Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа
Прокурор разъясняет
- 24 августа 2021, 11:36
Об обязанностях и правах детей и родителей в сфере образования
Текст
Поделиться
Права и обязанности родителей и детей в сфере образования регулируются Конституцией РФ, Семейный кодексом РФ, Федеральным законом от 29. 12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании» (далее – Федеральный закон № 273-фз).
Конституция РФ устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны, так в соответствии со ст. 43 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В Конституции РФ право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека.
Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить.В соответствии со ст. 44 Федерального закона № 273-фз, родители несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебнопрограммной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Родители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законодательством и договором об образовании (при его наличии) могут быть установлены иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ:
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Об обязанностях и правах детей и родителей в сфере образования
Права и обязанности родителей и детей в сфере образования регулируются Конституцией РФ, Семейный кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании» (далее – Федеральный закон № 273-фз).
Конституция РФ устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны, так в соответствии со ст.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В Конституции РФ право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы.
В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить.В соответствии со ст. 44 Федерального закона № 273-фз, родители несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебнопрограммной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико- педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Родители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законодательством и договором об образовании (при его наличии) могут быть установлены иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ:
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.
КС представил свои важнейшие правовые позиции о праве на образование
По мнению одной из экспертов, рассматриваемая практика КС крайне важна, поскольку способствует минимизации дальнейших споров и выяснению всех неясных и нуждающихся в дополнительной регламентации положений образовательного законодательства. Другой отметил, что большая часть представленных в подборке судебных актов представляют собой прописные истины о сложившихся давным-давно подходах в области образования. Третий полагает, что ценность данного собрания не очевидна, поскольку за годы конституционного надзора так и не появилось революционных или установочных позиций в сфере права на образование.
Конституционный Суд РФ опубликовал информационно-тематическое собрание своих правовых позиций о праве на образование по состоянию на декабрь 2021 г.
В Определении № 167-О/2004 КС отметил, что провозглашение права на образование в числе основных конституционных прав предопределяет обязанность государства принимать необходимые меры для наиболее полного осуществления этого права. Так, государство обязано создавать социально-экономические условия, обеспечивая правовые гарантии свободного функционирования и развивая системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования, указал Суд.
Согласно Постановлению № 5-П/2006 важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. КС подчеркнул, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Читайте также
ВС: Местные власти должны предвидеть потребность в местах в дошкольных учреждениях
Суд подчеркнул, что неисполнение обязанности обеспечения образовательного процесса не может быть оправдано финансовыми и организационными причинами
26 марта 2019 Новости
Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина подчеркнула, что данное постановление представляет значимость в рамках дополнительной конкретизации права на развитие, предоставление равного доступа в государственные или муниципальные образовательные учреждения. По мнению эксперта, это еще раз подчеркивает ценность прав и свобод ребенка в данной сфере. «Практика показывает, что бывают случаи нарушения в виде незаконного препятствования в поступлении в образовательные учреждения, и позиция КС РФ в данном случае очень важна, ведь на нее также целесообразно дополнительно ориентироваться при подаче жалоб и обращении в суды», – прокомментировала Татьяна Саяпина.
В Определении № 1088-О-О/2008 Конституционный Суд разъяснил, что собой представляет ЕГЭ. Так, он указал, что это общеустановленная форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет определить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
КС напомнил, что по смыслу ст. 43 Конституции РФ родители (лица, их заменяющие), а также соответствующие государственные органы обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования, а высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (Определение № 1696-О-О/2011). В данном определении Суд также отметил, что хотя возможность реализации конституционного права на образование в негосударственных образовательных учреждениях прямо и не гарантирована Конституцией, она вытекает из положений ее ст. 43 во взаимосвязи со ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35. Соответственно, граждане свободны в выборе формы получения высшего образования, образовательного учреждения, направления подготовки, в том числе в отношении его вида – государственное или частное.
В Определении № 1345-О/2012 КС указал, что наряду с возможностью обучения за счет бюджетных средств п. 10 ст. 41 Закона об образовании допускает прием обучающихся по договорам с физическими или юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Такое правовое регулирование, как пояснил Суд, направлено на обеспечение доступности и вариативности условий получения среднего профессионального образования.
Согласно Определению № 1141-О/2014 отсутствие в государственной или муниципальной образовательной организации свободных мест является объективным основанием для отказа в приеме (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании). При этом КС обратил внимание, что на органы исполнительной власти субъектов РФ и на органы местного самоуправления, осуществляющие государственное управление в сфере образования, возложена обязанность оказать содействие в устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию.
