4 Глава Конституции.
80 ст. опеределяет Президента как главу гос-ва- он гарант К., а также гарант пра ви свобод человека и гражданина.
Президент в установ. Порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости, а также гос. целостности.
Президент не входит ни в одну ветвь власти, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти.
Президент определяет основ. Направления внутр. И внеш. Политики в соответствии с ФЗ.
Президент представляет РФ в международных отношениях и внутри рос. Федерации.
(Президент подписывает закон, хотя многие законы рассматривают специалисты, юристы и т. п., а не сам президент. Президент- глава, лицо(!) в данном случае)
К. предусматривает след. признаки для президента:
(образовательный ценз не установлен, может даже водопроводчик Вася баллотироваться)
Президент избирается сроком на 6 лет в результате тайного равного голосования. Одно и тоже лицо не может заниматься пост более двух сроков подряд.
Полномочия президента по отношению к Парламенту:
назначает выборы в Гос Думу
распускает Думу в случае порядке предусмотренном К.
Назначает референдум в порядке предусмотренном ФЗ
вносит законопроекты в Гос. Думу
подписывает и обнародовает законы
обращает к федеральному собранию с ежегодным посланием о положении России и основ. направлениях развития внеш. и внутр. Политики.
Полномочия Президента по отношению к исполнительной власти:
с согласия Гос. Думы назначают председателя Правительства РФ (если Дума 3 раза отклонила, Президент никого не слушает и назначает сам)
Президент назначает на должность и освобождает от должностей зам. Председателя Правительства и федеральных министров ( по предложению председателя правительства)
принимает решение об отставке правительства( почему президент не обязан объяснять)
с согласия Думы назначает главу Центр. Банка и ставит вопрос об освобожднии от должности Главы Центр. Банка
Президент представл. Совет федерации Кадидатуры на должность судей верховного, высшего арбитражного суда и конституционного суда. Судей назначают из числа тех лиц, что были предложены Президентом.
Президент назначает судей других федеральных судов (если тут Совет федерации рассматривает и с кем-то соглашается,а с кем-то нет, то тут сам назначает лично Президент. Указом Президента назначаются судьи и они неприкосновенны)
=> Армия под контролем ( назначает Главнокоманд), решает вопрос о помиловании( в отношении каждого конкретного), решает вопросы гражданства(предоставление и выход из), предоставляет политич. Убежище, а также вводит ЧП или военное положение в том порядке, который предусмотрен. Констит. Законами с обязательным сообщением Палата Парламента об этом.
В период исполнения своих обязанностей, П. Неприкосновенен. Есть три случая когда П. 1) Может в отставку уйти. 2) стойкая неспособность П. По состоянию здоровья исполнять обязанности главы гос-ва. ( до сих пор не определено, что такое стойкое состояние нездоровья) 3) отрешение от должности (тяжкое или особо тяжкое преступление (умышленное деяние с наказанием со сроком до 5 лет). Но по основному закону, если он нарушил, его не отрешишь). А если президент до этого нарушил закон? Еще не быв президентом?- лицо с непогашенной судимостью не может стать Президентом, также не может стать человек с двойным гражданством (а о троном не сказано, что интересно)))
Федеральное собрание:
Состоит из двух палат: Совета Федерации и Гос. Думы.
Входят по два представителя от каждого субъекта России : от исполнит. И представительного. (450 депутатов).
Порядок формирования Совета Федераций определяется ФЗ, который может меняться в случае необходимости.
Депутаты верх и ниж платы неприкосновенны
Одно и тоже лицо не может быть членом Совета Федерации и Гос. Думы.
Неприкосновенность не означает невозможность привлечения к ответственности, просто есть специальный порядок. А ген. прокурор может подать запрос в палату а там решать могут лишить или не лишить неприкосновенности.
Верхняя палата ни на день не останавливает работу, а вот Гос. Дума может быть распущенна.
