процедура. Относительно статей 1-9 существует ещё одно правило, которое говорит о том, что внесение изменений в эти статьи автоматически означает начало процедуры принятия новой Конституции.
Внесённые изменения
В период с 1993 года до наших дней изменениям подвергалась преимущественно статья 65 КРФ, в которой содержится перечень всех субъектов Российской Федерации. С 2005 до 2008 года происходил процесс укрупнения субъектов федерации, в результате чего появились новые территориальные образования – Пермский, Забайкальский, Камчатский края. В 2014 году в статью 65-ю было внесено ещё одно изменение – субъектами федерации стали Республика Крым и город Севастополь.
4 июля 2020 г. вступили в силу значительные Поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». За новую редакцию Основного закона страны проголосовали 77,92% россиян в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.
Использование
Большинством людей основной закон страны воспринимается как некая абстракция, которая востребована только учёными и законодателями. В какой-то степени так оно и есть, поскольку декларация прав и свобод подтверждается большим количеством нормативов разного иерархического уровня.
Однако Конституция РФ обладает свойством прямого действия. Это означает, что каждый человек может отстаивать в суде свои конституционные права, независимо от того, есть ли нормативный акт, конкретизирующий их защиту.
Так что Конституция не только способствует развитию совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, но и действует прямо в каждом конкретном случае. Так что знание статей основного закона является насущной необходимостью любого жителя России.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
Соединенные общей судьбой на своей земле,
Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
Сознавая себя частью мирового сообщества,
Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Статус и полномочия | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания, российский парламент. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, один из которых представляет законодательную (представительную) власть, а другой — исполнительную власть, а также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых определяется не более десяти процентов членов Совета Федерации, представляющих законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.
Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания, российского парламента.
В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, один из которых представляет законодательный орган (представитель)
орган, а другой исполнительный орган; бывший Президент Российской Федерации, срок полномочий которого истек или ушел в отставку до этого;
и не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. заседания Совета Федерации являются основным рабочим форматом палаты. Федерация Совет собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, отдельно от заседаний Государственной Думы. Две палаты могут собраться вместе, чтобы услышать обращения Президента Российской Федерации.
Совет Федерации проводит свои заседания в Москве, обычно с 25 с января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря. Заседания открыт для публики. Совет Федерации может принять решение об изменении состава или провести закрытое заседание.
Совет Федерации избирает из числа своих членов Спикера Совета Федерации, его первых заместителей и заместителей Спикера, которые председательствуют на заседаниях и несут ответственность за внутреннюю операции.
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации и рядом законодательных актов.
Осуществление законодательной власти является его основной функцией. Конституция Российской Федерации и Регламент Совета Федерации предусматривают
порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов
и федеральные законы, одобренные или принятые Государственной Думой соответственно. Совет Федерации принимает Регламент с подробным
описание ее органов и деятельности, вклад палаты в законодательный процесс и процедуры рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Совета Федерации.
Совместно с Государственной Думой Совет Федерации принимает участие в разработке законов, их рассмотрении и принятии решений, а также разрабатывает проекты федеральных законы и федеральные конституционные законы самостоятельно, по своей инициативе законодательство.
Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному пересмотру
Советом Федерации по следующим направлениям: федеральный бюджет; федеральный
налоги и пошлины; финансовые, валютные, кредитные и таможенные правила,
и создание денег; ратификация и выход из международных договоров
Российской Федерации; статус и охрана государственной границы Российской Федерации; Война и мир.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если он за которую проголосовало более половины от общего числа ее членов, а конституционные федеральные законы принимаются большинством не менее трех четвертей голосов. Федеральный закон, не подлежащий обязательному пересмотру, считается принятым принято, если Совет Федерации не вынесет его на рассмотрение в течение четырнадцать дней. Если Совет Федерации отклоняет федеральный закон, два палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего федеральный закон подлежит пересмотру один раз опять Государственной Думой и Советом Федерации.
Кроме того, Совет Федерации имеет следующие полномочия:
– утверждать указ президента о введении военного положения;
– об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения;
– для принятия решения о развертывании Вооружённых Сил Российской Федерации Федерация за пределами ее территории;
– для назначения выборов Президента Российской Федерации;
– для отстранения Президента Российской Федерации от должности, а также для снятия неприкосновенности с бывшего Президента Российской Федерации;
— назначать по представлению Президента Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации;
– для проведения консультаций по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации,
прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры
военных и иных специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
— назначать и освобождать от должности Председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов по представлению Президента Российской Федерации;
– для проведения консультаций по кандидатурам, выдвинутым Президентом Российской Федерации на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), отвечающих за вопросы обороны, безопасности государства, внутренние дела, правосудие, иностранные дела, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, общественная безопасность;
– расторгнуть по предложению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации, председатели, вице-председатели и судьи кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими нарушение, порочащее честь и достоинства судьи, а также в иных случаях, установленных федеральными конституционный закон, демонстрирующий невозможность для судьи продолжать освобождение от своих полномочий;
– для заслушивания годовых отчетов Генерального прокурора Российской
Федерации о состоянии правопорядка в Российской Федерации.
