Комментарий к ук рф 2019: Комментарий ук рф есаков \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

25.04.2019 00:00

Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Дата подписания: 23.04.2019Опубликован: 25.04.2019

Принят Государственной Думой 17 апреля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2019 года

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2009, N 7, ст. 788; N 52, ст. 6453; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2015, N 1, ст. 81; 2016, N 27, ст. 4261) следующие изменения:

1) в статье 264:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, — наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. «;

в) часть шестую изложить в следующей редакции:

«6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»;

2) абзац первый статьи 2641 после слов «судимость за совершение» дополнить словами «в состоянии опьянения».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Российская газета — Федеральный выпуск: №92(7850)

Является комментарием к

Уголовный кодекс РФ

Комментарии Российской Газеты

Сбежавших с места аварии водителей приравняли к пьяным

Главное сегодня

  • National Review: Запад готовится к завершению украинского конфликта и разделу страны

  • Канцлер Германии Шольц: Китай заверил, что не будет поставлять оружие России

  • Экс-советник Пентагона Макгрегор заявил, что США бросят Зеленского после поражения Украины

  • WSJ: ВСУ потеряли под Артемовском несколько самых подготовленных подразделений

  • Bloomberg: Саудовская Аравия подняла цены на нефть для Азии и Европы

  • В России начинается четырехдневная рабочая неделя с выходным в среду

  • Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 г. N 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа»
  • Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 г. N 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг»

Что значат новые уголовные статьи о призывах к действиям против безопасности России и сотрудничестве со спецслужбами — 7 июля 2022

Общество

7 июля 2022, 14:44

12 комментариевФото: Александр Казаков / «Коммерсантъ»

Поделиться

Госдума приняла закон об ужесточении наказания за действия, направленные против безопасности РФ, в третьем, окончательном чтении. Корреспондент «Фонтанки» попросил юристов прокомментировать наиболее туманные формулировки документа.

Принятый депутатами законопроект вводит в Уголовный кодекс РФ новые статьи: «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства» (280. 4 УК РФ) и «Конфиденциальное сотрудничество со специальными службами иностранных государств» (275.1 УК РФ). Максимально возможное наказание по ним: лишение свободы на срок до 7 и 8 лет соответственно. Кроме того, документ ужесточает наказание за наемничество и предлагает считать государственной изменой переход гражданина РФ на сторону противника в ходе вооруженного конфликта. Участие россиян в военных действиях против интересов РФ хотят наказывать лишением свободы сроком до 20 лет.

Вадим Клювгант, адвокат, партнёр КА Pen&Paper

Фото: скриншот YouTube / Адвокатская газета

Поделиться

«[Понимать под этим будут] всё, что захотят понять соответствующие органы, которые занимаются обвинительной деятельностью, и эксперты, выполняющие их задания. Если осталась какая-то ниша, теоретически не заполненная другими подобными составами преступлений, теперь она будет закрыта. Всё, никаких глубин тут искать не надо.

Применяться будет избирательно, но тут тоже нет никакой новости, всё это происходит по нарастающей давно, а в последнее время особенно активно. Поэтому всё в тренде: продолжение и расширение возможностей той же самой репрессивной политики. Это возможность для избирательного и произвольного применения уголовной репрессии, иначе я не могу прокомментировать.

Наверное, мы с вами можем обоснованно предположить, что никакие иностранные спецслужбы не будут докладывать российским спецслужбам о том, с кем и как они сотрудничают? Соответственно, все эти выводы будут делаться теми должностными лицами, которые осуществляют уголовное преследование в России. Если им не было известно (или они захотят сказать, что им не было известно) об отношениях кого-то с кем-то, почему бы не назвать это «конфиденциальным сотрудничеством»? Человек не написал статью, не прислал покаянное письмо или уведомление. Это всё рассуждения в зоне абсурда. Вы хотите серьёзный правовой комментарий получить к тому, что к праву имеет отношение только с точки зрения формы: название закона, статья с номером. Это всё, что связывает с правом такого рода новеллы в российском законодательстве. Для правовой нормы должна присутствовать правовая определенность».

