Статья 16 Конституции РФ
Статья 15
Статья 16
Статья 17
1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
…из Определения КС РФ N 1567-О от 17.07.2014г.
…Особый механизм внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, закрепленный в ее главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (статьи 134 — 137), с одной стороны, обусловлен незыблемостью положений Конституции Российской Федерации, образующих основы конституционного строя и характеризующих взаимоотношения личности, общества и государства, и необходимостью обеспечения стабильности Конституции Российской Федерации и ее защиты от произвольных изменений (главы 1, 2 и 9), а с другой стороны — позволяет в допускаемых самой Конституцией Российской Федерации пределах корректировать отдельные положения ее глав 3 — 8 путем принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации — специального правового акта, имеющего особый статус (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 12-П).
Проверка вносимых таким правовым актом поправок в Конституцию Российской Федерации по содержанию норм, будучи фактически проверкой положений самой Конституции Российской Федерации, непосредственно не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 922-О-О). При этом сам закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в части, касающейся изложения отдельных положений Конституции Российской Федерации в новой редакции, включения в ее текст новых положений или исключения из него каких-либо положений, следует рассматривать как утративший самостоятельное юридическое значение с момента его вступления в силу, т.е. с того момента, когда соответствующие положения Конституции Российской Федерации начинают действовать в редакции данного закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
В связи с созданием в Российской Федерации высшего судебного органа по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, — Верховного Суда Российской Федерации, на который возлагаются функции действующих Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», его статья 1, излагает в новой редакции ряд статей Конституции Российской Федерации, касающихся организации судебной власти.
Как следует из статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, после вступления названного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в силу проверка положений его статьи 1 с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации по какому-либо из критериев, указанных в части первой статьи 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», затрагивает вопрос о возможности утраты юридической силы этими положениями, уже инкорпорированными в текст Конституции Российской Федерации и ставшими ее неотъемлемой частью. Однако такая проверка — исходя из правовой природы Конституционного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа, призванного охранять Конституцию Российской Федерации, — не может быть осуществлена в порядке конституционного судопроизводства, а следовательно, в этой части разрешение вопроса, поставленного группой депутатов Государственной Думы, Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
Вместе с тем, как следует из статей 15 (часть 1),16 (часть 2) и 134 — 136 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в части, вносящей изменения в главы 3 — 8 Конституции Российской Федерации, не может противоречить положениям ее глав 1, 2 и 9 как по содержанию, так и по порядку принятия. Возникающие по этому поводу споры носят конституционный характер, а потому, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 года N 6-П и от 21 марта 2007 года N 3-П, подлежат разрешению именно в порядке конституционного судопроизводства, что соответствует предназначению судебного конституционного контроля, — в противном случае нарушались бы закрепленные Конституцией Российской Федерации, ее статьями 18, 47 (часть 1), 118 (часть 2), 125 и 126, принципы, лежащие в основе организации и осуществления правосудия, разграничения видов судебной юрисдикции, обеспечения правосудием прав и свобод граждан.
Полный текст Определения
Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации
Статья 136
1. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы.
2. В соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Статья 137
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции Российской Федерации или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данных предложений.
2. Предложения направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству для подготовки заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.
Статья 138
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации и заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление об одобрении или отклонении указанных предложений.
2. Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.
Статья 139
1. Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
2. Поступивший подготовленный субъектом, указанным в статье 134 Конституции Российской Федерации, проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации передается Советом Государственной Думы для подготовки заключения в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.
3. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству проводит предварительное рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации с участием инициатора законопроекта, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, а также представителей других комитетов палаты и иных лиц, предусмотренных настоящим Регламентом.
4. Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заключение Общественной палаты (если таковое имеется) и подготовленный к рассмотрению проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации направляются Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.
Статья 140
1. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.
2. В ходе рассмотрения законопроекта Государственная Дума заслушивает доклад инициатора каждой конституционной поправки, содоклад представителя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе или уполномоченных Президентом Российской Федерации лиц, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представителей фракций, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении. При рассмотрении законопроекта, являвшегося объектом экспертизы Общественной палаты, вправе выступить также член Общественной палаты, уполномоченный советом Общественной палаты. Члену Общественной палаты для выступления предоставляется до пяти минут.
