Конституции рф часть 3 статья 17: Статья 17 \ КонсультантПлюс

последние изменения и поправки, судебная практика

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

1. В развитие закрепленного ст. 2 Конституции фундаментального принципа конституционного строя РФ ч. 1 ст. 17 устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Из буквального смысла процитированного положения и его интерпретации более чем в 170 решениях Конституционного Суда РФ, в которых содержатся ссылки на комментируемую статью, вытекают по меньшей мере следующие выводы: во-первых, Конституция закрепляет универсальный в смысле распространения на все органы публичной власти и их должностных лиц характер конституционной обязанности; во-вторых, Конституция раскрывает содержание этой обязанности, заключающейся, с одной стороны, в признании прав и свобод, с другой — в их гарантировании, которые осуществляются в различных формах и влекут различные правовые последствия; в-третьих, Конституция различает права человека — неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения — и права гражданина, обретающие это качество в результате государственного признания прав человека; в-четвертых, права человека не октроированы государством, не дарованы им, государство лишь признало и конституционно закрепило их; в-пятых, коль скоро права и свободы человека и гражданина представляют собой общечеловеческую ценность, они обеспечиваются в соответствии с теми стандартами, которые выработаны цивилизационным развитием человечества. Тем самым Конституция устанавливает, что государство исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина, которые выступают критерием конституционности деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей.

Иными словами, права и свободы нельзя отрывать от конституционного строя государства, социальной, политической и экономической системы общества, ибо именно в них коренятся гарантии прав человека, которые он имеет в силу принадлежности к роду человеческому. Отсюда следует, что категория прав человека выступает теперь в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по своему существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный вид и последовательно гуманистический характер. Подобное понимание сопрягается с теми подходами, которые сложились в международном сообществе. Международные стандарты прав человека, содержащиеся в общепризнанных международных актах о правах человека, не только признаются Российским государством, но и воспринимаются им в качестве обязательных норм, подлежащих непосредственному применению на территории РФ; более того, они имеют преимущество в применении перед внутренними законами и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

В широком социальном плане речь идет о том, что права и свободы человека должны быть не средством контроля государства над гражданами и их ассоциациями, а способом обеспечения индивидуальной автономии личности и ее взаимодействия с другими людьми, различными социальными структурами, обществом и государством. Практически — политический аспект проблемы состоит в определении оптимального соотношения государственного (коллективного, социального) и личного, или индивидуального, начал в организации общественной жизни. Причем платой за ошибку может быть либо установление примата государства над обществом, и тогда последнее не будет гарантировано от произвола и беззакония в отношении его членов, либо узаконение анархического своеволия, чреватого разрушением государственности и подрывом всяких основ человеческого общежития.

Именно поэтому в Конституции, с одной стороны, устанавливаются границы государственного вторжения в сферу прав человека, а с другой — Основной Закон определяет пределы осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод. Тем самым Конституция одновременно устанавливает деление основных прав человека и гражданина на абсолютные, под которыми в конституционном праве (в отличие от гражданского права) понимают права, не подлежащие ограничению или отмене ни при каких условиях, и относительные, в отношении которых в соответствующих случаях могут устанавливаться некоторые ограничения, критерии и границы которых определены самой Конституцией.

Указанием на то, что права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам международного права и согласно Конституции, Основной Закон подтверждает многогранность прав и свобод человека. Как известно, номенклатура прав человека в процессе исторического развития претерпела значительные изменения. Западные демократии включали в это понятие преимущественно гражданские и политические права, освящаемые традиционными институтами выборов, политического плюрализма и др. В отечественной конституционной теории и практике приоритет традиционно отдавался социально-экономическим и культурным правам, в том числе праву на труд, на образование, на социальное обеспечение, пользование достижениями культуры и пр.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Действующая Конституция основывается на признании и законодательном закреплении взаимосвязи и взаимозависимости гражданских и политических прав с экономическими, социальными и культурными. В отличие от прежних представлений Конституция не дает оснований для их разграничения по степени значимости для личности на первостепенные и второстепенные, все они должны в одинаковой мере гарантироваться государством и обеспечиваться правосудием. Однозначна в этом отношении и доктрина Конституционного Суда РФ, выраженная в его Постановлении от 15.06.1998 N 18-П: «Обязанностью государства, как это следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации, является соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина»*(85). При этом Суд пошел дальше простой констатации, указав на то, что реализация гражданином одних конституционных прав не может служить основанием для ограничения других конституционных прав.

Особое место в обновленной концепции прав и свобод человека и гражданина занимает проблема упрочения прав личности, также получившая отражение в комментируемом положении. Права человека, их осуществление — это сфера не только личной заботы и активности индивида, их гарантия — обязанность государства, долженствующая получить адекватное отражение в его социальной и политической системе, а также конституционном и текущем законодательстве.