Совет Федерации, а также каждый сенатор Российской Федерация, имеет право законодательной инициативы.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам ведения большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, за исключением иной порядок предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Совет Федерации формирует комитеты, в состав которых входят
члены. Комитеты Совета Федерации формируются для разработки основных,
концептуальные предложения по осуществлению конституционных полномочий Совета Федерации, предварительному рассмотрению проектов законов Российской
Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации и федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой и вносимые на рассмотрение Совета Федерации, федеральные законы, принятые Государственной Думой
и внесены на рассмотрение в Совет Федерации, а также другие
вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Совета Федерации
Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.
Совет Федерации может создавать специальные комиссии, состоящие из члены. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный период времени для выполнения конкретной задачи. Решение о создании специальной комиссии подлежит согласованию с Федерацией. Комитет Совета, отвечающий за соответствующий вопрос.
Каждый сенатор Российской Федерации должен быть закреплен за одним из комитетов Совета Федерации. Сенатор Российской Федерации может принадлежать
только одному комитету. Спикер Совета Федерации не может быть членом
любых комитетов Совета Федерации. Первый вице-спикер Совета Федерации и вице-спикер Совета Федерации могут входить в состав одного из комитетов Совета Федерации. Комитет палаты должен состоять не менее чем из 11 членов и не более чем из 21 сенатора.
Российской Федерации. Комитеты Совета Федерации могут создавать
подкомитеты, отвечающие за свои основные направления деятельности. Член комитета Совета Федерации может входить в состав любых подкомитетов соответствующего комитета.
В состав Совета Федерации входят следующие комитеты:
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному Корпус
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, Местное самоуправление и дела Севера
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности
Комитет Совета Федерации по иностранным делам
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
Комитет Совета Федерации по экономической политике
Комитет Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию
Комитет Совета Федерации по социальной политике
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре
Комитет Совета Федерации по регламенту и парламентской деятельности Управление.
Комитеты Совета Федерации руководствуются в своей работе принципами
прозрачности и свободы слова. Заседания комитетов Совета Федерации
обычно открыты для публики. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению своих членов, а также в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
конституционные законы и федеральные законы.
Новая конституция Путина раскрывает имперские амбиции современной России
Поправки к конституции, принятые Россией летом 2020 года, имеют далеко идущие последствия для населения России, но потенциальные последствия также вызывают значительное беспокойство в Украине и других постсоветских странах. страны. Это вряд ли удивительно. Пересмотренная Конституция России стремится поставить интервенционистскую политику Кремля в отношении народов бывшей советской империи на новую правовую основу. Чиновники в Киеве, Тбилиси и Кишиневе уже столкнулись с реальностью частичной российской оккупации их стран. Теперь они опасаются, что новые конституционные поправки будут использованы для оправдания будущих актов агрессии.
Когда 1 июля россияне пришли на избирательные участки, чтобы проголосовать за пакет конституционных реформ, внимание было сосредоточено на поправках, которые позволят Владимиру Путину сбросить ограничения на срок полномочий и оставаться на своем посту до 2036 года. Большинство наблюдателей согласились, что это было правдой. цель упражнения, с дополнительными изменениями, служащими простой показухой, чтобы замаскировать то, что фактически было конституционным переворотом.
С такими выводами трудно спорить. Предлагаемые популистские поправки, такие как запрет на однополые браки и защита одобренных Кремлем версий истории, явно потворствовали националистическим настроениям и использовались для мобилизации общественной поддержки новой конституции. Однако пакет также содержал несколько гораздо более существенных поправок с особенно зловещими последствиями для будущей внутренней и внешней политики Путина.
Подписаться на UkraineAlert
В то время как весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Новая Конституция усиливает контроль Кремля над российской элитой, позволяя отстранять от должности людей за такие правонарушения, как двойное гражданство, иностранное проживание или счета в зарубежных банках. Кандидаты в президенты России должны прожить в России непрерывно в течение 25 лет, что исключает возможность получения ими кого-либо с западным образованием или значительным международным опытом работы.
Тем временем авторитет президента значительно возрос. В то время как Путин неофициально властвовал в течение многих лет, новая конституция закрепляет эту реальность вокруг жестко контролируемой бюрократии, все более централизованной власти и права вето на парламент через Конституционный суд, который неофициально контролируется исполнительной властью.
Перезагрузка путинской системы, похоже, также подтверждает агрессивную внешнюю политику Москвы в отношении бывших советских республик, прежде всего в условиях продолжающегося российско-украинского конфликта. С момента начала военной интервенции против Украины в начале 2014 года Кремль неоднократно демонстрировал готовность нарушать международное право. Тем не менее на протяжении всей шестилетней кампании Москва продолжала на словах поддерживать глобальные правила и нормы безопасности. Новая конституция означает, что в этом больше нет строгой необходимости. Вместо этого он подтверждает примат российского права над любыми обязательствами, вытекающими из членства России в международных организациях. В новой конституции четко указано: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их толковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Иными словами, российское право на первом месте.
Наиболее тревожной поправкой, вероятно, является раздел, в котором уточняется право Москвы на международное вмешательство в защиту слабо определенных соотечественников. «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в реализации их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении их общероссийской культурной идентичности», — говорится в нем.
Это новое положение создает явную конституционную основу для агрессивных действий Кремля против Украины и других стран бывшего Советского Союза, где проживает большое количество этнических русских. Действительно, делая широкие ссылки на «российскую культурную идентичность», Москва оставляет значительное пространство для интерпретации того, когда именно и где, по ее мнению, она может вмешаться. В конечном счете, определить границы «русского мира» остается за самим Кремлем.
Одним из наиболее очевидных применений этого конституционно закрепленного права на «оказание поддержки» может быть защита владельцев российских паспортов, проживающих в других странах бывшего Советского Союза. В последние годы Россия ввела ряд мер, направленных на увеличение количества российских паспортов, выдаваемых гражданам бывшего СССР. Эта тактика помогла оправдать российскую интервенцию в ряде бывших советских республик и в настоящее время используется на востоке Украины для усиления контроля Кремля над оккупированными Россией частями Донецкой и Луганской областей. В совокупности новая конституция России и усилия по созданию паспортных протекторатов на территории бывшего СССР потенциально позволят Москве ограничить суверенитет всех стран, находящихся в традиционной сфере влияния Кремля.
Наконец, статья 67 новой Конституции России представляет особый интерес для Украины. Этот пункт запрещает любое обсуждение вопроса о возвращении российских земель иностранным державам и, по-видимому, был включен специально для украинского Крымского полуострова. Россия оккупировала Крым с февраля 2014 года, когда российские войска воспользовались политическим параличом в постреволюционном Киеве, чтобы начать молниеносный захват полуострова. Закрепляя статус Крыма в Конституции России, Путин явно надеется предотвратить повторное рассмотрение этого вопроса любыми преемниками. Это представляет собой огромное препятствие для будущей нормализации отношений между Москвой и Киевом.
События Центра Евразия
Новая российская Конституция Путина явно вызывает беспокойство в таких странах, как Украина, Грузия, Молдова, а теперь и Беларусь. Он подтверждает переход России к авторитаризму и кодифицирует ревизионистский империализм, который определял внешнеполитическую повестку путинского режима на протяжении большей части последних двух десятилетий.
Это должно послужить проверкой реальности для членов международного сообщества, которые все еще верят в возможность прагматичных компромиссов с Кремлем. Для стран бывшего СССР сигнал еще более ясен: Россия намерена восстановить свое господство над постсоветским миром и будет делать это до тех пор, пока Путин остается у власти.
Эта агрессивная внешнеполитическая доктрина формируется на фоне нарастающего экономического застоя и политического угнетения внутри самой России. Действительно, все более ненадежное положение Путина внутри страны стало ключевым фактором решения предотвратить спекуляции о возможном политическом переходе путем продления его правления до 2036 года посредством недавнего голосования по конституции.
В таких условиях свежие внешнеполитические авантюры на постсоветском пространстве могут послужить удобным способом переориентировать внимание российской общественности. В настоящее время Кремль занят кризисом в Беларуси. Тем временем кровавый тупик на востоке Украины продолжается. Новая конституция Путина указывает на то, что в предстоящие годы такие затруднения будут только усиливаться.
Поправки в Конституцию России внушают мало поводов для оптимизма. Наоборот, агрессивная политика Кремля на постсоветском пространстве, вероятно, останется ключевым вызовом международной безопасности в ближайшее десятилетие. Пока ответ Запада на этот вызов был неадекватным. Теперь, когда Путин изложил свои намерения, нет оправдания тому, что он не понимает природу угрозы, которую представляет его режим.
Павел Климкин — бывший министр иностранных дел Украины (2014-2019 гг.)) и руководитель программы европейских, региональных и российских исследований Украинского института будущего в Киеве. Владимир Иванов — старший научный сотрудник программы европейских, региональных и российских исследований Украинского института будущего в Киеве. Андреас Умланд — редактор серии книг «Советская и постсоветская политика и общество», издаваемой издательством ibidem Press в Штутгарте, и научный сотрудник Украинского института будущего в Киеве, а также Шведского института международных отношений в Стокгольме.