Читайте также
Компенсация за ненарушенное право на образование
Конституционный Суд решил вопрос об обязанности местных властей обеспечивать бесплатную перевозку учащихся до школы и обратно
10 июля 2017 Новости
В соответствии с Постановлением № 18-П/2017 не допускается отказ в приеме на обучение в муниципальную образовательную организацию, реализующую основные общеобразовательные программы, при наличии в ней свободных мест исключительно на том основании, что ребенок проживает за пределами территории, закрепленной за данной образовательной организацией.
«Тем самым определяющими в правовом регулировании отношений по поводу приема в муниципальную образовательную организацию являются интересы ребенка – с учетом возможности приема в выбранную им образовательную организацию и приоритета детей, проживающих на закрепленной за ней территории, с одной стороны, и необходимости обеспечения территориальной доступности образовательной организации, с другой», – отметил Конституционный Суд.
Читайте также
КС решил, что отсрочка от службы в армии может предоставляться три раза
Теперь лица, достигшие совершеннолетия при обучении в школе, смогут получить отсрочку и для обучения в магистратуре
17 апреля 2018 Новости
В Постановлении № 15-П/2018 КС указал, что цель высшего образования – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Законом также установлены его уровни – бакалавриат, специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации. КС отметил, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, к освоению программ магистратуры – лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Высшая инстанция подчеркнула, что для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных сил РФ путем призыва на военную службу законом предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Конституционный Суд разъяснил, что отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением является, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой – составным элементом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан, притом что само предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву (Постановление № 19-П/2018).
Юрист Центра социально-трудовых прав Юрий Варламов с сожалением отметил, что постановления № 15-П и 19-П в собрании представлены в таком виде, что не дают возможности понять основную проблему, которая этими документами разрешается. «В течение длительного времени ребята, которые оканчивали школу уже совершеннолетними, получали свою первую отсрочку от военной службы еще в 10-м, 11-м классе. А так как закон позволял получать только две отсрочки в связи с обучением, они не могли получить соответствующий документ, когда поступали в магистратуру. Считалось, что право на две отсрочки они уже использовали. В то же время их сверстники, достигшие 18-летнего возраста уже после окончания школы, спокойно повышали свою квалификацию в магистратуре», – разъяснил эксперт. Конституционный Суд РФ признал, что такое неравное положение не обосновано какими-либо объективными обстоятельствами, и исправил его, указал Юрий Варламов.
Читайте также
Граждане, воспользовавшиеся первой отсрочкой от армии в школе, получат еще две
В Госдуму внесен законопроект, направленный на предоставление равных прав на обучение в магистратуре лицам, достигшим совершеннолетия в школе и в вузе
25 сентября 2018 Новости
В Постановлении № 39-П/2020 КС подчеркнул, что в действующей системе правового регулирования в РФ признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования, иное не соответствовало бы нормативному содержанию и самой природе права на образование на всех уровнях его реализации. Суд указал, что региональные органы власти обязаны при осуществлении нормативного регулирования обеспечивать баланс интересов обучающихся, которые желают продолжить освоение программы среднего общего образования по универсальному профилю, и общеобразовательных организаций, предпочитающих организовывать процесс освоения программ среднего общего образования исключительно по профилям, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Читайте также
КС разъяснил нюансы получения школьного образования после 9-го класса
Как пояснил Суд, Закон об образовании не предполагает отчисления детей из образовательных учреждений без продолжения ими обучения на непрофильной основе, в том числе в другом территориально доступном учреждении
27 июля 2020 Новости
Юрий Варламов отметил, что большая часть представленных судебных решений представляют собой прописные истины о сложившихся давным-давно подходах в области образования. Например, о том, что образование можно получать как в государственных учреждениях, так и в частных, а высшее бесплатное образование хотя и гарантируется, но только на конкурсной основе. Данные позиции в настоящий момент уже закреплены как на уровне законов, так и в подзаконных актах, пояснил эксперт. «Весьма печально, что в подборке не были представлены многие замечательные особые мнения судей, в которых можно было увидеть глубокое понимание проблем, с которыми сталкивается нынешняя система образования в России. Думаю, что это было бы весьма полезно для всех, кто имел бы интерес в ознакомлении с этой подборкой», – полагает он.
Юрист считает, что среди действительно полезных заключений, которые могли бы в тех или иных ситуациях способствовать защите прав граждан, можно выделить Определение № 1141-О/2014 и Постановление № 18-П/2017. Юрий Варламов полагает значимым закрепление обязанности органов муниципальной власти предоставлять проживающим на территории муниципалитета детям обязательное образование, если в школе или детском саду по месту жительства закончились места. Он подчеркнул, что вопрос устройства детей в последние годы стал частой и насущной проблемой для многих родителей.
Такой же позиции придерживается и Татьяна Саяпина, которая также высоко оценила значимость данных судебных решений. Причем она подчеркнула, что рассматриваемое постановление скорее конкретизирует определение в части проживания ребенка на другой территории, вне пределов закрепления за соответствующей образовательной организацией. «В целом подобная практика КС в виде издания таких собраний крайне важна, особенно в части конкретизации общих положений о праве на образование. Поскольку это будет способствовать минимизации дальнейших споров и выяснению всех неясных и нуждающихся в дополнительной регламентации положений образовательного законодательства», – поделилась эксперт.
Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов полагает, что ценность данного собрания не очевидна, поскольку, по его мнению, за годы конституционного надзора так и не появилось революционных или установочных позиций в сфере права на образование. «Скорее Собрание в динамике представляет “стабильность” позиций КС РФ по выбранному вопросу и может указывать как на стагнацию этой проблематики, так и на ее законодательную завершенность», – выразил мнение эксперт.
Показатель коррупции в Евразии, составленный Watchdog, снизился. В 2022 году он остается значительно ниже среднемирового уровня
Пакистан потерял одну из своих самых влиятельных и противоречивых фигур после смерти генерала Первеза Мушаррафа, который скончался в больнице в Дубае 5 февраля в возрасте 79 лет. после продолжительной болезни.
Генерал Мушарраф занял пост президента страны, обладающей ядерным оружием, после бескровного военного переворота 1999 года, но был вынужден уйти в отставку в 2008 году из-за скандала и попыток его политических соперников объявить ему импичмент и даже ненадолго столкнулся со смертью. вынесенный приговор по обвинению в государственной измене до того, как суд отменил его.
Придя к власти в результате бескровного военного переворота, Мушарраф пообещал принести в Пакистан прогресс и гармонию.
«Я хочу сообщить вам, что вооруженные силы были введены в качестве последнего средства для предотвращения дальнейшей дестабилизации», — сказал он тогда. «Я хочу заверить вас, что ситуация в стране совершенно спокойна, стабильна и находится под контролем. Я прошу всех вас сохранять спокойствие и поддерживать ваши вооруженные силы в восстановлении порядка, чтобы проложить путь к процветающему будущему для Пакистана. »
Борьба с талибами
Правление Мушаррафа осложнялось политическими реалиями, возникшими после терактов 11 сентября 2001 года в США.
Он открыто поддержал Вашингтон, присоединившись к глобальной войне с терроризмом. Но он должен был сопоставить это решение с ростом антиамериканизма дома после того, как боевые действия дошли до соседнего Афганистана и беспокойного северо-запада Пакистана.
Он добился определенных успехов в своих усилиях по модернизации Пакистана, создав более открытую среду для СМИ, расширив средний класс, проведя выборы и позволив ключевым политикам вернуться из изгнания.
Но ему не удалось преодолеть противодействие его крайне непопулярным действиям по искоренению экстремизма и сепаратизма на пакистанской земле, улучшению часто непростых отношений Исламабада с соседними государствами или подавлению его самых опасных политических противников, некоторые из которых вернулись, чтобы преследовать ему.
Пережил как минимум пять предполагаемых покушений со стороны исламистских боевиков или других врагов в период с 2000 по 2014 год.
Индийское соперничество
В возрасте 43 лет семья Мушрафа эмигрировала в Пакистан в 1947 году после того, как он стал независимым государством. Годы его становления прошли в Турции, где его отец работал дипломатом.
Мушарраф присоединился к офицерскому корпусу пакистанской армии в возрасте 18 лет, продвигаясь по служебной лестнице в течение следующих нескольких десятилетий, чтобы стать ее начальником в 1998 году. грядущего ожесточенного политического соперничества.
Мушарраф не согласился с мирными предложениями Шарифа в отношении Индии и начал неудачное наступление против индийских войск в спорном гималайском регионе Кашмир. Это усилило его разногласия с гражданским правительством Шарифа, что в конечном итоге привело к перевороту 19 октября.99.
Мушарраф провозгласил себя главой исполнительной власти и быстро консолидировал власть. Он назначил себя президентом в 2001 году, предоставив ему последнее слово в делах Пакистана.
«Путь развития»
Он быстро встал на сторону Вашингтона после терактов 11 сентября против Соединенных Штатов.
В телеобращении через несколько дней после терактов 11 сентября он сказал пакистанцам, что вступил в союз с Вашингтоном, чтобы защитить важные геополитические и геополитические интересы своей страны.
«В данный момент наши решения могут иметь далеко идущие последствия», — сказал Мушарраф. «Худшие результаты, не дай Бог, могут поставить под угрозу нашу территориальную целостность и наше выживание».
Альянс вызвал негативную реакцию внутри страны, поскольку сторонники жесткой линии Талибана выступили против его политики. Но в важной политической речи в январе 2002 года Мушарраф указал, что он полон решимости вести Пакистан по пути умеренности:
«Хотим ли мы превратить Пакистан в теократическое государство? Или мы хотим, чтобы Пакистан стал прогрессивным, динамичным, Исламское государство всеобщего благосостояния?» он спросил. «Выбор нашего народа абсолютно ясен. И его решение – идти по пути развития».