В Конституции предусмотрена система потенциально эффективных правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина, либо неизвестных прошлому периоду развития страны, либо игнорировавшихся конституционной или в целом юридической практикой, включая и деятельность правоприменительных органов и их должностных лиц. В частности, установлено, что каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. И далее предусмотрена целая система гарантий государственно-, уголовно-, гражданско-, административно-правового и процессуального характера, которая призвана дать человеку и гражданину средства эффективной правовой защиты прав и свобод в его отношениях с государством, его органами и агентами.

Так, государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд; подтверждается презумпция невиновности и устанавливается ряд гарантий прав обвиняемого и осужденного, признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона, декларируется известный юридический принцип, что никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение и что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет (см. комментарии к ст. 24, 45, 46, 49, 50, 54).

Новеллой конституционной практики страны является положение, что закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке. Глубокие нравственные основания имеет норма, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания (см. комментарии к ч. 3 ст. 15, ст. 51 КРФ). Конституция оговаривает обязанность государства гарантировать каждому право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно. Особо оговаривается, что каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Кроме того, каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей (см. комментарии к ст. 48, 53).

Важной гарантией прав и свобод является содержащийся в Конституции запрет их произвольного ограничения по усмотрению тех или иных государственных органов и их должностных лиц. Возможно только временное ограничение прав и свобод и лишь в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, установленных федеральным конституционным законом (см. комментарии к ст. 55, 56). Организационной гарантией прав и свобод Конституция называет парламентский контроль за их соблюдением, который возлагается на Уполномоченного по правам человека. Особо оговаривается в Конституции право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (см. комментарий к ч. 3 ст. 46).

Таким образом, Конституция содержит новое в теоретическом и практическом отношениях решение проблемы взаимоотношений государства и личности. Оно характеризуется: отказом от патернализма, когда государство, беря на себя заботу об относительном материальном благополучии своих граждан, одновременно требовало от них абсолютного подчинения; освобождением прав и свобод от идеологизированности, когда они предоставлялись не в качестве средства обеспечения автономии личности и ее независимости от государства в некоторых важнейших сферах жизнедеятельности человека, а во имя укрепления общественного и государственного строя и пр. ; отказом от гипертрофированных представлений о коллективизме и коллективном, а по существу государственном начале организации общественной жизни и утверждением индивидуального начала и признанием личности важнейшей ценностью и целью политики государства. Личность и государство — не соподчиняющиеся элементы общественного организма, а «равноправные партнеры» в своеобразном общественном договоре. Конституция базируется на признании естественных и неотъемлемых прав человека, которые не могут нарушаться государством в принимаемых им законах и порождают обязательства для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право. Фундаментальной основой закрепленной в Конституции декларации прав являются признание равенства всех перед законом и судом, запрет под страхом ответственности по закону всякой дискриминации, усиление юридических гарантий прав и свобод, словом, последовательная гуманизация общественных отношений и утверждение «человеческого измерения» как главного критерия конституционности всякой государственной деятельности.

По существу, Конституцией также установлен федеральный стандарт прав человека, а также обязанностей, который не может сужаться в законодательстве субъектов РФ, однако может дополняться в рамках общей направленности этого акта. Важной характеристикой Конституции является то, что она сама основывается на международных — европейских и общемировых — стандартах и предусматривает осуществление прав и свобод человека и гражданина на уровне признанных международным сообществом норм и принципов. Это обусловлено прежде всего интернационализацией прав человека, которые не являются только внутренним делом суверенных государств, а становятся в современных условиях предметом заботы всего международного сообщества.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Представляется, что речь прежде всего идет о восприятии отечественным конституционализмом естественно-правовых представлений о правах человека, под которыми изначально понимались права, принадлежащие каждому человеку как члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места в социальной иерархии.

В указанное словосочетание Конституцией вкладывается и другой смысл: основные права человека — это, в отличие от отраслевых прав, есть конституционные права, которые предопределяют смысл и содержание отраслевых прав. Наконец, права человека — это такие права, которые принадлежат всякому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т.е. гражданам, иностранцам, лицам без гражданства. Причем в ч. 1 ст. 17 зафиксированы приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в установлении стандартов прав человека и их конституционное восприятие Россией, что порождает вполне определенные обязательства для законодателя, исполнительной власти и суда. Отсюда следует, что Конституция, обязывая признать права человека, накладывает на государство обязанность юридически закрепить права человека, существующие до и вне государства, а также воспроизвести в законодательстве России международные стандарты прав человека; при этом умолчание законодателя о каком-либо праве, вытекающем из общепризнанных принципов и норм международного права, не является препятствием для судебной или иной защиты этого права, поскольку указанные принципы в силу ст. 15 Конституции являются частью правовой системы России.

Кроме того, следует иметь в виду, что Конституция понимает права человека значительно шире, чем только гражданские и политические права — права первого поколения. Из конституционно закрепленного в ст. 7 Основного Закона принципа социального государства в его системной связи со ст. 2, 17, 18 и другими вытекает, что обязанность признания распространяется также на права второго поколения — экономические, социальные и культурные, равно как и на права третьего поколения, которые нередко именуют правами солидарности, — права на развитие, на здоровую окружающую среду, на мир, на владение общим наследием человечества, на доброкачественные продукты питания, на объективную информацию, на безопасность в различных сферах, права меньшинств и др.