Павел Чиков, глава правозащитного проекта «Агора»

Фото: Berta Tilmantaite (Nanook)

Поделиться

«Мне кажется, ключевое в [статье о призывах к действиям против безопасности РФ] — это «воспрепятствование исполнению органами власти своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации». Органы по обеспечению безопасности — это не абы какие органы, а вполне конкретные. Очевидно, что прежде всего речь идёт про Федеральную службу безопасности (ФСБ). Помните [ситуацию] с анархистом Михаилом Жлобицким в управлении ФСБ по Архангельской области? Потом было много уголовных дел по оправданию терроризма, в том числе в отношении журналистки Светланы Прокопьевой. В основном все дела были за то, что люди писали какие-то гневные отзывы и призывы в отношении сотрудников ФСБ. Как мне кажется, такие посты теперь могут квалифицироваться по новой статье 280. 4 УК РФ, а разного рода публичные критические высказывания про ФСБ — криминализированы.

Передача иностранцам сведений, угрожающих безопасности [России], — это государственная измена (275 УК РФ). Санкция этой статьи — от 12 до 20 лет лишения свободы. Конфиденциальное сотрудничество — это любое скрытое сотрудничество, направленное против безопасности [государства], там наказание от 8 до 12 лет. То есть это менее тяжкое преступление, чем государственная измена. Соответственно, то, что не дотягивает до госизмены, но по формальным признакам соответствует «конфиденциальному сотрудничеству» и не включает в себя передачу гостайны, будет квалифицироваться по статье 275.1 УК РФ. Статьи о госизмене и конфиденциальном сотрудничестве со спецслужбами дополняют друг друга».

Калой Ахильгов, управляющий адвокатским бюро Kaloy.ru

Фото: скриншот YouTube / Защитник Калой Ахильгов

Поделиться

«В целом это тренд на ужесточение наказаний для военнослужащих, чтобы по понятным причинам они даже не думали как-то менять позицию. Переход на другую сторону — это уже госизмена. Ужесточение наказаний по шпионажу, по самой госизмене — тоже санкции меняются и так далее. Конечно, достанется в том числе и учёным. Как мы понимаем, сейчас у нас основные привлекаемые по статье о госизмене лица — это учёные либо военные журналисты и обозреватели, то есть люди, которые так или иначе касаются информации о военных и технологических достижениях.

Думаю, поводом или причиной для таких изменений [в законодательстве] стали в том числе украинские события. Все эти запросы, возникшие после начала военной спецоперации, оставляли некие пробелы для военнослужащих. Сейчас их закрыли путём внесения этих изменений.

Что касается конфиденциального сотрудничества [с иностранными спецслужбами], его критерий определён очень широко. Сотрудничеством можно считать всё, что угодно, любое взаимодействие. Даже если это будут журналисты, следствие может трактовать это как взаимодействие с журналистами, которые работают на спецслужбы, и так далее. Всё остается на усмотрение следствия, равно как и в случае с публичными призывами к действиям против безопасности РФ. Что такое деятельность против безопасности? Что такое публичные призывы к осуществлению такой деятельности? Это вопросы, на которые сейчас в законодательстве нет ответа.

Принятие этих законов требует прежде всего разъяснения. Наверное, этим должен заниматься Верховный суд — издать какой-то пленум или другой акт, в котором будет указано, что это означает и как трактовать тот или иной термин. К сожалению, практика показывает, что сначала происходит применение статей, а уже потом разъяснение или уточнение. Ярким примером тут служит так называемая «дадинская статья» (212.1 УК РФ). Её тоже сначала использовали для преследования, а потом Верховный суд сказал: «Нет, это немножко некорректно». Боюсь, что здесь произойдет ровно то же самое.

В том, что законопроект одобрят Совет Федерации и президент, у меня никаких сомнений нет. Это не решение Государственной думы, а изменения, которые согласованно поступили из нескольких ведомств исполнительной власти, в том числе силовых и администрации президента. Депутаты просто оформляют законы в нужный вид, а сама идея спускается сверху».

Алина Ампелонская, «Фонтанка.ру»

Фото: Александр Казаков / «Коммерсантъ»Фото: скриншот YouTube / Адвокатская газетаФото: Berta Tilmantaite (Nanook)Фото: скриншот YouTube / Защитник Калой Ахильгов

По теме

  • На энергии грязной бомбы. Как в тушку закона о пропускном режиме запихали дискредитацию на 15 лет

    01 марта 2023, 17:28

  • Выбор между смертью и тюрьмой не стоит — соавтор «военных» поправок в Уголовный кодекс