Полномочия Совета Федерации(предметы ведения):
утверждает изменение границ между субъектами РФ(субъекты сами решили, а эти одобряют или нет)
утверждает указы президента о введении ЧП или военного положения( в теч. 24 часов если не утвердили, то силу теряет указ Президента)
СФ дает согласие на использование рос. Вооруженных сил за ее пределами
назначает на должности судей верховного, высшего арбитражного и конституционного Суда из кандидатур предложенных Президентом
назначает выборы Президента РФ
имеет право отрешить Президента от должности
СФ ободряет или отклоняет законы Гос. Думы
Право законодательной инициативы
и др.
studfiles.net
Конституция РФ Глава 4 — Законы и Кодекс Блог о недвижимости
Конституция РФ
скачать Конституцию РФ бесплатно
Глава 4. Президент Российской Федерации
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <11>.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
По вопросу о применении части 3 статьи 81 см. определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
<11> Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Президента Российской Федерации, избранного после вступления в силу названного Закона.
Статья 82
1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
О толковании пункта «б» статьи 84 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 N 15-П.
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85
1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 87
1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статья 89
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Статья 90
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
О толковании статьи 91 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П.
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Статья 92
1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
О толковании частей 2 и 3 статьи 92 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П.
О толковании части 2 статьи 92 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П.
2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Статья 93
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
xn--90aexm.xn--80aabz0dag.xn--p1ai
Статья 4. Конституция РФ
Статья 4. Конституция РФАктуально на:
14 августа 2019 г.
Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Составить подборку
Подпишитесь на рассылку
списков новых / измененных правовых документов
Анализ текста
Идет загрузка…
www.zakonrf.info
Конституция Российской Федерации — Краткое содержание статей (оглавление). Источник – http://nashuniver.Ru
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (СТ.1-16)
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (СТ.17-64)
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО (СТ.65-79)
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.80-93)
ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (СТ.94-109)
ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.110-117)
ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (СТ.118-129)
ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (СТ.130-133)
ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ (СТ.134-137)
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ — ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (1-16 ст.)
Статья 1 Понятие РФ.
Статья 2 Права и свобода высшая ценность.
Статья 3 Народ и власть.
Статья 4 Суверенитет РФ (территория).
Статья 5 Состав РФ (равноправие): субъекты (83), республик-21, краев-9, областей-46, городов Ф.З — 2., автономная область-1, округов-4.
Статья 6 Гражданство РФ.
Статья 7 РФ — социальное государство.
Статья 8 Свобода Экономического пространства, перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Статья 9 Земля и природные ресурсы (основы, собственность).
Статья 10 Ветви власти в РФ (разделение властей).
Статья 11 Кто осуществляет власть в РФ.
Статья 12 В РФ признается и гарантируется местное самоуправление.
Статья 13 Идеологическое, политическое многообразие (объединения). Статья 14 РФ — светское государство (религия).
Статья 15 Высшая юридическая сила Конституции РФ.
Статья 16 Глава составляет основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (17-64 ст.)
Статья 17 Права и свободы человека и гражданина (обеспечение).
Статья 18 Права и свободы, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность власти.
Статья 19 Все равны перед законом и судом. (Мужчина и женщина).
Статья 20 Право на жизнь (смертная казнь).
Статья 21 Достоинство личности охраняется (пытки, насилие, эксперименты, опыты).
Статья 22 Право на свободу и личную неприкосновенность (защита чести, доброго имени).
Статья 23 Частная жизнь, личная (семейная) тайна, (переписка, переговоры).
Статья 24 Информации о частной жизни (доступ, использование, распространение).
Статья 25 Жилище неприкосновенно.
Статья 26 Право Национальной принадлежности и родного языка.
Статья 27 Свобода передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 28 Свобода совести, вероисповедания (гарантируется государством).
Статья 29 Свобода мысли и слова (гарантируется государством). Цензура запрещается.
Статья 30 Право на объединение, профессиональные союзы.
Статья 31 Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32 Право участвовать в управлении, избирать и быть избранными равный доступ к государственной службе.
Статья 33 Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34 Право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Статья 35 Право частной собственности охраняется законом. Право наследования.
Статья 36 Право иметь в частной собственности землю.
Статья 37 Труд свободен. распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию право на отдых.
Статья 38 Материнство и детство, семья.(защита).
Статья 39 Социальное обеспечение по возрасту, болезни, пенсии и социальные пособия.
Статья 40 Каждый имеет право на жилище.
Статья 41 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 42 Право на благоприятную окружающую среду.(информацию о ней).
Статья 43 Право на образование (общедоступность, обязательность начального, бесплатность).
Статья 44 Свобода литературного, художественного, научного, технического творчества, беречь памятники истории и культуры.
Статья 45 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. (Каждый вправе защищать свои права).
Статья 46 Гарантируется судебная защита его прав и свобод (самозащита).
Статья 47 Не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, присяжных заседателей.
Статья 48 Право на бесплатную юридическую помощь (адвокат).
Статья 49 Презумпция невиновности.
Статья 50 Осужден за одно и то же недопустимые доказательства, пересмотр приговора помилование или смягчение наказания.
Статья 51 Свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Статья 52 Права потерпевших охраняются законом.
Статья 53 Право на возмещение государством вреда.
Статья 54 Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Статья 55 Отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Статья 56 Ограничения в условиях ЧП (Чрезвычайного Положения).
Статья 57 Обязанность платить налоги и сборы.
Статья 58 Обязанность сохранять природу и окружающую среду.
Статья 59 Защита Отечества является долгом и обязанностью.
Статья 60 Самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 61 Не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству (покровительство).
Статья 62 Двойное гражданство (права и обязанности).
Статья 63 Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Статья 64 Основы правового статуса личности в РФ.
studfiles.net
Ст. 4 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2019 год
Текст Ст. 4 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Комментарий к Ст. 4 Конституции Российской Федерации
Государственный суверенитет — явление, производное от суверенитета народа (нации) и представляет собой атрибутивное свойство государственной власти. Суть его заключается в том, что народ, осознавая себя как единое целое, проживающее на определенной территории, создает механизм государства и передает ему часть принадлежащей народу суверенной власти для защиты его извне и изнутри. Учение о суверенитете разработано французским мыслителем Жаном Боденом (1530-1596) для обоснования существования монархической власти во времена династии Бурбонов в преддверии революционных преобразований этой страны, сводится к трем свойствам этой власти: верховенству, единству и неделимости. Как известно, это не спасло следующего французского монарха от гильотины, но распространило перечисленные свойства суверенитета на республиканские формы правления. Суверенитет современного государства существенно изменился и, с развитием международных отношений, в том числе экономических, созданием глобальных и региональных торговых, политических и иных систем, утратил свои абсолютные свойства. Однако в теории российского конституционного права он по-прежнему понимается как абсолютное свойство государственной власти.
Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 1), Конституцией Россия прямо не объявляется суверенным государством, однако комментируемая статья закрепляет основные свойства суверенной власти: верховенство, единство и неделимость.
1. Так, в ч. 1 данной статьи получает закрепление единство государственной власти, ее распространение на всю территорию страны. Это означает, что никакая часть государства, ни один ее субъект не может быть объявлен независимым, свободным от этой власти, от исполнения ее предписаний, выраженных в установленной законом форме.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
В период так называемого парада суверенитетов большинство республик в составе Российской Федерации (за исключением Республики Ингушетия) приняли декларации о своем суверенитете в составе Российской Федерации, который был признан Российской Федерации в форме Федеративного Договора от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти суверенных республик»*(14). Аналогичный статус был закреплен и конституциями ряда республик в составе Российской Федерации. Однако вступление в силу Конституции России 1993 г. изменило юридическую конструкцию федеративных отношений. В связи с этим Конституционным Судом Российской Федерации было принято Постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором, в частности, говорится: «Положения Федеративного договора, предусматривающие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации»*(15).
В настоящий момент конституции всех республик в составе Российской Федерации приведены в соответствие с ч. 1 комментируемой статьи Конституции.
2. В следующей части комментируемой статьи получает закрепление такое свойство государственной власти, как верховенство. Следует заметить, что в Российской Федерации, как и в любом другом федеративном государстве, государственная власть разделена на два уровня — федеральный и региональный (см. комментарий к ст. 71-73). Поэтому Конституция России 1993 г. подробно регламентирует статус и полномочия федеральных органов государственной власти и вопросы совместного ведения России и ее субъектов (см. комментарий к ст. 5) и весьма скупо определяет самостоятельную компетенцию субъектов Федерации. Подчеркнем, что в ч. 2 комментируемой статьи речь идет о верховенстве федеральной власти, выраженной в установленной Основным законом форме — Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Это означает, что только эти нормативно-правовые акты и изданные в их развитие подзаконные акты, не противоречащие федеральным Конституции и законам, имеют верховенство на всей территории страны. И это не лишает субъекты Федерации в пределах своей компетенции и вопросов ведения права издавать свои нормативно-правовые акты, которые в рамках указанных полномочий будут иметь верховенство на территории данного субъекта.
3. И, наконец, в последней части комментируемой статьи получает отражение такое свойство государственной власти, как неделимость. Еще раз подчеркнем: речь идет о федеральной государственной власти, осуществляемой Россией по вопросам, отнесенным к ее исключительному ведению ст. 71 настоящей Конституции (см. комментарий). Поэтому Конституция в данной части регламентирует только два важнейших качества суверенного государства — целостность и неприкосновенность.
Целостность означает сохранение территориального единства и недопустимость односторонней сецессии (от лат. secessio) — выхода из состава государства какой-либо его части. Дело в том, что Конституция (Основной закон) Республики Тыва, принятая 21 октября 1993 г., предусматривала право Республики на самоопределение и выход из состава Российской Федерации по результатам всенародного референдума населения республики. Правда, за такое решение должно было проголосовать не менее двух третей граждан Республики, обладающих избирательным правом*(16). Для такого подхода были свои исторические причины. Республика Тыва имеет государственную границу с Монголией (т.е. фактическую возможность для выхода), последней была присоединена к бывшему СССР, причем на основе двустороннего договора. Однако после визита в Республику Президента России Б.Н. Ельцина, Верховный Хурал (парламент) Республики добровольно отменил норму Конституции о праве Республики выйти из состава Российской Федерации.
Хотя Конституция России не предусматривает выхода из ее состава каких-либо территорий, это не означает, что теоретически данный акт не может быть осуществлен на основе международного договора. При этом такой договор подлежит обязательной ратификации парламентом страны и должен максимально учитывать интересы России в целом и проживающего на отделяемой территории населения. Другое дело, что конституционно недопустимым считается создание сепаратистских общественных объединений, призывающих к незаконному нарушению целостности государства (см. комментарий к ст. 13).
Неприкосновенность означает защиту от внешнего вторжения на территорию страны иностранных войск и экономической экспансии. Учитывая протяженность границ Российской Федерации и то обстоятельство, что до недавнего времени это были административные, а не государственные границы (с отсутствием таможенной службы и пограничной стражи), это серьезная проблема для нашей страны. Однако процесс демаркации и делимитации границ идет полным ходом и близок к завершению. Разумеется, это не означает, что наша страна намерена отгородиться от всего мира железным занавесом. Контакты с сопредельными государствами и народами могут и должны быть, но они должны осуществляться в законной форме, не угрожающей государственному суверенитету России. При этом само учение о суверенитете нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.
konstrf.ru