Права человека часто выводят исключительно из ценности человеческой личности. Высокое достоинство личности — вот основа прав человека. Такое объяснение и в прошлом, и теперь занимает доминирующее положение в произведениях философов и юристов.

Конституционное право, как правило, абстрагируется от различий между понятиями человека и личности, ибо они не влияют на конституционный статус лица, не имеют принципиального юридического значения. Личность в праве — любой и всякий человек, наделенный определенными правами и несущий установленные государством обязанности. В государственном праве и конституционной практике понятия человека и личности употребляются как синонимические, носят собирательный и обобщающий характер и подчеркивают наличие определенной связи между индивидом и государством, отличающейся взаимными правами и ответственностью. Отсюда права человека и личности суть совпадающие по содержанию и объему понятия. Права человека обладают всеобщим характером и принадлежат всякой личности, не находящейся в состоянии прямой зависимости (ранее — рабской, вассальной, крепостной, теперь — в более замаскированной, но не менее изощренной) от других людей.

Не столь однозначен ответ на вопрос о соотношении прав человека и прав гражданина. Сама постановка этого вопроса обусловлена тем, что действующая Конституция закрепила дуалистическое видение гражданского и политического общества и обусловленное таким видением восприятие личности одновременно как члена гражданского общества и гражданина, что в свою очередь предполагает разграничение категорий прав человека и прав гражданина. Конечно, между правами человека и правами гражданина нельзя проводить резкой и непреодолимой грани. Права человека — общесоциальная категория. Они складываются объективно в результате развития и совершенствования общественного производства и политической системы общества в виде социальных возможностей пользоваться различными экономическими, политическими и духовными благами и существуют еще до государственного их признания. А права гражданина — это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращенные права человека. Основные права и свободы гражданина — это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему. Стало быть, права человека существуют до и вне государственного их признания, они непосредственно вытекают из достоинства личности, но будучи закрепленными в Конституции и иных государственно-правовых актах, они приобретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельного существования. Права гражданина — это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту.

В связи с этим обратим внимание еще на два обстоятельства, получившие отражение в Конституции. Во-первых, права человека в указанном смысле сохраняют свое значение как критерий правоустановительной и правоохранительной деятельности государства, его органов и должностных лиц. Права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано в своем законодательстве предусмотреть и реально гарантировать юридическими и иными средствами эти права, которые в силу конституционного закрепления приобретают характер субъективных юридических прав.

Во-вторых, в результате восприятия государством международных стандартов само понятие человека во внутригосударственном праве приобретает правовой характер и обозначает граждан данного государства, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории. И права человека в этом смысле — это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности. Что же касается прав гражданина — ими наделены только те лица, которые состоят с государством в отношениях гражданства. Стало быть, в Конституции получили отражение оба эти значения категории прав человека, что имеет не только доктринальное, но и существенное практическое значение.

Это особенно важно учитывать в связи с тем, что в результате интеграции России в систему признаваемых и поддерживаемых международным сообществом ценностей конституционной нормой стало непосредственное действие и обязательность для всех субъектов права в России общепризнанных принципов и норм международного права и ратифицированных ею международных договоров, а также право граждан обращаться за защитой своих прав в существующие в международном сообществе структуры.

Права и свободы человека и гражданина, будучи выражением социально и юридически признанной свободы личности, обладают двойственной природой. Прежде всего, они призваны гарантировать личность в ее отношениях с государством и его агентами, они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности, гарантируют статус личности от нарушений со стороны государства. Основные права и свободы есть узда для государства, его органов и должностных лиц. Но это только один — пассивный (негативный) — аспект функционального назначения основных прав и свобод.

Основные права и свободы, закрепленные в Конституции, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, индивида, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Именно в гарантиях прав и свобод может быть реализован конституционный строй, моделируемый Основным Законом.

Конституция определяет основные права и свободы человека как естественные, хотя сам этот термин в ее тексте не употребляется, и неотчуждаемые. Они естественны, поскольку вытекают непосредственно из достоинства человеческой личности и принадлежат человеку от рождения; это — атрибутивное свойство человеческой личности, признаваемое и отражаемое государством в Конституции и гарантируемое в принимаемых им законах. Разумеется, права и свободы нельзя отрывать от конституционного строя государства, социальной, политической и экономической системы общества — именно в них коренятся гарантии прав человека, принадлежащих ему в силу принадлежности к роду человеческому. Но сами права человека рождаются вместе с человеком.

Неотчуждаемость прав человека выражается в том, что государство связано ими и не может по своему усмотрению отменить или ограничить эти права и свободы. Основные права человека есть своеобразный барьер, который в демократическом обществе не может быть преодолен по собственному усмотрению ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью: законодатель не может принимать закон, не согласующийся с основными правами; судебная власть не может затрагивать основные права в процессе судебного производства и в содержании своих решений, ее функция — обеспечение прав; исполнительная власть точно так же связана в сфере высшей государственной власти основными правами, хотя и издает свои распоряжения в отношении лиц с особым статусом подчинения и в пределах допустимых ограничений.