    21 сентября 2022, 17:09

  • Публичная лотерея. За что штрафуют по статье о дискредитации армии

    04 февраля 2023, 10:39

  • Конфискация имущества — уже в УК: как в Госдуме захотели наказать уехавших

    13 января 2023, 17:53

  • Вечером — закон, утром — репрессии. Как главный юрист России Клишас борется, чтобы всё было по порядку

    19 января 2023, 14:50

УДИВЛЕНИЕ1

ПЕЧАЛЬ4

Комментарии 12

читать все комментариидобавить комментарий
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс. Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Комментарии

12

Новости компаний

Расширение бизнеса в сложившихся условиях требует не только тщательного анализа рынка, но и поиска стратегических партнеров — чтобы отдать на аутсорсинг, например, доставку товаров. Как сделать партнерство взаимовыгодным, какие инструменты выбрать и как избежать ошибок, обсудили эксперты на круглом столе «Фонтанки».

Ольга Трошева — лауреат премии «Влиятельные женщины Петербурга»

Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group), вновь вошла в список самых влиятельных женщин Петербурга. Премию ежегодно вручает газета «Деловой Петербург» в преддверии 8 марта. В этом году церемония награждения состоялась в пространстве Wawelberg Hall на Невском проспекте. Консалтинговый центр «Петербургская Недвижимость», который возглавляет Ольга Трошева, — ведущий эксперт на рынке строящегося жилья Петербурга. Компания анализирует информацию обо всех реализуемых и перспективных жилых…

В Санкт-Петербурге увеличили скорость мобильного интернета

Во всех районах Санкт-Петербурга интернет стал быстрее на 15%. МегаФон завершил здесь один из этапов своей масштабной программы развития сети — рефарминг в диапазоне 2100 МГц. Оператор модернизировал свыше 1500 объектов связи в Северной столице реализовав программу рефарминга — перевода частот, задействованных в сетях связи 3G, в современный стандарт LTE. Рефарминг позволяет без дополнительных ресурсов улучшить качество связи за счет более эффективного управления частотным спектром. Аналитики компании отмечают, что использование частотного…

ТОП 5

1

В столичном отеле петербургский бизнесмен проснулся рядом с мертвой женой и запиской от незнакомца

236 768

1082

ТАСС: Одного из разработчиков вакцины «Спутник» задушили ремнем в Москве

114 024

1013

Путин провел закрытое заседание с членами Совбеза по диверсии в Брянской области

82 498

174

В Пулково экстренно сажают военный ракетоносец

79 405

1055

«Это хлеще Леонтьева и Киркорова». Как «Фонтанка» разбиралась в природе народной любви на концерте SHAMAN

76 245

478

Новости компаний

Исследование использования Россией частных военных компаний

Катрина Доксси, заместитель директора и младший научный сотрудник проекта «Транснациональные угрозы», дала показания перед подкомитетом Палаты представителей по надзору и реформам национальной безопасности о попытках России использовать частные военные компании (ЧВК) для проведения нерегулярных военных операций за границей для поддержки стратегических целей России и распространения российского влияния.


Председатель Линч, высокопоставленный член Гротман и уважаемые члены подкомитета по национальной безопасности, спасибо за возможность выступить перед подкомитетом на тему «Доверенные лица Путина: изучение использования Россией частных военных компаний». Как подчеркивается в этом свидетельстве, в последние годы Россия все чаще использует частные военные компании (ЧВК), такие как группа Вагнера, в качестве инструмента нерегулярной войны, чтобы использовать нестабильность во всем мире для достижения своих собственных геополитических, военных и экономических целей.

Тем не менее, российские ЧВК добились неоднозначного успеха в операциях, они участвовали в нарушениях прав человека, способствовали региональной нестабильности и грабили природные ресурсы в нестабильных государствах. Эти действия создали для Соединенных Штатов и их партнеров возможности использовать уязвимости России, ограничить распространение российского влияния и привлечь ЧВК к ответственности за незаконную деятельность.

Эти показания разделены на три части. В первой представлен краткий обзор российских ЧВК, включая группу Вагнера, а также задачи и цели, которые они чаще всего преследуют. Во втором представлены примеры операций Вагнера в нескольких странах Африки к югу от Сахары, включая их успехи и неудачи, а также эволюцию стратегии российской ЧВК по мере развертывания. Третий касается последствий для Соединенных Штатов.