Его усилия дали в лучшем случае неоднозначные результаты и спровоцировали две попытки убийства, организованные боевиками, связанными с «Аль-Каидой», в 2003 году.
Исламабад получил огромную выгоду от союза с Вашингтоном, поскольку он получил десятки миллиардов долларов военной и гражданской помощи. Крупные западные доноры списали долги Исламабада, и Пакистан был официально объявлен основным союзником США, не входящим в НАТО.
Поражение из-за радикальной реакции
Но неспособность Мушаррафа противостоять радикалам, выступающим за Талибан, или искоренить их имела неприятные последствия. Под его наблюдением бойцы Талибана и Аль-Каиды, изгнанные из Афганистана, перебрались через границу в Пакистан и к концу 2007 года превратились в серьезную угрозу стабильности и безопасности Пакистана.
Неспособность Мушаррафа справиться с экстремистскими священнослужителями в Красной мечети Исламабада в конце концов закончилась кровавым столкновением в июле 2007 года. Десятки людей погибли в ходе недельной осады мечети. Конфронтация спровоцировала пакистанских талибов на проведение атак по всему Пакистану и захват больших участков территории на северо-западе.
В тот год он не смог манипулировать политической сценой страны, как делал это годами.
Его увольнение популярного председателя Верховного суда в марте 2007 года спровоцировало общенациональное движение протеста, возглавляемое юристами.
К концу года движение стало настолько сильным, что вынудило его отказаться от руководства вооруженными силами и уйти с поста президента в 2008 году. После этого он добровольно отправился в изгнание в Лондон и Дубай.
Предъявленные обвинения
Мушарраф вернулся в Пакистан в марте 2013 года в попытке вернуться в политику, надеясь попасть в парламент и стать премьер-министром.
Но эти надежды рухнули, когда ему запретили участвовать во всеобщих выборах и поместили под домашний арест на фоне череды судебных дел, связанных с последними годами его правления.
В марте 2014 года специальный трибунал предъявил Мушаррафу официальное обвинение по пяти пунктам обвинения в государственной измене — обвинения, которые подчеркнули напряженность между военными Пакистана и его гражданским правительством, которое инициировало это дело.
Обвинения в государственной измене были связаны с введением Мушаррафом режима чрезвычайного положения, за которым последовало увольнение им высокопоставленных судей, менее чем через месяц после его спорного переизбрания на пост президента в 2007 году.
Мушарраф также был обвинен в убийстве и заговоре с целью убийства якобы не сумев защитить своего политического соперника и бывшего премьер-министра Беназир Бхутто, убитого в декабре 2007 года во время предвыборной кампании.
В другом случае его расследовали по делу об убийстве Наваба Акбара Бугти, высокопоставленного лидера белуджей, который погиб в ходе военной операции по приказу Мушаррафа в августе 2006 года. Его также судили за участие в осаде Красной мечети в 2007 году.
Мушарраф очень старался защитить свой рекорд.
Он сказал суду в своем официальном обвинении в государственной измене, что он «поставил страну на путь прогресса после 1999 года, когда страну называли несостоятельным и дефолтным государством», спрашивая судей: «Это способ вознаградить кого-то за верность стране и любовь к стране?»
Мушарраф также назвал нападения на него вендеттой, направленной на очернение его достижений, и заговором с целью удержать его от политики.
«Я помог построить много дорог и плотин. Я продвигал телекоммуникационные и информационные технологии и значительно усилил оборонный потенциал Пакистана и сделал его очень сильным», — сказал Мушарраф. «Я совершил промышленную и сельскохозяйственную революцию и помог вывести экономику страны в число 11 ведущих экономик мира».
Ухудшение здоровья
Потенциальные убийцы продолжали попытки убить Мушаррафа в разгар длительного судебного разбирательства против него. Он чудом избежал покушения в апреле 2014 года, когда его везли в колонне из армейского госпиталя домой.
Но даже несмотря на то, что над ним висит обвинение в государственной измене, в 2016 году правительство Пакистана разрешило выезжать за границу для лечения. Он покинул свою страну и, как сообщается, поселился между Лондоном и Дубаем, все еще поклявшись очистить свое имя и вернуться в Пакистан.
Мушарраф продолжал появляться в скандальном еженедельном телешоу, в котором высказывал свое мнение о пакистанской политике и текущих событиях.
Год спустя пакистанский антитеррористический суд в Равалпинди объявил Мушаррафа скрывающимся от правосудия за «побег» на фоне продолжающихся обвинений в деле об убийстве Бхутто и приказал наложить арест на его активы.
В 2019 году высокопоставленные чиновники его партии Всепакистанской мусульманской лиги (APML) сообщили, что он был госпитализирован из-за «реакции» амилоидоза, редкого состояния, которое может привести к отказу органов.