3. В ч. 3 комментируемой статьи, если ее оценивать в широком социальном плане, речь прежде всего идет о том, что права и свободы человека должны быть не средством контроля государства над гражданами и их ассоциациями, а способом обеспечения индивидуальной автономии личности и ее взаимодействия с другими людьми, различными социальными структурами, обществом и государством. Практически — политический аспект проблемы состоит в определении оптимального соотношения государственного (коллективного, социального) и личного, или индивидуального, начал в организации общественной жизни.

Комментируемое положение Конституции проистекает из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле является атрибутивным свойством человеческой личности и потребностью социального развития; одновременно оно заключает в себе воспринятый Конституцией и в силу этого выступающий в качестве общеобязательного веления императив морали. В связи с этим данное предписание адресовано не только гражданам; оно в равной мере обращено к законодателю и правоприменителю, обязанным в принимаемых ими актах обеспечить принципы социальной солидарности, т. е. учитывать все многообразие общественных и индивидуальных интересов, их сочетание и взаимодействие, без чего эволюционное развитие общества и государства как рациональной организации публичной власти для достижения общих целей невозможно.

Из указанного принципа, лежащего в основе социального и юридического статуса личности в ее коллективном бытии и воплощающего фундаментальную презумпцию практической морали, так называемое «золотое правило поведения»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе, проистекают в конечном счете все основные обязанности человека и гражданина, в том числе гражданские, этико-социальные и другие, конкретизируемые в отраслевом законодательстве. При этом важно иметь в виду два обстоятельства относительно юридических параметров указанного «золотого правила». Во-первых, оно покрывает своим воздействием не только взаимоотношения индивидов, но и взаимоотношения индивида с обществом и иными коллективными образованиями; во-вторых, это правило воплощается в законе, следовательно, поведение, соответствующее закону, не может ставиться лицу в вину и влечь ответственность. Отсюда — презумпция разумности и добросовестности осуществления прав. Этим обусловлено доминирующее место в системе обязанностей граждан (и других субъектов конституционных правоотношений) обязанности соблюдать Конституцию и законы, также проявляя при этом добросовестность и осмотрительность и не допуская злоупотребления правом.

В связи с этим обращают на себя внимание также следующие обстоятельства: во-первых, комментируемое предписание обращено к гражданам (и иным лицам, находящимся на территории РФ), пользующимся установленными Конституцией правами и свободами; во-вторых, речь идет именно об использовании прав и свобод, ибо в противном случае имело бы место злоупотребление правом; в-третьих, в данной формуле содержится критерий правомерного поведения лица в процессе осуществления своих прав и свобод — до тех пор, пока такое осуществление не нарушает права и свободы лиц.

Проблема, требующая в данном случае разрешения, сводится к определению юридической природы цитируемого конституционного постановления: связано ли оно лишь с реализацией права в различных ее формах или это принцип правотворчества? Это тем более важно, что в государственно-правовой литературе удовлетворительного ответа на поставленный вопрос не дается.

Представляется, что норма, зафиксированная в ч. 3 комментируемой статьи, обладает двойственной юридической природой. Прежде всего, в ней установлен общий принцип правотворчества, определяющий одно из направлений развития законодательства и обеспечивающий адекватное развитие общества и составляющих его структур, государства и граждан. При законодательном установлении прав и свобод граждан должен быть обеспечен учет интересов общества и государства, прав других граждан. Эта характеристика юридической природы данного установления Основного Закона особенно рельефно проявляется при создании текущего законодательства, которое принимается на основе и в соответствии с Конституцией.

С другой стороны, это и конкретная норма, определяющая пути и рамки осуществления самих конституционных прав и свобод, а в единстве с нормой ст. 15 Конституции об обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы — известное соотношение прав и свобод с обязанностями граждан в процессе их практического осуществления. Сама Конституция устанавливает определенные критерии осуществления гражданами провозглашенных ею прав и свобод: 1) они должны осуществляться в полном соответствии с их социальным и юридическим содержанием; 2) Конституция требует соблюдения целевого назначения прав и свобод граждан; 3) осуществление прав и свобод не должно влечь неисполнения обязанностей; 4) если осуществление прав и свобод в качестве предварительного условия предполагает выполнение обязанностей, сама эта форма правореализованного процесса может возникнуть лишь при наличии данного условия.

При этом в указанном положении также отчетливо проявляются солидаристские мотивы, которые должны учитываться как в правовом регулировании, так и в правоприменении. Следовательно, обеспечение диктуемого ими баланса во взаимоотношениях личности с обществом в целом либо с другими людьми есть функция не только законодателя, но и исполнительной и судебной власти, пределы усмотрения которых, однако, ограничены Конституцией и законом. Иными словами, обеспечение равновесия индивидуального и коллективного есть императив государственного управления и правоприменения, но его параметры и способы обеспечения предопределяются не административным или судебным усмотрением, а конституционным законодателем и парламентом, устанавливающими одновременно границы такого усмотрения. Причем адекватность законодательных решений требованиям Конституции находится под контролем Конституционного Суда РФ.

Статья 17 Конституции Российской Федерации на 2023 год последняя редакция, читать онлайн

Текст Ст. 17 Конституции РФ последняя редакция на 2023 год:

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Смысл и значение статьи заключаются в окончательном преодолении несоответствия положения личности в Российской Федерации в прошедшие десятилетия международным стандартам в области прав человека.

Часть 1 статьи признает принципы и нормы международного права. Следовательно, на территории Российской Федерации должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека, все ратифицированные Россией конвенции о правах и свободах.

Признание государством прав человека и гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в своем законодательстве, предпочтительно в конституции. Реализация этой обязанности осуществлена в гл. 2 Конституции Российской Федерации.

Права человека и гражданина в Российской Федерации носят универсальный характер. Ни один из субъектов Федерации не может отказаться от обязанности признать и гарантировать права человека и гражданина на своей территории.

Часть 2 ст. 17 утверждает все права и свободы человека как основные. Тем самым подтверждается их равноценность. Здесь же определены два свойства основных прав. Одно из них состоит в их неотчуждаемости: ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничения.

Права и свободы человека могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Конституции и закона. Временные ограничения ряда прав и свобод возможны в случае введения чрезвычайного положения (см. ст. 56). Но и в этом случае не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20-24, ст. 28, ст. 34, ст. 40, ст. 46-54 Конституции.

Кроме того, в случаях государственной необходимости возможно принудительное отчуждение имущества лица, но лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (см. ст. 35).

Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства юридически ничтожны.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами или законными действиями лица, чьи права были нарушены.

Второе из указанных в ч. 2 ст. 17 свойств основных прав определяет механизм их возникновения. В соответствии с приведенными выше международными актами для возникновения прав человека достаточно самого факта его рождения.

Обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Принцип уважения чужих прав и свобод неразрывно связан с идеей обладания основными правами. Поэтому часть 3 статьи запрещает нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав.

Последующие статьи гл.2 конкретизируют этот принцип применительно к отдельным правам и свободам.

Неотъемлемый и неотчуждаемый характер прав человека соблюдается текущим законодательством. Так, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» в ст. 3 установил: «Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации».

Гражданский кодекс Российской Федерации определил: «Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ» (ст. 2).

Субъективное право человека и гражданина в Российской Федерации четко определено границами, строго «дозировано» законом (определен возраст, с которого наступает дееспособность, срок прохождения воинской службы, размер пенсии и т. д.). Это сделано для того, чтобы каждый индивид знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, государства, общества. Только при этом условии все люди могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.

Одним из средств установления и поддержания такого порядка в обществе являются юридически закрепленные ограничения прав и свобод. Речь идет о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина. Основаниями таких ограничений могут быть:

а) правонарушения, в особенности преступления, которые наиболее вредны для других лиц, государства и обществ;

б) поведение, хотя и не признаваемое правонарушением, но задевающее интересы других лиц, общества и государства;

в) соглашения самих лиц.

В случае совершения противоправного деяния, ущемляющего и нарушающего права и свободы других лиц, в качестве средств ограничения прав и свобод правонарушителей выступают меры наказания.

Закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации • Президент России

Федеральный закон одобрен Государственной Думой и Федерацией Совет 11 марта 2020 г. , а по состоянию на 14 марта 2020 г. утвержден законодательными (представительными) органами 85 субъектов Российской Федерации. Федерация.

Закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, О совершенствовании Регулирование некоторых аспектов организации и функционирования государственных Авторитет , предусматривает внесение изменений в главы 3–8 Конституции Российской Федерации по совершенствованию организации и функционирования государственной власти как инструмента для достижения конституционно значимых целей, вытекающих из положений глав 1 и 2 Конституции.

Закон, в частности, предусматривает следующее.

Российская Федерация гарантирует уважение и защиту трудящихся лиц. Государство также гарантирует, что минимальная заработная плата должна быть не менее средний прожиточный минимум трудоспособного населения по России.

Пенсионная система должна развиваться на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Обязательная индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год.

Российская Федерация гарантирует обязательное социальное страхование, адресное социальная поддержка, а также индексация социальных пособий и других социальных выплат.

Дети – приоритет национальной политики России. Русский Федерация обеспечивает приоритет семейного воспитания. В случае семейного воспитания невозможно, государство берет на себя родительские обязательства по отношению к таким дети.

Государство берет на себя обязательства по поддержке и защите культуры как уникального наследия многонационального народа России.

Провозглашается, что Российская Федерация охраняет историческую правду и чтит подвиг защитников Отечества. Очернение подвига народа, защитившего Отечество не допускается.