I. Российские частные военные компании

ЧВК, связанные с российским правительством, регулярно предоставляют учебные и оперативные услуги для распространения влияния Москвы, расширения ее военного и разведывательного присутствия, а также для обеспечения доступа к природным ресурсам и другим экономическим выгодам. Согласно исследованию, проведенному для Группы асимметричных боевых действий армии США, «российские ЧВК используются в качестве средства увеличения силы для достижения целей как государственных, так и связанных с Россией частных интересов при минимизации как политических, так и военных издержек». 1

ЧВК обращаются к Москве на основании их отрицания, отсутствия ответственности государства за их действия, предполагаемой расходуемости по сравнению с российскими силами и более низких затрат. 2 ЧВК технически незаконны по статье 359 УК РФ 1996 года, которая гласит: «Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а также использование его в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет». 3 В связи с этим российские ЧВК не являются юридически зарегистрированными организациями и не платят налоги государству, а значит, не признаются российским субъектом и официально не существуют. 4

Тем не менее, ЧВК тесно связаны с российскими олигархами, близкими к Путину, такими как владелец Вагнера Евгений Пригожин, и большинство из них действуют через неофициальные связи с российским правительством. Сюда входят Кремль, Министерство обороны России (особенно Главное разведывательное управление или ГРУ), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки (СВР). Вагнер, например, управляет учебным центром рядом с расположением 10-й бригады специального назначения спецназа ГРУ в Молькино, Россия. На следующем спутниковом снимке показана основная база, включая штаб, казармы, воздушно-десантные учебные и полосы препятствий, склады оружия и боеприпасов и другие военные объекты, а также объект Вагнера площадью шесть акров, расположенный к северу от основной базы. Эта база Вагнера включает в себя примерно девять постоянных построек разного размера, а также грузовые автомобили, небольшие грузовики и гражданские автомобили. 5

Россия увеличила использование ЧВК в качестве инструмента внешней политики и нерегулярных боевых действий примерно с 2015 года. Этот рост, вероятно, был вызван желанием Москвы расширить свое влияние после того, как она аннексировала Крым в 2014 году, а затем начала войну на востоке Украины, где ЧВК играли ключевую роль. 6 Как показано на следующем рисунке, количество стран, в которых действуют ЧВК по всему миру, увеличилось в семь раз в период с 2015 по 2021 год, с 4 стран в 2015 году до 27 в 2021 году. Сообщается, что российские ЧВК в настоящее время действуют в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе. , Азии и Латинской Америке, в том числе в таких странах, как Центральноафриканская Республика (ЦАР), Ливия, Судан, Мали, Сирия, Украина и Венесуэла. Существуют существенные различия в организации, масштабе, ролях, задачах и механизмах финансирования ЧВК в различных развертываниях. Общие задачи включают обучение и оснащение местных сил, боевые действия, безопасность объектов и персонала, сбор разведывательных данных и информационные операции. 7

II. Деятельность Группы Вагнера в странах Африки к югу от Сахары

Более половины стран, в которых российские ЧВК действовали в период с 2016 по 2021 год, находились в странах Африки к югу от Сахары. В этом регионе Россия нацелилась на богатые ресурсами страны со слабым управлением, включая Судан, ЦАР, Мадагаскар, Мозамбик и Мали. В каждой из этих стран Россия обменивала военную поддержку и поддержку в сфере безопасности на экономические, геополитические и военные выгоды. К ним относятся влияние, права базирования, финансовые контракты и доступ к природным ресурсам, таким как золото, драгоценные камни и запасы энергии. 8

Развертывание ЧВК в странах Африки к югу от Сахары часто выполняет условия или способствует заключению соглашений о дипломатическом сотрудничестве и сотрудничестве в сфере безопасности с российским государством. Масштабы и возможности развертывания PMC — и соответствующие цели сотрудничества в области безопасности — сильно различаются в зависимости от местоположения. Некоторые развертывания небольшие и состоят примерно из 10–15 военнослужащих, которым поручено содействовать поставкам оружия и обучать местный персонал использованию поставленного из России оборудования. Другие крупнее, предполагают более значительные выгоды для российского государства и могут в какой-то степени быть признаны или одобрены на международном уровне. Например, компания «Вагнер» начала свою деятельность в ЦАР, находящейся под эмбарго ООН на поставку оружия с 2013 г. , после того как в декабре 2017 г. ООН предоставила России отказ на отправку инструкторов, оружия и снаряжения в Банги9.0016 9