Статья 141
Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации обсуждаются и голосование проводится по каждой поправке в отдельности в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Поправка считается одобренной, если за ее одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 142
После постатейного обсуждения и голосования поправок к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации в целом. Закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 143
1. Если Совет Федерации отклоняет проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации, то для преодоления возникших разногласий может применяться процедура, предусмотренная главой 14 настоящего Регламента для повторного рассмотрения федеральных законов.
2. Указанный проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.
16-я поправка к Конституции США: Федеральный подоходный налог (1913 г.)
Увеличить Ссылка для скачивания
Образец цитирования: 16-я поправка, 15 марта 1913 г .; ратифицированные поправки 1795–1992 годов; Общие отчеты правительства Соединенных Штатов; Группа записи 11; Национальный архив.
Просмотреть все страницы в каталоге Национального архива
Просмотреть стенограмму
Принятая Конгрессом 2 июля 1909 г. и ратифицированная 3 февраля 1913 г. 16-я поправка установила право Конгресса вводить федеральный подоходный налог.
Имея далеко идущие социальные и экономические последствия, поправка о подоходном налоге стала частью Конституции в результате любопытной серии событий, кульминацией которых стало небольшое политическое маневрирование, которое пошло наперекосяк.
Финансовые потребности Гражданской войны привели к введению первого американского подоходного налога в 1861 году. Сначала Конгресс ввел фиксированный трехпроцентный налог на все доходы свыше 800 долларов, а затем изменил этот принцип, включив в него дифференцированный налог. Конгресс отменил подоходный налог в 1872 году, но эта концепция не исчезла.
После Гражданской войны растущие промышленные и финансовые рынки восточной части Соединенных Штатов в целом процветали. Но крестьяне юга и запада страдали от низких цен на свои сельскохозяйственные продукты, в то время как они были вынуждены платить высокие цены за промышленные товары. На протяжении 1860-х, 1870-х и 1880-х годов фермеры формировали такие политические организации, как Мыза, Партия зеленых, Национальный фермерский союз и Народная (популистская) партия. Все эти группы выступали за многие реформы (см. Закон о торговле между штатами), считавшиеся радикальными для того времени, включая дифференцированный подоходный налог.
В 1894 году в рамках законопроекта о высоких тарифах Конгресс ввел 2-процентный налог на доход свыше 4000 долларов. Этот налог был почти сразу же отменен решением Верховного суда пятью голосами против четырех, хотя суд подтвердил конституционность налога времен гражданской войны еще в 1881 году. Хотя фермерские организации осудили решение суда как яркий пример союз правительства и бизнеса против фермеров, общее возвращение процветания на рубеже веков смягчили требование реформ. Однако платформы Демократической партии под руководством трехкратного кандидата в президенты Уильяма Дженнингса Брайана постоянно включали планку подоходного налога, и прогрессивное крыло Республиканской партии также поддерживало эту концепцию.
В 1909 году прогрессисты в Конгрессе снова приложили положение о подоходном налоге к законопроекту о тарифах. Консерваторы, надеясь убить эту идею навсегда, предложили поправку к конституции, вводящую такой налог; они считали, что поправка никогда не будет ратифицирована тремя четвертями штатов. К их большому удивлению, поправка была ратифицирована одним законодательным собранием штата за другим, и 25 февраля 1913 года с удостоверения госсекретаря Филандера К. Нокса 16-я поправка вступила в силу. Еще в 1913, из-за щедрых льгот и отчислений менее 1 процента населения платило подоходный налог по ставке всего 1 процент чистого дохода.
Этот документ урегулировал конституционный вопрос о том, как облагать налогом доход, и тем самым произвел кардинальные изменения в американском образе жизни.
Обучение с помощью этого документа.
Этот документ доступен на DocsTeach, онлайн-инструменте для обучения с использованием документов из Национального архива. Найдите обучающие задания, включающие этот документ, или создайте собственное онлайн-занятие.
Стенограмма
Шестьдесят первый Конгресс Соединенных Штатов Америки, первая сессия,
Начавшаяся и состоявшаяся в городе Вашингтон в понедельник, пятнадцатого марта тысяча девятьсот девятого года.
СОВМЕСТНАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ
Предложение поправки к Конституции Соединенных Штатов.
Принято Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов Америки на собрании Конгресса (две трети каждой палаты согласны с этим), предлагается следующая статья в качестве поправки к Конституции Соединенных Штатов, которая после ратификации законодательным собранием трех четвертей нескольких штатов станет действительной во всех отношениях как часть Конституции:
« СТАТЬЯ XVI. Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из любого источника, без распределения между отдельными штатами и без учета какой-либо переписи или переписи».
[Подтверждения]
Поправки к Конституции – Поправка 16 – «Подоходный налог»
Политическая карикатура «Шайба», высмеивающая Теодора Рузвельта, передающего свою президентскую политику Уильяму Говарду Тафту. Став следующим президентом, Тафт продолжит продвигать прогрессивный подход Рузвельта к принятию политических решений, включая подоходный налог и будущую Шестнадцатую поправку 1909 года. (Общественное достояние)Шестнадцатая поправка к Конституции была ратифицирована 3 февраля 1913 года. Конгресс имеет право вводить подоходный налог без необходимости определять его в зависимости от численности населения. Официальный текст написан так:
Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги на доходы, полученные из любого источника, без распределения между отдельными штатами и без учета какой-либо переписи или переписи.
В первоначальном тексте Конституции пункт о налогах в статье I предоставляет Конгрессу общие полномочия «устанавливать и собирать налоги, пошлины, импорт и акцизы». Что касается «прямых» налогов, статья I требует, чтобы они собирались в зависимости от численности населения штатов. До того, как был установлен подоходный налог, большая часть средств, отдаваемых федеральному правительству, поступала от тарифов на внутренние и международные товары. Недолговечный Закон о доходах 1861 г. предшествовал Шестнадцатой поправке в качестве первого официального федерального подоходного налога, но в конце концов он был отменен в 1872 г. Конец XIX в.В 20-м веке началась прогрессивная эра, период времени, когда политические и социальные реформы были сосредоточены на промышленности, голосовании, иммиграции и ряде других актуальных вопросов того времени. Введение федерального подоходного налога стало ключевой целью для многих прогрессивных групп, главный аргумент заключался в том, что для богатых людей было бы справедливее платить налоги и тарифы, которые в значительной степени были обязаны платить средний класс и бедные слои общества. Конгресс принял Закон о тарифах Вильсона-Гормана 1894 года, который содержал положение о подоходном налоге в размере 2% с доходов свыше 4000 долларов (что эквивалентно 135,9 долларам США).51,63 в долларах США 2022 года). Сторонники этого нового подоходного налога утверждали, что это не был именно «прямой» налог, который требовал бы его распределения между штатами. Два предыдущих решения Верховного суда поддержали этот тезис, но решение 5-4 по делу Поллока против Farmers’ Loan & Trust Co. 1895 г. постановило, что подоходный налог, указанный в Законе, является «прямым» налогом. Основным аргументом было то, что подоходный налог в Законе был получен от получения дохода от собственности физического лица. Основываясь на этом, Суд заявил, что «прямые» налоги включают любой вид подоходного налога на арендную плату, дивиденды и проценты, что делает их юридически обязательными для распределения между штатами.
Через четырнадцать лет после решения Поллока президент Уильям Х. Тафт предложил Конгрессу ввести новый подоходный налог в размере 2% для корпораций. Это будет наложено акцизным налогом на промышленные товары и поправкой к Конституции, санкционирующей самый последний федеральный подоходный налог. Несколько консервативных сенаторов предлагали разные версии новой поправки в течение 1909 года. Многие граждане, живущие на Западе и Юге, поддерживали подоходный налог на том основании, что это будет более простой способ собрать средства для менее обеспеченных. Несколько ключевых республиканцев, в том числе бывший президент Теодор Рузвельт, начали верить, что новая поправка к подоходному налогу поможет финансировать растущую политическую и военную мощь Соединенных Штатов. Эти «мятежные» республиканцы, многие из которых впоследствии создали партию «Бычий лось», противостояли республиканцам из истеблишмента в Конгрессе. Их противодействие новой поправке в значительной степени коренилось в их связях с крупными предприятиями того времени, в то время как другие утверждали, что подоходный налог сделает федеральное правительство более влиятельным и централизованным. Подъем Прогрессивной партии и победа Демократической партии в XIX12 Президентские выборы позволили упростить этап ратификации новой поправки. С 1909 по 1913 год новую поправку ратифицировали необходимые тридцать шесть штатов из тогдашних сорока восьми. 3 февраля 1913 года, всего за месяц до инаугурации президента Вудро Вильсона, Шестнадцатая поправка была официально принята в Конституцию. С положением о подоходном налоге, изложенным в новой поправке, Закон о доходах 1913 года вскоре после этого был принят Конгрессом. Наиболее значительным долгосрочным влиянием Шестнадцатой поправки стало изменение способа получения федеральным правительством финансирования для своих работ.