Российская Федерация поддерживает соотечественников проживающих за границей при осуществлении своих прав, обеспечивает защиту своих интересы и сохранение русской национальной культурной самобытности.

В соответствии с Законом следующие пункты должны добавить к юрисдикции Российской Федерации: организацию общественных власть; установление основных принципов федеральной политики и федерального программы в сфере научно-технического развития; информация технологий, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства при используя их; космическая деятельность; сельское хозяйство; создание единого правовые основы системы здравоохранения и системы образования; обеспечение обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и улучшение общественное здоровье, пропаганда здорового образа жизни и ответственного отношения среди граждан к своему здоровью; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семьях, а также расширение возможностей взрослых детей для реализации своих обязанность заботиться о своих родителях.

Установлено, что Российская Федерация является правопреемником (непрерывным государством) Союза Советских Социалистических Республик, признавая преемственность в развитии Российского государства и единство государства, вытекающее из тысячелетней истории нашей страны.

Все лица, занимающие государственные должности в Российской Федерации, руководители федеральных государственных органов, не могут иметь гражданство иностранного государства, вид на жительство или иные документ, позволяющий его владельцу постоянно проживать в иностранном государстве, а также открывать и держать счета (вклады) или хранить деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Законом решения, принимаемые наднациональными органами в соответствии с положениями международные договоры не подлежат применению в Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществование государств и народов, а также не допускать вмешательства в Домашние дела.

Изменения в Конституцию Российской Федерации касаются конституционного статуса Президента Российской Федерации, вводят повышенные требования к кандидатам на пост Президента Российской Федерации. Таким образом, кандидат в президенты Российской Федерации должен быть гражданином Российской Федерации постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не являющийся и имеющий не был гражданином иностранного государства или имел вид на жительство или другое документ, позволяющий его владельцу постоянно проживать в иностранном государстве.

Одно лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков. Настоящее положение распространяется на Президента Российской Федерации, находящегося в должности на момент вступления в силу настоящего Закона. в силу, за вычетом количества сроков, в течение которых такое лицо служило в этом положении с момента вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с Законом Президент Российской Федерации назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых подлежат утверждению Государственной Думой, за исключением министров, отвечающих за вопросы национальной безопасности, обороны и правоохранительных органов, кандидатуры которых подлежат утверждению Советом Федерации.

Президент Российской Федерации наделяться полномочиями назначать по согласованию с Советом Федерации и освобождать от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов или должностных лиц, приравненных к ним, а также назначать и освобождать от должности других прокуроров, если это предусмотрено федеральным законом.

Президент Российской Федерации может вносить представление в Совет Федерации о прекращении полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов судебной системы Российской Федерации в случае совершения ими действий, порочащих честь судьи и достоинство.

В соответствии с Законом Президент Российской Федерации наделяется правом образования Государственного Совета Российской Федерации и определения его целей, а также определения цели Совета Безопасности Российской Федерации и Президента Исполнительный офис.

Конституция закрепляет элементы статуса Президента Российской Федерации после завершения службы в этом положении устанавливает конституционные гарантии и определяет порядок за лишение этого лица неприкосновенности.

Закон устанавливает новый подход к формированию Совета Федерации. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации и включает представителей от каждого субъекта. субъект Российской Федерации, представители Российской Федерации назначенный Президентом Российской Федерации, а также бывший Президенты Российской Федерации с их согласия.

Конституция разрешает Совет Федерации и Государственной Думе для осуществления парламентского контроля, в том числе путем подачи парламентские запросы с руководителями государственных органов и органов местного самоуправления учреждения.

В соответствии с законом премьер-министр непосредственно подотчетен Президенту Российской Федерации за выполнение поручения Правительства Российской Федерации. Дополнить полномочия Правительства Российской Федерации следующими пунктами. Федерация: обеспечение реализации единого социально ориентированного государства политика в Российской Федерации; обеспечение государственной поддержки научно-техническое развитие, сохраняя и расширяя свои исследования потенциал; обеспечение работы социальных защит для лиц с инвалидов, исходя из принципов полного и равного осуществления прав и свобод человека и гражданина, повышения качества их жизни; поддержка институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, привлекая их в разработке и реализации государственной политики; поддержка волонтерства; продвижение развитие предпринимательства и частного предпринимательства; принятие мер по созданию благоприятной среды обитания, снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранять уникальное природное и биологическое разнообразие страны, воспитывать ответственное отношение к животным, создавать условия для выращивания экологическое сознание и культура.

В соответствии с Законом Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей. Конституционный суд Российской Федерации вправе принимать решение о соответствии Конституция Российской Федерации проектов законов Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, проект федерального конституционных и федеральных законов, а также принятых законов до их подписано Президентом Российской Федерации; принять решение о возможности исполнения решений наднациональных органов на основе Международные договоры Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, а также о возможности принудительного исполнения решения иностранным или международным (межгосударственным) судом или арбитражем, если это решение противоречит принципам общественного порядка в Российской Федерации; пересматривать законы субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия с Конституцией Российской Федерации до их обнародования.

В соответствии с Законом о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации органы местного самоуправления должны быть включены в единую систему государственной власти Российской Федерации в целях обеспечения максимальной эффективности их выполнения задач в интересах населения. и сотрудничество с государственными органами.

Все эти поправки вступают в силу при соблюдении двух условий. Закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации предусматривает подачу запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки соответствия предлагаемых поправок Главы 1, 2 и 9Конституции Российской Федерации. В случае вынесения Конституционным Судом Российской Федерации заключения, подтверждающего того, что предлагаемые поправки соответствуют Конституции Российской Федерации, проводится всенародное голосование.

В случае одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации более чем половиной граждан, принявших участие в общероссийском голосовании Федерации, вступают в силу изменения в главы 3 — 8 Конституции Российской Федерации, предусмотренные Законом о поправке к Конституции Российской Федерации.

Статус публикации

Опубликовано в разделе: Документы

Дата публикации:

Прямая ссылка: en.kremlin.ru/d/62988

Текстовая версия

PDS Russia Religion НОВОСТИ Декабрь 2017

ПДС РОССИЯ РЕЛИГИЯ НОВОСТИ Декабрь 2017

Высокий суд исправляет строгие требования к евангелизации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РАЗЪЯСНЯЕТ ПРАВИЛА МАРКИРОВКИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ВНЕСЕННОЙ ЯРОВАЯ ЗАКОН»

по Адвокат Сергей Чугунов

Религия я Право, 22 декабря 2017

 

поздно в прошлом году Сенсационное событие произошло, когда суд в г. Владивосток заказал уничтожение религиозной литературы, принадлежащей Спасению Армия, в том числе 36 Библий. Расскажу, как развивались события.

 

прокурорский отделения Ленинского района г. Владивостока проведено 23 ноябрь 2016 г. проверка деятельности христианских религиозных организация Армия Спасения во Владивостоке. В ходе этой проверки, религиозный литературы, обнаруженной инспекторами по адресу принадлежащий религиозная организация была скопирована и сфотографирована, в частности религиозный литературы, которая была в библиотеке на полках в пасторской офис ( кабинет руководителя организации) в том числе 36 экземпляров Библия в. Синодальный перевод, а также сборники религиозных песен на зал поклонения (помещения для проведения богослужений). Вышеупомянутое печатные материалы имели не было произведено христианской религиозной организацией Армия Спасения во Владивостоке и поэтому у них не было удостоверения личности этикетки с его конфессиональное имя. На основании результатов инспекция, т. прокуратура возбудила дело об административном правонарушении закона против христианская религиозная организация Армии Спасения в г. Владивосток базируется по части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации на Административное правонарушение и направил его на рассмотрение в суде. организацию обвиняли в том, что она «в своей миссионерской деятельности использует и распространяет литературу и печатные материалы без указания этикетки религиозная организация»

 

Автор порядок мировой судья судебного участка № 4 Ленинского судебный округ г. Владивосток, А.В. Бадеева от 20 декабря 2016 года по делу о административный нарушение закона № 5-855/16 о христианской религиозной организация Армия Спасения Владивостока признана виновной в совершении нарушение закона, предусмотренного частью 3 статьи 5. 26 Кодекса Административные правонарушения закона и назначено административное взыскание в виде штраф 30 000 рублей. Суд также постановил конфисковать и уничтожить принадлежащий литературы и печатных материалов, перечисленных в решении суда. заказ.

 

решение об уничтожении Библии вызвало такой большой общественный резонанс, который решение было обжаловано не только самой Армией Спасения или инициатор данного дела прокуратура. Как результат, со скоростью, которая невероятно здорово для нашей правовой системы, всего за десять дней в пересмотр решение было проведено. Решением судьи И.Н. Новожиловая с. Ленинский районный суд г. Владивостока от 30 декабря 2016 г. порядок изменен мировой судья: из резолютивной части порядок, часть об уничтожении конфискованных предметов административного нарушение закон убрали. Однако остальная часть магистрата приказ судьи остался без изменений.

 

решения в дело было обжаловано вплоть до Верховного суда России. Но чем выше суды не нашли оснований для их изменения. Затем поверенные Славянска Юридический центр В.В. Ряховский и С.В. Чугунов подал апелляцию в интересах Армии Спасения в Конституционном Суде РФ федерация на несовместимость положений части 3 статьи 17 федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» и часть 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации о Административный Нарушения Закона со статьей 28 и частью 3 статьи 55 Конституция Российской Федерации. Причина обращения заключалась в том, что указанный нормы законов содержат юридическую неточность в отношении вопрос только какие материалы подлежат идентификационной маркировке: все материалы, которые потенциально может распространяться религиозной организацией в контексте миссионерской деятельности, или материалы, немедленно быть распространяется в контексте миссионерской деятельности, проводимой в этот момент для в совершении которого обвиняется религиозная организация нарушения закон.