Москва активизировала свои усилия по заключению соглашений о сотрудничестве со странами Африки к югу от Сахары на первом саммите Россия-Африка в Сочи в 2019 году. В настоящее время идет подготовка ко второму саммиту Россия-Африка, который пройдет в Аддис-Абебе , Эфиопия, осень 2022 г. Отношения Москвы в Африке стали более важными после вторжения в Украину в 2022 г. и последующих санкций против России. Доступ к сырью через концессии на добычу полезных ископаемых и другие экономические возможности в странах-партнерах в Африке могут позволить Москве обойти санкции. Например, подставная компания Meroe Gold, связанная с Вагнером, занимается добычей золота в Судане. Сообщается, что Россия контрабандой вывозит золото из Судана, чтобы поддержать золотую поставку Кремля на сумму 130 миллиардов долларов и уменьшить влияние западных санкций. 10

Однако ЧВК добились разного уровня успеха в разных странах и с разными типами миссий. В большинстве случаев российские ЧВК были больше озабочены достижением собственных геополитических целей и получением финансовой выгоды, чем решением проблем безопасности, для решения которых они были развернуты. Эта динамика усугубляется в тех случаях, когда местный автократический режим больше озабочен использованием российских ЧВК для собственного сохранения, называемого «защитой от переворота», чем для достижения целей безопасности. В оставшейся части этого раздела приводятся примеры развертывания Вагнера в странах Африки к югу от Сахары, которые были относительно успешными, имели смешанный успех или потерпели неудачу.

Одно из самых успешных развертываний Вагнера находится в ЦАР, которая уже десять лет сталкивается с проблемами безопасности со стороны вооруженных повстанческих групп. Первоначально направленный для облегчения передачи оружия и предоставления услуг по обучению и защите, персонал Вагнера стал неотъемлемой частью военных операций по отражению групп повстанцев. Связанные с Вагнером компании также наладили широкомасштабные операции по добыче полезных ископаемых, а также постоянный поток пророссийской пропаганды и дезинформации для продвижения интересов Москвы и обеспечения долговечности своего собственного присутствия. 11

Однако этот «успех» был достигнут преимущественно со стороны Вагнера и режима Туадеры; местное население страдает от растущего насилия и нарушений прав человека со стороны сотрудников Вагнера. В отчете за июнь 2021 года следователи Совета Безопасности ООН зафиксировали массовые нарушения международного гуманитарного права российскими ЧВК в ЦАР, в том числе чрезмерное применение силы, убийства мирных жителей, изнасилования, пытки, захват школ и массовые грабежи, в том числе гуманитарные организации. 12 Аналогичная картина нарушений прав человека возникла в Мали, куда Вагнер направился в декабре 2021 года. 13

Другие операции Вагнера привели к более переменному успеху. Персонал Вагнера был отправлен на Мадагаскар, например, для поддержки и консультирования кандидатов на президентских выборах 2018 года, а также для обеспечения военной подготовки, помощи в обеспечении безопасности и информационных операций. 14 Хотя Вагнер изначально намеревался поддержать кандидатуру действующего президента Хери Раджаонаримампианины на переизбрание, они несколько раз перенаправляли свои усилия как минимум на пять кандидатов, ни один из которых не прошел предыдущие раунды голосования. 15 Аналитикам PMC не хватало базовых знаний о Мадагаскаре, а у некоторых не было предыдущего опыта проведения политической работы на местах. 16 Эти оперативники в конце концов поддержали победителя, Андри Раджоэлину, в более поздних раундах выборов — скорее путем исключения, чем стратегии. Помимо политических неудач, добыча полезных ископаемых ЧВК на Мадагаскаре была встречена забастовками рабочих и общественным сопротивлением. Тем не менее, российские оперативники успешно создали новостную платформу для продвижения пропаганды и, вероятно, получили экономическую выгоду от проектов возрождения в Туамасине. 17

Наконец, развертывание некоторых российских ЧВК полностью провалилось. Около 200 военнослужащих Вагнера прибыли в Мозамбик в сентябре 2019 года, чтобы предоставить оборудование и боевую поддержку для противодействия продолжающемуся исламистскому мятежу в самой северной провинции страны Кабу-Делгаду, а также поддержку пропаганды и дезинформации в обмен на доступ к запасам сжиженного природного газа и другим природные ресурсы, включая алмазы. 18 У Вагнера было мало опыта проведения операций по борьбе с повстанцами в густых зарослях северного Мозамбика и трудности в координации с местными силами, в том числе из-за языкового барьера и взаимного недоверия. 19 После нескольких неудачных совместных наступлений с местными войсками и значительных потерь войска Вагнера отступили на юг в ноябре 2019 года. 20 Хотя в начале 2020 года для поддержки нового наступления прибыли дополнительные войска Вагнера, было уже слишком поздно. 21 В апреле 2020 года вместо Wagner Group была нанята Dyck Advisory Group — ЧВК из Южной Африки с большим опытом работы в регионе. 22

III. Последствия для США

Распространение деятельности российских ЧВК представляет собой умеренную, но серьезную угрозу интересам США и требует скоординированного реагирования. ЧВК являются одним из многих вариантов в наборе нерегулярных военных инструментов Москвы, и их следует рассматривать наряду с другими российскими средствами, а также угрозами, исходящими для Соединенных Штатов от таких государств, как Китай, Иран и Северная Корея; террористические группы и другие негосударственные субъекты; и транснациональные вызовы, такие как пандемии, изменение климата и миграция. Основные опасения США, связанные с операциями российских ЧВК, включают:

  1. Смещение присутствия и влияния США и их партнеров, включая возможности сбора разведданных;

  2. Распространение российской военной мощи и разведывательных возможностей, о чем свидетельствуют такие действия, как преследование Москвой военно-морской базы с выходом к Красному морю;

  3. Дестабилизирующее воздействие на местную и региональную безопасность, что может позволить террористическим организациям и другим насильственным субъектам расширить свою деятельность; и

  4. 901:00 Растущая частота столкновений американских военных и сотрудников разведки с российскими войсками ЧВК и полевыми операциями.

ЧВК, такие как группа Вагнера, имеют явные слабости, которыми США, их партнеры и союзники вполне могут воспользоваться. Возможности привлечения к ответственности «Вагнера» и других ЧВК включают финансовое таргетирование, подотчетность в соответствии с местным и международным законодательством, прозрачность и обмен информацией, а также предложение жизнеспособных альтернатив помощи.

Финансовый таргетинг: ЧВК ориентированы на получение прибыли и зависят от доходов для своего существования, что делает их уязвимыми для санкций и других финансовых ограничений. Более того, относительная монополия Вагнера на российском рынке ЧВК является уязвимым местом. Соединенные Штаты, Великобритания и Европейский Союз ввели санкции против Пригожина и других лиц, связанных с операциями Вагнера, в том числе из-за их связей с Агентством интернет-исследований и вмешательства в выборы в США. Это похвальный шаг вперед, и расширение многосторонней санкционной кампании против российских ЧВК, вероятно, окажет дальнейшее давление на их способность действовать.

Однако финансовые структуры российских ЧВК намеренно усложнены и непрозрачны. Большинство из них полагаются на ряд финансовых посредников, подставных лиц и подставных компаний, чтобы замаскировать свои операции и происхождение. 23 Например, несмотря на наличие слова «группа» в названии, группу Вагнера лучше всего рассматривать как разрозненную подпольную сеть компаний и финансовых посредников, связанных с Пригожиным и российским государством. Эта структура усложняет эффективность санкций и другого финансового таргетирования, которого ЧВК могут избежать, изменив свою операционную структуру и перенаправив и запутав свою финансовую деятельность. Поэтому расширение санкций было бы наиболее полезным в качестве одной из нескольких стратегий по срыву операций ЧВК.

Ответственность в соответствии с местным и международным законодательством: ЧВК не имеют правовой защиты со стороны государства в зарубежных странах и занимаются незаконной деятельностью, в том числе широко распространенными нарушениями прав человека. Без защиты посольства подрядчики ЧВК могут быть подвергнуты юридическим санкциям, тюремному заключению и личному финансовому бремени. Соединенные Штаты и их партнеры должны поощрять руководителей стран, где действуют ЧВК, принимать соответствующие меры против компаний и их сотрудников, когда они занимаются незаконной деятельностью. Международные организации, такие как ООН, сыграли важную роль в документировании нарушений, совершенных Вагнером и другими ЧВК, и такие усилия следует продолжать.

24

Прозрачность и обмен информацией: В дополнение к документированию нарушений прав человека и других злонамеренных действий, связанных с российскими ЧВК, эта информация должна быть широко доступна для общественности и стран, которые могут захотеть сотрудничать с ЧВК. , а также информацию о предыдущих неудачах ЧВК. Благодаря этому процессу обмена информацией западные страны имеют хорошие возможности сосредоточить свои аргументы против российских ЧВК на прозрачности и местных интересах. Напряженность в отношениях с местными сообществами была обычным явлением при развертывании ЧВК, и потенциальные партнеры должны знать истинные издержки и риски партнерства с Москвой. Например, в ЦАР наемников «Вагнера» регулярно обвиняют в преступлениях против местного населения, в том числе в изнасиловании девочек-подростков в деревнях вблизи лагерей ЧВК.

25 Их также критиковали за то, что они возвышали роль полевых командиров и способствовали нарушению прав человека и безопасности. 26 Местные авторские статьи выражают разочарование по поводу того, что русские относятся к ЦАР как к экономической возможности, которую можно использовать без взаимной поддержки развития, или как к мощному элементу конкуренции между Россией и Западом. 27 Даже бывший член правительства ЦАР заметил: «В 2017 году многие думали, что русские сделают то, чего не сделала Франция: начистят страну. Было много надежд, но на данный момент преобладает разочарование». 28

Предлагая жизнеспособные альтернативы:

Многие страны, особенно в Африке, рассматривали российские ЧВК как привлекательное решение проблем безопасности из-за их относительно низкой стоимости и доступности. Однако эти ЧВК отдают приоритет своим собственным интересам и редко пытаются устранить глубинные причины насилия и нестабильности — и фактически могут способствовать обострению местного насилия. Соединенные Штаты и их союзники располагают хорошими возможностями для того, чтобы предложить альтернативу российской помощи посредством дипломатии, иностранной помощи и долгосрочных обязательств по устранению коренных причин нестабильности, отдавая приоритет потребностям, определенным местными партнерами.

Соединенным Штатам нужна скоординированная стратегия в отношении российских ЧВК, включающая широкий спектр дипломатических, разведывательных, финансовых, военных и других действий. Если ей ничего не помешает, Москва, скорее всего, продолжит использовать ЧВК в качестве одного из нескольких инструментов для усиления российского влияния и подрыва интересов США и партнеров.

29 В настоящее время у российского правительства мало стимулов для сокращения использования ЧВК, если только Соединенные Штаты и их партнеры не увеличат расходы и риски. 30 Россия использует такие ЧВК, как Вагнер, для расширения влияния, наращивания потенциала местных партнеров и получения финансовой выгоды. Следовательно, цели США должны заключаться в том, чтобы повысить стоимость и риски использования ЧВК, чтобы Россия не смогла значительно увеличить свое влияние, не смогла укрепить местный потенциал и не смогла получить прибыль. 31

Источники см. в формате PDF.

Канада распространяет уголовную юрисдикцию на Луну

Ниже приводится гостевой пост Майкла Чалуповича, специалиста по иностранному праву в Юридической библиотеке Конгресса, охватывающего юрисдикции Канады и Карибского бассейна.

Канада отправляется на Луну спустя почти 38 лет после того, как Марк Гарно стал первым канадским астронавтом на борту космического корабля «Челленджер». 23 июня 2022 года палата общин Канады приняла закон о реализации меморандума о взаимопонимании (текст меморандума о взаимопонимании можно бесплатно получить в канадском парламенте по запросу) между Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и Канадским Космическое агентство (CSA) об участии Канады в проекте Civil Lunar Gateway. Г-н Гарно, в настоящее время являющийся членом Палаты общин на пять сроков, проголосовал за принятие этого закона. Участие Канады будет состоять из манипулятора Canadarm3 (Canadarm был на космическом шаттле, а Canadarm2 на Международной космической станции (МКС)). В обмен на участие в Canadarm3 канадский астронавт будет включен в миссию Artemis II на лунную орбиту в 2024 году, первую с 19-го века.72 миссии «Аполлон-17», и еще один канадский астронавт полетит к Луне или вокруг нее. Канада станет второй после США страной, один из граждан которой покинет низкую околоземную орбиту.

Художественный концепт Canadarm3, интеллектуальной роботизированной системы Канады, расположенной снаружи Gateway, небольшой космической станции на орбите вокруг Луны. https://www.asc-csa.gc.ca/eng/multimedia/search/image/watch/12642. Используется в соответствии с общими правилами авторского права, Канадским космическим агентством, НАСА. 28 февраля 2019 г..

Хотя большая часть Меморандума о взаимопонимании касается научного сотрудничества и логистики, законодательство было необходимо, чтобы позволить Канаде реализовать статью 13, касающуюся членов экипажа, и, более конкретно, распространить юрисдикцию Уголовного кодекса Канады на предполагаемую орбитальную космическую станцию ​​и лунную поверхность.

Хотя возможность совершения астронавтом преступления в космосе кажется маловероятной, международное право признало такую ​​возможность. В 1967 году Договор по космосу, участниками которого в настоящее время являются 111 государств, включая США и Канаду, включал статью VIII, в которой говорилось:

Государство-участник Договора, в реестре которого находится объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым его персоналом, когда он находится в космическом пространстве или на небесном теле.

Подписание Договора по космосу (Источник: Фото ООН). Фото пользователя Flickr ITU Pictures. Используется по лицензии CC 2.0.

С этой целью в 1981 году Конгресс принял поправки к Разделу 18 Кодекса Соединенных Штатов, чтобы распространить особую морскую и территориальную юрисдикцию США на:

Любое транспортное средство, используемое или предназначенное для полетов или навигации в космосе и занесенное в реестр Соединенных Штатов в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, во время полета этого летательного аппарата, то есть с момента закрытия всех наружных дверей на Земле после посадки до момента открытия одной такой двери на Земле для высадки или в случае вынужденной посадки до тех пор, пока компетентные органы не возьмут на себя ответственность за транспортное средство, а также за людей и имущество на борту.

Статья 22 Межправительственного соглашения 1998 года об учреждении МКС гласит:

Ввиду уникального и беспрецедентного характера этого конкретного международного сотрудничества в космосе: […] Канада, европейские государства-партнеры, Япония, Россия и Соединенные Штаты могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении персонала любого летного подразделения, который является их соответствующим гражданином.

Соответственно, подраздел 7(2.3) Уголовного кодекса Канады предусматривает:

Несмотря ни на что в этом законе или любом другом законе, канадский член экипажа, который во время космического полета совершает действие или бездействие за пределами Канады, которое, если бы оно было совершено в Канаде, представляло бы собой уголовное преступление, считается совершившим это действие или бездействие. в Канаде, если это действие или бездействие совершено

(а) на летном элементе космической станции или в отношении него; или

(b) на любом транспортном средстве на космическую станцию ​​или с нее.

Обвинения в соответствии с этим положением требуют одобрения Генерального прокурора Канады до начала действия.

Поскольку Канада не является владельцем или страной регистрации новой космической станции Lunar Gateway, необходимы обновления законодательства, чтобы распространить уголовную юрисдикцию Канады на эту новую среду. Согласно законодательному резюме (стр. 51), подготовленному Библиотекой парламента, пункт 296(4) законопроекта, который был принят в рамках сводного законопроекта об исполнении бюджета, устанавливает:

Если канадский член экипажа совершает действие или бездействие, которое, если бы оно было совершено в Канаде, представляло бы собой преступление, влекущее за собой уголовное преследование, на летном элементе Лунных врат или в связи с ним, на любом транспортном средстве к Лунным вратам или с них, или на поверхности Луны , это действие или бездействие считается совершенным в Канаде. Если это действие или бездействие совершено членом экипажа государства-партнера, оно считается совершенным в Канаде только в том случае, если оно угрожает жизни или безопасности канадского члена экипажа или совершено в отношении или в связи с ущербом, элемент полета, предоставленный Канадой.

Источники СМИ сообщили об этом положении законопроекта как о любопытстве, но также и как о потенциальной модели для других космических держав. Тем не менее, проблема преступности в космосе уже давно изучается в академических кругах, начиная с запуска спутника «Спутник» в 1957 году, и ее необходимо решить, если предполагается долгосрочное присутствие человека за пределами нашей Земли.

Дополнительная литература

Ли Сешагири, Шерифы космических кораблей и полицейские-космонавты: уголовное право в космическом пространстве, 28 Dalhousie LJ 473 (2005).

Владимир Мандл, Космическое право: проблема космонавтики, перевод «Das Weltraum-Recht. Ein Problem der Raumfahrt», J. Bensheimer Verlag, Мангейм, Берлин, Лейпциг (Германия), 1932, стр. 1-48 в Техническом меморандуме НАСА TM-77760 (1984).

Как Договор об Антарктике 1959 года повлиял на Договор по космосу 1967 года

Подпишитесь на In Custodia Legis — это бесплатно! – получать интересные сообщения, основанные на обширных коллекциях Юридической библиотеки Конгресса и опыте наших сотрудников в области американского, иностранного и международного права.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *