Текст, который всегда с тобой – Страна – Коммерсантъ
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме был принят проект новой Конституции Российской Федерации. За 25 лет ее текст претерпел некоторые изменения, сам день перестал быть государственным праздником, регулярно появляются слухи о конституционной реформе, однако пока что Конституция, принятая в 1993 году, остается основой государства.
Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ / купить фото
День российской Конституции отмечается 12 декабря, потому что в этот день в 1993 году ее проект был принят на общефедеральном референдуме (Татарстан и Чечня не голосовали). Однако некоторые основания считаться днем рождения Основного закона есть, как минимум, еще у шести дат.
12 июня 1990 года съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверенитете РСФСР, в которой прямо указывалось на необходимость разработки новой Конституции.
16 июня 1990 года была сформирована комиссия по подготовке текста нового Основного закона: ее возглавил председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, его заместителем стал первый заместитель ВС РСФСР Руслан Хасбулатов, секретарем — депутат Олег Румянцев.
12 ноября 1990 года был опубликован первый проект Конституции.
5 июня 1993 года открылось конституционное совещание: принятый им проект стал основой для текста, который был вынесен на референдум.
21 сентября 1993 года противостояние президента и парламента перешло в решающую фазу.
А может быть, датой начала конституционного процесса можно считать 14 марта 1990 года, когда Съезд народных депутатов СССР изменил формулировку шестой статьи Конституции, которая прежде объявляла Коммунистическую партию Советского Союза «руководящей и направляющей силой общества», обозначая ее как «ядро политической системы, государственных и общественных организаций». Новая версия статьи признавала и за другими партиями право на участие в «выработке политики Советского государства». Без этого производить дальнейшие перемены было бы затруднительно.
Тем не менее 12 декабря — праздник по праву, поскольку это финал долгого и болезненного конституционного процесса, начавшегося в одной стране, а закончившегося в другой.
Виктор Шейнис, член конституционной комиссии, в интервью “Ъ”: «Насколько я помню то время, люди, которые тогда занялись Конституцией, не представляли всей сложности задач, стоявших перед ними. Автократический строй, еще распадавшийся тоталитаризм, перераставший в автократию, нужно было заменить демократическим строем. Плановую, формально распределительную экономику заменить рыночной. Обязать государство признавать и защищать права и свободы человека. Заменить чисто номинальную федерацию живой федерацией. Вместо противостояния всему окружающему миру ради »победы социализма во всем мире» вывести страну на европейский путь с превращением России в европейскую страну».
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»,— объявлялось в первом же варианте проекта российской Конституции, который был опубликован 12 ноября 1990 года.
«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»,— дополняет этот тезис действующая Конституция. Сегодня это выглядит аксиомой, однако в 1990-м это еще была теорема, нуждавшаяся в доказательствах. Как и многие другие утверждения в бесчисленных вариантах проекта нового Основного закона.
Олег Румянцев, секретарь конституционной комиссии, в интервью “Ъ”: «Еще вчера все это было сплошной »диссидентщиной», за что можно было попасть не в тюрьму, так в психушку. И вдруг все эти идеи становятся сутью конституционной реформы, которая означала переход страны к другому строю. Одни называли его переходом от социализма к демократии, другие — переходом от тоталитаризма к демократии. Для нас было важно, чтобы состоялся переход к конституционному строю. Такой строй имеет четкие признаки. Это верховенство Конституции и закона: власть не вправе принимать решения, которые противоречат законам, а законы при этом не могут противоречить Конституции. Это принцип разделения властей, реальный федерализм, приоритет прав и свобод человека. Для перехода к такому строю в стране нужно было менять все: логику отношений власти и гражданина, форму правления, набор институтов государственной власти, с которыми государство стало бы правовым, набор общественных институтов, с которыми общество стало бы гражданским».
Первые полтора года работа конституционной комиссии была не только попыткой создать новое правовое и идеологическое пространство, но и важным элементом политической борьбы между союзным центром Михаила Горбачева и руководством РСФСР во главе с Борисом Ельциным. РСФСР на тот момент было квазигосударственным образованием даже на фоне остальных союзных республик. Конституционные новации были для российских депутатов тогда не менее существенным оружием, чем забытая сегодня напрочь тема перевода промышленных предприятий под российскую юрисдикцию. Российские конституционалисты оспаривали весь советский правовой опыт.
Михаил Краснов, помощник Бориса Ельцина по правовым вопросам, в интервью “Ъ”: «Конституционализм в современном смысле этого слова несет в себе только одно — идею ограничения власти. Советская Конституция никоим образом власть не ограничивала, и тот акт нельзя называть этим понятием. Конституция — это всегда клетка для власти. Только поэтому она может обеспечивать права и свободы.
Возможность перенести свои наработки из сферы конституционных мечтаний в сугубо практическое поле появилась после событий августа-декабря 1991 года, когда РСФСР после распада СССР пришлось превращаться в полноценное государство.
Политическое послевкусие в конституционном строительстве
В 1992–1993 годах работа над Конституцией все так же оставалась инструментом политической борьбы, только конфликтовали между собой бывшие союзники: с одной стороны президент Борис Ельцин, с другой — Руслан Хасбулатов и большинство участников съезда народных депутатов.
В начале 1992-го предполагалось, что новую Конституцию примет или хотя бы обсудит съезд народных депутатов, намеченный на конец года. Осенью 1992-го речь шла уже о первой половине 1993-го. На переносе съезда настаивали как сторонники Бориса Ельцина, сражавшиеся с депутатским большинством во главе с Русланом Хасбулатовым, так и регионы, особенно республики в составе РФ, спешно принимавшие свои Конституции. В первой половине 1993 года съезд чуть было не отправил Бориса Ельцина в отставку. Потом был референдум о доверии ветвям власти, конституционное совещание, сентябрь-октябрь 1993 года.
Итоговый текст Конституции переполнен отзвуками схваток 1992–1993 годов. Перед политической элитой молодой страны было поставлено множество вопросов, и ответы на них дали победители.
Нормы, сделавшие исполнительную власть сильнее представительной и позволяющие назвать Россию после 1993 года суперпрезидентской республикой, появились по итогам долгих споров министров-реформаторов и Верховного совета. Может ли парламент увольнять отдельных министров? Должны ли члены правительства стремглав мчаться на отчет к депутатам по первому запросу? Конституция этого не разрешает и не предполагает. Предельно сложная процедура импичмента президента — ответ на ту легкость, с которой съезд народных депутатов в конце марта 1993 года чуть не уволил Бориса Ельцина.
Каковы отношения центра и регионов? Все ли регионы равны или есть некоторые более равные?
Некоторая расплывчатость конституционных формулировок про отношения федерального центра и регионов — отражение торга с субъектами федерации, который вели и президент, и его оппоненты, пытаясь заручиться их поддержкой.
Потом центр становился сильнее, а регионы слабели. Соответственно, Совет федерации — верхняя палата парламента, задача которой отражать волю регионов,— подвергался реформированию всякий раз, когда наступал очередной этап в отношениях центра и субъектов федерации. Конституционные формулировки этому не препятствовали.
Итоговый текст стал успехом, но не победой, поскольку многие отцы-основатели не признавали родства; другие, в том числе поддерживавшие Бориса Ельцина депутаты, в частности, Виктор Шейнис, несколько дистанцировались от результата, называя проект, который выносился на референдум в декабре 1993 года, «проектом Шахрая (Сергей Шахрай, на тот момент вице-премьер. — “Ъ”) — Алексеева (Сергей Алексеев, выдающийся теоретик права.— “Ъ”) — Собчака (Анатолий Собчак, тогда мэр Санкт-Петербурга.— “Ъ”)».
Остается только гадать, каким бы был текст Конституции, если бы его все-таки утверждал съезд народных депутатов. И не в разгар противостояния с Борисом Ельциным, а полутора годами раньше, когда российская власть была сравнительно единодушна в оценке происходящего и планов на будущее.
Руками трогать осторожно
9 октября 2018 года председатель КС Валерий Зорькин опубликовал в «Российской газете» статью «Буква и дух Конституции»:
«Разумеется, у нашей Конституции есть недостатки. В их числе отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры. Конструкция ст. 12 Конституции дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти (в том числе представительным органам государственной власти), в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти в Российской Федерации.
По мнению председателя КС, все «недостатки» Конституции устранимы «путем точечных изменений», а необходимости в кардинальной реформе нет, невзирая на то что «Россия сегодня стоит перед лицом нарастающих внешних вызовов».
За 25 лет в текст Конституции вносилось не так много поправок, хотя первые годы после ее принятия антиельцинская оппозиция и прежде всего коммунисты не раз предлагали исправления, как правило, связанные с усилением роли парламента. Однако первые поправки предложил внести в 2008 году президент Дмитрий Медведев: они касались увеличения срока конституционных полномочий главы государства и парламента. Это было сделано. Тогда казалось, что начало положено и корректировка Основного закона пойдет полным ходом, но внесенные с тех пор изменения были точечными. Выяснилось, что менять политическую реальность можно и без внесения поправок в Конституцию.
Ряд норм и даже слов вообще оказались «персональными». Никто из авторов любого проекта Конституции и не подозревал, например, что слово «подряд» способно со временем набраться небывалой юридической силы.
Правда, выяснилось это только в 2011 году, когда Владимир Путин объявил, что будет вновь баллотироваться на пост президента.
Виктор Шейнис: «Я проверил по документам все варианты, которые готовила конституционная комиссия Верховного Совета РФ. У нас этого словечка не было. Оно появилось в »проекте Шахрая, Собчака и Алексеева»».
Сергей Филатов, глава администрации президента в 1993–1995 годах, в интервью “Ъ”: «Тогда самый большой шум был по поводу того, что Борис Николаевич (Ельцин. — “Ъ”) любит власть, что власть не отдаст ни за что, пойдет на третий срок, и прочее. И чтобы снять эту озабоченность, появилась такая запись: не более двух сроков подряд».
На самом деле слово «подряд» появилось, но осталось никем не замеченным вместе с постом президента РСФСР, который был учрежден 24 апреля 1991 года народными депутатами еще советской России. Тогда вопрос о том, что будет через два президентских срока (он в то время составлял пять лет), казался предельно неактуальным.
Нисколько не противоречило тексту Конституции и превращение Госдумы в палату, подконтрольную одной партии. Произошло это в декабре 2003 года, сразу после выборов в Думу четвертого созыва. «Единая Россия» победила, но, собрав вместе с одномандатниками 223 голоса, не могла рассчитывать даже на простое большинство в Думе. Однако несколько регламентных ухищрений, активная работа администрации президента с депутатами, избравшимися от провалившихся партий,— и «Единая Россия» получила в нижней палате конституционное большинство, а также посты всех глав имеющихся комитетов. Депутатский корпус разделился на тех, кто состоит в самой большой фракции, и всех остальных, кто может ходить на заседания и даже иногда на них выступать. Такой расклад оставался неизменным, сохранившись даже в созыве 2011–2016 годов, когда у «Единой России» было простое большинство. После 2003-го за федеральным уровнем подтянулся и местный. В течение нескольких лет региональные парламенты тоже стали полуторапартийными. И это, опять же, нисколько не противоречило букве Основного закона.
Впрочем, Конституция и не в состоянии регламентировать все. Ее текст может дать гражданину права и свободы и вменить обязанность их защищать.
Виктор Хамраев, Глеб Черкасов
О том, как в 1993 году Россия подошла к порогу гражданской войны, постояла около него и отступила назад — в спецпроекте “Ъ”
Читать далее
Как менялась действующая Конституция России
15 января 2020, 13:20
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил внести ряд поправок в действующую Конституцию РФ. В частности, глава государства выступил с инициативой включить в основной закон запрет на иностранное гражданство для высших должностных лиц, усилить роль парламента, губернаторов, Госсовета.
ТАСС рассказывает о процедуре внесения изменений в Конституцию РФ, а также о поправках, которые были приняты в основной закон с момента вступления его в силу.
Процедура внесения изменений в Конституцию РФ
Согласно ст. 134 основного закона, предлагать изменения в текст конституции могут президент, Совет Федерации (СФ), Государственная дума, правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов Госдумы. Поправки в конституцию могут быть внесены указом президента РФ, федеральным конституционным законом, законом РФ о поправке к конституции.
Ключевые положения Конституции — основы конституционного строя (гл. 1), права и свободы человека и гражданина (гл. 2) и принципы изменения конституции (гл. 9) — не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. В случае, если их изменение поддержат три пятых от общего числа членов Совета Федерации и Госдумы, производится созыв Конституционного собрания. Оно должно принять решение о сохранении действующего основного закона или разработать проект новой Конституции. Новый основной закон может быть принят самим Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа делегатов, либо вынесен на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если ее поддержали более половины принявших участие в голосовании (оно считается состоявшимся только при участии более половины избирателей).
Поправки, касающиеся федеративного устройства РФ, органов исполнительной, законодательной, судебной власти, местного самоуправления, принимаются законом РФ о поправке к Конституции и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Изменения в ст. 65 Основного закона, где перечисляются субъекты РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта. При простом изменении названий регионов изменения в ст. 65 вносятся указом главы государства.
Изменения действующего Основного закона (1996-2019)
За всю историю действующей Конституции было принято 15 законодательных актов, вносящих поправки в ее текст. Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик — Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием (объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя. Последние изменения были внесены 27 марта 2019 года, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область — Кузбасс.
Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы — с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 были приняты 30 декабря 2008 года.
5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, связанная с ликвидацией Высшего Арбитражного суда и передачей его полномочий Верховному суду РФ. Кроме того, были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре, он получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов РФ и др. 21 июля 2014 года президент РФ получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.
Теги:
Путин, Владимир ВладимировичРоссияПослание Владимира Путина Федеральному собранию — 2020Предложения по изменениям в конституции
Читайте ТАСС
Новости
Дзен
Обзор – Конвенция и родственные соглашения
Соединенные Штаты
Конвенция Наций по морскому праву устанавливает
всеобъемлющий режим правопорядка в мире
океанов и морей, устанавливающих правила, регулирующие все виды использования
Мировой океан и его ресурсы.![]() Конвенция
был открыт для подписания 10 декабря 1982 года в
Монтего-Бей, Ямайка. Это стало кульминацией
более 14 лет работы с участием
более 150 стран, представляющих все регионы
мир, все правовые и политические системы и
спектр социально-экономического развития. В момент
ее принятия, Конвенция, воплощенная в одном
инструмента традиционные правила использования
океанов и в то же время ввел новые правовые
концепции и режимы и рассматривали новые проблемы.
Конвенция также заложила основу для дальнейшего
развитие отдельных областей морского права. Конвенция вступил в силу в соответствии со статьей 308 16 ноября 1994 г., через 12 месяцев после даты сдача на хранение шестидесятой ратификационной грамоты или вступление. Сегодня это общепризнанный режим решение всех вопросов, связанных с законодательством море. Конвенция
(полный текст)
состоит из 320 статей и девяти приложений, регулирующих все
аспекты морского пространства, такие как делимитация,
экологический контроль, морские научные исследования,
хозяйственная и коммерческая деятельность, передача
технологий и урегулирование споров, связанных с
океан имеет значение.
|
Добро пожаловать в Совет по правам человека
Продвижение лучших стандартов в области прав человека
Совет по правам человека является межправительственным органом в системе Организации Объединенных Наций, отвечающим за усиление поощрения и защиты прав человека во всем мире, а также за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушениями прав человека, и вынесение рекомендаций по ним. Он имеет возможность обсуждать все тематические вопросы и ситуации в области прав человека, которые требуют его внимания в течение года. Встреча проходит в офисе ООН в Женеве.
Совет состоит из 47 государств-членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН. Совет по правам человека заменил бывшую Комиссию ООН по правам человека.
История
Совет был создан Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 марта 2006 года резолюцией 60/251. Его первая сессия состоялась с 19 по 30 июня 2006 года. Год спустя Совет принял свой «Пакет институционального строительства», который направляет его работу и устанавливает его процедуры и механизмы.
Среди них были механизм универсального периодического обзора, который служит для оценки положения в области прав человека во всех государствах-членах Организации Объединенных Наций, Консультативный комитет, который служит «мозговым центром» Совета, предоставляя ему экспертные знания и рекомендации по тематическим вопросам прав человека, и Процедура подачи жалоб, позволяющая отдельным лицам и организациям доводить до сведения Совета сведения о нарушениях прав человека.
Совет по правам человека также работает со специальными процедурами ООН, созданными бывшей Комиссией по правам человека и теперь переданными под управление Совета. В их состав входят специальные докладчики, специальные представители, независимые эксперты и рабочие группы, которые отслеживают, изучают, консультируют и публикуют отчеты по тематическим вопросам или ситуации с правами человека в конкретных странах.
Обзор Совета
При создании Совета по правам человека в марте 2006 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций постановила провести обзор работы и функционирования Совета через пять лет после его создания на уровне Генеральной Ассамблеи. Более подробная информация об обзоре и его результатах за 2011 год доступна здесь.
10 лет Совету
В июне 2016 года Совет несколькими мероприятиями отметил свое десятилетие.
Меры по повышению эффективности Совета
Стремясь поддержать и повысить эффективность Совета при решении финансовых и временных проблем, Совет принял заявления Председателя на своих организационных заседаниях 3 декабря 2018 г. , 6 декабря 2019 г. и 7 декабря 2020, содержащий конкретные меры.
Совет по правам человека в 2021 году
2021 год
Год работы Совета по правам человека был одним из самых напряженных. Под председательством посла Фиджи Нажата С. Хана – впервые под председательством представителя небольшого островного развивающегося государства в Тихом океане – Совет продолжал внедрять инновации, разрушать границы и устанавливать новые стандарты в области прав человека. Сделано это на фоне COVID-19пандемия, которая продолжала разрушать бесчисленное количество жизней и средств к существованию во всем мире.
Инновации
Историческим решением Совета впервые была принята резолюция, признающая право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду.
Впервые за свою 15-летнюю историю Совет:
- предоставил делегатам возможность удаленного голосования
- привлек наибольшее количество высокопоставленных лиц, когда-либо выступавших на его заседаниях
- поддержал участие 19 делегатов из наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств через свой Целевой фонд для малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран .

Также впервые в 2021 году Совет провел пять специальных сессий, вновь продемонстрировав свою эффективность в реагировании на неотложные глобальные кризисы. Это касается:
- Мьянма
- оккупированная палестинская территория и Израиль
- Афганистан
- Судан
- Эфиопия
Мероприятия
В 2021 году Совет продлил мандаты 17 специальных процедур и следственных органов и создал семь новых мандатов:
- проект подотчетности в Шри-Ланке
- мониторинговая миссия в Беларуси
- Комиссия по расследованию на оккупированной палестинской территории и Израиле
- Специальный докладчик по Афганистану
- орган расовой юстиции, занимающийся системным расизмом в правоохранительных органах по всему миру
- Специальный докладчик по изменению климата
- следственный орган Эфиопии
В течение года Совет позволил примерно 260 организациям гражданского общества сделать более 900 заявлений.
Рабочая группа Совета по универсальному периодическому обзору провела три заседания, в результате которых была рассмотрена ситуация с правами человека в 41 штате. Кроме того, между очередными и специальными сессиями было проведено несколько тематических форумов, панелей и семинаров.
Целевая группа по услугам Секретариата, доступности и использованию информационных технологий
Целевая группа по обслуживанию Секретариата, доступности и использованию информационных технологий была создана в июле 2011 года. Ей поручено изучить вопросы, связанные с улучшением обслуживания Секретариата Совета и его механизмов, доступности работы Совета для лиц с ограниченными возможностями и возможность использования информационных технологий.
В ходе 22-й сессии Совета в марте 2013 г. были приняты дополнительные меры для повышения доступности для лиц с ограниченными возможностями доступа к Совету по правам человека, такие как улучшенные указатели на вход в комнату XX и доступные туалеты, а также приоритетный доступ полоса для лиц с ограниченными возможностями для входа во Дворец Наций у ворот Pregny.
Ежегодные интерактивные дебаты Совета по правам человека о правах людей с ограниченными возможностями становятся доступными благодаря субтитрам на английском языке и синхронному сурдопереводу на международном жестовом языке. Кроме того, на каждой сессии открывается доступ к другой группе экспертов Совета по правам человека за счет средств, которые привлекаются или выделяются на разовой основе. Чтобы просмотреть список всех панелей Совета по правам человека, которые были доступны на данный момент, со ссылками на архивы веб-трансляций, нажмите здесь.
В 2014 году целевая группа провела консультации с государствами, заинтересованными сторонами, а также с персоналом ООН, о существующей практике предоставления «разумных приспособлений» лицам с ограниченными возможностями для их участия на совещаниях в области информации и коммуникации технологии, интернет-ресурсы и документы, а также доступ к зданиям. Результаты этой консультации легли в основу работы Целевой группы и были использованы в рамках информационно-просветительского тренинга/семинара для сотрудников ООН, участвующих в работе Совета по правам человека (рекомендация Целевой группы, 30 e) в документе A/HRC/23/. ПКИ.2). Для краткого изложения консультации, пожалуйста, нажмите здесь.
Подробнее здесь.
Доступ к обсуждениям Совета по правам человека
Специальные мероприятия
Всемирный конкурс учебных судебных процессов по правам человека имени Нельсона Манделы
Конкурс учебных судебных процессов имени Нельсона Манделы, совместно организованный Отделением Совета по правам человека, является единственным конкурсом учебных судебных процессов для студентов со всего мира, посвященный правам человека.
Буклеты
Совет по правам человека
Консультативный комитет HRC
Процедура рассмотрения жалоб HRC
* Эти неофициальные легко читаемые версии предоставлены другими источниками или внешними поставщиками и предназначены только для информационных целей; они не представляют собой одобрение или одобрение Организацией Объединенных Наций любого текста или продуктов, услуг или мнений организации или отдельного лица.