 

Несколько месяцы позже обращение было рассмотрено Конституционным суд и было вынесено решение об этом. Так как в этом случае а решимость отказаться принять к рассмотрению религиозное обращение, оно может показаться что никакого положительного результата не будет. Однако это было не правда. Это обычная практика действия Конституционного Суд, когда выносится определение об отказе в рассмотрении апелляционной жалобы, что есть, суд официально признает, что оспариваемые правила находятся в в соответствии с конституция рф. Но в этом же определении суд дает толкование оспариваемых правил, то есть как эти правила должны применяться. Этот вот что случилось на этот раз.

 

В его определение от 7 декабря 2017 г. № 2793-О Конституционного Суда Российской Федерации объяснил следующее:

 

«В в системе действующего законодательства понятие «идентификация маркировка», используемая в статье 17 Федерального закона «О свободе совести и религиозный ассоциации», означает закрепление в любой форме (печатной, рукописный или иная форма) полного официального наименования указанной организации на любые материалы, как произведенные ею, так и произведенные другими организациями, но используется им в ведет свою миссионерскую деятельность. В тех случаях, когда литература или печатные издания, аудио- и видеоматериалы распространяются религиозными организация в контекст миссионерской деятельности, но созданный (оформленный) другим религиозный организации в соответствии со смыслом настоящей статьи в система действующим законодательством наличие двух идентификационных этикеток требуется: из религиозная организация, немедленно опубликовавшая литературу и создал печатное издание или аудио- и видеоматериалы и один что получил сказал материалы для использования в своей миссионерской деятельности».

 

большинство важная часть определения суда:

 

» последствие заключается в том, что то, что подлежит идентификационной маркировке, литература и печатные, аудио- и видеоматериалы, изготовленные религиозная организация а также то, что было выдано не религиозной организацией, а находится распространяется в контексте ведения миссионерской деятельности в его названии вне мест, специально предназначенных для проведение религиозных деятельность, в соответствии с пунктом 2 статьи 24. 1 Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

 

«Как распределение религиозной литературы и материалов религиозного значения в контексте миссионерской деятельности следует понимать не только распространение указанных материалов среди конкретных лиц, а также предоставление бесплатно [т. е. беспрепятственный — тр.] доступ к этой литературе и материалам для неопределенный круг лиц.»

 

Далее в его определения суд указывает, что при рассмотрении таких случаях, в каждом конкретном случае следует исследовать вопрос о том, существует ли бесплатный доступ для неопределенного круга лиц в помещения, в которых литература и другие печатные материалы религиозного содержания находятся и будь то в в таких помещениях миссионерская деятельность ведется без ограничения и дополнительные требования.

 

Таким образом все религиозные организации, находившиеся в административном подчинении ответственность за нарушение законодательства, предусмотренного частью 3 статьи 5. 26 Кодекса русского Федерации административных правонарушений, в случае что они распространенной литературы или она находилась в местах, указанных в часть 2 из статье 24.1 Федерального закона «О свободе совести и религиозный ассоциации», имеют право на пересмотр их случаи.

 

я вспомнит что часть 2 статьи 24.1 Федерального закона «О свободе совесть и религиозные объединения» указывает на следующее:

 

2. Миссионер деятельность религиозного объединения осуществляется беспрепятственно:

 

в литургический помещений, зданий и сооружений, а также на участках земли, на которых такие расположены здания и сооружения;

 

в здания и объекты, принадлежащие религиозным организациям в собственности права или предоставляется им на иные имущественные права для осуществления их чартерная деятельность, а также на земельных участках, на которых такие здания и сооружения расположены;

 

в помещение принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставляется им на иные имущественные права для осуществления своей уставной деятельности а также на посылки земельный участок, на котором расположено здание, имеющее соответствующие помещения, по соглашение с владельцами таких зданий;

 

в помещение, здания, сооружения и земельные участки, относящиеся к право на собственности или предоставленных на иных вещных правах на организации, созданные религиозные организации;

 

на посылки земли, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставлены их на ином вещном праве;

 

местами из паломничество;

 

в кладбища и крематории;

 

в помещения образовательные организации, которые исторически использовались для проведения религиозные ритуалы.

 

Почти год прошло полтора года с момента принятия поправок, регламентирующих миссионерскую активность заняла эффект, хотя можно сказать, что это решение является первым положительное событие в преодолении тех нарушений прав граждан, которые были вызваны их принятие. Одной из причин этого, я думаю, является нежелание лиц которые были привлечены к ответственности за подачу апелляционных жалоб в суд и защищать свои права до конца. Мы призываем их защищать свои права и поверенные Славянска Юридический центр всегда готов оказать Вам юридическую помощь.

 

В настоящее раз одно дело было сообщено Европейским судом Права человека и ожидает рассмотрения. Также в ближайшее время еще один апелляция будет подано в Конституционный суд РФ по поводу конституционность о «евангелических поправках». (тр. PDS, опубликовано 22 декабря 2017)

 


Россия Религия Новости Текущие новости

Редакционная оговорка: RRN делает не намерен удостоверять достоверность информации представлены в статьях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *